Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АМВРОСИЙ (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ-ВЕЩЕЗЕРОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Амвросий (Рождественский-Вещезеров), архиеп. Тобольский Еп. Амвросий (Рождественский-Вещезеров) 15 июля 1817 года хиротонисан во епископа Вятского . Восстановил пострадавшее после пожара 1819 г. здание Вятской семинарии и преобразовал преподавание в ней; открыл в епархии 3 духовных училища. 28 октября 1822 года возведен в сан архиепископа с назначением на Тобольскую кафедру . Скончался 14 февраля 1825 года. Погребен в Тобольском Софийском соборе . Время управления Амвросием Тобольской епархией совпало с особенными заботами правительства о распространении христианства среди инородцев края. С этой целью была учреждена миссия в киргизских степях, основаны казачьи станицы с церквами и молельными домами. Все это требовало от епархиального архиерея большого личного внимания к событиям и усиленной деятельности. Как человек образованный, Амвросий понимал, что для упрочения дела миссии необходимо иметь образованных священнослужителей, поэтому стремился насколько возможно благоустроить семинарию, улучшить условия обучения. На дело просвещения было обращено главное внимание преосв. Амвросия. Литература Использованные материалы    " Ректоры Вологодской духовной семинарии " , Материалы для истории Вологодской духовной семинарии. Краткие биографические сведения о начальниках и наставниках Вологодской духовной семинарии со дня преобразования в 1814 году до настоящего времени: Вологодские епархиальные ведомости, 1869, 20, с. 768 - 777. Редакция текста от: 09.12.2015 14:57:18 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13497.html

Во дни упомянутых архипастырей появилась с 1817 г. в Сибири разрешенная по ходатайству главы методистов Рихарда Ватсона английская миссия, раздававшая населению книги Св. Писания, переведенные на русский язык с искажениями в протестантском духе. Помимо этих переводов английские миссионеры беспрепятственно распространяли в среде грамотных людей напр. такие изуверские сочинения: – «Таинство Креста» (Mystere de la croia), в которой синоды и вселенские соборы названы «зверем, порождением Вавилона и духом антихристовым», и «Победная Повесть», обещающая торжество над Православием для менонитов, сепаратистов, методистов, пиетистов, квакеров и проч. Стараниями английской миссии был введен в моду по Сибири их «Сионский. Вестник», в котором одновременно с масонскими бреднями проводилось отрицание святости постановлений и преданий Православной Церкви. Против всего этого английского набега на Православие трудно были архипастырям Амвросию и Михаилу что-либо предпринять. Они сами по приказанию учрежденного в 1817 году министерства духовных дел поневоле состояли членами издававшего означенные книги Британского Библейского Общества и были вынуждены отписываться от грозных запросов по поводу их слабого содействия английскому посеву ересей. На глазах у архипастырей Библейское Общество переписывалось с раскольниками и открыто поддерживало их жалобы на духовенство, пользуясь своими влияниями в Петербурге. Помимо раскольников стояли на стороне этого влиятельного общества и все разночинцы и служебные люди Сибири, которые были уже в то время развращены собственным безнаказанным своеволием, обилием преступного люда и влиявшим из внутренней России западным вольнодумством. В такое-то время Тобольский преосвященный Амвросий Келембет покинул кафедру и его место заступил 28 октября 1822 г. Амвросий Рождественский (Вещезеров), святительствовавший до 14 февраля 18252 года, После него архипастырем Тобольским был с 30 сентября 1825 года Евгений Казанцев, переведенный потом в Рязань с 7-го августа 1831 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Во дни упомянутых архипастырей появилась с 1817 года в Сибири разрешенная по ходатайству главы методистов 303 Рихарда Ватсона английская миссия, раздававшая населению книги Священного Писания , переведенные на русский язык с искажениями в протестантском духе. Помимо этих переводов, английские миссионеры беспрепятственно распространяли в среде грамотных людей, например, такие изуверские сочинения: «Таинство Креста» («Mystere de la croix»), 304 в которой Синоды и Вселенские соборы названы «зверем, порождением Вавилона и духом антихристовым», и «Победная повесть», 305 обещающая торжество над Православием для меннонитов, 306 сепаратистов, 307 методистов, пиетистов, 308 квакеров 309 и пр. Стараниями английской миссии был введен в моду по Сибири их «Сионский вестник», 310 в котором одновременно с масонскими бреднями проводилось отрицание святости постановлений и преданий Православной Церкви. Против всего этого английского набега на Православие трудно было архипастырям Амвросию и Михаилу что-либо предпринять. Они сами по приказанию учрежденного в 1817 году Министерства духовных дел 311 поневоле состояли членами издававшего означенные книги Британского Библейского общества и были вынуждены отписываться от грозных запросов по поводу их слабого содействия английскому посеву ересей. На глазах у архипастырей Библейское общество переписывалось с раскольниками и открыто поддерживало их жалобы на духовенство, пользуясь своим влиянием в Петербурге. Помимо раскольников стояли на стороне этого влиятельного общества и все разночинцы и служебные люди Сибири, которые были уже в то время развращены собственным безнаказанным своеволием, обилием преступного люда и веявшим из внутренней России западным вольнодумством. В такое-то время Тобольский Преосвященный Амвросий (Келембет) покинул кафедру и его место заступил 28 октября 1822 года Амвросий Рождественский (Вещезеров), святительствовавший до 14 февраля 1825 года. После него архипастырем Тобольским был с 30 сентября 1825 года Евгений (Казанцев), переведенный потом в Рязань с 7 августа 1831 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Амвросий, архиепископ Тобольский и Сибирский (Рождественский-Вещезеров Алексей) Родился около 1767 года в семье священника Новгородской епархии. Образование получил сначала в бывшей Кирилловской духовной семинарии, а затем в Александро-Невской духовной академии. С 5 марта 1794 года преподавал в той же академии в высшем классе грамматику и греческий язык. С 9 мая 1795 года – преподаватель поэзии. 25 марта 1797 года пострижен в монашество. В ноябре 1798 года зачислен в число соборных иеромонахов Александро-Невской лавры. С 18 февраля 1799 года – преподаватель красноречия, русского и латинского языков. С 26 января 1800 года – архимандрит Спасо-Каменного монастыря, Вологодской епархии и ректор Вологодской духовной семинарии. 27 июля 1804 года переведен настоятелем в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь и в то же время назначен цензором проповедей. В декабре 1810 года Амвросий вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия. 11 сентября 1811 года переведен настоятелем Валдайского Тверского монастыря и 25 октября назначен членом духовной консистории. 26 марта 1812 года определен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. С 28 января 1816 года – настоятель Московского Донского монастыря и председатель Московского комитета духовной цензуры. 15 июля 1817 года хиротонисан во епископа Вятского. 28 октября 1822 года возведен в сан архиепископа с назначением на Тобольскую кафедру. Скончался 14 февраля 1825 года. Время управления Амвросием Тобольской епархией совпало с особенными заботами правительства о распространении христианства среди инородцев края. С этой целью была учреждена миссия в киргизских степях, основаны казачьи станицы с церквами и молельными домами. Все это требовало от епархиального архиерея большого личного внимания к событиям и усиленной деятельности. Как человек образованный, Амвросий понимал, что для упрочения дела миссии необходимо иметь образованных священнослужителей, поэтому стремился насколько возможно благоустроить семинарию, улучшить условия обучения. Делу просвещения было обращено главное внимание преосвященного Амвросия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Настоятелями и насельниками В. м. являлись буд. архиереи: Аарон (Еропкин) , Дамаскин (Аскаронский), Антоний (Знаменский) , Феофилакт (Русанов) , Иустин (Вишневский) , Амвросий (Протасов) , Амвросий (Рождественский-Вещезеров) , Владимир (Ужинский) . Среди старцев В. м. известен молчальник мон. Пахомий († 1886), стяжавший дары молитвы и прозорливости. Др. чтимым подвижником был настоятель В. м. архим. Лаврентий (Макаров; 1854-1876), прежде служивший наместником Киево-Печерской лавры . Архим. Лаврентий установил крестные ходы с чудотворной Иверской иконой Божией Матери в Валдай, Демянск, Боровичи и по уездам Новгородской и соседних губерний. В 1848 г. после крестного хода прекратилась сильнейшая эпидемия холеры, в память об этом событии в 1849 г. определением Синода были утверждены ежегодный крестный ход из мон-ря вокруг г. Валдая и совершение молебнов с 28 июля по 6 авг. Крестные ходы совершались и в престольные праздники - Успения Божией Матери, Богоявления, в день памяти св. Иакова Боровичского (23 окт.). В 1858 г. попечением архим. Лаврентия были изготовлены новая рака для мощей св. Иакова, новая золотая риза с драгоценными камнями для Иверской иконы. При архим. Лаврентии был позолочен иконостас Успенского собора, отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, устроена гостиница для паломников. После открытия в 1861 г. мощей свт. Тихона Задонского на родине святителя в с. Короцком Валдайского у. была основана жен. общежительная община, в создании которой архим. Лаврентий принимал деятельное участие. Архим. Лаврентий погребен в зап. притворе Успенского собора. К нач. XX в. при В. м. действовала школа грамоты для 10 мальчиков-сирот, живших в мон-ре. К 1918 г. число братии В. м. составляло ок. 70 чел.- монахов и трудников, обитель владела ок. 5 га монастырских угодий и 200 га садов, огородов, пахот, пастбищ. 1917-2003 гг. Колокольня Валдайского Иверского мон-ря. 1679–1689 гг. Фотография. 2002 г. Колокольня Валдайского Иверского мон-ря. 1679–1689 гг. Фотография.

http://pravenc.ru/text/153903.html

В такое-то время Тобольский преосвященный Амвросий Келембет покинул кафедру и его место заступил 28 октября 1822 г. Амвросий Рождественский (Вещезеров), святительствовавший до 14 февраля 1825 года. После него архипастырем Тобольским был с 30 сентября 1825 года Евгений Казанцев, переведенный потом в Рязань с 7-го августа 1831 г. Ha Иркутской же кафедре продолжал святительствовать до 5-го августа 1830 г. владыка Михаил Бурдуков. Ему Бог судил видеть в жизни сибирских православных людей несколько светлых лет во время генерал-губернаторства М.М.Сперанского. Преосвященный Михаил служил Сперанскому опытным советником и успел через него довести до сведения правительства о всех бедах и напастях, мешавших распространению православного просвещения. Следствием этих представлений владыки Михаила было издание указа об отобрании зловредных книг (П. С. 3. т. XI, 30191), вызвавшего прекращение английской религиозной пропаганды в Сибири, а также наступил поворот внимания правительства в сторону миссионерского дела среди инородцев, выразившийся в издании указа об отправлении монахов-миссионеров и об отпуске им казенного пособия (П. С. 3. т. XI, 30343). Однако, достигнутые владыкою Михаилом назначительные мероприятия в пользу Православия не имели тогда и не могли иметь существенного значения для жизни обширной Иркутской епархии, потому что как раз в то время, по благосклонности сибирских чиновников, сильно оживилась проповедь ламаизма, которая очень приходилась по грешным вкусам не только бурят, но и других инородцев и даже русских. Поэтому и настойчивое распоряжение Св. Синода в 1828 г. о посылке в область Иркутской епархии способных миссионеров и об устройстве при Тобольской семинарии курсов местных инородческих языков являлось недостаточным противовесом успехам языческой пропаганды. По указу Св. Синода 1823 г. учреждена миссия в Уналашке на Алеутских островах, куда владыкою Михаилом был отправлен молодой 25-летний священник Иркутской Благовещенской церкви Иоанн Евсевиевич Попов-Вениаминов, просветивший алеутов и Камчатский край, прославившийся в науке исследованием об естественных богатствах края и дальневосточных островов и бывший впоследствии под именем Иннокентия митрополитом Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Новгородского, Феофилакта (Русанова) митрополита-экзарха Грузии; протопресвитеров: Иоанна (Державина, обер-священника) и Павла (Криницкого), князя Александра (Голицына, Обер-Прокурора) и графа Михаила (Сперанского); 2) преосвященных митрополитов С.-Петербургских: Михаила (Десницкого) , Серафима (Глаголевского), Антония (Рафальского), Никанора (Клементьевского) и Григория (Постникова) ; 3) бывших начальников и наставников Академии: преосвященных митрополитов: Филарета (Амфитеатрова) Киевского, Ионы (Васильевского) – экзарха Грузии, архиепископов: Сергия (Крылова-Платонова) Рязанского 6 , Амвросия (Рождественского-Вещезерова) Тобольского, Моисея (Богданова-Платонова) – экзарха Грузии, Кирилла (Платонова) Подольского, Афанасия (Протопопова) Тобольского, Игнатия (Семёнова) Воронежского, Мелетия (Леонтовича) Харьковского, Нафанаила (Павловского) Псковского, Венедикта (Григоровича) Олонецкого, Иннокентия (Борисова) Херсонского, Смарагда (Крыжановского) Рязанского; епископов: Иннокентия (Смирнова) Пензенского , Виталия (Щепетева) Костромского и Николая (Доброхотова) Тамбовского; священно архимандритов: Евграфа (Платонова-Музалевского), Серафима (Азбукина), Зосимы (Смирягина), Поликарпа (Гойтанникова), Гаврила (Воскресенского), Никодима (Лебедева), Иосифа (Позднышева) и Климента (Можарова); протоиереев: Герасима (Павского), Иоакима (Кочетова), Петра (Вигилянского), Тимофея (Никольского), Симеона (Платонова), Гаврила (Меглицкого), Димитрия (Вершинского), Иоанна (Шангина), Стефана (Сабинина), Андрея (Окунева), Симеона (Красноцветова), Иоанна (Иванова), Андрея (Райковского), Иоанна (Певницкого); иеромонахов: Леонида (Зарецкого), Анастасия (Любомудрого), Диодора (Ильдомского); иереев: Василия (Разумовского), Ксенофонта (Делекторского), Иоанна (Филаретова), Евграфа (Бенескриптова), Павла (Колоссовского) и Александра (Соколова); 5) наставников – мирян: Стефана (Райковского), Иоанна (Чупровского), Иакова (Орлова), Иродиона (Ветринского), Стефана (?), Василия (Себржинского), Иоанна (Филаретова) 7 , Андрея (Красносельского), Климента (?), Андрея (?), Дмитрия (Вознесенского), Иоанна (Лобовикова), Димитрия (Гусева), Александра (Мишина) и Петра (Шалфеева)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Rodoss...

33.   Гавриил IBopohob, родной брат Арсения, произведен в архимандриты в 1729 г. из иеромонахов Вологодского архиерейского дома, где был и ризничим; управлял Спасоприлуцким монастырем в бытность брата своего в Чудове монастыре (с октября 1729 по декабрь 1730 г.), а по возвращении Арсения из Чудова, переведен в 1733 г. в Спасокаменный монастырь. 33 34.   Арсений III Борщевский, с 1737 по 1762 год, из архимандритов Вологодского Корнилова монастыря. В 1740 г., по указу Св. Синода, он был в С.-Петербурге при погребении Императрицы Анны Иоанновны; в 1748 г. отправлял чреду священнослужения; в 1762 году испросил себе увольнение от управления монастырем, и, приняв схиму, жил в нем на покое до 1764 года, в котором скончался. Погребен в этом же монастыре. 35.   Марк Антонский, киевлянин, с 1762 но 1774 г., из игуменов Колоцкого монастыря. Скончался 8 октября 1774 г. и погребен против крыльца холодной монастырской церкви. При этом настоятеле все монастырские церкви и прочие строения покрыты новым тесом и выкрашены; в соборной церкви у столпов были устроены новые иконостасы из липового дерева и писаны для них иконы; на все это издержано более тысячи рублей; для настилки пола в нижней церкви были заготовлены плиты; кроме ежегодного ремонта церковной обстановки, было приобретено ризничных вещей на сумму до пятисот рублей. 36.   Иннокентий Лавров,с 1774 по 1805 г., из экономов Вологодского архиерейскогоо дома и игуменов Корнилиева монастыря. При этом настоятеле – пол в церкви у преподобных был выстлан плитами; покрыты железом главный собор (холодный) и Введенская церковь с кельями; с 1799 года был устрояем придел во имя св. Александра Невского в северной паперти главного собора и освящен 6 октября 1801 года. В. Архимандриты и ректоры Вологодской семинарии: 37.   Амвросий Рождественский (Вещезеров), с 1805 по 1811 г., из архимандритов Вологодского Спасокаменного Духова монастыря. В 1811 г. он был вызван на чреду священнослужения, после которой переведен в Новгородскую епархию; в 1817 году хиротонисан во епископа в Вятку; оттуда в 1822 году, с возведением в сан архиепископа перемещен в Тобольск, где и скончался в 1825 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

К кон. XVIII в. 98% удмуртов, живших в Вятской губ., были крещены. Вятская и Слободская епархия Вятская и Слободская епархия В 1723 г. при вятском архиерейском доме открылась недолго просуществовавшая начальная школа. В 1735 г. еп. Лаврентий (Горка) учредил славяно-лат. школу, в к-рую были зачислены ок. 400 мальчиков из семей священнослужителей и посадских людей, в школе преподавали студенты Киево-Могилянской академии. Еп. Лаврентий способствовал просвещению вятского духовенства, не допускал неграмотных ставленников к рукоположению, в дек. 1735 г. издал указ, направленный против обычая нек-рых священников, приобщавших младенцев и иногда взрослых вместо Тела и Крови Христовой агиасмой (богоявленской водой). В 1744 г. школа переместилась в Трифонов мон-рь, стала 6-классной, в 1752 г. сгорела. В 1758 г. открылась Вятская ДС, размещавшаяся первоначально в Трифоновом мон-ре, с 1795 г.- в специально построенных корпусах на архиерейской даче, в это время в семинарии обучалось более 700 чел. На Кунгуре и в Соликамске действовали приготовительные школы для поступления в семинарию. В 1760-1772 гг., при еп. Варфоломее (Любарском) , в Хлынове были построены кафедральный собор во имя Св. Троицы с колокольней и трапезной и архиерейский дом. В ходе секуляризации церковных имуществ в 1764 г. В. е. была причислена к 3-му классу, в епархии закрыли 12 мон-рей. По благословению еп. Амвросия (Рождественского-Вещезерова) открылись уездные и приходские духовные уч-ща в Вятке (1818), Сарапуле (1819) и Яранске (1822), был расписан кафедральный Свято-Троицкий собор, в к-ром установили новый иконостас. Имп. Александр I Павлович во время посещения Вятки в 1824 г. наградил еп. Павла драгоценной панагией. Еп. Нил (Исакович) много внимания уделял утверждению в епархии единоверия , освятил единоверческие церкви в Сарапуле, Омутнинском Заводе, с. Перевозном и починке Шаба. Еп. Неофит (Соснин). Фотография. Сер. XIX в. (РГИА) Еп. Неофит (Соснин). Фотография. Сер. XIX в. (РГИА) При еп. Неофите (Соснине) в Глазове, Елабуге и Сарапуле в 1843-1850 гг.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Окончательно архитектурный ансамбль храма оформится в 1894 году: добавятся представительная колокольня и неотапливаемый придел, освящённый в честь Богоявления Господня. Между тем Трифон Вятский, игумен Успенского монастыря города Хлынова (Вятки), с нетерпением ожидал из Казани грамоту уже от нового царя, Михаила Фёдоровича Романова, на строительство Никольского храма в Христорождественском монастыре. (Казань в этой истории фигурирует не случайно: Вятские Поляны поначалу входили в состав Казанской епархии. Только в 1791 году село вошло в состав Вятской епархии). Преподобный Трифон лично благословил возведение Никольской церкви и, скорее всего, присутствовал на её закладке, вторично посетив Вятские Поляны. К 1615 году в монастыре было два деревянных храма - Христорождественский для монашеской братии и Никольский - для местных мирян. В 1780-е году монастырь упразднили по секуляризационному указу Екатерины Великой от 1764 года, а в 1783-м здание Никольской церкви сгорело при пожаре. Храм восстановили, и уже 21 июля 1784 года заново освятили во имя Николая Чудотворца. В 1818 году, 14 мая, благочинный округа, священник Иоанн Минеев получил храмозданную грамоту от епископа Вятского и Слободского Амвросия (Рождественского-Вещезерова). Это было разрешение на строительство вместо старой и ветхой деревянной церкви нового каменного храма с двумя престолами - Ильинским и Богоявленским. Примечательно, что каменный Никольский храм собирались строить ещё в 1812 году. Епископ тогда разрешил церковному старосте села Вятские Поляны Григорию Яковлеву перекрыть ветхую крышу деревянной Никольской церкви с условием выстроить вместо неё каменный храм, но тогда у прихожан не нашлось для этого средств. Однако к 1818 году деревянная церковь " пришла к такому разрушению, что во всякое дождливое время во многих местах имеет течь " . Сельчане решили " построить каменную церковь: холодную во имя святителя Николая, а тёплую с двумя приделами - по правую сторону Богоявления Господня, по левую во имя пророка Илии " , с условием установить кирпичные сараи и бесплатно возить песок на стройку.

http://sobory.ru/article/?object=09035

  001     002    003    004    005    006