В 1784 году посвящен в священника  Иоанно-Предтеченской церкви, что в 1 Кадетском корпусе, где кадетов обучал разным предметам в продолжение 25 лет, а за отсутствием законоучителя и закону Божьему. В 1798 году произведен в протоиерея. В том же году пожалован наперсным крестом и определен духовным цензором в Санкт-Петербургской гражданской цензуре; с этого времени, по требованию светского начальства, от духовного употребляем был в важнейшие дела увещатетелем. В 1799 году избран членом Императорской Российской Академии наук. В 1804 году 4 марта  награжден камилавкой. В 1808 году определен благочинным. В 1809 году 22 февраля  переведен из корпуса в Петропавловский собор; в то же время ему дозволено употреблять при служении палицу и быть присутствующим в духовной консистории. В том же году 23 апреля, при высочайшем рескрипте на его имя, награжден орденом Святой Анны 2 степени; в том же году определен ректором училищ и членом конференции Духовной академии. В 1818 году по докладу Святейшего Синода, всемилостивейше награжден из императорского кабинета митрой; в 1825 году награжден алмазными знаками ордена Св. Анны. В 1826 году, по отбытии Святейшего Синода в Москву, до прибытия армии и флотов обер-священника, присутствовал  в синодальной конторе. Скончался в 1831 году.  10) Протоиерей Тимофей Алексеев Вещезеров, сын дьячка. По окончании курса в прежней Александро-Невской академии, с 1795 года, в течение 6 лет, в той же академии обучал немецкому и латинскому языкам, математике, поэзии и риторике. 5 июня 1800 года  посвящен в священника  Благовещенской церкви, что на Васильевском острове. В 1803 и 1804 годах в Благовещенской церкви преподавал катехизис. 18 октября 1806 года переведен в новоустроенную Троицкую дирекционную церковь , где в течение 6 лет обучал Закону Божьему и российской словесности воспитанников дирекционных; в 1810 году произведен в протоиерея. 31 декабря 1811 года  всемилостивейше пожалован фиолетовой скуфьей. В том же году, по назначению комиссии духовных училищ, ревизировал уездные и приходские училища в Санкт-Петербургской и Псковской епархиях, равным образом, Псковское семинарское правление по внешнему его управлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

241 Вот магистры нашего курса: Тим. Барсов, А. Катанский , Ник. Барсов († и. д. орд. проф. СПб. акад.), Е. Мегорский (рект. Новгор. сем., † настоят. Казан. собора в СПб.), А. Тачалов (псал., потом прот. Висбаденской ц., † настоят. Парижской посольской ц.), Ив. Образцов († прот. спб. Вознесенской ц., проф. спб. Историко-филол. института, член Учебн. ком. при Св. Синоде), иером. Владимир Никольский († еп. Нижегород.), Г. Пеньковский († препод. Новгор. сем.), Ф. Елеонский († засл. орд. проф. СПб. акад.), О. Щербицкий († инспект. Литовской сем.), Н. Благовещенский († директ. народн. учил.), А. Некрасов († и. д. орд. проф. Казан. акад.), Андрей Вещезеров († препод. Тверской сем.). С правом на степень магистра, по представлении новых сочинений, – Ф. Смирнов († секр. Литовской консист.), П. Иовлев († прот. спб. Конюшенной ц.), В. Голубков († испект. Яросл. сем.). 242 Из кандидатов нашего курса самым выдающимся и занявшим самое высокое положение среди всех своих однокурсников оказался Алексей Алексеевич Опоцкий, псковской уроженец, еще здравствующий, ныне Высокопреосвященный архиепископ и член Св. Синода Алексий, пребывающий на покое в московском Донском монастыре. А. А. Опоцкий, общий всего курса любимец за свою доброту и симпатичный характер, 1864 – инспект. Виленск. дух. учил., 1871 – прот. гроднен. Софийск. соб. и законоучитель Гроднен. гимн., 1872 – утвержд. в степ. канд. богосл., 1891 – архим. и рект. Литовск. сем., 1893 – еп. Балахн., вик. Нижегор., 1896 – еп. Вятский, 1901 – архиеп., Экзарх Грузии, 1905 – архиеп. Тверской и член Св. Синода, 1910 – на покое в моск. Донск. мон., с управлением его. Не раз случалось мне слышать восторженные отзывы о нем как законоучителе гимназии, от бывшего его питомца, орд. академика Академии наук и директора с.-петербургского Историко-филол. института, В. В. Латышева. Помнится, в первый раз слышал их от этого глубокоученого академика при посвящении Преосв. Алексия в Александро-Невской Лавре, куда горячий его почитатель, В. В. Латышев, нарочно прибыл, чтобы видеть хиротонию своего бывшего законоучителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Николая Чудотворца и св. Илии Пророка; в эти дни пред иконами этих святых совершаются особые молебны с водоосвящением, а в Николин день – и с акафистом Святителю. В день Тихвинской Божией Матери 26 июня, как выше замечено, бывает всенощная и молебен с водоосвящением в церковной часовне. По домам прихожан со св. водою, кроме праздника Богоявления, причт ходит только в храмовый праздник Успения; в другие же придельные праздники этого не бывает. В праздники св. Пасхи и Рождества Христова обычай славления со крестом в Спасо-сенновском приходе еще сохраняется. Как на особенность, можно еще указать на то, что с 1884 г. введено в церкви, по четвергам, после поздней литургии, служение молебна Божией Матери, с акафистом Успению. За служение этих молебнов прихожанами сделан особый вклад в 3,000 руб., проценты с которых и идут в пользу причта за труды по этому молебствию. Управление церкви Как приходская, Спасо-сенновская церковь находится под ведением епархиального начальства, а ближайшее наблюдение над церковью имеют о.о. благочинные. Благочинными над Сенновскою церковью были следующие протоиереи: Алексей Сильницкий с 1800 до 1812 г., Тимофей Вещезеров (1812–31 г.), Тимофей Никольский (1831–47), Андрей Райковский (1848–53 г.), Иаков Предтеченский (1854–64 г.), Александр Соколов (1865–84 г.) и Иоанн Гратинский за отказом от должности благочинного о. Соколова, вступивший в эту должность в июне текущего 1884 г. С 1867 г. по распоряжению епархиального начальства, кроме настоятеля, при церкви есть еще особая должность, состоящая в заведывании церковною утварью и библиотекою. В соборах лица, эту должность выполняющие, называются «ключарями» и подучают за свои труды жалованье; но при нашей церкви ни названия «ключарь» лицу, эту должность исполняющему, не усвоено, никаких преимуществ и никакого вознаграждения ему не дано; исполняет эту должность со времени ее учреждения (указ дух. консистории от 17 августа 1867 г.), составитель сего описания, Протоиерей Иоанн Образцов. Августа 1884 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Встретив на пути Феофиловской волости засеку, они разбили ее и затем дошли до Вещезера; оттуда отправились к Чаронде (Вытегорского уезда), потом на реку Свирь, где совершили разные злодейства и, между прочим, убили воеводу Константина Ртищева с сыном, а жену его и дочерей взяли в плен. Слух об этих злодействах носился повсюду в Олонецком крае. Братия Свирской обители приняла меры предосторожности для спасения церковного достояния. Наиболее драгоценные вещи были собраны и с описью препровождены в Кириллов монастырь, как место более безопасное; колокола зарыли в землю. Шайка, перешедшая с Вытегорских краев на реку Свирь, спустилась по реке вниз до самого истока, до селения Сермаксы, оставив повсюду следы разбоя и грабежей. Наконец разбойники устремились на разорение Свирского монастыря. Мирные пустынножители не могли оказать им никакого сопротивления. Многие из братии разбежались по лесам и по окрестным селениям. Злодеи вошли в монастырь и посредством истязаний и пыток стали требовать от оставшихся в монастыре монахов золота и серебра. Но никто не решился выдать разбойникам монастырской казны, которая была спрятана в церкви, под полом. В этих пытках замучено из братии 27 человек, да 32 человека из числа монастырских работников. Разграбив монастырь, что только можно было в нем разграбить, и упившись кровью, злодеи отошли от Свирской обители в Никифоровскую пустыню, за 90 верст. Никифоровскую пустынь они так же сожгли и умертвили до 95 человек братии. Но, наконец, выведенные из терпения, Олончане решились разделаться с разбойниками, и вот на обратном пути их, Олончане собрались большими толпами, встретили разбойников и разбили шайку, без всякой пощады. В некоторых селениях близ Олонца до сих пор существуют курганы, где были зарыты убитые поляки. С этими могилами в народе соединено много интересных преданий. Набег поляков был при игумене Паисии, который вступил в управление монастырем в 1608 г. Надо полагать, что Паисий погиб, вместе с прочей монастырской братией, во время разгрома.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

С восшествием на престол царя Василия Ивановича Шуйского, Дионисий на первых же порах обратился к нему с челобитной, в которой ходатайствовал о закреплении жалованных монастырю грамот о том, что все оброки с монастырских, земель и угодий и с крестьян, на тех землях поселившихся, должны поступать на монастырский обиход. Царь Василий Иванович закрепил жалованные монастырю грамоты, и кроме того повелел еще, чтобы доходы и пошлины с торговых людей, приезжающих в обитель на праздник Св. Троицы торговать, поступали также на монастырское строение и на темьян и на ладан и на вино церковное. «А кто – сказано далее в грамоте – игумена, или старцев или слуг их изобидит чрез сю мою грамоту и тому от меня Царя и Великаго Князя Василия Ивановича всея России быть в великой опале» 9 . Троицкая ярмарка, о которой упоминается в грамоте, существует почти с самого основания обители и продолжает существовать до сих нор. В первое время правительство почти не обращало на нее внимание, так как размеры торговли были ничтожны. Она ограничивалась лишь торговлею окрестных жителей, приезжавших на праздник в Свирский монастырь. В последствии, когда торговое движение ее приняло более значительные размеры, правительство стало требовать в казну таможенных пошлин. Только при Царе Василии Ивановиче, в виду той пользы, какую ярмарка приносила краю, велено было все доходы и таможенные пошлины с ней отдать в пользу обители. Из истории известно, что в начале XVII столетия, во времена самозванцев, шайки поляков, преследуемые и разбиваемые в более населенных центрах русского государства, бродили по окраинам России, производя над беззащитными деревнями и местечками грабежи и насилия. Шайки эти появлялись и в Олонецком крае, а именно: в Каргопольском, Пудожском и Вытегорском уездах. Одна из таких шаек в 1612 или 1613 г., сделала нападение на укрепленный Кирилло-Белозерский монастырь, но была здесь отбита. Испытав безуспешность против богатой, укрепленной стенами обители, разбойники обратились на. волости Коротецкую и Вещезерскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

67 Преосв. Христофор, обозревая церковь в 1852 году, указал на эту икону как на редкость, и выразил, что она стоит описания. Опишем ее для лю­бителей священных древностей. На иконе изображены четыре концентрических круга разных цветов. В первом круге, голубом, изображены звезды; во втором, тем­новатого цвета – меньшие звезды; третий круг красный, лучеобразный. В четвертом, среднем круге – трон серебряного цвета, на семи столпах, а под ними облака. На троне восседает «премудрость Божия», лик ее красноватого, огненного цвета, в золотой, с камнями, короне. Одежда Софии – в виде красного, с золотом, стихаря, с полосами и поясом златовидными. В правой руке ее – перо, а в левой, обви­той золотым поясом, в виде ораря, свиток. Над главой Софии – Иисус Хри­стос, благословляющий обеими руками; направо от Софии – Божия Матерь, с Иису­сом Христом благословляющим; направо – Иоанн Предтеча, в одежде из вер­блюжьей шерсти; правая рука его сложена для крестного знамения; левая держит хартию, с словами: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира, помилуй нас». В верхней части иконы – темно-синий небесный свод с светилами небесными, поддерживае­мый 6 Ангелами. Среди Ангелов – престол, на котором Евангелие, а над Еванге­лием – Дух Святый, в виде голубя. На полях надпись: «Святая София Премудрость Божия». Икона эта из старой церкви перенесена в ныне существующую. 68 В описании рассказывается об исцелении одного крестьянина Тихвинского уезда, около 3 лет страдавшего болезнью ног. Когда он, узнав по видению свыше, что в Старой Ладоге, в Георгиевской церкви, есть икона Скорбящей Божией матери, дал обет отслужить пред иконою молебен, то было исцелен. Расска­зывают еще, что когда, при упразднении этой церкви в 1838 году, церковное имущество ее было передано Успенскому монастырю, то икона Скорбящей Божией Матери была возвращена из монастыря в Георгиевскую церковь , так как, будто бы, сама Богородица дала такое приказание игуменье монастыря Февронии, явившись ей во сне. Монастырский священник Матвей Вещезеров отслужил пред иконою молебен, и икона возвращена была в Георгиевскую церковь . Во время об­щественных крестных ходов по ближайшим к Старой Ладоге, селениям, икону эту всегда берут из Георгиевской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

58. С Сытколского женщина Екатерина была больна галической болезнью; здрава стала. 59. Октября в 28 день. Надпорожской волости, села Покровского, крестьянина Харитона Стефанова дочь, девица Феодосия, больна была падучей болезнью; здрава стала. 60. Ноября в 8 день. Кирилловской волости, деревни Шертина, крестьянина Артемия Семенова, сына Тетерина, жена Фекла, Исаакова дочь, кровоточива была; здрава стала. 61. Декабря в 22 день. Из Пешехонья, сын боярский Никифор Филиппов, сын Наурин, привозил жену свою Ксению, Елизарьева дочь, а она одержима была болезнью галической; здравие получи и отъиде. 62. Января в 4 день. Чаронского округа, Вещезерской волости, Петровского прихода, Шобунинской деревни, крестьянина Иоаникия Кирнякова, сын его Иеремий страхом одержим бысть велиим, бесов видел и душили его; и молитвами святейшего Никона здрав стал. 63. Ферапонтова монастыря, служка Иван Кривозубов болен был, бесовский шум слышал и хотели задушить; молитвы говорены, стал здрав. 64. Из-под Вологды же, сын боярский Василий Вараксин болен был галической болезнью; здрав стал. 65. Января в 14 день. Итколской волости, прихода Рождества Богородицы, диачка Василия Федотова жена Мариамна, Авксентиева дочь, больна была изумлением и страшилась; молитвы говорены, здрава стала. 66. Государевой дворцовой волости, с Бору, крестьянка Васса больна была черной болезнью; здрава стала. 67. Из-под Вологды, Масленой волости, боярская крестьянка Ксения, литовка родом, болела галической болезнью; стала здрава. 68. Января в 15 день. Вологодского уезда, Кузмерской волости, деревни Афилихи, Фроловского прихода, крестьянин Андрев Вохрамеев болен был падучей болезнью; абие исцелел. 69. Января в 20 день. Белоезерского уезда, из Озадков, Федора Яковлева жена Анна, Никифорова дочь, больна была забытной болезнью, а по ночам находило и давило; молитвы говорены и бысть здрава. 70. Из Череповца, прихода Спаскова, деревни Вартовские, крестьянин Евстафий иродионов болен был черной болезнью; здрав бысть. 71. С Бору, с погоста, крестьянка Васса болела падучей болезнью; здрава стала (см. 66).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ch...

Веретьево, урочище (Вещезерский погост). Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая Вещезерская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной , Рождества Пресвятой Богородицы , Георгия Победоносца Год постройки:1809. Адрес: Россия, Вологодская область, Кирилловский район, прим 3км северо-восточнее села Ракула (Троицкий Вещезерский погост, на современных картах - ур.Веретьево) Координаты: 60.4189, 38.7137 Проезд:С автодороги Вологда - Вытегра поворот по указателям Чарозеро, до д. Ракула, далее по полевой грунтовой дороге около 3-4 км. Дорога ведет к Вещозеру, до церкви проходима для легковых автомобилей, зимой не чистится. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Вещезерская Троицкая церковь. Каменная церковь с колокольней, построенная в 1809 году, имела три престола: 1) во имя Живоначальной Троицы (в соборе); 2) в честь Рождества Богородицы; 3) во имя великомученика Георгия (в трапезе). http://www.kirmuseum.ru/issue/article.php?ID=2440 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=23070

   001    002    003    004    005   006