составитель Терещенко Т. Н. ГНЕВ А особливо всегда будет пренужно предостерегаться от гнева, и ропота, и душепагубной клятвы, от которых да избавит тебя Всемогущий Господь и да просветит твой ум, душу и сердце к рассуждению добра и зла и всех козней противного (прп. Лев, 20). Познайте и корень гнева и ярости: он есть гордость; противоположным ему смирением исторгайте его при помощи Бога, призирающего на смиренные (прп. Макарий, 20). Из письма твоего вижу: успокоение твое в совести получила и остерегаешься с кем-нибудь немирствия, но на гнев часто воспаляешься, а это противоположно первому намерению; из этого видно, что, остерегаясь от порока, допускаешь входить в тебя о себе мнению, ибо гнев есть порождение гордости, и где есть падение, там предварила гордость; ежели будем во уме иметь Христово смирение и сами смиряться, то гнев угаснет (прп. Макарий, 20). Жалуетесь на поползновение свое от гнева. Не должно много смущаться за это, но, познав, что имеете в себе залог этой лютой страсти, попекитесь при Божией помощи о исцелении ее. Но она не может исцелиться без того, чтобы кто нам ее не показал, а вам показывают ее дети смотрением Божиим, чтобы попеклись об исцелении ее. Смущен я был и не говорил ( Пс. 76, 5 ), – пишет Давид. Да надо еще укорять себя, а когда пройдет смущение страсти, тогда можно сказать им с кротостью, что больше и на них подействует, и вам послужит в пользу (прп. Макарий, 20). Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой и самоукорением не утишится твое сердце (прп. Иларион, 24). Особенно остерегайся гнева, который не творит правды Божией ( Иак. 1, 20 ). Молись и перечитывай мои письма, в которых не раз тебе было сказано: ежели не исполняем заповеди Божией: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас, молитесь за обижающих вас и гонящих вас ( Мф. 5, 44 ), – то чем различествуем 63 от язычников, которые только любящих любят! Ежели хочешь гневаться, то гневайся и негодуй на невидимых поджигателей, которыми ты была окружена, как видела в видении. Они-то всех стараются путать и запутывать под благовидными предлогами, как хищные и злобные волки в овечьих кожах. Поэтому будь благоразумна, и осмотрительна, и осторожна, чтобы не спешить огорчаться, чему последует душевредный гнев и негодование и прочее (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. ЛЕНОСТЬ Леность есть немалый порок и полагается в числе смертных грехов, то и надо себя нудить к исполнению наших обязанностей, просить Бога о помощи, не надеяться на свою силу. Он, видя таковое наше произволение, даст силу и крепость и поможет одолеть расслабленную леность, но без нашего тщания и произволения и Бог не помогает. В случае же немощи и бессилия да заменяет эти наши бездействия: болезнь сердечная, сожаление и смирение (прп. Макарий, 20). Вы жалуетесь на леность. Да, она часто нападает на труждающихся в благочестии, а при оплошности нередко овладевает. Для прогнания этой страсти отцы святые советуют держаться памяти смертной, вечных мук и блаженства праведных, руководясь при этом смирением, которое, низводя на нас милость Божию, совершенно освобождает от плена лености (прп. Макарий, 20). Против лености – бодрость и страх Божий (прп. Макарий, 20). Унынию и лености в плен себя не отдавать, но молитвой краткой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную», – их отражать (прп. Антоний, 20). Касательно препятствий и лености на молитве, также и другой борьбы душевной, помните всегда слово евангельское, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ( Мф. 11, 12 ) (прп. Амвросий, 1). Бывает у тебя в прохождении молитвы сон, леность, тоска и охлаждение ко всему по несколько дней и даже неделю. Очень может быть, что ты окрадена была перед этим сопротивником тайным тщеславием, гордостью, или осуждением, или гневом, или чем другим. Вот враг душевный и насилует нашу природу, чтобы в праздности и разленении иждивали дни свои вместо того, чтобы готовиться к вечности. Сон моея лености готовит вечную муку 153 . И промыслительно бывает с великими подвижниками, что благодать как бы на время отступает, чтобы познал человек более немощь своего естества и более прибегал к Богу, прося Его помощи и заступления. Это время для великих подвижников, борющихся и труждающихся в молитве, самое благоприятное для восприятия великих венцов, так как Царствие Божие силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ( Мф. 11, 12 ). А если мы и побеждаемся своей немощью, не будем унывать от этого, но паче смиряться и подвизаться при помощи Божией. Сила Божия в немощи совершается (прп. Анатолий, 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. СКУКА Приходящая скука супруге… конечно, есть от врага, она себя понуждает к исполнению совета, данного ей на спасение, а враг это ненавидит, наводит скуку: надо потерпеть и не покоряться на разрешение, и Господь поможет – скука пройдет (прп. Лев, 20). Делающаяся с тобой скука Промыслом Божиим попускается к искусу твоей к Нему веры и любви и называется духовный крест. Ежели бы ты имела внешние скорби: поношения, досады, укоризны, во всем нужды и терпела их со смирением, то избежала бы этого внутреннего огорчения. А как ты находишься от всех тех невольных прискорбий свободной, то и налагается духовный крест, чтобы не быть осужденной за праздность и спокойствие. Ты должна не малодушествовать в оном, но принимать и терпеть великодушно и благодарить Бога, все премудростью Своей устояющего к нашей пользе. Бывает причиной оного и тщеславие, мнение о себе и похвала от людей (прп. Макарий, 20). Пишете, что скука и грусть вам без отряды. Это испытание вашей веры и любви к Богу – они противными искушаются, а между тем это же самое приносит вам и смирение, но не отчаивайтесь в милости Божией: крест и тяжесть эта, может быть, восполнят скудость деланий ваших (прп. Макарий, 20). Пишешь, что находит на тебя скука, и тогда ничто не помогает, и читать не можешь. Ты вышла на духовную брань и, не бывши еще на сражении, ищешь награды – душевного спокойствия; оно даруется тем, которые претерпели многие раны на брани, пали и паки восстали, обвязав свои раны, и бодро стоят на сражении (прп. Макарий, 20). Советую вам ободрять себя молитвой, хоть краткой, и упованием, что как после зимы и суровой непогоды приходит приятная весна, так и после скуки не замедлит показаться приятная отрада, а посему этой надеждой и утешайте вы себя (прп. Антоний, 20). Скука – унынию внука, а лени – дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь (прп. Амвросий, 2, ч. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Не похвально, что побеждаешься от помыслов и падаешь, но то еще хуже, что отчаиваешься. Мы находимся в борьбе, падаем и восстаем, и мужественнее на брани бываем, но отнюдь не надо отчаиваться, а смиряться и каяться, хоть и стыдно, но должно. Знай же, отчего бывает сильнее брань и побеждение: от мнения о себе, от осуждения ближних, от излишней пищи и покоя телесного (прп. Макарий, 20). Советую вам не отчаиваться и не унывать, а во всем на Бога уповать, Который силен есть сохранить и вас, и ваше дитя. Молитесь всегда Святой Троице и читайте: «Пресвятая Троице, помилуй нас» и прочее до конца. И когда приходит, как темная туча, сомнение за жизнь, говорите: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покровитель мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе!» И Господь оживотворит надежду в сердце вашем на спасение Его (прп. Антоний, 20). Забыл было вам сказать об отчаянии, которое святой Иоанн Лествичник почитает хуже всякого греха. Во всяком грехе человек может покаяться, имея твердое намерение вперед на то же не возвращаться и таким образом получить прощение и милость от Господа. А отчаявшийся что может сделать и что получить? Поистине отчаяние хуже всяких зол. Положим, что человек иногда много и очень страдает, но мало таких людей, которые страдают по примеру праведного Иова. Большая часть страдающих из нас подвергается страданиям как следствиям или неправильных мыслей и мнений, или ошибочных действий. Но есть для страждущих и утешительное слово апостола: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает ( Евр. 12, 6 ) (прп. Амвросий, 1). Нет греха, побеждающего милосердие Божие, хочет бо всем спастись и в разум истины приити ( 1Тим. 2, 4 ). Поэтому отложи свое неразумное отчаяние и старайся соблюдать заповеди Божии, а в чем согрешишь, кайся и исправляйся. Все скорби, постигающие тебя, терпи по слову Божию: терпением вашим спасайте души ваши ( Лк. 21, 19 ), ипретерпевший до конца спасется ( Мф. 10, 22 ). На домашних гнева не держи, а молись за них и за всех ненавидящих и обидящих тебя, и милостью Божией спасешься, аще сотворишь сие, т.е. заповеди Божии (прп. Амвросий, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. ГОНЕНИЯ Первейшее и самонужнейшее… средство к примирению с обидящими и гонящими нас есть молить о них по заповеди Христовой (прп. Лев, 20). А насчет неудовольствий, по мнению вашему, от собратий, то всечасно просим и молим Премилосердого Владыку нашего, Создателя и Промыслителя, дабы даровал нам, бедным, разум для беспогрешительного обхождения с ними и в находящих [искушениях] дабы ниспослал терпение. В таковых случаях пренужно вспоминать себе для утешения авву Кира, коего все братство выгоняли и хухнали 64 и из трапезы и пр. Но он при исходе из тела благодарил их, что они его искушали; вместо же того он от бесов пребыл неискушаем. Да еще вам припомню: батюшку, всеобщего нашего отца Феодора, скажите – где любили?.. И святой апостол пишет, что хотящие благочестно жить гонимы будут (см. 2Тим. 3, 12 ) (прп. Лев, 30). Не удивляйся и не ужасайся. Апостол пишет: все, желающие жить благочестиво… будут гонимы ( 2Тим. 3, 12 ), если не от людей, так от бесов, и Господь глаголет: враги человеку – домашние его ( Мф. 10, 36 ). Терпи все и смиряйся, тогда будет и хорошо, и спокойно (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Назидания со всех сторон на нас так и сыплются, только остается не отвергать, а принимать великодушно или хоть терпеливо переносить. Нездоровится нам телесно – ободряет нас святой апостол Павел, глаголя: если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется ( 2Кор. 4, 16 ). Поносят нас и обвиняют на стороне, в это время да вспоминаем евангельские слова Самого Господа: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Возрадуйтесь в той день и взыграйте, ибо велика ваша награда на небесах и награда вечная ( Мф. 5, 11–12 ). На земле же все временно, и кратковременно, и скоропреходяще. Скоро все проходит, как приятное и отрадное, так и прискорбное и болезненное. Ежели мы избрали для себя путь благочестия, то должны помнить и не забывать апостольское слово: все, желающие жить благочестиво… будут гонимы ( 2Тим. 3, 12 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. ПРОШЕНИЕ Будем возводить очи свои всегда ко Господу и Тому возвещать все требования наши и печали сердца. От Него всякое благо, и всяк дар, и созидание. Он дает блага просящим у Него, и тебе пошлет все по Своей благости (прп. Моисей, 20). Одно воззрение на Всесильного Господа и воззвание к Нему поддерживает бедную душу (прп. Моисей, 20). Пишешь, что тебя муж отослал, и ты, не имея пристанища себе настоящего, какого бы желалось тебе, скорбишь, почему решилась прибегнуть к Богу и просить Его на основании евангельских слов: Просите, и дано будет вам ( Мф. 7, 7 ). И что же? – вот и проси, и проси несомненно и терпеливо, и получишь. Будь же благоразумна в прошении, чего просить. Он сказал: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (то есть временное, жизненное) приложится вам ( Мф. 6, 33 ). Учит просить так: да приидет Царствие Твое, и: да будет воля Твоя и пр.; и: входите тесными вратами ( Мф. 7, 13 ) в Небесное Царствие. А святой апостол Иаков говорит: Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений ( Иак. 4, 3 ). Итак, проси у Господа терпения – и Он тебе подаст, и укрепит на таком пути, который введет в Небесное Царствие. Он говорит: Я есть путь и истина ( Ин. 14, 6 ). Ты намерения Божия о себе не знаешь, поэтому молись: да будет над тобою святая Его воля, на которую и возложи смиренно упование и надежду твою (прп. Амвросий, 1). Меня очень огорчило твое самосмыслие безрассудное касательно Евангелия, что будто бы в евангельском учении могло быть что-нибудь сказано и не так. Причину выставляешь, что твое желание и прошение давнишнее не исполняется вопреки будто бы сказанному в Евангелии: Просите, и дано будет вам ( Мф. 7, 7 ). Поэтому дура ты из дур, и безрассудное твое мнение есть не что иное, как прелесть из прелестей вражиих, началом которой была твоя же горделивость, которая хотя и прикрывалась до времени личиной внешнего смирения, но, наконец, показала великий свой рожон. Подумай сама. Как велика гордость: если прошение наше не исполняется, то выходит, что в евангельском учении, может быть, что-нибудь не так. Это меня тем более огорчает, что, помнится мне, я уже писал тебе о сем слово святого Лествичника… где он говорит: «Все чего-либо у Бога просящие и не приемлющие, конечно, по которой-нибудь из сих причин того не получают: или что прежде времени просят, или не по достоинству и с тщеславием, или потому, что, получив просимое, возгордились бы, или потому, что по исполнении их желания впали бы в нерадение»... Смирись, оставь безумие свое и за грех этот в продолжение 40 дней клади по 15 поклонов с молитвой «Господи, прости безумие и прегрешение мое!» (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 6.03.1824, с. Бобыли Боровского у. Калужской губ.- 25.01.1894, Оптина пуст.), прп. (пам. 25 янв., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), Оптинский. Род. в семье диакона. С 1832 г. учился в Боровском ДУ, в 1836 г. переведен в Калужскую ДС, где получил новую фамилию - Зерцалов. С юных лет стремился к монастырской жизни. По окончании семинарии поступил на службу в Казенную палату, но вскоре, тяжело заболев, дал обет принять монашество. В июле 1853 г. поступил в Оптину в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст . под духовное руководство прп. Макария (Иванова) . 17 нояб. 1862 г. пострижен в монашество с именем А., 5 июня 1866 г. рукоположен во иеродиакона, 7 сент. 1870 г.- во иеромонаха. В 1884 г. из послушания прп. Амвросию (Гренкову) принял должность скитоначальника и духовника в новосозданном Шамординском в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ре . Учил насельниц обители богослужебному уставу, монашескому молитвенному правилу, пятисотнице, церковному пению. Вел обширную переписку с монахинями Шамординского и др. мон-рей. А. опытно проходил путь Иисусовой молитвы и сподобился получить от Господа дары Св. Духа: прозорливость, духовное рассуждение, дар исцеления душевных и телесных недугов. О великой силе молитвы А. свидетельствовал прп. Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». В 1892 г. А. ездил в С.-Петербург, где встречался со св. прав. Иоанном Кронштадтским . После кончины прп. Амвросия А. тяжело заболел и в скором времени, 15 дек. 1893 г., принял схиму. А. погребен у юж. стены Введенского собора. 26-27 июля 1996 г. А. был причислен к лику местночтимых святых в Соборе Оптинских старцев. Архиерейским Собором РПЦ 2000 г . прославлен для общецерковного почитания. 10 июля 1998 г. состоялось обретение мощей А. вместе с др. преподобными оптинскими старцами, мощи А. почивают во Владимирском храме Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/114958.html

составитель Терещенко Т. Н. ОДЕЖДА Отдавая всю себя Богу, не должно беспокоиться о тряпицах и к ним привязывать свое сердце (прп. Антоний, 20). Говорят, что тебя хотят одевать 201 . Радуюсь. Только помни, что мухояровая 202 одежда прикрывает куски тела и кости, а настоящее одеяние – дела монашеские: смирение, кротость, терпение болезней и скорбей, особенно напраслин и клевет; это верхний вид одежды, а исподняя сторона этого одеяния есть радость, мир, милость, любовь и пр., а более всего – непрестанное обращение сердца к Иисусу, так что монах день и ночь зрит Господа Иисуса, и красуется Им, и утешается, и веселится, и постоянно возрастает и расцветает (прп. Анатолий, 18). Читал письмо твое, и сон весь батюшке о. Амвросию прочел. Все было бы хорошо, да жаль – одежды-то брачной Жених не дал тебе. Молись Ему: «Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Этим сном пренебрегать нельзя. Твори чаще молитву Иисусову да смиряйся. Терпи. И знай, что царское одеяние состоит не в ряске, а сшивается оно из света. А касательно внешнего одеяния много не беспокойся… Главное, говорю, проси у Жениха царскуюто одежду (прп. Анатолий, 18). Разум-то твой ребяческий: она засматривается на шляпки, на наряды; да твое-то одеяние – царственное! Блистающее не крашеным тряпьем, а небесным смыслом! Возвеселится душа моя о Боге моем: ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством ( Ис. 61, 10 ). И далее: Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой ( Ис. 62, 5 ). Твой Истый Жених Иисус, а не какойнибудь тряпичник, торгаш!.. Да сохранит тебя Господь и да научит отличать сладость геенны от райской чистой радости (прп. Анатолий, 18). Спать не раздеваясь – древнее отеческое правило, и многими отцами советуется. Попробовать можешь. Если пользу какую увидишь через это, то можно следовать этому правилу. А если по немощи трудно покажется, то можно и оставить, укорив себя (прп. Иосиф, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. ПЕНИЕ Ты скорбишь о расстройстве вашего хора; ежели он и расстроится, то, верно, за тщеславие ваше. Пели хорошо и тщеславились: и это уже не ради славы Божией, а ради своей славы; не можете пения петь хорного, пойте простое со смирением, и оно уладится для вас лучше хорного нотного. Ангелы непрестанно поют и славословят Бога, но по нотам ли они поют? И тщеславятся ли оным? Напротив, они благоговеют и не могут насытиться славословием, так и вы, когда оставите тщеславие и будете петь ради славы Божией, то Бог пошлет вам и человека, и сих умиротворит (прп. Макарий, 20). Пойте Богу нашему, пойте разумно ( Пс. 46, 7–8 ). Объясняю простейшим, что петь разумно, во-первых, означает, чтобы понимать то, что поем или слушаем в церкви; во-вторых, петь или слушать внимательно и благоговейно. Если же мы поем или слушаем рассеянно или еще с кем-либо разговариваем в церкви, то как будет пение наше разумно? За таковое бесстрашие явно обличает нас Господь через пророка Исаию: Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня ( Мф. 15, 8–9 ). Чтобы разумно приносить пение Богу нашему, потребна, кроме того, воздержная и вообще исправная жизнь (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Вот ты запела: «да исправится». Да это неважно, что запела; у нас на скотном, поди-ка, как петухи поют, тебя просто заглушат. А ты не петух и не курица: должна помнить, что пение твое должно быть не петушье, а ангельское, т.е. с глубоким смирением, страхом, горячей любовью и самоукорением – таковое пение истинное и Богу приятное. А тщеславное, не из угождения Богу, а людям – такое хуже петушиного (прп. Анатолий, 18). С клироса не сходи, а пой во славу Божию. Приведи себе на память, Кого воспеваешь – Бога Премилосердого, но вместе с тем и страшного и гневного Судию (прп. Иосиф, 19). Слова церковных песнопений, не только Евангелия, но тропарей и канонов, могут наполнить блаженством душу, не совсем еще погрязшую в житейской прозе. Но чтобы пение церковное производило должное впечатление, необходимо вникать в смысл этих песнопений – и тогда не оторваться от них, а если многие стоят бесчувственно в церкви, зевают и только ждут, когда окончится служба, то это потому, что не понимают они смысла церковных песнопений. Особенно трогательны старинные церковные напевы… Но для спасения нужно петь Господу не голосом, но самой жизнью своей. В Священном Писании жизнь во Христе называется пением: репость моя и пение мое – Господь, и Он был мне спасением ( Пс. 117, 14 ). Буду петь Господу в жизни моей ( Пс. 103, 33 ) (прп. Варсонофий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Разделы портала «Азбука веры» А так же не могу понять: нужно что-то чувствовать для понимания истинного покаяния И как мне покаятся истинно? Читал где-то, что есть чувство вины за совершенные грехи Но никакой вины не чувствую, а только есть желание покаяться, да и сделать хочу так, чтобы больше не совершать этих ошибок, ибо уже надоело исповедоваться, а потом снова согрешать теми же грехами А еще бывает так, что появляется сильное желание согрешить, хотя знаю, что могу выдержать, но все равно грешу. Как уже разорвать эту цепь грехов? Похожие вопросы 5 Ответов Владимир, смирение верующий человек достигает, в том числе, через видение своей немощи не грешить. Т.е. грешат все, и именно когда человек уверен, что не согрешит, Бог специально может попускать согрешить, т.к. такая уверенность — это гордость. Этот грех называется самонадеяние. Гордому человеку хотелось бы чувствовать себя сильным, а смиренный видит себя слабым, не способным ни на что без помощи Божией. И по мере того, как он это видение приобретает (а это может занять много лет и десятилетий), он уже не будет приписывать себе каких-либо достижений, а за все возносить славу Богу. Но это требует именно много лет. Как говорит прп. Серафим Саровский , “добродетель — не груша, ее вдруг не съешь”. Есть рассказ, как однажды прп. Амвросий Оптинский решил показать одному человеку, что такое истинное покаяние: он встал в комнате, стал молиться и потолок и небо раскрылось. Такое состояние легко и быстро не приобретешь. Т.е. не надо думать, что Вы прочитаете здесь или в книге, как оно приобретается, и Вы приобретете истинное покаяние. Прп. Амвросий, например, после рукоположения всю жизнь непрерывно болел несколькими болезнями. Вопрос не столько в вине, сколько в страхе Божием. Ведь мы оскорбляем грехами Бога — и столь благого Бога! И за это будем осуждены перед всей вселенной. А потом вечно со слезами, хотя и бесплодно будем оплакивать свои грехи, которые так любили при жизни. Понимаете, когда говорят сразу о стяжании Святого Духа, то игнорируют последовательность духовной жизни: вначале должно быть покаяние и очищение от грехов (о котором Вы и спрашиваете), и лишь затем освящение очищенной души (как раз стяжание Духа), а в пределе — обожение. Процесс покаяния длительный и нелинейный.

http://azbyka.ru/vopros/ne-chuvstvuju-vi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010