Закрыть itemscope itemtype="" > О миссионерской ответственности священника Павла Островского 10.03.2023 32747 Время на чтение 88 минут Фото: сайт Православная манга В середине XIX века большой знаток святоотеческих сочинений и опытный духовный наставник свт. Игнатий Брянчанинов составил перечень грехов, духовных болезней, свойственных человеку. Один из пороков человеческих святитель назвал так: «потворство духу времени и мирским обычаям». Странное дело, но в наши дни этот недуг стал таким распространенным, что воспринимается многими едва ли не как добродетель, а некоторые молодые священники изо всех сил стремятся освоить жаргонный сленг, козыряют знанием компьютерных игр, способностью ввернуть в разговор пошлую шутку, бравируют широкой эрудицией в сфере молодежной субкультуры (будь то фильмы ужасов или сомнительные музыкальные «произведения»). Явление, которое ранее относили к области порочных наклонностей души, теперь иногда называют «миссионерским служением Церкви». 10 декабря 2022 года в стенах Саратовской православной духовной семинарии в рамках XX Межрегиональных образовательных Пименовских чтений прозвучал доклад студентки по теме: «Медийная активность отца Павла Островского как ответ на глобальные вызовы современности» . Бывший на секции чтений о. Алексий Петровский оценил проповедь о. Павла в масс-медиа как нечто замечательное, даже более того – как новое слово в современном миссионерском служении. И посоветовал рассматривать деятельность молодого миссионера в свете проповеднической манеры оптинских старцев, в частности, прп. Амвросия Оптинского. Но примеров в докладе было приведено немного. Если же внимательнее рассмотреть не только содержание, но и форму миссионерской деятельности о. Павла Островского, то придется констатировать появление серьезной духовной опасности – обращение молодого пастыря на путь ложного миссионерства. При детальном знакомстве с выступлениями о. Павла обнаруживаются высказывания, на наш взгляд, совершенно несовместимые с пастырским и миссионерским служением. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви определяет цель православной миссии как проповедь для пробуждения веры . Упоминается в Концепции и о миссионерской ответственности священника , что крайне важно в контексте нашего обзора.

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/10/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Смириться до конца Вспоминая лаврского духовника – архимандрита Кирилла (Павлова) 08.10.2019 694 Время на чтение 16 минут 8 октября 2019 года исполняется 100 лет со дня рождения архимандрита Кирилла (Павлова). «Монастырский вестник» не раз публиковал воспоминания духовных чад батюшки. Книги о нем продолжают выходить в разных издательствах. Его любовь и сострадание к людям навсегда останутся в сердцах тех, кто знал батюшку при жизни. Но и для всех нас, его современников, он является примером евангельского отношения к Богу и ближнему. Вечная память дорогому отцу Кириллу! « Ж ить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, быть тише воды, ниже травы, и всем – мое почтение!» – это общеизвестное изречение преп. Амвросия Оптинского отец Кирилл особенно любил. Он повторял его так часто и с таким искренним воодушевлением, что оно стало уже восприниматься как его собственное и, конечно, оно было созвучно с его личным духовным настроем. Можно сказать, что для батюшки в этих словах заключалась некая концентрированная и вместе с тем простая и скромная правда о христианском образе отношений с миром: «Всем – мое почтение!». Простота не делала эти отношения примитивными, скорее, придавала им некую евангельскую легкость – бремя мое легко есть, избавляла от рабства тяжеловесных помыслов… Почтительное и благодушное восприятие любых жизненных испытаний сообщало силы к их преодолению. Прожив почти столетие, отец Кирилл ушел в иной мир нашим современником – мы были свидетелями достаточно большого отрезка жизненного пути батюшки. Наконец, перед нашим взором прошли беспримерные страдания последних 13 лет его жизни. И эти страдания стали в нашем восприятии не завершением, а каким-то таинственным продолжением его пастырского служения – венцом его преданности Христу и любви к добродетели смирения. Конечно, о глубинах его монашеского подвига мы не можем судить в полной мере: внутренняя жизнь отца Кирилла осталась ведомой только Творцу всяческих или, как говорится в жизнеописании прп. Макария Египетского, – «Жизнь его, сокровенная во Христе, осталась сокрытою и для Но все-таки мы можем – и этого никто не отнимет у нас – если и не научиться следовать его примеру вполне, то хотя бы не забыть о нем в свой час испытаний; если и не стать подлинными подражателями его смирения, то хотя бы время от времени согревать свою душу памятованием о нем или, по слову Пимена Великого, «стоя вне, услышать звук его голоса» .

http://ruskline.ru/opp/2019/10/08/smirit...

Н.М. Новиков Путь подвига В ночь на 10 июля 2012 года последовала блаженная кончи­на схимонахини Антонии, отошедшей ко Господу на восемь­десят третьем году жизни через несколько минут после прича­щения Святых Христовых Тайн. Кончина пришлась на день памяти глубоко почитаемого ею прп. Амвросия Оптинского . Свой долгий путь от послушания к старчеству матушка Ан­тония начинала с юности, уже тогда ей довелось воспринять иноческую традицию дореволюционной эпохи. Духовную за­калку она получила в тяжелые годы антицерковных гонений. Сначала это была строгая школа близкой родственницы – схимницы, подвижницы и исповедницы. Затем монашеское подполье и окормление у киевских старцев, исповедников, воспитанников праведного Иоанна Кронштадтского , постра­давших от большевиков. Наконец, почти два десятка лет в по­слушании у строгого подвижника, нелегального епископа Ан­тония (Голынского). Уже на седьмом десятке лет Господь призывает схимницу Антонию к старческому служению, которому она посвятила последнее двадцатилетие своей жизни, собрав вокруг себя мо­нашеские общины в трех российских монастырях. Сила духовных дарований матушки Антонии проявилась прежде всего в том, что она была носительницей истинного подвижнического духа, воспринятого ею от своих наставни­ков в той мере, которая определяется известным выражением «един от древних». Напряженный личный подвиг, десятилети­ями не знавший послаблений, принес драгоценный плод сост­радательной любви к людям, тот дар Божий, который не мог не ощутить на себе каждый, кому довелось встречаться со ста­рицей Антонией. Многое можно увидеть и понять из воспоминаний самой матушки, впечатляющих своей простотой и непосредственно­стью. Рассказы ее говорят сами за себя и дают представление о том, каким путем шли подвижники нескольких поколений, обреченные нести свой подвиг среди богоборческого мира. Предваряя повествование, кратко отметим основные факты биографии матушки. Лидия Сергеевна Сухих, будущая схимонахиня Антония, родилась в 1929 году в Кировской области. В 1950-е годы в Ки­еве она была келейно пострижена в монашество. Все, что только возможно, враг предпринял в XX веке, тщась разру­шить устои монашеской жизни, стереть с лица русской земли и храмы, и кельи. Иноческое сословие обрекалось на потаен­ную жизнь, вне монастырских стен, среди враждебно настро­енного мира. В таких условиях долгие годы суждено было под­визаться монахине Антонии, разделяя участь тысяч исповед­ников, хранивших святыню веры среди гонений и лишений. В 1958 году она становится духовным чадом владыки Анто­ния 1 и затем, в течение восемнадцати лет, несет подвиг стро­гого послушания, оставаясь келейницей и сподвижницей вла­дыки вплоть до его кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

поиск:   разделы   рассылка Симеон Разумихин Архимандрит Тихон (Шевкунов): овцы, не пасите своих пастырей Источник:  Нескучный сад Как мирянин может протестовать против неправильных слов и действий священноначалия, что об этом говорили отцы Николай Гурьянов и Иоанн (Крестьянкин), как относиться к изъятию из святцев имен новомучеников и нужна ли цензура, рассказал 28 марта архимандрит ТИХОН (ШЕВКУНОВ) на вечере в Илиинской гостиной. О протесте Следует еще раз повторить слова прп. Амвросия Оптинского " чтобы не ошибаться не должно торопиться " . Осудить легко, поспешно осудить – еще легче, дело простое. Во-первых, надо помолиться и разобраться. Во-вторых, надо посмотреть на себя. Вы знаете, для меня, например, всегда было так, что грех человека, который я вижу, являлся для меня причиной сообразить, что этот грех есть во мне. Вот невинный ребенок, при нем грешат, что он поймет? Улыбнется, посмеется, возьмет свой бублик и пойдет дальше. А мы сразу начинаем осуждать. Почему? Да потому, что во мне есть этот грех, поэтому я понимаю, что этот грех есть в другом человеке. Поэтому если я вижу в человеке грех, в первую очередь это мне говорит следующее: " Отец Тихон, это знак тебе, в тебе это есть. Покайся срочно, помрешь – – на мытарствах этот грех не восполнится " . Прагматично, просто, но для меня работает. Если вы действительно вдруг видите, то по трезвому рассуждению, по долгому испытанию, по совету с духовником, вы видите, то так не я говорю, а говорит Священное Писание. Если согрешит твой брат – пойди и обличи между ним и между тобой. Если не послушает – призови двух свидетелей. Не послушает – засвидетельствуй перед всей Церковью. Если и Церкви не послушает, тогда отойди от него. Отец Иоанн (Крестьянкин) в таких случаях говорил " как можно дальше " . " Овцы, не пасите своих пастырей " , – говорил святитель Григорий Богослов. Есть такое развлечение в Русской Православной Церкви: миряне начинают дрессировать и пасти своих пастырей. Мы к этому привыкли и относимся спокойно. Пасите дальше, ничего страшного. Но это дело неблагодарное и очень серьезное. Я вспоминаю протоиерея Николая Гурьянова. Вы знаете, что меня поражало больше всего?

http://religare.ru/2_100575.html

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 7  голосов:  5.0 из  5) Сборник высказываний святых отцов и церковных писателей о спиритизме. Спиритизм Спиритизм есть не что иное, как новое заблуждение и новая прелесть вражеская. Самое слово spiritus показывает, что это учение есть общение людей с духами и, разумеется, с духами не света, а с духами тьмы. Апостол Павел пишет:  Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема  ( Гал.1:8 ). Апостол упоминает это не об Ангелах благих, потому что благие Ангелы не будут благовестить ничего противного учению евангельскому и апостольскому, но явно, что говорит это об ангелах тьмы, сверженных с неба, которые принимают на себя вид Ангелов света для обольщения нерассудных. Как об этом говорит апостол в другом месте:  Сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды  (2Кор.11:14–15). Слова апостола прямо относятся к проповедникам учения о спиритизме, через которое будто бы и безбожники делаются очень религиозны. Но если хорошо вникнуть в душевное состояние этих мнимых религиозников, то явно откроется, что они в этом положении сделались еще опаснейшими для имеющих с ними сношения, нежели как были в состоянии атеистов. Читать далее… прп. Амвросий Оптинский (Гренков) Способность некоторых лиц к обнаружению так называемых медиумических явлений, т.е. анимизмических и спиритических Для точного разграничения я, – говорит А. Аксаков, – предлагаю обозначать вообще словом  анимизм  (ох слова  anima  – душа), все умственные и физический явления, заставляющие признать в человеческом организме способность производить какие-либо действия на расстоянии, без обычного посредства внешних органов, и в особенности все медиумические явления, которые могут объясниться действием живого человека за пределами его тела. Слово же  спиритизм  будет обозначать только те явления, которые, не объясняясь всецело ни одной из всех предшествующих гипотез, представят достаточно данных для обращения к гипотезе взаимообщения с отшедшими. Если притязания этой последней гипотезы оправдаются, то слово  анимизм  будет прилагаться к специальному виду явлений, производимых началом анимическим (душевным, – как самостоятельно мыслящим и организующим), поколе оно связано с телом, а под словом  спиритизм  будут разуметься явления, приписываемые действию того же самого начала, отрешённого от тела. Слово же  медиумизм  будет обнимать все явления, анимические и спиритические, без специализации гипотез.

http://sueverie.net/svyatye-otcy-i-cerko...

Разделы портала «Азбука веры» Юмор — 1) интеллектуальная способность подмечать и обнаруживать внешним образом в ком-либо, чем-либо их комичные, смешные стороны; 2) конкретный результат проявления этой способности. Чувство юмора связано с умением субъекта видеть противоречия в окружающем мире. Способность к выражению положительных эмоций посредством улыбки и смеха присущи человеку по природе. Хотя, нужно отметить, в силу испорченности человека грехом, эта способность не всегда употребляется им в точном соответствии с требованиями нравственного закона. На страницах Священного Писания можно видеть примеры того, что можно считать проявлением иронии. Так, например, пророк Илия посмеивается над бессилием идолопоклонников ( 3Цар.18:27 ), а Господь Иисус Христос говорит о лицемерах, используя забавные образы и описания ( Мф.11:16-19; 23:24; 23-27 ). Одно из чудес, совершённых Иисусом, скорее напоминает шутку, чем полноценный рассказ о чуде ( Мф.17:24-27 ). Поучения и поступки святых изобилуют проявлением юмора. Прп. Амвросий Оптинский давал свои наставления в форме шутливых стихотворений. Полезным видом юмора является самоирония. Использование доброго уместного юмора может благотворно воздействовать на душу человеческую, поддерживая человека во время скорби или помогая лучше увидеть недостатки, скрытые глубоко в сердце. Неуместный юмор От доброго юмора следует отличать то, что построено на служении плотским страстям, оскорблении Бога, Церкви и достоинства человека. Многое из того, что считается «хорошим юмором» в современной культуре, на самом деле является лишь проявлением греховных страстей. « Сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение » ( Еф.5:4 ), – учит апостол Павел. Нарушением 3й Заповеди Декалога часто являются анекдоты, в которых участником ставят Бога; богохульство . Христианин призван удаляться от всего этого, от всякой непристойности и неумеренности. Однако наличие хорошего чувства юмора, при должном употреблении, может быть полезной способностью для христианина. Цитаты о юморе

http://azbyka.ru/jumor

Святитель Тихон Задонский: сила Божия в немощи Порой замечаешь, как для иного человека в радость обнаружить, что такой-то святой или выдающийся деятель был не чужд каких-то там немощей. О! ну если он мог себе это позволить – святой человек – то, что с меня требовать: мне это тем более простительно. 26 августа, 2012 Порой замечаешь, как для иного человека в радость обнаружить, что такой-то святой или выдающийся деятель был не чужд каких-то там немощей. О! ну если он мог себе это позволить – святой человек – то, что с меня требовать: мне это тем более простительно. Святитель Тихон в своем жизнеописании предстает нам во всей своей «неиконописности»: он энергичен и немощен, кроток и резок, сострадателен и взыскателен – и все это не только в период его архиерейства, но и в начале «напокойного» этапа жизни сочеталось в нем практически одновременно. Поистине сила Божия в немощи совершается. Другой яркий иллюстративный пример этой крылатой новозаветной фразы – прп. Амвросий Оптинский , чьи дарования просияли после того, как он, казалось бы, пал под своей физической немощью и уже был «приговорен» врачами, но милостью Божией еще долгие годы продолжал жить на утешение и вразумление нескончаемому потоку людей и всех, читающих по сей день его наставления. Однако пример свт. Тихона , пожалуй, еще ярче в силу того, что его немощи не ограничивались физическим планом. Образ святого подвижника, промыслительно сокрушенного телесной болезнью, но при этом обладающего колоссальной волей, твердостью в вере, духовной собранностью, а потому остающегося непоколебимой скалой среди волн житейского моря и бесовских искушений, торжествующего над всеми испытаниями – этот образ как-то сформировался в обыденном церковном сознании отчасти за счет житийных повествований, отчасти благодаря интуитивному желанию какой-то однозначности и стабильности… или хотя бы иллюзии этого. Конечно, иной подвижник в итоге своей жизни достигает устойчивого внутреннего состояния, другой по характеру уже чуть ли не с младенчества (а то и от утробы матери) был таким, однако, стадия становления (которая может так и не увенчаться совсем уж адамантовой твердостью против страстей и орлиным парением над ними), со всеми ее противоречиями, не пятнает нисколько образ святого, ибо личный подвиг веры, по моему скромному мнению, только ярче сияет на фоне всевозможных немощей, промахов, страстей и падений.

http://pravmir.ru/svyatitel-tixon-zadons...

составитель Терещенко Т. Н. ПРАВОСЛАВИЕ Господь во святом Евангелии глаголет: Если кто церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18, 17 ). Будет ли тому хорошо на Страшном Суде, кто явится там в числе язычников? Русскому православному человеку вернее и лучше рассуждать и действовать не по-немецки и не по иностранным обычаям, а согласно с правилами Православной Церкви. Апостол пишет: Один Бог; одна вера ( Еф. 4, 5–6 ), т.е. как истинный Бог Один, так и истинное вероисповедание одно, начавшееся от Иерусалима, а не от Рима. Православная Церковь во всей вселенной едина: в Иерусалиме, в Антиохии, в Александрии, в Греции и в России (прп. Амвросий, 1). Пишете, что вы римско-католического вероисповедания, но по чувствам – православная, и уже несколько лет имеете желание принять Православие, но еще не вполне уверены, угодно ли это будет Богу... На это утвердительно могу отвечать, что это весьма угодно будет Богу, во-первых, потому что в вас давно видно явное призвание свыше к присоединению к Православной Церкви, как Сам Господь говорит об этом в Евангелии: Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня ( Ин. 6, 44 ). Во-вторых, потому что хотя вероисповеданий христианских и много, но истинное вероисповедание едино есть по сказанному от апостола: Один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф. 4, 5 ). Было время, и именно в первые века христианства, Иерусалимская и Римская, то есть Восточная и Западная, Церкви составляли одно и веровали одинаково и содержали одни постановления. Но по времени, когда первая, то есть Римская, стала позволять себе некоторые уклонения и нововведения, то и произошло разделение между Восточной и Западной Церквями… мы укажем только на самые главные нововведения, из коих вы сами ясно можете понять правость и неправость Церквей. 1 . В первые века одинаково и Восточная, и Западная Церковь исповедали, что Дух Святой исходит от Отца, но по времени Римская Церковь сделала прибавление: и от Сына, вопреки словам Самого Господа: Дух истины, Который от Отца исходит ( Ин. 15, 26 ). Восточная же Православная Церковь содержит этот догмат по точному слову Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Будем жить проще, и Бог помилует нас (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Будь проста, и все пройдет. Считай себя хуже N. Если будешь внимать себе, то найдешь, что ты действительно хуже (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Смотри на всех просто (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Жить просто – значит не осуждать, не зазирать никого. Например, идет Е. Прошла, и только. Это значит думать просто. А то при виде проходящей Е. подумать о ней с худой стороны: она такая-то, характер у ней такой-то. Вот уже это непросто (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Мудрость внешняя есть буйство пред Богом; ценна же истинная простота душевная, которая есть матерь веры, и смирения, и нелицемерной любви. Золото в простом слитке имеет свою цену, также оловянные фигуры – свою (прп. Амвросий, 16). (прп. Амвросий, 20). Живи проще. Нужно – пиши. Не отвечу – не скорби. Читал и это письмо твое: душевно сочувствую тебе и желал бы сделать для тебя все возможное. Но тогда будет ли польза? Лучше будем принимать все от руки Божией. Утешит – поблагодарим. И не утешит – поблагодарим (прп. Анатолий, 20). Когда мне дали келью и я в ней поселился, у меня была самая простая обстановка: кровать из трех тесинок, покрытых войлоком, свернутым вдвое, табуретка, простой некрашеный стол, простые разножки с холстом, немного белья, иконы… и мне было гораздо лучше, чем теперь. У монаха вся радость состоит в смирении, смирении… и простоте (прп. Варсонофий, 20). Простота была во времена первого монашества в обращении аввы с учениками. Авва был отцом, а не господином или начальником, к которому нельзя подойти. Эта же простота была и при наших старцах в нашем скиту. Потом, после батюшки о. Амвросия, о. Анатолия, эта простота стала исчезать. Теперь мне даже говорят, что я слишком просто обращаюсь. А я иначе как-то и не могу. Если же некоторые злоупотребляют моей простотой, то я не виноват. Не могу же я из-за некоторых стать в холодные официальные отношения ко всем (прп. Варсонофий, 20). Читать далее Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т./[ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009./Т. 2. П-Я. 608 с. ISBN 978-5-485-00260-2

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор всех святых в Оптиной пустыни просиявших (11 октября) АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) БОРИС Антонович Козлов (1886 – 1937), мученик (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Собор всех святых в Оптиной пустыни просиявших) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ЕВТИХИЙ (Диденко Емельян Иванович; 1870 – 1937), мон., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИОАННИКИЙ (Дмитриев Иван Алексеевич; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 10 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе преподобных Оптинских старцев) ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 1810-1894), схиархим., прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИСААКИЙ (Бобраков Иван Николаевич; 1865 - 1938), прмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Оптинских старцев), архим.

http://pravenc.ru/rubrics/128879.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010