составитель Терещенко Т. Н. ПРАЗДНИК Продолжение жизни нашей есть продолжение милости Божией к человеку, а посему и дни рождения, и тезоименитства должно провождать не столько в шумном и рассеянном праздновании, сколько в благоговении (прп. Антоний, 20). Отсутствие утешительного чувства и необъяснимая скорбь, которые ты ощущала в первый день Пасхи, внушено тебе было от врага. В этот день одни только противники плачут, верные же все радуются (прп. Иларион, 20). По воскресеньям не работать. А если праздник, например, Иоанна Златоуста и т.п., то к вечеру можно поработать (прп. Амвросий, 2, ч. 2). Святой апостол Павел пишет: Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать ( Гал. 5, 25–26 ). И паки: Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти ( Гал. 5, 16 ). И паки: Вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным ( Гал. 6, 1 ). Апостольские слова ясно показывают нам, что значит духовно жить и как духовно праздновать христианские праздники, т.е. должно и всегда, а особенно в эти дни, иметь ко всем кротость, никого не раздражать, никому не завидовать и не исполнять похотей плоти, которая прежде всего искушает человека чревоугодием, а затем и другими страстями (прп. Амвросий, 2, ч. 2). По праздникам не следует работать; довольно будних дней (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Поздравляю тебя с праздником Рождества Христова. И все еще твержу: празднуй в разуме сей великий праздник… ибо празднование в разуме от празднования видимого, черствого отстоит, как небо от земли. Кто празднует в разуме, тот даже если бы и желал согрешить – не согрешит. А празднующий внешне – хотя и не мало охраняется блеском торжеств от падений, но не причастен оным (прп. Анатолий, 18). Христос воскресе! Со светлым и радостным днем поздравляю тебя… Желаю тебе праздновать свято, мирно, благоговейно, сообществ и смехов удаляться. И тогда почувствуешь радость. А то никакой ни пользы, ни радости не будет (прп. Анатолий, 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Всякое дело хорошо в свое время и в своем месте. Так и начальнице обители следует поступать: более нужно надеяться на молитвенное ограждение, но совсем не оставлять и присмотра за сестрами, и благовременного наставления и вразумления, чтобы не закрался как-нибудь хищный волк и не похитил хотя бы одну из дремлющих овец. А гласа пастырской свирели и волки боятся (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Я всегда советую настоятельницам являться к духовным лицам вдвоем с какой-либо старшей сестрой скромной, которая бы не передавала разговоров начальнических (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Сан игумена и игуменьи произведен от слова «игемон» – «простой правитель», а для отличия от простых правителей духовные начальники названы игуменами и игуменьями. Потому и правление их должно быть не простое, а духовное, согласное со словами апостола Павла, глаголющего: Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать ( Гал. 5, 25–26 ). И паки:вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным ( Гал. 6, 1 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Всякое послушание есть крест, а тем более послушание настоятельское. Но сей крест вы не самочинно взяли на себя, но возложен за послушание, ради послушания, и несите безропотно, но в терпении. И за труд и скорби ваши награду получите от Бога. В делах умудряйся, по возможности во все сама входи, за всем смотри, все знай, может быть, и дело пойдет лучше. Побеждай все неурядицы терпением, снисходя немощам ближних, но и слишком не распускай. Особенно старайся от душевного вреда охранять сестер (прп. Иосиф, 19). Если Богу угодно будет, вы займете какое-либо начальственное положение в монастыре. Но знайте заранее, что это – тяжелый крест. Святые отцы сказали, что самых тяжелых крестов два: первый – крест царя, второй – настоятеля обители иноческой. Заметьте, ведь это было сказано еще в то блаженное время, а уж про настоящее и говорить нечего. Батюшка о. Амвросий говорил: «Монаху простому нужно терпения воз, а настоятелю – целый обоз» (прп. Варсонофий, 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ В настоящее время некоторые добровольно уже принимают печать антихриста на челе и на десной руке, потому что ради светских приличий и мирских выгод стыдятся ограждать себя крестным знамением; сперва поступают так в обществе и ради человекоугодия, а потом от обычая не полагают на себя крестного знамения и дома перед вкушением пищи и пития и в других случаях, чем сотворяют радость велию врагам душевным, для которых они, будучи не ограждены силою креста и молитвы, делаются игралищем и посмешищем (прп. Амвросий, 1). Крестное знамение должно на себе полагать или с именем Святой Троицы, произнося: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», или с именем Единого от Троицы, нас ради вочеловечшегося и волею распеншегося, произнося: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» (прп. Амвросий, 1). Веками утвержденный опыт показывает, что крестное знамение имеет великую силу на все действия человека во все продолжение его жизни. Поэтому необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением, и особенно перед принятием пищи и пития, ложась спать и вставая, перед выездом, перед выходом и перед входом куда-либо, и чтобы дети полагали крестное знамение не небрежно или по-модному, а с точностью, начиная с чела до персей 152 и на оба плеча, чтобы крест выходил правильный... Ограждение себя крестным знамением многих спасало от великих бед и опасностей (прп. Амвросий, 1). Любил один лишнее выпивать. В таком виде он где-то заблудился, и ему представилось, что кто-то подходит к нему, наливает из графина в стакан водки и предлагает выпить. Но вот заблудившийся предварительно по своей привычке осенил себя крестным знамением, и вдруг все исчезло, а вдали послышался лай собаки. Придя в себя, он увидел, что забрел в какое-то болото и находится в весьма опасном месте, и, если бы не лай собаки, не выбраться бы ему оттуда (прп. Амвросий, 2, ч. 1). Советую вам, возлюбленным моим, дух благочестия сохранять в себе всеми силами своей души, т.е. ограждать себя крестным знамением и при ястии, и при питии, и при выходе из дому и при входе, и при начинании всякого дела, ибо крестом ограждаемые врагу бывают страшны, хотя неблагомыслящим и кажется это юродством, т.е. (говорят они): что скажут о нас? Но при этом должно воображать не то, что скажут люди, а то, что скажет нам Господь Бог на Страшном Суде за человекоугодие наше! Вот об этом-то должно подумать, а не о том, что высокоумные скажут или подумают о нас (прп. Антоний, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Каменка-Днепровская. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Храм имеет форму по базиликальному типу. Наружные стены отделаны скульптурным декором и росписью. Так на верхнем завершении стены располагается мозаичная композиция праздника Рождества Богородицы. А с обеих сторон от дверей помещены фрески с изображением апостолов Петра и Павла. Храмовое здание завершает барабан с куполом. Барабан украшен окнами. На территории храма расположена колокольня. Раньше колокольня была частью храмового здания. Сегодня она является отдельно стоящим сооружением. Внутри храма – благолепие, красота! В центре храма сияет металлическое паникадило, спускающееся из под купола. Большая часть храмового пространства имеет роспись. В самой высшей точке храма находится изображение Иисуса Христа – Вседержителя. Верхние росписи посвящены событиям Евангельской истории и апостолам. Ниже – ветхозаветные сюжеты. Также в составе росписи включены изобразительные циклы из жизни Богородицы. В схеме росписей находятся сюжеты двунадесятых праздников от Рождества Богородицы до Успения. В храме привлекает внимание старинный резной иконостас, необыкновенной работы. Иконостас состоит из 5-ти рядов, весь позолочен. В нижнем ярусе пять местных икон, пред которыми воздеты позолоченные лампады. Справа подле солеи находится рака с мощами Оптинских старцев – прп. Моисея, прп. Нектария, прп. Анатолия, прп. Макария, прп. Иосифа, прп. Исаакия, прп. Льва, прп. Варсонофия, прп. Антония, и прп. Амвросия. Еще правее расположен образ Голгофы. В храме находятся особо почитаемые иконы – Пресвятой Богородицы «Казанская», Святого мученика целителя Пантейлимона, Святого Николая Чудотворца, Святого Преподобного Серафима Саровского. Перед иконами стоят подсвечники, горят лампады. В западной части храма во «втором» ярусе здания на «хорах» находится клирос. У стен клироса укреплены хоругви. Храм долго не имел средств к исправлению повреждений, нанесенных временем. Со временем пришли в негодность часть стен храма, которые изнутри поражены грибком. Так, в течение трех лет, старанием протоиерея Олега Чиквашвили, при содействии усердных жертвователей и милостыни прихожан окрашена кровля крыши, заменены все окна в архитектурном ансамбле храма, сделан полный капитальный ремонт пола, частично обновлена роспись в храме, многие другие строительно-реставрационные работы. Кроме того при храме обустроена трапезная, крестильная, отремонтирована просфорная. Приобретены иконы и другая церковная утварь.

http://sobory.ru/article/?object=57731

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография преподобных АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛФАНОВЫ Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий (кон. XIV - нач. XV вв.), преподобные (пам. 4 мая, 17 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.) АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/rubrics/123220.html

Преподобный Амвросий Оптинский (+ 1891) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 10 окт. в день преставления, 3 окт. в день обретения мощей, 11 окт. вместе с Собором Оптинских прпп. отцев и старцев Великий оптинский старец иеросхимонах Амвросий родился, как принято считать, в день памяти своего святого — Александра Невского, 23 ноября 1812 г., в Тамбовской губернии, в семье пономаря. При крещении ему было дано имя Александр. По обычаю того времени, мальчик учился читать по славянскому букварю, Часослову и Псалтири. Каждый праздник он вместе с отцом пел и читал на клиросе. Он никогда не видел и не слышал ничего худого, так как воспитывался в строгоцерковной и религиозной среде. Когда Александру исполнилось 12 лет, родители определили его в первый класс Тамбовского Духовного училища, по окончании которого в 1830 г. он поступил в Тамбовскую Духовную семинарию. Благодаря своим способностям учился он хорошо, любимым занятием его было изучение Священного Писания, богословских, исторических и словесных наук. За год до окончания семинарии Александр заболел, надежды на выздоровление почти не было, и он дал обет в случае выздоровления пойти в монастырь. По завершении обучения в семинарии будущий подвижник не сразу решился поступить в монастырь, а некоторое время был учителем и занимал должность духовного наставника в городе Липецке. Летом 1839 г., по дороге на богомолье в Троице-Сергиеву лавру, Александр посетил известного затворника о. Илариона, св. подвижник дал ему определенное указание: «Иди в Оптину, ты там нужен». У гробницы прп. Сергия, в горячей молитве испрашивая благословения на новую жизнь, он в своем решении оставить мир ощутил предчувствие какого-то громадного, захватывающего счастья. Осенью того же года он ушел в Оптину, там Александр застал при жизни таких столпов монашества, как игумен Моисей, старец Лев и старец Макарий. Вся иноческая братия под руководством старцев носила на себе отпечаток духовных добродетелей: простоты, кротости и смирения.

http://sedmitza.ru/lib/text/437759/

составитель Терещенко Т. Н. ПОДВИГ О каких ты поминаешь подвигах? И смущает тебя, что вы не так живете, как должно в обители. Подвигов хочет от нас Господь посильных, служащих к обучению нас в добродетелях, но со смирением. А о жизни вашей, ежели бы вы видели, что живете как должно, исправляя все повеленное, все бы это не составило еще совершенства, а самолюбие твое могло бы увлечь тебя к обольщению. Лучше, видя свою нищету, всегда зазирать себя и повергать перед Богом со смирением, нежели видеть свои исправления. Держите путь средний, смиренный, а не восходите безвременно на высокий, не вашей меры путь. Зря свою нищету, никого не зазирайте, не осуждайте, считайте себя последнейшими всех, и когда случится от кого принять укоризну или презрение, считайте себя того достойными (прп. Макарий, 20). Болезни твои вместо подвигов тебе вменятся, а может быть, без них могла бы впадать и в страсти – еще лютейшие болезни (прп. Макарий, 20). Телесные подвиги и труды требуются только от крепких телом: немощным же более полезно смирение со благодарением. Смирение может заменять труды телесные, которые без смирения не приносят никакой пользы (прп. Амвросий, 1). Жить в простой хижине и не смиряться – к хорошему не приведет. Немощному душой и телом полезнее жить в удобной келье и смиряться, зазирая и укоряя себя за удобство и просторную келью. Суровую жизнь могут проходить редкие и только крепкие телом, которые без вреда могут переносить и холод, и голод, и сырость, и долулежание 12 . А по слову преподобного Иоанна Дамаскина , немощным телом полезнее смирение и благодарение, нежели телесные труды и подвиги, к которым они неспособны (прп. Амвросий, 1). Главный подвиг в смирении заключается, телесных же подвигов при слабости твоей не будут налагать на тебя (прп. Амвросий, 2, ч. 2). Евстолии пишу, чтобы больше грехи свои и неисправления замечала, а не подвиги. Кто свои подвиги замечает и труды считает, тот в гордость впадает. А кто видит свои только грехи и кается в них, тот получает милость Божию, как и Господь указал в притче о мытаре и фарисее. Скажи ей это, и пусть она не унывает, что у нее не стало ни молитвы, ни подвигов. Те подвиги, о которых она много думала, не подвиги были, а искушения от врага на ее пагубу. Пусть она считает себя ничего не стоящей, самой последней и грешной, пусть всегда кается о своих недостатках и неисправлениях и смиряется перед всеми, и это будет Господу приятнее всех ее самочинных подвигов. Не трудам, а смирению дает Господь награду (прп. Иосиф, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ Начальствующих и прочую братию всевозможно, при помощи Божией, стараться ни в каких подозрениях не зазорить и не осуждать (прп. Лев, 30). Советую тебе не иметь ни на кого худых подозрений; каждый перед своим Господом стоит… или падает ( Рим. 14, 4 ). И никто не будет за дела другого наказан или награжден: каждый понесет свое бремя ( Гал. 6, 5 ). Отцы святые учат не верить даже глазам своим: ибо кто еще страстями пленен и не освобожден от них, тому враг через них, что угодно ему, то и представляет; верь тому только помыслу, который благое только свидетельствует о ближнем. А всего лучше, если бы нам с тобой научиться видеть свои только недостатки, тогда бы и сами мы меньше терпели от нападения вражия, ибо неложны слова Господа: Не судите, да не судимы будете ( Мф. 7, 1 ) (прп. Макарий, 20)! Ты начала писать об одном грехе своем, происходящем от подозрения, и не докончила. Может быть, ты и ошибаешься в своем мнении, напрасно имеешь подозрение. Ибо этому многие есть примеры, а особо в ревности; враг старается показать то, чего совсем и нет, омрачает глаза так, что и движения, и слова все кажутся подозрительными. Это он делает, чтобы возмутить и произвести раздор; от чего да избавит тебя Господь (прп. Макарий, 20). Подозрительности берегись как огня, потому что враг рода человеческого тем и уловляет людей в свою сеть, что все старается представить в извращенном виде, белое черным и черное белым, как поступил он с прародителями Адамом и Евой в раю (прп. Амвросий, 1). Когда будет бороть вас подозрение, то вы говорите себе: «Может быть, это не так», – и оставляйте дело в среднем смысле (прп. Амвросий, 1). Писала, что многие обращаются с тобой по политике. Хотя, может быть, это и правда, но полезнее для нас на все смотреть не с подозрением, а с простотой, подражая святому Давиду, который о себе говорит: Изменчивого ко мне (человека) лукавого я не знал ( Пс. 100, 4 ). Чтобы стяжать такое спасительное незнание, должно усердно молить Господа, чтобы помог и даровал нам иметь око благое, о котором в Святом Писании сказано: Чистое око не узрит лукавого (ср.: Авв. 1, 13 ). В числе девяти плодов Духа полагается благость, т.е. снисходительное и неподозрительное обращение с другими. Некто из святых пишет, что все мы находимся под епитимиями, т.е. за слабость нашу и за грешные немощи наши все мы находимся под запрещением Божиим. Чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом ( 1Кор. 1, 29 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. СТРАХ БОЖИЙ Враги наши бодры, бессонны, бесплотны, хитры, злы, горды, то паче всего надо от нападения их заключаться в твердыню смирения, недоступную никаким татям и врагам, а пока мы еще далеки от любви и смирения, то нужен и страх Божий, ибо страх Господень отводит от зла ( Притч. 16, 6 ), нужны иногда и поползновения, к познанию своей немощи попущением Божиим бываемые, за возношение тайное и нами неуловимое, а через падения и познаем, что их предварила гордость (прп. Макарий, 20). Знайте же, что поползновения обуздывают нашу самолюбивую часть, показывают нам нашу нищету и худость, только не смущайтесь во оных и не теряйте душевного мира, а принимайтесь за дело покаяния и добродетели. Смущением же вашим враг веселится и, наводя отчаяние, отвращает от добродетелей. Не давайте ему порадоваться вами (прп. Макарий, 20). Прп. Петр Дамаскин пишет, что спасение человека находится между страхом и надеждой, чтобы он не отчаивался и паче меры не обнадеживался. Ежели святым людям повелевает пророк Давид, глаголя: Бойтесь Господа, все святые Его ( Пс. 33, 10 ), то кольми паче людям грешным и неисправным потребно и полезно иметь всегда страх Божий, страшась нарушать заповеди Божии, и прежде всего, относительно суждения и осуждения, которые жизнь христианина обращают в лицемерие, по сказанному в Евангелии: Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза ( Мф. 7, 5 ). Хотя и кажется нам, что мы делаем это по ревности, но такая ревность называется ревностью не по разуму и ревностью буией. Не без причины апостол возражает, глаголя: Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает… Силен Бог восставить его ( Рим. 14, 4 ) (прп. Амвросий, 1). Во всякое время да держимся страха Божия, и страх Божий сохранит нас от всякого зла, тайного и явного, если тотчас же будем прибегать к Богу с покаянием и потом, в свое время, исповедать это и духовному отцу (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Страх Божий приобретается еще исполнением заповедей Божиих – и чтобы делать все по совести (прп. Амвросий, 2, ч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Пишешь, что долго не приходило тебе в голову и не было желания просить Царицу Небесную о заступлении в твоих бранях, и тебе кажется, что просить о избавлении от борьбы значит отказаться от креста монашеского... Сколько раз было тебе писано, чтобы в твоей брани молитвенно обращалась ко Господу, просила Его помощи всесильной и заступления Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, а ты пишешь, что не было желания просить Царицу Небесную. Тебе говорят, чтобы просила о помощи Божией, а ты толкуешь об избавлении от борьбы. Не избавления от борьбы проси у Господа, а помощи и мужественного терпения. Взывай ко Господу и Матери Божией со смирением, с глубоким сознанием своей немощи, гнилого своего устроения, оставив высокоумные помыслы о мнимой своей любви к Богу, тогда силен Господь помочь тебе и подать тебе облегчение по мере твоего смирения (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Во всех... делах требуется человеку помощь Божия… Если Господь не построит дома, напрасно трудятся строители. Это значит: если Господь не благословит, то напрасны будут труды, напрасно бодрствует страж ( Пс. 126, 1 ) и ничего не устережет и напрасно человек тот будет рано вставать: не пойдут дела его без благословения Божия (прп. Амвросий, 6). Тогда Господь начинает являть свою силу, когда увидит, что все человеческие средства к поданию помощи нуждающемуся в ней человеку истощены (прп. Амвросий, 2, ч. 1). Чтобы в твоем положении получить милость и помощь Божию, читай ежедневно псалом 36: Не ревнуй лукавым и не завидуй делающим беззаконие ( Пс. 36, 1 ). И хорошо бы этот псалом читать, по слову святого Давида, вечер, утро и полудне. И еще два псалма – Господь просвещение ( Пс. 26 ) и псалом Живый в помощи ( Пс. 90 ). Ежели во имя Святой Троицы будешь исправно читать эти псалмы ежедневно по три раза со смирением и усердием, предавая себя всеблагому Промыслу Божию, тогда выведет Господь, как свет, правду твою и судьбу твою, как полдень, только покорись Господу и моли Его (см. Пс. 36, 6–7 ). Полезно также читать псалом Терпя потерпех Господа, и внял ми ( Пс. 39 ). Не вотще сказано в Святом Писании, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян. 14, 22 ), ради получения которого и поступили мы в монастырь (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010