Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Амвросий Оптинский, прп. Описания иконы Амвросий Оптинский, прп. - житие Преподобный Амвросий Оптинский (память 10 октября и 27 июня по старому стилю) Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года, в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской Епархии. Окончив Духовное Училище, он затем прошел успешно курс в Духовной Семинарии. Однако не пошел ни в Духовную Академию, ни в священники. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого Духовного Училища. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр Михайлович был очень любим своими товарищами и сослуживцами. В последнем классе Семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет. По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Однако, совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменял[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Амвросий Оптинский, прп. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Оптина. 1990-е.] Прп. Амвросий в житии. Инок Артемий. Икона. Оптина пустынь. 1990-е годы. Введенский храм Оптиной пустыни. Икона находится у раки мощей. Файл 3759.jpg:   Размер: 740x1200, 0.89 MPix, 118 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (547) , (16) . Описание: [Оптина. 2003.] Свв. Оптинские (фрагмент). Иеромонах Илларион и инок Алипий. Фреска алтаря Владимирской церкви. Оптина пустынь. 2003 г. Файл 3762.jpg:   Размер: 911x1200, 1.09 MPix, 214 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (266) , (6) . Описание: [Оптина. 1902.] Прп. Амвросий Оптинский. Иеромонах Даниил (Болотов). Портрет. Оптина пустынь. 1902 год. 67.5 х 70.3. Передан из Патриарших покоев в Троице - Сергиевой Лавре в 1970-е годы. Церковно - Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

http://pravicon.com/icon-1140

С. Девятова Скачать epub pdf Иеромонах Амвросий (Иванов)  (1879–1978) Старец Амвросий (в миру Василий Федорович Иванов) родился 2 января 1879 года в селе Копыл Ростошенской волости, Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Его земляками по Тамбовскому краю оказались прп. Серафим Саровский , прп. Амвросий Оптинский и прп. Силуан Афонский . Семья о. Амвросия отличалась глубоким благочестием. Сестра его матери подвизалась в Таволжском монастыре, один брат подвизался в Оптиной Пустыни, другой – в Саровском монастыре. Особую роль в религиозном воспитании старца сыграла его мать. Когда Василию было восемь лет, родители взяли его с собой в Оптину Пустынь, где он получил благословение старца Амвросия. Именно тогда ему было предсказано, что он станет преемником по духу величайшего Оптинского старца. После смерти отца и трех сестер Василий по благословению матери поступил в Оптину пустынь, где основным его послушанием стало клиросное. (В обители он подвизался с 1897 по 1904 гг.) Позднее, на вопрос духовных чад, было ли какое искушение в монастыре, старец ответил: «Пять лет спать хотел, а потом привык». Послушник Василий застал в Оптиной Пустни великих старцев (ныне прославленных): прпп. Иосифа, Анатолия, Нектария, Варсонофия. Юноша прожил здесь с 1897 по 1904 гг. На послушника обратил внимание о. Венедикт (Дьяконов), бывший секретарь и помощник прп. Амвросия. Когда архимандрита Венедикта назначили настоятелем Пафнутьево-Боровского монастыря, он попросил Калужского владыку о переводе Василия к нему на послушание регента. Отец Венедикт постриг Василия 11 марта 1911 г. с наречением имени Амвросий. 1 мая 1911 г., на память прп. Пафнутия Боровского, отец Амвросий был рукоположен в иеродиакона, а через год – в иеромонаха. В мае 1923 г. монастырь был закрыт и о. Амвросий перешел служить в село Иклинское. В 1930–1933 гг. он отбывал ссылку. Когда же в 1942 г. Иклинский храм уничтожили, батюшка служил в селе Спас-Прогнань в церкви Преображения Господня. С 1 марта 1942 г. и до последних дней своей жизни великий старец молился в этом храме. Батюшка наизусть знал всю Псалтирь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Головино. Церковь Амвросия Оптинского. взамен временной Амвросия Оптинского Церковь. Действует.   Престолы: Амвросия Оптинского , Анастасии Узорешительницы Год постройки:Между 2005 и 2009. Адрес: Владимирская область, пос. Головино Координаты: 55.948469, 40.442853 Проезд:от Владимира по трассе Р73 южный выезд на Гусь-Хрустальный, Рязань, через 23 км указатель " Головино " . Левый поворот на юго-запад, 7 км до посёлка. Новостройка находится перед центральными воротами женской колонии, в 200 м южнее от ж/д ст. Головино Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 2005 году был совершен чин закладки первого камня и строительство храма началось стремительными темпами. В 2006 году уже были возведены стены, через год на храм были установлены главки. Начались первые богослужения в храме. 17 октября 2009 года в пос. Головино состоялось долгожданное событие – освящение главного придела в честь прп. Амвросия Оптинского в соборе духовенства Судогодского благочиния и гостей совершил управляющий Владимирской Епархией архиепископ Евлогий. Второй (левый) придел в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии будет освящен после окончания росписи стен храма. http://www.sudogda.ru/real/real_015.htm В начале 1990-х годов жители посёлка задумались о необходимости строительства храма. В это самое время к Владимирскому и Суздальскому архиепископу Евлогию приехала некая дама, которая пожелала пожертвовать крупную сумму на строительство храма в пос. Головино. Единственное желание вкладчицы было одно, чтобы церковь была посвящена прп. Амвросию Оптинскому. В то время такого храма во Владимирской области не было. Усмотрев во всём этом волю Божию, Высокопреосвященнейший Евлогий 23 октября 1997 года, в день памяти преподобного Амвросия Оптинского, освятил временный храм заброшенного деревянного клуба совхоза. За два месяца с Божией помощью был проведён и закончен капитальный ремонт этого здания, включая фундамент, кровлю, печное отопление, облицовку наружных и внутренних стен. Был установлен купол с крестом, и всё внутри приготовлено для освящения храма.

http://sobory.ru/article/?object=06250

составитель Терещенко Т. Н. ПОЛЬЗА Господь все по Своей милости и премудрости устраивает к нашей пользе и душевному назиданию, но только мы по слабости нашей и остраствованному навыкновению худо понимаем, яко младенцы (прп. Лев, 20). Мы должны быть уверены, что Промысл Божий всегда о нас промышляет и устрояет к пользе, хотя и противными нам случаями (прп. Лев, 20). Что случится не по-вашему, в том и ощутительная польза для души вашей будет. В таких случаях должно говорить: «Благо мне, Господи, яко смирил мя еси горделивую и грешную» (прп. Антоний, 20). Благость Божия скорбными обстоятельствами приводит нас к полезному, и душеполезному, и спасительному. Дивны дела Господни (прп. Амвросий, 1). Господь устрояет нашу душевную пользу часто и через неприятные обстоятельства (прп. Амвросий, 1). Болезни и неприятные случаи посылаются нам к пользе нашей душевной, и прежде всего к смирению нашему, и к тому, чтобы вели жизнь свою осмотрительнее и рассудительнее. В последнюю бытность твою в нашей обители была ты в каком-то странном настроении духа и в недовольном каком-то расположении неизвестно на кого. По простому слову, ты как будто искала кого-то виноватого. Я не решился тебя допрашивать о сем, а предоставил это всеблагому Промыслу Божию, чтобы Сам Господь вразумил нас на полезное. Вот Господь и вразумляет нас, посылая нам болезни, неожиданно нас постигающие, а с другой стороны, и неприятные случаи через таких лиц, которые нам и прежде досаждали. Поэтому смиримся под крепкую руку Божию, прося помилования от Господа и избавления от предстоящих скорбей (прп. Амвросий, 1). Предположенное путешествие по святым местам отложить до времени, чтобы рассмотреть, полезно ли это будет по сокровенным причинам. Не все хорошо и полезно, что с первого взгляда покажется таким. Много сокровенных подсад вражиих, от них же да сохранит нас Господь (прп. Амвросий, 1). Пишете, что благие желания не всегда исполняются. Знайте, что Господь исполняет не все благие желания наши, а только те, которые служат к душевной нашей пользе. Если мы при воспитании детей разбираем, какое преподавание какому возрасту прилично, тем более Господь Сердцевидец знает, что и в какое время бывает нам полезно. Есть духовный возраст, который считается не по летам, и не по бородам, и не по морщинам; и как иногда 15-летние обучаются наукам вместе с 8-летними детьми, так при обучении духовном еще чаще случается подобное (прп. Амвросий, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В день памяти прп. Амвросия Оптинского Предстоятель Русской Церкви освятил Введенский собор Оптиной пустыни 23 октября 2013 г. 15:05 23 октября 2013 года, в  день памяти  преподобного Амвросия Оптинского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Введенского собора Свято-Введенского ставропигиального мужского монастыря  Оптина пустынь  и Божественную литургию в новоосвященном храме. Накануне во Введенском соборе  была установлена  рака с честными мощами преподобного Амвросия Оптинского, в период реставрации находившаяся в Казанском храме. За Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Серапиона (Колосницина) во епископа Кокшетауского и Акмолинского ( Митрополичий округ в Республике Казахстан ). Его Святейшеству сослужили:  митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан;  митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Калужский и Боровский Климент , председатель  Издательского Совета  Русской Православной Церкви;  архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан , управляющий  Патриаршими приходами в США ;  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Козельский и Людиновский Никита ;  схиархимандрит Илий (Ноздрин) ; архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель подворья Оптиной пустыни в Москве; архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный  Троице-Сергиевой лавры ; протоиерей Василий Качанкин, благочинный Кокшетауского церковного округа, настоятель Михаило-Архангельского собора г. Кокшетау;  иеромонах Мисаил (Сарафанов) , ответственный секретарь  Управления делами  Московской Патриархии; насельники Оптиной пустыни в священном сане. В алтаре молился наместник Оптиной пустыни архимандрит Венедикт (Пеньков). Пели братский хор Оптиной пустыни (регент — иеромонах Виталий (Белов)) и хор Троице-Сергиевой лавры (регент — Димитрий Никитин).

http://patriarchia.ru/db/text/3320053.ht...

составитель Терещенко Т. Н. ВНИМАНИЕ СЕБЕ Если хочешь поставить себя на твердой стези спасения, то прежде всего постарайся внимать только себе одной, а всех других предоставь Промыслу Божию и их собственной воле и не заботься никому делать назидание. Не напрасно сказано: «Каждый от своих дел или прославится, или постыдится». Так будет полезнее и спасительнее и, сверх того, покойнее (прп. Амвросий, 1). Нужно иметь внимание к своей внутренней жизни, так, чтобы не замечать того, что делается вокруг тебя. Тогда осуждать не будешь (прп. Амвросий, 2, ч. 2). Будь проста, и все пройдет. Считай себя хуже N. Если будешь внимать себе, то найдешь, что ты действительно хуже N. (прп. Амвросий, 2, ч. 2). Если не можешь иметь полного духовного отношения, то держись исполнения евангельских заповедей Христовых, и этого будет для тебя достаточно. Еще держись совета Варсануфия Великого: «Если оставишь волю свою сзади, на всяком месте обретешь покой». Наконец, держись древнего церковного слова: «Спасающийся да спасет душу свою». Внимай себе, и будет с тебя. А другие – как хотят. Дела, которые не от тебя зависят, предоставляй собственной воле каждого и предавай все это суду Божию (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Вопрос: – Как себе внимать, с чего начинать? Ответ: – Надо прежде записывать: как в церковь ходишь, как стоишь, как глядишь, как гордишься, как тщеславишься, как сердишься и прочее (прп. Амвросий, 20). Вижу твое сожаление о своих душевных немощах и недостатках и остаюсь в благонадежии. Потому что кто внимает себе и жалеет о слабой жизни и ищет помощи от Бога, тот поневоле пойдет путем мытаря, похваленного в Евангелии (прп. Анатолий, 18). Будь внимательна к своему спасению, как часто говорит о. Иоанн Кронштадтский: «Конец уже при дверях, кайтеся, грешники». Идешь в святой храм, не разговаривай ни с кем, кроме Бога, молитвой по четкам, в храме слушай со вниманием, идешь куда – держи внимание, сидишь за рукоделием – держи внимание, руками делай – умом, сердцем и устами молись. При том вечером желательно подышать свежим воздухом пойти – это хорошо. Вдохни полной свободной грудью свежего животворного Божия воздуха и опять держи внимание в молитве. Глаголи непрестанно: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешную» (прп. Иосиф, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. ХРАМ (ЦЕРКОВЬ) Если от строения останутся какие деревянные чурбаки и щепы, то их употребить на топку церковной печи, а не в другое место, дабы ничего церковного не разносилось по частным домам (прп. Антоний, 20). Подавая в храме на свечи, не делайте замечания, поставят ли их пред святые иконы или нет. Эта ответственность на тех, кто берет деньги и не ставит. А вы за свое усердие получите от Бога награду. А притом если кто и не подаст на свечи, но служба Божия никогда не совершается без них (прп. Антоний, 20). Отцы святые! Забываете Церковь . Надо знать, для чего мы пришли в обитель. Ведь мы должны за это пред Богом отвечать. Прошу всех вас не забывать храма Божия (прп. Исаакий, 28). Когда в церковь идешь и из церкви приходишь, должно читать «Достойно есть». А в церковь придя, положить три поклона, «Боже, милостив буди мне» и прочее (прп. Амвросий, 2, ч. 2). В церкви не должно говорить. Это злая привычка. За это посылаются скорби (прп. Амвросий, 4). Объясняешь... что ты, побеждаясь немощью человеческой, в церкви разговариваешь с любимой тобою монахиней, которая и тебя любит. Вне церкви объясни этой монахине, что тебя совесть очень упрекает за разговоры в церкви, и попроси ее, чтобы она вперед не начинала разговоров и тебя бы останавливала, когда ты, забывшись, начнешь о чем-либо говорить. Тогда и исполнится на вас слово Писания: Брат от брата помогаем, яко град тверд и огражден ( Притч. 18, 20 ) 147 (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Стоя в церкви, должно слушать внимательно пение и чтение церковное, и, кто может, не должен оставлять при этом и молитвы Иисусовой, особенно когда нехорошо или невнятно слышно чтение церковное (прп. Амвросий, 3, ч. 2). В церкви, когда диавол затыкает тебе уши и смежает глаза, старайся читать Иисусову молитву. Внимай по силе кафизмам, они после тебе усладятся. В них много красоты и сладости, которые разгонят сон и уныние… На мужчин глядеть монахине грех. А что ленишься петь – это от твоего нерадения и от диавола… Читай в это время молитву Иисусову. Да почаще заглядывай в «Лествицу». Особенно прочти там: Слово 14, 19, 6. В церкви не бесчинствуй, т.е. не говори и глазами не води, а то Бог попустит диаволу сквернить и твою храмину (прп. Анатолий, 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. ПРАВДА Тебе враг наносит в помыслах на сестру, его цель – сделать между вами возмущение, а ты самоукорением и желанием мира упраздняешь его козни. Это известно, как я вам и писал, что враг не перестанет наносить вам обеим смущение, представляя немощи каждой не свои, а другой, а свою видеть правость. Ты знаешь, что одно только смирение может сокрушить все силы врага, а если будете доверять своей правде, то не может мир устроиться, что ж в этой правде, какой толк? (прп. Макарий, 20). Не следует оставлять должности. Надеясь на помощь Божию, можете ратовать по-прежнему, так как сказано в Писании: Правда избавляет от смерти ( Притч. 10, 2 ). В этом ратовании не следует презирать человеческую помощь: можете двух знающих своих просить, чтобы писали за вас в Петербург и просили там, кого могут. А при случае можете иногда говорить и врагам своим, что «я лично могу объяснить самому императору правое дело и ваши несправедливые придирки», впрочем, это оставляю на ваше благоусмотрение. Если бы за правое дело пришлось Бога ради и пострадать, то от того отрекаться не следует. Мы живем для будущей жизни и славы, а не для настоящей (прп. Амвросий, 1). По Божиему суду неправда совершенного успеха иметь не может. Сказано в псалмах: Солгала неправда себе самой ( Пс. 26, 12 ). Зло всегда забегает вперед, только не одолевает. Каин родился прежде Авеля, и Исав прежде Иакова, но старшие не только не имели успеха, а и погибли. Сказано в псалмах: Правда Божия – как горы Божии ( Пс. 35, 7 ), и правда человеческая видна не как горы, но как холмики (прп. Амвросий, 1). Как бы то ни было, а вы всегда держались правой стороны с помощью Божией, и продолжайте держаться оной, только поискуснее. Сказано где-то: «Правда избавляет от смерти», хотя за правду Крестителю Господню и голову отрубили; и это не лишило его почитания выше всех (прп. Амвросий, 1). Правда груба, да Богу люба (прп. Амвросий, 2, ч. 1). Надо всегда говорить правду, а не человекоугодничать. У нас был священник, я ему всегда правду говорил, когда придет ко мне. Ему это не нравилось. А когда уходил от нас, то сказал мне: «Ежели бы вы не говорили мне правду, то я не мог бы и жить здесь» (прп. Амвросий, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. БЛИЖНИЙ Сколько бы мы чувствительны ни были, но никогда столько не можем сострадать о ближних, как Творец наш. Чем же мы чувствительнее к какому предмету, тем слепее в рассудке о нем… а для того-то наиболее и должно священно вручать себя и ближних наших Промыслу Отца Небесного, быть как можно умереннее, не допускать сердца до безмерного и безрассудного огорчения (прп. Лев, 20). Воля Божия видна в заповедях Его, которые мы и должны стараться исполнять при обращении с ближними, а в случае неисполнения и преступления приносить покаяние (прп. Макарий, 20). Спасение наше в ближнем нашем состоит, и повелено искать не своего си, но еже ближняго к созиданию ( 1Кор. 10, 24 ) 18 (прп. Макарий, 20). Нужно ближнего успокаивать, и с тобой то же может быть (прп. Амвросий, 2, ч. 2). Вопрос: Всем бы я была довольна, да вы, батюшка, от меня далеко. Ответ: Ближние мои далече от меня стали (см. Пс. 37, 12 ). Близко да склизко, далеко да глубоко (прп. Амвросий, 2, ч. 2). Сказано в старчестве: «От ближнего живот и смерть», т.е. через ближнего только может быть жизнь наша истинная, и наследуем жизнь блаженную и вечную, а если будут отношения наши к ближнему неправильные и презорливые 19 , то мудрено убежать смерти душевной, а потом и второй, вечной, от нее же да избавит Господь всех понуждающихся на исполнение Его божественных и животворных заповедей и всех, если и храмлющих 20 от немощи, но ищущих Его великой милости покаянием и смирением. Апостол Иоанн пишет: любящий Бога должен любить и ближнего (см. 1Ин. 4, 21 ), а апостол Павел говорит: вы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать (см. Рим. 15, 1 ), – и: исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным ( Гал. 6, 1 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Следует и должно позаботиться всячески, чтобы из самоугодия не мешать спасению ближнего и миру его душевному и успеху духовному. За это отдадим великий ответ Богу, если не будем осторожны. Долг христианский – содействовать спасению ближнего, а не препятствовать (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. МОЛЧАНИЕ Безрассудное и не в разуме молчание хуже многоглаголания, а мерное или малое укрепление никакого вреда не принесет, а еще смирит и подаст силу к творению подвигов и трудов. Но безмерие и в том, и в другом приносит весьма великий вред (прп. Макарий, 20). Между собой храните молчание, кроме нужного, ничего постороннего не говорите, да будет чист ум ваш в молитвах. Укоряйте себя мысленно, и уничижайте, и худшими всех себя имейте, и Бог призрит на смирение ваше и покроет от всех искушений (прп. Моисей, 23). Грядущих Бога ради принимать надо, покуда позволяет положение места и общая потребность, только бы единомысленными быть могли. Беседа с приходящими должна научить вас искусству в словах и познанию пользы молчания. Праздному и гнилому слову обыкновенно последует уныние, а в разуме сказанному – тщеславие, почему молчание спасает от обоих. По святых же отец рассуждению все делать – молчать и говорить Бога ради – полезно (прп. Моисей, 20). Приходит пост Великий, которому прилично более всего благоразумное молчание (не то чтобы быть аки рыба безгласная, но вещание в меру). Потому что, по слову Василия Великого , всякую вещь украшает мера, то есть соразмерность, которая потребна будет более всего к предлежащему Великому посту (прп. Амвросий, 1). Царствие Божие... не в словах, а в силе; нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать, и всем – мое почтение (прп. Амвросий, 6). Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом раскаиваться (прп. Амвросий, 2, ч. 2). Сама ты написала, что скорбишь о своем излишнем глаголании и ревнуешь о благоразумном молчании, а с компаньонкой и поневоле должна будешь лишнее говорить. Конечно, нужно взять только кого попроще, чтобы могла послужить твоему слабому благородию. Впрочем, я хорошо не знаю М. Г. … Поэтому сама смотри, как лучше и полезнее. Есть старинная пословица: «Ум хорошо, а два лучше, а три хоть брось». Но это человеческое замечание. Господь же глаголет в святом Евангелии: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их ( Мф. 18, 20 ). Посмотри на свое чувство внутреннее повнимательнее: как будет покойнее и ближе к твоему устроению, так и сотвори. Один мудреный юродивый толкует: «Гусь да гагара – неладная пара». Впрочем, у нас на скотном дворе умер столетний старец Пахомий, который и среди множества людей умел сохранять глубокое молчание. Случалось, что некоторые станут приставать к нему с разными вопросами, он встанет и пропоет им: «Ангел вопияше Благодатней», – и опять сядет молча, почесывая в голове или роясь в своей сумке, как будто бы что-то отыскивает. Если, бывало, кому что-либо скажет, то помни и не забывай. На многих сбывались слова его (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010