Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Келембет Андрей Петрович; 1745 мест. Чернухи Лубенского полка - 4.07.1825, Мгарский мон-рь Полтавской епархии), архиеп. Тобольский и Сибирский. Из дворян, сын диакона. В 13-летнем возрасте бежал из родительского дома и, Амвросий (Келембет), архиеп. Тобольский Амвросий (Келембет), архиеп. Тобольский назвавшись сиротой, поступил в КДА. 9 апр. 1777 г. принял монашеский постриг, 4 июня того же года рукоположен во иеродиакона, 28 июня 1780 г.- во иеромонаха. По окончании академического курса, 1 июля 1777 г., назначен учителем греч. языка при КДА, в 1784 г.-риторики, в 1785 г.- философии. В годы преподавания жил в Киево-Печерской лавре , неся послушание ризничего. Вел аскетическую и уединенную жизнь, все доходы раздавал бедным и нищим. С 10 сент. 1791 г. префект КДА, 22 марта 1793 г. возведен в сан архимандрита Акатова мон-ря Воронежской епархии с назначением ректором Воронежской ДС. 29 дек. 1796 г. перемещен на архимандритию в Антония Римлянина новгородский мон-рь с назначением ректором Новгородской ДС. С 17 сент. 1797 г. архимандрит новгородского Юрьева мон-ря . 17 сент. 1799 г. А. был назначен, 6 нояб. в Гатчине наречен, 13 нояб. хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского. Деятельность А. в Оренбургской епархии заслужила высокую оценку первоприсутствующего в Святейшем Синоде С.-Петербургского митр. Амвросия (Подобедова) , перед к-рым за А. ходатайствовал Старорусский еп. Евгений (Болховитинов) . 25 мая 1806 г. А. был перемещен в Тобольск с возведением в сан архиепископа. А. столкнулся с крайним упадком правосл. просвещения в Сибири, принимал меры для борьбы с резко усилившимся влиянием ислама. По инициативе А. в 1820 г. на хантыйский и мансийский языки был переведен НЗ, не получивший, однако, одобрения духовной цензуры в Петербурге. А. особенно заботился о Тобольской ДС: построил для нее новый каменный корпус; открыл в томском во имя Алексия, человека Божия, мон-ре трехклассное латино-рус. уч-ще. В числе ректоров ДС, к-рым А. оказывал особое покровительство, был буд. Киевский митр. Филарет (Амфитеатров) . Посетивший в 1821 г. Тобольскую ДС М. М. Сперанский дал исключительно благоприятный отзыв о ней.

http://pravenc.ru/text/114384.html

3 Переводы самонужнейших молитв, краткого катихизиса м. Платона, свящ. истории и четвероевангелия на остяцкий и вогульский язык были сделаны еще раньше несколько протоиереями Верпуновым и Фелицыным и другими лицами в 1820 годах. См. «Странник» 1875 г. т. 4. стр. 103–106. 4 Варлаам Петров, архиепископ тобольский, скончался в 1802 г. Сравн. Прав. Собеседн. 1870 г. ч. 2, стр. 234. 8 Здесь говорится о Ксенофонте Троепольском архиепископе подольском. Он в 1796 г. был архимандритом свияжского монастыря, а в 1800 г. викарием свияжским, следовательно, имел в Казани связи и знал хорошо положение дел в казанской епархии. В 1832 г. преосвященный Ксенофонт был уволен на покой и в 1834 г. скончался. 10 Вероятно, в вятской епархии, как и в казанской, употреблялись переселения крещеных инородцев с одного места на другое. 12 В 1868 г. в елабуж. уезде собиралось до 12 тысяч вотяков для жертвоприношения. См. Вятск. епарх. вед. 1869 г. 15, стр. 340. 13 См. Полное собрание слов и речей Кирилла, архиепископа каменец-подольского и брацлавского. Москва 1854 г. ч. 1. стр. 27. 28. 17 Полное собрание слов и речей Кирилла, арх. каменец-подольского и проч. Москва 1854 г. ч. I, стр. 26. 21 По всей вероятности, здесь имеется в виду св. Афанасий, патриарх константинопольский, нетленные мощи коего находятся в пяти верстах от уездного города полтавской губернии Лубны. Сравн. след. письма. P. S. 24 Инспектор калужской духовной семинарии Макарий (до монашества Михаил Зимин), студент 1-го курса московской духовной академии. О Макарий был очень умный человек: он составил, как мы слышали, догматическое богословие и начал было печатать оное на пособие от св. синода, но за смертью о. Макария печатание прекратилось. 25 Преосвященнейший Амвросий Келембет был архиепископом тобольским с 1806 по 1822 г. Он уволен был 28 октября 1822 г. на покой в лубенский мгарский спасопреображенский монастырь. См. Странник 1874 г. т. 4 стр. 3. 101. 176. «Архиепископ тобольский Амвросий (Келембет)», протоиерея Александра Сулоцкого .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

Итак вместо – »вскую мя отринул еси...» давай-ка споём на этот же глас ирмос: «Ты моя крепость Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог , Ты моё радование... и нашу нищету посети!» Да, брат-сват, ты знаешь поговорку здешнюю: «Горе коли Августин на кого напустил…», но зато я тебе теперь же срифмую другую: – «Благо, лишь бы Амвросий нас-то не бросил... Так не томись, не тужи – а лишь Богу молись, – верой-правдой служи!» И вот на ко тебе чарочку твоего любимого красненького, а мне моя со светленьким... и да будут всем нам дни жизни красные, светлые, ясные! Тут-то они сватушки, обнялись, поцеловались и батюшка вдруг запел: «Тебе Бога хвалим»... а мы все подхватили... После же пропетия, сам Филарет сказал каким-то особенно-спокойным тоном, обращаясь ко всем нам: «да, присные мои! воистину так: На Тя Господи уповахом, да не постыдимся во веки. Аминь, т. е. повторил последние слова пропетой песни, и после этого совершенно успокоился и даже повеселел, – а с ним и все мы. Так мы на другой день, помолившись, и проводили его, даже и не плакали, а чего-то чаяли в душе как будто отрадного... что и сотворил всемилосердый Господь с дядюшкой Филаретом вскоре же там в Тобольске, о чём он нам обо всём, бывало, писал, доколе наконец, сам приехал к нам по пути, когда его перевели уж совсем из Тобольска куда-то под Москву или в самый Петербург. Так вот, – присовокупил покойный Высокопр. Антоний, – после этого моего теперешнего рассказа как раз кстати и будут следовать в твоём изложении и дальнейшие слова Владыки в моих Записках». Эти указываемые слова следующие: «По прибытии его (Филарета) в Тобольск, тамошний Преосв. Амвросий (Келембет), прежний благодетель его в Уфе опять принял его с радостью, утешил, поддержал его... о чём он (Филарет) во всю жизнь свою воспоминал с глубочайшей благодарностью». Чтобы понять такой приём и вообще оборот дела, естественнее всего думать, что Филарет, по прибытии в Тобольск, рассказывал Преосв. Амвросию всё подробно о злосчастных обстоятельствах, постигших его в Уфе – и рассказывал тем откровеннее, чем яснее сразу увидел, что Преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Во дни упомянутых архипастырей появилась с 1817 г. в Сибири разрешенная по ходатайству главы методистов Рихарда Ватсона английская миссия, раздававшая населению книги Св. Писания, переведенные на русский язык с искажениями в протестантском духе. Помимо этих переводов английские миссионеры беспрепятственно распространяли в среде грамотных людей напр. такие изуверские сочинения: – «Таинство Креста» (Mystere de la croia), в которой синоды и вселенские соборы названы «зверем, порождением Вавилона и духом антихристовым», и «Победная Повесть», обещающая торжество над Православием для менонитов, сепаратистов, методистов, пиетистов, квакеров и проч. Стараниями английской миссии был введен в моду по Сибири их «Сионский. Вестник», в котором одновременно с масонскими бреднями проводилось отрицание святости постановлений и преданий Православной Церкви. Против всего этого английского набега на Православие трудно были архипастырям Амвросию и Михаилу что-либо предпринять. Они сами по приказанию учрежденного в 1817 году министерства духовных дел поневоле состояли членами издававшего означенные книги Британского Библейского Общества и были вынуждены отписываться от грозных запросов по поводу их слабого содействия английскому посеву ересей. На глазах у архипастырей Библейское Общество переписывалось с раскольниками и открыто поддерживало их жалобы на духовенство, пользуясь своими влияниями в Петербурге. Помимо раскольников стояли на стороне этого влиятельного общества и все разночинцы и служебные люди Сибири, которые были уже в то время развращены собственным безнаказанным своеволием, обилием преступного люда и влиявшим из внутренней России западным вольнодумством. В такое-то время Тобольский преосвященный Амвросий Келембет покинул кафедру и его место заступил 28 октября 1822 г. Амвросий Рождественский (Вещезеров), святительствовавший до 14 февраля 18252 года, После него архипастырем Тобольским был с 30 сентября 1825 года Евгений Казанцев, переведенный потом в Рязань с 7-го августа 1831 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Во дни упомянутых архипастырей появилась с 1817 года в Сибири разрешенная по ходатайству главы методистов 303 Рихарда Ватсона английская миссия, раздававшая населению книги Священного Писания , переведенные на русский язык с искажениями в протестантском духе. Помимо этих переводов, английские миссионеры беспрепятственно распространяли в среде грамотных людей, например, такие изуверские сочинения: «Таинство Креста» («Mystere de la croix»), 304 в которой Синоды и Вселенские соборы названы «зверем, порождением Вавилона и духом антихристовым», и «Победная повесть», 305 обещающая торжество над Православием для меннонитов, 306 сепаратистов, 307 методистов, пиетистов, 308 квакеров 309 и пр. Стараниями английской миссии был введен в моду по Сибири их «Сионский вестник», 310 в котором одновременно с масонскими бреднями проводилось отрицание святости постановлений и преданий Православной Церкви. Против всего этого английского набега на Православие трудно было архипастырям Амвросию и Михаилу что-либо предпринять. Они сами по приказанию учрежденного в 1817 году Министерства духовных дел 311 поневоле состояли членами издававшего означенные книги Британского Библейского общества и были вынуждены отписываться от грозных запросов по поводу их слабого содействия английскому посеву ересей. На глазах у архипастырей Библейское общество переписывалось с раскольниками и открыто поддерживало их жалобы на духовенство, пользуясь своим влиянием в Петербурге. Помимо раскольников стояли на стороне этого влиятельного общества и все разночинцы и служебные люди Сибири, которые были уже в то время развращены собственным безнаказанным своеволием, обилием преступного люда и веявшим из внутренней России западным вольнодумством. В такое-то время Тобольский Преосвященный Амвросий (Келембет) покинул кафедру и его место заступил 28 октября 1822 года Амвросий Рождественский (Вещезеров), святительствовавший до 14 февраля 1825 года. После него архипастырем Тобольским был с 30 сентября 1825 года Евгений (Казанцев), переведенный потом в Рязань с 7 августа 1831 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В личном состоянии и настроении самого Филарета, отправляющегося к месту своего назначения, казалось бы, можно предполагать чувства, ободряющие его. Довольно представить, что будущий его Начальник – Архиепископ Тобольский был тот самый – Амвросий (Келембет), который, в бытность свою Епископом в Уфе, вполне благоволил к Филарету, прослужившему при нём два года (1804–1806 гг.). Но Августин во-первых, через посредство уже свата Несмелова напутствовал Филарета слишком неотрадными словами, а во-вторых, и через келейного священника Ил. Петр. Попова тоже передал неутешительные предсказания: «пусть ка теперь не больно рассчитывает на свою хитрость и пронырство, чтобы объехать Амвросия Тобольского по-прежнему, как здесь в Уфе... Туда сообщено всё, что нужно и строго-настрого предписано, чтобы не взирать ни на какие его ласкосердия... да и не прикрывать и не замедлять доносить о нём прямо Митрополиту в положенные сроки... а Митрополит-то уже спуску не даст ни при каких забегательствах его приятелей в Петербурге»! 166 Да и сам Филарет, впрочем, вовсе не рассчитывал на помилование, как видно было из его слов перед родными, – что он едет чисто в ссылку... Самое, прежде бывшее к нему, благоволение Амвросия в Уфе, – куда он тоже явился к нему как опальный... и где считал себя обязанным только личным его чувствам, чтобы пользоваться его архипастырским благоволением, – в настоящий раз, всего естественнее, стесняло и мучило его... Если он, Филарет, в письме своём к другу Турчанинову, выражался так, что и честь, и уверенность, и должность, – словом всё, что есть в служении в жизни достойное, – всё для него было уже потеряно, – и если сердце его паче всякой меры было отягощено и истощено, – и наконец, как известно, в бывших порывах самоуничижения Филарет желал себе только одного, чтобы быть отребием миру и попранием для всех… то, кажется, не может быть более подходящего изображения душевного состояния Филарета, отправлявшегося в Тобольск под начальство своего бывшего, благоволившего к нему, Архипастыря, – как вроде состояния блудного Евангельского сына...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Амвросий, архиепископ Тобольский и Сибирский (Келембет Андрей Петрович) Родился около 1750 года в местечке Чернухи Луховицкого уезда Полтавской губернии в семье диакона. В 1777 года окончил Киевскую духовную академию и был оставлен в ней преподавателем латинского языка. В 1777 году, по предложению знавшего его лично митрополита Киевского Гавриила (Кременецкого), принял монашество и был назначен лаврским ризничим. С 1791 года – префект Киевской духовной академии. С 1793 года – архимандрит, ректор Воронежской духовной семинарии. С 1796 года – ректор Новгородской духовной семинарии и настоятель Новгородского Антониева монастыря. В 1797 году – архимандрит Новгородского Юрьева монастыря. 13 ноября 1799 года хиротонисан во епископа Оренбургского. С 25 мая 1806 года – архиепископ Тобольский и Сибирский. 21 декабря 1822 года уволен на покой в Мгарский Спасо-Преображенский монастырь Полтавской губернии. Скончался 4 июля 1825 года и был погребен в храме Мгарского Спасо-Преображенского монастыря. Это был несколько простоватый, добрейший, хотя и вспыльчивый, человек. Простота его, некоторая неловкость и неповоротливость в движениях давали повод окружающим шутить над ним. И даже распространилось изречение – «это второй Келембет» – когда кого-то хотели представить простаком. Преосвященный Евгений (Болховитинов) говорил о нем, что хотя «Амвросий и человек простой, но драгоценно в нем то, что он человек добрый». Воспитан он был в строгих правилах монашеской жизни. Преосвященный был общительный, разговорчивый, а также большой хлебосол. Такие качества снискали ему любовь среди окружавших его лиц, всегда находивших у него радушный прием. Он с великой любовью и состраданием принял в свою епархию архимандрита (позднее митрополита) Филарета (Амфитеатрова) в трудное для последнего время и был для него истинным благодетелем. За шесть лет управления Оренбургской епархией он снискал себе славу добрейшего пастыря. В своей деятельности преосвященный Амвросий не прибегал к жестким мерам. Он постепенно и последовательно занимался делом устроения вновь учрежденной епархии. Ему пришлось быть основоположником главнейших епархиальных учреждений, в том числе и консистории. При нем в Уфе был открыт Успенский монастырь (1800 г.) и Оренбургская духовная семинария.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1804 г. Филарет был переведен из Орловской епархии в глухую, отдалённую Уфу.Печальный вид представляла в то время эта епархия.Архим. Филарет был назначен здесь ректором Оренбургской духовной семинарии и настоятелем монастыря. Его можно даже назвать основателем Оренбургской семинарии, так как в то время она только начинала действовать. Тяжелые испытания и скорби постигли в Уфе архим. Филарета. Первые полтора года этого периода жизни, когда во главе епархии стоял еп. Амвросий (Келембет), у Филарета все шло хорошо. Но с назначением на Уфимскую кафедру преосвящ. Августина (Сахарова), которому архим. Филарет был охарактеризован Орловским еп. Досифеем с отрицательной стороны, положение его резко изменилось. По малейшему поводу еп. Августин преследовал архим. Филарета, писал на него жалобы в Св. Синод. Такое притеснение продолжалось в течение всего уфимского периода жизни архим. Филарета. Он терпеливо сносил все обиды и унижения, но, в конце концов, у него появилась мысль оставить все, удалиться в какой-нибудь отдаленный монастырь и, скрыв свой сан, начать жизнь самого последнего инока. Но Господь не оставил Своего избранника. Однажды после пламенной слёзной молитвы коленопреклоненный Филарет, находясь в полусонном состоянии, увидел руку, писавшую на стене: “Не бойся! Судьбы архимандрита Филарета в руках Божиих!”. С этого времени жизнь архим. Филарета совершенно изменилась. По ходатайству протоиерея Турчанинова, хорошо знавшего Филарета, перед митрополитом Амвросием (Подобедовым), он указом Св. Синода от 10 ноября 1810 г. был переведен в Тобольск для испытания. Управлявший Тобольской епархией еп. Амвросий (Келембет), который и ранее знал Филарета, в своих донесения митрополиту и Св. Синоду о характере и поведении вновь присланного архимандрита называл его “не человеком, а ангелом во плоти”. Благодаря таким положительным отзывам, менее чем через три года (2 декабря 1813 г.) архим. Филарет был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповедывания слова Божия и назначен настоятелем Волоколамского Иосифова монастыря. Этот вызов в Петербург означал признание заслуг и достоинств его и был как бы ступенью к дальнейшему повышению. По предложению ректора С.-Петербургской духовной академии Филарета, впоследствии известного митрополита Московского, архим. Филарет указом Комиссии духовных училищ от 15 февраля 1814 г. был назначен инспектором С.-Петербургской духовной академии. Служение Филарета в должности инспектора продолжалось всего полгода, но имело для него очень важное значение. В этот период он был удостоен степени доктора богословия (1814 г.). Докторская степень была присвоена архим. Филарету не за научные труды, а по должности и за безукоризненный образ жизни. В этом же году Филарет был переведен в должности инспектора во вновь открывавшуюся Московскую духовную академию. Это назначение также состоялось по указанию ректора С.-Петербургской академии Филарета (Дроздова) .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Василиск Туринский. Икона. XX в. Прп. Василиск Туринский. Портрет. XIX в. (Гаврилов Василий Гаврилович; ок. 1740, дер. Иванищи близ Калязина - 29.12.1824, туринский во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-рь), прп. Туринский (пам. 29 дек., в Соборе Брянских святых и в Соборе Екатеринбургских святых). Из крестьянской семьи. С детских лет Василий отличался трудолюбием, стремлением к уединенной молитве, в юности любил слушать проповеди Тверского еп. св. Гавриила (Петрова) в Макариевом калязинском мон-ре, повлиявшие на его духовное становление. Вступив в брак, по взаимному согласию с женой жил в целомудрии. Ежегодно под предлогом поездки на заработки трудился в мон-рях. Ок. 1777 г. оставил семью, ушел в Островскую пуст. Владимирской губ., настоятель к-рой, ученик прп. Паисия (Величковского) иером. Клеопа I дал Гаврилову благословение на пустынножительство. Первоначально Гаврилов подвизался вместе со своим старшим братом Космой, позже с 2 пустынниками в лесах Чувашии, затем перешел в Брянские леса под руководство старца Площанского мон-ря иером. Адриана (Блинского), к-рый постриг его в монашество с именем Василиск. Здесь же преподобный познакомился со своим буд. учеником и духовным другом прп. Зосимой (Верховским) . Осенью 1788 г. иером. Адриан перешел в Коневецкий мон-рь , и с 1792/93 г. В. также подвизался на о-ве Коневец, в 3 верстах от мон-ря. Летом 1799 г. инок оставил Коневецкую обитель и вместе с прп. Зосимой ушел в Малороссию и Крым, осенью 1800 г. перебрался в Сибирь. Архиеп. Варлаам I (Петров-Лавровский) дал подвижникам разрешение жить на территории Тобольской епархии, и в 1802 г. они поселились в лесах Кузнецкого у. К 1818 г. вокруг иноков сложилась жен. община. В 1821 г. прп. Зосима по благословению В. обратился к Тобольскому архиеп. Амвросию (Келембету) с прошением основать жен. обитель на месте упраздненного в 1764 г. муж. мон-ря в г. Туринске Тобольской губ. Открытию туринского во имя свт . Николая Чудотворца жен. мон-ря (1822) способствовали почитавшие В. и прп. Зосиму Московский митр. св. Филарет (Дроздов) и министр духовных дел кн. А. Н. Голицын . С осени 1822 г. В. нес подвиг старчества в новообразованной обители. Учеником В. был прав. Петр (Мичурин) . В. был погребен 4 янв. 1825 г. в Туринском мон-ре. В 1913 г. над могилой подвижника была поставлена часовня во имя мч. Василиска. В 2000 г. мощи В. были обретены и перенесены в екатеринбургский во имя Всемилостивого Спаса мон-рь .

http://pravenc.ru/text/149787.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Василиск Сибирский, Туринский, прп. - житие Василиск (в миру – Гаврилов Василий Гаврилович; родился ок. 1740, в деревне Иванищи близ Калязина, умер 29,12,1824 г., прп. Туринский (пам. 29 дек., в Соборе Брянских святых и в Соборе Екатеринбургских святых). Родом из крестьянской семьи. С детских лет Василий отличался трудолюбием, стремлением к уединенной молитве, в юности любил слушать проповеди Тверского епископа св. Гавриила (Петрова) в Макариевом калязинском монастыре, повлиявшие на его духовное становление. Вступив в брак, по взаимному согласию с женой жил в целомудрии. Ежегодно под предлогом поездки на заработки трудился в монастырях. Ок. 1777 г. оставил семью, ушел в Островскую пустынь Владимирской губернии, настоятель которой, ученик прп. Паисия (Величковского) иером. Клеопа I дал Василию Гаврилову благословение на пустынножительство. Первоначально Василий подвизался вместе со своим старшим братом Космой, позже с 2 пустынниками в лесах Чувашии, затем перешел в Брянские леса под руководство старца Площанского монастыря иеромонаха Адриана (Блинского), который постриг его в монашество с именем Василиск. Здесь же преподобный познакомился со своим будущим учеником и духовным другом прп. Зосимой (Верховским). Осенью 1788 г. иером. Адриан перешел в Коневецкий монастырь, и с 1792/93 г. Василиск также подвизался на острове Коневец, в 3 верстах от монастыря. Летом 1799 г. инок оставил Коневецкую обитель и вместе с прп. Зосимой ушел в Малороссию и Крым, осенью 1800 г. перебрался в Сибирь. Архиепископ Варлаам I (Петров-Лавровский) дал подвижникам разрешение жить на территории Тобольской епархии, и в 1802 г. они поселились в лесах Кузнецкого уезда. К 1818 г. вокруг иноков сложилась женская община. В 1821 г. прп. Зосима по благословению Василиска обратился к Тобольскому архиеп. Амвросию (Келембету) с прошением основать женскую обитель на месте упраздненного в 1764 г. муж. монастыря в г. Туринске Тобольской губернии. Открытию туринского во имя свт. Николая Чудотворца женского монастыря (1822) способствовали почитавшие Василиска и прп. Зосиму Московский митрополит св. Филарет (Дроздов) и министр духовных дел князь А. Н. Голицын. С осени 1822 г. Василиск нес подвиг старчества в новообразованной обители. Учеником его был прав. Петр (Мичурин). Василиск был погребен 4 янв. 1825 г. в Туринском монастыре. В 1913 г. над могилой подвижника была поставлена часовня во имя мч. Василиска. В 2000 г. мощи Василиска были обретены и перенесены в екатеринбургский во имя Всемилостивого Спаса монастырь. Частица мощей св. прп. Василиска находится в Туринском Свято – Николаевском женском монастыре.

http://pravicon.com/info-1953

  001     002    003    004    005    006