С 1737 года игуменом, а с 1744 года первым архимандритом монастыря был будущий святитель Белгородский Иоасаф (Горленко). В 1785 году на месте, где любил уединяться свт. Афанасий, была построена колокольня. В том же году основан и скит с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы. Население монастыря складывалось, в основном, из запорожских казаков, принявших монашество. В 1663 году под монашеским именем Гедеон здесь пребывал сын Богдана Хмельницкого Юрий. Мгарский монастырь оказал значительное влияние на духовное становление прп. Паисия Киево-Печерского (уроженца г. Лубны), оптинского игумена Феодосия (Попова), настоятеля Святогорской Успенской пустыни архимандрита Германа и многих других подвижников благочестия. На территории монастыря похоронены Константинопольский патриарх Серафим (Анин), Киевский митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский), архиепископ Тобольский Амвросий (Келембет), а также епископ Полтавский, а затем Псковский Мефодий (Писнячевский). В XVII-XVIII ст. была создана Летопись Мгарского монастыря, рукописи которой хранятся в научных библиотеках Украины. В 1919 году, в ночь с 5 (18) на 6 (19) августа, большевики расстреляли 17 мгарских монахов во главе с игуменом Амвросием. Новомученики похоронены за алтарем скитской церкви Благовещения. В начале 1930-х годов на территории Мгарского монастыря был создан Патронат для детей «врагов народа». С 1937 года здесь находился дисциплинарный батальон, а с 1946 года — войсковые склады. В 1985 году монастырь передали под пионерский лагерь. Возрождение святой обители началось лишь в 1993 году. Первым ее наместником в послереволюционный период стал игумен Филипп (Осадченко), впоследствии архимандрит, а ныне — Архиепископ Полтавский и Миргородский. В настоящее время монастырь имеет пахотные земли, свое животноводческое и птицеводческое хозяйство, пасеку, пекарню, занимается издательской деятельностью. Издаваемый монастырем журнал «Мгарский колокол» в 2005 году признан лучшим журналом УПЦ. По материалам сайта pravoslavie.ua

http://sobory.ru/article/?object=07368

На Оренбургскую епархию с кафедрой в Уфе, поставленную последней (20-й) среди третьеклассных епархий, 13 ноября 1799 г. вступил епископ Амвросий Келембет, из архимандритов новгородского Юрьевского монастыря. Содержание его дома и штата по III классу определено вновь, причем, по положению 18 декабря 1797 г., к архиерейскому дому вновь приписана полная пропорция земли с угодьями, мельницами и рыбными ловлями. 1174 По крайней мере, так постановил Св. Синод в своем докладе. Как ни странно, во всей огромной вновь зарождаемой Оренбургской епархии не оказалось ни одного штатного мужского монастыря. Св. Синод обратил внимание на это обстоятельство при самом учреждении кафедры, заявив в своем докладе, что мужскому монастырю и пристойно, и необходимо быть в Оренбургской епархии. По справкам оказалось, что до учреждения Екатерининских духовных штатов в Уфе существовал Успенский Богородицкий мужской монастырь, обращенный в 1764 г. в приходскую церковь . Этот то монастырь решено восстановить, учредив в нем, на основании указа 18 декабря 1797 г. – архимандрию. Чтобы не требовать новой суммы из казны на содержание восстановленного монастыря, в него переведен штат коломенского третьеклассного Спасского монастыря. Так открыта новая окраинная епархия с кафедрой в Уфе, где еще в 1667 году предполагалось учредить епископию. С образованием и устройством Оренбургской и Уфимской епархии, Казанская и Симбирская, ранее «и Свияжская», епархия окончательно введена в границы двух губерний – Казанской и Симбирской, в которых насчитывалось около 1200 церквей, в том числе 281 цер. по Симбирской губернии поступили из Нижегородской епархии, именно Алатырь – 95 ц., Саранск – 93 ц., Курмыш – 73 ц., Инсарского уез. – 14 ц., Корсунского уез. – 6 цер. Из Тамбовской епархии по Симбирской губернии поступило в Казанскую епархию 75 церквей: 65 ц. по Инсарскому уезду и 10 – по Саранскому. Кроме того в Казанской епархии, как известно, оставлены церкви Уральского войска, числом – 6. ц. 1175 Тобольская и Сибирская епархия тогда же введена в границы одной Тобольской губернии с 389 церквами. XXXV

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Она возвратилась домой. Спустя некоторое время она снова увидела во сне одного мужа, который оказался ее умершим деверем. Он упрекал Ирину в нерадении и, приведя ее в некую храмину, показал образ Богородицы «Всех скорбящих Радость». После этого откровения болящая еще раз попросила в селе Ивановском поискать старую икону. Тогда староста, по ее неотступной просьбе, пошел искать, и, против ожидания, в храме найдена была одна икона Богоматери. Больная лишь только взглянула на образ, как тотчас же узнала в нем виденное ею во сне изображение. Ирина просила священника отслужить перед иконой молебен и после усиленной молитвы здесь же получила исцеление. Слух о чуде быстро распространился по окрестным селам, и к образу потекли толпы народа, чающего утешения, заступления и помощи Царицы Небесной. «Всех скорбящих Радость» в Тобольске В 1819 году один тобольский купец, Иван Васильев Пиленков, бывший прихожанином Воскресенской Захарьевской церкви, отправился по своим торговым делам на Оренбургскую линию. В пути с ним случилось несчастье. По дороге в г. Троицк везшие его лошади чего-то испугались, свернули с дороги и так понесли, что седоку каждую минуту угрожала опасность убиться до смерти. Отчаявшийся в спасении купец быстро в своем уме стал изыскивать все средства к избавлению от гибели. Вспомнил Пиленков и об иконе «Всех скорбящих Радость», находившейся в его приходском храме. С горячей молитвой обратился он к Пресвятой Богородице, обещая в случае Ее милостивой помощи устроить для иконы новую серебряную ризу и установить в честь нее особое празднество. И лишь только он окончил свое моление, как лошади побежали тише и скоро совсем остановились. Когда купец возвратился в Тобольск, он немедленно явился к Тобольскому епископу Амвросию (Келембету) и поведал ему обо всем случившемся с ним в дороге. При этом он испросил архипастырское благословение на установление ежегодного празднества в Захарьевской церкви 24 октября в честь образа «Всех скорбящих Радость». В 1830 году купец этот устроил на икону новую серебропозолоченную ризу, весом в 6 фунтов 13 1/2 золотников, украшенную жемчугом и другими драгоценными камнями.

http://sedmitza.ru/lib/text/440308/

23 декабря. 1824 года. Калуга. Р. S. Ваше Преосвященство служили некогда под покровом святителя Афанасия Лубенского. И потому для вас, чаю, приятно будет потрудиться и похлопотать о напечатании во славу Божию и в честь святого, сочиненного живущим там на покое благочестивым старцем, архиепископом Амвросием бывшим тобольским, канона 25 . В сей надежде сочинение посылаю к вам. Издержки на печатание, ежели дозволено будет, берет на себя родной брат Преосвященного, московского почтамта экспедитор Кассиан Петрович Келембет статский советник, который и доставит вам сие письмо и рукопись. Всепокорнейше прошу вас о сем деле – крайне меня одолжите, ежели исходатайствуете дозволение напечатать. Ибо я чту Преосвященнейшего как моего истинного благодетеля и отца 26 – доложите о сем Преосвященнейшему московскому при случае. Письмо 3 Преосвященнейший Владыка! Прелюбезный о Господе Брате! Приношу Вашему Преосвященству всепокорнейшую благодарность за всю любовь и дружбу, оказанную мне вами во время пребывания моего в Москве. Истинно утешалось и утешается сердце мое ангельскими свойствам кротости и смирения, и любви вашей. Не льстя вам, говорю, но моля Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, да сохранит в вас и утвердит, и умножит сей дар милосердия Его. Напутствуемый святыми молитвами вашими возвратился я благополучно в паству мою и нашел в ней все мирно и спокойно. От шума Москвы, с помощью Господа обратился к безмолвию моему – и благодарю Спасителя моего, что Он отечески ведет меня к глубочайшему смирению. Поручая себя святым молитвам вашим, с искреннею во Христе Господе нашем любовью имею пребыть Вашего Преосвященства покорнейший слуга Филарет Архиепископ Рязанский. 1826 года. Сентября 15 дня. Рязань. Письмо 4 Преосвященнейший Владыка! Возлюбленный о Господе Брат и сослужитель! Приношу Вашему Преосвященству покорнейшую благодарность за поздравление моего недостоинства с новым годом. Взаимно и вас поздравляя с вступлением в новое лето благодати, молю Господа Бога, да обновит душевные и телесные силы ваши на служение церкви Его святой. Новое у нас то, что Преосвященнейший митрополит Евгений 27 отправляется в Киев в свою паству на сих днях. Завтрашний день откланивается Государю Императору. А ныне со мною уже простился. Сделайте милость, уведомите меня о состоянии здоровья общего нашего благодетеля и отца Преосвященнейшего митрополита московского. Здесь носятся слухи, которым, впрочем, я не верю, яко бы он очень болен. Покорно прошу вывести меня из беспокойства. У доброго нашего собрата Преосвященнейшего Моисея 28 гостил я четверо суток; и весьма утешен его дружбою. У Преосвященного Никанора 29 был два раза: но к себе доселе еще не дождался – или по отдаленности подворья моего от Лавры, или по его недосугам. Привыкаю к здешнему климату, в здоровье не чувствую ущерба; только из свиты моей некоторые скоро по приезде заболели; и еще не оздоровели.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

26 Разумеется, очевидно, Преосвященнейший Амвросий Келембет, при котором в Тобольске архимандрит Филарет Амфитеатров был ректором тобольской духовной семинарии с 1810–1814 г. Но был ли напечатан канон, составленный Преосвященнейшим Амвросием, бывшим тобольским архиепископом, в честь св. Афанасия лубенского. мы не знаем. 28 Т. е. Моисея Богданова-Платонова. Этот Моисей был товарищ и однокурсник по академии с Кириллом: оба они в 1814 г. были магистрами I курса Спб. духовной академии и в одном и том же 1824 г. сделались епископами. А в 1814 г. Филарет был, как уже замечено, инспектором спб. академии. В 1827 г. Моисей был епископом вологодским. 30 26 марта 1827 г. преосвященный Кирилл из Викариев дмитровских переведен был епископом в Вятку. 31 Преосвященный Кирилл был епископом дмитровским, викарием московским и очень скорбел, что его перевели в Вятку, в епархии коей было весьма много инородцев, особенно вотяков и черемис. 32 Иннокентий Сельно-Кринов из ректоров псковской духовной семинарии назначен был 23 мая 1827 г. викарием дмитровским. 33 Преосвященный Филарет из Рязани переведен был 20 февраля 1828 г. в Казань. В состав тогдашней казанской епархии входили нынешние симбирская и самарская епархия. 34 Преосвященный Кирилл обозревал церкви вятской епархии от половины июля до августа 1828 г. См. Полн. Собрание слов и речей Кирилла, архиепископа каменец-подольского и проч. Москва 1854 г. ч. 1, стр. 26. 35 Кажется, здесь разумеется протоиерей г. Глазова Иосиф Стефанов. Он был миссионером у вотяков и допускал, будто бы, какие-то злоупотребления. Началось, как мы слышали, дело об этих злоупотреблениях и тянулось довольно долго. Чем кончилось это дело, нам неизвестно, но знающие хорошо о. Иосифа Стефанова не отнимают у него миссионерских достоинств. Он составил и приготовил к отпечатанию перевод некоторых служб церковных на водский язык. Вятск. Епарх. Ведом 1867 г. 16, стр. 504. и 1869 г. 15, стр. 338. 36 Ректором вятской духовной семинарии в то время был архимандрит Иероним Нестеровский. Он переведен из ректоров орловской семинарии и вступил в должность ректора вятск. семинарии в январе 1828 г. Краткие сведения о его службе находятся в Вятск. Епарх. Ведомостях за 1869 г. 7, стр. 140. 141.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

10 ноября 1810 года был переведён ректором семинарии в Тобольск. Управлявший Тобольской епархией епископ Амвросий (Келембет), который и ранее знал Филарета, в первом же своём донесении митрополиту Амвросию писал: «Вы, Ваше Высокопреосвященство, прислали мне на испытание не человека, а ангела во плоти». В Тобольске архимандрит Филарет пробыл три года. 2 декабря 1813 года, благодаря положительным отзывам, архимандрит Филарет был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия и назначен настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря. Этот вызов в Санкт Петербург означал признание заслуг и достоинств его. По предложению ректора Санкт-Петербургской духовной академии архимандрита Филарета (Дроздова ; † 1867, память 19 ноября/2 декабря), впоследствии известного митрополита Московского, 15 февраля 1814 года архимандрит Филарет был назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. Служение архимандрита Филарета в должности инспектора продолжалось всего полгода, но имело для него очень важное значение. В 1814 году он был удостоен степени доктора богословия. В 1814 году архимандрит Филарет был переведён в должности инспектора во вновь открывавшуюся Московскую духовную академию. Это назначение также состоялось по указанию ректора Санкт-Петербургской духовной академии Филарета (Дроздова) . Прибывший на новое место назначения архимандрит Филарет занялся благоустройством открывавшейся академии. 1 октября 1814 года, в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, состоялось торжественное открытие Московской духовной академии. В 1816 году архимандрит Филарет был назначен ректором Московской духовной академии. Он был и наставником и преподавателем, и настоящим отцом для своих воспитанников. Его лекции по догматическому богословию отличались краткостью, ясностью и доступностью и посещались студентами с большим желанием. По словам самих слушателей, в его лекциях они слышали не только материал научных знаний, а что-то вроде благовествования, потому и слушали его не только со вниманием, но и с благоговением. Впоследствии догматическое богословие читалось по конспектам лекций архимандрита Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

6 мая 1788 г. И. был назначен епископом Воронежским, хиротония состоялась 29 июня того же года в соборе Спаса Нерукотворного Зимнего дворца в присутствии имп. Екатерины II. 10 сент. 1788 г. прибыл в Воронежскую губ. и первоначально остановился в Никольском загородном архиерейском доме на правом берегу Дона, 17 сент. торжественно въехал в Воронеж и совершил богослужение в кафедральном Благовещенском соборе. Завершил обширные работы на архиерейском подворье, начатые при Воронежском еп. Тихоне (Малинине) . В 1789 г. был устроен иконостас для крестовой церкви (на верхнем ярусе архиерейских покоев), к-рую И. освятил во имя Св. Софии Премудрости Божией. 31 марта 1793 г. предписал начать строительство колокольни при Благовещенском соборе. В 1790 г. назначил префектом Воронежской ДС и заведующим семинарской б-кой Е. А. Болховитинова (впосл. Киевский митр. Евгений ), с целью пополнения б-ки неоднократно посылал его в Москву. Для замещения семинарских вакансий приглашал преподавателей из Александро-Невской ДС. И. изменил установившуюся в учебных заведениях систему распределения нагрузки преподавательского состава, назначая молодых, но способных учителей сразу в старшие классы. Пользовался авторитетом у воронежской паствы как талантливый проповедник. За время пребывания на кафедре написал и произнес ок. 100 поучений. Болховитинов восстановил некоторые тексты его поучений по черновым рукописям и издал их в 1799 г. Похоронен в Благовещенском соборе (с 1836 на территории Митрофанова воронежского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря ) Воронежа. Собор был разрушен в 50-х гг. XX в., могила не сохранилась. По завещанию И. его б-ка была пожертвована в Славяно-греко-латинскую академию, Александро-Невскую, Рязанскую и Воронежскую семинарии. Часть книг епископ передал ректору Воронежской ДС архим. Амвросию (Келембету ; впосл. архиепископ Тобольский) и Болховитинову. Вопрос об исполнении завещания, о распределении оставшихся книг в указанные учебные заведения и о др. имуществе И. обсуждался Синодом до кон. 1795 г. В отделе редких книг НБ Воронежского гос. ун-та выявлена книга из его собрания.

http://pravenc.ru/text/468749.html

От самого своего основания Мгарский монастырь играл выдающуюся роль в духовной жизни Украины, всегда оставаясь твердыней Православия. В 1622 году Исаия Копинский основал здесь братство, которое активно противостояло окатоличиванию левобережных украинцев. В начале 1654 года, на пути из Москвы в Константинополь, в монастыре остановился Цареградский патриарх Афанасий III (Пателарий) . Здесь же он по воле Божией предал свою душу Господу, оставив завещание похоронить себя в этом монастыре. В 1662 году святитель Афанасий был прославлен в лике святых, а тело его было обретено нетленным. До 1936 года мощи святителя находились в Мгарском Спасо-Преображенском монастыре. Ныне они покоятся в Кафедральном Благовещенском соборе г. Харькова. С 1737 года игуменом, а с 1744 года первым архимандритом монастыря был будущий святитель Белгородский Иоасаф (Горленко) . В 1785 году на месте, где любил уединяться свт. Афанасий была построена колокольня. В том же году основан и скит с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы. Население монастыря складывалось, в основном, из запорожских казаков, принявших монашество. В 1663 году под монашеским именем Гедеон здесь пребывал сын Богдана Хмельницкого Юрий. Мгарский монастырь оказал значительное влияние на духовное становление прп. Паисия Киево-Печерского (уроженца г. Лубны), оптинского игумена Феодосия (Попова) , настоятеля Святогорской Успенской пустыни архимандрита Германа и многих других подвижников благочестия. На территории монастыря похоронены Константинопольский патриарх Серафим (Анин), Киевский митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский) , архиепископ Тобольский Амвросий (Келембет), а также епископ Полтавский, а затем Псковский, Мефодий (Писнячевский). В XVII–XVIII столетиях была создана Летопись Мгарского монастыря, рукописи которой хранятся в научных библиотеках Украины. В 1919 году, в ночь с 5 (18) на 6 (19) августа, на престольный праздник Преображения Господня, большевики расстреляли 17 мгарских монахов во главе с игуменом Амвросием. Новомученики похоронены за алтарем скитской церкви Благовещения.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Однако смирение, кротость и терпение его, а вместе с тем в высшей степени честное и ревностное исполнение своих обязанностей, строго-иноческая жизнь, прямота характера, искренняя доброжелательность и другие высокие достоинства были причиною того, что его скоро оценили и полюбили – и тогдашний преосвященный оренбургский Амвросий (Келембет), и граждане г. Уфы. Но в 1806 г. кафедру преосвященного Амвросия, переведенного в Тобольск, занял преосвященный Августин (Сахаров), который с самого начала своего управления епархиею стал притеснять Ф. Только величайшее терпение, глубокое смирение и уступчивость Ф. поддерживали его в несении бремени выпавшего на его долю послушания. Наконец, однако, настойчивым преследованием своего епископа он был доведен до необходимости просить Св. Синод об увольнении его от дел управления, с назначением в какой-либо монастырь. Св. Синод внял голосу несправедливо гонимого. Указом Св. Синода от 18 окт. 1810 г., Филарет был перемещен из Оренбургской епархии в Тобольскую, сначала на испытание, с званием лишь настоятеля тобольского второклассного Знаменского монастыря и с тем, чтобы местный преосвященный чрез каждую треть года доносил о нем в С.-Петербург высшему духовному начальству, а вскоре за тем (с 16 дек. того же 1810 г.) и с назначением на должности ректора тобольской духовной семинарии и благочинного монастырей. Постоянно лестные отзывы преосвященного тобольского Амвросия, который, зная хорошо Филарета по Уфе, при первом же своем обязательном донесении о нем писал митрополиту Амвросию: «ваше высокопреосвященство прислали ко мне на испытание не человека, а ангела во плоти», послужили к тому, что Филерт чрез три года вызвали на чреду священнослуженияи проповеди в Петербург, с назначением в настоятели Волоколамского Иосифова монастыря Московской епархии. Назначение и вызов состоялись 2 дек. 1813 г.; 15 фев. 1814 г. архимандрит Филарет был назначен инспектором новопреобразованной С.-Петербургской духовной академии и 13 авг. того же года удостоен степени доктора богословия. Тогда же он получил новое назначение – в инспекторы предположенной к открытию осенью 1814 г. Московской духовной академии, а 16 марта 1816 г. определен ректором этой академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Е. В. Банникова 1799-1919 гг. 27 сент. 1799 г. Синод представил имп. Павлу I Петровичу доклад об учреждении в границах 5 губерний, в их числе Оренбургской, самостоятельных епархий. Имп. указом от 16 окт. 1799 г. и указом Синода от 19 дек. была создана третьеклассная Оренбургская и Уфимская кафедра. К ней были причислены все города Оренбургской губ., ранее относившиеся к епархиям Казанской (см. Казанская и Татарстанская епархия ) (Оренбург, Уфа, Белебей, Бирск, Бугульма, Бугуруслан, Бузулук, Мензелинск, Сергиевск, Стерлитамак) и Тобольской (см. Тобольская и Тюменская епархия ) (Троицк, Челябинск, Верхнеуральск) губерний. В ведении архиерея первоначально состояло 205 приходов. Во избежание расходов на постройку помещений для епископа ему назначили местопребывание в Уфе, в зданиях бывш. Присутственных мест Уфимского наместничества. В Оренбургский архиерейский дом были переданы вещи из Олонецкой епархии (см. Петрозаводская и Карельская епархия ) и Переславля-Залесского вслед. упразднения Олонецкой и Суздальской епархий. В собственность архиерейского дома поступили из казны 60 дес. лугов, мельница и рыбные ловли на р. Белой, были переданы 43 гос. крестьянина сел Чесноковка и Дуваней Челябинского у. 17 сент. 1799 г. на Оренбургскую кафедру назначен и 13 нояб. хиротонисан Амвросий (Келембет) , архимандрит Юрьева новгородского монастыря , 21 янв. 1800 г. он прибыл в Уфу. 4 марта Уфимское духовное правление было заменено учрежденной в Уфе Оренбургской духовной консисторией. Первыми ее членами стали протоиерей уфимского Смоленского Богородицкого собора Василий Михайлов и священник Троицкой ц. Андрей Семёнов. В ведение консистории перешли Оренбургское, Бугульминское и Челябинское духовные правления, в мае было учреждено Мензелинское духовное правление. Во главе правлений стояли протоиереи (настоятели) соборных церквей. Территория, находившаяся в ведении правления, была поделена на благочиния, объединявшие по 10-15 церквей. После учреждения Оренбургской кафедры было определено возобновить уфимский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь , упраздненный в 1764 г.; его открытие состоялось 15 авг.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

   001    002   003     004    005    006