Большинство трудов и рукописных материалов отца Александра Сулоцкого посвящено сибирской иерархии: «Крестный ход на осляти, который в старину был отправляем в Тобольске в Вербное воскресенье» 71 , «Встреча в Тобольске в старину вновь прибывших Преосвященных» 72 , «Архиереи из сибирских уроженцев» 73 , «Тобольские и Томские архипастыри» 74 . Эти статьи вместе с жизнеописаниями выдающихся Тобольских архипастырей XIX века – архиепископов Афанасия (Протопопова) 75 , Антония III (Знаменского) 76 , Евгения (Казанцева) 77 , Амвросия (Келембета) 78 и других являются важными источниками для церковной историографии Сибири, охватывают почти все стороны церковной жизни в крае. Следует выделить исследование отца Александра о святителе Димитрии, митрополите Ростовском, «Святитель Димитрий Ростовский как архипастырь Сибирский», которое было напечатано в журнале «Странник» в 1866 году 79 . Автор излагает малоизвестные события жизни святителя Димитрия, который был посвящен в архиерейский сан ради Сибири и который заочно, из Москвы, управлял Тобольской митрополией на протяжении девяти месяцев. «Живя в Москве, святитель Димитрий ласково принимал и речами своими назидал приезжавших туда сибиряков, равно и лиц, по делам службы или по своим собственным надобностям отправлявшихся в Сибирь» 80 . В заключение отец Александр Сулоцкий приводит пример молитвенного почитания святителя Димитрия среди сибирской паствы: «Тобольский Преосвященный Владимир (Алявдин; 1842–1845), по прибытии в Тобольск, узнав, что святой Димитрий Ростовский некогда был также митрополитом Тобольским, в 1843 году предписал циркулярно во всех церквах Тобольской епархии на отпустах всех дневных служб поминать ежедневно, кроме обыкновенно поминаемых святых, и святого Димитрия, Ростовского чудотворца» 81 . В главном своем историческом исследовании – книге о жизни и апостольских трудах святителя Филофея (Лещинского), митрополита Тобольского и Сибирского (в схиме Феодора) 82 ,– протоиерей Александр Сулоцкий сумел убедительно показать, что православные русские миссионеры в Сибири никогда не применяли насилия по отношению к просвещаемым народам, но проповедовали христианскую веру «тишайшими словесы» – в духе евангельской кротости.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

2 . Маия 1825 г. Иркутск. Письма сестер В 1821 г., по благословению архиепископа Тобольского Амвросия (Келембета; 1825; на кафедре – в 1806–1822 гг.) преподобный Зосима предпринимает свое первое по выходе из пустыни путешествие в Петербург. Его целью было добиться в Святейшем Синоде указа о возобновлении Туринского монастыря 33 . С собой он вез письмо сестер, написанное «на уверение Святейшего Синода» в их твердом желании быть под руководством старца и иметь его попечителем организуемой обители 34 . В марте следующего 1822 г. отец Зосима находился в Петербурге, где встречался с членами Синода и министром Духовных дел князем А. Н. Голицыным 35 . Двое из членов Синода послали сестрам свое письменное благословение 36 . Ко времени этой поездки относятся второе письмо сестер 37 , письмо первой ученицы старца Анисьи Конюховой 38 и первое письмо Евдокии Романовой 39 . Очевидно, они были написаны в ответ на неизвестное нам послание отца Зосимы, в котором он еще раз спрашивал сестер, уверены ли они в своем решении жить в монастыре под его попечением. На следующий год преподобный Зосима предпринял новое путешествие в европейскую Россию. Нужно было посетить Петербург, где предстояло представить в Синод устав новой обители, испросить возвращения монастырю ранее принадлежавших ему земель, а также собрать средства на восстановление монастыря. Кроме того, старец предполагал посетить Смоленскую губернию, свою родину и увидеться с родными, связь с которыми была прервана в течение примерно 30 лет 40 . Ко времени этого путешествия относится второе письмо Евдокии Романовой, третьей ученицы старца 41 . 1. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! От духовных дочерей старцу Зосиме, именуемому Захарию. Сие еще тебе, отцу нашему аки вновь написахом и вручихом на уверение Святеищаго Синода, святителем Христовым; что мы не отмещемся от тебе, но желаем пребыти к тебе таковыми и поступати тако, якоже в прежнем нашем завещании изъявлено пред Господем Богом 42 , а посему никоторой начальнице Дóндеже ты в живых в полное повиновение отдатися мы не склонны, и никакой монастырь, ниже иное какое место может нас умиротворить, лишася твоего духовного наставления и попечения, яковое ты обещался пред Богом оказывать и ныне являеши нам, разве точию святителие Святеищаго Синода рекут, яко есть богопротивно таковое наше к тебе, а твое к нам обязательство о Христе и еже бы нам твоим наставлением спасатися; но тогда будем мы неповинны, ибо они Богу отвещают, аще по их повелению разлучася с тобою последует потеря нашему спасению, ибо ныне, ради нашего предания и послушания к тебе, по глаголу святого Иоанна Лествичника , ты бы был судим за наше спасение 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

В поисках более подходящего места для своей общины преподобный Зосима предпринял путешествие по окрестным сибирским пределам и рядом с городом Туринском (который находился в Тобольской, а не Иркутской, как Кузнецк и деревня Сидоровка, епархии) облюбовал запустевший монастырь, храм которого после секуляризации 1764 г. был обращён в приходскую церковь 28 . Заручившись поддержкой архиепископа Тобольского Амвросия (Келембета), старец отправился в Петербург, чтобы в Святейшем Синоде лично добиться возобновления Туринского Свято-Николаевского монастыря и обращения его в женское общежитие. Поездка эта продолжалась с осени 1821 до октября 1822 г. 29 . С собой преподобный Зосима вёз доверенность от четырёх своих духовных дочерей (А. Н. и Н. М. Васильевых, Е. Романовой, А. И. Конюховой), которой ему поручалось вести от их лица дело о преобразовании Туринского монастыря. При этом сам старец выступал как “отставной поручик Захар Верховский”. Именно как мирянин он фигурирует во всех официальных документах, а также в переписке с церковными и государственными инстанциями. Это могло означать, что его постриг в Коневском монастыре (который состоялся в 1791 или 1792 г.) не был соответствующим образом проведён по духовному ведомству, и социальный статус отца Зосимы не изменился, что позволяло ему пользоваться преимуществами дворянского состояния, передвигаться по стране, заключать сделки, не будучи формально связанным с консисторским начальством. Прошение сестёр и старца было удовлетворено. Император Александр I подписал соответствующий указ 13 февраля 1822 г. Согласно утверждённому решению, туринское общежитие было открыто на правах третьеклассных женских монастырей (что предполагало штатное число монахинь — до 12 человек), начальница общежития должна была избираться из среды сестёр, а не присылаться со стороны епархиальным начальством (на этом условии особенно настаивал отец Зосима). Он сам назначался попечителем общежития, в ведении которого находились хозяйственные нужды обители: распоряжение её угодьями и пожертвованиями в её пользу, а также “исправление строений монастыря”. Общежитие подчинялось тобольской епархиальной власти в церковно-административном, но не в финансово-хозяйст­венном отношении, поскольку должно было существовать “от собственного и благотворителей содержания” 30 . При этом в докладе Синода подчёркивалось, что попечитель должен жить вне монастыря, “не нарушая уединённого жития посвящающих себя оному”, то есть старец рассматривался как внешний по отношению к общежитию мирской человек 31 .

http://pravmir.ru/turinskaya-tragediya/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АМВРОСИЙ (КЕЛЕМБЕТ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Тобольский Амвросий (Келембет) Еп. Оренбургский Амвросий (Келембет) Редакция текста от: 29.06.2011 19:45:13 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/15186.html

На правление И. пришлась юбилейная дата - 100-летие учреждения Оренбургско-Уфимской епархии с кафедрой в Уфе. В Оренбурге празднество состоялось 16 окт. 1899 г., в тот день, когда предполагалось открыть епархию. В Уфе же торжество приурочили к 4 марта - дню открытия в 1800 г. консистории, когда прибывший на кафедру 1-й еп. Оренбургский и Уфимский Амвросий (Келембет) сделал о том распоряжение. Различие празднеств сказалось и в их программе: в Оренбурге торжество имело официальный характер, с приглашением почетных гостей из др. епархий, а в Уфе - домашний, только архипастырь и его ближайшие сотрудники. 4 марта 1900 г. в честь 100-летия со дня открытия в Уфе епархиального управления в Крестовой ц. архиерейского дома И. совершил литургию в сослужении всего старшего духовенства города. За литургией была провозглашена вечная память, отслужены заупокойная ектения о почивших служителях Уфимской епархии и благодарственный молебен с возглашением многолетий императору и царствующему дому, Синоду и архипастырю с паствой. После богослужений в покоях И. в архиерейском доме состоялось собрание всего духовенства и духовно-учебной корпорации во главе с епископом, на к-ром была прочитана краткая историческая записка о деятелях епархиального управления за 100 лет существования Уфимской епархии. По предложению И. было принято решение напечатать особый синодик имен служителей епархии для частого поминовения за литургиями в церквах Уфимской епархии. Затем хором архиерейских певчих в ознаменование перехода епархиального управления из одного столетия в другое был пропет догматик «В Чермном мори». По благословению И. преподаватели епархиальных духовных учебных заведений И. Е. Златоверховников (1899) и К. П. Херувимов подготовили фундаментальные труды по истории Уфимской епархии. Работа Херувимова «К 100-летию епископской кафедры и консисториального управления в Уфе епархий, Оренбургской и Уфимской (с 4 марта 1800 г. по 21 марта 1859 г.), Уфимской и Мензелинской (с 21 марта 1859 г. по 4 марта 1900 г.)». По благословению И. отдельным изданием вышел один из разделов этого труда ( Херувимов. 1900).

http://pravenc.ru/text/1237927.html

Из путевых заметок А.С.Норова : «Замечательно, что доселе торговля багряницами, о чем упомянуто в Деяниях Апостольских, составляет главный торг Фиатиры. На большом красильном заведении, здесь находящемся, красят преимущественно бумагу, получаемую из Келембе и Айдина, пряденную в красный цвет, получаемый тоже в окрестностях; её отправляют в Смирну, откуда она идёт по большей части в Россию» (Путешествие к семи церквам, С. 175). В Фиатире было развито производство бронзы, город был знаменит медеплавильными печами, здесь же располагался и рынок рабов, игравший важную роль в этом регионе. Наибольшего расцвета город достиг в римский период – даже было поместье, купленное для семьи императора Августа. Надписи, открытые на руинах города, указывают, что здесь находились три гимназии, колоннадный портик из 100 колонн, огромная торговая площадь и храмы Аполлону Тиримнскому и Артемиде Боритенской. В 124 году н.э. Фиатиру посетил император Адриан, в 214 г.– император Каракалла, город ответил на это присвоением императорам титулов «основатель и спаситель города». В середине III века город, как и вся Западная Анатолия, был разграблен готами, а в VII веке – арабами. В поздневизантийский период Фиатира продолжала исполнять роль крепости в борьбе с турками и вновь достигла процветания в период правления Ласкаридов в XIII веке. На начало XIX века, по свидетельствам русских путешественников, в селении Акхизар (Фиатира) проживали около 1000 семей, из них 400 греческих, действовали три церкви. Путешественники отмечали крайнюю запущенность и нищету Фиатир ( Норов А.С. Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе. – М., 2005. – С. 178–179). Древняя Фиатира, четвёртый город Книги Откровения, продолжает сегодня своё существование под названием Акхисар и насчитывает, как и Бергама, около 80000 жителей. Город по-прежнему имеет стабильный экономический статус, являясь турецким сельскохозяйственным центром по производству оливкового масла, изюма, табачных изделий и текстиля. Язычество и христианская миссия в Фиатире

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Св. Синода 1800 г. 782). 28 Со слов князя, Ю.Н. Бартенев подробно описал разговор с ним Государя при этом случае: «Я бы очень желал, – сказал мне тогда Император Александр, – чтоб ты занял место Обер-Прокурора в Синоде. Яковлев, который числится теперь в сем звании, не совсем хорош; далеко, чтобы он мог удовлетворять моим требованиям и ожиданиям; при том и духовенство совершенно им недовольно; мне кажется, что он не способен быть на этом месте. Жалобы на него беспрестанные. Мне бы хотелось, – продолжал Государь, – чтобы преданный мне и мой, так сказать, человек занимал эту важную должность. Я никогда к себе не допускал Яковлева, никогда с ним вместе не работал, а ты будешь иметь непосредственно со мной дело, потому что вместе с сим я назначаю тебя и моим статс-секретарём» (Русск. Стар. 1884 г., ч. I, стр. 125). 31 В числе представлявшихся Государю членов Синода были два архиепископа: Ириней Псковский и Мефодий Тверский, не участвовавшие в занятиях Комитета об усовершении духовных училищ. 32 В Высочайшем Именном Указе Свят. Синоду 26 Июня 1808 г. сказано: В Комиссии Духовных Училищ всемилостивейше повелеваем присутствовать митрополиту Новгородскому Амвросию, епископу Калужскому Феофилакту, духовнику нашему протопресвитеру Павлу Криницкому, обер-священнику Иоанну Державину, Синода обер-прокурору князю Голицыну и статс-секретарю Сперанскому. 40 Биография сенатора гр. Д.И. Хвостова напечатана в Сборн. Академии Наук т. XXXVII. История Российск. Акад. М.И. Сухомлинова, стр. 536. «В сие время, – говорит Хвостов, – хлопот ему было много, ибо канцелярия Святейшего Синода находилась в городе, а члены в Гатчине, где заготовлялись резолюция, а протоколы привозились из города синодальными курьерами». 41 Таким же порядком происходили в Гатчине, в Высочайшем присутствии Государя, 6 Ноября наречение, и 13 посвящение юрьевского архимандрита Амвросия (Келембета) в епископа оренбургского. При наречении Государь занимал императорское кресло при членском столе. По окончании наречения Амвросий говорил краткую речь. (Арх. Свят. Синода, 1799 г. 212).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Отряд остановился на вершине холма. Элрохир передал Арагорну тяжелый, отделанный серебром рог. Арагорн громко протрубил в него и прислушался. Следопытам показалось, что где-то далеко прозвучали ответные рога, а может, это было только эхо. Хотя над холмами нависла тягостная тишина, все были уверены, что вокруг собралось огромное незримое воинство. Холодный ветер, словно дыхание призраков, подул с гор. Арагорн спешился и, встав возле камня, вскричал: – Клятвопреступники! Зачем вы пришли? И в ночи послышался одинокий глухой голос, ответивший словно издалека: – Исполнить клятву и обрести покой. Тогда Арагорн молвил: – Час настал. Мой путь лежит к Пеларгиру на Андуине. Когда во всех этих землях не останется ни следа слуг Саурона, я сочту старую клятву исполненной и отпущу вас с миром. Я - Элессар, наследник Исилдура и Король Гондора, повелеваю - следуйте за мной! По его знаку Хальбарад развернул знамя, до тех пор скрытое в чехле. Во мраке было не разглядеть символов, вышитых на нем, и полотнище казалось черным. Еще более полная тишина легла на холмы. Ни шороха, ни шепота, ни вздоха не было слышно в стылом воздухе. До рассвета никто из отряда не сомкнул глаз. Удушливый страх, исходивший от теней, окруживших холмы, клубился над камнем Эреха. Холодный и бледный рассвет только еще занимался, а Арагорн уже вел отряд по пути, труднее которого не изведал никто из смертных. Дунаданы-северяне, гном Гимли и эльф Леголас преодолели эту дорогу, ведомые его стальной волей, не знающей преград. Они миновали перевал Тарланг, пересекли Ламедон, и вышли к Келембелу на Кириле, когда багровое солнце уже опускалось за отроги Пиннат Гелина у них за спиной. Огромное призрачное войско неотступно шло следом, а впереди мчался крылатый страх. Город и поселения на Кириле лежали перед ними опустошенные, немногие оставшиеся в живых бежали в холмы, едва пронёсся слух о приближении Короля Мертвых и его воинства. На другой день не рассвело. Серый отряд ушел во Мрак, насланный Мордором, и скрылся с глаз живых. Войско Мертвых последовало за ним. Глава 3 Рохан собирает войска

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

При открытии в окт. 1799 г. новых епархий настоятель Юрьева мон-ря архим. Амвросий (Келембет ; впосл. архиепископ) стал епископом Оренбургским и Уфимским, а настоятель Валдайского Иверского мон-ря архим. Феофилакт (Русанов) - епископом Калужским и Боровским. Для «заведения» в Уфе мон-ря еп. Амвросий «выпросил» у митр. Гавриила эконома Новгородского архиерейского дома и настоятеля Деревяницкого мон-ря игум. Лаврентия. 16 окт. 1799 г. имп. Павел I освободил митр. Гавриила от управления С.-Петербургской епархией, оставив ему титул митрополита Новгородского и Олонецкого. С переездом в конце того же года на жительство в Новгород митр. Гавриил смог уделить гораздо больше времени проблемам Новгородской епархии. Серьезное внимание владыка обратил на состояние мон-рей. В частности, выяснилось, что Кириллов Белозерский мон-рь «до крайнего упадку от настоятеля доведен; башня упала, и многие здания к тому же наклоняются». В результате по представлению Гавриила настоятель мон-ря архим. Каллист (Звенигородский) 7 марта 1800 г. был уволен на покой. В февр. 1800 г. по инициативе митрополита бывший ранее наместником Александро-Невской лавры архим. Иосиф (Чапужников), добившийся успехов «в устройстве монашествующих», стал настоятелем Александрова Свирского мон-ря, где сразу ввел устав, во всем сходный с Валаамским. В том же году лаврский иером. Товия (Трубачевский), возведенный в сан игумена, возглавил Клопский мон-рь. Бывш. лаврский иером. Мисаил (Джурский), с 1798 г. являвшийся строителем Антониева Дымского мон-ря, получил в управление в сане игумена Отенский мон-рь; его место занял иером. тихвинского Большого Успенского мон-ря Герасим (Гайдуков), находившийся ранее в послушании у мон. Игнатия (Ушакова). В 1800 г. в качестве приписного к Николаевскому Розважскому монастырю был восстановлен Перекомский мон-рь в Поозерье. А. К. Галкин Новгородская епархия в 1800 г.- нач. XX в. 19 дек. 1800 г. митр. Гавриил (Петров) был почислен на покой и остался жить в Новгородском архиерейском доме. Новгородская кафедра вновь получила общего архиерея с С.-Петербургской: им стал архиеп. Амвросий (Подобедов) , возведенный 10 марта 1801 г. в сан митрополита Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Выборгского (с 4 дек. 1803 именовался митрополитом Новгородским, С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским). В июне 1801 г. митр. Амвросий впервые посетил Новгород и приветствовал свою паству в Софийском соборе. Впосл. он неоднократно посещал Новгородскую губ.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Все сборы к путешествию на Кавказ кончились к 17 марта – дню Алексия Божия человека; а 19, в субботу крестопоклонной святого поста седмицы, Преосвященный Кавказский отбыл из святого Киева во град креста на Богоданную паству свою со многими скорбями, – с скорбию и жалением о св. граде, в коем, по милости Божией, в продолжении двенадцати лет сподобился провести лучшие лета своего жития и благополучно (еще и неплодно) пройти различные послушания в тамошней академии, семинарии и митрополии; с скорбию и опасением от представления пути дальнего, трудного в месяц самый тяжелый для слабогрудных; с скорбию наконец и грустью о предстоявшем бесприютстве и о житейских заботах и попечениях, к коим всегда был не сроден и неспособен, в чем и с детства укоряли его родители, с родительским сердоболием, называя расточительным потому, что у него не было своего ничего, а все принадлежало имеющим нужду. Благотворители его, благоприятели и друзья киевские (а паче, по благоволению Христову меньшие его братья – нищие) проводили его в час пополудни из Киево-злато-верхомихайловской обители, с любовию скорбною и многослезною. Далее всех, несмотря на разлив Днепра, проводил г. Профессор академии Димитрий Иванович Макаров – ныне наместник Киево-Печерской Лавры, архимандрит Лаврентий. 20-го, в воскресенье, слушал Божественную литургию в Бориспольской Михайловской церкви. Здесь вечером, услышав песни, впал в грех осуждения и сделал замечание священнику, у которого имел ночлег. 21-е провел в Переславле, где в отсутствие Преосвященнейшего Гедеона, в Святейшем Синоде заседающего, принят и добре упокоен ректором (по зданиям убогой) семинарии, архимандритом Флавианом и добродетельным сверстником своим по Севской семинарии, протоиереем Павлом Диомидовым, который в детстве и юношестве моем блюл мою нравственность как видимый Ангел хранитель и которого боялся я, как совести. 24-е и день Благовещения находились мы, путники кавказские, в знаменитой Лубенской обители. Тут поклонились и помолились Святителю Афанасию и по смерти седящему бодренно – за то, что не любил во временной сей жизни леностно возлегать на одре, подобно некоторым.., от них же первый сие пишущий; воздали подобающую честь Преосвященному Амвросию Келембету, первому Святителю Оренбургскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

   001    002    003   004     005    006