Туринский Свято-Николаевский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Туринский Свято-Николаевский женский монастырь был основан в 1624 году архиепископом Киприаном, который рекомендовал иеромонаху Макарию отделить из Покровского женского монастыря проживавших там иноков и поселить их в верхней части города на берегу р. Туры. Вновь открыт в 1994 году. Содержание История [ править править код ] Туринский Покровский девичий монастырь основан в 1604 году, вскоре по основании (1600 г.) Туринского острога, но не было в нем установленного порядка. Монахини и монахи жили в одной церковной ограде и не было у них ни игумена, ни игуменьи, кроме одного священника, для отправления богослужения. Посему Преосвященный архиепископ Киприан (Старорусеников) послал в город Туринск иеромонаха Макария, чтобы в тамошнем монастыре ввести надлежащее установление. Иеромонах Макарий отделил монахов в построенный в 1624 году Николаевский мужской монастырь, а монахини оставлены в женском Покровском (до 1740 г.). Первая, построенная в мужском монастыре деревянная церковь была во имя Святителя Николая; при ней находился придел во имя Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. В 1775 году в Николаевском мужском монастыре заложена каменная церковь (построена и освящена в 1785 г.) в честь Вознесения Господня, на пожертвования доброхотных дателей, и старанием Туринского воеводы Ивана Андреевича Панаева. К Вознесенской церкви пристроено еще два придела: первый – во имя Одигитрии Божией Матери, с южной стороны, а второй – во имя Святителя Николая, с северной стороны (освящены 16.10.1778 г.). В 1820 году отставной поручик из смоленских помещиков Захарий Богданович Верховский с духовным другом и отцом, крестьянином Тверской губернии Василием (тайные постриженики в монашество, первый под именем Зосимы (1768-1833, память 24 октября/6 ноября), а второй – Василиска (1824, память 29 декабря/11 января), вознамерились искать в глубине Сибири уединеннаго и пустыннаго места для безмолвнаго жительства и спасения душевнаго; остановились в 40 верстах от г. Кузнецка Тобольской губернии. В числе первых благодетелей были благодетельницы, которые переселились из города на жительство в пустыню к монаху Захарию и подчинили себя пустынным уставам и правилам, всего до 10 человек. По настоянию собравшихся богомолец-просительниц, Зосима обратился для устроения общежития к Преосвященному архиепископу Амвросию I (Келембет) с просьбой уступить для водворения собранных им богомолец какой-либо из мужских монастырей в Тобольской епархии. С согласия Преосвященного Зосима избрал Туринский Николаевский мужской.

http://azbyka.ru/palomnik/Туринский_Свят...

—449— да 23 года. Дальнейшее его служение проходило на посту ректора семинарий в Уфе и в Тобольске. Тобольский архиерей, иерарх подвижнической жизни, преосвященный Амвросий (Келембет) очень тепло относился к близкому ему по духу архимандриту Филарету и охарактеризовал его в своём донесении Святейшему Синоду словами: «Это не человек, а ангел во плоти» 1222 . Именно в Тобольске в короткое время раскрылись педагогические и административные таланты архимандрита Филарета. Ничего не препятствовало развитию его аскетических наклонностей. Среди тобольчан он стал приобретать славу человека святой жизни. Однако пребывание его в Сибири было недолгим. Указом Святейшего Синода от 2 декабря 1813 г. архимандрит Филарет был назначен настоятелем Иосифова Волоколамского монастыря и вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божьего, к коей, по традиции, вызывались архимандриты, которых в Синоде рассматривали как возможных кандидатов на епископские кафедры. Покинув Сибирь, Филарет оставил там добрую память о себе. Интересно, что его канонизация прежде всего, ещё в 1984 г., произошла в лике святых, в Земле Сибирской просиявших. Вскоре после прибытия в Петербург архимандрит Филарет назначается инспектором Санкт-Петербургской духовной академии и одним из первых удостаивается степени доктора богословия (в то время это была синодальная награда, причём весьма редкая). В столице Филарету пришлось служить недолго. Вскоре он отбыл в Троице-Сергиеву лавру в связи с назначением на должность инспектора Московской духовной академии. Назначение это было сделано Синодом вопреки представлению Августина (Виноградского) , который рекомендовал на эту должность иного кандидата. Впрочем, архиепископ Августин вскоре оценил деятельность архимандрита Филарета по обустройству Академии. Через два месяца после его назначения он писал в Петербург ми- —450— трополиту Михаилу (Десницкому) : «Отцом инспектором архимандритом я очень доволен» 1223 . Работать Филарету пришлось чрезвычайно много, так что не хватало времени для сна.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

м. был построен каменный однокупольный Афанасиевский храм вместо бывш. часовни. Архиеп. Мефодий в 1818 г. инициировал в Синоде процесс канонизации свт. Афанасия Патиллария. В июле 1825 г. в обители скончался бывш. архиеп. Тобольский и Сибирский Амвросий (Келембет) , проживавший в ней с правом управления в 1823-1825 гг. С 1843 г., когда архимандрития была упразднена, монастырем управляли наместники Полтавского архиерея. 13 нояб. 1875 г. в обители была открыта псаломщическая школа для детей-сирот из семей лиц духовного звания. В 1901 г. М. м. получал оклад из казны в размере 1249 р. Назначенный в 1910 г. наместником обители архим. Александр ( Петровский ; впосл. епископ) добился преобразования обители в самостоятельную и с 1911 г. титуловался уже настоятелем. Архим. Александр упорядочил архив, назначил архивариусом иером. Иосифа (Зеленского). С переездом архиеп. Александра в 1917/18 г. в Полтаву настоятелем стал архим. Амвросий. В ночь на 19 авг. 1919 г., накануне престольного праздника Преображения Господня, по обвинению в оказании помощи частям Белой армии архим. Амвросий был расстрелян красноармейцами. Вместе с ним были убиты 16 насельников обители: иеромонахи Аркадий, Иоанникий, Иона, Иосиф, Никанор, Афанасий, Феофан, Серапион, Никострат, иеродиакон Иулиан, монахи Иоанникий, Герман, Назарий, Парфений, Патапий, Доримедонт. Синод УПЦ 8 мая 2008 г. принял решение о их прославлении в Соборе преподобномучеников Мгарских (день памяти 6 авг.). В 1923 г. обитель была захвачена раскольниками, все насельники, не поддержавшие их, изгнаны. В сер. 20-х гг. XX в. в кельях размещалась загородная резиденция главы местных раскольников Ф. И. Булдовского. В нач. 30-х гг. на территории М. м. был создан интернат, где содержались дети «врагов народа», с 1937 г.- дисциплинарный батальон, с 1946 г.- войсковые склады, с 1985 г.- пионерский лагерь. В 1993 г. здания М. м. возвращены Церкви. Первым настоятелем стал архим. Филипп (Осадченко), хиротонисанный 30 дек. 2001 г. во епископа Полтавского и Кременчугского (ныне митрополит), оставаясь священноархимандритом мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2562746.html

29 Тобольскому тогдашнему архиепископу Амвросию (Келембету) было предписано от Св. Синода доносить особо в известные срока, что и как усмотрит он в Филарете. В самом же первом рапорте своём на имя митрополита Петербургского Амвросия преосв. Тобольский Амвросий выразился, между прочим, так: «Вы прислали ко мне не человека, а ангела во плоти». Нужно знать, что преосв. Амвросий был сам перед Тобольском в Уфе (по 1806 г.) и здесь в течении 2-х летнего ректорства при нем Филарета знал его с отличной стороны во всех отношениях, потому-то с первого же раза и отрекомендовал его такими выражениями. 30 Отсутствие средств было таково, что Филарету по его собственным словам (в его записках), приходилось ходить вместо сапогов в разбитых туфлях. Причина в том, что самый монастырь был крайне скуден, так что не имелось особой лошади для Настоятеля, и Филарет долгое время ходил пешком в семинарию на пространстве более трех верст, пока сжалился над ним помещик Александр Борисович Ломоносов и подарил ему лошадь с тележкой и сбруей. С другой стороны преосв. Августин, в порыве особенного недовольства, внезапно назначил лиц консисторских конфисковать все имущество Филарета, кроме того, что он успел только надеть на себя. Порыв такого недовольства произошёл именно от того, когда Августин узнал, что Филарет ездит из монастыря на лошади, которую выдаёт будто за подаренную ему, а между тем Августин и слышать не хотел об этом, и завинял Филарета, что он тайком тратит монастырские скудные средства на свои прихоти. Нужно указать как на несомненнейшее сведение о самом Августине, что он во 1-х не носил иной одежды, – рясы и подрясника, как из простой холщёвой крашенины, равно и ездил в обыкновенной деревенской кибитке лубочной на паре пегеньких плохих лошадёнок, в упряжке мочальной; потому-то он так и опрокинулся особенно на Филарета за его прихоти и приказал конфисковать вместе с имуществом и самую лошадь и пр. О крайней скудости Уфимского монастыря достаточно сказать, что он чуть не до тридцатых годов в общем местном выражении именовался «Плетневым», так как огорожен был плетнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

В такое-то время Тобольский преосвященный Амвросий Келембет покинул кафедру и его место заступил 28 октября 1822 г. Амвросий Рождественский (Вещезеров), святительствовавший до 14 февраля 1825 года. После него архипастырем Тобольским был с 30 сентября 1825 года Евгений Казанцев, переведенный потом в Рязань с 7-го августа 1831 г. Ha Иркутской же кафедре продолжал святительствовать до 5-го августа 1830 г. владыка Михаил Бурдуков. Ему Бог судил видеть в жизни сибирских православных людей несколько светлых лет во время генерал-губернаторства М.М.Сперанского. Преосвященный Михаил служил Сперанскому опытным советником и успел через него довести до сведения правительства о всех бедах и напастях, мешавших распространению православного просвещения. Следствием этих представлений владыки Михаила было издание указа об отобрании зловредных книг (П. С. 3. т. XI, 30191), вызвавшего прекращение английской религиозной пропаганды в Сибири, а также наступил поворот внимания правительства в сторону миссионерского дела среди инородцев, выразившийся в издании указа об отправлении монахов-миссионеров и об отпуске им казенного пособия (П. С. 3. т. XI, 30343). Однако, достигнутые владыкою Михаилом назначительные мероприятия в пользу Православия не имели тогда и не могли иметь существенного значения для жизни обширной Иркутской епархии, потому что как раз в то время, по благосклонности сибирских чиновников, сильно оживилась проповедь ламаизма, которая очень приходилась по грешным вкусам не только бурят, но и других инородцев и даже русских. Поэтому и настойчивое распоряжение Св. Синода в 1828 г. о посылке в область Иркутской епархии способных миссионеров и об устройстве при Тобольской семинарии курсов местных инородческих языков являлось недостаточным противовесом успехам языческой пропаганды. По указу Св. Синода 1823 г. учреждена миссия в Уналашке на Алеутских островах, куда владыкою Михаилом был отправлен молодой 25-летний священник Иркутской Благовещенской церкви Иоанн Евсевиевич Попов-Вениаминов, просветивший алеутов и Камчатский край, прославившийся в науке исследованием об естественных богатствах края и дальневосточных островов и бывший впоследствии под именем Иннокентия митрополитом Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Семилужки. Церковь Николая Чудотворца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Примерно в 70-е гг. XVIIb. в с.Семилужном на р.Каменка была построена Вознесенская часовня. 7 июля 1702 г. чудесным образом была явлена икона святителя Николая архиепископа Мир Ликийского чудотворца, которую затем ежегодно Крестным ходом приносили в г. Томск. В 1708 г., по Благословению преосвященного митрополита Тобольского и Сибирского Филофея (Лещинский, 1702-1711; в схиме Федор, 1715-1721; канонизирован) расширенна в церковь и освящена в честь святителя Николая. За годы и века деревянную церковь приходилось не раз то рубить заново, то переделывать и достраивать. Семилуженцы просят у Сибирского владыки Сильвестра (Гловацкий, 1749-1755) разрешение на строительство. Старосты бережно припасали каждую копеечку для строительства нового каменного храма. Поступление шло медленно и долго, составляясь в основном из пожертвований в дни ношения иконы в город. Строительство новой каменной церкви во имя Вознесения Христова окончательно завершилось к 1818 году. Святой Антиминс для вновь построенной церкви на тонкой шелковой ткани священнодействован Архиепископом Тобольским и Сибирским Амвросием (Келембет, 1806-1821) 29 июня 1821 года. Церковь, построенная в стиле барокко, имела два придела: летний, холодный – в честь Вознесения Господня и зимний, отапливаемый – в честь Николая чудотворца. В 1862 г. был пристроен придел во имя Казанской иконы Божией Матери. Священнослужители в селе Семилужном сменялись часто, как и везде. Лишь один «служитель культа», о. Иоанн Москвин, оставался в Вознесенском храме с 1914 по 1928 годы (в 1937 году погиб в тюрьме). Краткое время в 1918 году в Семилужном священствовал о. Иоанн Иваницкий (осужден в 1920-м году на принудительные работы). В 1930 году священником служил о. Иаков Авсенев в сентябре 1937г. арестован как черносотенец и вскоре расстрелян. В 1924 году при Вознесенской церкви недолго состоит в диаконах Гавриил Дмитриевич Осипов (осужден на принудительные работы), а в 1935-1936 годах иеродиакон Иосиф (Иван Митрофанович Яковлев), который в 26 году был осужден на пять лет ссылки. Последним настоятелем Вознесенской церкви села Семилужного на 22 октября 1935 года значится игумен Серафим Скорняков, судьба которого после ареста неизвестна. По воспоминаниям старожилов, как арестовали «батюшку-игумена», так и церковь закрыли.

http://sobory.ru/article/?object=44690

Погребен преосвященный Иоанн Максимович подле Софийского собора с северной стороны близ дверей, в пределе во имя преподобных Антония и Феодосия печерских . Лет чрез 30 после смерти Иоанна, при митрополите Антонии Нарожницком, этот придел, по тесноте своей и ветхости потолка был разобран. Таким образом гроб святителя Иоанна остался под открытым небом. Жителям Тобольска, благоговевшим к его памяти, это было неприятно; потому преемник Антония II, митрополит Сильвестр, в 1751 г., на собранные деньги на месте существовавшего прежде предела выстроил новый каменный, только не во имя преподобных Антония и Феодосия, а во имя святителя Иоанна Златоустог о, – ангела митрополита Иоанна Максимовича, притом так, что гроб Иоанна вошел в алтарь оного. – По выстройке придела, над гробом митрополита Иоанна, прошло около 60 лет. Но в 1806 или 1807 г. при архиепископе Тобольском Амвросие Келембете на северной стороне собора сделалась трещина от фундамента до сводов, притом над тем самым местом, где была могила преосвященного Иоанна. В 1826 г. архиепископ Евгений, чтобы предотвратить опасность, грозившую всему собору, решился исправить повреждение. Но поскольку ни заделать трещину, ни даже осмотреть в глубине её фундамент собора нельзя было, не тронув гроба Иоанна Максимовича: то оный 26 и 27 сентября 1826 г. перенесен был в новый склеп, устроенный в том пределе и также в алтаре, только на левой стороне. Над прежним местом погребения митрополита Иоанна, на правой стене придельного алтаря святитель изображен во весь рост в белом клобуке и голубой с источниками мантии, а над новой могилой, около левой стены алтаря, находится мраморный памятник, устроенный бывшим золотопромышленником купцом Н. Ф. Мясниковым. Им же в пределе в недавнее время переделан иконостас. В самой церкви на левой стене висит довольно большая икона с изображением Иоанна Златоустог о и Тимофея епископа Прусского, написанная в 1810 г. тобольским купцом А. Гневышевым и некоторыми другими гражданами также из благоговения к митрополиту Иоанну: Златоустый, как выше замечено, ангел сего митрополита, и память священномученика Тимофея празднуется церковью 10 июня, в день кончины Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

4. Колокольня каменная, в четыре яруса, отдельно от соборной церкви, в 20 саженях от нее, очень хорошей архитектуры, напоминающей собой Киево-Печерскую колокольню, вышиной 22 сажени; построена в 1786 г. при архиепископе Никифоре Феотоки. Из находящихся на ней 10 колоколов самый большой весом в 400 пудов, громкого и приятного звона; на нем находится следующая надпись: «Божией помощью, при державе благочестивейшей Государыни Императрицы Екатерины Второй, благословением преосвященного Гавриила, митрополита Екатеринославского и Херсонеса Таврического, сей колокол вылит в Полтавский Крестовоздвиженский монастырь коштом того же монастыря 1797 года, июля 15 дня». К Полтавскому Крестовоздвиженскому монастырю приписана Сампсониевская церковь , что на Шведской могиле, построенная в 1856 году на проценты с капитала, пожертвованного Осипом Степановичем Судиенко. Обителью управляет викарный епископ Прилукский. Мгарский Спасо-Преображенский монастырь в Лубенском уезде. Монастырь находится при селении Мгарь, Ольшанской волости, в 8 в. от у. г. Лубен, на правом берегу р. Сулы при впадении в нее р. Ольшавки. Основан он был в 1624 г. Исаией, епископом Перемышльским. Обитель не раз истреблялась опустошительными пожарами, но каждый раз с помощью Божией вновь возрождалась из пепла и развалин. Храмов в ней два: Преображенский собор и домовая Благовещенская церковь . В Преображенском храме почивают мощи Св. Афанасия (Пателлария), патриарха Константинопольского, умершего 5 апреля 1654 г. на возвратном пути из Москвы. Здесь же погребен епископ Тобольский Амвросий (Келембет). При монастыре существует псаломщицкая школа. Управляет обителью епархиальный епископ Полтавский, а за отсутствием его – наместник-архимандрит. Женские обители Козельщинский Рождество-Богородичный монастырь в Кобелякском уезде. Обитель находится в имении гр. Капниста Козельщине в 3,5 версты от станции «Гановка» Харьково-Николаевской железной дороги. Учреждена она виде общины в 1886 г., а в 1891 г. переименована в монастырь. Храм один, в честь Рождества Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Рубрики Коллекции Как храм в Тогуре всем миром строили в XIX веке и сохранили в советское время. Уникальная фотохроника 6 мин., 13.07.2020 Поделиться Тогур — большое село на севере Томской области в Нарымском крае. Возведение каменной церкви было завершено в 1818 году. Храм возводился «всем миром». Большую роль сыграла Тогурская ярмарка, немалые сборы с которой поступали в фонд строительства. В книге пожертвований, которая хранится в Колпашевском краеведческом музее, записаны имена 36 дарителей, пожертвовавших храму 1550 рублей бумажными ассигнациями. Строить в условиях сибирской погоды — дело непростое: зима полгода, отсутствие дорог и удаленность населенных пунктов друг от друга на сотни километров. Снежная зима в Тогуре, декабрь 2016 И тем не менее, храм был построен «на века». Кирпичные стены метровой толщины и фундамент из просмоленных лиственниц — такой сохранилась церковь и сейчас. Ступеньки на звонницу, 2020 Каменное кружево на стенах храма – характерный элемент " сибирского барокко " , 2020 С восточной стороны к основному объёму здания примыкают гранёная апсида, с западной – прямоугольная трапезная с Никольским приделом. Тогурский Воскресенский храм, дата съемки неизвестна Никольский придел Село Тогур, 1928 год. Из фондов Колпашевского краеведческого музея Вид на село Тогур и реку Кеть с колокольни храма, май 2014 Звонницу для нового храма привезли из Томска, а это больше 300 километров на санях. При освящении храма правящий архиерей (предположительно, архиепископ Тобольский и Сибирский Амвросий (Келембет), который в то время был на кафедре) благословил Тогурскую церковь и ее прихожан Абалакской иконой Божией Матери «Знамение». Этот образ хранится в храме как святыня и по сей день. В 1909 году к Тогурскому приходу относилось «более трех тысяч душ прихожан обоего пола», штат церкви состоял из священника и псаломщика. Воскресенская церковь играла важную роль в духовном развитии и образовании людей. Приход содержал две школы: Северскую школу грамотности и Волковскую церковно-приходскую школу, в которой обучалось от 10 до 30 детей.

http://foma.ru/fotoletopis-togurskoj-vos...

В 1841-1853 и с 1867 г. А. м. был резиденцией Острогожских епископов, викариев Воронежской епархии. В период упразднения Острогожского вик-ства в 1853-1867 гг. А. м. управлялся архимандритами - ректорами Воронежской ДС. Среди почитаемых настоятелей - архим. Никанор (1702-1706), возглавивший 4 дек. 1703 г. погребение свт. Митрофана Воронежского ; Амвросий (Келембет) (1793-1796), ректор ДС, позже архиеп. Тобольский; Мефодий (Орлов-Соколов) (1812-1826), ректор ДС, позже еп. Нижегородский; архим. Иннокентий (1829-1834), составитель жития свт. Митрофана Воронежского; Елпидифор (Бенедиктов) (1837-1848), еп. Острогожский, ректор ДС; архим. Иларион (Боголюбов) (1854-1861), автор описания А. м. Служение еп. Иосифа (Соколова), настоятельствовавшего в А. м. в 1897-1900 гг., отличалось активной благотворительностью. Во 2-й пол. XIX в. в А. м. под председательством викарного епископа работала епархиальная комиссия Православного миссионерского об-ва. В нач. XX в. к А. м. была приписана часовня на Староконной пл. Воронежа, построенная в 1893 г.; обители принадлежало 8 дес. земли с озером. Количество насельников не превышало 30 чел. В сер. 20-х гг. XX в. А. м., в к-ром служил и проповедовал архиеп. Петр (Зверев) , стал духовным центром Воронежа. Осенью 1926 г. архиеп. Петр и назначенный им настоятель мон-ря архим. Иннокентий (Беда) были арестованы. Последний архимандрит А. м. Тихон (Кречков) и настоятель монастырской церкви сщмч. Феодор Яковлев расстреляны. В янв. 1930 г. был запрещен ежедневный колокольный звон, летом 1931 г. закрыты храмы обители, снесено монастырское кладбище, святыни и имущество расхищены. Во время оккупации Воронежа нем. войсками (5 июля 1942-5 янв. 1943) часть зданий была разрушена, уцелевшие помещения заняты оставшимися без жилья горожанами, часть - отдана под мастерские, склады, конюшню. Позже территория обители была превращена в свалку. В 1970 г. сохранившиеся полуразрушенный Алексиевский и Сергиевский крестовый храмы и шатровую колокольню XVII в. передали Воронежскому краеведческому музею. В 80-х гг. колокольня была восстановлена областной реставрационной мастерской.

http://pravenc.ru/text/63812.html

   001   002     003    004    005    006