она упоминалась в документах как основная реликвия Каменецкого Троицкого братства. Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 323; Памятная книжка Подольской губ. на 1859 г. Каменец-Подольск, 1859. С. 10, 16; Синицкий Д. А. Ист. сведения о Подольской ДС. Каменец-Подольск, 1866. С. 55-57; он же. Каменецкий Св.-Троицкий первоклассный мон-рь//Подольские ЕВ. 1868. Отд. неофиц. 18. С. 576-586; 19. С. 615-624; 20. С. 637-660; 21. С. 669-701; Петрушевич А. С. Сводная галицко-рус. летопись с 1600 по 1700 г. Львов, 1874. С. 683-684; Доронович М. З. Ист. очерк предградья г. Каменца-Подольского Русских фольварок. Каменец-Подольский, 1883; он же. Предградье г. Каменца-Подольского: Ист. очерки//Подольские ЕВ. 1883. Отд. неофиц. 9. С. 180-190; 10. С. 211-218; 11. С. 241-246; 13. С. 305-314; 16. C. 369-374; 18. С. 393-414; 25. С. 511-520; Отчет Трифона Коробейникова о розданной царской милостыне//ППС. 1889. Т. 9. Вып. 3(27). С. 84-103; Сецинский Е. И., свящ. Мат-лы для истории правосл. мон-рей Подольской епархии: Каменецкий Св.-Троицкий мон-рь//Тр. Подольского епарх. ист.-стат. комитета. Каменец-Подольск, Вып. 5. С. 301-309: он же. То же: Каменецкий Воскресенский мон-рь на Рус. фольварках//Там же. С. 300-301; он же. Г. Каменец-Подольский: Ист. описание. К., 1895; он же. Ист. сведения о приходах и церквах Подольской епархии: Каменец-Подольский, 1895. Вып. 1: Каменецкий у.; он же. Ист. местности Подолии и их достопримечательности. Каменец-Подольск, 1911; Подольская епархия//Сб. стат. и справочных сведений за 1891-1892 гг./Сост.: В. М. Греченко. Каменец-Подольск, 1893. С. 52-53; Гульдман В. К. Памятники старины в Подолии. Каменец-Подольский, 1901; Бевз В. Nonepeдhi результати дocлiджehь ц. Св. Tpiйцi в мicmi Кам " яhцi на Noдiллi//Bichuk icm.-kyльmypoлoriчhoro Noдiльcьkoro братства. Кам " янець на Noдiллю, 1995. 4. С. 73-78; Пламеницька О. А. Xpucmuяhcьki cbяmuhi Кам " янця на Noдiллi. К., 2001; она же. Сакральна apximekmypa Кам " янця на Noдiллi. Кам " яheць-Noдiльcьkuй, 2005; Rolle A. J. Zameczki podolskie na kresach multanskich: Kamieniec nad Smotryczem. Pozna, 2004r. T. 2. S. 237-242.

http://pravenc.ru/text/1470093.html

на 1859 г. Каменец-Подольск, 1859. С. 10-16; [Глищинский П. А.]. Историко-стат. описание Подольской епархии//Подольские ЕВ. 1862. Отд. неофиц. 5. С. 121-125; 7. С. 177-188; 8. С. 219-228; 11. С. 316-321; 13. С. 401-407; 14. С. 435-438; 20. С. 646-650; 22. С. 733-737; Синицкий Д. А. Ист. сведения о Подольской ДС. Каменец-Подольск, 1866. С. 55-57; он же. Каменецкий Св.-Троицкий первокл. мон-рь//Подольские ЕВ. 1868. Отд. неофиц. 18. С. 576-586; 19. С. 615-624; 20. С. 637-660; 21. С. 669-701; Симашкевич М. В. Римское католичество и его иерархия в Подолии. Каменец-Подольск, 1872; Трипольский Н. Базилианские мон-ри в Киевской губ.//Киевские ЕВ. 1872. Отд. 2 (неофиц.). 9. С. 202-207; 10. С. 224-235; 11. С. 238-244; 12. С. 259-270; 20. С. 476-483 (отд. изд.: К., 1872); Состояние украинских церквей и православного духовенства в кон. XVII в., по донесению Св. Синоду от Виктора, еп. Переяславского, коадъютора митрополии Киевской//Киевские ЕВ. 1873. 5. С. 131-153; Петрушевич А. С. Сводная галицко-рус. летопись с 1600 по 1700 г. Львов, 1874. С. 683-684; Яворовский Н. И. Историко-стат. описание г. Бара и заштатного барского Св.-Покровского мон-ря//Подольские ЕВ. 1875. Отд. неофиц. 12. С. 356-369; 16. С. 473-484; 17. С. 502-512; 18. С. 533-540; Антонович В. А. Православный мон-рь и его униатская летопись: (К истории Сатановского мон-ря Подольской епархии)//Киевские ЕВ. 1882. 2. С. 418-125; он же. Грановщина//Киев. старина. 1888. Т. 20. 1/3. С. 75-93; Доронович М. З. Ист. очерк предградья г. Каменца-Подольского Русских фольварок. Каменец-Подольск, 1883; он же. Предградье г. Каменца-Подольского: Ист. очерки//Подольские ЕВ. Отд. неофиц. 1883. 9. С. 180-190; 10. С. 211-218; 11. С. 241-246; 13. С. 305-314; 16. C. 369-374; 18. С. 393-414; 25. С. 511-520; Материалы для истории Подольской губернии (1792-1796 гг.). Каменец-Подольский, 1885. Вып. 1; [Гульдман В. К.]. Справочная книжка Подольской губ. на 1888 г.: Опыт геогр.-стат. описания. Каменец-Подольский, 1888; он же. Памятники старины в Подолии.

http://pravenc.ru/text/Каменец-Подольска...

52-53; Грушевский М. С. Барское староство. К., 1894; Викула П., свящ. Подольские архипастыри//Тр. Подольского епарх. ист.-стат. комитета. Каменец-Подольский, 1895. Вып. 8. С. 1-160; Федоров И. Главные моменты развития православного рус. дела в столетний период существования Подольской епархии//Подольские ЕВ. 1895. 9. С. 232; Местные церковно-богослужебные особенности в Подолии («отпусты», крестные ходы и др.)//Календарь Подольской епархии на 1897 г. Каменец-Подольский, 1896. С. 30-38; Лотоцкий А. Где обучалось подольское духовенство до учреждения Подольской духовной семинарии. Каменец-Подольский, 1898; Войтков А. Иов (Базилевич), еп. Переяславский, и участие его в церк.-полит. жизни польской Украины (1771-1776 гг.)//ТКДА. 1903. 5. С. 79-102; 6. С. 320-332; 7. С. 429-500; 8. С. 633-715; Иваницкий С. М. Переяславский еп. Гервасий (Линцевский) и начало воссоединения униатов в Западной, или Польской, Украине: 1757-1769 гг.//Тр. Подольского церк. ист.-археол. об-ва. Каменец-Подольск, 1904. Вып. 10. С. 1-392; Прусевич А. Н. Исторический очерк укреплений г. Каменца-Подольского//Подольские ЕВ. 1904. 17; idem (Prusiewicz A.). Kamieniec-Podolski: szkic historyczny. Kijow; Warsz., 1915; Страшкевич В. О базилианах в с. Малиовцах Подольской губ.//Киев. старина. 1905. 2. С. 135-136; Грушевский Г. О преподавании слова Божия на малорус. языке//Правосл. Подолия. 1906. 1. С. 164-165; Доброхольский Н., свящ. К оживлению у нас церковно-приходской жизни//Там же. 1906. 1. С. 138; Дложевский С. Последние дни господства турок в Каменце и передача города Польше. Каменец-Подольский, 1907; Сулковский И. Судьбы Православия в Подолии в период унии//Тр. Подольского церк.-археол. об-ва. Каменец-Подольск, 1916. Вып. 12. С. 1-114; Яковлев Е. Суд над винницкими «князьями»//Известия-Подолия. 1922. 160. С. 1; Календовський С. Нова arimaцiя чyдombopцib//Червоний край. 1924. 96. С. 1; Дорош Е. Суд над kaлuhibcьkuмu чудотворцями//Червоне село. 1924. 3-6; Mucha J. Kamieniecka kapitula katedralna: XV-XVIII ww.//Roczniki teologiczno-kanoniczne.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Настоящее время нахожу я удобным для сей меры, потому особенно, что Св. Синод назначением вспомогательного оклада для единственного воссоединённого причта по губернии Подольской, а равно вспомоществования безместным священникам Олтаржевскому и Семашкевичу, довольно уже обнадёжили тамошнее воссоединённое духовенство насчёт попечительности об оном епархиального Каменец-Подольского начальства. С другой же стороны, известное благоразумие преосвященного Подольского ручается за успешное слитие небольшой тамошней воссоединённой паствы с паствою древлеправославною Каменец-Подольскою. Для облегчения исполнительных мер по сему предмету, я делаю ныне же прилагаемое у сего в списке распоряжение, о подчинении всего воссоединённого духовенства по губернии Подольской ведомству одного Каменец-Подольского благочинного, Виктора Лабейковского, чрез которого епархиальное начальство будет в состоянии действовать с успехом, как по известной уже благонадёжности сего духовного, так и по пребыванию его в Каменец-Подольском. 50. Список с отношения к графу Протасову, от 8 августа 1840 г. за 1041, по предположениям преосвященного Подольского, об устройстве тамошней воссоединённой паствы Отношением от 26 истекшего июля, за 4277, Ваше Сиятельство требуете моего заключения, по предположениям преосвященного Подольского, вообще об устройстве тамошней воссоединённой паствы, а в особенности об устранении от места благочинного Лабейковского. Отношение преосвященного Подольского по сему предмету я получил ещё в исходе июня месяца; но, считая вредным устранение Лабейковского, я воздержался с исполнением сего, до личного объяснения с ним, преосвященным, в С.-Петербурге. Ныне, находя, что мнение Вашего Сиятельства в сем отношении согласно с моим собственным, я делаю чрез консисторию прилагаемое при сем в списке распоряжение о благочинном Лабейковском и надеюсь, что оно побудит его к ревностнейшему исполнению своего долга. Что касается оставления в сёлах Мытках и Гришках воссоединённых священников, назначения им окладов и определения в Гришки священника Львовича или Семашкевича, я разделяю совершенно мнение преосвященного Кирилла и полагаю полезным, чтобы оклады назначаемы были по представлению сего преосвященного, а затем и самые священники воссоединённые были определены по его ж усмотрению, – так, чтобы сие способствовало окончательному подчинению Подольскому епархиальному начальству небольшой воссоединённой паствы, в губернии Подольской состоящей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

6-го ч. получено мною, также как и 5-го, с разных сторон два письма: из села Приворотья, Подольской, и из села Гориц, Владимирской губернии. Из Приворотья писал мне от 29-го сент. внук мой, Смотритель Д. училища Геннадий Виноградов: «Приношу Вам глубокую мою благодарность за добрые советы, особенно полезные для меня в начале моих занятий по школе. Продолжительный и утомительный труд путешествия из родного края в край чужбины я уже окончил и окончил благополучно. Четвертый день, как я уже стою на почве Каменец-Подольской губернии. Грустное, тяжелое чувство произвела во мне Каменец-Подольская губерния при самом начале ещё своих границ, своею грязною, непроходимою дорогою, своими неприглядными, бедными, изредка встречающимися, селениями. И Каменец – губернский город – не облегчил моей грусти: бедные, раскинутые в беспорядке на высоких скалах города, жидовские хаты, узкие, замечательно-грязные улицы града Подольска, – улицы битком набитые неприглядным Израилем – неспособны порадовать сердце великоросса. Не порадовало мое сердце и приворотское училище – место, назначенное, для моей службы. Приворотское училище находится в 30-ти верстах от Каменец-Подольска, в небольшом, бедном крестьянском селе Приворотье – в такой глуши, куда немногие знают дорогу, да и не дай Бог знать её. Страшно высокие, скалистые горы постоянно пересекают путь, ведущий из Каменца в Приворотье, посему путешествие становится здесь крайне опасным. Между тем Смотритель училища обязан являться раз в месяц в Каменец-Подольский. Избавить себя от этого крайне неприятного труда – нет возможности, потому что вблизи нет почтового пункта. Самый ближайший почтовый пункт находится в местечке Дунаевцы – в 25-ти верстах от школы.... «И скучно и грустно И некому руки здесь подать В минуту душевной невзгоды!» В должность смотрителя ещё не вступал, поэтому мало ещё знаком с состоянием школы. По отзыву ревизора Г. Миропольского училище находится в неудовлетворительном состоянии по всем частям. Причинами этого служат, с одной стороны, невыгода помещения училища в глуши, скудость средств содержания, а с другой – частая смена учителей. Нет средств удержать учителей надолго в такой глуши, как Приворотье. Самый долгий срок службы учителей здешней школы есть трехлетний. При множестве недостатков школа имеет и хорошие стороны. Сюда относится красивая и здоровая местность приднестровской полосы, хорошее помещение для школы и смотрителя, обширный фруктовый сад и чистый, свежий воздух.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Как можно разорять людей и лишать их самого необходимого“. Наш преосвященный стоял и улыбался. Продолжение будет скоро“. 6-го ч. получено мною, также, как и 5-го, с разных сторон два письма: из села Приворотья, Подольской, и из села Гориц, Владимирской губернии. Из Приворотья писал мне от 29-го сент. внук мой, Смотритель Д. училища Геннадий Виноградов: „Приношу Вам глубокую мою благодарность за добрые советы, особенно полезные для меня в начале моих занятий по школе. Продолжительный и утомительный труд путешествия из родного края в край чужбины я уже окончил и окончил благополучно. Четвёртый день, как я уже стою на почве Каменец-Подольской губернии. Грустное, тяжёлое чувство произвела во мне Каменец-Подольская губерния при самом начале ещё своих границ, своей грязной, непроходимой дорогой, своими неприглядными, бедными, изредка встречающимися, селениями. И Каменец – губернский город – не облегчил моей грусти: бедные, раскинутые в беспорядке на высоких скалах города, жидовские хаты, узкие, замечательно – грязные улицы града Подольска, – улицы битком набитые неприглядным Израилем – неспособны порадовать сердце великоросса. Не порадовало моё сердце и приворотское училище – место, назначенное, для моей службы. Приворотское училище находится в 30-ти верстах от Каменец-Подольска, в небольшом, бедном крестьянском селе Приворотье – в такой глуши, куда немногие знают дорогу, да и не дай Бог знать её. Страшно высокие, скалистые горы постоянно пересекают путь, ведущий из Каменца в Приворотье, посему путешествие становится здесь крайне опасным. Между тем Смотритель училища обязан являться раз в месяц в Каменец-Подольский. Избавить себя от этого крайне неприятного труда – нет —405— 1876 г. возможности, потому что вблизи нет почтового пункта. Самый ближайший почтовый пункт находится в местечке Дунаевцы – в 25-ти верстах от школы.... „И скучно и грустно И некому руки здесь подать В минуту душевной невзгоды!“ В должность смотрителя ещё не вступал, поэтому мало ещё знаком с состоянием школы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

У преосвященного был брат, намного моложе его, которому он покровительствовал и которого воспитывал; брата звали Антонием и родился он в 1800 году. Воспитанник Каменец-подольской семинарии, отец Антоний занял приход брата в Каменец-Подольской епархии, 20и лет от роду, когда отец Августин уехал учиться в Киевскую Академию. Отец Антоний Мартыновский никогда не выезжал из Каменец-Подольской епархии — жил тихой мирной жизнью и умер в сане протоиерея в 70х годах. У него было 3ое детей: старший Василий, строгий аскет, рано принявший монашество и умерший иеромонахом Киево-Печерской лавры в сравнительно молодом возрасте; дочь Анастасия Антоновна, вышедшая замуж за акцизного чиновника, и младший — Виктор Антонович — мой Дед. Дед начал карьеру, как и его предки, в Каменец-Подольской Духовной Семинарии. Мягкий, вдумчивый юноша, он считался кандидатом в ученые монахи: все считали, что он пойдет по стопам своего дяди, архиепископа. И тот считал его будущим иерархом. Киевская Духовная Академия гостеприимно распахивала перед ним свои двери. Все дело испортил, однако, Белинский. Увлекшись его статьями в «Современнике», молодой семинарист перешел от него к Гегелю и Фейербаху. Вскоре один из его товарищей побывал в Петербурге и привез оттуда «Колокол». Перейдя в последний класс Семинарии, на каникулах, Виктор Мартыновский поехал в Петербург. И сразу познакомился с Добролюбовым. Тот принял его по-братски, поставил четверть водки; начались расспросы о Семинарии, об учителях, об экзаменах. Воспоминания о товарищах, о семинарских порядках, о порках, полученных в свое время обоими в изобилии. Два бурсака очень быстро нашли общий язык. Неизвестно, о чем еще говорили Добролюбов и Мартыновский, только по приезде в Каменец-Подольск Виктор Антонович категорически заявил отцу, что в Академию он не пойдет и от сана отказывается, а вместо этого поедет в Петербург, поступать в Филологический Институт. Мягкий и сговорчивый отец Антоний сначала очень удивился, но довольно быстро дал свое согласие. В 1860 году молодой попович прибыл в Петербург и преобразился в студента-филолога. Вскоре умер его друг, А.Н. Добролюбов, однако благоговение к нему и к Чернышевскому дед сохранил до конца жизни.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

15(28).06.1930–19.06(02.07).1931: Калининская (обн.) 19 .06(02.07).1931–10(23).11.1932: Ярославская (обн.) 1932–1932: Борисоглебская (обн.) Пётр Руднев 05(18).11.1928–28.09(11.10).1929: Загорская 11 .1928–1931: Дмитровская, в. у. 25 .09(08.10).1929–04(17).10.1933: Коломенская 04(17).10.1933–08(21).05.1935: Куйбышевская Пётр Савельев 20 .09(03.10).1923–22.07(04.08).1924: Стерлитамакская (обн.) 22 .07(04.08).1924–1924: Белебеевская 1927–28.10(10.11).1932: Сергачская 28 .10(10.11).1932–08(21).03.1933: Пятигорская 08(21).03.1933–03(17).04.1935: Моршанская 03(16).04.1935–14(27).01.1937: Кунгурская 03 .1935–14(27).01.1937: Свердловская, в. у. 14(27).01.1937–09.1937: Свердловская 03 .1936–09.1937: Пермская, в. у. Пётр Сергеев 12(25).03.1923–07(20).11.1923: Воронежская (обн.) 07(20).11.1923–01(14).05.1924: Гомельская (обн.) 01(14).05.1924–27.01(09.02).1925: Курская (обн.) 19 .02(04.03).1925–15(28).03.1925: Саратовская (обн.) 1925–1927: Тифлисская (обн.) 1925–1927: Сухумская (обн.), в. у. 20 .01(02.02).1927–: Закавказский митрополитанский округ (обн.), паки 1927–1932: Ростовская на Дону (обн.) 1934–07(20).10.1937: Азово-Черноморская (обн.) Пётр Соколов 18(31).03.1923–1923: Сердобская 1923–1928: Вольская 1923–1923: Астраханская, в. у. 1923–1923: Куйбышевская, в. у. 1923–1923: Уральская, в. у. 1923–1923: Пензенская, в. у. 1928–1930: Сердобская (?), паки 13(26).08.1930–05(18).09.1930: Могилевская 23 .08(05.09).1930–10(23).04.1935: Волгоградская 12(25).11.1935–10.1936: Воронежская Петровская Пётр Сысуев 21 .11(04.12).1922–17(30).03.1927: Омская (обн.) Пётр Турбин 31 .08(13.09).1942–1944: Тульская (обн.) Пётр Холмогорцев 1927–1932: Челябинская (григ.) 1932–1936: Свердловская (григ.) Пётр Нижегородской Слободы Пимен Белоликов 06(19).08.1916–1917: Салмасская 1917–1918: Алма-Атинская Пимен Пегов 12(25).02.1915–1918: Балтская 1918–1920: Каменец-Подольская, в. у. 1920–1922: Каменец-Подольская 1922–1924: Каменец-Подольская (обн.) 1924–1929: Харьковская (обн.) 1929–03(16).02.1935: Киевская (обн.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

При этом В. Г. Ченцова, как кажется, не придала значения важным наблюдениям священника М. Желтова и продолжила в своей статье снова смешивать два разных по значению титула экзархов, представляя их тождественными между собой (с. 99–103, 146–149). Исследовательница при этом развивает мысль о том, что учреждение Каменец-Подольской митрополии и назначение ее митрополита Панкратия патриаршим «экзархом всея Малой России» привело Фанар к отказу от назначения таким «экзархом» Киевского митрополита . При этом она считает, что упомянутый Панкратий становился якобы не только Каменец-Подольским митрополитом, но и Галицким: на это указывает текст на печати данного архиерея и на его подписи в одном из антиминсов (с. 101) . Однако в титулах на таких архиерейских подписях нередко допускалась и самодеятельность. Приведем ближайший пример с подписью «митрополита» Антония Винницкого, который считал возможным представляться и подписываться в 1667 г. как «Антоний Винницкий, милостию Божиею архиепископ, митрополит Киевъский, Галицъкий и все России, эксарха святого апостольского Константинопольского трону» . Подписи Каменец-Подольского предстоятеля Панкратия как «Галицкого» митрополита, по-видимому, должны указывать на его притязания осуществлять здесь какую-то деятельность, поскольку сама Галиция лежала всё-таки на территории Польши за пределами его собственной епархии (ограниченной пределами османского эялета). При осуществлении каких-то действий в Галиции он таким путем пытался подчеркнуть свое право на это, хотя на самом деле последнее ему должен был доставлять титул «экзарха всея Малой России». Ставленая грамота, выданная Панкратию в 1681 г., не позволяет говорить о том, что данный архиерей действительно назначался митрополитом для Галиции. Тем не менее В. Г. Ченцова здесь пытается привести аргумент даже в пользу восстановления Галицкой митрополии(!). По ее словам, назначение митрополита Панкратия «позволяло заполнить вакантную Галицкую кафедру, существовавшую на территории Руси еще в древности» (с. 101). Однако вряд ли подписи митрополита Панкратия могут это подтвердить, учитывая, что они явно представляют собой результат личной самодеятельности данного архиерея. Галицкая митрополия, существовавшая в XIV в., позднее стала неотъемлемой частью Киево-Галицкой митрополии и в XVII в. не выделялась из ее состава . В этой связи митрополит Панкратий мог быть «Галицким» только в очень условном смысле (на самом деле, он всё-таки был «митрополитом Каменец-Подольским», а не «Галицким»!). При этом в 1685 г. митрополитом «Киевским, Галицким и Малой России» назначили Гедеона (Святополк-Четвертинского), власть которого, разумеется, вполне законно распространилась и на Галицию, которую на епархиальном уровне тогда возглавлял Львовский епископ Иосиф (Шумлянский).

http://sedmitza.ru/lib/text/9975736/

Они только что вернулись из окопов. Погода была отвратительная – сильный ветер с солнцем, градом и дождем. Твоих Крымцев я, к сожалению, не видел! Штаб 9й армии приготовил мне простой завтрак в маленьком городке Хотине, где я также посетил два лазарета. В этот день мы были 9 часов на воздухе. В Каменец-Подольске генералы обедали со мной в поезде. Я много беседовал с Келлером и передал ему твой привет. Он нисколько не изменился. На следующий день, то-есть вчера, я осматривал недавно сформированную дивизию – 3ю Заамурскую пехотную дивизию. Она производила прекрасное впечатление – великолепные рослые молодцы, совсем гвардейцы. Во время смотра мы слышали обстрел нашими орудиями австрийских аэропланов, которые сбрасывали бомбы на оба наших моста на Днестре. Затем посетил еще 2 лазарета и Лечицкого, он начинает поправляться, но еще лежит. Я уехал из Каменец-Подольска после завтрака; погода стала теплой и ясной, и я прибыл сюда сегодня вечером в 9 ч. 30 м. Лег я довольно поздно, потому что должен был приготовиться к военному совету. 1 апреля. Теплое, серое утро после ночного дождя – как раз подходящая погода для продолжительного заседания. Оно началось в 10 ч., продолжалось до завтрака и опять тотчас же возобновится. Дмитрий сегодня вечером уезжает; он проведет 3 дня дома и затем вернется в свой полк. Я просил его зайти повидать тебя. Забыл тебе сказать, что в Каменец-Подольске я два раза видел Мишу. Он выехал раньше меня в свою дивизию, расположенную недалеко от Каменец-Подольска. Теперь, мой ангел, моя нежная голубка, я должен кончать. Да благословит Бог тебя и детей! Нежно тебя и их целую. Навеки твой старый муженек Ники. Царское Село. 1 апреля 1916 г. Мой родной и милый! Теперь ты снова в ставке и, боюсь, чувствуешь себя ужасно одиноким. Стоять одному в церкви, во время этих чудных служб, будет грустно. С тобой ли, по крайней мере, Георгий? У меня приоткрыто окно, и я слышу, как чирикает птичка, в Гатчине распустились первые голубые цветочки; сегодня чудное солнце и очень тихо.

http://azbyka.ru/fiction/pisma-nikolaja-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010