После окончания гражданской войны на Украине и образования обновленчества советские власти повели беспощадную борьбу с Православной Церковью. Обновленческий архиепископ Каменец-Подольский Пимен (Пегов) предложил епископу Амвросию вступить в обновленческую организацию. Святитель отказался, о чем обновленцы сообщили в ОГПУ, и епископ был арестован. Его обвинили в том, что он будто бы укрывал бывших офицеров царской армии через рукоположение их в сан священника. Обвинение не соответствовало действительности, так как люди, о которых шла речь, давно уволились с военной службы и служили учителями. В 1923 году советская власть Украины выслала епископа Амвросия за ее пределы, и он поселился в Москве, в Даниловом монастыре. Через год епископ Амвросий снова был арестован. ОГПУ продержало его в заключении десять дней. После освобождения он служил в разных храмах Москвы, всегда проповедуя на богослужениях. В 1925 году епископ Амвросий был назначен управляющим Каменец-Подольской епархии, но выехать в нее не успел, так как в конце ноября в Москве были арестованы все архиереи, которые оказывали помощь Патриаршему Местоблюстителю в управлении Русской Православной Церковью. В их числе был и епископ Амвросий. Находясь в тюрьме, в своих показаниях владыка Амвросий писал: «Я полюбил духовную жизнь, стал служителем Церкви и впредь хочу принадлежать к ней; поэтому стараюсь исполнять законы и правила Церкви и на все явления церковной жизни смотрю только с точки зрения церковных правил и установлений, а не с какой-либо другой точки зрения, например, политической». Преосвященный Амвросий был приговорен к трем годам заключения и отправлен вместе с архиепископом Херсонским Прокопием (Титовым) в Соловецкий концлагерь. По окончании лагерного срока архиереям было объявлено, что после лагеря они ссылаются на три года в Уральскую область. В ссылку через Екатеринбург и Тобольск они ехали вместе. В Тобольске их заключили в тюрьму, в которой они пробыли полтора месяца. С началом судоходства первым же пароходом они были доставлены в город Обдорск.

http://pravicon.com/info-1729

В 1931 году в Обдорске епископ Амвросий и архиепископ Прокопий вновь были арестованы. Подлинной причиной ареста явилась ненавистная безбожным властям глубокая вера святителей, их нежелание идти на компромиссы, сам образ жизни, который они вели в глухой ссылке; раздражало, что архиереи осмелились служить Божественную литургию, хотя на службах присутствовало всего несколько человек, раздражало и то, что святители переписывались с находившимся на крайнем севере Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром. Для составления обвинения после ареста епископов были допрошены местные жители, но и тогда оснований для желаемого приговора не хватало, и к архиереям в камеру подселили осведомителей, один из которых донес, что епископ Амвросий про предложение стать агентом ОГПУ сказал: «Я на такую подлость никогда не пойду». После окончания следствия архиереи были отправлены в Тобольскую тюрьму. 14 декабря 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Амвросия и архиепископа Прокопия к ссылке в Казахстан на три года. Епископ Амвросий был отправлен в ссылку в город Туркестан, куда прибыл в начале сентября 1932 года. В ОГПУ владыке сказали, что он должен будет отправиться за сто двадцать километров, через пустыню, в небольшое село Сузак, где ему определено место жительства. Путь туда проходил по узкой и опасной дороге, на иных участках он шел вдоль ущелья, и бывали случаи, когда верблюды срывались с тропинки и падали в пропасть. В дороге к месту ссылки епископ Амвросий получил тяжелые ожоги и едва добрался до села Сузак. По приезде он был помещен в местную больницу, где через неделю скончался. По другим источникам, святитель умер еще по дороге из Чимкента, в степи, называемой Голодная, от солнечных ожогов и желудочных заболеваний. В страшную жару владыка Амросий, облаченный в черную рясу, ехал под открытым солнцем на верблюде в сопровождении конвоя. Объявив привал, охрана дала команду: «Поп, слезай с верблюда!». Но ответа не последовало – владыка был уже мертв. Его тело привезли в Сузак, и чтобы не писать объяснительных отчетов о смерти заключенного, смерть священноисповедника епископа Амвросия (Полянского) была зафиксирована в больнице селения Сузак 20 декабря 1932 года.

http://pravicon.com/info-1729

Важнейшим вопросом было восстановление в епархии поминовения за богослужением Святейшего Патриарха Тихона. В дек. 1923 г. вышел циркуляр Наркомюста, в к-ром предписывалось рассматривать как уголовно наказуемое деяние «публичное чествование лиц, осужденных или находящихся под судом за совершение тяжких государственных преступлений... в частности... гр. Белавина (Тихона)» (цит. по: Акты свт. Тихона. С. 305). Хотя Патриарх был освобожден из-под ареста, циркуляр о возношении его имени за богослужением остался в силе (Следственное дело Патриарха Тихона. М., 2000. С. 375). После высылки архиеп. Пахомия обновленческое Черниговское епархиальное управление во главе с Александром (Мигулиным) разослало распоряжение о непоминовении еп. Пахомия и патриарха как «контрреволюционеров». После приезда еп. Дамаскина в Черниговскую епархию возношение патриаршего имени за богослужением было восстановлено. В мае 1924 г., после публикаций в советской прессе материалов о принятии Патриархом Тихоном в общение лидера обновленцев В. Д. Красницкого , еп. Дамаскин ездил в Москву, имел встречу с Предстоятелем Русской Церкви. Вернувшись, он обратился с посланием «К пастырям и пастве Церкви Черниговской», в к-ром разоблачил клевету о признании патриархом «Живой церкви» и передал призыв первосвятителя твердо стоять на страже Православия. За краткий период управления Черниговской епархией еп. Дамаскин в Глухове рукоположил неск. священников (в частности, в мае 1924 - сщмч. Иоанна Смоличева ). Много ездил по епархии, неоднократно посещал Крестовоздвиженскую трудовую общину в Глуховском у., созданную в 1889 г. общественным деятелем Н. Н. Неплюевым как модель общества, основанного на христ. морали и принципе социальной справедливости (с 1908 община называлась Воздвиженской сельскохозяйственной артелью). Еп. Дамаскин видел в этой коммуне способ духовной защиты от наступления безбожия. В сент. 1924 г. епископ снова ездил в Москву, в Троицком соборе Данилова мон-ря служил с Патриархом Тихоном и высланными укр. архиереями - архиеп. Пахомием (Кедровым), Каменец-Подольским еп. сщмч. Амвросием (Полянским) , еп. Парфением (Брянских). 12 сент. участвовал в хиротонии архим. Стефана (Знамировского) во епископа Шадринского.

http://pravenc.ru/text/165171.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКАРИАТСТВО Воронежской и Задонской епархии (см. ст. Воронежская и Борисоглебская епархия ), названо по г. Новохопёрску Воронежской губ. (ныне Воронежской обл.), существовало в 1924-1927 гг. В 1922 г. часть духовенства Воронежской епархии во главе с Воронежским архиеп. Тихоном (Василевским) уклонилась в обновленчество . Благодаря проповеднической деятельности Воронежского архиеп. Владимира (Шимковича ; с 1925 митрополит) и Бутурлиновского еп. Митрофана (Поликарпова) началось возвращение приходов Воронежской епархии в каноническую Церковь. 22 марта 1924 г. прихожане Воскресенского и Крестовоздвиженского соборов и Троицкой ц. Новохопёрска направили патриарху Всероссийскому свт. Тихону (Беллавину) прошение, в к-ром указывали на то, что на своем собрании постановили воссоединиться с Патриаршей Церковью, и просили выслать к ним «епископа для Новохопёрского уезда». На прошение свт. Тихон наложил следующую резолюцию: «Верующих (мирян) принять в общение... В г. Новохопёрске Воронежской епархии открыть кафедру викарного архиерея, на каковую и командировать временно управляющего Болховским викариатством преосвященного Митрофана, о чем и дать указ как преосвященному Воронежскому Владимиру, так и Орловскому преосвященному Серафиму» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 260). Резолюция патриарха была подписана митрополитами Уральским и Николаевским Тихоном (Оболенским), Тверским и Кашинским Серафимом (Александровым) и Крутицким Петром (Полянским). Сведений о посещении еп. Митрофаном (Русиновым) приходов Н. в. не имеется. Летом 1924 г. по просьбе духовенства и верующих 12 приходов Валуйского у. Воронежской губ. еп. Митрофан управлял Уразовским викариатством , проживая в слободе Уразово Валуйского у. (ныне поселок Валуйского р-на Белгородской обл.). По благословению патриарха свт. Тихона 29 июня 1924 г. состоялось наречение наместника Селижаровского во имя Святой Троицы мужского монастыря архим. Павла (Крылова) во епископа Новохопёрского. 1 июля того же года в московской ц. свт. Григория Неокесарийского на Б. Полянке патриарх свт. Тихон возглавил хиротонию архим. Павла. Патриарху сослужили Тверской митр. Серафим (Александров), Звенигородский архиеп. сщмч. Николай (Добронравов), Каменец-Подольский и Брацлавский еп. сщмч. Амвросий (Полянский). Сведений о деятельности еп. Павла в Новохопёрске не имеется. В 1927 г. еп. Новохопёрский Павел упоминается в документах как находящийся на покое. С тех пор кафедра не замещалась.

http://pravenc.ru/text/2577893.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Амвросий Каменец-Подольский, сщмч. - житие Священноисповедник епископ Амвросий Священноисповедник Амвросий, епископ Каменец-Подольский (в миру Александр Алексеевич Полянский) родился в 1878 году в Тамбовской губернии в семье священника. Начальное образование Александр получил в церковно-приходской школе в родном селе. Когда ему исполнилось девять лет, отец отдал его учиться в духовное училище в городе Шацке. Далее Александр Полянский поступил в Тамбовскую Духовную семинарию, и затем в Казанскую Духовную академию, учась в которой он был пострижен в монашество с именем Амвросий. В 1903 году иеромонах Амвросий окончил Академию со степенью кандидата богословия, был назначен преподавателем в Киевскую Духовную семинарию и определен в число братии Киево-Печерской Лавры. Уже через три года он стал ректором семинарии и был возведен в сан архимандрита. Революционные беспорядки, нравственная расшатанность в обществе, несмотря на все усилия ректора, не миновали и семинарию. В 1907 году среди учащихся начались беспорядки. К ректору была послана депутация от студентов с требованиями поправить оценки, якобы несправедливо заниженные. Требования приняты ректором не были. Занятия были временно прекращены, а ученики распущены по домам. Несмотря на подобного рода явления, ректор деятельно заботился о помощи необеспеченным студентам Киевской Духовной семинарии. Архимандрит Амвросий отличался глубоким благочестием и смирением и был любим как учениками семинарии, так и священноначалием. Не раз поднимался вопрос о хиротонии архимандрита Амвросия в сан епископа, но очень ценивший его митрополит Киевский Флавиан (Городецкий) каждый раз в таких случаях говорил: «Он мне нужен». Сам митрополит Флавиан был миссионером, подвижником, человеком, отличавшимся исключительным милосердием: он никому не отказывал в материальной помощи. Будучи сам благочестивым, он ценил благочестие и в своих сотрудниках. Епископская хиротония архимандрита Амвросия состоялась после революции, 22 октября 1918 года он был хиротонисан во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии. А в 1922 году он стал епископом Каменец-Подольским и Брацлавским, но служить здесь ему оставалось недолго.

http://pravicon.com/info-1729

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 28.12.1867, Люблинская губ., Царство Польское - 9.08.1918, Казанская губ.), сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Сиборе Казанских святых), еп. Сарапульский и Елабужский. После окончания Холмской ДС в 1889-1893 гг. учился в СПбДА. Сщмч. Амвросий (Гудко), еп. Сарапульский Сщмч. Амвросий (Гудко), еп. Сарапульский В 1891 г. пострижен в мантию с именем А., в 1893 г. рукоположен во иеромонаха и назначен заведующим катехизаторским миссионерским уч-щем на Алтае. С 1897 г. начальник Корейской духовной миссии , с 7 дек. 1897 г. в сане архимандрита. В 1899 г. назначен смотрителем московского Донского ДУ, в 1901 г.- ректором Волынской ДС. 30 мая 1904 г. хиротонисан во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии. С 27 февр. 1909 г. епископ Балтский, викарий Каменец-Подольской епархии; с 14 февр. 1914 г. епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии; с 5 окт. 1916 г. правящий епископ Сарапульский и Елабужский. Организовал Елабужское и Сарапульское уездные об-ва трезвости, инициатор проведения празднеств трезвости. А. был смелым проповедником, горячо любимым паствой, обличал пороки, активно боролся с пьянством, распространением сектантства. За обличение злоупотреблений губернской администрации А. имел столкновения со светскими властями. 18 мая 1917 г. уволен на покой и назначен управляющим свияжским в честь Успения Божией Матери мон-рем Казанской епархии, где его и застала Октябрьская революция . В проповедях у раки Казанского свт. Германа А. призывал паству не поддаваться агитации атеистов, молиться за заключенного имп. мч. Николая II . Уважение и любовь паствы к А. не позволили подвергнуть его преследованиям, хотя дело против него тайно было начато еще при Временном правительстве. Революционные события на нек-рое время прервали «следственное дознание», но вскоре травля А. возобновилась. Главными свидетелями против А. выступили неск. насельников мон-ря, отличавшиеся распутной жизнью и замешанные в хищениях монастырского имущества, по отношению к к-рым А. как настоятель принимал строгие меры. Революционный трибунал в марте 1918 г. его оправдал. Вторично А. был арестован в июле 1918 г. и 9 авг. был замучен. В 1999 г. канонизирован как местночтимый святой Казанской епархии, Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. причтен к лику общероссийских святых.

http://pravenc.ru/text/114354.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРАСКЕВА Преподобноисп. Параскева (Матиешина). Икона из иконостаса Николо-Сольбинского жен. мон-ря. 10-е гг. XXI в. Преподобноисп. Параскева (Матиешина). Икона из иконостаса Николо-Сольбинского жен. мон-ря. 10-е гг. XXI в. (Матиешина Параскева Федоровна; 28.10.1890 (по др. данным, 1888), Каменец-Подольский у. Подольской губ.- 4.12.1953, дер. Бирлово, ныне Дмитровского городского окр. Московской обл.), преподобноисп. (пам. 22 нояб., в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), мон. Из семьи крестьян. Грамоте ее обучил по Библии дед Амвросий, впосл. она хорошо знала Свящ. Писание. Когда девочке исполнилось 8 лет, умерла ее мать, затем не стало деда и младшей сестры. Она осталась единственной помощницей отца. У нее рано появилось желание уйти в мон-рь, однако против была бабушка. В 1907 г., получив благословение от родных, Параскева и ее подруга были приняты послушницами в Теолинский Спасо-Преображенский жен. мон-рь Августовского у. Сувалкской губ. (ныне пос. Сопоцкин Гродненского р-на и обл., Белоруссия). В 1912 г. перешла в число сестер Покровского женского мон-ря в с. Турковицы Грубешовского у. Люблинской губ. (ныне Турковице Хрубешувского повята Люблинского воеводства, Польша). В 1914 г., во время первой мировой войны, мон-рь эвакуировался в Москву, затем в г. Дмитров Московской губ. По окончании войны, в 1918 г., мон-рь возвратился в Турковицы, П. была оставлена в Дмитрове для отправки монастырского имущества. Однако вскоре мон-рь был закрыт и Параскева осталась в Дмитрове, сняла жилье в с. Подлипичье Дмитровского у. (с 1932 в черте г. Дмитрова Московской обл.) и прислуживала в местной Казанской ц. К ней стали приводить девочек с просьбой обучить их чтению и церковному пению. Со временем численность хора достигла 60 чел. Параскева не только преподавала пение, но наставляла учениц в Законе Божием. В 1920 г. Параскева познакомилась с Дмитровским еп. сщмч. Серафимом (Звездинским) и стала его духовной дочерью. 7 мая 1921 г. еп. Серафим постриг ее в рясофор без перемены имени и определил во Влахернской иконы Божией Матери и Нерукотворного образа Спасителя женский мон-рь Московской епархии в с. Деденёве Дмитровского у. Вскоре на имя еп. Серафима поступило прошение прихожан Казанской ц. Подлипичья вернуть П. для продолжения обучения детей их прихода чтению и пению. Они обещали обеспечить ее квартирой и всем необходимым. 25 июля того же года еп. Серафим направил П. для миссионерской работы в Подлипичье, оставив в числе сестер Влахернского мон-ря. 27 нояб. того же года еп. Серафим посвятил П. по древнему чину в диакониссы. С этого времени она стала прислуживать в Казанской ц. Подлипичья, в т. ч. в алтаре. В 1924 г. П. была вызвана в местный отдел ОГПУ, где ей приказали прекратить занятия с хором. После выселения в 1928 г. монахинь из Спасо-Влахернского мон-ря она продолжала прислуживать в Казанской ц.

http://pravenc.ru/text/2579010.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЛТСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Подольской и Брацлавской (1866-1922), Херсонской и Одесской (1957-1958) епархий. Б. в. Подольской и Брацлавской епархии, титулярное, учреждено 9 нояб. 1866 г., названо по уездному городу Подольской губ. Балта. Резиденция Балтского епископа находилась в каменец-подольском муж. мон-ре в честь Св. Троицы. 22 янв. 1867 г. во епископа Балтского был хиротонисан ректор Каменец-Подольской ДС архим. Феогност (Лебедев) , 27 июня 1870 г. переведенный на Астраханскую кафедру. 8 нояб. 1870 г.- 16 февр. 1879 г. еп. Балтским являлся Вениамин (Павлов) . Его преемником был еп. Ианнуарий (Попов), после смерти к-рого († 5 сент. 1883) происходила частая смена Балтских епископов: в 1884-1886 гг. Балтским викарием был Иосиф (Баженов) , в 1886-1887 гг.- Анатолий (Станкевич), в 1887-1890 гг.- Димитрий (Самбикин) , в апр.-сент. 1891 г.- Акакий (Заклинский), в 1891-1895 гг.- Николай (Адоратский) , в 1896-1897 гг.- Иоаким (Левицкий) , в 1897-1902 гг.- Менандр (Сазонтьев), в 1902-1903 гг.- Кирион (Садзаглишвили, впосл. Католикос-Патриарх всея Грузии Кирион III ), в 1903-1905 гг.- Тихон (Василевский) , в 1905-1906 гг.- Димитрий (Абашидзе, в схиме - Антоний ). 26 февр. 1906 г. во епископа Балтского был хиротонисан архим. Никон (Бессонов) , при к-ром в 1908 г. открылся балтский муж. мон-рь во имя прп. Феодосия Великого. 27 февр. 1909 г.-14 февр. 1914 г. Балтским епископом был еп. сщмч. Амвросий (Гудко) , в 1914-1915 гг.- Борис (Шипулин) , в 1915-1918 гг.- Пимен (Пегов ; впосл. обновленческий «митрополит»). В 1918 г. во епископа Балтского был хиротонисан Герасим (Сораганов, по др. сведениям, Строганов), к-рый в 1922 г. уклонился в обновленчество . В 1924-1927 гг. обновленческая Балтская кафедра не замещалась, в 1927-1930 гг. временно управляющий - Гавриил Рогут. В 1923-1930 гг. также существовала Балтская кафедра Украинской автокефальной православной церкви , к-рую занимал Антон Гриневич. Б. в. было восстановлено в нояб. 1957 г. в составе Херсонской и Одесской епархии (г. Балта стал районным центром Одесской обл.). 17 нояб. 1957 г. в Успенском кафедральном соборе Одессы во епископа Балтского был хиротонисан Пимен (Извеков ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). 26 дек. 1957 г. еп. Пимен был переведен на Дмитровское вик-ство Московской епархии, на его место назначили еп. Доната (Щёголева) . После перемещения еп. Доната на Новосибирскую кафедру 8 сент. 1958 г. Б. в. прекратило существование. Лит.: Наречение и хиротония еп. Пимена//ЖМП. 1957. 12. С. 6-8, 17-20; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965 [Passim]; Акты свт. Тихона. C. 913. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77446.html

М., 2004. С. 362). В Москву тогда были высланы с Украины священномученики архиепископы Черниговский Пахомий (Кедров) и Херсонский Прокопий (Титов) , епископы Каменец-Подольский священноисп. Амвросий (Полянский), Ананьевский сщмч. Парфений (Брянских) и Глуховский Дамаскин (Цедрик). С ними, а также с Владимирским архиеп. сщмч. Николаем П. советовался по важнейшим вопросам церковной жизни. Позднее на допросе он сообщил: «Что касается епископов, с мнением которых я считался особенно, то это: Николай Добронравов, Пахомий, Прокопий, Амвросий и другие» (Кифа. 2012. С. 749). После кончины патриарха Тихона снова активизировались обновленцы. Уже 11 апр. 1925 г. обновленческий синод выпустил воззвание (опубл. в советской печати) с призывом ко всем архипастырям и пастырям «отложить пререкания, создавшиеся в связи с церковным разделением, и миролюбиво подготовлять свои паствы к предстоящему в скором времени Поместному Собору, который мог бы внести в православную церковь умиротворение» (Изв. ЦИК. 1925. 15 апр.). В действительности предлагаемое «умиротворение» подразумевало фактическое подчинение православных («тихоновцев») обновленцам, что П. хорошо понимал. Три месяца он как мог уклонялся от контактов с направляемыми к нему делегациями обновленцев, поскольку знал, что прямой отказ от переговоров с ними может привести к реакции со стороны гос. властей, которые негласно стояли за обновленчеством. Наконец 28 июля 1925 г. местоблюститель выпустил послание, в к-ром однозначно заявил, что «не о соединении с Православной Церковью должны говорить так называемые обновленцы, а должны принести искреннее раскаяние в своих заблуждениях» (Акты свт. Тихона. С. 420). Это выступление значительно повысило авторитет П. среди клира и паствы, но грозило ему преследованиями со стороны властей. В то же время в окружении П. был составлен проект чиноприема возвращающейся из обновленчества иерархии. Он предусматривал довольно строгое отношение к кающемуся обновленческому духовенству, особенно хиротонисанному в расколе, однако фактически признавал таинства обновленцев и не требовал совершать их заново (см.: Чины приема в Православную Церковь из обновленческого раскола: Док-ты Патриарха Тихона и Патриаршего Местоблюстителя митр.

http://pravenc.ru/text/2580122.html

Каменец-Подольский, 1901; Орловский П., прот. Мат-лы для истории православной Церкви в бывш. Брацлавском воеводстве с 1776 по 1782 г. Каменец-Подольск, 1891; он же. Преосв. Виктор (Садковский), архиеп. Минский, Изяславский и Брацлавский, коадъютор Киевской митрополии, управляющий с 1785 по 1796 г. всеми правосл. церквами и мон-рями в пределах бывш. Царства Польского//Киев. старина. 1892. Т. 38. 7. С. 20-54; он же. Официальные док-ты по делу Виктора Садковского//Там же. 9. С. 414-420; он же. Мат-лы для истории православия и унии в Подолии во 2-й пол. XVIII в.//Тр. Подольского епарх. ист.-стат. комитета. Каменец-Подольский, 1897. Вып. 7. С. 337-343; [Петров Н. И., Гроденский М. И.]. Подолия. СПб., 1891; Сецинский Е. И., свящ. Мат-лы для истории правосл. мон-рей Подольской епархии: Каменецкий Св.-Троицкий мон-рь//Тр. Подольского епарх. ист.-стат. комитета. Каменец-Подольск, Вып. 5. С. 301-309; он же. То же: Каменецкий Воскресенский мон-рь на Рус. фольварках//Там же. С. 300-301; он же. Г. Каменец-Подольский: Ист. описание. К., 1895; он же. Исторические сведения о приходах и церквах Подольской епархии. 1: Каменецкий у.//Тр. Подольского епарх. ист.-стат. комитета. Каменец-Подольский, 1895. Т. 7; он же. Местночтимые и древние иконы в церквах Подольской епархии//Календарь Подольской епархии на 1896 г. Каменец-Подольск, 1895. С. 48-80; он же. Исчезающий тип деревянных церквей Подолии//Тр. Подольского церк. ист.-археол. об-ва. Каменец-Подольск, 1904. Т. 10. С. 393-416; он же. Ист. местности Подолии и их достопримечательности. Каменец-Подольск, 1911; он же. Исторические сведения о приходах и церквах Подольской епархии: Ушицкий у.//Тр. Подольского епарх. ист.-стат. комитета. Каменец-Подольский, 1916. Т. 12. С. 145-208; Ильяшевич В. Из воспоминаний свящ. Никифора Хмелевского об упраздненном базилианском училище в г. Умани//Киев. старина. 1892. Т. 38. 8. С. 160-167; Подольская епархия//Сб. стат. и справочных сведений за 1891-1892 гг./Сост.: В. М. Греченко. Каменец-Подольск, 1893. С.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010