Ист.: Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 221. Соч.: Голос «Книги о вере», зовущий раскольников к обращению. М., 1875; Материалы для биографии Аркадия, архиеп. Олонецкого и Петрозаводского: (Письма преосв. Аркадия к разным лицам)//ХЧ. 1888. Т. 1. С. 716-726; Т. 2. С. 186-203, 451-462; 1889. Т. 1. С. 170-186; 293-321, 546-569; Т. 2. С. 74-96, 398-424, 631-666; 1890. Т. 1. С. 334-364, 626-667; Т. 2. С. 96-146, 187-195, 369-433, 625-676, 752-765; 1891. Т. 1. С. 37-68, 492-510; Поучения на пятницу и субботу Страстной седмицы//ХЧ. 1889. Т. 1. С. 241-249; Слово на собор 12 апостолов//Там же. С. 540-545; Беседа на память св. Стефана Пермского//Там же. 1890. Т. 1. С. 439-451; Поучения//Там же. 1890. Т. 1. С. 281-289; Соч. против раскола. М., 1890-1898. 4 вып.; Беседа в день Благовещения Пресв. Богородицы//ХЧ. 1891. Т. 1. С. 234-237; Искренняя беседа старообрядца с «Книгою Кирилловою». Екатеринбург, 1897. Лит.: Попов Е. , прот. Великопермская епархия. Пермь, 1879; Троицкий И. Е. Восп. о преосв. Аркадии//ХЧ. 1882. Т. 1. С. 405-424; Анекдотический архиепископ//Екатеринбургские ЕВ. 1888. 12; Нименский В. , свящ. Из восп. о преосв. Аркадии//ХЧ. 1888. Т. 1. С. 410-429; Докучаев-Басков К. Памяти Аркадия, бывш. архиеп. Олонецкого//Там же. 1889. Т. 1. С. 570-578; Миорский П. Т. , прот. Данилов: Из восп. о преосв. Аркадии//Там же. Т. 2. С. 180-222; Субботин Н. И. Аркадий, архиеп. Пермский и Петрозаводский, и соч. его против раскола// Аркадий, архиеп. Пермский. Соч. против раскола. М., 1890. Вып. 1; ПБЭ. Т. 1. Стб. 1027-1028. А. И. Алексеев Рубрики: Ключевые слова: ГУРИЙ (Степанов Алексей Иванович; 1880 - 1938 (1937?)), архиеп. Суздальский, духовный писатель, лингвист-монголовед АДАМ (Филипповский-Филипенко Адам Аполлинариевич; 1881 - 1956), архиеп. Филадельфийский и Карпаторосский АЛЕКСИЙ (Молчанов Алексей Васильевич; 1853– 1914), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, духовный писатель, проповедник, автор статей по богословским вопросам АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 1708-1771), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/76046.html

Наследники Благочестивых Государей, строивших соборный храм Воскресенского монастыря, оставаясь верными сему завету предков, продолжали иметь сию обитель в своей отменной от прочих монастырей милости, как сие будет видно из истории сего монастыря в прошлом столетии: в царствование Державной Дщери Петровой, Императрицы Елисаветы Петровны, Соборный храм Воскресения Господня (после падения купола, шатра, ротонды, под коей находится часовня Гроба Господня, в 1728 году, и пожара 1726 года), клонившийся к разрушению, был, по ее воле, в 1749–1759 годах, возобновлен и отделан внутри лепною работою, по проекту и рисункам гениального зодчего того времени, Графа Растрелли, под непосредственным наблюдением, не уступавшего в энергии и деятельности Святейшему Патриарху Никону , Настоятеля сей обители, Архимандрита Амвросия Зертис-Каменского (скончавшегося в 1771 году в сане Архиепископа). Императрица Екатерина II своими щедрыми даяниями окончила начатое ее теткой, благоустройство Воскресенского монастыря, преподав ему средства обновить свои здания после двух губительных пожаров 1762 и 1792 годов. Памятником внимания последующих Государей к Воскресенской обители служит, между прочим, устройство каждым из них приделов в память рождения Наследника Всероссийского престола, почему в соборном храме Воскресенского монастыря и устроены два придела, во имя Александра Невского Императорами Павлом и Николаем, и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в память рождения в сей день в Бозе почивающего Цесаревича Николая Александровича. Но когда минуло уже более ста лет со времени последней (в 1759 г.) реставрации Соборного храма Воскресения Господня (справедливо обращающего, по своим размерам и архитектуре, внимание и удивление, даже и таких посетителей, которые знакомы со всеми главными святынями Востока и Запада), и величественный храм сей требовал во многих новой реставрации, для которой недостаточны средства монастыря, Божественный Промысл Того Кто обещал, что очи Его выну будут обращены на храм Иерусалимский, не оставил в забвении и сего храма, созданного теплым усердием ко славе его Пресвятого Имени, обратив на оный попечительное внимание одного из современных нам любителей благолепия святых Божьих церквей 1 , и начавшееся в текущем 1874 году обновление сего храма внутри и извне напоминает обновление оного в 1750 годах от щедрот Царских.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в 2010 г. в Малом соборе начались ремонтно-реставрационные работы. В самой древней части храма, четверике, отреставрированы белокаменные порталы. Внутри всего храма отреставрирована штукатурка, заделаны многочисленные трещины и удалена плесень. Преобразился фасад нижнего яруса колокольни: специалисты-реставраторы выполнили вычинку кладки, восстановили арочные проемы, расчистили фасады от поздних штукатурных наметов, отреставрировали белокаменные карнизы первого яруса и восстановили обмазку кирпичной кладки. По всему объему храма заменена система отопления, разобраны поздние перегородки. Отреставрирован надгробный памятник над местом погребения митрополита Московского Амвросия (Зертис-Каменского), убиенного у стен Донского монастыря во время чумного бунта 16 сентября 1771 г. В ноябре 2010 г. в Малом соборе прошло заседание рабочей группы экспертов по вопросам реставрации ансамбля Донского монастыря. Эксперты одобрили направление реставрационной деятельности по Малому собору и пришли к выводу о необходимости разработки программы дальнейших реставрационных работ по храму. В настоящее время ремонтно-реставрационные работы внутри храма завершены. Закончена покраска стен и сводов трапезной и приделов, отреставрированы входные двери и решетки. Началась разработка проектов иконостасов в приделах. Предстоят большие работы по реставрации фасадов, колокольни и трапезной храма. Великим постом в Малом соборе Донского монастыря возобновились богослужения. По благословению наместника обители епископа Павлово-Посадского Кирилла первую Божественную литургию 6 марта в храме совершил архимандрит Агафодор (Маркевич). 7 и 8 марта, в понедельник и вторник первой седмицы Великого поста, в Малом соборе были совершены утреня, часы, изобразительны и вечерня, а 9 марта епископ Кирилл возглавил здесь первую в 2011 г. Литургию Преждеосвященных Даров. Малый собор Донского монастыря — уникальный памятник архитектуры. Здесь молились русские цари, погребены прославленные соотечественники. В этом намоленном храме собраны древнейшие иконы Донского монастыря, среди них — под сенью — Донская икона Божией Матери (XVIII век), чтимые иконы Божией Матери Феодоровская и «Знамение».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1429647...

Римские христиане встретили святого Игнатия с великой радостью и глубокой скорбью. Некоторые из них надеялись уговорить народ отказаться от кровавого зрелища, но святитель Игнатий умолил не делать этого. Преклонив колена, он молился вместе со всеми верующими о Церкви, о любви между братиями и о прекращении гонений на христиан. В день языческого праздника 20 декабря святого Игнатия вывели на арену цирка, и он обратился к народу: " Римские мужи, вы знаете, что я осужден на смерть не ради злодеяния, но ради Единого моего Бога, любовью к Которому я объят и к Которому стремлюсь. Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом " . Сразу же после этого были выпущены львы. Предание повествует, что, идя на казнь, святой Игнатий непрестанно повторял Имя Иисуса Христа. Когда его спросили, почему он это делает, святой Игнатий отвечал, что носит это Имя в своем сердце, " а Кто запечатлен в моем сердце, Того я устами исповедую " . Когда святой был растерзан, оказалось, что сердце его нетронуто. Разрезав сердце, язычники увидали на внутренних сторонах его золотую надпись: " Иисус Христос " . В ночь после казни святитель Игнатий явился многим верующим во сне, чтобы их утешить, а некоторые видели его молящимся. Услышав о великом мужестве святителя, Траян пожалел о нем и прекратил гонение на христиан. Мощи святого Игнатия перенесены в Антиохию (сведения об этом помещены 29 января), а впоследствии со славою возвращены и положены 1 февраля в церкви во имя священномученика Климента, папы Римского (91-100). русском языке издано: Письма/Слав. пер. Преосвященного Амвросия (Зертис-Каменского). М., 1779. То же/Пер. протоиерея Герасима Павского//Христианское чтение. 1821. 1828. 1829. 1830. То же//Православный собеседник. 1855. Отд. отт. Казань, 1857. То же/Пер. протоиерея Преображенского. М., 1860. Изд. 2-е. СПб., Иконописный подлинник Новгород. XV. Святители Афанасий, Кирилл Александрийские, Игнатий Богоносец. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей.

http://patriarchia.ru/db/text/908861.htm...

В 1778-1779 гг. Б. издавал экономический ж. «Сельский житель», в 1780-1789 гг.- «Экономический магазин», печатавшийся в типографии и на средства Н. И. Новикова , с к-рым Б. познакомился в Москве в 1779 г. К Новикову, публиковавшему сочинения Б., последний относился с симпатией, однако на попытки привлечь его в масонское об-во отвечал решительным отказом. О своем отношении к масонству Б. писал, что испытывал «отвращение как от сего ордена, так и от всех других подобных тому тайных связей и обществ» (Записки. Т. 2. С. 220). Журналы (как и сочинения) Б. печатал анонимно, хотя являлся вместе с сыном Павлом переводчиком и автором материалов. «Экономический магазин» содержит свыше 4 тыс. статей по земледелию, лесоводству, садоводству, минералогии, фармацевтике и др. областям практических знаний. Б. получил европ. известность, в 1794 г. был избран почетным членом Саксонского королевского экономического об-ва в Лейпциге. В 1796 г., после смерти императрицы, Б. вышел в отставку и в нач. 1797 г. вернулся в Дворяниново, где до конца жизни занимался научными и лит. трудами. Среди его многочисленных начинаний были организация первого в России детского театра и впервые примененный метод лечебной физиотерапии (описан в его кн. «Краткие и на опытности основанные замечания о електрицизме и о способности електрических машин к помоганию от различных болезней», 1803). Б. писал картины маслом и акварелью (хранятся в Гос. Эрмитаже, Русском музее и ГИМ) и сочинял духовную музыку. Похоронен по завещанию в с. Русятино (около Дворянинова). А. Т. Болотов за работой в Бородичке в 1789–1790 гг. Гравюра Л. Серякова по рисунку П. А. Болотова А. Т. Болотов за работой в Бородичке в 1789–1790 гг. Гравюра Л. Серякова по рисунку П. А. Болотова Наиболее известный лит. труд Б.- «Записки», к-рые представляют собой подробную летопись его жизни, в опубликованной части доведены до 1795 г. и заключают в себе разнообразный и во многом уникальный материал по истории России в XVIII в., в т. ч. о положении провинциального приходского духовенства, быте и образе жизни имп. Петра III и его окружения, московском бунте 1771 г., убийстве архиеп. Амвросия (Зертис-Каменского) и др. Лейтмотивом «Записок» являются размышления автора о Промысле Господнем, отвращающем от «ложного благополучия», и о воле Божией, проявляющейся во всех событиях. Благодарными размышлениями о Творце Б. завершал повествование о каждой «эпохе» своей жизни. Своеобразным продолжением «Записок» является кн. «Памятник претекших времен, или Краткие исторические записки о бывших происшествиях и носившихся в народе слухах» (М., 1875. 2 ч.), в к-рой Б. рассказывает о событиях 1796 г. и царствовании имп. Павла I .

http://pravenc.ru/text/149697.html

Малоярославецкий Черноостровский мон-рь. Фотография. 2012 г. Малоярославецкий Черноостровский мон-рь. Фотография. 2012 г. Согласно грамоте патриарха Московского и всея Руси Иоакима от 1688 г., в 1687 г. сгорела единственная монастырская деревянная ц. свт. Николая Чудотворца. В 1688 г. кн. К. О. Щербатов пожертвовал обители деревянную ц. во имя того же святого (с приделом вмц. Екатерины) из своего с. Трубина Оболенского у. При освящении придел был переименован в честь вмц. Параскевы. Грамотой патриарха Московского и всея Руси Адриана от 1696 г. мон-рь освобождался от оброка за вотчинные пустоши, что привело к росту его благосостояния. Первоначально настоятели имели должность строителей, а затем игуменов. Первый встречающийся в монастырских актах игум. Геронтий упоминается с 1711 по 1715 г. В 20-х гг. XVIII в. в обители вместо деревянной была построена 2-главая каменная ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделом свт. Николая Чудотворца. Еще до окончания строительства, в 1725 г., М. м. был приписан к Донской иконы Божией Матери московскому монастырю , в к-рый из Малоярославца переселилась братия, состоявшая из 7 монахов. На тот момент обитель владела 3 дес. пашни, к-рые обрабатывали сами монахи, небольшим поголовьем скота и имела доход 8 р. в год. Но уже 27 февр. 1727 г. Синод по ходатайству вкладчиков В. С. и Г. С. Батуриных вернул М. м. в «особное» состояние. К 1764 г., согласно ведомости, представленной в Крутицкую духовную консисторию, на территории М. м. помимо храма были расположены каменная надвратная колокольня, деревянные игуменский и братский корпуса, ограда (передняя сторона каменная, другие деревянные), хозяйственные постройки. Земельные владения включали помимо пустошей 3 дес. пашни, 1 дес. огородной земли «на острову» и 2 дес. леса около мон-ря. Часть земель, а также водяную мельницу отдавали в аренду за 27 р. в год. М. м. принадлежали 7 крестьян. В мон-ре проживали всего 3 монаха. Настоятель (1762-1765) игум. Мануил обращался к Крутицкому архиеп. Амвросию (Зертис-Каменскому) с просьбой не упразднять обитель, а в случае ее обращения в приходскую церковь перевести братию в Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь . М. м. не был закрыт в 1764 г., но по изъятии земельных владений и мельницы Коллегией экономии оставлен за штатом, на своем содержании. Для пополнения братства до необходимых по штату 7 чел. из находившихся поблизости упраздненных обителей перевели 4 монахов.

http://pravenc.ru/text/2561740.html

Собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы. 1702–1716 гг. Фотография. 2016 г. Собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы. 1702–1716 гг. Фотография. 2016 г. В 1716 г. к Н. Б. м. был приписан «Ветхий» Богородице-Рождественский мон-рь на р. Остёр близ Нежина со всеми угодьями. Универсалами гетмана П. Скоропадского от 14 сент. 1716 г. и 17 марта 1718 г. обитель «для прокормления мешкающих в ней братий» наделялась землями близ Нежина. Согласно архиву Черниговской духовной консистории 1782 г., Н. Б. м. благодаря вкладам жертвователей владел землями в местечках Салтыкова Девица и Мрин, селах Черняховка, Стольное, Волосковцы, Талалаевка, Мыльники, Степановка, Загоровка, Блистав (Блистово), Авдеевка. По ревизии того же года к обители были приписаны 800 крестьян (Там же. 173). 31 марта 1732 г. архиеп. Киевский, Галицкий и всея Малыя России Рафаил (Заборовский) сообщил в Синод, что среди мон-рей Киевской епархии, за исключением Н. Б. м., ни в одном нет архимандритии. С 1743 г. Н. Б. м. возглавлял архим. Владимир (Каменский), брат (дядя?) архиеп. Московского и Калужского Амвросия (Зертис-Каменского) , с 1746 г.- архим. Платон (Левицкий), выпускник московской Славяно-латинской академии, замечательный проповедник. В 1749-1756 гг. настоятелем Н. Б. м. был архим. Митрофан (Горленко), родственник свт. Иоасафа (Горленко) , еп. Белгородского и Обоянского. При о. Митрофане в 1750 г. сгорели трапезная церковь и некоторые кельи, но в том же году был построен каменный корпус на 6 келий с погребами и кладовой. В 1754 г. архим. Митрофан просил Киевского и Галицкого митр. Тимофея (Щербацкого) выделить на восстановление зданий 3 тыс. р., а также вернуть в обитель б-ку митр. Стефана. В 1755 г. деньги были направлены, но книжное собрание не возвращено. В сент. 1757 г., при архим. Пахомии (Витвицком), во время городского пожара сгорела келья архимандрита, пострадали др. жилые постройки, колокольня. С 1776 г. настоятелем Н. Б. м. был архим. Дорофей (Возмуйлов; 1790), постриженик афонского Иверского мон-ря, в 1787 г. хиротонисанный во епископа Феодосийского и Мариупольского.

http://pravenc.ru/text/2564834.html

Кременецкий и Зертис-Каменский решились в обучении следовать определенному порядку: производить обучение тому или другому предмету в известный срок, начиная с простейшего и постепенно возводя учеников к высшему образованию. Когда одни обучились чтению, письму и пению, их начинали обучать латинской и греческой грамматикам, переводам и арифметике; на место их в низший класс поступали новые воспитанники и когда эти последние оканчивали первоначальные предметы, их переводили в следующий класс, а тех еще в высший. Кременецкий и Каменский переходили из одного класса в другой вместе с воспитанниками и к 1740 г. довели их до риторики. В 1740 г. 29 мая, когда Императрица Елизавета Петровна изустным указом соизволила потребовать из Невского монастыря известие о семинарии–на каком основании она учреждена, сколько должно быть семинаристов по штату и сколько их на лицо, каких людей дети, каким наукам обучаются и на какой счет содержатся: то означенные наставники доносили Ее Величеству, что «семинаристов на лицо 85 человек; а семинаристы эти при нас с 1736 года обучаться начали и сейчас обучаются – одни по-русски читать, писать и петь, другие–латинской и греческой грамматике, переводам и арифметике, третьи– пиитике, риторике, географии и истории и имеют потом поступить к некоторым началам еврейского языка, также философии и богословия. Понеже тые наипаче диалекты и науки приличны духовному чину и удобнейший способ подают к достодолжному исполнению звания их» 25 . В низших классах, под руководством Гавриила и Амвросия, обучали воспитанников чтению, письму и начаткам латинского диалекта – старшие воспитанники этой же школы. В каком объеме и каким порядком преподавались в семинарии науки после Гавриила и Амвросия, можем судить только по самым ограниченным сведениям об этом времени, рассеянным там и здесь в официальных памятниках и частных сочинениях. Из описания семинарии, сделанного в 1775 году бывшим воспитанником Киевской академии В. Рубаном 26 , видно, что в классе богословском преподаваемы были: богословие догматическое, нравственное, сравнительное или обличительное (богосл. полемика) и истолковательное (библ. герменевтика); в философском – логика, психология, метафизика и нравственная философия; в риторике – красноречие и поэзия. Из прочих наук преподаваемы были: общая история, география, арифметика и геометрия и языки: еврейский, греческий, латинский, французский и немецкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

24 августа поступило предписание из Святейшего Синода «с крайнейшей поспешностью» приступить к уборке в сундуки драгоценных церковных и ризничных и редко употребляемых вещей . Однако из-за сопротивления наместника иеромонаха Иосифа данному распоряжению только 27 августа удалось приступить к сбору вещей. Были взяты богослужебные Евангелия, драгоценная утварь и облачения, серебряные лампады, паникадило, подсвечники и все, что можно было взять из золотых, серебряных и жемчужных вещей. «Образа со всем украшением оставлены из опасения, как уверяет отец архимандрит Иоанн, чтобы народ не встревожить» (см. публикацию, л. 1). Возможно, настоятель распорядился не снимать драгоценные ризы с икон и не убирать сами иконы, памятуя о зверском убийстве во время Чумного бунта 1771 г. около стен Донского монастыря архиепископа Амвросия (Зертис-Каменского), который приказал снять Боголюбскую икону у Варварских ворот. Действительно, в то время из жителей Москвы составлялись добровольные ночные дозоры для удостоверения в том, что чтимые Москвой святые иконы не Таким образом, и чудотворная храмовая Донская икона Божией Матери в драгоценной ризе осталась в монастыре. Для вывоза церковного имущества с архиерейского подворья в Донской монастырь было прислано 5 троек лошадей, монастырских же лошадей настоятель приказал оставить, чтобы в случае крайней опасности вывезти на них оставшееся ризничное имущество. Архимандрит Иоанн вместе с другими настоятелями монастырей выехал 31 августа вечером на 5 повозках в Кремль, и, соединившись с ризницами прочих монастырей, отправился в Вологду, в Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Практически все штатные служители Донского монастыря остались при своих семействах. Руководство обозом московских монастырей было поручено члену Синодальной конторы архимандриту Заиконоспасского монастыря Симеону. Описание путешествия настоятеля в Вологду и возвращение в Москву содержится в воспоминаниях иеродиакона (тогда еще монаха) Германа, сопровождавшего настоятеля (см. публикацию, л.

http://sedmitza.ru/lib/text/6033388/

м., окруженном деревянной оградой, стояли каменный Введенский храм (1708), 2 деревянные церкви, настоятельская и 5 братских келий, ледник, «магазеин», поварня, ограда. В обители проживали иеромонах, пономарь, псаломщик, «конорхист», 2 «хлебных» монаха, 2 белых священника, диакон, 4 трудника, которым «денежного и хлебного жалования» не выдавалось; жили они «в обществе от мирского подаяния, ибо за тою пустынею крестьян и протчих людей нет, а токмо имеетца земли 10 четвертей, которою владеют объявленные белые попы и дьякон» ( Никишов. 2011. С. 102-103). В описании 1755 г. упомянуты каменный Введенский храм и деревянная ветхая Введенская ц., не имевшая утвари. 19 апр. 1763 г. белёвский архим. Иустин сообщал Сарскому и Подонскому архиеп. Амвросию (Зертис-Каменскому) , что постройки пустыни «все пришли в крайнюю ветхость» и «священнослужение церкви исправляется с крайней опасностию». Архим. Иустин писал, что московский купец И. Фёдоров намеревается вместо ветхих церквей построить каменный храм в честь Вознесения Господня с Введенским и Знаменским приделами, и просил архиерейского благословения ( Мартынов П. М. Жабынская Введенская пуст.//Тульские ГВ. 1872. 83. С. 1453). Архиеп. Амвросий одобрил это начинание, но к строительству так и не приступили. В 1764 г. М. Ж. м. был упразднен. В каменном Введенском храме, ставшем приходским, служили священник, диакон, дьячок и пономарь, а деревянную Введенскую ц. перевезли в с. Петровское Одоевского у. Тульской губ. В 1765 г. монастырские постройки предполагалось передать в ведение Воронежского пехотного полка. В 1776 г. М. Ж. м. был возобновлен как внештатная пустынь, в нее из сгоревшего Шаровкина Успенского мон-ря Калужской губ. перевели 7 насельников со строителем иером. Исаакием (Акимовым; † 1790). Братия обнаружила пустынь разоренной, в обветшавшем Введенском соборе отсутствовал антиминс. После ремонтных работ 1 нояб. 1780 г. Ростовский и Ярославский архиеп. Самуил (Миславский) освятил новый антиминс. Решением Синода к «приходу» возобновленной пустыни были приписаны земли с вотчинными крестьянами отставного поручика кавалергардского полка барона П.

http://pravenc.ru/text/2561260.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010