Ближайшим помощником П. в обустройстве Тамбовской епархии стали члены консистории настоятель (1755-1763, 1774-1779) Казанской иконы Божией Матери Нижнеломовского мужского монастыря архим. Тихон и настоятель Трегуляевского во имя святого Иоанна Предтечи монастыря архим. Варсонофий († после 1761). На должность секретаря консистории П. пригласил И. Бантыш-Каменского (1739-1787), родственника Московского архиеп. Амвросия (Зертис-Каменского) . 24 сент. 1758 г. экономом архиерейского дома П. назначил строителя (1751-1758) Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни Исаакия. Строителем Саровской обители П. поставил иером. Ефрема (Короткова) , дав ему наказ хранить общежительный устав первоначальника иеросхим. Иоанна (Попова) «как зеницу ока». Когда в сент. 1761 г. архим. Исаакий возглавил Козловский во имя Святой Троицы монастырь , П. направил ему послание-устав с регламентацией богослужебной жизни ( Казанский. 1849. С. 21-37). Для управления приписным к Саровской пуст. Санаксарским в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужским монастырем П. избрал саровского мон. прп. Феодора (Ушакова) , к-рого после долгих уговоров 13 дек. 1762 г. в Тамбове рукоположил во иерея. По прибытии в епархию П. увидел, что строившийся кафедральный 2-этажный Преображенский собор (1694-1783) находится в «плачевном состоянии» (крыша протекала, иконостас от сырости обветшал). Епископ составил план восстановительных работ, на к-рые испрашивал в Синоде 10 тыс. р., но безуспешно (Выписка. 1901. С. 114). На собственные средства архиерею все же удалось осуществить нек-рые ремонтные работы. В 1763-1767 гг. в Тамбове вместо сгоревшей деревянной Покровской ц. был возведен одноименный каменный собор. За 8 лет пребывания П. в епархии было построено более 10 храмов. Считается, что П. стоял у истоков Тамбовской ДС, открытой в 1779 г., при его преемнике свт. Феодосии (Голосницком) (подробнее см.: Феодосий (Васнев), еп. Тамбовская ДС: Предыстория учреждения и первые годы деятельности: (1779-1802)//Вестн. ТГУ. 2009. Вып. 3(71). С. 399-402).

http://pravenc.ru/text/2579852.html

18 дек. 1753 г. именным указом имп. Елизаветы Петровны назначен обер-прокурором Синода с жалованьем 1058 р. 10 к. в год. Стремился продолжить курс своего предшественника кн. Я. П. Шаховского на подчинение Синода и епархиальных учреждений обер-прокурорскому надзору. Однако в отличие от Шаховского не пользовался расположением имп. Елизаветы, а также не обладал должными энергией и настойчивостью. Л. не сумел оказать значительного влияния на церковное управление, хотя, по отзывам, служил «добропорядочно и беспорочно». Императрица не считала обер-прокурора единственным посредником между верховной гражданской властью и Синодом. Помимо ее прямого обращения к синодалам в данный период практиковалось представительство гос. интересов в духовном ведомстве Сенатом. Так происходило при рассмотрении вопросов о размещении в мон-рях и богадельнях отставных служащих (февр. 1755), о средствах, полученных от продажи имений, оставшихся после духовных персон и раскольников (июль 1756), о помещении в мон-ри душевнобольных воинского звания (окт. 1756), о пресечении распространенного на Украине обычая венчать несовершеннолетних мальчиков со взрослыми девицами (дек. 1756). Кроме того, Л. приходилось объявлять Синоду не новые Высочайшие указы, а лишь сообщенные ранее, но неисполненные (напр., указ 1754 г. об обязательном назначении великороссов на вакансии архиереев и архимандритов). Трижды с нач. мая до нач. июля 1754 г. Л. предлагал Синоду опубликовать и разослать во все его учреждения инструкцию обер-прокурору от 13 июня 1722 г. (не действовала в части местного надзора), намереваясь создать предусмотренный ею институт прокуроров в епархиях. Но предложение Л. было проигнорировано членами Синода и архиереями. Члены Синода часто оставляли Л. в неведении относительно своих постановлений и распоряжений, делавшихся «по домам» (указом от 8 окт. 1755 имп. Елизавета Петровна осудила эту практику). На заседании Синода 17 марта 1757 г. Л. был обвинен Переславль-Залесским и Дмитровским еп. Амвросием (Зертис-Каменским) (считал Л. врагом, к-рый «не ест, не спит, но того ищет, как бы всё в помешательство привести») в неоднократных задержках у себя с 1754 г. с целью вымогания взяток синодальных определений, касавшихся выделения средств на ремонт мон-рей, в т. ч. Данилова во имя прп. Даниила Столпника московского, Иосифова Волоколамского , Карачевской Тихоновой пуст. Соответствующий «всеподданнейший доклад» Синода был представлен 18 апр. 1757 г. 11 июля того же года Л. был обвинен еп. Амвросием в подстрекательстве к неповиновению монастырских крестьян Переславль-Залесской епархии; 17 июля императрице подан доклад Синода с просьбой не принимать от Л. ни словесные, ни письменные предложения.

http://pravenc.ru/text/2110951.html

В бумагах того времени упоминаются имена архитекторов, которые составляли сметы на строительные работы и вели за ними надзор - это Иван Жуков, Карл Бланк, Иван Яковлев и гезель-архитектор Метлин. Известно, что они работали с выдающимся зодчим XVIII века Дмитрием Ухтомским, возглавлявшим в Москве архитектурную " команду " , где, возможно, и был выполнен проект перестройки Горицкого монастыря. Заметную роль в сооружении и украшении новых зданий сыграл Амвросий Зертис-Каменский, возглавлявший Переславскую епархию с 1753 по 1761 гг. Амвросий был широко образованным человеком, писателем, переводчиком, хорошо разбирался в архитектуре; он пригласил в Переславль опытных мастеров, работавших по украшению интерьеров Ново-Иерусалимского собора и возведению над ним нового перекрытия, проект которого был выполнен знаменитым Б.Ф. Растрелли. Сооружение таких больших зданий, как Успенский собор и Гефсимания, требовало много мастеров и времени, и, чтобы ускорить возведение главного храма, работы вели даже ночью при свечах. Со второй половины шестидесятых годов, после известных церковных реформ, темп строительных работ в Горицах заметно снижается. Но все же продолжают строить новую колокольню, стены, башни и другие сооружения. Оставалось уже совсем немного сделать, чтобы завершить грандиозный по замыслу проект перестройки ансамбля, но этому не суждено было сбыться. В 1788 году Высочайшим указом Переславскую епархию упраздняют. Прекращаются строительные работы, разъезжаются из Гориц церковные сановники, пустеют палаты и храмы, часть колоколов увозят в Петербург на колокольню Петропавловской крепости, а богатую ризницу отправляют в Москву. Чтобы поддержать угасающую жизнь в Горицах, городские власти размещают в опустевших зданиях различные учреждения - суд, казначейство, магистрат, а на редкость богато убранный Успенский храм превращают в городской собор. Но переславцы недовольны - из города до Гориц не близко, дорога неважная, да еще и в горку подниматься надо. Они обращаются с жалобами и просьбами перевести главный храм обратно в город.

http://sobory.ru/article/?object=00230

Москва же ответила на этот поспешный непродуманный акт – «великим расколом», который хотели потопить в крови исповедники старообрядчества и сжечь на кострах, но безрезультатно. Это нужно учесть, конечно, от исправления службы Митрополита Димитрия этого не будет, но «шероховатость», недовольство и нарекания будут. Учтите это. Да и то не секрет, что в самой Патриаршей церкви есть внутреннее течение недовольства. Вы пишете, что с самого начала со службой Митрополиту Димитрию как-то не ладилось. За составление ее брались Архиепископ Амвросий Зертис-Каменский, Митрополит Арсений Мациевич. Брался ли за нее Архиепископ Амвросий, не знаю, а в том, что за нее брался Митрополит Арсений более чем сомневаюсь. В судебном деле Митрополита Арсения в числе документов есть запрос Св. Синода: «Почему Вы не доносите о чудесах бываемых на гробе Господина Митрополита Димитрия»? Ответ: «Не доношу ибо их несть». Вторичный запрос: «Почему Вы не доносите о чудесах бываемых на гробе Господина Митрополита Димитрия? Понеже это есть воля Ее Императорского Величества». Ответ: «Не доношу ибо их несть». Этот ответ Митрополита Арсения послужил не последней причиной наименования его, уже осужденного, «Вралем», под этим наименованием он был заключен в Ревельскую крепость (Дело Митрополита Арсения, Архив Синода и в копиях в деле Собора 1917 г.; Дело канонизации Митрополита Димитрия, Архив Синода. Гоффурьерский журнал. Архив Министерства Двора, Ленинград). Вы оправдываете резкие против старообрядцев слова и выражения в творениях и службе Митрополиту Димитрию «духом времени» и поведением самих старообрядцев и указываете, что старообрядцы хотели даже украсть мощи Митрополита Димитрия. Владыка, нужно забыть всякие «миссионерские анекдоты» и выдумки недальновидных ревнителей миссии. Для чего старообрядцам воровать мощи? Какая им польза от этой кражи? Для иллюстрации деятельности в этой плоскости г.г. и о.о. миссионеров сообщаю факт, опубликованный в июле 1903 г. в Московской газете «Русское слово»: «Под Москвой была небольшая ткацкая фабричка купца Ситнева – старообрядца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Но прежде чем проститься с XVIII веком, следует вспомнить о трагических событиях Чумного бунта, в центре которых оказался Донской монастырь. Бунт вспыхнул 15 сентября 1771 года, во время эпидемии чумы. Москвичи, прибегая к веками испытанному средству — заступничеству Божией Матери, — молились перед Ее чудотворной Боголюбской иконой, помещенной на Варварских воротах Китай-города. Желая прекратить «опасные сходбища» и еще большее распространение заразы, архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) вознамерился убрать икону с ворот. Толпа, наэлектризованная слухами о том, что «грабят Боголюбскую Богоматерь», двинулась в Чудов монастырь, где находилась архиерейская резиденция. Амвросий скрылся от погромщиков в Донском монастыре, но и на другой день волнения не утихли. Утром бунтовщики ворвались в храм, где архиепископ молился за обедней, вывели его за стены обители, «вменяя за грех осквернить монастырь», и зверски растерзали. Ужас московских властей и духовенства перед взбунтовавшейся чернью был таков, что никто не решился сразу забрать тело убитого архиерея, и лишь через сутки «Синодальной Конторы члены, чрез полицейскую команду, заблагорассудили оное поднять». Наступил XIX век. Начало его ознаменовалось «грозой двенадцатого года». Наравне с другими московскими обителями Донская подверглась разграблению от французов, но, по удаленности своей от центральных частей города, была избавлена от пожара. Вообще, грабеж коснулся в основном ризницы (к сожалению, «эвакуировать» в Вологду удалось только немногие, самые драгоценные, вещи) и архива, а здания «сохранились без всяких повреждений» — за исключением братских келий, полы и перегородки в которых французы повыломали на дрова. Налаживанию монастырской жизни после ухода неприятеля были посвящены 1813—20 годы. Оскверненные храмы заново освятили, Донскую икону Божией Матери украсили серебряным окладом (взамен похищенного), и существование обители вошло в привычное русло. В 1835 году при Донском монастыре, в здании Духовно-цензурного комитета, переведенного несколькими годами ранее в Троице-Сергиеву Лавру, открылось духовное училище. Существовало оно вплоть до 1917 года, но этим не исчерпывался вклад обители в духовное просвещение. В годы настоятельства архимандрита Феофана (Александрова), по инициативе которого, собственно, и состоялось открытие училища, москвичи особенно полюбили бывать в Донском монастыре — ради проповедей отца архимандрита. А управлявший обителью в 1884—85 годах епископ Иаков (Кроткое) проводил здесь бого¬словские и исторические чтения.

http://azbyka.ru/palomnik/Донской_мужско...

С госпиталя был снят карантин, и все погрузились в благодушную успокоенность С госпиталя был снят карантин, и все погрузились в благодушную успокоенность. Прошло немного времени, и уже в начале марта полиции стало известно, что в Замоскворечье, у Каменного моста, на Большом суконном дворе люди стали часто умирать, причем иногда их хоронят ночью. Умер в это время и сам Риндер, заразившийся, как он полагал, «злой лихорадкой». Здоровых фабричных решили никуда не выпускать, а больных вывозили в Николо-Угрешский монастырь, где устроили лазарет. Тем временем умирающих от чумы стали находить в разных местах Москвы. Поразительно, но врачи и лица начальствующие продолжали спорить о диагнозе, боясь признать моровую язву. По указанию императрицы Екатерины II были приняты более строгие меры: Москву изолировали, а выезжающих помещали на карантин (к сожалению, соблюдалось это далеко не всегда); продовольствие подвозилось к пунктам вне Москвы, продавцам и покупателям запретили дотрагиваться друг до друга, а деньги предписывалось передавать не в руки, а класть в плошку с уксусом. Кроме того, Московскому архиерею было предписано читать по церквам манифест о прилипчивой болезни, то есть разъяснять народу смысл карантинных мероприятий. Таким образом, московский иерарх изначально включался в активную борьбу с эпидемией. И вот теперь пришло время сказать об архипастыре города Москвы. Архиепископ Амвросий Владыка Амвросий (Зертис-Каменский; 1708–1771) жил в монастырях с детских лет. Рано потеряв отца, он был взят на воспитание в Киево-Печерскую Лавру родным дядей монахом Владимиром. Пройдя обучение в Киевской духовной академии, достаточно быстро он выдвинулся вперед как выдающийся ученый. Именно он составил службу святителю Димитрию Ростовскому. А еще осуществил новый перевод Псалтири, опираясь на древние тексты. Познакомиться с этим переводом имеет смысл всем, кто хочет прояснить для себя труднопонимаемые стихи псалмов. Императрица Елизавета прониклась уважением к образованному монаху, он был поставлен архимандритом Новоиерусалимского монастыря. Там довершил строительство Воскресенского собора и прочих зданий, а монахов обучил различным ремеслам. И вот этот образованнейший архипастырь, имевший способности к практической, хозяйственной деятельности, был избран архиепископом Москвы. Совершилось это всего за три года до описываемых событий. Екатерина II просила его благоустроить три московских собора: Успенский, Благовещенский и Архангельский. Еще известно, что он обновил Чудов монастырь, причем щедро тратил на церковное строительство свои личные средства.

http://pravoslavie.ru/134241.html

1129–1145 гг. Климент Смолятич 1147–1154 гг. св. Константин I 1155–1158 гг. Феодор 1161–1163 гг. Иоанн IV 1164–1166 гг. Константин II 1167–1177 гг. Никифор II 1182–1198 гг. Гавриил Дионисий упомянут в 1205 г. Матфей упомянут в1209–1220 гг. Кирилл II 1224–1233 гг. Иосиф I прибыл в 1237 г. Нашествие Батыя. Кирилл III 1243–1281 гг. Максим 1283–1305 гг. Кафедра перешла во Владимир. св. Петр 1308–1326 гг. Митрополиты живут в Москве. св. Феогност 1328–1353 гг. св. Алексий 1355–1378 гг. Прп. Сергий. св. Киприан 1381–1383,1390–1406 гг. Куликовская битва. св. Дионисий 1383–1385 гг. св. Фотий 1408–1431 гг. Исидор 1437–1441 гг. подписал унию и изгнан. Митрополиты Московские: 1448–1461 гг., 1448 Автокефалия Русской Церкви. Феодосий 1461–1464 гг. Филипп 1464–1473 гг. Геронтий 1473–1489 гг. Свержение татарского ига. Зосима 1490–1494 гг. Извергнут из сана за ересь жидовствующих. 1495–1511 гг. Варлаам 1511–1521 гг. Даниил 1522–1539 гг. Иоасаф 1539–1542 гг. св. Макарий 1542–1563 гг. Афанасий 1564–1566 гг. св. Филипп Кирилл 1568–1572 гг. Антоний 1572–1581 гг. Дионисий 1581–1586 гг. Митрополит и позднее патриарх: св. Иов 1586–1589 гг. Установление Патриаршества в 1589 г. 1589–1605 гг. низложен Лжедмитрием I. Патриархи Всероссийские: Игнатий 1605–1606 гг. свщмч. Гермоген 1606–1612 гг. Смутное время. Местоблюстители: Митр. Пафнутий Крутицкий 1612–1613 гг. Митр. Ефрем Казанский 1613 г. Митр. Филарет (Романов) 1614–1619 гг. в плену 1619–1633 гг. Патриарх и соправитель царя. Иоасаф I 1634–1640 гг. 1642–1652 гг. 1632–1666 гг. Начало старообрядческого раскола. Иоасаф II 1667–1672 гг. Большой Московский Собор. Питирим 1672–1673 гг. Иоаким 1674–1690 гг. Адриан 1690–1700 гг. 1701–1721 гг. местоблюститель Патриаршего престола. Архиепископы: Иосиф (Волганский) 1742–1743 гг. Платон (Малиновский) 1745–1754 гг. Тимофей (Щербацкий) 1757–1767 гг. Амвросий (Зертис-Каменский) 1768–1771 гг. еп. Самуил Коломенский 1771–1776 гг. 1775–1812 гг. с 1787 г. митрополит. Августин (Виноградский) 1818–1819 гг. Митрополиты:

http://azbyka.ru/shemy/spiski-apostolsko...

15 дек. 1763 г. имп. Екатерина II упразднила Раскольническую контору, учрежденную в 1725 г. для сбора двойной подушной подати и налога с бород. На основе записки М. от 12 нояб. 1764 г. был издан имп. указ, которым старообрядцам-поповцам предлагалось присоединиться к офиц. Русской Церкви, а для непримиримых предусматривалось возвращение двойной подушной подати. По предложению М. 17 дек. 1764 г. Синод предписал епархиальным архиереям освободить всех «раскольников», к-рых удерживали в мон-рях для обращения в Православие. 11 мая 1765 г. М. в предложении Синоду повторил тезисы по раскольническому вопросу, ранее направленные императрице. 23 окт. 1765 г. Н. И. Панин объявил М. решение имп. Екатерины напечатать «увещание раскольникам» и предложил это сделать в типографиях Москвы и С.-Петербурга. Редактором публикации был назначен иером. Платон (Левшин) . Согласно рапортам архиереев, стали происходить обращения «раскольников», хотя и единичные. Однако позиция М. в отношении старообрядцев встретила протест митр. С.-Петербургского и Новгородского Гавриила (Петрова) , архиеп. Амвросия (Зертис-Каменского) и еп. Афанасия (Волховского) . При М. произошла одна из важнейших реформ в истории РПЦ - секуляризация церковных имений, которая разрабатывалась с 1762 г. В 1763 г. в соответствии с докладом «о духовных имениях» в ведении Сената была воссоздана Коллегия экономии. Она должна была управлять бывш. духовными имениями вместе с крестьянами, вести хозяйственный учет и финансирование по штатам. 26 февр. 1764 г. был издан Манифест о секуляризации имений Синода, архиерейских домов и мон-рей и введении штатов в великорусских губерниях Российской империи. С открытым протестом 6 марта 1763 г. обратился в Синод только митр. Ростовский сщмч. Арсений (Мацеевич) . 25 авг. 1766 г. М. предложил Синоду распространить секуляризацию вотчин мон-рей и архиерейских домов и на Малороссию по примеру великорусских губерний якобы в связи с беспорядками в управлении имениями. 15 сент. 1766 г. Синод вынужден был принять указ о секуляризации церковных земель Левобережной Украины (осуществлен после получения данных о церковном имуществе в 1786). М. предлагал передать доходы мон-рей на нужды белого духовенства и из его представителей избирать кандидатов на епископские кафедры.

http://pravenc.ru/text/2562888.html

27. Никодим (Ротов) 1963–1978 (Ленинградский). 28. Антоний (Мельников) 1978–1986 (Ленинградский). 29. Алексий (Ридигер) 1986–1990 (Ленинградский). 30. Иоанн (Снычев) 1990–1995. 31. Владимир (Котляров) с 1995 г. в) митрополиты Московские 1. Иосиф (Волчанский) 1742–1745 (архиепископ). 2. Платон (Малиновский) 1748–1754 (архиепископ). 3. Тимофей (Щербацкий) 1757–1767. 4. Амвросий (Зертис-Каменский) 1768–1771 (архиепископ). 5. Платон (Левшин) 1775–1812 (1775–1787 гг. – архиепископ, с 1787 г. – митрополит). 6. Августин (Виноградский) 1818–1819 (архиепископ). 7. Серафим (Глаголевский) 1819–1821. 8. Святитель Филарет (Дроздов) 1821–1867 (1821–1826 гг. – архиепископ, с 1826 г. – митрополит). 9. Святитель Иннокентий (Вениаминов) 1868–1879. 10. Макарий (Булгаков) 1879–1882. 11. Иоанникий (Руднев) 1882–1891. 12. Леонтий (Либединский) 1891–1893. 13. Сергий (Ляпидевский) 1893–1898. 14. Священномученик Владимир (Богоявленский) 1898–1912. 15. Святитель Макарий (Невский) 1912–1917. 16. Святитель Тихон (Беллавин) 1917. 17. Сергий (Страгородский) 1934–1944. г) митрополиты Киевские 1. Варлаам (Ясинский) 1690–1707. 2. Иоасаф (Краковский) 1708–1718. 3. Варлаам (Вонатович) 1722–1730 (архиепископ). 4. Рафаил (Заборовский) 1731–1747 (1731–1743 гг. – архиепископ, с 1743 г. – митрополит). 5. Тимофей (Щербацкий) 1748–1757. 6. Арсений (Могилянский) 1757–1770. 7. Гавриил (Кременецкий) 1770–1783. 8. Самуил (Миславский) 1783–1796. 9. Иерофей (Малицкий) 1796–1799. 10. Гавриил (Бодони-Бонулеско) 1799–1803. 11. Серапион (Александровский) 1803–1822. 12. Евгений (Болховитинов) 1822–1837. 13. Филарет (Амфитеатров) 1837–1857. 14. Исидор (Никольский) 1858–1860. 15. Арсений (Москвин) 1860–1876. 16. Филофей (Успенский) 1876–1882. 17. Платон (Городецкий) 1882–1891. 18. Иоанникий (Руднев) 1891–1900 (первенствующий в Синоде с 1898 г.). 19. Феогност (Лебедев) 1900–1903. 20. Флавиан (Городецкий) 1903–1915. 21. Святитель Владимир (Богоявленский) 1915–1918 (первенствующий в Синоде с 1915 г.). 22. Антоний (Храповицкий) 1918–1924 (в РПЦЗ титул митрополита Киевского до † 1936 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

XVII в. раскрыта деятельность Патриарха Московского сщмч. Ермогена . Сочинение было поднесено обер-прокурором Святейшего Синода кн. А. Н. Голицыным имп. Александру I, к-рый наградил автора золотой табакеркой. После поездки в Сербию, во время к-рой Б.-К. получил возможность увидеть Юж. Россию, Украину, Молдавию и Сербию, встретиться с видными архиереями: еп. Амвросием (Протасовым) , архиеп. Феоктистом (Мочульским) , еп. Христофором (Сулимой) , митр. Гавриилом (Бодони-Банулеско) , Б.-К. опубликовал кн. «Путешествие в Молдавию, Валахию и Сербию» (М., 1810). Особое внимание автор уделил описанию храмов и мон-рей: Троицкого собора в Белгороде, доминиканского, кармелитского мон-рей и кафедрального правосл. собора в Каменце-Подольске, Киево-Печерской лавры , киевского греч. муж. мон-ря во имя вмц. Екатерины, Златоверхого во имя арх. Михаила муж. мон-ря , киевских Софийского собора и ц. в честь Успения Пресв. Богородицы и др. Появление в печати путевых заметок Б.-К. способствовало росту интереса к слав. странам в России. Служа на Украине, Б.-К. активно занимался сбором в местных архивах исторических материалов, к-рые впосл. вошли в собрание кн. Н. Г. Репнина и частично были опубликованы О. М. Бодянским . Собранные документы вместе с др. материалами Б.-К. использовал для создания «Жизнеописания Мазепы» и «Истории Малой России». Огромное место в творчестве Б.-К. занимали жизнеописания. К этому жанру относятся «Деяния знаменитых полководцев и министров, служивших в царствование государя императора Петра Великого» (6 изданий в 1813-1829, изд. на франц. и англ. языках), биографии А. А. Мусина-Пушкина, архиеп. Московского Амвросия (Зертис-Каменского) , Н. Н. Бантыш-Каменского, «Историческое собрание списков кавалеров 4-х российских императорских орденов». Главным научным трудом Б.-К. стал «Словарь достопамятных людей Русской земли», в к-ром опубликована 631 биография. Значительное место в «Словаре» Б.-К. занимают жизнеописания рус. святых (прп. Варлаама Киево-Печерского , прп. Кирилла Белозерского , прп.

http://pravenc.ru/text/77492.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010