Тогда же были получены новые антиминсы. 14 февраля 1758 г. митрополит Московский и Севский Тимофей (Щербацкий, † 1767) освятил Свято-Климентовский придел.Сдержанный внешний вид древней Знаменской церкви, вероятно, определил компактность новой трапезной и колокольни, архитектурное решение которых соответствовало нормам московской зодчества середины XVIII века. По московской традиции, автором проекта трапезной и колокольни считается архитектор А.П.Евлашев. В мае 1762 г. «доброхотный и боголюбивый вкладчик» К.М. Матвеев обратился к Московскому митрополиту Тимофею с прошением, в котором выражал желание вместо «настоящей каменной церкви во имя Знамения Пресвятой Богородицы» вновь на том же месте «обширную каменную своим коштом разобрав построить». Скоро последовавший указ Московской Духовной консистории позволял купцу «то строение производить в силу правил святых отец, и престолы устроить в указную меру, и построя убрать иконостасами и святыми иконами и протчим церковным благолепием украсить и всею церковною утварью удовольствовать неоскудно». Строительство продолжалось восемь лет. В 1762 г. в Климентовскую церковь поступил новый священник отец Петр Федоров — вместо отца Симеона Васильева, пришедшего «в великую старость и крайнюю слабость».В мае 1770 г. отец Петр и Козьма Матвеев оповестили Московскую Духовную консисторию, что «предписанная-де церковь на том же месте каменная обширным строением и внутри иконостасами совсем окончена». Архиепископ Московский и Калужский Амвросий (Зертис-Каменский, † 1771) благословил освятить новый обширный престол во имя Преображения Господня. Приделы же посвятить Знамению Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. На хорах «два придела учинить… поставкою иконостаса со святыми иконами во имя Вознесения Господня да Рождества Богородицы и все пять престолов на выданных на атласе антиминсах освятить дозволить». Чин освящения главного престола в честь Преображения Господня совершил Московский архипастырь Амвросий в Духов день, 24 мая 1770 г. Расположенный справа от него Никольский придел был освящен 11 июня, левый, Знаменский, — 25 августа.

http://sobory.ru/article/?object=02177

А. Кто автор «Увета духовного»?//ХЧ. 1886. Т. 2. С. 163-177; Титов А. А. Летопись Двинская. М., 1889; Плотников Г. С. Описание мужского Далматовского Успенского мон-ря и бывшего приписным к нему женского Введенского мон-ря. Екатеринбург, 1891; Голубцов А. П. Чиновники холмогорского Преображенского собора. М., 1903; Верюжский В. М. Афанасий, архиеп. Холмогорский, его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования. СПб., 1908; Шаскольский И. П. «Описание трех путей» Афанасия Холмогорского//ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 457-460; Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера. Л., 1977. С. 185-197; Шашков А. Т. Афанасий Холмогорский и идейно-литературное наследие Максима Грека//Русская и армянская средневековые литературы. Л., 1982. С. 173-184; Панич Т. В. Особенности «Шестоднева» Афанасия Холмогорского//Источники по истории рус. общественного сознания периода феодализма. Новосиб., 1986. С. 5-24; она же. Афанасий//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 117-125; она же. Литературное творчество Афанасия Холмогорского: «Естественнонаучные» сочинения. Новосиб., 1996; она же. «Книга о пресуществлении» Афанасия Холмогорского в контексте полемики «грекофилов» и «латинствующих»//История русской духовной культуры в рукописном наследии XVI-XX вв. Новосиб., 1998. С. 56-68 и др.; Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря (посл. четв. XVII - нач. XVIII в.): Сб. док-тов/Сост. И. Л. Манькова. Свердловск, 1992. С. 23, 160-161, 166-167, 180-183. Т. В. Панич Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Молчанов Алексей Васильевич; 1853– 1914), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, духовный писатель, проповедник, автор статей по богословским вопросам АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 1708-1771), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель АРКАДИЙ (Фёдоров Григорий Федорович; 1784 или 1786 - 1870), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский, духовный писатель, миссионер ВАРНАВА (Волатковский [Волостковский] Василий Васильевич; 1672 (или 1660) - 1730), архиеп. Холмогорский и Важский ГУРИЙ (Степанов Алексей Иванович; 1880 - 1938 (1937?)), архиеп. Суздальский, духовный писатель, лингвист-монголовед ЛУКА (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович 1877 - 1961), архиеп. Симферопольский и Крымский, ученый-медик, духовный писатель, священноисп. (пам. 29 мая, 5 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах Архангельских, Крымских, Красноярских, Курских, Ростово-Ярославских святых) МАКАРИЙ († 1563), архиеп. Новгородский и Псковский (1526-1542), митр. Московский и всея Руси (1542-1563, свт. (пам. 30 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей)

http://pravenc.ru/text/76904.html

В 1771 г. Д. м. стал средоточием событий Чумного бунта в Москве. Толпа решила расправиться с архиеп. Московским Амвросием (Зертис-Каменским) , по одной версии, за то, что он распорядился опечатать кружку у чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери для употребления денег на богоугодные дела, по другой - за то, что ввиду эпидемии чумы намеревался убрать чудотворный Боголюбский образ, вокруг к-рого собирался народ. Узнав о предстоящей расправе, архиеп. Амвросий бежал из резиденции в Чудовом мон-ре в Д. м. Утром 16 сент. толпа ворвалась в обитель. Архиерей молился за обедней в соборе. Увидев, что бунтовщики вошли в храм, он, предчувствуя неминуемую кончину, исповедался и причастился Св. Таин. Мятежники вывели владыку из храма и зверски убили у врат колокольни. Архиеп. Амвросий был погребен в Малом соборе Д. м., против сев. алтарной двери. На месте расправы с ним был поставлен каменный крест, а на могиле установлен гранитный памятник, на к-ром помещена митра и дикирий с трикирием. После подавления бунта убийцы были найдены, трое из них повешены на месте совершения злодеяния, против зап. ворот монастыря. В 1812 г., перед нашествием франц. войск, большая часть насельников разошлась по др. обителям, оставшиеся заготовили припасы и заперли монастырские ворота. Ценные вещи из ризницы были ранее вывезены в Вологду, но Донская икона Божией Матери (кон. XVI в.) оставлена в мон-ре. 3 сент. франц. солдаты потребовали открыть ворота обители, выдать хлеб и вино, затем подожгли калитку монастырских ворот, ворвались в обитель, в ночь на 4 сент. разграбили кельи, 5 сент.- храмы. Поселившийся в настоятельских покоях франц. генерал разрешил братии проживать в мон-ре и беспрепятственно совершать богослужение. Но когда монахи привели в порядок церковь и собирались служить в ней часы, ворвались солдаты и заняли храм для постоя, а иноков заставили исполнять черную работу. В 20-х числах сент. в Д. м. прибыл Наполеон I , после отъезда которого франц. солдаты распространяли среди братии ложные слухи о том, что вся Россия уже завоевана. Однако вскоре монахов ободрил пришедший к ним служка Троице-Сергиевой лавры, сообщивший, что неприятель продвинулся по Троицкой дороге только на 7 верст и что в М. Мытищах стоят казаки. Монахи стали уходить из мон-ря, так что к 27 сент. в Д. м. осталось только 2 инока. Вскоре в обитель вернулся наместник. Когда 7 окт. Наполеон с главной армией оставил Москву, франц. солдаты ушли из обители. Наместник с 2 насельниками отслужил благодарственный молебен. После пребывания французов в Д. м. исчезли антиминсы и ценные предметы утвари, была разрушена ц. во имя святых Захарии и Елисаветы, в колокольне, в кельях разобраны полы. Однако пожар Москвы 1812 г. не коснулся Д. м.

http://pravenc.ru/text/178962.html

В это время м. Арсений продолжал свое служение на Ростовской кафедре. В половине марта 1763 г., возвратясь в свои покои от вечерни, он сказал своему келейнику: «не запирай ворот на ночь! Гости будут ко мне в полночь». Келейник недоумевал, каких гостей ожидает преосвященный. Но в самую полночь является к нему Гвардейский офицер Дурново и подает синодальный указ следующего содержания: «14 сего марта определено ваше преосвященство, чрез нарочно отправленного гвардии обер-офицера привезть в Москву, а при том отъезде ризницы и людей, кроме трех нужнейших вашему преосвященству, с собою не брать, и имеющиеся в кельях вашего преосвященства письма, кроме печатных книг, собрав в одно место, вашего и того обер-офицера печатью запечатав, взять оному обер-офицеру в Москву». По приезде в Москву 14 апреля Арсений уже содержался под крепкою стражею в Симоновом монастыре, как государственный преступник. В тот же день императрица писала обер-прокурору Глебову: « Александр Иванович ! Нынешнюю ночь привезли враля, котораго исповедывать должно; приезжайте ужо ко мне, он здесь во дворце будет». Неизвестно, какого рода была эта исповедь; в присутствии императрицы, Орлова, Глебова и Шишковскаго Арсений до того простер свою дерзость в объяснениях, что императрица зажала себе уши, а ему «заклепили рот». После исповеди в императорском дворце Арсений под караулом препровожден был в полное присутствие Синода и при допросе, как объявлено было в московской газете (14 апреля 1763 г.), «сознался в своей продерзости». Его собратия и сочлены присудили его к лишению архиерейского сана и монашества и затем к смертной казни за оскорбление Ея Величества. Такой приговор поднесен был государыне для конфирмации, но она, как значится в Синодском указе, «по великодушию и милосердию своему природному», соизволила освободить Арсения от казни и повелела оставить ему монашеский чин и сослать в отдаленный монастырь под строгий надзор настоятеля. Подсудимый опять призван был в Синод для объявления ему высочайшей конфирмации. Он явился в Синодское присутствие, как бы на священнослужение: в архиерейской мантии с источниками, в омофоре, в белом клобуке, с панагиею на персях и с архипастырским посохом в руке. По прочтении высочайшей конфирмации члены Синода, один после другого, снимали с митрополита Арсения архиерейские принадлежности, кто митрополичий клобук, кто мантию, кто омофор, кто панагию, кто другие принадлежности. Во время совершения этого печального акта Арсений, убежденный в справедливости своих протестов, обнаружил полное негодование к своим собратиям – членам Синода и предсказал некоторым из них плачевный жребий. Так первенствующему члену Синода Димитрию предрек, что задохнется собственным языком, Амвросию Зертис-Каменскому предрек смерть от мясника. Лишенному архиерейства подано было простое монашеское одеяние и была взята с него подписка, что впредь ни под каким видом не будет именоваться и писаться не только архиереем, но даже иеромонахом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/chin-i...

Г.-Б. не успел сам отредактировать и издать книгу путевых записок. Рукопись хранилась у матери, к-рая позволяла делать с нее списки всем желающим, и они широко распространились, особенно на Украине. Издать труд собирался архиеп. Симон, но его смерть не позволила реализовать этот замысел. Неудачной оказалась и попытка издания записок, предпринятая А. Г. Разумовским и Московским архиеп. Амвросием (Зертис-Каменским) . В 1778 г. книга вышла в свет благодаря участию издателя В. Г. Рубана и Г. А. Потёмкина , впосл. она неоднократно переиздавалась. В книгу также вошел текст брата Г.-Б. архит. И. Г. Григоровича-Барского, к-рый написал историю семьи и оставил единственное сохранившееся описание внешности Г.-Б. Рукопись путевых записок в 1794 г. перешла к И. Н. Царскому , от него - в б-ку гр. А. С. Уварова и была описана П. М. Строевым (Рукописи славянские и российские, принадлежащие... И. Н. Царскому. М., 1848. 601, 602). Еще одна рукопись с собственноручными рисунками Г.-Б. хранится в НБ им. Н. И. Лобачевского КазГУ 11 по кат. А. И. Артемьева). Сочинение Г.-Б. неоднократно использовалось специалистами по истории христ. Востока (в частности, А. Н. Муравьёвым в кн. «Описание монастырей и скитов, находящихся на святой горе Афонской» (СПб., 1859). Г.-Б. составил лат. грамматику для греков, 2 похвальных слова Антиохийскому патриарху Сильвестру и слово в честь свт. Василия Великого. Письма, к-рые Г.-Б. посылал родителям во время путешествий, хранились у И. Г. Григоровича-Барского. Соч.: Пешеходца Василия Григоровича-Барского-Плаки-Албова, уроженца киевского, мон. антиохийского, путешествие к святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 г. СПб., 1778, 17852, 17933, 18005, 18196. М., 1847. 2 ч.; Странствования... по святым местам Востока с 1723 по 1747 гг./Под ред. Н. П. Барсукова. СПб., 1885-1887. 4 ч. М., 2004-2005р. Ч. 1-3; Второе посещение св. Афонской горы... им самим описанное. СПб., 1887. М., 2004р; Τ θαυμαστ μοναστρια το Αϒου Ορους Αθω, τσι πως τ εδε κα τ σχεδασε μ ςλο κα πολλ πιμλεια ελαβς δοιπρος μοναχς Βασλειος Γριϒορβιτς Μπρσκι, ταν περιηϒθηκε τν ερ πολιτεα το Αθω τ τος 1744/Τ παρουσιζει κα τ σχολιζει δ Α.-Α. Ταχιος, πο περιϒρφει κα τ ζω το σπουδαου ατο νθρπου. Θεσσαλονκη, 1998.

http://pravenc.ru/text/168111.html

Горицкий Успенский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография. Нач. XX в. Горицкий Успенский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография. Нач. XX в. Указом Синода от 8 нояб. 1744 г. П.-З. Г. м. стал кафедральной обителью Переславской и Дмитровской епархии. Большая часть братии была переведена в другие обители, а монастырские здания приспособлены под архиерейскую резиденцию. В сер. XVIII в., при архиеп. Амвросии (Зертис-Каменском) , монастырский комплекс был существенно перестроен, причем уничтожено неск. старинных зданий, в т. ч. упоминаемая в документах 3-главая ц. св. Иоанна Предтечи. Строительными работами руководили молодые архитекторы И. И. Жуков, К. И. Бланк, И. Я. Яковлев, И. Ф. Метлин из «команды» московского зодчего Д. В. Ухтомского , в мастерской которого, вероятно, и был создан новый облик монастырского ансамбля. После упразднения Переславской епархии, в 1788 г., монастырские храмы стали приходскими, богатая ризница отправлена в Москву, остальное имущество обители передано в Московскую, С.-Петербургскую и Владимирскую епархии. В «Описании монастырей...» 1817 г. упомянут «Горицкий Успенский, уничтоженный, близ города Переславля-Залесского». Нек-рое время на территории П.-З. Г. м. находились суд и другие казенные учреждения, а также богадельня. В кон. XIX в. здания мон-ря были выставлены на продажу. Их выкупило местное купечество и передало Переславскому ДУ, занимавшему территорию обители в 1881-1918 гг. Долгое время смотрителем уч-ща был видный церковный историк прот. А. И. Свирелин. В 1887 г. большой урон строениям П.-З. Г. м. нанес ураган. В 1904 г. монастырь пребывал в запустении: «...громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом; в одной стороне стоят две церкви и несколько незначительных новых построек, затерявшихся среди громадного пустыря; ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены» ( Потапов. 1904). В мае 1919 г. с целью спасти церковные древности от разорения и конфискации по инициативе начальника милиции М.

http://pravenc.ru/text/2580002.html

Здесь, в академии, через несколько лет, не оставляя классических языков, начнут писать сочинения и состязаться в диспутах и на русском языке. Русская речь станет постепенно очищаться от примеси малороссийских слов, «пестривших и затемнявших слог»; самое строение речи станет принимать русский склад. Трудности были великие, многие из поступающих для обучения прибывали из глухих мест, где в приходах царили бедность, нищета и необразованность. По окончании академии или семинарии им надлежало возвратиться в родные места, где они зачастую оказывались единственными носителями просвещения. Но кто же станет просвещать русский народ, как не они! И потому владыку Платона так заботил уровень образования будущих священнослужителей. В день своего тезоименитства, 18 ноября 1775 года, архиепископ Московский Платон получил указ о назначении директором Духовной академии. В календаре за тот год он с благодарным сердцем описал множество благодеяний Божиих, «излиянных» на него: «пожалован в Московские архиереи»; «оставлена Лавра при мне»; «пожалован наместником в Чудов монастырь»; «семинария Перервинская утверждена»; «на две семинарии – Сав и Калуж – дано содержание»... С благодарным чувством пишет владыка и о поступивших в московские монастыри богатых вкладах, и об увеличении средств на содержание диаконов и церковнослужителей. Исчислив все награды, которыми были обойдены его предшественники на Московской кафедре – Платон (Малиновский), Тимофей (Щербацкий) и Амвросий (Зертис-Каменский), – владыка Платон заключает это исчисление смиренным воззванием: «Что есмь аз, Господи, яко помниши мене» 178 . Столько наград и отличий в один год не могли не возбудить зависти в соперниках и недоброжелателях архиепископа. Враги называли архиепископа Платона гордым. А этот гордец-архиерей читал и пел на клиросе за дьячка и во время малого входа, по случаю отсутствия пономаря, исправлял его должность, то есть выносил свечу перед Евангелием! Вот как это случилось. В монастырской церкви во время богослужения один приезжий монах стоял за клиросом. Владыка велел ему вынести свечу. Тот, кланяясь владыке, сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Молодой проповедник призывал хранить «святую древность и святые законы», чтобы «иноплеменные перестали нам быть наставниками», а, напротив, «от нас научились вере Богу и благим делам». Некоторые слушатели приводили к кафедре своих детей, с тем чтобы они видели и помнили такого учителя. Многие добивались его знакомства и почитали за счастье его посещение, стараясь оказать ему свое усердие и уважение. Это о нем вскоре скажет А. Сумароков: «Платон есть последователь Златоуста, его имеет дарования, его свойства и вкус. Сей российский Бурдалу 29 исполнен силы, пламени и быстроты; преемник Феофанов 30 приводит в восхищение слушателей... Платон подобен реке быстротекущей и все, что ей не встретится, влекущей с собою». Однако появился у Петра Левшина и влиятельный противник – глава Московской епархии преосвященный Амвросий (Зертис-Каменский), человек ученый, но строгий до жестокости. Завистливый к славе, он начал интриговать против Левшина, но за того сильно вступился ректор академии. Дошли о том слухи и до Петербурга. Тогда и заинтересовался выпускником академии архимандрит Гедеон, тогда и последовало от него приглашение Левшину поступить преподавателем в семинарию при Троице-Сергиевой Лавре. Это был обдуманный шаг. Идеи французских просветителей поколебали в ту пору в глазах многих незыблемость традиционных догм. Церковь нуждалась в новых людях, и надежды архимандрит Гедеон возлагал на молодых. Троицкий монастырь с давних пор был ярким выразителем Московской Руси со всеми ее светлыми и темными сторонами. Но с петровских времен колесо истории, заметил историк Лавры П. Н. Каптерев , повернулось, наступил петербургский период; появилась новая столица России и новая идеология. Для Троицкого монастыря эта новая эпоха была малоблагоприятна. «Слишком мало подходил весь его уклад старинного и истового московского благочестия к галантному веку париков и фижм, когда хлынула в Россию западная культура папежского и латынского духа, которой так боялась Древняя Русь, – писал П. Н. Каптерев . – Просочились и модные вольномыслия „вольтерьянцев“, которых не чужды были и многие видные церковные деятели» 31

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Предполагается, что в одной только Москве от эпидемии умерло более половины жителей (к примеру, в Чудовом монастыре из 208 монахов в живых осталось лишь 26). Оставшиеся очаги дали новую вспышку эпидемии в 1656 году. Патриарх Никон обратился с особым указом: всем наложить на себя пост, исповедоваться, раскаявшись во грехах своих, причаститься Святых Таин и так умолять Бога о прекращении поветрия. Москву эпидемия уже не затронула. Духовное делание и естественное врачевание – вот два крыла для преодоления морового поветрия Духовное делание и естественное врачевание – вот два крыла для преодоления морового поветрия. Священники молятся, врачи лечат, а люди слушаются тех и других – вот идеал, который бы соблюсти при любой эпидемии. Молитва и пост понятны православному человеку. Понятны крестные ходы и возведение всем миром в течение дня обыденных храмов во избежание мора. Но не всегда были понятны меры естественной предосторожности. Карантины, заставы, запреты – это всегда неудобство. А где неудобство, там и недовольство людей. Независимо от вида и меры запрета. Всякий запрет сопровождается недовольством. Недовольство выражается в слухах и сплетнях. Последние же способны привести к самым неожиданным последствиям. Бунты ради… благочестия В 1771 году в Москве случился Чумной бунт (это последняя эпидемия чумы в Европе). Люди не доверяли врачам и больницам, считая, что никто из попавших в карантин не выходит оттуда живым. Кроме того, объявился некий фабричный, который заверял, что видел во сне Богородицу. Согласно его «откровению», город наказан за то, что никто 30 лет не служил молебнов у Боголюбской иконы Божией Матери на Варварских воротах, и поначалу Господь вообще хотел наказать Москву каменным дождем. К иконе самочинно приставили лестницу. Вокруг царило страшное столпотворение. Во избежание распространения заразы Московский архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) пытался убрать лестницу и запретить массовые скопления людей, а короб для приношений перед иконой запечатать. Всё это было истолковано как богоборчество. Толпа взяла приступом Донской монастырь, выволокла архиерея за ворота и растерзала.

http://pravoslavie.ru/131054.html

Третий период – XVIII век. В 1749 году Воскресенскому монастырю возвращено именование Нового Иерусалима; в документах вновь начинают использоваться палестинские названия. В 1781–1783 годах образован город Воскресенск, а с 1796 года значится как заштатный. В 1787 году утвержден план регулярной застройки г. Воскресенска. С 1710 года в результате секуляризации земель за монастырем оставлены три вотчины, но с 1740 года монастырь восстанавливает свое землевладение (по плану 1764 года генерального межевания монастырю принадлежит 30 десятин земли). В 1723 году обрушился шатер ротонды, в 1726 году сгорели деревянные палаты патриарха Никона, в 1762 году в монастыре произошел второй пожар, унесший два деревянных дворца – старый и новый, в 1792 году произошел третий пожар, в котором сгорели храмы Рождества и Трех святителей, дворцовая галерея, архимандричьи и иные покои; в 1730–1750 годах восстанавливается ротонда, ведутся масштабные строительные работы по Воскресенскому собору (освящение собора – в 1759 году) под руководством архитекторов И. Мичурина, Ф. Растрелли, К. Бланка при архимандрите Амвросии (Зертис-Каменском, будущем архиепископе Московском), который по праву считается вторым строителем-созидателем монастыря . В 1765 году устроен новый конюшенный двор. С 1770 по 1800 год построены новые каменные царские палаты (архитекторы М. Казаков, Г. Бартенев). В 1775 году сооружаются в подклете храма Рождества Христова Вифлеемские церкви: Поклонения волхвов, Обрезания Господня, Бегства во Египет, Избиения 14 000 младенцев. Четвертый период – XIX – начало ХХ века. В 1840-х годах ведутся ремонтные работы под руководством архитекторов А. Витберга, К. Тона и А. Каменского, скульптора И. Витали. В 1845 году проведен ремонт гостиного двора, в 1846 году сооружена и освящена церковь преподобного Иоанна Рыльского в архимандричьих палатах. Во второй половине XIX века усиливается интерес к древностям Палестины, создается Русское Палестинское общество. Наместником монастыря в 1869 году назначается бывший начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Леонид (Кавелин), при котором реконструируются и развиваются замыслы патриарха Никона, создается описание Воскресенского монастыря Нового Иерусалима, изучается его история, наследие и традиции, создается музей патриарха Никона. С 1874 года на средства фабриканта П.Г. Цурикова начаты масштабные ремонтные работы. В 1875–1876 годах ведется строительство каменного странноприимного дома; в 1892–1893 годах открыта церковно-приходская школа. В 1904–1905 годах архимандритом Серафимом (Чичаговым) совершено последнее обновление обители.

http://pravoslavie.ru/31237.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010