Продолжительное и довольно деятельное участие в делах московской цензуры принимал игумен Геннадий. Раньше он служил в казанской епархии, был лично известен м. Амвросию (Подобедову) и по рекомендации последнего определен членом цензуры. Владея свободно древними языками, Геннадий охотнее всех членов цензуры готов был заниматься переводом полезных сочинений. Эта склонность к литературным занятиям в деятельности Геннадия, как цензора, имела свою положительную сторону, делала его „чужие труды уважающим“. Он бескорыстно излагал в своих отзывах –519 подробные советы относительно улучшения того или другого сочинения; иногда сам „по долгу благорасположенного цензора“, как выразился о нем Виктор, принимал на себя обязанности автора или переводчика, составлял предисловия, исправлял места не аккуратно отделанные 2118 . С другой стороны, близко чувствуя всю тягость для авторов цензурной проволочки, именно Геннадий выступил инициатором проекта предоставления цензуре самостоятельности при рассмотрении мелких сочинений 2119 . Наконец, Геннадий старался сохранять возможную объективность при оценке сочинений, и „дела“ прот. Кандорского, являясь укором в цензурной деятельности В. Иванова, тем сильнее оттеняют противоположную черту в характере Геннадия. Почти во всех случаях рядом с пристрастным отзывом Иванова, в качестве корректива, находится мнение Геннадия. Достаточно сравнить две тирады. Рассматривая „Дух Массильона“, Иванов, делает замечание: для людей и читателей, к христианскому благочестию твердо приверженных, рассуждения помянутого учителя, при всех его умственных доказательствах и употребленном витийстве, не могут быть совершенно приятны и удовлетворительны потому, что ни догматические, ни нравоучительные статьи свидетельством Св. Писания не подтверждены, а на одном мудровании и витийстве католицкого или папистического учителя полагаться не очень благонадежно“. На это, так сказать в третьем лице Геннадий возражает: переводчик ныне попал на прекраснейший оригинал. По всему видно, что автор (аббат де-ла Порт), хотя католик, был человек благочестивый и умный. Ибо из сочинения Массильона выбрал места, к добродетели возбудительнейшие и с Словом Божиим согласнейшие. И ежели в сей книге не видно самых текстов Св. Писания, то это от того, что в ней помещены чувствования человека, мудрствующего во всем согласно Слову Б. и самому здравому разуму 2120 !..

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Физиономия государственной жизни совсем переменилась под влиянием личности молодого императора, всплыли сдержанные при Павле общественные движения екатерининского века, повеяло духом свободы мысли и слова. Глава V. Комитет о усовершении духовных училищ 189 Духовные школы ко времени царствования Александра I. – Архимандрит Евгений Болховитинов . – Митрополит Амвросий Подобедов . – Проект духовно-учебной реформы. – Учреждение комитета о усовершении духовных училищ. – Всеподданнейший доклад комитета. – Преосвященный Феофилакт Русанов . – М.М. Сперанский. – План духовно-учебной реформы. Могучая волна просвещения, поднявшаяся в России в царствование Александра I, захватила и духовные школы, и захватила настолько существенно, что духовная школа, как выражается один наиболее компетентный её историк, только с этого времени может серьёзно считать начало своей истории. К началу XIX века, по характеристике другого историка духовной школы александровского времени, быт духовных школ отражал на себе всю неопределённость их положения. Существование их, как учреждения епархиального и не обеспеченного, было подвержено всяким случайностям. Программа не была строго определена, и семинарии в этом отношении представляли большое разнообразие, не имея правильности и полноты в учебных курсах, которые могли быть изменяемы и по произволу епархиальных начальников, и по неимению учителей. Школы существовали без общего надзора, не имели общего устава и систематического устройства, им не доставало постепенности и определённости; и академии, и семинарии «вмещали в себе все предметы учения, так что круг их, стеснённый в одном месте и от первоначальных познаний простираясь до самых высших наук, не имел ни надлежащего времени, ни нужного пространства». Схоластический формализм стеснял преподавание и лишал его развивающей силы и жизненности. В своих схоластических формах науки «имели слишком суровый учебный вид, который и приобретаемые познания делал малоупотребительными для общенародного наставления, и, обманывая полуучёность мнимой важностью, препятствовал углублению в основание учения». В довершение всего школа вела своё дело среди нужд и лишений, будучи обеспечена «более терпением и неутомимостью, нежели обилием пособий». Словом, все стороны школьной жизни ждали реформы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Очевидно, что Наумов, обязанный следить за точным исполнением действовавших законов, охранявших интересы государственной казны, считал епископа Лаврентия виновным в произвольном распоряжении церковными доходами, имевшими строго определенное назначение, и находил нежелательными снисходительное отношение к поступкам вятского архиерея, почему в своем рапорте, поданном Вяземскому 4 октября 1788 года, и просил генерал-прокурора принять какие-либо меры для устранения подобных явлений на будущее время. Но св. Синод, выходивший из своей точки зрения на назначение церковных доходов, не нашел в действиях вятского преосвященного никаких злоупотреблений, которые бы могли быт отнесены к похищению казенных денег или к расходованию их на личные потребности, так как дело было поставлено таким образом, что после многочисленных разъяснений и оправдательных документов, представленных архиереем, сам доноситель – протопоп Тукмачев, в конце концов, оказался вынужденным дать в консистории письменное показание, что «он об утрате казенных денег никакого сумнения не берет, и что деньги по различным расходным статьям не утаены», и даже засвидетельствовал своим рукоприкладством справку о всех доходах и расходах вятской епархии, произведенную в местной консистории и представленную в св. Синод. Основываясь на подобных данных, Синод и пришел к заключению, что дело епископа Лаврентия, возбужденное «по одному только его протопопа вышеобъявленному сумнению, не точию без всякого доказательства, но и без точного показания, в чем он то сумнение имеет», не представляет собой особенно важного явления и не требует специального синодального решения. Очень вероятно, что св. Синод, убежденный в крайней недостаточности штатных сумм, отпускавшихся на содержание архиерейских домов и разнообразные потребности епархиального управления, не видел ничего непозволительного в естественных стремлениях епархиальных архиереев изыскивать всевозможные местные средства для удовлетворения многочисленных нужд церковной жизни. Как смотрели некоторые синодальные члены изучаемого времени на пользование церковными суммами и стремления представителей государственной власти строго контролировать расходование денежных средств, собираемых по духовному ведомству и ассигнуемых на различные потребности церковной жизни, можно отчасти видеть из писем московского митрополита Платона к Амвросию Подобедову .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

1. Знаменование его имени, которое значит отягощенного. Имя сие пророку весьма прилично: ибо все его слова, как отягощены угрожениями, и вся его книга есть проповедь о покаянии, обличающая грехи и предвещающая жестокие казни. 2. Отец. О нем Амос не упоминает: ибо все имеющие породу низкую о именах своих родителей не объявляли. 3. Отечество. Фекуя в колене Иудином. Смотри Ам.1:1 ; снеси 2Пар.11:6; 20:2 ; 1Мак.9:33 . 4. Звание. Когда не было учителей обыкновенных, которые бы исполняли свою должность, то Бог непосредственно Амоса учинил пророком ( Ам.7:15,16 ); и хотя Амос говорит Ам.7:14 , что он не пророк, однако сие только по известной причине, и смысл слов его таков:      не бых аз Пророк прежде сего, якоже ныне. Должность сию исполнял с крайнею верности и ревностью по Бозе, особливо во Израильтянах Ам.7:12,13; 1:1; 3:1; 4:1; 5:1,2 , при Иеровоаме втором Израильском царе, и при Озии царе Иудейском Ам.1:1 . Из сего видно, что современны ему были пророки Осия, Иона и может быть еще Иоиль. III. Особенности 1) Был пастух самый бедный; ибо питался только плодами, тут и инде попадающимися; а сие делали те, которые были бедного состояния. Смотр. 1Кор.1:26–28 . – 2) Был неучен и пророческих наставлений несведущ Ам.7:14 . – 3) Слог имеет низкий, ясный, чистый и побуждений исполненный. IV. Случай Оной подало утеснение, от пограничных народов причиненное Иудеянам Ам.1 , и благополучное состояние обоих царств под владетельством Иеровоама и Озии ( 4Цар.14:23–28 ; 2Пар.26:6–15 ). Таковое состояние все во зло употребили против Божественного намерения, ибо в плотское спокойствие и во все от того происходящие пороки, особливо во идолослужение, бесчеловечие и роскошь устремились ( Ам.2:6; 3:10; 4:1,4,5; 6:1–8; 8:4 ). V. Содержание. Исчисляет беззакония царя, вельмож, священников, и всего народа, угрожает разрушением царства и священства; увещевает к покаянию; предвозвещает гибель соседним народам, и пророчествует о благодати Нового Завета. VI. Конец Чтоб Иудеянам возвестить гибель, наступающую пограничным народам, и нерадивых Израильтян, хотя некоторых объявлением казни возбудить и привесть к покаянию, а кающихся обещанием избавления от будущего плена, и пришествия Мессии утешить.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

VII. Пророчество о Христе Иисусе Ам.9:11 . VIII. Разделение Пророчество сие разделяется на три части: В первой части содержится суд Божий на язычников, – от гл. 1 до 2, ст. 4 ( Ам.1–2:3 ) именно же: 1) На Дамаск, Газу, Тир, Идумею и на Аммонитяны. Ам.1 . 2) На Моавлян. Гл. 2 ст.1,4 ( Ам.2:1–3 ). Во второй части суд Божий на колено Иудино, и на десять колен Израильских – гл. 2 от ст. 4, до гл. 9 ст.11 ( Ам.2:4–9:10 ), где: 1) На колено Иудино и на Израиля. Ам.2 :4с до конца. 2) Жесточайшее угрожение Израилю. Ам.3:1–7 . 3) Злоключения, откровенные пророкам и от них возвещенные. Ам.3:7–12 . 4) Немногих исторжение. Ам.3 :12с до конца. 5) Укорение за насилие, идолопоклонство и непокаяние. Ам.4:1–12 . 6) Призывание к покаянию. Ам.4 :12с до конца. 7) Призывание Израиля ко исканию Бога, укоризна за непокаяние, отвращение от зла и лицемерного Богопочитания. Ам.5 . 8) Объявление наказания тем, которые на свою силу и на помощь других надеются. Ам.6 . 9) Бедствие от саранчи и огня; прообразование опустошения; обвинение от Амасии Амоса; ответ Амосов. Ам.7 . 10) Сосуд птицелова; грехи опустошением и гладом наказуемые. Ам.8 . В третьей объявление наказании, и приложенное обещание благодати и избавления. Ам.9 . VII. Места особливого примечания достойные Ам.4:6,7,12; 5:10,21–24 ; гл. 8:11,12. § 39. О Книге пророка Авдия I. Надписание У евреев Обадиа, а у греков надписывается βδου, Авдий. II. Писатель Авдий. – Должно знать: 1. Знаменование его имени, – которое значит слуга Божий. 2. Род. О нем нам неизвестно. 3. Звание. От Бога непосредственно учинен пророком; пророчествовал не только в Палестине между Иудеями, но и против Едомлян. Вероятно, что во время Ахаза царя Иудейского ( Авд.1,10–19 ), и потому его не должно почитать заодно с теми, которые тем же именем называются. 3Цар.18:3 ; 1Пар.3:21; 8:3 ; 2Пар.17:7; 24:12 . III. Случай Расин царь Сирский и Факей царь Израильский вознамерились разорить и разделить между собою царство Иудейское ( Ис.7:4–6 ). По разбитии Ахазова войска Идумеяне присовокупились к неприятелям Иудейского народа, и от полуденной страны напали на Иудею ( 2Пар.17:6–17 ); снеси Авд.10–14 . И так, чтоб Иудеи для сего случая или вовсе не отступили от своей веры, или бы не поколебались во оной, то Авдий во утешение их свидетельствует, что хотя Идумеи имеют ныне счастливые успехи, но вскоре погибнут.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

V. Разделение На две части книга сия разделяется: В первой части содержится пророчество о отвержении Иудеев – от гл. 1 до 3 ( 3Ездр.1–2 ), где: 1) Различным образом Бог воззывает народ к Своему почитанию, с угрожениями и обещаниями. 3Ездр.1 . 2) Ездра говорит против Иудеев, и проповедует о Церкви Нового Завета. 3Ездр.2 . Во второй части видения Ездры – от 3Ездр.3с до конца. 1) Видение, бывшее чрез Уриила, – от гл. 3 до 11 ( 3Ездр.3–10 ), где: а. Ездра, исчисляя Божии благодеяния, удивляется, для чего Иудеи Вавилонянам и самым грешникам покаряются. 3Ездр.3 . б. Уриилов ответ, коим α. Обличается Ездра в том, что он покушается испытать судьбы Божия не по своей мере. 3Ездр.4 . β. Продолжение разговора Ездры со Ангелом. 3Ездр.5 . γ. Ангел решит Ездре задачи. 3Ездр.6 . δ. Ангел некоторые тайны и будущее открывает Ездре. 3Ездр.7 . ε. Ездра молится за народ, прося Бога, дабы Он больше взирал на свое милосердие, нежели на беззакония людей. 3Ездр.8 . ζ. Показываются Ездре некоторые знаки будущего мщения Божия. 3Ездр.9 . η. Разговор Ездры с женою, во сне виденною. 3Ездр.10 . 2) Сон пророческий – от гл. 11 до 13 ( 3Ездр.11–12 ), где: а. О орле и льве. 3Ездр.11 . б. Лев разговаривает с орлом, а Ангел с Ездрою, и Ездра с Иудеями. 3Ездр.12 . 3) Последний сон, толкуемый Ангелом Ездре. 3Ездр.13 . 4) Видение, в котором Бог говорит с Ездрою из купины, и объявляет ему хотящее быти. 3Ездр.14 . 5) Видение, в котором а. Бог повелевает Ездре объявить народу, какие бедствия ожидают их за их беззакония. 3Ездр.15 . б. Объявляется народам, какие злоключения им наступают, и как тогда поступать должны Иудеи. 3Ездр.16 . Конец первой книги 8 Текст в данной редакции отсутствует. Приведенный текст взят из издания, напечатанного в Московской типографии 1779 года: месяца июля, потом в Киево-Печерской Лавре 1781 года: месяца марта. – прим. электронного редактора. 9 Текст в данной редакции отсутствует. Приведенный текст взят из издания, напечатанного в Московской типографии 1779 года: месяца июля, потом в Киево-Печерской Лавре 1781 года: месяца марта. – прим. электронного редактора.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Ион.3:5 –10; 4:2,10,11. § 42. О Книге пророка Наума I. Надписание От имени писателя у евреев Нахум, а у греков надписывается Ναομ, Наум. II. Писатель Наум.1:1 . О нем должно знать: 1. Знаменование его имени, которое значит утешителя; и действительно его пророчества писаны для утешения Израильского народа. 2. Род. Отца имел Елкесея ( Наум.1:1 ). Думать надобно, что сим именем и отечество его означается; ибо свидетельствует Иероним, что в его время было в Галилеи местечко, называемое Елкеса; притом и Михей не от роду своего, но от отечества Морасфитянин называется. 3. Звание. В звании находился пророческом, вероятно, что после Ионы, с пророчеством которого ( Наум.4:2 ), имеет некоторое соответствование ( Наум.3 ), в царство Иезекии, когда уже десять Израильских колен отведены были в плен в Ассирию; и ежели сие справедливо, то он современен был пророку Исаии. III. Особенности 1) Слог имеет краткий, важный, высокий и для частого пременения лиц неудобовразумительный. – 2) Весьма великое согласие находится между пророчествами Исаии и Наума не только в рассуждении вещи, но и самых выражений и слога ( Наум.1:13 ; снеси Ис.10:27 ; Наум.2:1 ; снеси Ис.52:7 ). – 3) Для Ассирийского царства был как некоторый Божественный миротворец. IV. Предмет пророчества Ниневия, столичный Ассирийский город. Наум1:1 . V. Случай. Оный подали нападения Ассириян на Божий народ; ибо они проповедью Иониною обратившись ко Господу, в том состоянии пребыли недолго, но устремившись в прежние беззакония, величайшие несчастия нанесли Израильтянам и Иудеям, и вторично вознамерились напасть на Иудею ( Наум.1 ); для того Бог по величеству Своего милосердия вторично Ассириян увещавал, дабы, ежели возможно, от приближающихся жестоких наказаний избавились. VI. Содержание Сие пророчество есть бремя для Ниневии ( Наум.1:1 ), то есть, суд Божий, на Ниневию изреченный, или предвозвестие погибели Ассирийского войска, разрушение града Ниневии и падения Ассирийского государства: ибо бремя в книгах пророческих значит изречение, угрожающее тягостью тем, до которых касается. Сие Наумово пророчество не в долгом времени исполнилось; ибо во время Иезекии войско Ассирийское истреблено ( 4Цар.19:35 ), а в царствование Иосии Ниневия разорена, и Ассирийское царство конец получило.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

а. Раскаяние о грехах. Вар.1 :15с до конца главы. б. Проповедание о правосудии Божием. Вар.2 . в. Молитва . Гл. 3 от ст. 1 до ст. 9 ( Вар.3:1–8 ). г. Изъяснение должности. Вар.3 :9с. д. Увещание к покаянию. Вар.4 . е. Утешение народа Иудейского. Вар.5 . VII. Места особливого примечания достойные Вар.2:17 , где упоминается, что после смерти несть покаяния; Вар.3 :36с до конца главы. § 34. О Книге Иезекииля пророка I. Надписание У евреев по обыкновению, в книгах пророческих принятому, от имени сочинителя надписывается, Ехезкель у греков εζεκηλ и у римлян Ezechiel. II. Сочинитель Оной есть Иезекииль, – Иез.1:1 , где примечается: 1. Означение имени. – Ехезкель по силе сложения означает, превозможет, или сильно воздействует Бог, и пророку весьма приличествует. Иез.3:8,9 . 2. Род. Отца имел Вузия священника. Иез.3 . 3. Должность. Как Иеремия отправлял должность и священническую и пророческую, к последней от Бога непосредственно позван ( Иез.1; 2 ), в лето преселения Иехонии и в пятое лето царства Седекиина ( Иез.1:1–3 ), и в лето тридесятое царства Навополассара отца Навуходоносорова от первого лета, коего новая Ера уставлена и от халдейских астрологов всегда наблюдаема была; а пророчествовали 20 лет Иез.1:2; 40:1 , и писал в Халдеи, или обстоятельнее в той стране Месопотамии, близ которой течет река Ховар Иез.3 , во время плена Вавилонского, в которой с царем Иоакимом отведен был. Иез.2 . И так современных из пророков имел в Халдеи или в Вавилоне Даниила, а во Иудеи Иеремию и, может быть, так же Софонию. 4. Особенности. 1) Слог употребляет между Исаиным и Иеремииным слогом средний, высокий, приятный, чистый, важный, изрядными замысловатыми речьми и хорошими сравнениями изобильный, страстевозбудительный, гаданиями наполненный, и по тому несколько темный. Иез.20:49 . – 2) Называется от Бога оным приятным названием: сыне человечь. Иез.2:1 и проч. – 3) Не только словами, но и различными вещей означениями Иез.4; 5; 6:11; 12; 24 волю Божию открыл. – 4) Различием и изобилием видений, и притчей всех превзошел пророков. – 5) Из книги его явствует, что он от народа был обруган, осмеян, поношением учинен, и от многих презрен. Иез.33:30–32 и узами окован. Иез.3:25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

IV. Предмет Дела Судей Израилевых, которые лица были от Бога непосредственно поставленные с тем, чтобы народ Израильской от жестоких неприятельских утеснений освобождали и в прежнюю приводили свободу, почему и избавителями называются ( Суд.2:16; 3:15 ), и также непосредственными наместниками Божиими, или учителями еврейскими, имеющими начальство в судах, советах и войнах. Видим в них особенное избрание, особенный разум без трудности к решению великих дел, особенные недостатки и особенное преемство. V. Содержание Объявляется утесненного за грехи народа, по истинном покаянии, чрез Судей сделанная свобода, и война Венаминитская. Суд.12 . VI. Конец 1) Чтоб историю общества и Церкви Иудейской от времен Иисуса даже до века Илиа и Самуила довести; 2) отпадение израильтян, их наказание и свобождение, сделанное от Бога, предать потомству; 3) начало развращения общенародного, истинные причины несчастий, силу покаяния к восстановлению спокойных дней, доказательства правосудия и милосердия Божия, нужду бодрости как в лучшем состоянии дел, так и правления в развратном сем человеческого рода состоянии показать; 4) свойство, силу и действие веры представить. VII. Прообразования Иисуса Христа Оные суть Суд.3:15 . VIII. Разделение На три части разделяется сия книга. В первой содержится история о старейшинах и о приключениях, бывших по смерти их, – от Суд.1–3:9 , где: 1) Достопамятные дела Иуды и сынов его, и сынов Иосифовых. Суд.1 . 2) Непослушание и покаяние народа. Суд.2 . Во второй содержится история о шести порабощениях Израильтян и шести освобождениях и избавлениях от оных чрез судей гл. 8, от ст. 9 до гл. 17 ( Суд.8:9–16:31 ) из которых: Первое порабощение от Хусарсафема, царя Месопотамии Сирской, и избавление от оного чрез Гофониила. Суд.3:9–12 . Второе порабощение от Еглома царя Моавского, и избавление от оного чрез Аода. Суд.3 :12с. Третье порабощение от Иавина, царя Ханаанского, и избавление от оного чрез Деввору – Суд.4 , где: а. Самое порабощение и избавление от оного чрез Деввору. Суд.4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Уровень Казанской духовной семинарии при архиепископе Амвросии (Подобедове) был настолько высоким, что в 1797 году Казанская духовная семинария именным указом императора Павла I вместе с Петербургской возведена была в звание академии . В результате реформы образования Казанская духовная академия 21 сентября 1818 года была закрыта с целью проведения в ней ревизии, после которой Святейший Синод решил оставить статус Академии только у трех высших духовных школ: Киевской , Московской и Санкт-Петербургской . В Казани предполагалось оставить лишь только семинарию, сделав ее подотчетной Санкт-Петербургской духовной академии. В таком виде семинария просуществовала до 1867 года, когда, согласно новому уставу духовных учебных заведений, в учебный процесс были внесены некоторые изменения. Семинарские программы, страдавшие до этого многопредметностью, были значительно сокращены. В них были оставлены науки, относящиеся как к общему, так и специально-богословскому образованию, и расположены в более строгом порядке и последовательности. В основу общего образования полагалось изучение древних языков и математики. Из предметов специально-богословских усиленно преподавалось Священное Писание. Преподавание Священного Писания продолжалось в течение всего времени обучения в семинарии с целью объединить все семинарское образование и сообщить семинарии характер духовно-учебного заведения. Говоря об общих чертах дореволюционных семинарий после реформы 1818 года, следует отметить, что по своему статусу они были равны гимназиям, тогда как академии представляли из себя высшие духовные заведения. В ведении семинарии находились подведомственные Казанское , Чебоксарское и Чистопольское духовные училища . В 1842 была вновь открыта Казанская духовная академия , когда была осознана потребность в наличии высшего духовного учреждения, которое бы занималось подготовкой кадров для осуществления миссионерской деятельности среди местного населения. Академия просуществовала до 1921 г. С падением коммунистического режима вновь стал вопрос о создании духовной школы в казанском крае. К 1997 году для этой цели Казанским епархиальным управлением было подготовлено новое здание, где абитуриенты, сдав вступительные экзамены, составили первый курс открывшегося Казанского духовного училища .

http://drevo-info.ru/articles/451.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010