Торжественно совершая настоящий обряд и прославляя верховного мира Правителя толико милостиво о России, в лице Помазанника своего Всеавгуйстейшего Монарха нашего Александра Первого, промышляющего, между прочим размышлением, наипаче обращаем мы внимание свое на вас почтеннейшие новоизбранные Судьи! Собрание ваше общим избранием почтили вас, чтобы быть вам хранителями законом предписанного правосудия, общественной тишины, спокойствия и удовольствия для каждого. О велика честь сия должна быть для вас лестна! О коль она блистательна пред тое, которая похищается происками и коварством. Собрание почтили вас оной честью; но и вы с своей стороны утвердили их избрание клятвенным обещанием в том, что вверенный вам залог сохраните ненарушимо, творя суд и расправу без лицеприятия и мздоимства, со тщанием и ревностью, и в сем дали по себе поручителем сердцеведца Бога, Бога клятвопреступство строго и не меньше, как само Богоотступство наказующего. О колико сие ваше уверение для нас утешительно! При сем вашем уверении, мы со всей церковью умоляем благость Господню, да препоясуя вас силой свыше, предохранит вас от всех искушений и наставляя вас на всякую истинну и правду, возниспошлет всем трудам вашим помощь свою и благословение. Мы признаем и то, что многие, многого от вас требуя, сами много поставят вам запинаний. Злость, зависть, ябеда, клевета, ложь, запирательство, укрывательство, упрямство, лжесвидетельство, угрозы и тому подобное, будут запинать стопы подвигов ваших. О! Можно сказать, яко несть ваша брань к плоти и крови, а больше к началам и к миродержителям тьмы века сего! Но при всем этом, когда вы препоясавша чресла ваша истинной и облекшися в броню правды, пребудете беспристрастно, когда будете к обстоятельствам дела внимательны, в рассматривании оных осторожны, тверды же и постоянны в том, чтобы каждому воздавать свое; тогда, ежели не все стрелы лукавого разженные угасить возможете, ежели не все затруднения узлы разрешите, по малой мере, не будете обличаемы совестью и осуждаемы истинной. Сего ради нужно вам иметь наипервее страх Божий, могущий вас умудрить в самых затруднительных решениях и избавить от того подозрения, какое обыкновенно на пристрастных судей имеют и в таких приговорах, которые учинены ими по точной силе законов.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

595 I. С. 549. Ср. I. С. 333 о «как бы некотором прелитии из бездны совершенств на нас и на все твари». 597 Ср. нагромождения эпитетов в эксордии: «Глас словесе, светильник света, денница солнца, пустыни красота, пророков печать, друг небесного жениха, Предтеча и Креститель Спасителя Mipa, скончал сегодня течение свое...» (Гедеон. Собрание поучительных слов. Т. III. СПб., 1758. С. 259). Asyndeta у Платона: «Терпел хлад, глад, жажду, наготу, презрения, поношения, досады» (П.С. XIV. С.437). «И представить себя в виде непорочном, святом, божественном, небесном, чудесном» (П.С. XX. С. 174). 604 «В слоге Платона заметна мудрая средина между высоким и простым, между славянским и русским языком; он удалялся пестроты славяно-малороссийского слога своих предшественников, но в строении его речи еще заметно влияние латинского языка» ( Снегирев И. Жизнь Платона. Ч. II. С. 97). «Мыслитель всегда обильный, но не всегда глубокий, он вредит чистоте и правильности русской речи латинским распорядком слов» ( Филарет Черниговский . Обзор русской духовной литературы. 3-е изд. СПб., 1884. Ч.Н. С. 404). 608 «Полезная и важная материя» (I. С. 196. Ср. I. С. 493); «приятная материя» (I. С. 304); «пространнейшая материя» (I. С. 380). 610 «Генеральное заключение» (I. С. 286); «партикулярные причины» (I. С. 141); «приватные и публичные здания» (I. С. 672), а также перевод латинского subtilis словом «нежный»: «важный и нежный пункт» (I. С. 693); «высокие и нежные догматы » (I. С. 504); «нежный и нужный разбор» (I. С. 348). 653 II. C. 622. Подражатель и ученик Платона Амвросий Подобедов (Собрание речей. М., 1825) позднее (в 1798 г.) также «повергал себя к стопам монарха: “Якоже самого себе, тако и всю вверенную мне паству, преклоняю к ногам Твоим и повергаю пред священнейшие стопы Вашего Императорского Величества”». 654 I. С. 478. Ср. то же в Москве в 1782 г. (П. С. XI. С. 38). Нельзя сказать, чтобы все комплименты Платона были удачны. Попробуем себе реалистически представить порфиру Екатерины, всегда омоченную «потом неусыпного о всех нас промысла» (I. С. 110).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1950 Гиляров следует за Ф. К. Бауром (см. примеч. 9). Неприятие митр. Филаретом (Дроздовым) гебраизации и эллинизации Библии имеет исторические корни: русская экзегетическая традиция строилась на отвержении так называемой «трехъязычной ереси», согласно которой смысл Библии может существовать лишь в рамках иврита, греческого и латыни. Предполагалось, что каноничный старославянский вариант, равно как и любой иной, передает все существенные смысловые моменты, свойственные оригиналу, так что Библия полностью переводима на любой язык, поскольку является Словом Божьим, а последнее обращено к любому человеку. Предлагая воспринимать библейские первотексты как абсолютные оригиналы, Гиляров невольно лил воду на мельницу оппонентов митр. Филарета (Дроздова) из числа церковных деятелей, выступавших против русского перевода ( прежде всего митр. Филарета (Амфитеатрова) ) , с одной стороны, а с другой – шел против «государственнического» течения, отстаивавшего «русскую Библию » хотя бы в старославянском варианте (гр. Н. А. Протасов). 1951 Гиляров отчетливо строит филологическую концепцию курса и показывает неразрывность стилистических и смысловых (контекста, жанра) моментов Библии, связанных образами автора и его «творческим хронотопом». Ср. примерно через 100 лет у М. М. Бахтина: «Форма авторства зависит от жанра высказывания. Жанр в свою очередь определяется предметом, целью и ситуацией высказывания. Форма авторства и иерархическое место (положение) говорящего (вождь, царь, судья, воин, жрец, учитель, частный человек, отец, сын, муж, жена, брат и т. д.). Кто говорит и кому говорят. Всем этим определяется жанр, тон и стиль высказывания: слово вождя, слово судьи, слово учителя, слово отца и т. п. Этим определяется форма авторства. Одно и то же реальное лицо может выступать в разных авторских формах» (Бахтин М. М. Рабочие записи 60-х – начала 70-х годов. Тетрадь 1//Собр. соч.: В 7 т. М.: Рус. словари; Языки слав. культуры, 2002. Т. 6. С. 371). 1952 Согласно русской экзегезе XIX в., в библейском тексте нет ничего случайного, личного и даже их следов: «Свидетельствуют оных книг писатели, что они писали свыше им ниспосланное и откровенное, и никакой нет причины, которая бы позволяла сомневаться о их свидетельстве. Ибо они не только истину того, что писали, ясно понимали, но и согласны были так писать…» ( Амвросий (Подобедов) , митр. Краткое руководство. С. 2–3 ) . Остальные моменты, направленные на уяснение слушателям исторического контекста библейских событий, достаточно традиционны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

3) Видение четвертое, – гл. 12 до 20 ( Иез.12–19 ), где: а. Бегство Царя Седекии и народа, прообразованное чрез сосуды пленнические, и чрез страдание и скорбь в ястии и питии. Иез.12 . б. Проречение на лжепророков и лжепророчиц, обещающих мир народу. Иез.13 . в. На идолопоклонников и прельстителей народа угрожение казнью, гладом и проч. никакою молитвою неотвратимым. Иез.4 . г. Погубление Иудеев, означенное чрез древо ложное, для сожжения приготовленное. Иез.5 . д. Благодеяния Божия во усыновлении, и неблагодарность народа во идолопоклонстве. Иез.16 . в. Притчи о двух орлах, о вершине кедра и виноградной лозы; изъяснение о царях Вавилонских, Египетских и Иудейских; а отрасль кедрова возрастающая есть Мессия. Иез.17 . ж.      Притча израильская обличается обличением того, что Бог казнит их не за отеческие, но за их собственные грехи. Иез.18 . з. Приточный плачь на царей Иудиных Иоахаза и Иоакима и проч. Иез.19 . 4) Видение пятое, и в оном беззакония и наказания народа; благодать к новому Израилю. Гл. 20, от ст. 1 до 45 ( Иез.20:1–44 ). 5) Видение шестое, – гл. 20, от ст. 45 до гл. 24 ( Иез.20:45; 21–23 ), где: а. Лице утвержденное на юг. Иез.20 :45с до конца; б. Пророчество на Иудею и Иерусалим; пути царя Вавилонского против сынов Аммоних. Иез.21 . в. Пророчество на Иерусалим, на дом Израилев и на землю, исполненную прельстителей и прельщенных. Иез.22 . г. Пророчество на Самарию и Иерусалим и на землю, исполненную идолопоклонства. Иез.23 . 6) Видение седьмое, в котором, знаком коноба кипящего и запрещением плакать о умирающей жене, должен был пророк преобразить разорение и состояние храма. Иез.24 . В третьей части видения пророка на разных народов, и наконец на народ Израильский гл. 25 до гл. 40 ( Иез.25–39 ); – состоит в 14 видениях: 1) Видение по порядку осьмое на Аммонитян. Гл. 25, от ст. 1 до ст. 8 ( Иез.25:1–7 ). 2) Видение девятое на Моавитян, Идумеян, Филистимлян. Иез.25 :8с до конца. 3) Видение десятое на Тир, – гл. 26 до гл. 29 ( Иез.26–28 ), где: а. Проречение на Тир и плачь о нем островов. Иез.26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

VI. Разделение На две части книга Песней разделяется: В первой части желание пришествия женихова. Гл 1 от ст. 1 до 5 ( Песн.1:1–4 ). Во второй части разговоры между женихом и невестою о взаимной любви. Песн.1 :5с до конца, где: 1) Взаимные речи о воплощении Христовом. Песн.1; 2 , где: а. Невеста признает свое недостоинство, жених ее хвалит, и оба свидетельствуют любовь, Песн.1 :5с до конца. б. Невеста, как крин посреди терния, преимущество женихово похваляет, радуется, что вводится в дом винограда, и исчисляет благодеяния. Песн.2 . г) Взаимные речи о женихе отсутствующим и прибывшем. Песн.3; 4 , где: а. Невеста, лишившись жениха, обретает его; жених запрещает ей смущаться; зрители объявляют страдания невесты. б. Жених терпение невесты похваляет, отходит на гору Ливанскую, невесту к себе призывает и похваляет. Песн.4 . 3) Взаимные речи о разных случаях Песн.5с до конца, где: а. Жених, пришедши в виноград невесты, похваляет плоды; невеста отшествие его оплакивает. Песн.5 . б. Невеста сказывает, что жених не ушел от нее, но в сад ее пошел; жених ее похваляет, и ей цариц и наложниц одобряет. Песн.6 . в. Жених внешнюю красоту телесную невесты похваляет; невеста его в вертоград призывает. Песн.7 . г. Горячность, ревность, попечение о винограде, взаимную наконец любовь изъявляют. Песн.8 . VII. Места особливого примечания достойные Песн.1:4: 2:16; 3:4; 4:9; 5:2,3,6,7,10; 8:6,7 . § 28. О Книге Премудрости I. Надписание В греческой Библии надписание имеет Σοφα Σαλομν; также в латинской, Sapientia Salomonis. Сие название получила от того, что в оной Соломон говорящий изображается. II. Язык Писана не на еврейском языке, но на греческом; ибо Иероним в предисловии говорит: премудрости у евреев не находится, да и самый слог сходствует с греческим красноречием, и во втором уже веке Климент Александрийский греческой текст приводил. III. Содержание Пишет о должности государей, о бедствиях благочестивых людей, о благополучном оных окончании, о жизни вечной, о наказании, ожидающем нечестивых, о статуях и идолах, и о их изобретении и почтении, о поражениях, который древле Бог на Египтян наслал, о премудрости истинной и ложной, и о их начале и действиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

5. Особенности. 1) Красив был телом ) Дан.1:4 ), красивее разумом ( Дан.1:20 ) и прекрасен добродетельми Дан.1:8; 2:18,20; 5:17 ; Иез.14:14 . – 2) Премудростью столько превзошел; что над всеми своего времени преимущество получил Иез.28:3 –3 ) Достоинство, на которое во время плена Вавилонского возведен, толикое было, коликого ни един из Иудеев между иностранными никогда не имел; ибо оно было долговременно и велико. – 4) Толикой был твердости, что от истинного Богопочитания ни угрозами, ниже обещаниями ни мало отвращен быть не мог. Дан.6 . – 5) За благочестие свое у Бога в великом был уважении Иез.14:14 ; от Ангела Его называется муж желаний ( Дан.9:2; 10:11,19 ), то есть, муж прелюбезный и превожделенный, утеха рода человеческого. – 6) 70 оных лет, в которые народ Иудейский пленным был, и жил и пережил Дан.1:1–3; 10:1 – ( 7) Христа прообразил именем, даром пророческим, премудростью, оскорблениями, избавлением и прославлением. 8) Член времени пришествия Мессии, из откровения ему учиненного, пред прочими обстоятельно определил. 9) В пророчествах своих как бы историка представляет, и обстоятельства особеннейшие будущего времени не иначе, как прошедшие исчисляет. 10) Род писания имеет исторический и довольно ясный, хотя не мало находится и такого, что имеет свое затруднение: ибо все почти пророчества сокровенны в своих трудностях, и содержание, которое описывает, свет заимствует из истории Персов, Мидян, Иудеев, Греков, Египтян и Римлян, и из сношения летописей великих империй. Употребляет также некоторые слова неупотребительные. Сам Даниил некоторые пророчества не разумел ( Дан.8:27; 12:8 ), которым отчасти последовавшее время свету придало и ясными сделало. Мф.24:5 , снеси Дан.12:4,9 ). III. Язык Писана отчасти на языке еврейском, отчасти на халдейском. IV. Содержание Содержит жизнь и приключения Данииловы и царей, у которых он служил, и пророчества, в четырех видениях содержащиеся, о делах наиважнейших, то есть, о четырех царствах в свете, и о порядке оных, о неподвижном Царстве Христовом, о времени пришествия Его, о бедствиях Царство Христово, имеющих ) 12 предварить, о воскресении мертвых, и о падении общества Иудейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

V. Конец Оный есть, чтоб показать: 1) что Бог иногда, и по каким причинам, благочестивых людей в разные ввергает бедствия; 2) что судьбы Божии всеконечно справедливы, однако часто бывают неизвестны; 3) что благочестивые в рассуждениях о путях и судьбах Божиих удобно погрешишь могут; 4) чего должно уклоняться благочестивым в оскорблениях; 5) что в благочестивых слабость находится, и искушения оную открывают; и 6) что Бог напоследок оскорбления благочестивых оканчивает, и их по достоинству награждает. Иак.5:7–11 . VI. Прообразование Иисуса Христа Оное есть Иов, который прообразил состояние как истощания, так и прославления Иисуса Христа. VII. Проречение о Иисусе Христе Иов.19:25,27 . VIII. Разделение. На четыре части разделяется сия книга. Первая содержит повествование о скорби Иова, и борении его с различными злоключениями, именно же: а. С некоторыми злоключениями внешними, лишающими его детей и всего имения. Иов.1 . б. С злоключениями внутренними, не только с болезнью телесною, но и со искушениями душевными, при стужении жены и молчании другов. Иов.2 . Вторая, Иовлево прение со вступившимися друзьями, потом с Елиусом и с Богом, где предлагается: а. Жалоба Иова о тяжести злоключений, подающая причину к следующим отражениям. Иов.3 . б. Разговор с тремя друзьями, и троекратное прение. Первое, когда друзья говорили ему, что он виновен по собственному своему преступлению. 1. С Елифазом, – где: а. Елифаз обличает Иова в нетерпеливости. Иов.4 . б. Советует быть терпеливу. Иов.5 . в. Ответ Иовлев, в котором он α. Доказывает свою невинность. Иов.6 . β. Жалуется на бедственность жизни Иов.7 . 2. С Валдатом Савхейским, об искушении благочестивых и нечестивых многое рассуждающим, дабы Иов признал судьбу Божию; а Иов предлагает свое желание, чтобы Бог открыл причину Своего негодования, – гл. 8 до 11 ( Иов.8–10 ), где: а. Речь Валдатова, в которой он защищает судьбу Божию. Иов.8 . б. Ответ Иовлев, в котором он: α. Признает за праведный суд Божий. Иов.9 . β. Умилостивляет оный и оплакивает свою бедность. Иов.10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

139. Праведник молит Бога, чтоб защитил его от клеветников, и посрамил злобу их. 140. Пророк молит Бога, чтоб не попустил ему согрешати языком, и лучше желает быть обличаем от праведных, нежели участвовать в удовольствиях беззаконников. 141. Пророк, гонимый и сокрывающийся в вертепе, просит Бога о защищении его от гонителей, и на Него единого возлагает все упование. 142. Молится верующий, чтобы Бог по единому милосердию простил ему согрешения, и послал бы ему духа оправдания и обновления. (143. Победная песнь Давидова, и прошение на врагов. 144. Похвала дел, царства и рабов Божьих. 145.Упование на Единого Бога должно полагать. 146 и 147 Промысл Божий общий и особенный 148. Три лика тварей Бога хвалящие. 149. Торжество Церкви 150. Хваление Бога всяким образом и от всей души. V. Содержание псалмов подробное Содержится во Псалтыре сокращение всего Вет. Зав. подробное разбирание человека, молитвы, оскорбления, слабость, вера, и терпение праведников, утешение во всяком бедствии, изрядные свидетельства о Боге и его свойствах, о воле, о промысле, о делах, о славном свобождении праведников, и о способе, каковом употребляет он в сохранении, управлении и распространении церкви, прославление Божьего имен, и величественные пророчества о Христе и его Церкви VI. Конец Оный есть троякий: о первом надобно рассуждать по собственному писателя употреблению, которое он в случае иметь намерен быть. Второй, дабы сие служило к общенародному богопочитанию, от чего произошло, что известные псалмы в известные времена и обстоятельства были певаемы. 1Пар.16:17 ; 1Ездр.3:10 ; Неем.12:45 . Третий и самый главный определен для всей Церкви, во всякое время с тем, дабы она имела понятие о Боге, о Мессии, и его Царстве,) 9 чтоб открыть мысли и внутренние чувствия праведников, составить книгу молитв и песней, научить путям Божиим, возбудить к вере и благочестию, утешить в оскорблениях, и дать наставление во всяких обстоятельствах и случаях. Ибо и член церкви, и член общества, и праведник и грешник могут из псалмов почерпать спасительные советы и средства к собственной пользе и назиданию. Но чтоб сей конец удобнее был достигнут, то сия книга, по премудрому Божию промыслу, составлена из песней; ибо известно, что стихотворство, так как и музыка, великую имеют силу в возбуждении и укрощении страстей. 4Цар.3:15 ; 1Цар.16:16,23 . Притом всякому известно, что стихи тверже сохраняются в памяти, нежели речь, сочиненная не стихами. § 25. О притчах Соломоновых

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

б. Песнь Девворы и Варака. Суд.5 . Четвертое порабощение от Мадиама, и освобождение от оного чрез Гедеона. – где: а. Самое порабощение и звание Гедеона, Суд. 6. Избавление чрез Гедеона, Суд.6 . в. Продолжение победы Гедеоновой, смерть и погребение его, и идолослужение Израильтян. Суд.8 . г. Тиранство Авимелехово; Иоафамово вымышленное повествование о древах, как они избирали себе царя; поражение Авимелеха от жены Фивисской камнем в темя. Суд.9 . д. Правление Фолы и Иаира. Суд.10:1–6 . Пятое порабощение от Филистимлян и Аммонитян, и избавление от оного чрез Иеффая, – где: а. Порабощение народа и покаяние оного. Суд.10 :7с. б. Избавление от оного чрез Иеффая, и его обет. Суд.11 . е. Побиение Ефремлян, смерть и погребение Иеффая, правление и смерть судей Есевона, Елона и Авдона. Суд.12 . Шестое порабощение от Филистимлян, и избавление от оного чрез Сампсона, – где: 1) Порабощение Израильтян. Суд.13:1 . 2) Избавление чрез Сампсона, где: а. Его зачатие и рождение. Суд.13 :2с. б. Описание его силы, брак и гадание, предложенное тридесяти другам. Суд.14 . в. Зажжение от него нив Филистимских посредством лисиц; избиение Филистимлян челюстью ослиною, и истечение воды из челюсти оной. Суд.15 . г. Лесть Далиды, жены Сампсоновой, ослепление, связание его узами и смерть. Суд.16 . В третьей содержатся два примера или доказательства повреждения народа Израильского Суд.17 до конца книги, из которых: 1. Идолослужение Михино, – где: а. Изваяние кумира и служение оному, и бесцарственное состояние народа. Суд.17 . б. Идолослужение сынов Дановых. Суд.18 . 2. Блужение Гаваонитян, – где: а. Ужасное блужение, учиненное от Гаваонитян подложнице мужа Левитина. Суд.19 . б. Мщение, учиненное Гаваонитянам от сынов израилевых. Суд.20 . в. Похищение девиц. Суд.21 . IX. Места особливого примечания достойные . § 9. О Книге Руфь I. Надписание У Евреев по особливому материи предмету надписывается Рут а у греков, Ρουθ, Руфь. Означает же Руфь пресыщенную или упившуюся, или, как думает Гиллер, в священном Словаре, пригожую, знаменитую.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

4. Особенности. 1) Слог имеет краткий, возбуждающий страсти, притчей и кратких изречений исполненной, а потому не везде внятный. – 2) По повелению Божескому взял себе в жену блудницу, чтоб сие было знаком духовного блужения Израильского царства. III. Случай Оный явствует из того, что повествуется в 3Цар.12:28 ; в 4Цар.14:23; 15 и проч. в 2Пар.26 . IV. Содержание Порицает мерзкое Израильского народа идолослужение и прочие беззакония; объявляет приближающееся разорение; обещает, что по истреблении нечестивых от среды живых, прочие спасутся; о Христе довольно ясно пророчествует и увещавает, дабы нечестивые покаялись, и достойные покаяния творили плоды, а благочестивых радостными утешает обещаниями. V. Конец Чтоб народ Израильский, во идолослужение и прочие беззакония впадший, угрожением суда Божия и условным обещанием благодати, имеющей свое основание в Мессии, привесть к истинному покаянию, и чтоб верным спасительное подать познание о Христе Спасителе мира. VI. Пророчества о Иисусе Христе Ос.3:5; 13:14 . VII. Разделение Пророчества в сей книг разделяются на две части: В первой части содержатся пророчества, прообразованиями прикровенные, которыми развращение народа, наступающие наказания и между тем обещания изъясняются – гл. 1–4 ( Ос.1–3 ), где: 1) Отделение первое, и в нем: а. Наименование и прообразование брака. Ос.1 . б. Призывание к покаянию и обещание благодати. Ос.2 . а) Отделение второе, в котором образование пророка, которому повелено любить жену блудницу. Ос.3 . Во второй части пророчества простые о развращении Церкви Иудейской и о милосердии Божием к оной, от Ос.4 до конца, где содержатся прочие пять отделений. 1) Отделение третье, в котором обличаются беззакония народа Израильского, с угрожением наказания. Ос.4 . 2) Отделение четвертое, в котором обличаются грехи Израиля и Иуды, со угрожением наказания. Ос.5 . а. Возбуждение ко обращению к Богу, милость Божия и обещание свобождения из плена. Ос.6 . 3) Отделение пятое, где: а. Жалоба Божия на беззакония Израильтян и объявление казней. Ос.7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010