Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ [греч. ιονσιος; лат. Dionysios] (II в.), сщмч. (пам. греч. 29 нояб., пам. зап. 8 апр., 22 марта - перенесение мощей), еп. Коринфский, церковный писатель. О характере его сочинений можно судить только по рассказу Евсевия Кесарийского из «Церковной истории» ( Euseb. Hist. eccl. IV 23). Д.- автор 8 посланий: к римлянам, лакедемонянам, афинянам, никомидийцам, к Кносской, Гортинской и Амастрийской Церквам, а также к некой Хрисофоре. Помимо последнего, они были собраны, видимо еще при жизни Д., в единый корпус, где также содержались и ответные послания к Д., и в таком виде были известны Евсевию, к-рый упоминает ответное письмо к Д. Пинита, еп. Кносского (Ibidem). В послании к лакедемонянам Д. наставляет читателей в правой вере и убеждает их хранить мир и единство. В послании к Афинской Церкви Д. упрекает верующих за нестойкость во время гонений, напоминая им о сщмч. Дионисии Ареопагите , первом епископе Афин, и его преемниках, претерпевших мучения за свою веру. В послании к Никомидийской Церкви Д. опровергает ересь Маркиона. Тот же призыв остерегаться еретических заблуждений звучит в послании к Гортинской и проч. Церквам Крита, где Д. воздает похвалу еп. Гортинскому Филиппу. Послание к амастрийским христианам, их еп. Пальме и др. Церквам Понта написано по просьбе неких Вакхилида и Елписта, возможно Понтийских епископов. В нем Д. убеждает милостиво принимать кающихся, к-рые отпали от Церкви вслед. к.-л. греха, даже если они повинны в еретическом заблуждении. Евсевий особо выделял письмо Д. к папе Сотеру , в к-ром святой отмечает благочестивые обычаи рим. христиан, в т. ч. их помощь др. Церквам. В письме также упоминается обычай чтения послания Климента Римского к коринфянам в церкви в воскресный день и сообщается, что и нынешнее послание папы Сотера также будет всегда читаться в Коринфе для наставления. Послания Д. были широко известны в древности. Евсевий приводит цитату, где Д. жалуется, что уже при жизни его сочинения стали подделывать еретики, которые «одно выбросили, другое прибавили к ним» (Ibidem). После Евсевия высоко ценил послания Д. блж. Иероним (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/178333.html

Одним из первых памятников, который встречался по Средней улице с запада на восток, был Эксокионий. Нужно полагать, что эта местность была поблизости от пересечения улицы стеной Константина, т.к. в IV и V вв. весь этот обширный участок, находившийся между стеной Константина и Феодосия, назывался «за колоннами» (эксокио-ний), где жили готские военные отряды, и где была выстроена для них церковь, в которой совершалось арианское богослужение на немецком языке. В этом направлении, ближе к Золотым воротам, был построен в 463 г. знаменитый Студийский монастырь с церковью св. Иоанна Предтечи, впоследствии получивший громадное влияние в церковной жизни Византийской империи. Переходя в пределы, ограниченные старой стеной Константина, мы встречаем уже более ясные признаки направления Средней улицы. Здесь прежде всего был холм, называемый Ксиролоф, на котором находилось несколько памятников. На месте нынешнего Аврет-базара находилась площадь Аркадия, forum Arcadii, с колонной в честь императора Аркадия и со статуей его, поставленной Феодосием II в 421 г. Колонна Аркадия, украшенная рельефами, стояла на своем месте до 1719 г., когда вследствие землетрясения была повержена на землю. Основание, на котором она была утверждена, сохранилось и доселе остается на своем месте. Ближайшая к аркадиевой площади по Средней улице была площадь Быка — Βος αγορ. Площадь называлась также просто Быком и получила это название от громадного бронзового быка, который иногда служил печью для сожжения преступников. Ныне эта местность известна под именем Ак-серай. Близ площади Феодосия или Тавра было разветвление улиц, именно: одна, как сказано, продолжалась к св. Софии, а другая, тоже из более замечательных, направлялась прямо на запад, мимо храма свв. Апостолов, к Адрианопольским воротам. Находившиеся здесь местности: Амастрийская площадь, Капитолий и Филадельфии — отождествить в настоящее время весьма трудно, не производя раскопок. Что же касается forum Theodosii, то эта площадь вполне сохранилась и составляет одно из центральных мест нынешнего Константинополя. В середине площади находилась колонна, поставленная Феодосием I в память побед его над готами и скифами и украшенная рельефными изображениями, поднимавшимися спиралью кругом колонны. При султане Баязиде II (1481 —1512) на месте этой колонны построены бани и самая колонна уничтожена. Ныне здесь находятся мечеть Баязида и здание сераскирата. Далее Средняя улица ведет к центральным местностям Константинополя. За форумом Феодосия следовал Хлебный рынок — ρτοπλειον, украшенный историческими памятниками. Здесь был водружен Константином на мраморной колонне крест, сделанный им наподобие того, который видел он на небе; здесь же была арка, у которой происходила смена партий, участвовавших в торжественных процессиях. Далее Меса приводила на площадь Константина.

http://sedmitza.ru/lib/text/442754/

Но как бы ни представлялось это правило древнейшим Антиохийского, и как бы ни назывался здесь митрополит, во всяком случае, Дрей считает рассматриваемое правило позднейшим по происхождению потому, что в нем указаны такие права старшего епископа, какими митрополиты стали пользоваться только со времен первого Вселенского собора. Но нисколько не подлежит сомнению, что звание митрополита или, лучше сказать, старшего епископа, весьма рано вошло в состав церковной иерархии и еще во времена глубокой древности христианской было облечено особенными правами и преимуществами в церкви. По мнению многих ученых изыскателей христианских древностей, учреждение в церковной иерархии звания старшего епископа с правами, принадлежащими митрополиту, относится ко временам самих апостолов. Уссерий, Беверидж 109 и многие другие полагают, что такое звание установлено было еще самими апостолами. Основание этого мнения можно находить даже в свидетельстве святого Иоанна Златоуста , который говорит о Тите, что ему от апостола Павла поручен был весь остров Крит, и все тамошние епископы находились под его начальством; тот же святой Златоуст свидетельствует и о Тимофее, что ему поручено было управление целою Азийскою областью 110 . Такое свидетельство Златоуста находит для себя подтверждение в церковной истории, которая говорит, что Кипрские митрополиты с древних времен пользовались правами и преимуществами, им предоставленными, и получили новое право на удержание их за собою на III Вселенском Ефесском соборе 111 . Шестым правилом первого Вселенского собора подтверждены древние права и преимущества Александрийского епископа. Блаженный Августин упоминает о первенствующем епископе Нумидийском и Карфагенском, управлявшем многими областями в Африканской церкви 112 . Еще прежде Августина Евсевий заметил об Иринее (около 178 года), что он был не только Лионским епископом, но и епархиальным начальником всей области Галльской 113 . Тот же Евсевий свидетельствует, что Поликрат, епископ Ефесский, Пальма, епископ Амастрийский, Феофил Кесарийский и Нарцисс Иерусалимский как первенствующие каждый в своей области епископы пользовались правом председательства на бывших тогда поместных соборах, а именно: первый председательствовал среди епископов Азийских, второй – Понтийских, третий – Палестинских и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/drevno...

Но нисколько не подлежит сомнению, что звание митрополита или, лучше сказать, старшего епископа, весьма рано вошло в состав церковной иерархии и еще во времена глубокой древности христианской было облечено особенными правами и преимуществами в церкви. По мнению многих ученых изыскателей христианских древностей, учреждение в церковной иерархии звания старшего епископа с правами, принадлежащими митрополиту, относится ко временам самих апостолов. Уссерий, Беверидж и многие другие полагают, что такое звание установлено было еще самими апостолами. Основание этого мнения можно находить даже в свидетельстве святого Иоанна Златоуста, который говорит о Тите, что ему от апостола Павла поручен был весь остров Крит, и все тамошние епископы находились под его начальством; тот же святой Златоуст свидетельствует и о Тимофее, что ему поручено было управление целою Азийскою областью Такое свидетельство Златоуста находит для себя подтверждение в церковной истории, которая говорит, что Кипрские митрополиты с древних времен пользовались правами и преимуществами, им предоставленными, и получили новое право на удержание их за собою на III Вселенском Ефесском соборе Шестым правилом первого Вселенского собора подтверждены древние права и преимущества Александрийского епископа. Блаженный Августин упоминает о первенствующем епископе Нумидийском и Карфагенском, управлявшем многими областями в Африканской церкви Еще прежде Августина Евсевий заметил об Иринее (около 178 года), что он был не только Лионским епископом, но и епархиальным начальником всей области Галльской Тот же Евсевий свидетельствует, что Поликрат, епископ Ефесский, Пальма, епископ Амастрийский, Феофил Кесарийский и Нарцисс Иерусалимский как первенствующие каждый в своей области епископы пользовались правом председательства на бывших тогда поместных соборах, а именно: первый председательствовал среди епископов Азийских, второй - Понтийских, третий - Палестинских и проч. Таким образом, теперь уже несомненно, что рассматриваемое правило по содержанию своему принадлежит к древнейшим и нисколько не чуждо происхождения апостольского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Позднее это разногласие сочли достойным внимания и постарались устранить его. Во время своего путешествия в Рим, Поликарп пытался убедить папу Аникиту, что обычай приверженцев 14-го нисана есть единственно приемлемый. Ему не удалось это, но и Аниките не удалось склонить престарелого учителя принять римскую систему. Расстались они однако в миролюбивом настроении. При преемнике Аникиты, Сотире, отношения стали как будто натянутыми. К этому времени относится лаодикийская смута: вопрос начал возбуждать страсти. Около 190 г. папа Виктор, второй преемник Сотира, решил положить этому разногласию конец. Он изложил свои взгляды азийским епископам и обратился к Поликрату, епископу ефесскому, с просьбой созвать их на собор. Поликрат действительно собрал их, но они настаивали на своем древнем обычае. Ефесский епископ ответил от их имени папе. Виктору очень решительным посланием, где перечислял всех выдающихся христиан Азии, начиная с апостолов Филиппа и Иоанна. Сам он происходил из семьи, издавна посвятившей себя служению церкви, ибо до него семь родственников его были епископами. Все святые, все епископы, которых он перечисляет, соблюдали 14-ый день. Он заявляет свою решимость также соблюдать его, «не страшась угроз, ибо написано: лучше повиноваться Богу, нежели людям». Оказалось однако, что только азийцы держались этой практики. Состоялись другие епископские соборы по этому поводу. Все соборные послания, сборник которых исследовал Евсевий, склонялись к празднованию воскресного дня. В Палестинском соборе приняли участие епископы: Феофил кесарийский, Нарцис иерусалимский, Кассий тирский, Клар птолемаидский и некоторые другие. Они заявили, что имеют обыкновение вступать в соглашение с александрийской церковью относительно определения дня Пасхи. Осроенские епископы высказались в том же духе. Их обычай не мог расходиться с антиохийской практикой, о которой мы не имеем прямых свидетельств. Понтийские епископы под председательством старейшего епископа амастрийского Пальма, Вакхил епископ коринфский, и Ириней от имени христианских церквей в Галлии, в которых он первенствовал, выразили те же убеждения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   Власть удовольствовалась меньшим: «Кто не исповедует римской религии, тот должен все-таки признавать римские обряды». Об этом говорили святому Киприану Карфагенскому на суде. Многие, тяготевшие к этому новому явлению, придерживались прежнего миропонимания, хотя оно и было несовместимо с новым служением неведомому Богу. Народ почувствовал это не вмещавшееся в старые рамки явление и стал бороться, как умел, за свое прошлое и настоящее... Так, по крайней мере, оценивает II век и начало III века такой знаток римской жизни, как Моммзен.    Во II веке не принято было писать биографий, житий, похвальных слов. Не сохранилось от этого времени и историй Церкви, по которым можно было бы воспроизвести тот «удивительный образ жизни» христиан II века, о котором пишут апологеты. Лишь кое-что мы узнаем по тем остаткам литературы этого времени, которые дошли до нас. Во II веке любили писать наставительные послания, защитительные речи (апологии) к язычникам, опровержения ересей, описывать мученические кончины. Кое-что дошло до нас. Здесь в большей или меньшей степени отразилась, конечно, и жизнь христиан.    Особенностью последних десятилетий II века было то, что христианская мысль и выдающиеся наставники заметно проявились не в одной Малой Азии и Риме, как это было в первой половине века. Мы видим: епископ Дионисий — в Коринфе, Феофил и Се-рапион — в Антиохии, Кодрат, Афинагор — в Афинах, Климент — в Александрии, Вардесан — в Месопотамии, святой Ириней — в Лионе, Егизипп — в Палестине, Наркисс и Александр — в Иерусалиме, Родон, Кай, потом святой Ипполит — в Риме — пишут и наставляют Церкви, не говоря уже о малоазийских наставниках, которых по-прежнему много. Христиане разлились во всем мире, но живут одной общей жизнью, «как бы обитая в одном доме», — говорит святой Ириней, сам наблюдавший это время. Они переписываются, путешествуют, чтобы обменяться мыслями, получить наставление, укрепить и укрепиться от своих собратий, чтобы соблюсти единство веры, хотя все это было тогда нелегко и небезопасно. Пострадали мученики в Галлии; об этом пишут оттуда в Азию и Фригию (и в Рим — святой Ириней). Смирнская Церковь рассылает по всем Церквам вселенной описание мученической кончины своего великого епископа — святого Поликарпа. Епископ Дионисий Коринфский следит за духовной жизнью не одного Коринфа: он пишет послание в Никомидию (в Вифинию), укрепляет ее против ереси Маркиона. Церковь Амастрийскую в Понте он наставляет в вопросе о браке и целомудрии. Евсевий Кесарийский, который видел эти послания в целом виде, говорит, что Дионисий в этом послании также «повелевает принимать всех обращающихся после отпадения, преступления и даже еретического заблуждения» (век спустя этот вопрос возбудил много споров и сомнений). Пишет Дионисий и на Крит: убеждает епископа не неволить братии к слишком строгой жизни, к девству. Пишет он и в Афины, в Рим, в Лакедемон — словом, он заботится почти о всем христианском мире.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Во II веке не принято было писать биографий, житий, похвальных слов. Не сохранилось от этого времени и историй Церкви, по которым можно было бы воспроизвести тот «удивительный образ жизни» христиан II века, о котором пишут апологеты. Лишь кое–что мы узнаем по тем остаткам литературы этого времени, которые дошли до нас. Во II веке любили писать наставительные послания, защитительные речи (апологии) к язычникам, опровержения ересей, описывать мученические кончины. Кое–что дошло до нас. Здесь в большей или меньшей степени отразилась, конечно, и жизнь христиан. Особенностью последних десятилетий II века было то, что христианская мысль и выдающиеся наставники заметно проявились не в одной Малой Азии и Риме, как это было в первой половине века. Мы видим: епископ Дионисий — в Коринфе, Феофил и Се–рапион — в Антиохии, Кодрат, Афинагор — в Афинах, Климент — в Александрии, Вардесан — в Месопотамии, святой Ириней — в Лионе, Егизипп — в Палестине, Наркисс и Александр — в Иерусалиме, Родон, Кай, потом святой Ипполит — в Риме — пишут и наставляют Церкви, не говоря уже о малоазийских наставниках, которых по–прежнему много. Христиане разлились во всем мире, но живут одной общей жизнью, «как бы обитая в одном доме», — говорит святой Ириней, сам наблюдавший это время . Они переписываются, путешествуют, чтобы обменяться мыслями, получить наставление, укрепить и укрепиться от своих собратий, чтобы соблюсти единство веры, хотя все это было тогда нелегко и небезопасно. Пострадали мученики в Галлии; об этом пишут оттуда в Азию и Фригию (и в Рим — святой Ириней). Смирнская Церковь рассылает по всем Церквам вселенной описание мученической кончины своего великого епископа — святого Поликарпа. Епископ Дионисий Коринфский следит за духовной жизнью не одного Коринфа: он пишет послание в Никомидию (в Вифинию), укрепляет ее против ереси Маркиона. Церковь Амастрийскую в Понте он наставляет в вопросе о браке и целомудрии. Евсевий Кесарийский, который видел эти послания в целом виде, говорит, что Дионисий в этом послании также «повелевает принимать всех обращающихся после отпадения, преступления и даже еретического заблуждения» (век спустя этот вопрос возбудил много споров и сомнений). Пишет Дионисий и на Крит: убеждает епископа не неволить братии к слишком строгой жизни, к девству. Пишет он и в Афины, в Рим, в Лакедемон — словом, он заботится почти о всем христианском мире.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Постепенно именно это «упорство», то есть радостная твердость избранных мучеников, оказалось тем «царственным красноречием», которое убедило вселенную и укрепило Церковь. Гонения времен Траяна и его ближайших преемников, видимо, очистили и укрепили Малоазийские Церкви. Тертуллиан рассказывает, что, когда Арий Антонин, проконсул Асийский (184–185 годы), «производил настойчивые розыски, все местные христиане явились перед его трибуналом; тогда он, приказав арестовать немногих, сказал остальным: «Безумцы, если вы хотите умереть, то сами можете воспользоваться для этого веревками и виселицами». Другое подобное проявление бесстрашия христиан наблюдал святой Иустин в Ефесе. Оно его навело, по его собственному рассказу, на такие размышления: «Какой распутный и невоздержанный, почитающий за удовольствие есть плоть человеческую, может охотно принять смерть, чтобы лишиться своих удовольствий? Не будет ли он, напротив, стараться продолжить свою жизнь и скрываться от властей, а не объявлять о себе для осуждения на смерть?» .Так отпали его сомнения, вызванные клеветой, и он сделался христианином. Хотя вифинские христиане при Плинии не были все столь единодушны и мужественны в исповедании веры, как после них асийские и ефесские, все же ему не удалось «исправить» Вифинию и Понт, составлявшие одну провинцию. Об этом единодушно говорят христианские и языческие источники. «Понт полон христианами», — пишет в середине II века сатирик Лукиан, враг Здесь впервые проявился, был обличен и отлучен своим отцом–епископом известный еретик Маркион и, не пользуясь успехом, уехал в Рим (около 140 года). Вифинские христиане принимают горячее участие в вопросе о монтанизме. Их ревность против еретиков и отступников от веры, пишет Дионисий Коринфский, научает принимать всех, приносящих покаяние. Церквей в Вифинии и Понте было немало, так как при спорах о времени празднования Пасхи речь идет о «понтийеких епископах», среди которых первенствует епископ Амастрийский Пальма. Видимо, во многих городах Вифинии и Понта были свои епископы. Это характерно для Малой Азии. В то время как на Западе об италийских, африканских епископах (помимо Рима и Карфагена) мы слышим не ранее III века или самого конца II века, все области Малой Азии во II веке были насыщены христианством: мучениками, наставниками, писателями и народом христианским. Святой мученик Папила (в середине II века) говорил на допросе: «В каждой области, в каждом городе у меня есть дети в Боге». По разному поводу мы узнаем об епископах христианских в Магнезии, Троаде и Анкире Галатийской, в Комнах (в Памфилии) и особенно о великом «множестве» их в Азии. Ученые думают, что к концу II века в некоторых частях Малой Азии почти половина населения были христианами. Но особенно выделяется Асийская область со своими городами Ефесом и Смирной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Мелитон с Онисимом полагали, что в книгах Ветхого Завета не все полезно для христиан, что многие подробности имеют свой интерес только для Евреев и что христиане должны изучать книги эти только с целью веры своей и как пророчества, исполнившиеся в лице Спасителя. Самые заглавия творений Мелитона уже достаточно указывают, что великий пастырь этот касался самых возвышенных вопросов Богословия христианского и науки церковной. Творения писателей и учителей второго столетия о чистоте учения апостольского В то время, когда в Риме Климент и Ерм , а в Малой Азы Игнатий, Поликарп, Папий, Аполлинарий и Мелитон творениями своими поддерживали чистоту учения апостольского, в Греции также были свои великие писатели, верные отголоски тех, кто видел и слышал Самого Иисуса Христа. Церковью Коринфской управлял тогда Дионисий; великий муж этот заботился не только о церкви своей, 895 но также бодрствовал над всеми прочими и посланиями своими старался поддержать чистоту истины христианской. Он писал Церквам: Лакедемонской, Афинской, Никомидийской, Гортинской, Гнозийской и другим учрежденным на Крите; Амастрийской и прочим Церквам Понта и даже церкви Римской. Во всех посланиях своих восставал он против различных ересей, которые возмущали в то время общество христианское, и советовал держаться учения апостольского по достоверному преданию. Квадрант Афинскй соревновал Дионисию коринфскому к чистоте вероучения. Когда предшественник его, Публий, преемник Дионисия Ареопагита , претерпел мученическую кончину, то некоторые из верующих были совращены еретиками, но Квадрант, возведенный на престол афинский, вскоре обратил их к чистой вере. 896 Вскоре сказано будет о тех из мужей апостольских, которые, как писатели, вели прямую борьбу с ересями или полемическими творениями своими защищали христианство против нападок, гонений и заблуждений язычества. 897 Таким образом придем к убеждению, что, немедленно после смерти апостолов, Церковь , для поучения своего и для защиты, имела уже множество замечательнейших писателей, столько же отличавшихся по учености своей, сколько по твердой вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

— Почему ты думаешь, что Бог в отношении Юстиниана допустил несправедливость? — спокойно отвечал епископ Андрей. — Может быть, как раз наоборот. Бог, видя добрые дела и благие намерения Юстиниана, освободил его от тяжкого бремени несения царского креста. И теперь у Юстиниана есть время для молитвы и покаяния. В Херсонесе, куда сослан Юстиниан, когда-то подвизались многие великие столпы Церкви. Например, святой Климент, один из первых епископов Рима. Если Юстиниан смирится со своим положением и возьмет на себя аскетический и молитвенный подвиг, то обретет большую радость, которую у него уже никто не отнимет. Иоанн в задумчивости смотрел на плескавшиеся за кормой волны и думал: «А ведь преосвященный Андрей прав. Действительно, у человека можно отнять все: богатство, здоровье, близких людей и даже саму жизнь. Но если человек останется с Богом, то у него, выходит, ничего не отняли. Ибо все земные блага временны. С родными и близкими мы рано или поздно встретимся в Царствии Небесном, а земная скоротечная жизнь без жизни вечной не имеет ровным счетом никакой цены». На душе у Иоанна от этих мыслей стало легко и светло. «Как все-таки хорошо возвращаться в отчий дом, к отцу и матери!» Ему казалось, что он пробыл в Константинополе не два месяца, а не менее двадцати лет. Матросы возились с установкой парусов, а Иоанн пошел на корму корабля, чтобы там, в уединении, вознести к Богу молитву. Он заметил, что в последнее время к нему пришло новое ощущение: молитва для него стала не просто повседневным обязательным правилом, но постоянной сердечной потребностью души. Часть вторая Глава 1 1 Кто в Херсонесе не знает таверны Посейдона? Пожалуй, такого человека не найдешь на всем Таврическом побережье. Предание гласит, что здесь останавливались даже аргонавты по пути следования в Колхиду за золотым руном. Давно минули те легендарно-мифические времена, но и теперь, уже в христианском Херсонесе, все продолжают именовать таверну именем языческого бога морской стихии. Плещется, шумит Понт Эвксинский буквально в нескольких метрах от таверны. За столом таверны у окна сидит свергнутый василевс ромеев Юстиниан. Так же, как когда-то у себя на дворцовой террасе, он всматривается в морскую даль и слушает монотонную песню прибоя. В его глазах нет ни тоски, ни скуки. Взгляд спокоен. Но если присмотреться внимательно, то в глубине его глаз можно заметить ожидание. Пророчество амастрийского отшельника не дает угаснуть огоньку надежды в душе царственного изгнанника.

http://azbyka.ru/fiction/ioann-damaskin/

   001    002    003    004   005     006