Здесь около известных святилищ происходили многолюдные религиозные собрания, культовый церемониал которых отличался крайне возбужденным и бурным характером. Экзальтированные жрецы, руководившие этими собраниями, галлы и корибанты, – по всему свету славились своими религиозными неистовствами. Во время первого своего миссионерского путешествия ап. Павел остановился в Антиохии Писидийской и Иконии на юго-восточной границ Фригии. Немного позднее он дважды проезжал через нее, отправляясь из Сирии в Македонии и Азию. Сам ли он основал там новые общины, или христианство распространилось из соседних церквей Иконии, Антиохии Писидийской и Иераполя, но факт тот, что к концу II века эта страна была уже почти наполовину христианской. В Вифинии и по берегам Черного моря христианство распространилось также очень рано. Правитель Плиний жаловался Траяну на эту заразу суеверия, «которая овладевала не только городами, но селениями и полями, оставляла храмы пустыми и торговцам жертвенными животными причиняла разорение». Около этого времени или немного спустя отец Маркиона был епископом синопским. При Марке Аврелии речь идет об амастрийской и никомидийской церквах; Дионисий Коринфский в послании к никомидийским христианам убеждал их противиться маркионовой проповеди; амастрийцам, имевшим епископом некоего Пальма, он изъяснял некоторые тексты св. Писания, излагал им истинное учение о браке и воздержании и советовал быть снисходительными к покаявшимся грешникам и к еретикам, которых коснулась благодать Божия. Из этого вифинского очага христианство проникло во Фракию, где мы около того же времени находим две церкви в близком соседстве друг с другом, в Дебельте и Анхиале 309 , упоминающихся в истории монтанизма. После ап. Павла, своего первого апостола, христиане азийской провинции не имели недостатка в знаменитых вождях. Тимофей, по-видимому, некоторое время руководил этими церквами. Как мы видели выше, он оказали гостеприимство многим свидетелям евангельских событий, изгнанным из своей страны иудейской войной или выселившимся по каким-нибудь иным причинам.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

«Истинный гностик, – писал он, – научается верою от слова Божия, которому все доступно; знание же человеческое служит только приготовлением к вере. Гностик чуждается страстей или одолевает их; он покоен духом, ибо ничто не может уклонить его от Бога и не может питать он зависти или ненависти ни к какой из тварей, через которых научается любить Творца; желаний нет у него, ибо душа его уже достигла высшего блага, и в созерцании его исчезают пред ним все наслаждения земные». Философия эллинская, по замечаниям Климента, несмотря на покровительство кесарей, не могла убедить мир, и каждая ее система имела весьма мало последователей; одна только философия Христианская, гонимая от самого начала всеми властями, распространилась по вселенной и со дня на день более цветет. Сами ереси служат свидетельством непоколебимости истинной веры по мере того, как обличаются отступники правых догматов, и Кафолическая Церковь , единством духа и преемством своих епископов и преданий, ведущих начало от Христа и Апостолов, резко отличается от нововводителей, нарушивших священную цепь, которым легко можно указать, когда, от кого и где они начались. 196-й от Рождества Христова В то время один важный вопрос занимал всю Церковь , о дне празднования Пасхи, и по многим местам собирались для этого частные соборы, начатки тех великих Соборов, которыми впоследствии столь торжественно представлялось единство Кафолической Церкви, распространившейся по всей вселенной. Опасаясь, чтобы разновременное празднование величайшего дня Пасхи не нарушило единства христианского, несколько епископов соединились в Кесарии Палестинской: местный Феофил, Кассий и Клар, епископы Тира и Птолемаиды, и Наркисс Иерусалимский, знаменитый святостью жизни и чудесами, который однажды, накануне Пасхи, по недостатку елея, велел диаконам, с несомненною верою, влить воду в лампады и в них загорелся елей; оклеветанный впоследствии пред своею паствою, он укрылся в пустыню, и лжесвидетельствовавшие на него восприяли то наказание, которому каждый обрекал себя в клятве для доказательства клеветы. Папа Виктор в Риме, Приней в Галлии, Вахил епископ в Коринфе, Амастрийский епископ Пальмас в областях Понта и несколько епископов Озроены созывали у себя также соборы, чтобы единодушно установить празднование Пасхи в первое воскресение после весеннего полнолуния.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

    Св. Георгий амастридский. Родители Георгия Феодосий и Мегефуса (Μγεθος множество) жили в городе Кромне недалеко от Амастриды в Пафлогонии при Черном море. Дожив до глубокой старости -, они после молитвы о разрешании неплодства, получили откровение по сне о рождении от них — будущего епископа. Сын молитв, после обучения на-, поставляется в чин клириков, но удаляется на пустынную гору -, где находить отшельника и предается на пустынную гору сир-, где находить отшельника и предается в обители В- или Винисса. По кончине епископа в Амастрии, он побирается — и народом в епископа и хотя император предлагал другого кандиата, но новый выбор опять пал на него. Прибыв в Царьград для рукоположения, он приобретает расположение импер. Константина VI (780—797) и матери его Ирины и посвещается патриархом Тарасием (784—806), испрашивает амастрийской церкви независимость (автокефальность) от панкрийскоой — многие благодеяния гражд-, молитвами своими пр- от города сарацыне, опустошавших окрестную страну, чудесных образом спасает — купцов, — в Т- и несправедливо осужденных на смерть. Бывши снова в Царьграде, предсказал Никифору Лофесту о получении парской -, который, по исполнении пророчества, будучи царем (802—811) с- тайно по временам в его одежду; — того просл- укрощением бури на Черном море во время своего путешествии, умирает в мире среди своей паствы 3 марта в царствование Никифора. По кончине его при гробе совершилось много чудес: так однажды Россы (%Гр[ео п ро -), — в греч. Исперию к все опу- ко берегам, совладели Амастридою и, когда захотели открыт его гроб, думая найти сокровище, то сделались — ж, по дознании — него, уд- -. Ему приписываются каноны на Происхождение честных древ Креста 1 авг., Парфению -? 7 фефр., Порфирию — 26 февраля, мученикам критским 23 декабря, св. П- 8 октября, муч. Артемону 13 апреля и вообще с акростихом в Богородичных: Георгия. (см. Христ. чтение. 1860. Ч. II, стр. 50). Житие его в Деяниях св. (Febr. III. 269). Иоан сколастин написан беседу на Троицу, разделил каноны на 50 глав, ему приписываются собрание Н- и некоторые главы или правила.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Исторические факты также не дают нам какого-либо ясного и определенного указания для решения вопроса о происхождении разделения грехов на смертные и не смертные. В самом деле, не говорит ли против этого разделения тот факт, что в церковной литературе первых двух веков нет ясного разделения грехов на эти именно два класса? О таком разделении в III веке говорит Тертуллиан , но основательно ли поэтому утверждать, что церковная практика первых двух веков была лишь такой, о которой говорит Тертуллиан ? Напротив, в исторических известиях за первые два века можно найти факты, показывающие, что разделение грехов на смертные и прощаемые наблюдалось не всегда. Мы уже указывали на принятие юноши-разбойника св. Иоанном Богословом. Хотя случай этот и особенный – принимает апостол, а не простой иерарх 1366 , однако трудно допустить, чтобы апостол поступал не так, как поступать сам же учил других. Мы также видели, что Климент Римский в своем послании к коринфянам очень много говорит о покаянии; однако у него нет никакого следа разделения грехов на какие-либо классы. Об отлучении за какие-либо грехи на всю жизнь тоже речи нет; напротив, говорится о возвращении всех вообще уклонившихся 1367 . Коринфский епископ Дионисий (ок. 170 г.) в послании к Церкви Амастрийской повелевает принимать всех обращающихся после отпадения и преступления или даже еретического заблуждения 1368 . В сказании о страдании лионских мучеников говорится: «Тогда через живых ожили и мертвые; тогда Дева-Мать ( Церковь ) исполнилась великою радостью, приняв опять живыми тех, которых прежде извергла (ξτρωσε) как мертвых. Именно через мучеников весьма многие отрекшиеся снова были приняты в ее материнское лоно, снова зачаты ею и согреты живительною ее теплотою» 1369 . О принятии в церковное общение тяжко согрешивших есть некоторые известия и у св. Иринея Лионского 1370 . Из времен епископства в Риме Зефирина у Евсевия сохранено такое известие. Еретики Асклепиодот и Феодот убедили Наталия принять звание их епископа. Чудесно вразумленный, «он надел вретище, посыпал главу пеплом и тотчас со слезами пал к стопам епископа Зефирина, валялся у ног не только клира, но и мирян, пока наконец своими слезами не тронул чадолюбивую Церковь милосердного Христа. Надлежало ему долго молить и свидетельствоваться полученными язвами, чтобы возвратить себе единение с Церковью» 1371 . Если о положении дела в Сирской Церкви во II веке можно судить по Сирской дидаскалии, то должно признать, что Сирская Церковь совершенно не знала разделения грехов на два класса 1372 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Ибо если именующийся вселенским впадет в заблуждение, то уже не найдется ни одного епископа, стоящего в правде; если он один вселенский, то вы уже не епископы. Соблюдите церкви свои, какими вы их приняли, охраните от сей порчи всех подвластных вам епископов и не делами только добрыми, но и твердым стоянием в истине докажите всей Церкви, что вы – воистину патриархи; если и случится какое бедствие, пребудем единодушны, даже умирая докажем, что не ради собственных выгод осудили титул тот. Верьте мне, что как мы получили сан свой для проповедания истины, так довлеет лучше оставить его ради истины, нежели удержать 783 . Размыслите, что иное суетное весьма безвредно, а иное крайне вредно. Так, когда грядущий антихрист назовет себя богом; то неужели это будет только весьма суетно, а не и крайне пагубно? Обратим внимание на состав речения: в нем только два слова; но если обратим оное на смысл, то в нем бездна нечестия и всеобщая гибель. Смело говорю, что если кто называет себя, или желает, чтобы другие называли его вселенским святителем, тот возношением своим предшествует антихристу, ибо надменно ставит себя выше прочих. И ведутся они к заблуждению одинаковою гордостию: ибо как тот сын погибельный хочет показаться богом пред всеми человеками, так и сей, кто бы он ни был, желающий называться единственным святителем, возносится над прочими святителями» 784 . Так далек был от мысли признавать видимую главу вселенской Церкви в лице одного епископа-человека великий святитель римский Григорий двоеслов ! 785 § 90. Основания – из обычаев древней Церкви 1. Право писать послания к церквам для их научения или обличения как на Востоке, так и на Западе признавали не за одним только римским епископом, но за всеми епископами важнейших кафедр. Так, св. Игнатий богоносец писал послания к церкви ефесской, магнезийской, траллианской, филадельфийской, смирнской и римской 789 , св.  Поликарп смирнский – к церкви филиппийской 790 , Дионисий коринфский – к лакедемонянам, к афинянам, к никомидийцам, к церкви гортинской вместе с прочими церквами на острове Крите, к церкви амастрийской вместе с прочими в Понте, к кноссианам и к римлянам, у которых епископом был тогда Сотир 791 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Известно, что уже в конце II века (в 170 году) Дионисий Коринфский в своем послании к Амастрийской церкви повелевает принимать в общение всех обращающихся после отпадения и преступления или даже еретического заблуждения и повелевает без всякого сомнения на основании существовавшего какого-либо правила об этом. Притом Плиний Младший (в 110 году), правитель Вифинии и Понта, в своем письме к императору Траяну извещает о множестве отпадших от христианства. Он так говорит: " Одни поименованные в списке (в котором записаны были многие христиане) сказали, что они христиане, но потом тотчас же отреклись; другие, что содержали христианство, но оставили, кто более трех лет тому назад, кто еще более, иные даже более двадцати лет, все почтили и твой образ и изображение богов, произнесши хулу на Христа " И весьма вероятно, что в числе этих отпадших находились такие люди, которые вскоре потом раскаялись в своем поступке и готовы были опять обратиться к христианству. Если так, то нужно допустить, что уже в начале II века сознавалась нужда в издании рассматриваемых нами правил. Вообще нужно заметить, что оба эти правила по своему содержанию нисколько не чужды апостольского происхождения. И в самом деле, апостолы везде и всегда проповедовали покаяние в отпущении грехов (Деян.3:19); " долготерпит Господь на нас, - учили они, - не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут " (2Пет.3:9). И известно, что святой Петр призывал к покаянию даже тех иудеев, которые распяли истинного Мессию (Деян.2:28,37,38) и потом призывал Симона волхва, родоначальника всех еретиков (Деян.8:22). И хотя апостолы отлучили виновных в тяжких грехах, но всегда и разрешали таких людей после их раскаяния и исправления: так, апостол Павел разрешил покаявшегося кровосмесителя, подвергнув его предварительно только временному отлучению (2Кор.2:7). Притом адамиты, монтанисты и происшедшие от них новатиане, отказывавшие в церковном общении кающимся, всегда признаваемы были еретиками и повредителями апостольского учения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Влияние это выразилось особенно при поднятом тогда вопросе о праздновании Пасхи, в котором многие, как на Востоке так и на Западе, сильно заблуждались. Поместные соборы о сроках празднования Пасхи, посте и пр. Уже говорено было, что вопрос о том волновал Церковь , что собирались соборы рассуждать о сем на Востоке, что Поликарп приезжал в Рим совещаться о том с Аникитою. На Востоке сохранялось предание апостольское, от которого Поликарп отступить не мог; Аникита же равным образом желал оставаться верным преданию своей Церкви. Оба епископа совещались о сем, не нарушая взаимного общения, и смотрели это как на вопрос о благочинии, нисколько не придавая ему значенья вопроса о вере. Мудрой умеренности их подражали, однако, не все. Некоторые из восточных увлекались до того, что находили, будто Пасху следует праздновать непременно в четырнадцатый день мартовской луны, иначе это будет ересь. Действительно, все Церкви малоазийские праздновали в этот день Пасху на основании древнего предания; 1100 но они, подражая Поликарпу, довольствовались следовать сему преданию, не осуждая прочих Церквей, которые все праздновали Пасху в воскресение, следующее за четырнадцатым днем мартовской луны. Западные также увлекались не менее некоторых восточных и во главе их Виктор, епископ римский, хотел даже принудить страхом обвинения в ереси, чтобы следовали его обычаю. Не видно, чтобы кто из епископов восточных угрожал по этому вопросу нарушить общение с прочими Церквами; но не так было на Западе, где Виктор готов был возмутить всю Церковь , лишь бы только восторжествовало его мнение. Увлекался же он тем более, что один из пресвитеров его Церкви, именем Власт, впал в противоположное заблуждение и осуждал Церкви, не следовавшие обычаю малоазиатскому. Виктор вознамерился осудить его всей Церковью, и для того писал главным епископам, прося их дать заключение, которое бы мог употребить против Власта. Так как вопрос этот наделал много шуму, то собирали соборы и епископы съезжались, чтобы решить как следует поступать. Епископы палестинские собрались под председательством Феофана, епископа кесарийского и Наркиса, епископа иерусалимского. 1101 Они написали послание, которым осуждался обычай малоазийский. «Есть о том же предмете, говорит Евсевий, послание собиравшихся в Риме, на котором читается имя епископа Виктора. 1102 Епископы Понта, собирались под председательством Пальма, епископа амастрийского, старейшего по летам из епископов той провинции. В Церкви гальской был также собор под председательством Иринея. Епископы городов провинции Осдроэны, Васхилл, епископ коринфский и множество других епископов обнародовали также, как означенные соборы, свои послания, в которых все они выражались в том же смысле, как Церковь палестинская».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Вперед вышел протоспафарий Стефан Русия и, низко поклонившись, торжественно произнес: — Государь наш божественный Юстиниан, мы хорошо помним слова священной клятвы, данной нами когда-то при вступлении в наши должности, в ней говорится: «Если по воле Божьей с императором случится несчастье или он будет изгнан, я буду сопровождать его, разделю его страдания и подвергнусь тем же опасностям, что и он, вплоть до самой смерти и в течение всей моей жизни». Так позволь же нам, господин наш, следовать за тобой, чтобы не оказаться клятвопреступниками. В это время Юстиниан заметил, что на него пристально смотрит высокий, аскетического вида монах. Это был амастрийский затворник Кир. Во взгляде аскета не было ни сочувствия, ни злорадства. — Чего тебе надо, отшельник? — раздраженно спросил Юстиниан. — Ты пришел убедиться, что не сбылись твои предсказания? — Нет, Юстиниан, я пришел для того, чтобы подтвердить мои слова. Знай же, придет время, и ты вновь сядешь на престол твоего отца. Сказав это, монах молча осенил Юстиниана крестным знамением и, повернувшись, не оглядываясь, сошел с корабля. Юстиниан, наблюдая за уходящим отшельником, тихо проговорил: — Я верю тебе, преподобный Кир, да будут слова твои благословением скорбных дней моих. 4 На второй корабль взошел Иоанн Мансур. Это был уже не тот восторженно-мечтательный юноша, каким он прибыл два месяца назад в Константинополь. Иоанн возмужал и окреп духом. Складка, пролегшая на его челе выше переносицы, была немой свидетельницей глубоких раздумий и переживаний. Взгляд его ясных голубых глаз подернула пелена тихой печали и рассудительного спокойствия. Корабль шел на Крит с остановкой в одном из портов Сирии, где должен был сойти Иоанн. На этом же корабле отбывал на свою кафедру епископ Критский Андрей. Иоанн стоял рядом с преосвященным Андреем и наблюдал, как постепенно скрываются за водной гладью горизонта могучие крепостные стены великой христианской столицы. — Скажи мне, преосвященный владыка, — обратился он к епископу Критскому, — почему Бог допустил такую несправедливость над Юстинианом? Разве его желание царствовать по законам милосердия и справедливости не угодно Богу?

http://azbyka.ru/fiction/ioann-damaskin/

От бедствий страдали и давно почившие святые. В «Сказании о перенесении мощей священномученика Ферапонтия Кипрского» упоминается о нашествии на Кипр в начале IX века арабов под предводительством адмирала Харуна, который «разрушил церкви и рассеял островитян» . Священномученик Ферапонт, пострадавший при Диоклетиане, чудесным образом явившись, изъявил свою волю о том, чтобы его мощи были перенесены в Константинополь, что и было совершено. Похожая история связана с перенесением мощей апостола Варфоломея с острова Липара в Италию. В IX веке мусульмане опустошили и разграбили остров и, набросившись на могилу апостола, разбросали кости его. Явившись во сне одному греческому монаху, апостол попросил его собрать кости и сохранить их. Осмысление духовных причин этих бедствий, предлагаемое агиографами, совпадало с тем, что писали византийские историки. Поэтому, например, в «Житии Николая Студита», написанном около 924 года сказано, что «Николай происходил из славнейшего острова Крита, пользовавшегося тогда Христовою свободой, хотя теперь в нем обитает жалкий народ – потомки Агари, поработившие нас за грехи наши» . При этом многие святые защищали христиан от мусульманских атак и притеснений, причем как «естественным», так и сверхъестественным образом. Несколько примеров защиты «естественным образом»: святитель Георгий Амастрийский в конце VIII века возглавлял и руководил обороной Амастрия против атаки арабов . Святитель Иоанн Атталийский предупреждает свою паству, говоря: «Через 40 дней придет на Атталию гнев Господень», и призывает к покаянию. В указанный срок прибывает арабский флот. Святой командует приготовлением города к осаде и выходит на переговоры с арабским флотоводцем: «Я говорю тебе, если ты пожелаешь обидеть этот бедный город и нам, гостящим в нем, повредить в чем-нибудь, то Бог наш не позволит тебе больше увидеть Сирию». Испугавшись, арабский флотоводец отступил от города . Святитель Димитриан Хитрийский в 913 году ходил в Багдад на прием к халифу, чтобы ходатайствовать об освобождении плененных киприотов – своей паствы, и был успешен и вернулся на родину с освобожденными пленниками .

http://pravoslavie.ru/4484.html

Потом говорит, что Дионисий Ареопагит , обращенный к вере, по сказанию Деяний апостольских, Павлом, был первым епископом афинской церкви. Есть еще послание к Никомидийцам, в котором он, опровергая ересь Маркиона, твердо стоит за правило веры. В послании к церкви Гортинской, а вместе и к другим, находящимся на острове Крите, хвалит он епископа Филиппа, так как при нем церковь его прославила подвигами мужества и убеждает оберегаться коварства еретиков. В послании к Амастрийской церкви и, вместе с прочими, в Понте он упоминает о Вакхилиде и Элписте, побуждавших его написать послание, предлагает толкование на священные писания, называет по имени епископа их Пальму, много говорит им о браке и о чистоте и заповедует снисходительно принимать обращающихся после падения, преступления ли или еретического заблуждения. Между посланиями есть послание его к Гносейцам, в котором убеждает епископа их Пинита не неволить братию к тяжкому игу девства, но иметь в виду немощь многих... Наконец, есть и еще послание Дионисия к Христофоре, верной сестре, в котором наставляет, применяясь к ее нуждам, и преподает приличную духовную пищу. 403 § 47. Аполлинарий, епископ Иерапольский В той же малой Азии, где подвизался св. Мелитон сардийский , в одно время с ним действовал к славе имени Христова св. Аполлинарий иерапольский. 404 Современная церковь видела в нем твердый оплот против современных еретиков, как и против скорбей, воздвигавшихся язычниками. 405 «Сверх знания веры он был обогащен и внешней образованностью». 406 – Монтан тогда только чт начинал проповедовать свое учение. Аполлинарий, еще священник при Святителе Аверкие иерапольском, по воле пастыря своего, с твердостью обличал заблуждения Монтана 407 и по его же воле написал обширное обличение нечестивым своеволиям Монтанистов. 408 В сане епископа иерапольского он собрал в Иераполь 20 епископов, «отсек (от церкви) Монтана и Максимиллу лжепророков, которые богохульно, или как говорит сам св. Отец, беснуясь извращали жизнь». 409 Хотя после знаменитой войны с Квадами и Маркоманнами (174 г.), где войско М.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006