Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История чудотворных и чтимых икон (см. также " Иконопись " ) АМАСТРИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Арматийская, Амартийская]; происхождение иконы, получившей название по месту явления или чудотворения, связывают с Амастрийской обителью на Чёрном м. БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви) БРАИЛОВСКАЯ ЧЕНСТОХОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в браиловском во имя Св. Троицы жен. мон-ре (пос. Браилов Жмеринского р-на Винницкой обл., Украина) ВАЛААМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасо-Преображенском Валаамском муж. мон-ре в 1897 г.

http://pravenc.ru/rubrics/122374.html

И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все наши согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов, да утешенные и просвещенные Им воспоим Тебе благодарственную песнь: радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь. 16 августа Икона Феодоровская-Костромская О ней см. под 14 марта. 17 августа Свенская икона О ней см. под 3 мая. Амастрийская икона Эта икона находится в Амастрийском монастыре при Чёрном море. Называется она и Амартийской. Она прославилась в дни иконоборства. Донская икона Эта икона принесена донскими казаками, прибывшими на помощь к великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому в битве с татарами. Она была утверждена на древке, как хоругвь, и во всё продолжение войны оставалась при русском войске. В день славной Куликовской битвы, бывшей в 1380 году между реками Доном и Непрядвой, икону носили среди православных воинов для ободрения и помощи им против рати татарской, литовской и рязанской. Когда неприятели были поражены, казаки поднесли икону в дар великому князю Димитрию, который привёз её в Москву и поставил сначала в Успенском соборе, а по сооружении Благовещенского собора перенёс её туда. В память победы, одержанной заступлением Пресвятой Богородицы на берегах Дона, икона названа Донской. В 1591 году крымский хан Казыгирей с многочисленными полчищами татар вторгся в пределы России и подступил даже к Москве. Царь Федор Иоаннович, не надеясь своими силами отразить внезапное нашествие татар, так как ещё должен был защищаться от шведов, шедших на Новгород, обратился с молитвой о помощи к Небесной Заступнице. Он приказал с иконой Донской Богоматери и другими иконами совершить крестный ход вокруг города и потом поставить первую в походной своей церкви среди воинских рядов. Целую ночь царь усердно молился, прося Пресвятую Богородицу послать помощь на одоление врагов, и получил извещение, что силой Христа и предстательством Его Матери он одержит победу над врагами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Свенской Иконе Пресв. Богородицы установлено праздновать в память избавления г. Брянска от нашествия французов в 1812 г. Когда французские войска устремились к Брянску, то жители его и окрестных селений устроили крестный ход с чудотворной Свенской иконой вокруг города, молясь о защите. И что же? Войска, шедшие в Брянск, вдруг поворотили назад. По сему случаю каждогодно бывает в Брянске крестный ход вокруг города со св. иконой, 17-го авг. О явлении иконы читать под 3 мая. Амастрийская икона Богородицы находится в Амастрийском монастыре при Черном море. Празднование сей иконе установлено в память избавления от иконоборства. 18-е число Мученики Флор и Лавр были родные братья, христиане и по ремеслу каменесечцы. Жили во II веке в Илиирии. Их, как искусных мастеров, пригласили строить великолепный языческий храм в соседней с Иллирией стране. Работая, святые братья проповедовали язычникам о Христе Спасителе и получаемые деньги за работу раздавали бедным, сами же довольствовались только самым необходимым. Вследствие их проповеди многие из язычников крестились. Случилось, что во время работы отскочившим от камня осколком был выбить глаз молодому юноше, сыну жреца, который стоял близко. Отец рассердился на святых, но они, убедив юношу уверовать во Христа, исцелили его, так что и сам отец его крестился. Построив храм, святые Флор и Лавр, вместе с уверовавшими во Христа, в числе 300 человек, посвятили его истинному Богу и уничтожили идолов, предназначавшихся для храма. Правитель страны, узнав об этом, осудил на сожжение всех участвовавших со святыми братьями в поругании языческой святыни, а их самих отправил в Иллирию, где они были брошены в безводный колодец и засыпаны землей. Впоследствии мощи свв. мучеников были обретены и перенесены в Константинополь. Их видели в XIII и XIV столетиях наши русские путешественники. Русский народ почитает святых мучеников Флора и Лавра покровителями лошадей, но почему – это неизвестно. Мученики Ерм , Серапион и Полиен жили в Риме и за исповедание христианской веры были представлены к правителю на суд. Он заключил их в смрадную темницу, а затеи, когда они вторично отказались поклониться идолам, приказал влачить по камням и стремнинам, отчего святые мученики и скончались.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Микр, мальчик, отпущенник Ликона V 72, 73 Милон, пифагореец, шестикратный олимпийский победитель в борьбе VIII 39 Мильтиад, правитель Херсонеса Фракийского, потом афинский стратег, победитель при Марафоне I 56 Мильтиад, отец стоика Аристона Хиосского VII 37 Мильтиад, стоик, ученик Аристона Хиосского VII 161 Мимнерм (втор. пол. VII в.), элегик из Колофона, считался первым поэтом любви. См. Ук. ист. Миний, лицо неустановленное. См. Ук. ист. Мирмек, философ-мегарик, ученик Евфранта Олинфского, оппонент, а затем последователь Стильпона II 113 Мирмек, упоминается в завещании Аристотеля V 14 Мирониан Амастрийский, историограф. См. Ук. ист. Мис, ученик и отпущенник Эпикура X 3, 21 Митра, казначей царя Лисимаха, покровитель эпикурейцев; Эпикур писал к нему и посвящал ему свои сочинения II 102; X 4 Митридат, почитатель Платона и посвятитель его статуи III 25 Мнасей, отец Зенона Китийского VII 1, 10, 11, 31 Мнесагор, отец Архита Тарентийского VIII 79 Мнесарх, камнерез, считается отцом Пифагора VIII 1, 6 Мнесиген, один из душеприказчиков Стратона V 62 Мнесилох, комедиограф, возможно, идентичен Мнесимаху. См. Ук. ист. Мнесимах, поэт средней комедии. См. Ук. ист. Мнесистрат Фасоский, ученик Платона. См. Ук. ист. Мнесистрат, лицо неустановленное VII 177 Молон, возможно, афинский архонт в 362/61 г. III 34 Молон, отпущенник Феофраста V 55 Моним CupakyзckuйVI 82–83 Мосх, ученик Федона, глава элидской школы, известен тем, что питался только водой и смоквами II 126 Мох, финикийский мудрец, которому приписывалось создание учения об атомах I 1 Мусей, мифический поэт, считался основателем религиозной поэзии I 3 Навкид, ученик Демокрита и учитель Эпикура, возможно, идентичен Навсифану I 15 Навсифан (IV в.), атомист и физик из преемства Демокрита, первый учитель Эпикура I 15; IX 64, 69, 102; X 7, 8, 13, 14 Неанф Кизикийский (ок. 300), ритор, ученик Филиска Милетского. См. Ук. ист. Неарх, тиранн, которого пытался свергнуть Зенон Элейский IX 26 Нектанеб, последний царь XXX династии Египта, низвергнутый персами в 341 г.; считался истинным отцом Александра Великого VIII 87

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

35 Он высказывал и много других суждений о многих предметах, которые было бы долго перечислять, ибо всюду он был в высшей степени трудолюбив и изобретателен, как видно и из вышеназванных его сочинений, число которых близко к четыремстам, считая только несомненные; а ему приписывается и много других сочинений, равно как и изречений, метких, но незаписанных. Всего было восемь Аристотелей: первый – вышеназванный; второй – афинский государственный деятель, от которого известны изящные судебные речи 394 ; третий – занимавшийся «Илиадой»; четвертый – сицилийский ритор, написавший возражение на «Панегирик» Исократа; пятый – по прозвищу «Миф», последователь сократика Эсхина; шестой – из Кирены, писал о поэтике; седьмой – учитель гимнастики, упоминаемый Аристоксеном в «Жизнеописании Платона»; восьмой – безвестный грамматик, от которого сохранилось пособие «О словоизлишестве». У Аристотеля Стагирского было много учеников; более всего выделялся из них Феофраст, о котором и пойдет речь. 2. Феофраст 36 Феофраст из Эреса, сын Меланта (который был сукновалом, как утверждает Афинодор в VIII книге «Прогулок»). Вначале он слушал в родном городе своего земляка Алкиппа, потом учился у Платона и наконец перешел к Аристотелю; а когда тот удалился в Халкиду, Феофраст принял от него школу в 114-ю олимпиаду. Говорят, у него даже раб был философом, а звали этого раба Помпил, – как утверждает Мирониан Амастрийский в I книге «Исторических сравнений». 37 Был он человек отменной разумности и трудолюбия; по словам Памфилы в 32-й книге «Записок», у него учился даже Менандр, сочинитель комедий, да и во всем прочем он отличался готовностью к услугам и любовью к наукам. Его принимал Кассандр, и за ним посылал Птолемей; афиняне же настолько были к нему расположены, что когда Агнонид посмел обвинить его в нечестии, то сам едва не подвергся наказанию 395 . Беседы его посещало до двух тысяч учеников 396 . В письме к перипатетику Фанию он говорит, между прочим, и о преподавательстве 397 : «Нелегко подобрать по вкусу даже узкий круг слушателей, не только что широкий. Чтения требуют исправлений; а отложить их и пренебречь ими – этого юный возраст перенести не может». Это то самое письмо, в котором он обзывает кого-то педантом 398 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Пер. с греч. Симферополь, 1892, с. 119, 120). 25 Что в века гонений разработка дисциплины целомудрия и брака представляла один из важных предметов пастырской деятельности епископов – это можно видеть из разных мест Истории Евсевия. Напр., о Дионисии епископе Коринфском II-ro века Евсевий передаёт, что Дионисий в послании к Церкви Амастрийской «дает много наставлений касательно брака и целомудрия». Кн. IV, гл. 23, стр. 233. 26 Это определение древнего римского права реципировано и нашею Кормчею книгою. См. Ч. ΙΙ, гл. 44, п. 5. Гр. 13. 28 Едва ли справедливым, однако же, будет полагать, что вышеупомянутая уступка в пользу конкубината рабы-христианки совершенно отменялась новым кодексом церковного права. Ибо не подлежит сомнению, что первичный кодекс – Апостольские постановления – продолжали действовать и при образовании вторичного кодекса не только до Трулльского собора, официально отменившего этот кодекс, но и после него, не смотря на эту отмену. 29 Т. е. имел характер исключительно частного гражданского договора, таковым он действительно и почитается в древнем римском праве. 30 «Penes nos occultae qnoque conjunctiones, id est non prius apud Ecclesiam professae juxta moechiam et fornicationem judicari periclitantur. Nec inde consertae obtentu matrimonii eludant.» De pudicitia, Cap. IV. Migne. T. II, col. 987. 32 Dig. XXIV, 2. de divortiis: “Nullum divortium ratum est, nisi septem civibus romanis puberibus adhibitis, practer libertum ejis, qni divortium faciet”. 33 Dig. XXIV, 2. Fragm. Gaius: In repudiis, id est renunciatione, comprobata sunt haec verba: tuas res tibi habeto; item haec: tuas res tibi agito. 37 § 6 гл. VIII нов. 117-й, который гласит: «если жена без ведома мужа, или против его воли, присутствовала на зрелищах в цирке или театре или на охоте» – почему-то здесь опущен. Прим. проф. В. А. Нарбекова, стр. 517. 42 Тяжелов А. Законы греческих Императоров в отношении к Церкви после Юстиниана. М., 1877, с. 94. 48 Разумеется женщина, играющая на сцене, по-нашему, актриса. В Византии сценическое служение женщин не пользовалось общественным уважением. См. Номок. Тит. ΧΙΙΙ, гл. 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

12,13,14 Он оставил множество сочинений, стихов и увещаний, а именно такие: «О природе» шесть книг, «О мудрости» шесть книг, «О богатстве», «Аркадянин,» «О неопределенном», «О дитяти», «О сдержанности», «О полезном», «О свободе», «О смерти», «О добровольном», «О дружбе» две книги, «О надлежащем», «О противоположностях» две книги, «О счастье» две книги, «О сочинительстве», «О памяти», «О ложном», «Калликл», «О разумении» две книги, «Домостроение», «О здравомыслии», «О силе закона», «О государстве», «О набожности», «О том, что можно научить добродетели», «О сущем», «О судьбе», «О страстях», «Об образах жизни», «О согласии», «Об учениках» две книги, «О справедливости», «О добродетели» две книги, «Об образах», «О наслаждении» две книги, «О жизни», «О мужестве», «О едином», «Об идеях», «Об искусстве» «О богах» две книги, «О душе» две книги, «О науке», «Политик», «О наукознании», «О философии», «О Парменидовых учениях», «Архедем, или О справедливости», «О благе», «О понимании» восемь книг, «Разрешение спорных рассуждений» – десять книг, «Беседы о природе» – шесть книг, «Оглавление», «О родах и видах», «Пифагорейские вопросы», «Разрешения» – две книги, «Разделения» – восемь книг, «Положения» – двадцать книг, 30 000 строк, «Изучение диалектики» – четырнадцать книг, 12 740 строк, затем пятнадцать книг и еще шестнадцать книг «О науках, относящихся к слову», девять «Книг рассуждений», «О науках» шесть книг, «Еще о понимании» две книги, «О геометрах» пять книг, «Записки», «Противопо ложности», «О числах», «Наука чисел», «О расстояниях», «Об астрономии» шесть книг, «Начала царской власти» к Александру – четыре книги, «К Арибе», «К Гефестиону», «О геометрии» две книги; всего общим счетом 224 239 строк. Вот каков он был – и все-таки афиняне вывели его на продажу за то, что он не мог уплатить подать с иногородних 320 . Выкупил его Деметрий Фалерский, сразу дав и ему свободу, и афинянам деньги. (Так пишет Мирониан Амастрийский в I книге «Оглавления исторических сравнений».) 15 Школу он принял от Спевсиппа и возглавлял ее двадцать пять лет, начиная от архонтства Лисимахида, что во 2-м году 110-й олимпиады. Умер он ночью, упавши на какой-то сосуд, на 82-м году жизни. О нем мы написали так:

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

«Подлинное бытие каждой сущности осталось до такой степени неизменным, что Дух продолжал творить в Нем Свои великие дела, являя людям чудеса и знамения, а плоть продолжала бороться со страстями, алкать в присутствии диавола, жаждать у самаринского колодца, рыдать об усопшем Лазаре, скорбеть душой перед лицом смерти — ив конце концов она погибла». Тертуллиана трудно любить. Тем не менее ему нельзя отказать в незаурядном таланте, с которым он выстроил убедительную и изящную богословскую систему. Он оставил заметный след в истории Церкви, особенно в процессе формирования духовности африканского христианства. СЕКТАНТСТВО И ВЛАСТЬ ЕПИСКОПА На рубеже II и III веков стали заметны попытки ведущих епископов укрепить структуру Церкви. У главы крупной городской общины было больше возможностей организовать людей и эффективно управлять ими, чем у священника в маленькой деревушке. Полисам подчинялись большие территории, соединяемые экономическими и гражданскими связями. Неудивительно, что церкви больших административных центров распространили свое влияние на прилегающие земли, и сельские общины попали под юрисдикцию городских епископов. То же произошло в вопросах учения: при возникновении богословского спора проигравшая сторона нередко обращалась к старшей церкви и ее епископу за поддержкой или разъяснением. Дионисий Коринфский, Серапион и Димитрий Будучи епископом Ахейской метрополии, Дионисий Коринфский направил утешительные послания в спартанский Лакедемон и в Афины, находящиеся под его юрисдикцией. При Марке Аврелии (161–180 гг.) на греческих христиан опять обрушились гонения, и некто Публий, епископ Афинский, погиб мученической смертью. Это привело к массовому отступничеству афинян, которых собрал вместе только новый епископ Кодрат. На Крите между двумя епископами, Пинитием Кносским и Филиппом Гортинским, разгорелась распря по вопросу о целомудрии, и Дионисий встал на сторону Филиппа. В посланиях далеким церквам в Никомидии и Амастрии он также затрагивает эту тему. В частности, амастрийской церкви он пишет письмо о ее епископе Пальме, где поддерживает его противников. Историк Пьер Нотэн, вероятно, прав, когда говорит, что за каждым посланием стоит жалоба, составители которой надеялись на вмешательство влиятельного Дионисия. Если это так, то послание Сотеру Римскому, где епископ Ахейский восхваляет Сотера и жалуется на неверное толкование его писем недоброжелателями, является его собственной жалобой более сильному епископу. Такое положение свидетельствует об установившейся иерархии в Церкви по типу соборности, предложенному Иринеем в богословских трактатах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

289 Что в века гонений разработка дисциплины целомудрия и брака представляла один из важных предметов пастырской деятельности епископов – это можно видеть из разных мест Истории Евсевия. Напр, о Дионисии епископе Коринфском II-ro века Евсевий передает, что Дионисий в послании к Церкви Амастрийской «дает много наставлений касательно брака и целомудрия». Кн. IV, гл. 23, стр. 233. 290 Это определение древнего римского права реципировано и нашей Кормчей книгой. См. Ч. II, гл. 44, п. 5. Гр. 13. 291 Номоканон Фотия, Тит. XIII, гл. 5., стр. 534–5 41. Русск. перевод Проф. В. А, Нарбекова. Казань 1899. 292 Едва ли справедливым, однако же, будет полагать, что вышеупомянутая уступка в пользу конкубината рабы-христианки совершенно отменялась новым кодексом ц. права. Ибо не подлежит сомнению, что первичный кодекс – Апостольские постановления – продолжали действовать и при образовании вторичного кодекса не только до Трулльского собора, официально отменившего этот кодекс, но и после него, несмотря на эту отмену. 293 Т. е. имел характер исключительно частного гражданского договора, таковым он действительно и почитается в древнем римском праве. 294 «Penes nos occultae qnoque conjunctiones, id est non prius apud Ecclesiam professae juxta moechiam et fornicationem judicari periclitantur. Nec inde consertae obtentu matrimonii eludant». De pudicitia, Cap. IV. Migne, T. II col. 987. 296 Dig. XXIV, 2. de divvrtiis: «Nullum divortium ratum est, nisi septem civibus romanis puberibus adhibitis, praeter libertum ejis, qni divortium faciet». 297 Dig. XXIV, 2. Fragrn. Gaius; Ju repudiis, id est renunciatione, comprobata sunt haec verba: tuas res tibi habeto; item haec: tuas res tibi agito». 299 После неудачной войны 1866 г. в Австрии была проведена коренная реформа народных школ (узаконениями 1867–69 гг.), причем народная школа была отделена от церкви, и вообще был провозглашен девиз свободной науки. В самое последнее время начальная школа снова отдана под инспекторский надзор духовенству и его сторонникам-клерикалам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Герман, милостью Божьей архиепископ 600 , вселенной 601 патриарх, [с] святым собором и смиренными митрополитами: эфесский Феодор смиренный митрополит, кузичский смиренный митрополит Никифор 602 , сардийский Георгий смиренный митрополит, ясьский 603 Феодор смиренный митрополит, амастрийский Никола 604 смиренный митрополит, просьский Сергий смиренный митрополит. 605 – Все священные митрополиты всея Руси и о Господе любимый брате и сослужебниче нашего смирения, кир Кириле. Приспе в слухы 606 нашему смирению, яко неции в русской стране преже смеющим мужи некие купяще, к рабьскому игу влекуще, аще и пленники некие, и потом и учителем их предающе учить священные грамоты и учения священный возраст, возводят по чину их к священному достоянию, и к епископам сих приводяще, не прежде сих отпустивше работного ига, якоже и по поставлению священия совершения 607 работном быть, и опять иереем рабскому имени бещестном быть, иже усынение дарующим крещением верующим. Се убо в слухи вшед нашего 608 смирения и божественному и священному собору священном митрополитом всем 609 уныния и скорби исполни многие, оже отнюдь деется сяковое беззаконие в стране христианской. Темже братски 610 пишем твоему священству [и] иже под тобой боголюбивым епископам, да яко могущи 611 отсечете сяковое беззаконие и исправите прегрешения, но же противная в едино сошедшеся не можета. 612 Како бо аще 613 раб иже по Бозе свобожден ходатай верным? И како ли к 614 Господеви ходатай иже господствуя 615 от ходатающего? Павлу, великому апостолу, не мните 616 сице; не бо инако апостольского дарования Онисима сподобил, развее от Филимоновых отпустися рук. Мнози же священных и божественных правил и законов беззаконие се отгонят от христианского бытия, и помянул бых и сяковое правило и закон, аще быхом не писали к тебе, добре все ведающего. 617 Внастрой убо благовременен и невременен с всеми боголюбивыми епископами 618 : обличите, запретите, молитесь, отлучите и от нашего смирения священного собора иже таковые имеюще прегрешения, да не божественным ругаються, да нечестная бесчествуют, да не единого же от господ 619 понудите на священство привести работающим им. Аще ли 620 хотя то 621 привести Богови жертву живу за свое спасение, да будет жертва в всесожжение, и душей и телом возложится Богови. Не убо могут Богови работать и мамоне. Аще ли неугодно се будет господствующим, да не имеют свое рабы подручники: ведомо же буди всем и 622 иже от 623 тебе боголюбивым епископом яко же о сем, якоже никогдаже кого работного на священие приводить, но прежде от своего господина дасться ему и чадом его списана 624 свобода. Месяца Мая, индикта в .а.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

   001   002     003    004    005    006