1892. Tabl. CIV); ГИМ. Син. греч. 61. Л. 29 об., 3-я четв. XI в. (Древности мон-рей Афона. 2004. Кат. II. 9); Paris. Coislin. 239, XII в. ( Omont. 1892. Tabl. XCVII; Bordier. 1883. P. 208) - маргинальная иллюстрация в тексте: М. с ланями; CPolit. Bibl. Patr. Panag. 27 - инициал «Е» ( Τσακοπολας. 1950. Σ. 281; Μαρβα-Χατζηνικολου . 1995. Σ. 87-91). Самое раннее единоличное изображение М. находится в ц. Санта-Мария-Антиква в Риме (VIII в.) - сохранились голова святого и именующая надпись ( Wilpert. 1916. Taf. 166/2). Лучше сохранилась фреска с образом святого в ц. св. Стефана в Кастории: в слое X в. находится поясное изображение М. в виде мученика, в хитоне и гиматии, в правой руке он держит крест, левая рука на уровне груди в жесте моления (The Veneration. 2013. P. 118. Il. 1). К XI в. относится фреска из ц. св. Варвары в Ладзиане близ Кисамоса, на которой М. представлен в паре со св. Меркурием (ныне в собрании Византийских и поствизант. памятников в Ханье - Ibid. Cat. 16. P. 127). Изображение М. с рогом изобилия сохранилось в куполе храма в Манглиси, Грузия (XI в.?). Согласно сопровождающей надписи на иконе, святой должен был восприниматься как символ солнца. Ряд ранних единоличных изображений юного М. X-XIII вв. находится в скальных церквах Каппадокии, в этой местности он пользовался особой любовью и почитанием (росписи в Элмалы-килисе в Гёреме, в Эль-Назаре, в Кылычлар-килисеси и Белек-килисе - см.: Jerphanion. 1925. P. 180). Мч. Мамант. Роспись Элмалы-килисе в Гёреме, Турция. 3-я четв. XI в. Мч. Мамант. Роспись Элмалы-килисе в Гёреме, Турция. 3-я четв. XI в. На Кипре единоличные изображения святого встречаются с XII в. В росписи полуразрушенной ц. Панагии Кофину (XII в.) М. изображен в роскошных одеждах, с серьгой в правом ухе, он держит в руках ягненка и посох ( Σωτηριο. 1935. Πν. 64; The Veneration. 2013. P. 76). Он представлен также в росписи церквей Преображения (ок. 1280); св. Ираклидия в мон-ре св. Иоанна Лампадиста в Калопанайотисе (ок. 1400); в кафоликоне собора монастыря Панагии Амасгу близ Монагри (1463) - в рост; в церквах арх.

http://pravenc.ru/text/2561776.html

Богородицы»; К. М., как создатель канона на Успение Пресв. Богородицы, представлен со свитком с начертанными на нем строками из стихиры утрени этого праздника. Еще раз такой же вариант размещения К. М. и прп. Иоанна Дамаскина встречается рядом с композицией «Успение Пресв. Богородицы» в ц. вмч. Георгия в Полошко, Македония (ок. 1370, впосл. переписаны). Ту же композицию в ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (1314) попарно обрамляют 4 фигуры песнотворцев или 2, как в ц. св. Петра в Беренде, Болгария (XIV в.). В Боянской ц. свт. Николая Чудотворца, Болгария (между 1156 и 1188) фигуры К. М. (сохр. частично) и прп. Иоанна Дамаскина расположены парно на юж. и сев. склонах (соответственно) зап. свода, фланкируя композицию «Распятие»; текст на свитке К. М., а также надписи, индентифицирующие образ, не сохранились, в данном случае логику размещения здесь этого гимнографа подтверждают его труды составителя песнопений Великого четверга и Великой пятницы, а также канона на Воздвижение Креста Господня. Та же схема повторена в росписи трапезной (2-я пол. XIII в.- по А. Орландосу, посл. четв. XIII в.- по И. Коллиасу) мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе. В ц. Пресв. Богородицы Амасгу близ Монагри, Кипр (кон. XII в.) К. М. и прп. Иоанн Дамаскин представлены на вост. склоне арки, рядом с композицией «Введение во храм Пресв. Богородицы». В ц. свт. Николая Чудотворца в с. Манастир близ Прилепа, Македония (1271) гимнографы (К. М. в составе 4 фигур) помещены по сторонам композиции «Древо Иессеево», тексты в их свитках отражают тему Боговоплощения. Данный композиционный принцип размещения гимнографов - рядом со сценами воспетых ими праздников, известен и в иконописи, напр., на визант. иконе «Успение Пресв. Богородицы, с избранными святыми в клеймах» (кон. XIV - сер. XV в., Музей Павла и Александры Канеллопулос, Афины). Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота в части рекомендаций по росписи храма предписывает изображать гимнографов в 4-м ярусе сверху наряду с мучениками, иерархами «в остальных местах», кроме алтаря и клиросов, т.

http://pravenc.ru/text/Косма ...

Кроме того, имеется пятнадцать женских епархиальных монастырей: Святого Ираклидия, Святого Пантелеимона Ахера, Архангела Михаила Аналионда, Богородицы в Кампии, Святой Феклы, Святого Кендея, Святого Мины, Святого Георгия Аламана, Сфалангиотиссы, Святителя Николая Кошачьего, Богородицы Амасгу, Живоносного Источника Глосса, Богородицы Амиру, Святителя Николая Орунда и Богородицы в Трикуккья. В них двести двадцать насельниц. В наше время монастыри особенно важны для Церкви Кипра: в них она находит опору своей деятельности, а народ Божий – утешение и прибежище. Их сосредоточенная молитва и ангельское житие исполняют слово Евангелия о совершенстве, подобающем христианину. Монахи для всех нас являются настоящими светочами, как и говорит святой Иоанн Лествичник : «Свет для мирян – монашеская жизнь». Монастыри находятся в добром согласии со своими епископами, и это не прибегая к специальным постановлениям, закрепленным Уставной хартией Церкви Кипра. Эти документы определяют отношения монастырей, в первую очередь епархиальных, а затем и ставропигиальных, с местным епископом. Епископ не злоупотребляет своей властью, относится к монастырям как отец и заступник, покровитель и защитник. Монастыри доверяют ему, как отцу, не испытывая ни подозрительности, ни боязни. По моему мнению, важная причина согласия между епископами и монастырями заключается в том, что у монастырей на Кипре есть свой взгляд на вещи, и Церковь позволяет это (конечно, в известных пределах). Полагаю, в этом – особенная ее заслуга, ибо не всякая Церковь дает своим игуменам и игумениям право голоса на выборах митрополитов, столь же полноценное, как и членов Священного Синода. Иными словами, они принимают участие в выборных собраниях и голосуют за достойного, по их мнению, кандидата. Полагаю, что это общение монастырей с Церковью , то, что они не изолированы от нее, но вполне ее члены, вселяет в них ответственность за положение Церкви в целом. Они могут выбирать, высказываться в пользу того духовного отца или митрополита, которого они хотели бы видеть своим пастырем. Это повышает значение как мужского, так и женского монашества. Вместе с тем это оказывает свое воздействие на того, кого Бог выбирает на место митрополита. Он знает, что при его избрании был учтен честный голос и вот этих смиренных монахов. Следовательно, он чувствует себя не только епископом, но и диаконом – служителем, который обязан заботиться о спасении этих людей, посвятивших себя Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

куколя, как правило, изображен головной убор вост. типа в виде тюрбана, к-рый указывает на сир. происхождение святого. В руках И. Д.- свернутый или развернутый свиток с текстами его гимнов в честь Пресв. Богородицы. Известны как единоличные образы святого, так и образы в композициях, посвященных Богородичным праздникам или созданных на сюжеты песнопений И. Д. Наиболее ранний пример изображения И. Д. в иконописи - икона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XI в.), где святой представлен вместе с прп. Ефремом Сирином, в монашеском одеянии, с тюрбаном на голове. Изображение И. Д. в монашеской мантии и в тюрбане становится традиц. для монументальных декораций визант. храмов в XII-XIV вв. В костнице Бачковского мон-ря (80-е гг. XI в.) изображения гимнографов И. Д. и свт. Космы Маюмского фланкируют сцену «Успение Богородицы» на зап. стене, а в ц. свт. Николая Чудотворца (Боянской) в Софии (1259) - композицию «Распятие» (на свитке И. Д.- слова из канона воскресной утрени). На фреске ц. вмч. Пантелеимона в Горно-Нерези близ Скопье (1164) И. Д. представлен на сев. стене наоса с развернутым свитком со словами из 2-го канона на Рождество, вместе с др. монахами-гимнографами: свт. Космой Маюмским, прп. Феодором Студитом, прп. Феодором Начертанным и Иосифом Сицилийским; такую же группу гимнографов можно видеть на фреске ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр (1192). В трапезной монастыря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос в нач. XIII в. И. Д. и свт. Косма Маюмский изображены по сторонам от «Распятия»; в ц. Панагии Амасгу близ Монагри, Кипр (кон. XII в.),- на вост. склоне арки рядом со сценой «Введение Богородицы во храм». В юж. притворе ц. Пресв. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208-1209), И. Д. представлен в ряду гимнографов. В тюрбане с одним свисающим концом он изображен на фрагменте фрески нач. XIV в. (частное собрание, Женева, Швейцария). Изображение стоящего И. Д. с развернутым свитком было написано мастером Мануилом Панселином в мон-ре Протат в Карее на Афоне (ок. 1290) и в парекклисионе прп. Евфимия Великого базилики вмч. Димитрия в Фессалонике (нач. XIV в.). Нередко ростовую фигуру И. Д. помещали в ряду преподобных, напр.: в нартексе ц. арх. Михаила в Леснове, Македония (1349); в ц. св. Никиты близ Скопье (до 1316 - мастера Михаил Астрапа и Евтихий, в 1483-1484 поновлена); в ц. праведных Иоакима и Анны (Кралевой) монастыря Студеница, Сербия (1314); в Дечанах (ок. сер. XIV в.); в ц. Таксиархов (архангелов Михаила и Гавриила) в Кастории, Греция (1359-1360).

http://pravenc.ru/text/ИОАНН ...

Нет сомнения, что и тогда, как Бобрик был литовским городом, в нём был православный храм, если только не два: здесь посреди казаков не так удобно было распоряжаться иезуитам, как это было, например, в Белоруссии и около Вильны. По передаче Бобрика царю, Бобрик с его обывателями поступил в заведывание русского Каменского начальника. Самая старая Бобрицкая метрика, какая только дошла до нас, именно 1742 года, надписана так: «Лебединской протопопии Каменского уезда села Бобрика церкви Святой Троицы попа Гаврила Миронова». По делу 1748 года видно, что сей Бобрицкий священник посвящён в 1711 году. Впрочем, заметно, что число жителей уменьшилось в Бобрике против литовского времени. По ведомостям видно следующее число прихожан Бобрицкой церкви: в 1730 году 394 муж., 390 жен., в 1750 году 418 муж., 402 жен., в 1770 году 426 муж., 415 жен., в 1790 году 451 муж., 481 жен., в 1810 году 475 муж., 490 жен., в 1830 году 535 муж., 573 жен., в 1850 году 514 муж., 562 жен. души. БУДЫЛКА и БОРОВЕНЬКА Первая на ручье Будилке, в 10 верстах от Лебедина, вторая в 13 верстах на речке Боровеньке. «Деревня Буделовка» принята в ведение московского царя от Польши по мирному постановлению в 1647 году. Итак это старинное черкасское поселение: но до 1647 года ещё без храма. Первый храм Рождества Богородицы в Будылке освящён вероятно около 1660 года. В 1686 году полковник Перекрестов купил у боярских детей Каменской службы землю «села Боровеньки в гору от Кукуева городища вверх по Боровому колодезю. Следовательно, в 1686 году был уже здесь храм, который по метрикам 1742 года называется храмом Святого Николая. Замечательно, что Консистория, предписывая в 1781 году освятить поныне существующий храм в Будылке, предписывала употребить дерево старого храма на построение школы, за исключением алтарного леса, который предписывалось сжечь на берегу реки и пепел бросить в воду. В 5 верстах от Боровеньки находится местечко Селище, где был храм Креста Господня, которого метрики начинаются с 1742 года; храм недавно закрыт и прихожане его причислены частью к Боровеньской, частью к Будыльской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В новейшее время от холеры 1848 г. умерло прихожан до 200 чел., а от цинги в 1849 г. – до 100 чел. Неурожай хлеба и падеж скота увеличили бедность крестьян. Число прихожан: в 1730 г. – 681 муж., 648 жен.18, в 1750 г. – 728 муж., 695 жен., в 1770 г. – 785 муж., 770 жен., в 1790 г. – 870 муж., 814 жен., в 1810 г. – 1118 муж., 1069 жен., в 1830 г. – 1210 муж., 1200 жен., в 1850 г. – 1114 муж. пола, 1162 жен. пола. По штату приход 4-го класса. ВЫСОКОПОЛЬЕ На речке Коломаке, при дороге из Валок в Красный Кут, на северо-западе от Валок, в 15 верстах. Высокополье занимает то место, где был в давние времена Хмелев-городок – один из древнейших русских городков, разоренных дикой татарской ордой. Внутри нынешнего Высокополья поныне видно старинное укрепление, или городок. С какого времени заняли Высокополье черкасы, вошедшие потом в состав Ахтырского полка, доподлинно неизвестно. Но судя по тому, что Высокополье расположено у самого пути, которым татары обыкновенно вторгались в Россию, полагаем, что оно населилось около 1682 г., тогда как последовало умножение черкасов в Коломаке новыми выходцами из-за Днепра. По актам Высокополье видим в 1694 г.19 В 1717 г. высокопольский Николаевский священник Василий писал, что храм Святителя разорен, но ныне в 1717 г., по благословению архипастыря Антония, построен, впрочем, по малому числу прихожан еще не освящен. Разорение храма, без сомнения, последовало от татар в 1711 г. Итак, вероятно, что первый черкасский храм построен здесь около 1682 г. Усердию майора Заварыкина (умер в 1818 г.) и частью высокопольских казенных крестьян принадлежит нынешний каменный храм, который освящен во имя Св. Н иколая в 1806 г. В 1827 г. коллежский советник Петр Костев-ский (умер в 1837 г.) возобновил и покрыл железом построенный тестем его храм. Вдова его Наталья Николаевна Костевская в 1841 г. приобрела храму утварь, сделала несколько починок, всего на 430 р. серебром, а в 1842 г. при построении новой каменной колокольни пожертвовала материалом и деньгами до 800 р. серебром. Казенный крестьянин Павел Ус пред смертию своею оставил храму до 330 р. серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

–934 муж., 1059 жен.; в 1850 г. – 881 муж., 970 жен. В архиве консисторском сохранилась метрическая запись родившихся в Островерховском Покровском приходе в 1703 г., потом сле­дуют записи с 1725 г. На левом берегу реки Уды и на правой стороне дороги из бывшего слободского города Балаклеи в Харьков, на берегу озера Лимана, про­стирающегося в длину на версту. БЕЗЛЮДОВКА Безлюдовка с именем села упоминается уже в делах 1681–1690 гг. В деле 1685 г. показывается «села Безлюдовки Черкасской сотник Анисим Макаров». По записи 1684 г. села «Безлюдовки Покровский поп Иван Богда­нов» продал Куряжскому архимандриту Иоасафу сенные покосы на р. Куряже10. Потому нет сомнения, что первый безлюдовский храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы построен не позже 1660 г. В 1741 г. священник Яков Михайлов и атаман Василий Буцкий, испрашивая благословение на построение нового храма, писали о тогдашнем храме: «В нем служилось более 50 лет». Метрики Безлюдовского прихода начинаются с 1725 г. От холеры умерло в 1830 г. – 70 человек, в 1848 г. – 120 человек. От цинги в начале 1849 г.– 10 человек. По ревизской переписи 1732 г. в Безлюдовке казаков 273 души муж. пола, подпомощников – 405, великороссийских казаков – 52, работников – 22, итого – 752 души муж. пола . По исповедным росписям в 1750 г. – 770 муж., 700 жен., в 1770 г. – 760 муж., 715 жен., в 1790 г. – 780 муж., 735 жен., в 1830 г. –678 муж., 679 жен., в 1850 г. – 698 муж., 696 жен. пола. ХОРОШЕВО Замечательно преимущественно по памятнику дотатарской древности, по городищу. Спи­шем это городище подробно и со всей точностью. Городищем в Хорошеве называется часть Хорошевской горы, на которой стоит монастырь и несколько хат, отделенная теперь с севера и юга глубокими обвалами, с востока – р. Удами, а с запада – проезжей дорогой. Длина его с востока на запад 30 саж., ширина 12 саж. Вал защи­щал не только это пространство, но начинается в значительной дали от городища на юге. Этот вал, окружая городище и весь нынешний монастырь, начинается от Красной горки, у большой дороги, что идет на Соколово.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Населена полковником Феодором Григорье­вичем Донцом, так же как Малая Даниловка принадлежала брату его Ивану Григорьевичу. Первый храм в Основе построен уже тогда, как Основа в 1713 г. приобретена покупкой у вдовы Феодора Григорьевича полковником Григорием Семеновичем Квиткой. В благословенной грамоте митрополита Илариона 26 августа 1714 г. читаем: «От харьковскаго полковника Григория Семеновича Квитки писано, что имеет он обещание в маетности своей, в де­ревне Основе, построить церковь Божию, во имя Св. Иоанна Предтечи, того ради, что оная дере­венька растоянием от других церквей в дальности и на ту церковь и лес совсем в готовности; а без нашего де указу и без благословения церкви строить не смеет... И аз смиренный преосвященный Иларион митрополит – благословил и о том дал благословенную грамоту: а верх бы на той церкви построить о пяти главах, а не шатровой, и олтарь круглый тройной,– а подле царских дверей по правую сторону поставити в начале образ всемилостиваго Спаса, а подле Спасова образа поставити образ настоящия церкви, а по левую сторону царских дверей, меж северных, поставити образ Пресвятыя Богородицы» и проч. В фамильной летописи Г. Квиток, сотник Иван Григорьевич (впоследствии полковник) говорит: «Июня 24 (1730) прибыл я из Прилуки в село Основу, в которой день преосвященный Епифаний белгородский, по прошению отца, в том же селе на праздник служил в церкви». Храм сей стоял на правой стороне Лопани, бли­же нынешнего к Харькову, в 1752 г. он перенесен был туда, где стоит нынешний; это было по же­ланию вдовы Прасковьи Квиткиной. По лето­писи Квиток храм сей сгорел ночью на 20 декабря 1780 г. «не смотрением пьянаго пономаря», говорит летопись Квиток; вместе с тем сгорела и «пребогатая ризница». 1782 г. устроена уже была ныне существующая деревянная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи и освя­щена префектом коллегиума Михаилом Шванским. Строитель ее Федор Иванович перенес сюда в склеп прах родителей своих. Чис ло прихожан: в 1730 г. – 50 м уж.,407 жен., в 1750 г. – 487 муж., 428 жен., в 1770 г. – 527 муж., 463 жен., в 1790 г. – 608 муж., 622 жен., в 1810 г. – 618 муж., 632 жен., в 1830 г., – 732 муж., 801 жен., в 1850 г. – 817 муж., 856 жен. душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Таким образом первый храм Святителя Николая в Могрицах основался около 1700 года. По надписи на кресте в 1766 году построен был уже новый храм Святителя. В 1844 году заложен каменный храм. На построение его владелец села князь Андрей Михайлович Голицын пожертвовал кирпич, известь, дерево и железо, а сумма для уплаты мастеровым собирается прихожанами. В архиве Правления исповедные росписи начинаются с 1752 года, а метрические книги с 1758 года. Число прихожан в 1730 году 740 муж., 710 жен., в 1750 году 780 муж., 751 жен., в 1770 году 830 муж., 840 жен., в 1790 году 880 муж., 896 жен., в 1810 году 929 муж., 979 жен., в 1830 году 1177 муж., 1265 жен., в 1850 году 924 муж., 1019 жен. пола. От холеры умерло в 1831 году 56, а в 1848 году 67 человек. СТЕЦКОВКА На реке Алешенке в 13 верстах от Сум. По словах столетних стецковских стариков, основание слободе Стецковке положено назад тому около 200 лет, и основателями местечка были черкасы: Стецко, Переяславец, Рудень, Чайкин и Чугаев; так как между этими казаками Стецко был старше летами и почетнее по службе казацкой: то и основанный им хутор стали называть Стецковым. Этот Стецко, оставивший своё имя Стецковке, без сомнения никто другой, как известный по акту 1659 года сумской атаман Стецко. Набожные казаки, не имея в своём хуторе освящённого человека или священника, вынуждены были относиться с духовными нуждами к священнику, жившему где-то очень далеко от Стецкова хутора. Наконец, утомлённые трудностями сношения с чужим священником и скукою жить без храма Божьего, они соорудили, как говорит то же предание, небольшую деревянную церковь во имя святого великомученика Димитрия Мироточивого. В каком это было году, неизвестно. В 1738 году уже писали: « в давних годах сумского полка в селе Алешне, Стецковка тож, при церкви великомученика Димитрия имелось всегда два священника. В 1729 году священники Семён Заводовский и Иван Замятич померли». В 1835 году по благословению Преосвященного Иннокентия заложен был каменный Димитриевский храм заботливостью священника Афанасия Василевского; храм окончен и освящён в сентябре 1846 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Действующие: Марие-Магдалининский (жен., в ст-це Роговской Тимашёвского р-на, основан в 1848, закрыт после 1920, возобновлен в 1994), Свято-Духов (муж.,в г. Тимашёвске, основан в 1992), Успенский (жен., в г. Кореновске, основан в 1992), Крестовая пуст. (муж., в с. Солохаул, Сочи, основана в 2000), Троице-Георгиевский (жен., в с. Лесном, Сочи, основан в 1999), в честь иконы Пресв. Богородицы «Нерушимая Стена» (жен., в Апшеронске, основан в 2002), в честь иконы Божией Матери «Всецарица» (жен., в Краснодаре, основан в 2005). Упраздненные: Черноморская войсковая Екатерино-Лебяжская пуст. во имя свт. Николая Чудотворца (в пос. Лебяжий Остров Брюховецкого р-на, основана в 1794, закрыта после 1920), кавк. миссионерский во имя свт. Николая (муж., в ст-це Кавказской (центр совр. Кавказского р-на), основан в 1897, закрыт после 1920), в честь Покрова Пресв. Богородицы (жен., близ ст-цы Динской (совр. Динский р-н), основана в 1899 как община, преобразованная в мон-рь в 1904, закрыта после 1920), Свято-Троицкий (муж., совр. с. Монастырь Адлерского р-на, Сочи, основан в 1902, закрыт после 1920), в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы (муж., близ ст-цы Васюринской Динского р-на, основан в 1910, закрыт после 1920), Иверско-Алексеевская община (жен., в совр. с. Кирпичном Туапсинского р-на, основана в 1913, закрыта после 1920), Покровский скит Александро-Афонского Зеленчукского монастыря (муж., в ст-це Гулькевичи (ныне город), основан в нач. XX в., закрыт после 1920). Решением Свящ. Синода от 12 марта 2013 г. из состава епархии выделены Армавирская , Ейская , Новороссийская и Тихорецкая епархии. Екатеринодарская епархия включена в состав Кубанской митрополии . Решением Синода от 28 декабря 2018 г. из состава епархии выделена Сочинская епархия (в административных границах г. Сочи и Туапсинского района Краснодарского края). Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 620. Л. 2-4 [сведения о епархии за 1949 г., представленные уполномоченным Совета по делам РПЦ по Краснодарскому краю]; Л. 152-169 [докл. уполномоченного Совета по делам РПЦ по Краснодарскому краю «О положении и деятельности РПЦ в Краснодарском крае в 1950 г.»]; Д. 882. Л. 119-121 [справка уполномоченного «О паломничестве верующих на водные источники в Краснодарском крае», 1952 г.]; Д. 1233. Л. 5-22 [отчет уполномоченного Совета по делам РПЦ по Краснодарскому краю за 2-е полугодие 1954 г.]; Д. 1703. Л. 1-36 [то же за 1959 г.]; Д. 2050. Л. 1-42 [то же за 1962 г.]; Оп. 6. Д. 23. Л. 11-13 [отчет о состоянии религ. орг-ций в Краснодарском крае за 1966 г.]; Д. 353. Л. 8-11 [то же за 1970 г.]; Д. 881. Л. 1-5 [то же за 1975 г.]; Д. 1959. Л. 10-13 [то же за 1980 г.].

http://pravenc.ru/text/189631.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010