Георгия Святогорца (с. Дзегви, Мцхетский р-н, жен., основан в дек. 2001 при детском доме); Махата, Иверской иконы Божией Матери (г. Тбилиси, гора Махата, муж., основан в 2002); Преображения Господня (г. Тбилиси, гора Табори, муж., основан 7 сент. 2002); Марткопский, Всех грузинских святых (с. Марткопи, Мцхетский р-н, муж., основан 5 окт. 2004); Кумиси, Св. Троицы (с. Кумиси, Гардабанский р-н, жен., основан в 2005). Некресско-Эретская, митр. Сергий (Чекуришвили). Мон-ри: Некреси, Успения Пресв. Богородицы (близ с. Шилда, Кварельский р-н, муж., основан в VI в., возобновлен в 2000); Греми, во имя Архангелов (с. Греми, Кварельский р-н, муж., основан в 1565 кахетинским царем Леваном II, возобновлен 12 дек. 1999); Кварельский (Дуби), Рождества Пресв. Богородицы (г. Кварели, жен., основан в 2000); Лагодехский, св. Варвары (г. Лагодехи, жен., основан в 2000); Лагодехский, Иверской иконы Божией Матери (г. Лагодехи, жен., основан в 2002); Кахи, св. Георгия (г. Гах (Кахи), Азербайджан, муж., основан в 2002). Никозско-Цхинвальская, митр. Исаия (Чантурия). Мон-ри: Сабацминда, прп. Саввы Освященного (с. Сабацминда, Цхинвальский р-н, муж., основан в X в., возобновлен в 1997); Никози, св. Раждена первомученика (с. Земо-Никози, Горийский р-н, муж., основан в 1995); Ахалгорский, Успения Пресв. Богородицы (пос. Ахалгори, жен., основан в 2000); Икоти, св. Алексия (Шушания) (с. Икоти, Ахалгорский р-н, жен., основан в 2002). Никорцминдская, архиеп. Елисей (Джохадзе). Мон-рь: Челиши, Успения Пресв. Богородицы (в 4-5 км от с. Никорцминда, Амбролаурский р-н, муж., основан не позднее XI в., возобновлен в 60-х гг. XVI в. имеретинским царем Георгием II, вторично возобновлен в 2000). Ниноцминдско-Сагареджойская, еп. Евфимий (Лежава). Мон-ри: св. Давида Гареджийского (ставропигиальный) (хребет Гареджи, Сагареджойский р-н, муж., основан в VI в. прп. Давидом Гареджийским, закрыт в 1923, возобновлен в 90-х гг. ХХ в.; находятся мощи прп. Давида Гареджийского и его учеников, преподобных Лукиана и Додо); св. Иоанна Крестителя (ставропигиальный) (хребет Гареджи, Сагареджойский р-н, муж., основан в VI в. прп. Давидом Гареджийским, закрыт в 1921, возобновлен в 2000); Ниноцминда, св. Нины (с. Ниноцминда, Сагареджойский р-н, жен., основан в 1990); Патардзеули, св. Рождества Пресв. Богородицы (с. Патардзеули, Сагареджойский р-н, муж., основан в 1999); Хашми, Св. Троицы (с. Кацарети, Сагареджойский р-н, муж., основан в 2005).

http://pravenc.ru/text/639853.html

Первый храм в Ольховатке построен около 1700 года. По ведомости о деньгах на госпитали в 1730–1738 г., поданной священником Симеоном, видно, что древний храм Ольховатки был посвящен В. М. Георгию. По устному преданию, первый Ольховатский храм сожжен татарами во время Утрени. Из числа бывших тогда в храме спасся, как говорят, один сын сотника, успевший выскочить в окно. В 1748 г. выдан был антиминст для Ольховатской церкви Святителем Иосафом. Теперь на возвышенном месте строится каменный храм на счет прихожан – казенных крестьян, и в надежде на пожертвования сторонния; величественный и обширный храм близок к окончанию. Книги: а) Апостол, М. п. 1699 г.; б) Цветная триодь, М. п. 1692 г.; в) Устав, М. п. 1735 г.; и д) Служебник, М. п. 1747 г. Церковной земли 99 десятин. Кары правосудия Божия над прихожанами: а) саранча 1822 г. поела почти все яровые их хлеба; b) холера, бывшая в 1830 году, взяла 148 жертв, а в 1848 г. 172 жертвы. От цинги 1849 года милосердие Божие пощадило жителей Ольховатки. При Ольховатском храме было прихожан: в 1730 г. 127 муж., 110 жен.; в 1750 г. 293 муж., 273 жен.; в 1770 г. 483 муж., 469 жен.; в 1790 г. 1240 муж., 1230 жен.; в 1800 г. 1912 муж., 2019 жен.; в 1810 г. 2428 муж., 2521 жен.; в 1830 г. 2848 муж., 2996 жен.; в 1850 г. 3647 муж., 3575 жен. В 1803 году причислены к Ольховатской церкви хутора, расположенные около Ольховатки и состоящие дотоле в ведении разных церквей, почему тогда же введен новый причт. Самое же значительное умножение жителей в Ольховатской волости относилось к 1771 и 1775 г. Тогда явились здесь из Великой России разные беглецы, в том числе бывшие под судом за кражу и подобные поступки. С того времени в Ольховатском приходе явились раскольники. Особенно этой печальной известностью пользуется хутор Грачев, расположенный в 12 верстах от Ольховатки. По делам Консистории, в 1795 г., Воронежский вице-губернатор Солнцев сообщил Консистории, что между Ольховатскими раскольниками завелись странные обыкновения. Последствия сего сообщения не известны. В октябре 1818 г. Харьковское губернское правление сообщило Консистории свое решение предать увещанию жителей хутора Грачева: наставника Федора Купина, Ивана Фендрикова и Анну Королеву. Консистория просила выслать к ней при депутате помянутых раскольников, и губернское правление три раза подписывало земскому суду выслать раскольников в Консисторию. Однако раскольники не высланы. Консистории осталось предписать благочинному сделать на месте увещание. Купин и Фендриков, не смотря на все увещания благочиннаго остались неприклонны и наконец объявили: пусть снимают с них головы, но они не пойдут в церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По делам видно, что в 1743 году при Бобрицкой Николаевской церкви были уже два священника. В мае 1702 года овдовевшему священнику Бобринской Николаевской церкви выдана была м. Аврамием епитрахильная грамота на право совершать священнослужение в той же церкви. По словам местной памяти, первый Бобринский храм существовал в Бобрике 50 лет, второй 56 лет и по ветхости обращён в кладбищенский, но стоит ещё и поныне, – уже 32 года. По этому народному счислению основание первого Бобрицкого храма падало бы на 1712 год: но известен Бобрицкий священник 1702 года. Итак первый храм построен здесь в 1699 году, когда совершён акт покупки Бобрицкой земли. Каменный храм в Бобрике с тремя престолами заложен в 1822 году генерал-поручицей Елизаветой и сыном её, тайным советником, Рахмановыми; великолепный храм с массивными колоннами и с дорогими иконами, из которых некоторые писаны в Италии, освящён в 1851 году преосвященным Филаретом. В приходе Бобрицкой церкви, принадлежащей по новому штату к 3 классу, состоит 1781 муж. душ, 1815 жен. Прежде было: в 1730 году 770 муж., 737 жен., в 1750 году 890 муж., 850 жен., в 1770 году 1210 муж., 1135 жен., в 1790 году 1360 муж., 1371 жен., в 1810 году 1429 муж., 1428 жен., в 1830 году 1621 муж., 1642 жен. душ. По переписи 1732 года в селе Бобрике школа и 228 душ муж., в деревне Бобрике 246 душ муж., в деревне Гребенникове (поселённой «лет тому 70», следовательно в 1662 году) – 186 душ муж., в деревне Юсуповке 128 душ муж., а всего 778 душ муж. По ведомости генерального межевания 1785 года в великом Бобрике с его деревнями показано 1421 душ муж., 1345 жен. при 9127 десятинах земли Андрея Андреевича Кондратьева. СЕЛО СТАРОЕ И НИЗЫ Одно на правой, другое на левой или лесной стороне реки Псла, ниже Старого по течению Псла в 3 верстах. Перепись 1732 года говорит, что Старое поселено «назад тому лет 90», следовательно в 1642 году. Таким образом Старое отвечает своему имени. Она самое старое из всех поселений сумского полка, и здесь то впервые жил Герасим Кондратьевич Кондратьев, впоследствии знаменитый сумской полковник. По набожности Кондратьева и по ходу дел не можем сомневаться, что первый храм в Старом построен не позже 1643 года. Ныне существующий здесь каменный храм Святого Николая построен в 1753 году полковником Степаном Ивановичем Кондратьевым, а существовавший до того времени деревянный храм был посвящён славе Рождества Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Из бедствий боромлянцев XVII ст. известно только одно, которое претерпели они от татар в 1668 г. ЖИГАЛОВКА При речке Боромле и ее заливе, в 42 верстах от Ахтырки. Жигаловка, одна из древних слобод, была некогда сотенным местечком. Жигаловка называется селом по акту 1681 г., а по актам 1714–1716 гг., при жигаловском хра­ме Покрова Пресвятой Богородицы оказыва­ются два священника Парфений Яковлев и Да­вид Игнатьев. Ныне в Жигайловке каменный храм, который освящен в 1836 г. Попечителем при его постройке был казенный крестьянин Климент Игнатенко; церковный староста Андрей Лесняк устроил иконостас, и им же пожертвовано несколько других вещей. От холеры умерло в 1847 г. 35 человек, в 1848 г. – 51 человек. Число прихожан в 1750 г. – 821 муж., 753 жен., в 1770 г. – 1180 муж., 1136 жен., в 1790 г. – 1283 муж., 1248 жен., в 1810 г. – 1331 муж., 1449 жен., в 1820 г. – 1421 муж., 1530 жен., в 1830 г. – 1437 муж., 1609 жен., в 1840 г. – 1350 муж., 1458 жен., в 1850 г. – 1339 муж., 1540 жен. пола. В том числе в хуторе Чернецком экономических черкасов 78 душ муж. пола, в двух хуторах черкасов подданных 67 душ муж. пола. РЯСНОЕ Одно из лучших сел благодатной Украйны. Оно расположено на полугоре, с трех сторон окружено водою и прекрасными рощами; во всех дачах почва земли – чистый чернозем, самый плодородный; в каждой равнине можно найти источник чистой воды; лес большей частью строевой. По ревизской описи 1732 г. черкасы, подданные г. Кондратьева, поселены в Рясном на жалованной земле в 1670 г.; к тому же времени относится построение в Рясном первого училища доброй нравственности – храма Божиего. В описи 1804 г. сказано, что существовавшая прежде нынешней каменной деревянная церковь построена была в 1732 г. В 1732 г. действительно выдан был антиминс, освященный архиепископом Досифеем, с таким надписани-ем: «Краснопольскаго уезда села Ряснаго в храм Великомученика Димитрия». Эта церковь была с тремя престолами. Главный, или средний, был посвящен имени святого великомученика Димитрия Мироточивого; южный придел был во имя Апостола Андрея Первозванного, а северный – во имя Равноапостольных царей Константина и Елены. Памятником сего трехпрестольного храма служат три каменные каплицы и указ консистории 5 июля 1736 г. с надписью: «В село Рясное Димитриевской церкви попу». Но храм 1732 г. не был первым храмом в селе Рясном, или точнее 1732 г. не был годом основания храма, а временем возобновления его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

При храме Нижней Сыроватки многие были священниками Прожанские, из них Яков Прожанский с 1785 до 1810 года был священником и благочинным. Приход Нижней Сыроватки, по последнему штату, состоит во 2-м классе. По переписи 1732 года в Нижней Сыроватке школярей 7, два священника, казаков, подпомощников и работников 1447, да в хуторе Босых, которые поселены «лет 70», следовательно в 1662 году 93 душ муж.; по ведомости генерального межевания 1784 года в Сыроватке показано 2315 душ муж., 2247 жен. пола, при 9910 дес. земли, которая почти вся была пахотною. Число прихожан: в 1730 году 1530 муж., 1470 жен.; в 1750 году 1667 муж., 1543 жен.; в 1770 году 2071 муж., 2086 жен.; в 1790 году 2329 душ муж., 2380 жен.; в 1810 году 2338 муж., 2452 жен.; в 1830 году 2440 муж., 2591 жен.; в 1850 году 2502 муж., 2737 жен. От холеры умерло в 1831 году 100, в 1848 году 160 человек. Метрические книги прихода начинаются с 1735 года, исповедные – с 1798 года. СЛОБОДА ВЕРХНЯЯ СЫРОВАТКА На реке верхней Сыроватке, в 8 верстах от города Сумы. По преданию верхняя Сыроватка начала населяться в половине XVII столетия выходцами из за Днепра. Первый храм в верхней Сыроватке построен не позже 1660 года. В 1805 году начат постройкою и в 1812 году освящён каменный храм во имя Успения Божьей Матери. Строителем и попечителем сего храма был подпоручик Николай Власовский, который на собранную от прихожан сумму купил в бывшем Сумском монастыре старой церкви кирпич и иконостас. Сей иконостас существует и поныне, только в 1841 году он поновлён живописью и позолотою. Ахтырский купец Иоанн Грицаенко пожертвовал плащаницу на малиновом бархате с шитыми золотом изображениями 4-х евангелистов, ценою 200 рублей серебром; слободы Высшей Сыроватки казённый крестьянин Игнатий Грицаенко в 1840 году пожертвовал храмовую икону Успения Божьей Матери под серебряной вызлощенной шатой Села Бездрика помещик Николай Альферов в 1848 году построил вокруг церкви каменную ограду на свой кошт. Чего стоит эта ограда, положительно нельзя определить, а сам благотворитель говорит: Богу известно и Пречистой Матери Его. Побуждение к устроению сей ограды было следующее: упомянутый помещик, занимаясь охотою, нечаянно прострелил себе ногу. Пользуясь немалое время пособием земных врачей, и не имея в виду совершенно никакой надежды на излечение тяжкой раны, он обратился в Сыроватку к образу Божьей Матери Ченстоховской, и по чистосердечной молитве, скоро получил исцеление от раны. В благодарность за избавление от сей болезни он соорудил сию ограду.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1828 г. Храм подвергался сильной опасности от пожара: но, к удивлению всех, остался цел. Приход – 4 класса. Церковоной земли 49? десятин. Число прихожан: в 1800 г. 569 муж., 547 жен.; в 1810 г. 637 муж., 611 жен.; в 1830 г. 809 муж., 873 жен.; в 1850 г. 1115 муж., 1180 жен. пола. От холеры в 1832 г. Умерло 34 чел.; в 1833 г. был сильный голод, так что люди питались желудями и древесною корою. В 1848 г. Умерло от холеры 80 человек, а от цинги 1849 г. Умерло 29 человек. БЕЗГИНОВКА Безгиновка, на правом берегу р. Айдара, населена майором Фёдором Игнатьевичем Безгиным. Деревня Царёвка, расположенная на левом берегу Айдара, почти против Безгиновки, напоминает собою бывшую здесь слободу Цареборисовку – по храму Апостолов Петра и Павла называвшуюся и Петропавловкой. Она населена была однодворцами, переселёнными сюда из Цареборисова в 1759 г., но которые в 1768 г. соединены были частью с однодворцами Бахмутовки, около 1765 г. Перешедшими на р. Айдарь из г. Бахмута, частью переселены к однодворцам Райгородка.(Бахмутовка населилась Бахмутскими солеварами, оставившими Бахмутские колодези, тогда как крымская соль самосадка заменила выварочную соль Бахмутских и Славянских заводов) На место их поселились, по приглашению Безгина, Черкасы. Первый храм, в честь Казанской иконы Божией Матери, построен Безгиным в 1772 году. Земли при храме 120 десятин. Дела суда Божия: а) холера 1831 года похитила в приходе 59 человек; б) в 1833 году был сильный неурожай хлеба; б) от холеры 1848 года умерло 28 человек. Число прихожан: в 1800 г. 786 муж., 797 жен.; в 1810 г. 749 муж., 762 жен.; в 1830 г. 952 муж., 985 жен.; в 1850 г. 1115 муж., 1035 жен. пола. Приход по новому штату, 4 класса. МУРАТОВА Муратова – в 1 версте от берега Донца. Земли Муратовой (от верховья реки Ольшаной к Донцу и по Донцу по урочище Бескорский хутор, отселе до реки Ерика и по Ерику до кургана) «в числе 300 четвертей в поле, а в дву по тому ж, и на 1000 копен сена», в 1735 году отданы были, за службу по Бахмутской соляной канцелярии, Василию Ильичу Вергилеву, который ещё в 1715 году построил здесь хутор с разными заведениями и пригласил на житьё черкас. Им же, Вергилевым, построен был здесь и первый храм во имя Святителя Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Нижний-Бурлук – при речке Большом Бурлуке, в 60 верстах от Волчанска и в 80 от Харькова. По переписи 1732 г. эта слобода, тогда владение Григория Даниловича Данилевского, населена в 1706 г. на жалованной царем земле(По той-же переписи, Средний Бурлук, тогда поместье Подпрапорнаго Феодора Картаваго, где живут 119 подданных Черкасов, заселен в 1727 г. на купленной земле Изюмскаго полка). В нынешнем храме Нижнего Бурлука хранится крест с надписью о построении храма Св. Троице в сем Бурлуке по благословению Антония, Митрополита Белгородского и Обоянского, в 1745 году. Но это был не первый храм в Нижнем Бурлуке. Указом в 1708 года «Села Ново-Нижняго Бурлучка Троицкий Священник Иван», обвинявшийся в духовном деле дьячком той-же церкви, признан невинным, а дьячек отослан на испытание в Святогорский монастырь. В донесении 1717 года «Троицкая Церковь Слободы Бурлуцкой – маетности Изюмскаго полку Судьи, он же Андреевской Сотник, Даниила Данилова» названа уже окладной. Потому надобно положить, что первый Троицкий храм в Бурлуке построен был не позже 1706 г. В храме есть Иверская икона Божией Матери, принесенная в дар сей церкви в 1780 году помещицей Данилевской, в серебряном окладе. Она замечательна по древности своей и по тому уважению, которое питают к ней прихожане сей церкви. Из древних книг здесь только одна триодь постная, М. п. 1704 года. Церковной земли 49 десятин. В донесении Чугуевскаго протопопа 1717 г. о Бурлуцком Троицком священнике Дионисии сказано: «ставленная его грамата, по сказке его, в 1713 г. во время прихода неприятельских людей Некрасовцев в дому его с пожитки вкрадена». Следовательно, в 1713 г. были в Бурлуцком для грабежа раскольники некрасовцы. По другим сведениям, Некрасов и Безпалый еще в 1709 г. хотели с 10000 вторгнуться в слободские города. По ведомости генерального межевания 1785 года, в Нижнем Бурлуке 200 душ муж., 210 жен. при 6281 десятин земли. Число прихожан по разным актам: в 1730 г. 128 муж., 105 жен.; в 1750 г. 150 муж., 131 жен.; в 1770 г. 180 муж., 167 жен.; в 1790 г. 260 муж., 200 жен.; в 1810 г. 370 муж., 368 жен.; в 1830 г. 428 муж., 421 жен.; в 1850 г. 684 муж., 679 жен.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1991, резиденция Католикоса-Патриарха всей Грузии); Антиохия, св. Стефана первомученика (г. Мцхета, жен., основан в сер. VI в. сир. отцами, возобновлен 10 апр. 2002); Гвтаеба, св. Антония Марткопского (гора Иално, в 5 км от с. Марткопи, Мцхетский р-н, муж., основан в VI в. прп. Антонием Марткопским, закрыт в 1934, возобновлен в 1989; находятся мощи прп. Антония Марткопского); Джвари (Крест), Воскресения Господня (вершина горы у слияния рек Арагви и Куры, близ г. Мцхеты, муж., основан в VI в., возобновлен в янв. 1989); Зедазени, св. Иоанна Зедазнийского (в 8 км к северо-западу от г. Мцхеты, муж., основан в VI в. прп. Иоанном Зедазнийским; находится могила прп. Евфимия (Кереселидзе)); Ольгинский, св. Екатерины (г. Мцхета, жен., основан в VI в., возобновлен в 90-х гг. XIX в. женой рус. инженера Ольгой Горнич, в советское время не закрывался); Шиомгвиме (в 9 км к западу от г. Мцхеты, муж., основан в VI в. прп. Шио Мгвимским, закрыт в 1932, возобновлен в 1989; находятся мощи прп. Шио Мгвимского); Бетаниа, Рождества Пресв. Богородицы (в 17 км к западу от г. Тбилиси, муж., основан не позднее XI в.; в мон-ре находятся могилы преподобных Иоанна (Маисурадзе) и Георгия (Мхеидзе)); Самтавро, св. Нины (г. Мцхета, жен., основан в 1820, закрыт в 30-х гг. XX в., возобновлен в 90-х гг. XX в.; находятся могилы св. блгв. царя Мириана и его супруги св. Наны); Преображения Господня (г. Тбилиси, р-н Авлабари, жен., основан в 1821-1822, закрыт в 20-х гг. XX в., возобновлен в 1990); св. прор. Илии (г. Тбилиси, Патриархия Грузинской Церкви, жен., основан в 1978 Католикосом-Патриархом Илией II); Дидубе, Боголюбской и «Взыскание погибших» икон Божией Матери (г. Тбилиси, р-н Дидубе, жен., основан в 1992); Телети, св. Георгия (с. Телети, Гардабанский р-н, муж., основан в 1992); Шавнабада, св. Георгия (с. Квемо-Телети, Гардабанский р-н, муж., основан в 1992); Рождества св. Иоанна Крестителя (г. Тбилиси, р-н Авчала, жен., основан 27 июня 1994); Цхнети, Успения Пресв. Богородицы (с. Квемо-Цхнети, Тбилисский р-н, жен., основан в 1996); Дзегви, св.

http://pravenc.ru/text/639853.html

мон-ре//Оренбургские ЕВ. 1881. 20. С. 739-741; Попов В. Одноклассная жен. церковно-приходская школа при Оренбургском жен. Успенском мон-ре//Там же. 1896. 10. С. 302-313; Ведомость о муж. и жен. мон-рях и общинах за 1901 г. СПб., 1902. С. 68-69; Игум. Таисия Оренбургская//ЖПодв. Окт. С. 739-776; Денисов. С. 624-625; Столпянский П. Н. Город Оренбург: Материалы по истории и топографии города. Оренбург, 1908; Сысуев П., прот. Памяти настоятельницы Оренбургского Успенского жен. мон-ря игум. Иннокентии//Оренбургские ЕВ. 1913. 21/22. С. 463-470; 23/24. С. 491-503; Райский П. Д. Путев. по г. Оренбургу с очерком его прошлого и настоящего, иллюстрациями и планом. Оренбург, 1915; Мученики и исповедники Оренбургской епархии XX в. Саракташ, 1998. Кн. 1. С. 82-90; 2000. Кн. 3. С. 14, 108-113; Десятков Г. М. Загадки оренбургского Успенского жен. мон-ря. Оренбург, 2000; Валентин (Коробов), иером. Оренбургский Успенский жен. мон-рь//Оренбургские ЕВ. 2002. 5(38). С. 11-12; Дорофеев В. В. Архитектура Оренбурга XVIII-XX вв. Оренбург, 2007; Горлов Г. Е., прот. и др. Духовная нива Оренбуржья. Оренбург, 2010; Рзянин Н. А. Виртуальное моделирование архит. комплекса как метод ист. исслед. на примере Успенского мон-ря г. Оренбурга//Перспектива: Сб. ст. молодых ученых. Оренбург, 2012. 15. С. 137-140; он же. Храм оренбургского Успенского жен. общежит. мон-ря, богослужение и жизнь прихода//Православие и культура славян в Южно-Уральском регионе: Мат-лы 9-й Всерос. науч.-практ. конф. Оренбург, 2013. С. 322-340; он же. Монастырская церковно-приходская школа оренбургского Успенского общежит. жен. мон-ря//Религ. многообразие Уральского региона: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Оренбург, 2014. С. 71-77; он же. Становление, строительство, быт и хозяйственная деятельность оренбургского Успенского женского общежит. мон-ря//Страницы истории Оренбургской епархии. Саракташ, 2014. С. 39-72; Любичанковский С. В., Любичанковский А. В. Монастырские общины сер. XIX в. как основа становления мон-рей в Оренбургском крае: (1844-1866)//Вестн.

http://pravenc.ru/text/2581507.html

в) хранятся также: манифест о смерти Петра I, указы от имени императриц Анны и Елизаветы и также распоряжения Белгородских архипастырей: епископа Епифания 1723 года, архиепископа Петра 1733 года, епископа Иосафа 1754 года, Луки 1756 года и прочее. Таким образом, нет сомнения, что первая Николаевская церковь в Червленой построена не позже 1652 года, тем более, что и в переписи 1732 года о черкасах Червленого, подданных сотника Татарчукова, сказано, что они поселены «лет с 80», следовательно в 1652 году. Причт владеет 33 десятинами земли пахотной, 20 десятинами леса, 1547 саженями усадебной земли, половиною доходов с мельницы; четыре акта на эту мельницу помещаем ниже. По переписи 1732 года, в Червленом 240 вольных черкасов, 122 подданных. За тем было: в 1750 году 398 муж., 389 жен., в 1770 году 632 муж., 610 жен., в 1790 году 668 муж., 668 жен., в 1810 году 625 муж., 665 жен., в 1830 году 635 муж., 696 жен., в 1850 году 523 муж., 529 жен. пола. В метрике за 1742 год, самой старой из сохранившихся, показано родившихся 23 муж., 20 жен. пола, умерших 20 муж., 13 жен. пола, – это такие числа, которые показывают на значительное число прихожан того времени. Умерших от холеры 1848 года было до 100 человек. По межевой червленской книге видно, что в 1669 году Червленая пострадала от татар, а некоторые из боярских детей, живших тогда в ней, были взяты в плен. ПРИГОРОД КАМЕННЫЙ На правом берегу Псла, в 15 верстах от Лебедина. Полномочные России и Польши в окончательном определении путивльской границы 1647 года постановили: возвратить России «Городище Каменное на реке Псле, от Путивля едучи до Псла, на Путивльской стороне, да к тому Городищу слободу Каменную, повыше того Городища полторы версты, и с землями и с лесами и с водами и с мельницею и со всякими угодьи». Городище при Каменном Пригороде ныне остаётся пограничным между Харьковскою и Полтавскою губерниями. Это небольшой хутор помещика Бурова, расположенный на скате горы, обращённом к юго-востоку; от Пригорода Каменного он в полуторе версте.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010