J. Daniel//Dictionary of Deities and Demons in Bible/Ed. K. Van der Toorn e. a. Leiden, 19992. P. 219-220). Они полагают, что Д., упомянутый прор. Иезекиилем, прямого отношения к главному герою Книги пророка Даниила не имеет (однако не исключают, что это упоминание все же повлияло на образ главного героя книги - см., напр.: Day. 1980. P. 174). По их мнению, орфография имени Д. у прор. Иезекииля (   в отличие от   в Книге пророка Даниила), древность и чужеземный контекст сближают Д. с персонажем угаритской мифологической поэмы XIV в. до Р. Х. «Об Акхите, праведном царе Даниилу», о к-ром, в частности, говорится, что «он решал по праву дело вдовы, разбирал по закону тяжбу сироты» (Угаритский эпос. 1993. С. 162). Однако его отождествление с библейским Д. сомнительно, поскольку в эпосе Даниилу предстает как один из угаритских царей и «человек Рефы», т. е. принадлежит к племени «Рефаимов». Наименование «Рефаимы» (в Быт 14. 5 со значением «тени мертвых», что, по мнению нек-рых исследователей, может быть указанием на мифологичность персонажа эпоса) известно как название реальных людей эпохи Амарны (см. Амарнские письма ) и встречается не только в Легенде об Акхите, но и в адм. текстах из Угарита ( Gordon C. H., Rendsburg G. A. The Bible and the Ancient Near East. N. Y.; L., 1997. P. 92). Вероятно, тему легендарного мужа древности продолжает и упоминание Д. в Книге Юбилеев (Юб 4. 20), где он выступает как тесть (или дядя) иудейского мудреца древности Еноха; в 1-й книге Еноха Д.- один из предводителей небесного воинства. Нек-рые тексты, имеющие отношение к Д., были найдены в Кумране. Т. н. молитва Набонида (4Q242 или 4QPrNab) является небиблейским вариантом истории о безумии Навуходоносора, изложенной в Дан 4. Однако имя Д. в тексте молитвы не встречается. Для Иосифа Флавия Д.- величайший из пророков, поскольку он точно указал время исполнения своих пророчеств ( Ios. Flav. Antiq. X 11. 7). Согласно Иосифу, Д. построил крепость в Экбатанах (ныне Хамадан, Иран) в Мидии, где были похоронены цари Мидии, Персии и Парфии и к-рая до его дней находилась в ведении иудейского священника (Ibid.

http://pravenc.ru/text/171183.html

Овладев Южным Ханааном, Иисус ведет войска на самый север Палестины, к водам Мером, чтобы сразиться с коалицией северных царей, во главе которой стоит Иавин, царь Асорский. Древний Асор, обнаруженный в 1926 году экспедицией Гарстанга, находится в хирбет Вакказ (эль-Кедах), в 16 км на север от Галилейского озера, на дороге, которая вела из Египта в Сирию. Первые письменные свидетельства о нем относятся к XV-XIV векам (египетские тексты и тель-амарнские письма). Стела Сети I, найденная в Бейсане, свидетельствует, что юрисдикция Асора простиралась до границ княжества Пелла. Согласно заключению израильской экспедиции под руководством Ядина 396 , разрушение Асора позднебронзового века было осуществлено израильтянами. Непродолжительный и бедный а археологическом отношении период раннего железа относится, согласно Ядину, уже к израильтянам. О том, что Асор действительно был в эпоху поздней бронзы самым важным городом Северной Палестины (Асор же прежде был главою всех царств сих – 11:10b), свидетельствуют многочисленные данные раскопок 397 . Население его достигало 40 000 человек. Еще Гарстангом была обнаружена огромная утрамбованная прямоугольная площадь, примерно 1500 м в длину и 1000 м в ширину, защищенная земляным валом. Археологи пришли к выводу, что это пространство предназначалось для колесниц и для конюшен. Со времен гиксосов в городе процветало коневодство. Конная армия асорского царя была для израильтян грозным врагом (11:4), тем более, что сами израильтяне еще не были, по всей видимости, кавалеристами. Об этом косвенно говорит и указание перерезать жилы коням и сжечь колесницы (11:6). В союз с царем Асора Иавином вступили цари городов северной и центральной Палестины, от евеев, живших при Ермоне (11:3) на долине Мицфа (ср. 11:8), до обитателей Саронской долины (11:2). Под топонимом низменные места (Сефела, 11:2) имеется ввиду береговая долина, лежащая на север от Кармила; под Нафоф-Дором (11:2) – окрестности прибрежного города Дор в северной части долины Сарон. В все народы, населявшие в то время Палестину, за исключением гергесеев (ср. 24:11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

In: «Complementi interdisciplinari di Patrologia». Roma, 1989. P. 300. 391 Wright G.E. The Literary and Historical Problem of Joshua 10 and Judges 1. «Journal of Near Eastern Studies», (1946). Р. 105–114. 392 Лахис был раскопан в 1930 и 1932 гг. британской экспедицией под руководством Л. Старки. Подробный обзор результатов этих раскопок содержится в работе диак. Г. Дзичковского: Дзичковский Геннадий, диак. Библейские события во времена Иисуса Навина и прор. Самуила в свете современных научных открытий. Загорск, 1971. С. 62–66. Приведем только небольшой отрывок этого замечательного описания: «В развалинах Лахиса найдено мало идолов. Историки предполагают, что израильтяне уничтожали их, а если они были сделаны из дорогих металлов – переплавляли. Однако, кое-что в Лахисе сохранилось… Там были обнаружены монументы с изображениями богов, а также множество мелких фигурок из металла. В основном это мужские божества. На них высокие остроконечные головные уборы. Очевидно, это идолы Ваала. Значительная часть фигурок бронзовая и покрыта серебряными или золотыми пластинками. В израильском слое Лахиса они совершенно исчезают» (С. 65). 393 Сикре допускает, что tvdwah может относиться к горным склонам западного берега Мертвого моря. Sicre J.-L. Josué. Navarra, 2002. C. 273. 394 Нот эту «землю Гошен» идентифицировал с Гари, встречающейся в тель-амарнских письмах. Альт предпочитал связывать ее с Гераром. Согласно Эйвину (Yeivin S. The Israelite Conquest of Canaan. Istanbul, 1971. P. 243–246) ее необходимо искать между самыми южными частями Ханаана (пустыня Негев) и Иудейским нагорьем. 397 Краткую историю раскопок Асора приводит в своей работе диакон Г. Дзичковский: Дзичковский Геннадий, диак. Библейские события во времена Иисуса Навина и прор. Самуила в свете современных научных открытий. Загорск, 1971. С. 69–73. См. также: Mazar A. Archaeology of the Land of the Bible. New York, 1992. P. 332. Maas F. Hazor und das Problem der Landnahme. Berlin, 1958. P. 105–117. Bienkowsky P. The Role of Hazor in the Late Bronze Age.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

События Исхода и вторжение евреев в Ханаан, описанные в книгах Иисуса Навина, Судей и в др. текстах, относятся к эпохе перехода от бронзового к железному веку. У. Ф. Олбрайт и др. видели в конце эпохи поздней бронзы крах культуры, выражаемый в разрушении городов, и начало цивилизации иного типа, что, по их мнению, могло служить подтверждением исторической достоверности текстов ВЗ. Однако уже А. Альт ( Alt. The Settlement. 1966) указал на то обстоятельство, что егип. тексты помещают ханаанские центры в долинах, а в ВЗ упоминаются поселения колен Израилевых в горах. Подобная картина отражена и в списке городов, к-рые не были взяты израильскими племенами (Суд 1. 27-36). Эти города лежат в долинах, в основном в долине Изреель, и на приморской равнине. Такое расселение напоминает процесс оседания кочевников на земле. Альт сделал вывод о мирном проникновении евреев в малозаселенные горные районы и полагал, что рассказ Книги Иисуса Навина имеет этиологический, а не исторический смысл. Проведенные Й. Ахарони в 1951-1953 гг. разведки в Верхней Г. открыли много малых поселений в нагорной части, появившихся в начале железного века; это могло бы поддержать гипотезу «мирной инфильтрации». Но раскопки 1955-1958 гг. в Асоре показали, что город с большой территорией эпохи позднего бронзового века (слой XIII) был насильственно уничтожен. На его месте в эпоху раннего железного века (слой XII) появилась маленькая деревушка ( Yadin. Hazor. 1972. P. 108-109, 129-132). Эти находки поддерживали идею исторической достоверности Книги Иисуса Навина. Была предложена 3-я гипотеза: поселения в горах эпохи раннего железа принадлежат не пришельцам извне, но тому же народу, к-рый заселял города Г. эпохи поздней бронзы и вынужден был оставить их из-за перенаселенности долин или социального конфликта (о такой ситуации говорят амарнские письма - EA. 248; 74; 89; Mendenhall. Conquest. 1962; Gottwald. The Tribes. 1979). В целом археология библейская представляет процесс гибели городов позднебронзового века как длительный, занявший ок. 150 лет. Она доказала, что разрыв в культуре между поздним бронзовым и ранним железным веками (особенно изменение размеров и организации поселений) - один из самых значительных в древней истории. Однако она же показывает, что этот длительный и сложный процесс не может быть сведен к единой причине и определенному моменту. Этот общий вывод уточняет библейское повествование в ряде конкретных эпизодов. Разрушение городов в этот период, так же как возникновение поселений новых типов, видимо, отражает результаты большой политической активности в Г. в XIV-XII вв. до Р. Х., к-рую проявляли города-гос-ва Ханаана, Египет с постоянными военными рейдами, «народы моря» , древнеизраильские племена и др. племенные группы, названные в Библии ( аморреи, евусеи, хеттеи и др.).

http://pravenc.ru/text/161531.html

Место прежнего жительства Товита в Палестине определяется выражением «из Фисвы, находящейся по правую сторону Кидия Неффалимова в Галилее выше Асира» (ст. 2). Упоминаемую здесь Фисву или, по Синайскому списку LXX, Фиву в колене Неффалимовом (в Вульгате имя Фисва опущено), след., на севере Палестины – позднейшей Галилее и к западу от Иордана следует отличать от Фесвы, родины пророка Илии ( 3Цap. XVII:1 ) – города на восточной стороне Иордана в Галааде (ср. Onomast, 517): может быть, именно для предупреждения смешения этих двух городов или ввиду малоизвестности той Фисвы, в которой жил Товит до переселения в плен, положение последнего города определяется (ст. 2) весьма подробно: она лежала по правую сторону, т.е. к югу (при определении положения стран и местностей евреи за исходный пункт принимали восток, так что восточная сторона считалась передней, западная задней, южная правой и северная левой) от Кидия Неффалимова в Галилее выше Асира, κ δεξιν Κυδων ( Κοδως) τς Νεφθαλεμ ν τη Γαλιλαα υπερνω Ασρ. Под именем Кидия здесь разумеется город, который в еврейском тексте Библии называется Qedesch, у LXX Ka δς, или Κδες, у И. Флавия Κεδση, Κδαδα, Κδισα), именно, в отличие от городов этого имени в Иудином колене ( Hab. XV:23 ) и Иссахаровом ( 1Nap. VI:72 ), здесь Кидия или Кедес называется принадлежащим к Неффалимову колену галилейским городом. Это был один из главных и наиболее древних городов северной Палестины или Галилеи: упоминается уже в Телль-Амарнских письмах и египетских надписях: был столицей одного из хананейских царей, побежденных И. Навином ( Hab. XII:22 ), потом сделался жребием Неффалимовым ( Hab. XIX:37 ), был отдан левитам ( 1Nap. VI:72 ) и сделался местом убежища для невольных убийц ( Hab. XX:7, XXI:32 : в обоих этих местах он назван «Кедес в Галилее»), был родиною Вараха ( Cyд. IV:6 ); подвергся вместе с другими смежными городами опустошению при израильском царе Факее со стороны Феглаффелассара, царя ассирийского ( 4Цap. XV:29 ), но затем был заселен после пленения и упоминается в эпоху Маккавеев ( 1Mak. XI:63, 73 ). По И. Флавию, К. лежит в Верхней Галилее (Галилея северная или языческая, Uc. IX:1 ; 1Mak. V:15 ), между областью Тира и Галилеей (Древн. V, 1, 24, XVIII, 5, 6), представляя пограничную крепость тирян (Иуд. война, IV, 2, 3). См. Onomast, 583; у проф. Дроздова, с. 417–418; Толков. Библ. т. II, с. 327 и 516. Теперь на месте Кедеса, к северо-западу от Семахонитского озера, бахрат-ел-Хуле – древнего оз. Мером, находится небольшое селение Кадес со множеством древних саркофагов. Robinson, Palast. III, 622. Buhl, Geogr. d. alt. Palast., 8, 235.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Считалось достаточным, как мы увидим позднее, посылать войско под начальством опытного военачальника, который без труда исполнял всё, что было нужно. Так продолжалось в течение целого поколения, со времени вступления на престол Аменхотепа III. Позднее один из вассальных князей писал его сыну: «Воистину, твой отец не отправлялся в поход и не обозревал стран своих вассальных князей» (Амарнские письма). При таких условиях Аменхотеп имел полную возможность посвятить себя тем мирным предприятиям, которые занимали и всех других императоров, находившихся в том же положении. Торговля развилась, как никогда до тех пор. Нил от Дельты до порогов был оживлён судами, наполненными товарами со всего света, которые доставлялись флотом Красного моря и длинными караванами, проходившими взад и вперёд по Суэцкому перешейку, везя богатые ткани из Сирии, пряности и ароматическое дерево с Востока, оружие и чеканные сосуды финикийцев и множество других вещей, семитские названия которых получили иероглифическое написание и вошли в употребление среди жителей Нила. Наряду с сухопутной торговлей через перешеек существовали торговые пути на Средиземном море, пересекаемом по всем направлениям тяжело нагруженными финикийскими галерами, которые направлялись в Дельту, везя на нильские ярмарки покрытые узорами сосуды или чеканную бронзу из микенских торговых поселений на Эгейском море. С другой стороны, произведения египетских ремесленников встречались во дворцах островных царей на Кносе, Родосе и Кипре, где было найдено несколько египетских памятников того времени. Скарабеи и обломки глазурованных глиняных сосудов с именами Аменхотепа III и царицы Тии были найдены также и в материковой Греции, в Микенах. Народы северной части Средиземного моря ощущали влияние египетской цивилизации, необычайно интенсивно проникнувшей в это время на север. На Крите были введены египетские религиозные церемонии, в одном случае даже под непосредственным руководством египетского жреца. Микенские художники попали под могущественное влияние произведений, вывозимых из Египта. Египетские пейзажи появляются на их металлических изделиях, и гибкие формы животных, схваченные фиванскими художниками в их мгновенных положениях, стали теперь распространены в микенском искусстве. Великолепно декорированные фиванские потолки появляются в гробницах в Микенах и Орхомене. Даже и догреческая письменность на Крите обнаруживает следы влияния нильских иероглифов. Обитатели микенского мира, кефтиу, доставлявшие эти произведения на свою родину, постоянно встречались теперь на улицах Фив, где их собственные товары также оказывали влияние на искусство Египта. Огромное количество серебра привозилось ими с севера, и в то время, как при гиксосах оно было вдвое ценнее золота, последнее с этого времени стало самым Ценным оборотным металлом. Отношение стоимости золота и серебра было приблизительно 1,5 к 1, и ценность серебра быстро падала вплоть до Птолемеевских времён (III в. до н.э.), когда отношение стало 12:1.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Л. хорошо известен также по внебиблейским источникам. Он упомянут в Амарнских письмах XIV в. до Р. Х. (ЕА, N 328, 329, 330-332; послание Ябни-илу и Зимриды, правителей Л., к фараону с заверением в преданности; донос на Зимриду с обвинением его в переходе на сторону племен хапиру; сообщение правителя Иерусалима фараону, что жители Л., Гезера и Аскалона снабжают хапиру продовольствием). Археология Еще в XIX в. на рельефах Ниневии (Куюнджик) было найдено изображение сцен осады Л. ассир. армией. Открытием стало обнаружение т. н. «Лахишских писем» - серии остраконов с черновиками или копиями переписки между осажденными городами Израиля. Руины дворца-цитадели в Лахише. Ок. сер. IX в. до Р. Х. Руины дворца-цитадели в Лахише. Ок. сер. IX в. до Р. Х. Телль-эд-Дувайр (идентифицирован как Л. в 1929 У. Олбрайтом ) расположен в 40 км к юго-западу от Иерусалима, в предгорьях Шефелы, вблизи главной дороги от приморской равнины к холмам Хеврона. Площадь основания телля ок. 37 кв. км; почти прямоугольная вершина - более 22 кв. км. Холм обеспечивался водой из колодцев (один из них, в сев.-вост. углу города, был изучен) и был неприступным со всех сторон, кроме юго-зап. угла, где находились мощные ворота. Раскопки Тель-Лахиша (Дж. Л. Старки, О. Тафнелл, Дж. Л. Хардинг, 1932-1938; Й. Ахарони, 1966-1968; Д. Усишкин, 1973-1981) стали ключевыми для археологии Сиро-Палестинского региона III-I тыс. до Р. Х. После гибели Старки (1938) работу над отчетом продолжила Тафнелл, опубликовавшая его в 1958 г. Особенно важны для изучения Л. раскопки Усишкина, сочетавшего горизонтальные расчистки для изучения архитектурных сооружений с вертикальными стратиграфическими разрезами, уделявшего особое внимание смене форм керамики, сохранившего значительные части слоев для буд. контрольных раскопок и введшего ряд технических новинок (экранирующие тенты над раскопами, выкладка краев раскопок мешками с песком и др.), которые широко применяются в археологии Ближ. Востока. На телле выделены 7 уровней обживания и слои 5 пожаров, уничтоживших город: ок. 1200, ок. 1130, ок. 925, в 701 и 588/6 гг. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/2463195.html

Сторонники ранней датировки иногда рассматривают исход евреев из Египта как одно из событий движения хапиру, о к-ром сообщают амарнские письма (1-я пол. XIV в. до Р. Х.). Вплоть до нач. XX в. такая позиция редко оспаривалась, но в дальнейшем большинство исследователей от нее отказались ( Дьяконов. 1989. С. 245-250, 275; Немировский. 2001. С. 68-69; Тантлевский. 2005. С. 47-49; Снигирев. 2007. С. 169; ср. противоположную позицию: Wood. 2005. P. 489). Т. к. археологические данные не могут быть однозначно истолкованы ни в пользу ранней, ни в пользу поздней датировки событий исхода и завоевания городов Заиорданья, то отсутствие свидетельств тотального разрушения городов Ханаана в 1400-1350 гг., на к-рые, согласно библейской хронологии, приходится завоевание Иисуса Навина, объясняется, по мнению некоторых специалистов, библейским текстом: завоевание происходило без больших разрушений строений (ср.: Втор 6. 10-11; 19. 1; Нав 24. 13), тогда как население захваченных городов практически поголовно уничтожалось. В таком случае археологические следы разрушений нужно связывать со временем судей Деворы и Гивеона, поднявших Израиль на борьбу с врагами ( Shead W. H. The Date of the Exodus//Giving the Sense: Understanding and Using OT Historical Texts/Ed. D. M. Howard, M. A. Grisanti. Grand Rapids, 2003). Завоевание Ханаана Предание о завоевании Ханаана сохранено в Библии гл. обр. в Книге Иисуса Навина, хотя нек-рые эпизоды, относящиеся к началу завоевания, описываются и в кн. Числа. Согласно этому преданию, Заиорданье было завоевано еще под рук. Моисея, а сам Ханаан был взят Иисусом Навином и поделен между коленами Израилевыми. Из др. предания, сохранившегося в Книге Судей Израилевых (гл. 1) и неск. отличающегося от Книги Иисуса Навина, следует, что обширные районы Ханаана остались населенными хананеями в продолжение всего периода судей. Несмотря на то что дискуссия о дате исхода далеко не завершена, большинство историков рассматривают завоевание Ханаана как часть общего процесса, происходившего в Вост. Средиземноморье XIII-XII вв. Для этой эпохи характерно интенсивное переселение народов во всем бассейне Средиземного м. Народы с островов Эгейского м. (египтяне называли их «народы моря» ) хлынули в Сирию, Ханаан и Египет. Эти вторжения привели к разрушению таких больших ханаанских городов, как Угарит , и к падению Хеттского царства. Фараону Рамсесу III с трудом удалось отразить приблизительно в 1173 г. это нашествие. Часть пришельцев, во главе с филистимлянами, поселилась на юж. побережье Ханаана. Одновременно с вторжениями «народов моря» в Юж. Сирию, Ханаан и Египет в Сев. Месопотамию проникают арамеи, к-рые основывают здесь свои гос-ва и вступают в конфликт с Ассирией . К XIII-XII вв. относится, согласно данным археологии, завершение формирования в Заиорданье гос-в Моав, Аммон и Эдом. Это переселение народов совпадает на Ближ. Востоке с концом бронзового века.

http://pravenc.ru/text/293912.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Панорама Иерусалима с видом на Храмовую гору и Елеон [евр.  ,     греч. Ιερουσαλμ; лат. Hierosolyma; араб.   (Аль-Кудс); франц. Jérusalem; англ., нем. Jerusalem; итал. Gerusalemme; испан. Jerusalén; румын. Ierusalim; серб. Jepycaлuм; болг. Йерусалим; груз. ; арм. ; амхар.  ; копт. ciL___H_M ; сир.  ], город в исторической Палестине , место проповеди, крестной смерти и воскресения Иисуса Христа , образования 1-й общины христиан (Церкви). И. имеет особое символическое значение для христиан всех конфессий как центр Святой земли и средоточие памяти о библейских событиях, воспоминание о к-рых и приобщение к к-рым составляет главный смысл традиции паломничества христиан в И. и Св. землю. Традиции почитания Небесного Иерусалима как символа грядущего Царства Божия придается большое значение в эсхатологии . И. также является священным городом иудеев как древняя столица Израиля, место, где находился Иерусалимский храм. В исламской традиции И. почитается как 3-й по значению священный город после Мекки и Медины. Совр. И.- город с территорией 125,2 тыс. кв. км; население ок. 750 тыс. чел. (2007). Христиане всех конфессий в И. составляют ок. 2% населения (менее 15 тыс. чел.), иудеи - 64% (проживают преимущественно в Зап. И.), мусульмане - 32% (преимущественно в Вост. И.). Клинописная табличка с упоминанием Иерусалима. Амарнские письма. XIV в. до Р. Х. (Переднеазиатский мезуй, Берлин) Клинописная табличка с упоминанием Иерусалима. Амарнские письма. XIV в. до Р. Х. (Переднеазиатский мезуй, Берлин) И. расположен на плоскогорье в седловине Иудейских гор (средняя высота ок. 800 м над уровнем моря). Исторический центр И. разместился на 2 холмах, тянущихся с севера на юг и в древности разделенных долиной Тиропеон, ныне засыпанной. Рельеф понижается с северо-запада на юго-восток. Холмы обрывистые, ограничены долинами Хинном (см. Енномова долина ; с юга) и потока Кедрон (с востока). Большая часть исторического центра находится за стенами современного Старого города. Он разделен на 4 квартала: Христианский (северо-западный), Армянский (юго-западный), Мусульманский (северо-восточный) и Еврейский (юго-восточный). Пространственно выделенная Храмовая гора (740 м) возвышается в юго-вост. углу Старого города. Юж. отроги холмов (западного - гора Сион (765 м) и восточного - Офел) расположены вне городских стен. У юж. оконечности вост. холма, недалеко от места соединения долин Хинном и потока Кедрон, находится питаемая из родника Гихон купель Силоам ; здесь расположен т. н. город Давида. К востоку от Старого города, за Кедроном, с севера на юг тянется гряда гор Скопус (826 м), Елеонской (Масличной; 815 м) и ее юж. отрога горы Соблазна.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Среди исследователей, считающих Иез 38-39 послепленным текстом, распространена т. зр., что Г. мог быть военачальником армии молодого персид. царя Кира (ок. 400 г. до Р. Х.), а также, что имя Г. могло быть использовано как псевдоним для Александра Великого (Обзор толкований имен см.: Rowley H. H. The Relevance of Apocalyptic. L., 1963. P. 33-37; Zimmerli. 1969. S. 940-942; Herrmann. 1924. S. 244-245). Имя М. в таком случае понималось либо как искусственная форма в значении «земля Гога» ( Zimmerli. 1969. S. 941), либо как «гебраизированное» имя от аккад.   (   в амарнских письмах ( D ü rr. 1923. S. 98-99; Herrmann. 1924. S. 245)). В лит-ре представлена и позиция, согласно к-рой первичным является название страны, а имя Г. было образовано от него ( Wevers. 1969. P. 284). Ряд исследователей объясняют имена Г. и М. как мифические: они произведены от шумер. «тьма», т. о., М.- это «земля тьмы», а Г.- персонификация тьмы или же «вождь и представитель сил, враждебных Богу» ( Lauha. 1943. P. 71). Другие усматривают связь этих имен с аккад. богом Гага, к-рый упоминается в эпосе Энума Элиш ( Herrmann. 1924. S. 244). Эсхатологические мотивы пророчества Иезекииля и развитие традиции в поздней литературе По структуре Иез 38-39 принадлежит к ветхозаветным пророчествам, построенным по схеме: наказание Израиля - наказание язычников - восстановление Израиля. Новый, отличительный элемент Иез 38-39, видимо предваряющий развитие поздней апокалиптической идеи об эонах (см. Апокалиптика ),- идея «двойного эсхатона» ( Frost. 1952. P. 91), т. е. «пророк указывает здесь на то, что находится далее ближайшего будущего, т. е. на 2-ю ступень божественного действия после того, что должно произойти в ближайшее время (собрание Израиля из рассеяния)» ( Zimmerli. 1969. S. 945). Здесь эсхатологические выражения «после многих дней» (Иез 38. 8) и «в последние дни» (38. 16) вместе с более редким «в последние годы» (Иез 38. 8) получают более конкретное содержание. В изображении великой эсхатологической битвы (Иез 38-39) виден ряд мотивов, получивших дальнейшее развитие в библейской и постбиблейской лит-рах. Среди таких мотивов: день Господень (день, в к-рый Господь откроет Свой гнев на народы); борьба Господа с силами хаоса (Наум 1. 4; Ав 3. 8; Ис 50. 2-3 и др.) и Его война с (языческими) народами (Ис 14. 24-27; 17. 12-14; Пс 2; 110; 68. 13-19 и др.), к-рая обычно связана с изображением теофании и космических катастроф; враг с севера (богопротивные силы зла и хаоса локализуются на севере - Иер 1. 13-15; 4. 6 слл.; 6. 1 слл.; Иоиль 2. 20 и др.); натиск народов на Иерусалим (Пс 46; 48; 76); жертвенная трапеза (идея, что павшие представляют собой жертвенную трапезу - Иер 46. 10; Соф 1. 7-8; Ис 34. 5-8); мотив мира - сожжение оружия (Ис 9. 5; Пс 45. 10) и др.

http://pravenc.ru/text/165219.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010