Из всего продолжительнейшего периода времени до Моисея несомненно лишь одно, что евреи в Египте до Моисея умели уже писать и научились этому искусству не у египтян. Древние еврейские памятники с сохранившимся на них так называемым древнееврейским (а не нынешним квадратным) алфавитом свидетельствуют, что этот алфавит совершенно не похож на иероглифический египетский, находимый на египетских памятниках периода исхода евреев. Те же памятники с несомненностью убеждают в сходстве этого алфавита с сиро-финикийским, употреблявшимся тогда в Малой Азии и вообще в международных, особенно торговых, сношениях преимущественно в прибрежных к Средиземному морю странах Европы, Азии и Африки. Отсюда получается законный вывод, что евреи или до переселения в Египет выучились уже писать, или во время пребывания в Египте, но под влиянием отчуждения от языческого Египта и при постоянных сношениях с малоазийскими народами выучились от них сиро-финикийскому письму. — Ныне уже признается несомненным, что в конце пребывания евреев в Египте и позднее искусство письма и книжность были очень распространенными не только в Египте, но и в Малой Азии и даже у племен, населявших Аравийскую пустыню. При Иисусе Навине у хананеев был даже город Кириат-Сефер (Нав.15:15—16), т.е. город книг, очевидно названный так по множеству заключавшихся в нем письменных памятников. Телль-Амарнские и другие памятники доказывают, что среди и других народов Азии была развита в это время грамотность и организованы были постоянные международные письменные сношения.    Заимствованный в сношении с малоазийскими народами сиро-финикийский алфавит остался у евреев неизменным и в последующее время. Моисей воспользовался им, как общеупотребительным; им пользовались и все другие ветхозаветные писатели, а потому и не говорится в ветхозаветных книгах об изобретении его ни Моисеем, ни предшественниками его.    Несомненно, если окружавшие евреев народы Азии и Африки имели целые «книжные» города, то и евреи в Египте при Моисее умели уже писать и даже искусство письма было достоянием многих лиц, было довольно распространено. Об этом существует много ясных библейских свидетельств.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Оказавшись на престоле в Вавилоне, касситские вожди попали под влияние древней городской культуры Месопотамии. Они переняли язык и письменность вавилонян, поклонялись местным богам, полностью приняли местные традиции поведения в частной и офиц. жизни, отдавая предпочтение особенно консервативным формам. Большое внимание касситские цари уделяли реставрации древних храмов В. и строительству новых. Одно из строительных сооружений того времени - многоступенчатая пирамида (зиккурат) , составлявшая часть храмового комплекса в г. Дур-Куригальзу, недалеко от совр. Багдада, единственный памятник месопотамской монументальной архитектуры, относительно хорошо сохранившийся до наст. времени (совр. высота ок. 60 м). Европейцы, побывавшие здесь в ср. века и в Новое время, принимали остатки этого сооружения за развалины Вавилонской башни . Правление касситской династии - самый длительный период относительно стабильного существования гос-ва. Для этого времени характерны отсутствие серьезных внутренних конфликтов и постепенное сглаживание экономических противоречий между регионами В. В связи с засолением старых орошаемых земель гос-во предприняло коренную перестройку оросительной и мелиоративной системы, были освоены обширные новые сельскохозяйственные территории, население к-рых теперь несло основное бремя гос. налогов и повинностей. В более привилегированном положении находились жители ряда крупных городов, в т. ч. Вавилона, к-рым были предоставлены права самоуправления, а также те лица из числа царских родственников или высокопоставленных чиновников, к-рым касситские цари передали во владение огромные земельные наделы с сельскохозяйственными угодьями, селениями и даже небольшими городами. Специальные указы, освобождавшие эти земли от гос. налогов и повинностей, высекались на каменных стелах (кудурру), часть к-рых сохранилась до наст. времени. В XIV в. до Р. Х. значительно расширились внешнеполитические связи В. Письма касситских царей егип. фараонам, найденные в В. Египте в мест. Телль эль-Амарна, написаны вавилонской клинописью на вавилонском языке, к-рый в XIV в. до Р. Х. играл роль языка международного общения на всем Ближ. Востоке (см. Амарнские письма ). Они содержат сведения об обмене дипломатическими посланниками и дарами, о династических браках, о разрешении торговых споров. Вавилонский царь и егип. фараон называли друг друга братьями, что указывает на равенство их статусов.

http://pravenc.ru/text/153803.html

27:5. Сенирские кипарисы. Вероятно, речь идет о разновидности можжевельника, восточном можжевельнике (Juniperus sabina). Согласно Втор. 3:9 , гора Ермон, расположенная в южной части Антиливанского хребта, к востоку от долины Бика, у аммореев называлась Сениром. Ассирийцы называли ее Саниру. 27:5–7. Материалы для строительства кораблей. Перечисленные здесь строительные материалы считались товарами высшего качества в Восточном Средиземноморье. Египтяне использовали сосны и ели для строительства корабельных мачт и при производстве ремонтных работ. Твердая древесина шла на изготовление весел для финикийских галер с двумя рядами весел. Слоновая кость для инкрустации поступала из Киттиона на острове Кипр. Из Египта привозили полотняные ткани, которые пользовались большим спросом по всему Средиземноморью. Красители для парусов, навесов и тентов были самыми дорогими товарами. 27:7. Елиса. Местоположение островов Елисы не установлено. Елиса был сыном Иавана ( Быт. 10:4 ). Это название было дано тирской колонии, которая славилась своими красителями. Вероятно, Елиса соответствует Alashiya – предположительному названию Кипра в амарнских текстах. На семи табличках из Амарны упоминается правитель земли Alashiya, который переписывался с египетскими фараонами в XIII в. до н. э. 27:8. Сидон и Арвад. Сидон и Арвад были финикийскими городами, которые находились на побережье Средиземного моря к северу от Тира. Арвад лежал примерно в 110 милях к северу, а Сидон – на расстоянии около 25 миль от Тира. В описываемую эпоху они, по-видимому, подчинялись Тиру. Оба города часто упоминаются в письмах из Амарны и в ассирийских хрониках. 27:9. Гевал. Как Сидон и Арвад, Гевал (или Библ) был финикийским городом на средиземноморском побережье к северу от Тира, на расстоянии около 60 миль от него. Он, вероятно, находился под властью своего южного соседа. Библ был торговым партнером Египта в 3-м тыс. до н. э. и занимал видное место в текстах из Амарны и в ассирийских анналах. 27:10. Персия, Лидия и Ливия (Пут). Перечисляя эти географические названия, Иезекииль упоминает народы, которые проживали в самых отдаленных частях открытого для них мира. Персия находилась на западе Ирана, Лидия – в Центральной Малой Азии, а Ливия (страна Пут) – к западу от Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Является вопрос, что это за народ Хабири? В них очень заманчиво было бы видеть евреев, и грамматически это вполне возможно. Вероятно, правильно предположение, что в их лице мы имеем дело с евреями в широком смысле или с близкими им племенами; в борьбе с Хабири мы имеем прелюдию еврейского завоевания, и «хабири» было общим названием бедуинов. Переводы текстов из Telle-el-Amarna сделаны Винклером в Keilinschriftliche Bibliothek. В новой транскрипции и новом переводе Knudmzon " а письма выходят и серия Vorder-asiatische Bibliothek: пока вышло 14 выпусков; в них вошли все документы и значительная часть исторического комментария, составляемого Отто Вебером. См. еще Dhorme, Les pays biblique аи temps d " El-Amama. Revue Biblique, 1908–1909. Соловейчик, Палестина в XV в. при свете новейших открытий. Журн. мин. нар. просг. 1896, март. История еврейского завоевания Палестины дает не мало аналогий к тому, что сообщают амарнские документы о нашествиях племен. В книгах Исхода, Чисел и Судеб (особ. гл. 17–18) содержатся совершенно параллельные повествования. См. по древнейшей истории евреев и родственных им племен прекрасное исследование Эд. Мейера, Die Israeliten vmd ihre Nachbarstamme. Halle, 1906. Египет и хетты. Хетская культура Из глубокого упадка, в какой повергли Египет религиозные смуты при преемниках Аменхотепа IV, поднял его фараон Харемхеб, сам рассказывающий нам свою историю в надписях на своей статуе в Туринском музее и на обломках в Лейдене, Вене и Каире. Он происходил из древнего рода номархов в Ха-Сутене (Алавастронполе) и начал свою служебную карьеру при царях XVIII династии. При Эхнатоне и его слабых преемниках он достиг огромного влияния и был награжден, подобно другим вельможам этого смутного времени. Оставленные им в своей предполагавшейся гробнице надписи и изображения рисуют его в присутствии какого-то неназванного еретического царя увешиваемым золотом пред лицом всех стран и народов. Говорится, что он был «царским поедом во все страны, где светит Атон», что он собирал подати юга и севера, сопровождал царя повсюду, стоял во главе войск, начальствовал над обеими землями, был военачальник над военачальниками. Между прочим, он изобразил прием какого- то семитического племени, прибывшего в Египет, когда «в их земле был голод», и они «не знали, как прожить». Фараон разрешил им поселиться – интересная параллель к повествованию библии. Таким образом, он был самым могущественным лицом в Египте. Уже тогда ему пришлось воевать в Сирии и быть «сопровождающим своего господина в битвах, в день, когда били азиатов», что, пожалуй, может указывать на попытку одного из этих царей (может быть, Тутанхамона) восстановить власть в Сирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

9:1. Хабиру. «Хабиру» (Habiru) – понятие, использованное по отношению к людям, не имеющим собственности, более чем в 250 текстах на протяжении 2-го тыс. до н. э. от Египта и Анатолии до земель, лежащих к востоку от Тигра. Во многих амарнских письмах цари Ханаана обращаются к фараону с просьбой прислать дополнительные войска для борьбы с «хабиру», которые доставляют им массу беспокойства. Израильтян, несомненно, причисляли к хабиру, и не исключена вероятность, что понятие «еврей» (Hebrew) произошло от «хабиру» (см. коммент, к Быт. 14и Исх. 21:2 ). Однако обширное географическое пространство, на котором появлялись хабиру в первой половине 2-го тыс. до н. э., когда Израиль был в Египте, не позволяет отождествлять хабиру только с израильтянами. 9:3. Гаваон. Город Гаваон обычно идентифицируют как el-Jib, расположенный в 6 милях к северо-западу от Иерусалима и в 7 милях к юго-западу от Гая. Раскопки обнаружили здесь двойную систему водоснабжения, построенную в начале периода судей. Для создания более ранней из двух систем потребовалось вырубить в известняке шахту глубиной около 35 футов (в которую можно было спуститься по спиральной лестнице), благодаря чему жители города получили доступ к водам подземного источника. Вторая, более поздняя система, обеспечивала доступ к другому источнику с помощью тоннеля. Водная система является веским доказательством того, что это место действительно Гаваон, поскольку достопримечательностью этого города был знаменитый Гаваонский пруд. Кроме того, правильность идентификации подтверждается найденными здесь ручками кувшинов, на которых написано «Гаваон» (хотя следует заметить, что здесь найдены ручки кувшинов с названиями и других городов, но это легко объясняется специализацией Гаваона на виноделии). Остатков, которые датировались бы периодом завоевания, обнаружено очень мало, но раскопки (проведенные в конце 1950-х гг.) ограничились лишь небольшой частью площади древнего города. Гаваон упоминается в некоторых небиблейских источниках. Фараон Сусаким I (X в. до н. э.) включил Гаваон в перечень завоеванных (или встретившихся на его пути) городов в ходе успешного военного похода в Палестину.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

9:3. Тактика обмана. Хотя в древней ближневосточной литературе не встречаются примеры точно такого же рода, случаи нечестного поведения и обмана в процессе заключения международных договоров были довольно частым явлением. 9:7. Евеи. Евеев часто путают с хорреями, а тех и других вместе отождествляют с хурритами. Хурриты – индоевропейские племена, которые, объединившись, создали царство Митанни, просуществовавшее примерно с 1500-го до 1350 г. до н. э. (см. коммент. к 9:1). Часть переписки хурритов Митанни с египтянами сохранилась в амарнском архиве. Хурриты составляли основное население Хеттского царства и города-государства Нузи. В египетских документах этого периода Ханаан часто обозначается как «земля Хуру». 9:10. Сигон и Ог. Историческая информация о Сигоне и Ore нигде, кроме Библии, не встречается. Это были аморрейские цари, потерпевшие поражение от израильтян в Трансиордании. См. коммент. к Чис. 21:21–35 . 9:10. Астароф. Астароф назван здесь столицей Васана. Он часто упоминается в египетских текстах этого периода, в амарнских письмах и в поздних ассирийских текстах. Некоторые исследователи считают, что Астароф встречается в угаритских текстах как город, в котором правит бог Эл. В наши дни он известен как Телль-Аштара, расположенный на реке Ярмук в 25 милях к востоку от моря Галилейского. 9:14. Вопрошание Господа. Вопрошание Господа осуществлялось посредством оракулов, для чего в Израиле обычно использовался такой механизм, как урим и туммим. См. коммент. к 7:14–18. 9:17. Города Гаваона. Два из трех городов Гаваона можно идентифицировать с некоторой долей уверенности. Кефира – это современный Khirbet el-Kefireh, в 5 милях к югу от Гаваона. Кириаф-Иарим, в нескольких милях от Кефиры, – Tell el-Azhar. Беероф обычно локализуют к северу от Кефиры, в районе Вефиля и Гая, в el-Bireh или Nebi Samwil. 9:18. Обязывающая природа клятв. В культурах, наделявших богов могуществом и способностью активно вмешиваться в жизнь, клятвам придавали очень большое значение. Обеты не исключали возможности послабления ( Лев. 27 ; Чис. 30 ), но неисполнение клятв ставило тех, кто их приносил, под угрозу божественного возмездия. Если человек не держал слово, значит, имя бога, которого он призывал, было для него пустым звуком. Хеттский царь Мурсили (XIV в. до н. э.) истолковывал войну и чуму как следствие нарушения договоров, скрепленных клятвами. Правота Иисуса Навина, считавшего эту клятву священной, подтвердилась во 2Цар. 21 , где нарушение такой же клятвы привело к ужасным последствиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

7:13. Сын, который построит храм. Сохранилась надпись, в которой Адад-Гуппи, царица Нововавилонского царства (VI в. до н. э.), описывает сон, посланный ей богом Сином. Бог сообщил, что его храм в Харране суждено построить ее сыну. Но если сыну Давида предстояло построить новый храм, то сыну Адад-Гуппи – восстановить храм, лежащий в руинах. 7:14. Отеческое отношение Бога к царю. Представление о божественном происхождении царской власти нашло наиболее яркое воплощение в египетской идеологии. Фараон считался в Египте сыном солнечного бога Ра. В угаритском эпосе Керет, царь Ховара, является сыном Эла, верховного бога хананеев. У арамейских царей имя бога даже входило в состав их тронных имен (Бен-Адад означает «сын Адада»). В Месопотамии о своем божественном происхождении заявляли, начиная с Гильгамеша, такие цари, как Гудеа, Хаммурапи, Тукультининурта и Ашшурбанипал (и это еще далеко не полный перечень). 7:14,15. Забота и наказания. В договоре 2-го тыс. до н. э. хеттский царь Хаттусили III обещает своему вассалу, Ульми-Тешупу из Тарунтассы, что его сын и внук унаследуют пожалованную ему землю. Далее в тексте говорится о том, что если потомки Ульми-Тешупа совершат преступления, они будут наказаны (вплоть до смертной казни), но династия Ульми-Тешупа не лишится земли, пока в ней будут рождаться наследники. 7:15. Милость. Из хеттских, аккадских, угаритских и арамейских материалов явствует, что доброе отношение сюзерена к вассалам обозначалось как милость, на которую вассалы отвечали повиновением и преданностью. В амарнских письмах (от зависимых хананейских правителей египетскому фараону) «милость» используется как ключевое понятие, характеризующее мирные международные отношения. В библейском тексте сходное употребление этого понятия представлено в 3Цар. 3:6 . В литературе Месопотамии редко встречается мысль о необходимости любить богов, но и боги обычно не ждали любви от своих почитателей и не вступали с ними в отношения завета. 7:18–29. Замечание о молитве Давида. Ашшурнасирпал I (ассирийский царь, правивший лет на тридцать раньше Давида) в своей молитве благодарит Иштар за покровительство. К оказанным богиней благодеяниям царь причисляет свое возвышение из безвестности, превращение в пастыря народа, прославление и возможность установить справедливость для своего народа. О некоторых из подобных услуг Бог напоминает Давиду через Нафана (ст. 8:11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

26:20. Как гоняются за куропаткой по горам. Погоня Саула за Давидом заслуживает сравнения с охотой на куропаток, которая заключается в прочесывании кустарников и преследовании птиц до тех пор, пока они не устанут и не начнут падать на землю. 27:1–12 Давид на службе у филистимлян 27:1,2. Наемник. Использование наемников было в Древнем мире обычным явлением (см.: Иер. 46:21 ). Как правило, наемниками становились подобные Давиду политические беженцы, а их преданность нанимателю находилась в прямой зависимости от ненависти к правителю, который их изгнал (многие греческие тираны, утратив свои позиции на родине, присоединились к персидской армии и сражались при Марафоне против греков). Доверие Анхуса основывалось на известной вражде Давида и Саула и подкреплялось богатой добычей, захваченной Давидом в набегах. Давид пользуется этой возможностью, чтобы спастись от Саула, добыть с помощью набегов средства для подарков старейшинам Иудиным (30:26), научиться у филистимлян военному делу и обработке металла и расправиться с некоторыми врагами Израиля. Давид уничтожает всех свидетелей, чтобы сохранить доверие Анхуса. 27:2,3. Геф. Хотя местоположение этого города точно не установлено, современные исследователи отождествляют его с Tell es-Safi, в 5 милях к югу от Экрона (Tell Miqne) в северной части Шфелы. О существовании Гефа до появления филистимлян свидетельствуют амарнские письма, а библейская традиция связывает его с енакимами (см.: Нав. 11:22 ). Родом из Гефа был Голиаф и один из правителей филистимских, воевавших с израильтянами (см.: Суд. 3:3 ). 27:2. Анхус. Этот царь не упоминается в небиблейских источниках, но существование у филистимлян царского имени «Анхус» подтверждается документами более позднего времени. Ассирийские анналы VII в. до н. э. сообщают об Ikausu, сыне Padi, царе Экрона. Ikausu – то же, что и Анхус, сын Пади, упоминаемый в надписи этого периода, найденной в Экроне. 27:6. Секелаг. Местонахождение Секелага – вопрос, вызывающий споры. Из множества предлагаемых вариантов локализации наиболее обоснованными являются Tell esh-Sharía (в северо-западной части Негева, в 15 милях к юго-востоку от Газы) и Tell es-Sebá (часто отождествляемый с древней Беэршивой, в 4 милях от современного города; см. коммент. к Быт. 22:19 ). Предметом споров являются возможные перерывы заселения Tell esh-Shariá на протяжении железного века (начало периода царств), а также вероятность локализации Беэршивы значительно западнее Tell es-Sebá. Хотя история заселения Tell es-Sebá в целом соответствует нашей информации о Секелаге, эта идентификация отдаляет Секелаг от Гефа более чем на 30 миль к югу. В любом случае опорный пункт Давида находился в Негеве, откуда он мог совершать набеги на юг (в глубь Синайского полуострова) и на восток (в Эдом и Мадиам). И то и другое место достаточно удалены от филистимской территории, чтобы он мог действовать, не опасаясь внимательного присмотра.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

8:3. Тридцать тысяч воинов. Тридцать тысяч человек, посланных против города, в котором было всего несколько сотен солдат, – явно завышенное число. В ст. 25 сказано, что в тот день было убито двенадцать тысяч жителей Гая. Гай представлен как небольшой городок, располагающий немногочисленным войском (7:3). Если он был меньше Иерихона, то все его население составляло менее тысячи человек. Все это наводит на мысль, что слово, переведенное в этом фрагменте как «тысяча», следует понимать в значении «отряд». Полагают, что каждое племя формировало отряд, численность которого зависела от численности племени. В ходе дальнейшей истории эти отряды были унифицированы и насчитывали по тысяче человек, но в данном случае отряд мог состоять всего из десяти воинов. В первом нападении на Гай (7:4,5) участвовало три «тысячи» человек, и гибель тридцати шести из них была воспринята как страшное поражение. В амарнских письмах цари городов-государств просят фараона прислать в качестве подкрепления десять-двенадцать воинов. О проблемах, связанных с определением численности израильтян, см. коммент, к Исх. 12:37 . Дальнейшее обсуждение непомерно больших чисел – в коммент. ко 2Пар. 11:1; 13:2–20 . 8:9. Вефиль. Вефиль упоминается только как один из городов, расположенных поблизости, пока его жители не приняли участие в преследовании израильтян (ст. 17). О разрушении Вефиля ничего не говорится, хотя царь Вефиля упоминается среди царей, пораженных Иисусом Навином в 12:16. В Суд. 1 Вефиль подвергается нападению колен Иосифа. Обычно Вефиль отождествляют с Бейтином (Beitin), в 10 милях к северу от Иерусалима и в полутора милях от эт-Телля, традиционно считающегося Гаем. В эпоху средней бронзы здесь стоял большой укрепленный город, разрушенный в середине XVI в. до н. э. В период поздней бронзы он был в значительной мере восстановлен, но после этого дважды подвергался разрушению (1550–1200 гг. до н. э.). Некоторые исследователи оспаривают отождествление Вефиля с Бейтином, так как поблизости невозможно найти место, удовлетворяющее описанию Гая (см. коммент. к 7:2). В качестве альтернативы Бейтину предлагают город Вира (Bireh), в 2 милях к югу от Бейтина.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Vol. 1. P. 199-200), к-рый датируется ок. 1100 г. до Р. Х. Шекелеши [  ] впервые упоминаются среди союзников (или наемников) ливийских племен, атаковавших егип. дельту во времена фараона Мернептаха. Впосл. они появились в списке Н. м., к-рые, согласно надписи на стенах храма Рамсеса III в Мединет-Абу, обвиняются в разрушении мн. центров цивилизации бронзового века в Анатолии и Сирии и в последующем нападении на Египет. С большой степенью вероятности шекелешей можно отождествить с «народом   который живет на кораблях», как сообщается в письме хеттского царя угаритскому царю, скорее всего Аммурапи (RS 34.129; см.: Woudhuizen. 2006. P. 47-48). Как и у др. Н. м., история шекелешей после безуспешного нападения на Египет неизвестна. Возможно, нек-рые из них продвинулись в зап. направлении, сначала создав поселение в Юж. Италии, а затем в Сицилии. Греч. колонисты, прибывшие на Сицилию в VIII в. до Р. Х., встречали на юго-востоке острова людей, называвших себя сикелами. От них произошло название о-ва Сицилия. Вполне возможно, хотя и недоказуемо, что предки сикелов были представителями народа шекелеш. Деньенцы (Данунитяне) [  ]. Наименование этой этнической группы из списка Н. м. в Мединет-Абу (егип.  ) дает повод для дискуссии о ее происхождении. Выдвигались предположения о наличии связи между этнонимом «деньенцы» и одной из следующих исторических реалий: потомками микенских греков, называемых данайцами; библейским племенем Дан ; страной Дануна, упоминаемой в амарнских письмах сер. XIV в. до Р. Х. (EA 151:50) и скорее всего расположенной в Ханаане; страной Адана, находившейся в регионе, к-рый в греко-рим. период назывался Киликией . В гомеровском эпосе микенские греки называются ахейцами или данайцами (данаями). Египтяне для обозначения микенских греков взяли за основу 2-й этноним - δαναιο и произвели от него егип. вариант слова -   или   это слово впервые было засвидетельствовано в летописях Тутмоса III (1479-1425 или 1490-1436 гг. до Р. Х.). Позднее оно встречается в надписи на цоколе статуи Аменхотепа III (1390-1352 или 1402-1365 гг.

http://pravenc.ru/text/2564690.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010