10:6,7. Яакан, Мозер, Гудгод и Иотвафа. Эти стоянки также упоминаются в Чис. 33:30–34 . Большинство из них не идентифицировано, но Иотвафу обычно отождествляют с Табехом (Tabeh), оазисом на западном берегу залива Акаба. 10:12–11:32 Призыв к верности Господу 10:17. Божественные имена. Перечисление божественных имен и атрибутов – обычная форма восхваления богов на древнем Ближнем Востоке. Например, в вавилонской поэме о творении «Энума элиш» содержится пятьдесят имен Мардука, верховного бога Вавилона. 10:17. Боги, принимающие дары. Согласно религиозным представлениям древнего Ближнего Востока, на богов можно было оказывать влияние, так как у них имелись потребности. Жертвоприношения и содержание храмов составляло неотъемлемую часть заботы о богах. Давая богам пищу, одежду и укрытие, человек мог рассчитывать на их ответную благосклонность. Этот текст ясно показывает, что Яхве не похож на богов соседних народов. Кроме того, Яхве изображен здесь как справедливый судья, который не грешит против истины из корыстных побуждений. 11:1. Любящий бог на древнем Ближнем Востоке. В амарнских письмах (от вассальных царей Ханаана к их египетскому господину) слово «любовь» используется для обозначения дружественных международных отношений. Оно отражает преданность вассалов и их уважение к условиям договора между сторонами. В литературе Месопотамии редко встречается мысль о необходимости любить богов, но и боги обычно не ждали от людей любви и не вступали с ними в отношения завета. 11:2. Крепкая рука. Крепкая, или «простертая», рука – метафора, которую использовали для описания могущества египетских фараонов. Но рука Яхве, простертая над Египтом, принесла Его народу избавление. См. коммент. к Втор. 26:8 . 11:4. Чермное море. По поводу идентификации этого водного массива высказывалось много предположений. По мнению большинства исследователей, это либо озеро Бала, либо озеро Тимса. См. коммент. к Исх. 13:18 . 11:9. Земля, в которой течет молоко и мед. См. коммент. к 6:3. 11:10. Методы орошения в Египте. Противопоставление основано отнюдь не на предпочтении дождей искусственному орошению, ибо значение и эффективность искусственного орошения признается всеми. Не подразумевается здесь и то, что скудные дожди Палестины лучше, чем регулярные разливы Нила. Неизвестно, какой метод орошения можно идентифицировать как полив «при помощи ног», но это выражение использовано как эвфемизм, обозначающий мочеиспускание в некоторых вариантах рукописей 4Цар. 18:27 . Если здесь значение таково, то противопоставление связано не с методами орошения или изобилием воды, а с чистотой воды, используемой для полива предназначенных в пищу растений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

6:13. Клятвы именем Бога. Поскольку клятвы считались действенными, имя, используемое в клятвах, показывало, какое божество действительно считалось могущественным. Несмотря на унаследованные израильтянами города, дома и земли хананеев, они не должны были унаследовать богов, которые считались покровителями этих городов и подателями плодородия этой земли. Одним из способов подтверждения неприятия этих богов был отказ от признания их могущества в клятвах. 6:16. Масса. Название места в Рефидиме близ Синая, где была добыта вода из скалы ( Исх. 17:7 ). 7:1–26 Обетования и отношение к народам Ханаана 7:1. Народы Ханаана. Хетты были выходцами из Анатолии (современной Турции), но племена, осевшие в некоторых районах Сирии и Ханаана, носили то же название и, возможно, были родственны хеттам Малой Азии. Хеттеи Ханаана носили семитские имена, тогда как имена анатолийских хеттов имели индоевропейское происхождение. О гергесеях почти ничего неизвестно, хотя они упоминаются в угаритских текстах. Аморреи (известные в Месопотамии как Amurru или Martu) упоминаются в письменных документах с середины 3-го тыс. до н. э. Многие ученые считают аморреев выходцами из Сирии. Это понятие может использоваться как по отношению к географической местности («выходцы с запада»), так и по отношению к этнической группе. Некоторые аморреи были кочевниками, но уже в конце 3-го тыс. до н. э. в Сирии существовали аморрейские города-государства. Ханаан упоминается уже на глиняных табличках Эблы (XXIV в. до н. э.), а хананеи составляли основное население укрепленных городов обетованной земли, хотя, по-видимому, не принадлежали к ее коренному населению. В амарнских письмах (середина 2-го тыс. до н. э.) местные цари называют себя Kinanu – определение, встречающееся также в египетских надписях этого периода. До настоящего времени обсуждается вопрос, является определение «ферезеи» этническим или социологическим (т. е. относящимся к тем, кто живет в не огороженных стенами селениях). Евеев иногда отождествляют с хорреями, и если это предположение верно, то их можно отнести к хурритам. Иевусеи жили в регионе, отведенном позднее колену Вениамина, в частности в Иерусалиме, и потому их часто объединяют с ферезеями, обитавшими в этом же регионе. Ферезеи, евеи и иевусеи не упоминаются нигде, кроме Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

19:32–39. Пределы и города Неффалима. На этой территории основной точкой отсчета является гора Фавор. Южная граница Неффалима следует по вади Fajjas на восток до Иордана. Из городов, расположенных вдоль этой линии, идентифицированы: Хелеф (Khirbet " Arbathath возле горы Фавор); Адами-Некев (Khirbet et-Tell); Иавнеил (Tell en-Náam); Лаккум (Khirbet el-Mansurah). Местоположение Хуккока вызывает споры, но большинство исследователей отождествляют его с Yaquq, к западу от Галилейского моря. Остальные города: Адама – возможно, Hajar ed-Damm, в 2 милях к северо-западу от места слияния Иордана и моря Галилейского; Иреон – Ярун, на ливанской границе; об Асоре см. коммент. к 11:1; Кедес – севернее пересохшего к настоящему времени озера Хуле. 19:40–48. Пределы и города удела Данова. Хотя Дану была выделена довольно большая территория на побережье Средиземного моря от ручья Сорек до реки Яркон близ Иоппии, маловероятно, чтобы Даново колено когда-либо занимало всю эту землю. Большую часть этого региона контролировали филистимляне, а позднее – ассирийцы. Во времена Соломона эта территория образовала юго-западный административный округ и была аннексирована Иудеей. Подтверждением может служить тот факт, что принадлежавший Дану город Беф-Шемеш (Tell er-Rumeileh) упоминается далее как город левитов в Иудее (21:16). Остальные города Данова удела идентифицируют следующим образом: Шаалаввин – возможно, Selbit (к востоку от Газера; см. Суд. 1:35 ); Аиалон – возможно, Yalo (в 5 милях к востоку от Газера; упоминается в амарнских текстах); Фимнафа – Tell el-Batashi (в 5 милях к северо-западу от Беф-Шемеша); Гиввефон – возможно, Tell el-Melat (упоминается в перечне завоеванных городов Тутмоса III); Бене-Верак – el-Kheiriyah (близ Иоппии; упоминается в анналах Сеннахирима); Ракон – либо река, либо Tell er-Reqqeit близ Иоппии. 19:47. Ласем. Вероятно, под давлением филистимлян Даново колено мигрировало (см.: Суд. 18 ). Сыны Дана двинулись на север, в Ласем (Лаис), который был переименован в «Дан» и стал важным культовым центром при царе Иеровоаме. Крупнейший в этом регионе город (площадью около 50 акров) находился к северу от озера Хуле, на дороге, ведущей в Дамаск. О его значении свидетельствуют упоминания в египетских «Текстах проклятий» и в письмах из Мари.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1:9,19. Жертвоприношения. По всей вероятности, речь идет о жертвах всесожжения и мирных жертвах – двух основных видах жертвоприношений. Жертвы всесожжения обычно сопровождают прошение, тогда как мирные жертвы дают возможность для совместной трапезы перед Господом. Очевидно, эти жертвоприношения были связаны с воцарением Адонии. Жертвоприношение имело целью получение благословения от Бога и послужило основой пира, на котором Адония, следуя примеру Авессалома, заключил союз с присутствующими. Подобные совместные трапезы были неотъемлемым элементом союзных соглашений, о чем свидетельствуют тексты из Мари и амарнские письма. 1:9. Источник Рогель. Этот источник находится всего в 650 ярдах к югу от источника Гион в Кедронской долине (см. коммент. к 1:33) и в полумиле от дворца Давида. Очевидно, избрание этого места для совершения церемонии обусловлено тем обстоятельством, что источник находился на границе территорий Иуды и Вениамина, и его водами пользовались оба колена. Адония хочет показать, что опирается на те же силы, которые привели к власти Давида. Поддержка Иоава и Авиафара служила еще одним подтверждением верности этой традиции. Камень Зохелет, или Змеиный камень, – вероятно, некий валун, служивший ориентиром и связанный с ритуальными традициями. 1:21. Положение претендентов на престол. Месопотамские тексты изобилуют примерами уничтожения новым царем всех остальных претендентов на престол. Подобные «чистки», принимавшие форму мести политическим противникам, совершались и в последующие годы. Чтобы понять опасения Вирсавии относительно собственного будущего и участи Соломона, достаточно вспомнить убийство ассирийского царя Сеннахирима его сыновьями (681 г. до н. э.). Несмотря на то что царь назначил своим преемником Асархаддона, вспыхнула гражданская война, в которой каждого из соперников поддерживала определенная часть военных. В конечном счете Асархаддон отстоял право на престол и казнил убийц своего отца. Подобные интриги вокруг престолонаследия были обычным явлением на древнем Ближнем Востоке. Однажды между сыновьями Давида уже произошла кровавая схватка (см.: 2Цар. 13–15 ), а после его смерти вероятность полного истребления остальных претендентов на престол возросла. Асархаддон решил проблему престолонаследия, заставив своих союзников подписать соглашение, обязывающее их поддержать назначение двух его сыновей царями Ассирии и Вавилона, соответственно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

3:10. Народы, населявшие Ханаан. Приведенный здесь перечень народов неоднократно встречается в Пятикнижии. Из семи племен, населявших Ханаан, первые три хорошо известны, тогда как об остальных сведения отсутствуют. Ханаан упоминается уже на глиняных табличках Эблы (XXIV в. до н. э.), хотя древнейшее достоверное упоминание содержится в материалах из Мари (XVIII в. до н. э.). Хананеи составляли основное население укрепленных городов этой земли, но, по-видимому, не были ее уроженцами. В амарнских письмах (середина 2-го тыс. до н. э.) местные цари называют себя Kinahhu – определение, встречающееся также в египетских надписях этого периода в форме Kinanu. Хетты были выходцами из Анатолии (совр. Турции), но племена, осевшие в некоторых районах Сирии и Ханаана, носили то же название и, возможно, были родственны хеттам Малой Азии. Хеттеи Ханаана носили семитские имена, тогда как имена анатолийских хеттов имели индоевропейское происхождение. Евеев иногда отождествляют с хорреями, и если это предположение верно, то их можно отнести к хурритам. До настоящего времени обсуждается вопрос, является ли определение «ферезеи» этническим, или социологическим (т. е. относящимся к тем, кто живет в не огороженных стенами селениях). О гергесеях почти ничего неизвестно, хотя они упоминаются в угаритских текстах. Аморреи (известные в Месопотамии как Amurru или Martu) упоминаются в письменных документах с середины 3-го тыс. до н. э. Многие ученые считают аморреев выходцами из Сирии. Это понятие может использоваться как по отношению к географической местности («выходцы с запада»), так и по отношению к этнической группе. Некоторые аморреи были кочевниками, но уже в конце 3-го тыс. до н. э. в Сирии существовали аморрейские города-государства. Иевусеи жили в регионе, отведенном позднее колену Вениамина, в частности в Иерусалиме, и потому их часто объединяют с ферезеями, населявшими этот регион. Ферезеи, евеи и иевусеи не упоминаются нигде, кроме Библии. 3:16. Разделение вод Иордана. Была весна (см.: 4:19), а в это время года тающие снега с гор Антиливана часто приводят к разливу Иордана. Оползни, образующиеся в результате размывания горных склонов или вследствие сейсмической активности, иногда перекрывают Иордан именно в том месте, о котором говорится в тексте (последний раз это произошло в 1927 г.). В подобных случаях Иордан перегораживается почти на сутки.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

8:34. Публичное чтение. В обществах, большинство членов которых были неграмотны и не владели какими-либо письменными материалами (кроме основных семейных документов), публичное чтение документов, имевших религиозное, культурное и политическое значение, было жизненно необходимо. Некоторые хеттские законы содержат статьи, предусматривающие публичное чтение этих документов (один из них требует чтения три раза в год, тогда как другие – просто «регулярного» публичного чтения). 9:1–27 Союз с гаваонитянами 9:1. Политическая ситуация в эпоху поздней бронзы (1550–1200 гг. до н. э.). В конце бронзового века на международной арене возникла напряженная политическая ситуация. На протяжении большей части этого периода Египет осуществлял контроль над Палестиной и стремился распространить его на Сирию, где пересекались важнейшие сухопутные и морские торговые пути. Другим могущественным государством этого региона была хурритская коалиция, известная под названием «Митанни» и занимавшая обширную дугу в северной части региона между Тигром и Средиземным морем. С исчезновением царства Митанни с политической сцены (ок. 1350 г. до н. э.) его место заняла Ассирия, первоначально располагавшаяся в верхнем течении Тигра, но постепенно раздвинувшая свои пределы до Евфрата. Хеттское царство, воспользовавшись упадком Митанни, распространило свой контроль на территорию, расположенную к югу от Анатолии, и вело борьбу с Египтом за господство над важным коридором между морскими портами Финикии и речной торговлей Евфрата. Все это время Южная Вавилония находилась под властью касситов. Противостояние этих великих держав оставляло небольшим городам-государствам Палестины мало надежд на приобретение политического веса. Тем не менее этот регион продолжал играть важную стратегическую роль и оставался единственным местом, по которому проходили сухопутные торговые маршруты в Египет. 9:1. Амарнские письма. Амарнский архив содержит около четырехсот писем, написанных главным образом правителями хананейских городов-государств египетским фараонам Аменхотепу III и Эхнатону в первой половине XIV в. до н. э. Они были обнаружены в селении Телль-эль-Амарна, на месте древней столицы Эхнатона на берегу Нила, в 200 милях к югу от Каира. Эта бесценная находка как нельзя лучше проливает свет на политическую ситуацию того времени. Царьков Ханаана мало волновала международная напряженность, описанная в предыдущем комментарии. Намного большее беспокойство вызывала у них угроза, которую представляли хабиру. Именно эта угроза вынуждала их обращаться за помощью к Египту. В своих письмах они выражают тревогу по поводу того, что кто-либо из царей этого региона может переметнуться на сторону хабиру и заключить с ними союз. В свете пошатнувшейся в этот период мощи Египта подобная перегруппировка сил явилась бы большим искушением. Такую же озабоченность вызывало у них нашествие израильтян. Правители городов-государств приходили в ужас при мысли, что этот враг овладеет каким-нибудь укрепленным городом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Риторические фигуры, свидетельствующие о военных победах, встречаются и в хеттских, и в египетских, и в ассирийских военных хрониках. Это не означает, что рассказ неточен или неправдив, ибо читатели прекрасно понимали, что таковы требования риторического стиля, используемого для сообщения о результатах сражения. 10:41. От Кадес-Варни до Газы. Кадес-Варни обозначает границу между той частью обетованной земли, которую занимает Негев, и Синайской пустыней. Газа (примерно в 60 милях к северу) обозначает границу между Палестиной и египетскими территориями на Синайском полуострове вдоль побережья Средиземного моря. Вместе они образуют юго-западную границу Ханаана. 10:41. Землю Гошен до Гаваона. Как явствует из 11:16 и 15:51, где земля Гошен включена в перечень южных пределов горной местности, это название относится не к территории в дельте Нила, а к области в горах Иудеи. Гаваон представляет самое северное приобретение израильтян в результате южной кампании. Вместе они образуют восточную границу территории, завоеванной в ходе войны с южной коалицией. 11:1–15 Поражение северной коалиции 11:1. Иавин. Вероятно, это сокращенный вариант имени, образованный опусканием имени божества (см. коммент. к 10:3). В амарнских текстах похожее имя имеет царь Лахиса, Иавни-Илу («[бог] Ил создал»). В текстах из Мари (XVIII в. до н. э.) царь Асора носит имя Иавни-Адду («[бог] Адад создал»). Возможно, это имя упоминается в перечне Рамсеса II, где Ивни назван царем Кишона (Qishon). Кишон – это, по-видимому, Кедес, где Девора и Варак сражались с царем по имени Иавин, правившим в Асоре ( Суд. 4:1–13 ). 11:1. Асор. Асор (Телль-эль-Кеда, el-Qedah) расположен примерно в 10 милях к северу от моря Галилейского, на одном из главных торговых маршрутов этого региона. Верхний город на вершине холма занимал площадь 25 акров, а Нижний город – 175 акров, что позволяет считать Асор крупнейшим городом «Плодородного полумесяца». Высота холма составляет примерно 140 футов. Верхний город периода средней бронзы окружали кирпичные стены толщиной 23 фута. Некоторые участки Нижнего города были укреплены валом и рвом. Судя по амарнским текстам, Асор считался наиболее значительным городом этого региона. В своих письмах царь Асора, Авди-Тирши, заверяет Египет в преданности, хотя его называли одним из тех, кто сотрудничает с хабиру. Кроме того, его обвиняют в захвате городов, принадлежащих Айаве, царю Астарофа (см. коммент. к Втор. 1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

прот. Олег Скнарь Древнееврейский эпиграфический памятник « Силоамская надпись» (VIII В. до P. X.). Значение системы водоснабжения в истории Иерусалима (текстолого-эпиграфическийэкскурс-исследование) История Иерусалима прослеживается, начиная с раннебронзового века. Уже в XIX–XVIII вв. до P. X. египетские заклятия враждебных городов упоминают Иерусалим (Рушалимум), в качестве города-государства. В Эль-Амарнских письмах XIV в. до P. X. город называется Урусалим, а во времена Авраама город был, по всей вероятности, известен как Салем. Израильский археолог И. Ахарони, 63 в ходе многолетнего исследования древних городов, определил четыре фактора, по которым в древние времена находили место для заселения: 1) стратегический фактор 2) близость к источнику воды 3) близость к торговым путям 4) наличие плодородных земель. Детальное изучение этих четырех условий по отношению к местности, на которой был заложен ханаанский Иерусалим, дает весьма неожиданные результаты. Оказывается, в округе есть немало других, более высоких и удобных для обороны возвышенностей. Источник Гихон отличается крайне незначительным объемом водоснабжения. Далее место, которое было избрано для заселения древними хананеями, удалено от главной торговой дороги, проходящей с севера на юг. И в заключение следует упомянуть, что земли, которые прилегали к холму, избранному хананеями для заселения, мало подходили для сельскохозяйственной обработки. Но несмотря на все указанные неудобства, для основания древнего Иерусалима, ученые-археологи именно здесь, вблизи источника Гихон, обнаружили следы человеческой деятельности. Речь идет о небольшом количестве глиняной утвари, и захоронениях в пещерах, высеченных в скале. Ученые относят их к началу III тысячелетия до P. X. Название источника – Гихон – (gihon), означает «литься потоком», «низвергаться» (в Синодальном переводе – «Геон»). Примечательно то, что подобное название носит река, вытекавшая из Едемского сада ( Быт. 2:13 ). Гихон – это не просто родник, а пульсирующий и цикличный источник. Его гидрология отличается от прочих источников, которые зависят от дождей, снегов и уровня подземных вод. Суточное количество воды составляло 200−1100 м³, поэтому крайне необходимым было сооружение емкости, для ее сбора. Еще в ханаанский период существовал водовод, из которого вода поступала на поля в долине Кедрон. Этот канал находился почти целиком вне городской стены. Изучение древней системы водоснабжения Иерусалима – прошлое и настоящее

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

Лежавшая между низовьями Месопотамии и Ханааном обширная и безводная Аравийская пустыня препятствовала сношениям между этими странами по кратчайшей, прямой линии; и потому обычным путем, для проникновения из Месопотамии в Ханаан, был вход в него с севера, от верховьев Евфрата, через город Дамаск, в земли по восточную сторону реки Иордана. Эти восточно-иорданские земли и подвергаются прежде всего нападению Кедорлаомера и пришедших с ним трех других царей. Племена, населявшие эти земли, были древнейшими обитателями Палестины. Вопрос о том, принадлежали ли эти племена по своему происхождению к семитам, или хамитам, остается нерешенным до настоящего времени. Первое место среди этих племен бытописатель отводит Рефаимам, центром политической жизни которых был Аштероф-Карнаим. Положение этого города определяют в Васане, холмистой области к востоку от Иордана и Геннисаретского озера, не в далеком расстоянии от города Едреи, бывшего впоследствии столицей царства васанского ( Нав. 13:31 ). Как показывает само название (Аштероф-Астарта и Карнаим – двойственное число от слова керен – рог), город был посвящен богине Астарте двурогой, покровительнице половой любви и размножения; эта богиня была женским божеством, соответствовавшим мужскому божеству – Ваалу. Рога богини, по мнению некоторых, указывают на рога луны в ее первой фазе; по толкованию же других, – это символ коровы, олицетворявшей богиню; в соответствии с таким толкованием указывают на почитание в Африке Ваала с именем двурогого 453 . Имя города Аштерофа встречается в списке Ханаанских городов, завоеванных фараоном Тутмозисом III, и в Телль-Амарнских письмах 454 . Что касается названия Рефаимов, то Священное Писание позволяет видеть в этом названии и особое племя, занимавшее юг Васана, и общее наименование некоторых ханаанских племен, отличавшихся особенно высоким ростом и физической силой. Можно думать, что Рефаимы составляли одно из многих аморрейских племен: пророк Амос ( Ам. 2:9 ) всех вообще аморреев изображает людьми высокими, как кедр, и крепкими, как дуб; Ог, царь васанский, принадлежавший к племени Рефаимов ( Втор. 3:11 ), называется и царем аморрейским ( Нав. 9:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЗЕР Гезер [Газер; евр.  ,  ], г. в Ханаане, упоминаемый в ВЗ на вост. границе владений филистимлян в связи с войнами. Он входил в союз юж. городов, объединившихся для сопротивления коленам Израилевым (Нав 10. 33), и, несмотря на то что Навин убил его царя (Нав 10. 33; 12. 12), евреи не смогли захватить город (Нав 16. 10; Суд 1. 29). Позже его заселили филистимляне (2 Цар 5. 25), и это подтверждают данные раскопок. Израильскому царству Г. отошел только после захвата его фараоном и передачи царю Соломону в качестве приданого за дочерью (3 Цар 9. 16). Соломон укрепил город наряду с Иерусалимом, Асором и Мегиддо (3 Цар 9. 15-17). Раскопки на территории Гезера (под рук. У. Дж. Девера) Раскопки на территории Гезера (под рук. У. Дж. Девера) Г. упоминается и в небиблейских текстах: в надписи Тутмоса III (XVIII династия, 1500 г. до Р. Х.) на стене храма Амона в Карнаке, в 9 амарнских письмах , а также в победной надписи Шешонка на стене храма Амона-Ра в Карнаке (ср.: 3 Цар 14. 25). Археологические работы в Г. имеют важное значение для ряда разделов и для общего методического развития археологии библейской . Г. идентифицирован Ш. C. Клермон-Ганно в 1870 г. как телль с араб. названием Телль-эль-Джезер. Первой археологической сенсацией Г. стало подтверждение идентификации благодаря находке (1874) в окрестностях города камня с 2 надписями - по-гречески и по-еврейски, обозначавшего границу владений Г. в эллинистическую эпоху. Широкие раскопки на Телль-эль-Джезере провел Р. Макалистер в 1902-1909 гг. (см. Палестинский исследовательский фонд ). Он выделил 8 слоев-фаз (совр. исследователи насчитывают до 26) и сгруппировал керамику в соответствии с главными периодами (досемитские 1-й и 2-й; 4 семитских; эллинистический; римско-визант.). Остальной материал публиковался без хронологии и привязки к слоям. Следующие работы были начаты в 1934 г. под рук. А. Роу, но быстро была достигнута поверхность скалы, и работы прекратились. В 1964 г. он начал новый этап работ на средства Смитсоновского ин-та (Вашингтон) и Семитского музея (Гарвард) совместно с Библейской археологической школой Еврейского объединенного колледжа в Иерусалиме (в наст. время Школа библейской археологии Н. Глюка). Проект возглавляли Дж. Э. Райт (1964-1965), У. Дж. Девер (1966-1971 и 1984), Дж. Д. Сегер (1972-1974); впосл. работы в Г. были продолжены, использовались новые стратиграфические и междисциплинарные методики.

http://pravenc.ru/text/161901.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010