Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВИМЕЛЕХ Авимéлех [евр.    ,  ], имя 2 персонажей ВЗ. Этимологически имя А. означает «отец мой царь»; встречается у др. древневост. народов (   - имя царя г. Тира в амарнских письмах 146-150; филистимский царь А. Быт 20; 26). 1. Царь г. Герара , к-рый встречается в рассказе об Аврааме и Сарре (Быт 20) и об Исааке и Ревекке (Быт 26). Авраам, вступив в поисках воды и пищи на подвластную А. территорию, выдал свою жену за сестру из страха быть убитым местными жителями. Ничего не подозревавший А. взял Сарру в свой дом, и, хотя «не прикасался к ней», Господь явился ему во сне и под страхом смерти повелел вернуть Сарру Аврааму. Царь наделил их богатыми дарами и предоставил право жить на его земле «где угодно» (Быт 20. 15). Позже Авраам заключил договор с А. относительно колодца в Вирсавии , где он построил жертвенник Господу (Быт 21. 22-32). Похожий эпизод рассказывается и в истории об Исааке, к-рый по причине голода пришел «к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар» и выдал Ревекку за свою сестру. И в этот раз никто из народа А. не прикоснулся к жене Исаака, к-рому Господь дал обетование отдать во владение «земли сии» и умножить потомство. Поселившись на земле А., Исаак быстро разбогател, что вызвало зависть у А. и его слуг. Они сначала засыпали колодцы, вырытые еще Авраамом, а затем потребовали удаления Исаака из Герара и постепенно отобрали колодцы Исаака, право на к-рые, однако, он увековечил в их названиях. Остается неясным, идет ли в обоих рассказах речь об одном и том же или 2 разных правителях Герара. Возможно древнеевр. повествователями слово «А.» употреблялось не как имя собственное, а как название царского титула герарских правителей (ср., напр., «фараон» у египтян, «падишах» у тюрок). Характеристика А. как «царя Филистимского», видимо, является анахронизмом, т. к. филистимляне не населяли район Герара вплоть до вторжения «народов моря» на Ближ. Восток (ок. 1200 до Р. Х.).

http://pravenc.ru/text/62766.html

Жреческая партия Амона постоянно возрастала, и Тутанхатон, начав царствовать в Ахетатоне, должен был вскоре пойти на компромисс, дабы сохранить своё положение. Он покинул город своего тестя и перенёс двор в Фивы, не видевшие фараона уже двадцать лет. Ахетатон кое-как существовал ещё некоторое время, поддерживаемый производствами цветного стекла и фаянса, процветавшими там в продолжение царствования Эхнатона. Эти ремёсла вскоре заглохли, жители постепенно покинули город, пока, наконец, ни одной души не осталось на его опустевших улицах. Крыши домов провалились, стены покосились и обрушились, храмы, как мы увидим, стали жертвой мести фиванской партии, и некогда великолепная резиденция Атона постепенно превратилась в безобразные руины. В настоящее время последние известны под именем Тель-эль-Амарны и все ещё лежат в том виде, как враги, время и жрецы Амона оставили их. Можно ходить по древним улицам среди домов, стены которых всё ещё имеют несколько футов в высоту, и пытаться восстановить по его покинутым жилищам жизнь некогда обитавших в них почитателей Атона. Здесь, в низкой кирпичной комнате, служившей архивом при посольском приказе Эхнатона, было найдено в 1885 году около трёхсот писем и депеш, по которым мы восстановили его сношения с царями и правителями Азии и постепенное отпадение его тамошних владений. Здесь находилось более шестидесяти депеш несчастного библского царя Риб-Адди. По современному названию места вся корреспонденция называется амарнскими письмами. Все другие города Атона также совершенно погибли, но Гем-Атон в отдалённой Нубии избежал общей участи. Спустя долгое время местный храм Атона превратился в храм «Амона, владыки Гем-Атона», и благодаря этому в далёкой Нубии всё ещё стоят развалины древнейшего храма монотеизма. Поселившись в Фивах, Тутанхатон продолжал поклоняться Атону и несколько расширил или, по меньшей мере, подправил местный храм Атона, но жрецы Амона вынудили у него позволение возобновить почитание Амона. Он должен был восстановить старый праздничный календарь Карнака и Луксора; он сам руководил первым «праздником Опет», величайшим празднеством в честь Амона, и восстановил местные храмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

И. М. Дьяконов пишет, что термином   «обозначается такое лицо из числа племен " ибрим, которое либо не входит (вообще или в данное время) в состав членов израильского племенного союза [утратило племенные связи], а позже в состав подданных Израильского или Иудейского царства, либо же изображено в разговоре с собеседником [чужеземцем], который не может быть в курсе [тонкостей] данной племенной структуры [племенных родословий]; таким образом, всякий член израильского племенного союза - ибри, но не всякий ибри - израильтянин; первый термин - общеэтнический, второй обозначает племенную, а позже государственную принадлежность» ( Дьяконов. 1988. С. 273-274; Он же. 1991. С. 122-123). Т. о., имело место терминологическое развитие в описании потомков патриарха Израиля - от   (этническое обозначение) к   (этнополитическое обозначение в период монархии) и к   (после падения единого царства) ( Freedman, Willoughby. 1999. P. 431-432). Нек-рые исследователи отождествляют   с т. н.   о к-рых начиная со 2 пол. II тыс. до Р. Х. сообщают мн. источники (первое упоминание - текст от эпохи Третьей династии Ура (ок. 2050 г. до Р. Х.); в течение последующих 700-800 лет - в ассир., вавилонских, егип. (как  ), угаритских, хеттских текстах; в т. н. амарнских письмах (XIV в. до Р. Х.)). К. Кеньон подчеркивала наличие семит. имен в этой группе хапиру, понимала ее название как этноним и допускала сопоставление этого названия с названиями «евреи» и егип. «апиру». По мнению Кеньон, повествования об Аврааме в общем соответствуют ситуации, связанной с вторжениями гиксосов, в состав к-рых могли входить и хапиру. Однако хапиру изображаются в источниках в основном как воины-наемники, мародеры, торговцы и т. д., орудовавшие на территории всего древнего Ближ. Востока, что не соответствует описанию евреев в Свящ. Писании ( LaSor e. a. 1982. P. 207). В наст. время ряд специалистов считают, что древние евреи выделились из среды хапиру, воспринимая тех и других либо как особые этносы (Р. де Во ), либо как социальные группы. На фоне этого признания делаются новые попытки лингвистических сближений терминов «хапиру» и «ибри». Однако происхождение от одного корня слов   и   систематическое переплетение их семантики (ибри-Евер-переход через Евфрат) и устойчивое соотнесение друг с другом в традиции едва ли допускают поиск иного толкования ( Немировский. 2001. С. 157. Примеч. 26). Отечественные востоковеды считают, что словами «евреи» и «хапиру» обозначаются различные группы людей (Там же. С. 68-69; Тантлевский. 2005. С. 47-49). Согласно Дьяконову, «хапиру не были кочевниками, кем несомненно являлись ибрим, и их этнический состав был не только и не столько аморейско-сутийским, сколько ханаанейским, аккадским и, возможно, хурритским и т. п.» ( Дьяконов. 1988. С. 275; ср.: Ahlström . 1993. P. 234-235). Ветхозаветные патриархи

http://pravenc.ru/text/293912.html

Этот год, являющийся центральным в истории Гаммураби, на 50 лет отстоит и от начала еламитского владычества, если таким началом полагать 2185 год до Р. Хр., – год покорения Кудурнанхунди города Ереха. Таким образом, центральный год царствования Гаммураби будет 2135 годом до Р. Хр., а конец его царствования в 2110 г. Если после освобождения от еламского владычества Гаммураби царствовал еще 25 лет (если принимать срок его царствования по большему счету в 55 лет), а Авраам жил еще после смерти Гаммураби 75 лет, то годом смерти Авраама будет 2035 год до Р. Хр. В таком случае 175-летняя жизнь патриарха Авраама может быть определена между 2210 и 2035 годами; т. е., во всяком случае, в пределах 22 и 21 столетий до Р. Хр., – в пределах эпохи, имеющей в настоящее время право на название вполне исторической. Как уже было замечено, современное состояние ориентологии не дает еще возможности установить годы царствования Гаммураби с математической точностью; мы в своем очерке, устанавливая эти годы, следовали, главным образом, проф. Дорнстеттеру. Другие ученые (Thureau-Dangin, Ungnad, Dhorm и друг.), при определении эпохи царя Гаммураби, дают несколько иные цифры, помещая эту эпоху между годами: 2130–2088, или 2041–1998 и т. д. 131 . Немного ниже мы еще возвратимся к этому вопросу. К 2135 году до Р. Хр., – центральному году царствования Гаммураби, – мы пришли путем рассмотрения памятников клинописной литературы, найденных на вавилоно-ассирийской почве. К этому же году приводит и другой путь, который переносит нас в далекий от Вавилона Египет, второй великий культурный центр древнего мира. Найденные здесь памятники, – одни вавилоно-ассирийского происхождения (т. наз. Тель-Амарнские письма), другие местные, собственно египетские, – при соотношении их с памятниками месопотамскими, приводят к определению эпохи Гаммураби, а, следовательно, и Авраама теми же годами 22 и 21 столетий до Р. Хр., какие устанавливают рассмотренные памятники. Найденные в 1887 году в Тель-Амарне, на берегах Нила, более 300 клинописных глиняных плиток содержат, между прочим, письма вавилоно-ассирийских царей половины второго тысячелетия до Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Впервые Израиль упоминается в тексте, помещенном на стеле, возведенной в память о победах фараона Мернептаха (около 1210 года до Р.Х.). Под «Израилем» здесь понимается если и не оседлый народ, то определенная группа населения Палестины 27 . Если израильтяне действительно принимали участие в возведении Пифома и Раамсеса (выше мы уже говорили об этом) ( Исх. 1:11 ), какое-то количество их должно было бы жить в Египте и в начальный период правления Рамсеса II (1279–1212). Соответственно, мы в праве предположить, что Исход произошел в первой половине XIII столетия до Р.Х. Земля Ханаана в ту пору номинально считалась египетской провинцией, организованной по системе городов-государств. Каждым городом правил собственный «правитель», который, помимо прочего, должен был платить подать и обеспечивать рабочей силой строительство дворцовых и культовых сооружений. Наиболее важным из имеющихся в нашем распоряжении источников информации о Ханаане этого периода является серия писем, обнаруженных в архивах дворца фараона Аменхотепа IV (Эхнатон, 1351–1334 гг. до Р.Х.) в Тель-эль-Амарна (Египет). Эти письма были написаны, по большей части, преднеазиатскими правителями и вельможами 28 . Письма, пришедшие из Ханаана, полны противоречивых обвинений и свидетельствуют о хаосе заговоров и контрзаговоров. В ряде писем содержатся жалобы на хабируили апиру(о связи этих понятий с понятием «евреи» см. выше). Прежде считалось, что эти ссылки свидетельствуют о нашествии народов, живших в пустыне, – нашествии, определенным образом связанном с еврейским завоеванием Палестины. Теперь же принято считать, что апирубыли не завоевателями, а разбойничьими шайками, состоявшими из наемников и представителей угнетенной части населения. Порой тамошние властители называли этим словом правителей соседних областей и их воинов, занимавшихся захватом земель и городов, последние же обращались к фараону, оспаривая законность их правления. Вторжение израильтян не ассоциируется с амарнским периодом еще и потому, что из девяти городов-государств южной Палестины, упомянутых в 10–12 главах книги Иисуса Навина, только четыре (Газер, Иерусалим, Лахиш и, возможно, Хеврон) существовали до 1375 года до Р.Х. Городская стена Давира (современный Тель-Бейт-Мирсим) была сооружена не ранее конца XIV столетия. Завоевание же происходило в XIII столетии, когда старые города-государства ослабли, и возникло множество мелких новых государств такого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Но все эти недочёты не могут быть поставлены автору в серьёзную вину в виду общих достоинств сочинения, свидетельствующих об авторе, как о библеисте – историке с здравым критическим чутьём и с достаточной эрудицией. По крайней мере, два первые недочёта (незнакомство с некоторыми пособиями и первоисточниками) извинительны для автора в виду того, что он всё же собрал значительное количество интересовавшего его материала, а последний недочёт (суждения по вопросу о Тель-эль-Амарнских письмах) может найти себе извинение в том, что ориентология – наука молодая и ошибки в этой области возможны. И мы указываем все эти недочёты не столько в целях принижения достоинств работы автора, сколько в видах личной пользы его. Приняв во внимание наши указания, он может дать и более совершенную работу, которая была бы полезным и вкладом в нашу отечественную библейско-богословскую литературу, небогатую экскурсами в широкую область библейской истории. —242— Вот почему и в настоящем виде мы признаём сочинение о. Добровольского очень серьёзной кандидатской работой“. б) И. д. доцента В.А. Троицкого: „Иерусалим занимал такое место в жизни еврейского народа, что его история есть почти история самого народа“. Этими словами Vigouroux начинает своё сочинение о. Добровольский, и слова эти как нельзя лучше указывают на широту той задачи, которую взял на себя автор рассматриваемого сочинения. История Иерусалима, неразрывно связанная с историей еврейского народа, может быть предметом многотомных сочинений, но автор сумел в своём, правда, довольно обширном сочинении (494 стр.) не только в сжатом очерке представить эту историю в рамках, намеченных темой, но даже написать целую главу о „до-еврейской священной истории Иерусалима“ (стр. 37–107), а в заключении поговорить о лже-мессианских и сионитском движениях в еврействе до „Лондонского еврейского колониального банка“ наших дней включительно (стр. 466–467). Такая полнота исследования оказалась под силу нашему автору, конечно, потому, что он оставил в стороне дремучий лес гипотез отрицательной науки, тот лес, через который обычно стараются не всегда с успехом проложить себе, дорогу авторы научных исследований. О. В. Добровольский всё своё внимание сосредоточил на изучении первоисточников – св. Библии и сочинений Иосифа Флавия и цитаты из этих источников он щедрой рукой рассыпает на пространстве, всего своего сочинения. Особенно приятно видеть, что св. Библия изучена автором в полном виде: он так же тщательно собирает нужные ему сведения из книг учительных и пророческих, как и из исторических. Внимательное изучение первоисточников составляет главное достоинство сочинения о. Добровольского и ставит его на должную научную высоту. Изучено автором и множество так или иначе касающейся его предмета литературы. В предисловии (стр. 12–22) он перечисляет до 75 книг и 40 журнальных статей, прочитанных им, но в цитатах сочинения нам не раз встречались книги и статьи, в этом списке, не указанные, из кото-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Захватчики могли достичь Египта через считанные дни после выхода израильтян. Египтяне называли их «аму», а арабские историки упоминают нескольких фараонов из Амаликитян. Весьма убедительны параллели в Писании. Когда лжепророк Валаам встретился с израильтянами, он благословил их, несмотря на полученные приказания, но когда он обратил свой взор на Египет, «увидел он Амалика [...] и сказал: первый из народов Амалик, но конец его – гибель» ( Чис. 24:20 ). Почему он проклял Амалик, а не Египет, если только Египет не находился под господством Амаликитян? Кроме того, имена первого и последнего царей Амаликитян в Библии (Агат I и Агат II, см. Чис. 24:7 ; 1Цар. 15:8 ) соответствуют именам первого и последнего царей гиксосов. Это должно доказывать, что гиксосы вторглись в Египет сразу после Исхода и сохраняли своё господство, пока их не разбил Саул, освободивший, таким образом, египтян от рабства. Тогда получили бы объяснение те добросердечные взаимоотношения, которые были у Израиля с Египтом во времена Давида и Соломона. Далее, Беликовский указывает на удивительное сходство между царицей Савской и египетской царицей Хатшепсут. О ней рассказывается, что она путешествовала в Страну чудес и привезённые ею дары очень похожи на те, что царь Соломон дал своей гостье (см. 3Цар. 10:10–22 ). Она также выстроила в Египте храм, весьма напоминающий храм Соломона. Однако, по данным египетской хронологии, жила она задолго до Исхода. Только если пересмотреть хронологию, можно будет объяснить этот параллелизм. Вторжение Тутмоса III в Палестину тоже можно будет отождествить с нападением царя Сусакима ( 2Пар. 12:2–9 ). Третий случай синхронизма – это ряд писем (на глиняных табличках), именуемых «Эль-Амарнские письма». Это переписка правителей в Палестине (Иерусалим, Сирия и Шумер) с египетскими фараонами Аменхотепом III и его сыном Эхнатоном. Палестинцев тревожили приближающиеся с юга полчища народа под названием «хабиру», причинявшие великое разорение. На основе этого описания традиционно считалось, что речь идёт о вторгшихся в Ханаан израильтянах.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Пришельцы были после упорного сражения разбиты египтянами в долине Натровых озер, у города Периру, и должны были удалиться. Не менее 9 тысяч трупов осталось на месте, большое количество было взято в плен. Весь лагерь и множество оружия достались в руки победителей. Марайя бежал, но не был принят своими подданными. Радость в Египте была необычайная. До нас дошли две длиннейших надписи, в которых трескучим и мало понятным слогом восхваляется победа царя и перечисляется добыча. Из числа од, написанных египтянами по поводу этой победы, отметим одну, найденную в заупокойном храме, выстроенном для себя Мернепта в Фивах: особенно интересно ее окончание: «цари повергнуты и говорят: «пощады» (передано семитическим словом «шалом» – мир). Нет никого, возносящего главу среди девяти племен; опустошены ливийцы, хетты спокойны; в плену Ханаан, как всякий злой, уведен Аскалон; попал под власть Гезер; Иеноам приведен в небытие. Израиль – его людей нет, его посевы уничтожены, Сирия сделана вдовой (игра слов в египетском языке) для Египта. Все страны соединены в мире; всякий бродяга наказывается царем обеих земель Баенра-Мернепта, сыном Ра, Хотепхима, которому дана вечная жизнь, как Ра». Таким образом, кроме войны на западе, был поход и в Сирию, и притом раньше ливийского нашествия. Возможно, что в связи с ним стоит пребывание царя в Азии в 3-й год его царствования, упоминаемое в интересном дошедшем до нас документе – заметках пограничного чиновника, записывавшего изо дня в день проходящих через сирийскую границу и отмечавшего проносимые письма – очевидно подобные телль-амарнским (между прочим к царю Тира, к египетским офицерам в Сирии). Упоминание в названной оде об Израиле – пока единственное в египетских текстах. Израиль уже сидит в Палестине. Обыкновенно Мернепта считался фараоном исхода; теперь оказывается, что исход совершился раньше и что часть «Хабири» осела, вероятно, на Ефремовых горах, как племя «Израиль». Кроме сказания библии об исходе существовали рассказы позднего времени, возникшие в Египте и сближавшие евреев с гиксосами, «прокаженными» и еретиками, поклонниками Атона.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

д. Еще более разнообразны фразы князей о своей особе: «я, прах ног твоих, под сандалиями моего господина, земля, по которой ты ступаешь, подножие ног твоих, семь и семь раз падаю пред тобою ниц на землю, на грудь и спину». Или: «я слушаю слова моего господина, ибо кто, будучи собакой, не слушается?» и т. д. Рядом с этой массой мелких династов сидят в Сирии и египетские чиновники. Об их роли, отношениях к князьям и иерархии сведения наши не особенно богаты. Мы знаем, что по крайней мере иногда посылались в Азию на правах вельмож-наместников «царские уполномоченные на севере и на островах Средиземного моря», каковым был, например, герой легенды о взятии Яффы – Тути; обыкновенно речь идет о «вестниках» в северные страны и офицерах, «инспекторах» северных стран, заведывавших главным образом поступлениями дани и царскими магазинами. Высшие из них носили титул «текану» – «наблюдатель»: они объезжали периодически страну и разбирали тяжбы между вассалами. Последние называют в своих письмах своих непосредственных начальников семитическим словом «рабису»; их функции, судя по этим письмам, имели судебный и военный характер; вообще они были как бы посредниками между вассалами и двором. В обращениях к ним князья также весьма почтительны и «падают в ноги». Аскалонский князь пишет: «кто такая собака, что не слушается царского рабису?» Пользуясь своим положением, Они, конечно, не забывали себя. То же самое следует сказать о различных египетских вельможах в столице. Со многими из них азиатские вассалы поддерживали связи, возникшие еще, может быть, во время их воспитания при дворе, или имевшие другое происхождение. В затруднительных обстоятельствах к этим вельможам прибегали князья, как к могущим замолвить за них слово или вообще устроить их дела. Едва ли эти услуги делались даром; если даже вельможи и могли быть слишком высоки, чтобы зариться на золото, или не брали его по дружбе, они не отказывались от подарков. В эпоху Телль-Амарны упоминается несколько рабису. Область Амурру представляла округ рабису Пахамнаты, имевшего резиденцией город Сумур. Здесь были крепость и дворец фараона. Из других рабису упоминается Паур (может быть, Пахор) в Галилее, Рианапа (может быть, Ранофр) и т. д. Отношения князей между собою и, может быть, к египетским чиновникам, кроме телль-амарнских писем, могли бы быть выяснены и из результатов раскопок Зеллина в Тааннаке. Он нашел, между прочим, несколько документов из архива местного князька Иштарвашура (по другому чтению Аширатяшура). К сожалению, чтение их до крайности спорно и смысл чрезвычайно темен, не возбуждают сомнения только вступительные стереотипные приветственные фразы, а поэтому мы удерживаемся от привлечения этого материала и от соблазнительных выводов, которые сделал из него ассириолог Hrozny.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Хр. к египетским фараонам 18-й династии – Аменофису III и Аменофису IV. Эти письма являются чрезвычайно важным источником, дающим возможность построить мост для перехода из египетской истории в вавилонскую и для установления в последней прочных хронологических пунктов. По счастливой случайности, из эпохи 18-й египетской династии сохранилось множество памятников с астрономическими показаниями, среди которых важнейшими являются заметки о бывших в царствование того или другого фараона различного рода затмениях. Так как астрономия располагает средствами определять даты затмений не только в будущем времени, но и в прошедшем; то, благодаря упомянутым памятникам получается возможность определит хронологию 18-й династии с минимальными погрешностями. Исследование в таком именно направлении представляет труд Е. Малера 132 , который, занявшись вычислением времени царствования фараона Тутмозиса III, определил это время периодом от 20-го марта 1503 г. до Р. Хр. до 14 февраля 1449 г. Правда, против такой точности выступает с возражением Ейзенлор, но в свою очередь дает период времени с не менее точными границами в пределах месяцев и дней, а именно: от 4 мая 1504 года до 18 марта 1450 г. 133 . Между данными Малера и Ейзенлора столь незначительная разница, что невольно приводит к мысли о твердой почве, служащей основанием для их вычислений. Работы других ученых исследователей в области Тель-Амарнских документов и хронологии 18-й египетской династии (подробности этих работ мы не считаем нужным излагать) приводят нас к положению, что современником фараона Тутмозиса III в вавилоно-ассирийском царстве был Бурнабуриас I 134 . Так как последним годом царствования Тутмозиса III был 1450 год (по Ейзенлору), то этот год может быть взят, как центральная дата в хронологии Бурнабуриаса I. С именем этого последнего и с 1450 г. как датой из времени его царствования, мы оставляем Египет и снова возвращаемся к вавилоно-ассирийским памятникам. Здесь мы находим две надписи царя Набунаида, из которых узнаем, что Бурнабуриас царствовал через 700 лет после Гаммураби.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010