489 «Прокопович все же рассматривает Евхаристию в экклесиологическом, а не в чисто догматическом аспекте, в ее значении для общины, а не для отдельного ее члена. Прообразом здесь можно было бы представить себе Августина, который ставил в тесное соотношение евхаристическое тело с телом Церкви» (Härtel Hans-Joachim. Byzantische Erbe und Orthodoxie bei Feofan Procopovi. S. 126). 490 Härtel Hans-Joachim. Byzantische Erbe und Orthodoxie bei Feofan Procopovi. S. 131–132. Вполне возможно, правда, что выделенные курсивом слова Гертеля являются аллюзией на известное предисловие Ю. Ф. Самарина к Богословским сочинениям А. С. Хомякова, где тот упрекает русскую богословскую школу за то, что она «приняла к рассмотрению вопросы, которые задавали ей Латинство и Протестантство... в той самой форме, в какой ставила их западная полемика, не подозревая, что ложь заключалась не только в решениях, но и в самой постановке этих вопросов, даже в постановке более, чем в решениях... Таким образом, невольно и бессознательно, не предчувствуя последствий, она сдвинулась с твердого материка Церкви и пошла на ту зыбкую, изрытую, подкопанную почву, на которую заманили ее западные богословы... И вот с каждым шагом, запутываясь более и более в латино-протестантских антиномиях, православная школа наконец сама раздвоилась. В ней образовались две школы, школа исключительно антилатинская и школа исключительно антипротестантская; православной школы как будто не стало» (Самарин Ю. Ф. Предисловие//Хомяков А. С. Сочинения богословские. СПб., 1995. С. 22–23). 492 «Так как августинизм всего резче и последовательнее проводится в реформатском учении, то в своем делении богословия, выходящем из понятия о Боге, как одном объекте богословия, Феофан встречается с реформатскими богословами: Венделином, Амезием и Амандом Полянским» (Червяковский П. Введение в богословие Феофана Прокоповича //Христианское чтение. 1876. No 1/2. С. 76). 493 «Из двух путей – столицы как сосредоточия святости и столицы, осененной тенью императорского Рима, – Петр избрал второй... В этом контексте наименование новой столицы Градом Святого Петра неизбежно ассоциировалось не только с прославлением небесного покровителя Петра Первого, но и с представлением о Петербурге как Новом Риме» (Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Отзвуки концепции «Москва – Третий Рим» в идеологии Петра Первого//Художественный язык средневековья. М., 1982. С. 239). И ниже: «Подлинность Петербурга как нового Рима состоит в том, что святость в нем не главенствует, а подчинена государственности. Государственная служба превращается в служение отечеству и одновременно ведущее ко спасению души поклонение Богу. Молитва сама по себе, в отрыве от «службы», представляется Петру ханжеством, а государственная служба – единственной подлинной молитвой» (Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Отзвуки концепции... С. 241).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Исследователи (напр., Д. Мизонн) высказывали сомнения в достоверности предания об И. и об основании монастыря Мархианы. Самое раннее упоминание о мон-ре содержится во 2-м Житии св. Аманда (BHL, N 333), составленном в 3-й четв. IX в. Милоном Эльнонским. Приведенный Милоном перечень обителей, основанных св. Амандом, считается достоверным ( Moreau. 1927. P. 224-227, 237), однако более подробные сведения об основании мон-ря Мархианы в Житии св. Аманда отсутствуют (о датировке основания мон-ря см.: Ugé. 2005. P. 105-108). По свидетельству Хукбальда, к нач. X в. достоверные сведения об истории мон-ря были утрачены: прожив долгое время в Эльноне, он никогда не слышал о Риктруде и др. святых мон-ря Мархианы. Когда насельники мон-ря просили Хукбальда составить Житие св. Риктруды, агиограф колебался, т. к. не располагал необходимыми источниками. Он приступил к работе только после получения разрозненных фрагментов текстов, к-рые подтверждали предания о Риктруде, сохранявшиеся в мон-ре (Vita Rictrudis. Prologus//ActaSS. Mai. T. 3. P. 81). Агиограф объяснял скудость сведений по истории мон-ря тем, что все документы были утрачены во время разорения обители норманнами (возможно, в 881 или в 883 - Ugé. 2005. P. 99-100). Сведения об упадке небольших монастырей в окрестностях Эльнона из-за нападений норманнов подтверждаются данными археологических раскопок, но на положение мон-ря Мархианы могла повлиять также частичная секуляризация земельных владений обители имп. Карлом Лысым в 876 г. (Ibid. P. 109-112). Вероятно, в эпоху Хукбальда мон-рь находился в тяжелом положении: «По-видимому, была утрачена память о местонахождении гробниц почитаемых святых - Риктруды, Мавронта, Евсевии и Ионата. Все письменные документы, относящиеся к истории обители, исчезли (если они вообще существовали). Монастырская устная традиция была запутанной и содержала ошибочные данные» (Ibid. P. 126). Пытаясь восстановить историю основания монастыря Мархианы, агиограф не избежал неверной трактовки сведений источников и упоминаний о вымышленных событиях и персонажах.

http://pravenc.ru/text/578354.html

Если довериться изданию Migne " a (у нас не было под руками издания Дюмлера), то можно сделать следующий подсчет: ап. Петру Алкуин посвящает 9 гимнов (+1 вместе с другими святыми), апостолу Павлу 7 (+3), Марии 7 (+3), Иоанну Крестителю 7 (+1), Аманду и Михаилу 5 (+3). Михаил не только отстает от Крестителя, но и разделяет свое пятое место с Амандом. А как обстоит дело с народным культом Михаила? Мы имеем капитулярии, направленные против ложного культа ангелов (особенно против их ложных имен). Автор справедливо сопоставляет с этим историю еретика Альдеберта, с его фантастической религией, в которой ангельские откровения играют главную роль. Как объяснить происхождение его ересей? Признаемся, что никак не можем отнести их «за счет еврейских влияний» (стр. 232). Странно было бы, если бы еврейские общины, известные нам в Ю. — В. Галлии, проявили свое воздействие в Центральной Германии. Нам кажется, что автор недооценивает и традиционного христианского антисемитизма (ср. его объяснение Михайловых храмов в Павии, стр. 146). Представляется много естественнее сблизить идеи Альдеберта (хотя и франка по происхождению) с теми противниками св. Бонифация, в которых видят ирландских миссионеров. Причудливая фантастика в соединении с ангелологией могли бы быть понятны как продукты именно ирландской стихии. Каролингские деятели и в ангелологии, как и в других вопросах, выступают не только учениками ирландцев, но и их смирителями, подчинившими их дисциплине Рима. Известно пренебрежительное отношение, установившееся к ирландцам в придворной академии Карла. Одною рукою устанавливая праздники св. Михаилу, под англосаксонскими и римскими влияниями, каролинги другою обрезали крайности ангелопочитания. Вообще, нам думается, не следует преувеличивать оригинальности религиозных идей этой эпохи «просвещения». В области культа каролингам принадлежит разве изображение «translationes» — перенесений мощей, сообщившее новый импульс меровингскому культу святых. Впрочем, приведенными фактами не исчерпываются у автора доказательства каролингской религии архангела.

http://predanie.ru/book/219988-stati-191...

С изложенными здесь мыслям о вере также согласуется еще одна мало известная проповедь «о Воплощении господа», изданная Д. Амандом в 1948 году, которая представляет один любопытный документ, выделяющийся как христологией, так и лирическим и изысканным стилем 8 . Поучение состоит из двух отдельных частей. Проникнутый глубоким религиозным чувством, первый раздел посвящен таинственной и непонятной природе божественного снисхождения – Бог стал Человеком! Тайна, абсолютно недоступная для любопытных исследований человеческого разума, которая частично обнаруживается очами веры, которая только и способна созерцать невидимое. В ней неизвестный автор говорит следующее: «Поэтому те, кто Его ищут (человеческими средствами) а не верой, становятся врагами Того, Кого они ищут, как злые и пытливые взыскатели, и не избегнут страшного приговора судьи: “Взыщут Мене злии, и не обрящут” ( Притч.1:28 ). Напротив, те, кто не ищут Бога с любопытством, но верою приемлют божественную тайну, те Меня содержат в их сердце, Меня, Которого небо само не смогло содержать. Они будут признаны достойными услышать из уст Владыки эту блаженную речь: «Явлен бых мене не вопрошающим» ( Ис.65:1 ). «Я действительно, – говорит слово, – был явлен и до Моего Воплощения. Все те, кто с верой прибегали ко Мне, смогли Меня и понять и увидеть. И ныне, став Плотью по истине, как благоволил, являюсь всецело, сохранив непорочность и чистоту моей матери». Итак, никто неразумно да не презирает милости Бога! Пусть никто не обижает Его дара кощунством! Пусть никакая речь не старается никогда описывать Логос! но пусть более поет с пророком в духе веры: “яко возвеличишася дела твоя, господи, вся премудростию сотворил еси” ( Пс.103:24 )! Ибо кто увидел очами или кто смог объяснить рождение, чуждое истечения (τκον ρρευστον), и Рождение вневременное (χρονον) и свободное от всякой боли, и Сына, совечного Отцу, и ветвь, от корня собезначальную (συνναρχον), и Бога из Девы, и Младенца, у Которого нет отца (на земле), и Рождающую, Кто без напрасного любопытства глаголемым к ней словам верила и сказала: “се, Раба господня. Да будет Мне по слову твоему”? Это торжество любви Бога к грешным людям. Именно здесь спасение, которое выходит за пределы всякой меры. Здесь (воплощается) природа, которая превосходит понимание самих ангелов. только поклонение показывает Вневременного (τν χρονον), по слову Писания: “удивися разум твой от меня, утвердися, не возмогу к нему” ( Пс.138:6 )» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Prokl_Konstant...

Алину изображают с оторванной рукой, а иногда – с венцом, либо лежащим рядом, либо на святой главе. Почитание и святыни. Часовня святой Алины очень знаменита своей благодатью и чудесными исцелениями, которые там всегда являл Господь. Приумножение этих чудес вдохновили жителей страны проявить большее почтение своей покровительнице. Когда Николай из семьи Шиеврс (Chievres) возглавил Кабрай (Cambrai) в 1140, он вознамерился освятить церковь из-за чрезвычайного наплыва народа; но, как говорит современный историк, узнав о том, что она была посвящена ей святым Амандом в столь далёкие временах, он воздержался от этого, в знак уважения к святому апостолу Брабанта. В 1193 году Ги (Gui), также епископ Камбрайский, приказал Годескалю (Godescal), игумену Аффигхемскому (Afflighem), отправиться в Форест, обрести мощи святой и оказать им всеобщее поклонение: Многочисленные чудеса были явлены и в этом случае. Упоминают специально о исцелении молодой особы из Энгиена (Enghien), которая потеряла глаз и которая настолько страдала другим глазом уже семь лет, что она едва могла руководить своим перемещением. К ней вполне вернулось зрение, и она возвратилась к своим родителям без какого-либо следа от своего недуга. 3 января 1523 года рака, в которой находились мощи, была открыта и освидетельствована по приказу Роберта де Кроя (Robert de Croy), епископа Камбрайского, Адриеном, епископа in partibus и викарием-епископом той же епархии. Тело было найдено нетленным и вполне узнаваемым. В 16 году при монсеньёре Матиасе Хоуве (Matthias Hove), [римском] архиепископом Малинэ (Malines), в епархии которого находилась тогда эта церковь , святыню посетил декан Брюссельский, специалист в теологии, со всеми обычными процедурами. В 1644 эта рака была заменена другой, серебряной, и принадлежа монастырю. Во время революции 1793 года, когда республиканские войска проникали в Бельгию, монахини из Фореста уехали в Германию, забрав с собой тело своей святой покровительницы. Они об этом сообщили после ужасных дней, и церковная власть это торжественно признала в 1823.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой Бавон и святитель Аманд К числу самых почитаемых святых Галлии эпохи Меровингов принадлежит Бавон, покровитель бельгийского города Гента. Он родился на вилле близ Льежа на рубеже VI и VII столетий. Крещен он был с именем Алловин. По происхождению Бавон принадлежал к высшей аристократии: его отцом был майордом Австразии Пипин Лейденский, основатель династии Пипинидов и Каролингов. Согласно его житию, в молодости он отличался необузданным нравом, вел распутную жизнь, обнаруживал крайнее бессердечие к зависимым от него людям, вплоть до продажи в рабство своих свободных слуг. Алловин выгодно женился на дочери графа Адилио, супруга принесла ему богатое приданое. Исполненный раскаяния за содеянное некогда зло, Бавон сам приказал заковать себя в цепи Глубокая перемена произошла с ним после смерти жены под влиянием святого Аманда, который был родом из Аквитании, происходил из семьи знатного франка и в 20 лет, против воли родителей, принял монашеский постриг. В 628 году Аманд был хиротонисан во епископа; проповедуя Евангелие на севере Франкского королевства, он основывал монастыри, крестил язычников, крещенных наставлял на путь жизни по заповедям Христа. Одним из тех, кто под влиянием его проповеди радикальным образом переменил жизнь, и стал Алловин. Свое имущество он раздал бедным и принял постриг с именем Бавон, его дочь Адельтруда также приняла постриг, позже став аббатисой монастыря в Мальбодиуме (ныне Мобеж). Некоторое время Бавон вместе с Амандом совершал миссионерское служение, проповедуя во Фландрии. В своем странствовании Бавон однажды встретил человека, которого он в прошлом продал в рабство. Исполненный раскаяния, он, как рассказывает его агиограф, приказал заковать себя в цепи и отвести в тюрьму. Некоторое время святой жил в дупле дерева, но в конце земной жизни он нашел последнее пристанище в основанном им монастыре близ Гента, где и отошел ко Господу около 655 года. Святой Аманд пережил своего ученика и последователя, заняв уже после его кончины епископскую кафедру в Маастрихте. Он миссионерствовал среди славян Подунавья, совершил паломничество в Рим, основал еще несколько монастырей во Фландрии и среди них обитель в Эльноне близ Турне, где и преставился в промежуток времени от 675 до 684 года в возрасте старше 80 лет.

http://pravoslavie.ru/109840.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГИСЛЕН [лат. Ghislenus; франц. Ghislain] ( ок. 680), прп. (пам. зап. 9 окт.), духовный наставник прп. Вальтруды Монсской . Г. впервые упоминается в Житиях св. Вальтруды и ее сестры прп. Адельгунды , созданных в IX в. Согласно этим источникам, Г. благословил сестер посвятить себя Богу и стать монахинями. Существует небольшое сочинение X в. об обретении мощей Г., адресованное прп. Герхарду Бронскому. Житие Г. написано одним из монахов аббатства Сен-Гилен не ранее нач. X в. Райнерий, мон. Сен-Гилена, написал второе Житие в XI в. Согласно житиям, Г. был греком по происхождению, изучал философию в Афинах. Совершив паломничество в Рим, отправился по Божественному повелению с учениками Ламбертом и Беллерием в Сев. Галлию, где познакомился со свт. Амандом , «апостолом Бельгии». Первоначально поселился в Кастрилоке (на месте совр. г. Монс, Бельгия), затем в Урсидонге, где построил келлию, возле к-рой образовался мон-рь, получивший позднее название Келлия св. Гислена (Cella sancti Ghisleni, совр. Сен-Гилен, пров. Эно, Бельгия), впервые упомянутое в дипломе имп. Оттона I 965 г. Г. был дружен со св. Авдомаром, еп. Камарака (совр. Камбре, Франция). В житиях отмечается, что в Греции Г. жил в мон-ре, придерживавшемся Устава свт. Василия Великого , поэтому, видимо, тот же устав вначале был принят в основанном Г. мон-ре в Урсидонге, лишь в IX в. перешедшем на Устав св. Венедикта Нурсийского . Мощи Г. были открыты в 925 г., что побудило Стефана, еп. Камбре, начать возрождение мон-ря, разоренного в кон. IX в. норманнами, и учредить здесь общину каноников. Для успешного осуществления этого замысла герцог Лотарингии пригласил св. Герхарда Бронского, к-рый, вернув аббатству незаконно конфискованные земли, ввел там бенедиктинский устав и заменил регулярных каноников киновийными бенедиктинскими монахами, восстановил экономическую жизнь мон-ря. На воздвигнутой в 1090 г. гробнице Г. изображен в епископском одеянии и митре. Ист.: ActaSS. Oct. T. 4. P. 110-137; MGH. SS. T. 15. P. 409-410, 414-422. Лит.: Van Overstaeten D. Ghislain//DGHE. T. 20. Col. 1180-1182. Е. В. Арелатский Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/165039.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМАНД ( сер. IV в.), свт. (пам. зап. 26 окт.), первый еп. Страсбурга (лат. Аргенторат). Его имя встречается у свт. Афанасия Великого в «Апологии против ариан» (гл. 50) среди имен епископов Галлии, подписавших в 446 г. окружное послание Сердикского Собора (443), а также в актах т. н. Псевдо-Кёльнского Собора, единственной подлинной частью к-рых являются подписи епископов. Предание XV в. относит его предстоятельство ко времени правления франк. кор. Дагоберта I (1-я пол. VII в.), смешивая его со св. Амандом , «апостолом Бельгии», чья память отмечается в тот же день. Мощи А., хранившиеся в мон-ре Хонау (остров на Рейне к северу от Страсбурга), из-за наводнений были перенесены в Райнау (Эльзас); с 1398 г. находятся в страсбургском храме св. Петра (Saint-Pierre-le-Vieux). Лит.: ActaSS. Oct. T. 11. P. 827-845; Wentzcke P. Regesten der Bischöfe von Strassburg. Innsbruck, 1908. S. 1-5; Clauss J. M. B. Die Heiligen des Elsass. Düsseldorf, 1935. S. 30f., 190; Allmang G. Amand (2)//DHGE. T. 2. Col. 937; Fritz G. Archiv für elsässische Kirchengeschichte. Strassburg, 1946. Bd. 17. S. 1-19; LTK. Bd. 1. Sp. 417. А . И . М. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/114244.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАВО ГЕНТСКИЙ [Лат. Bavo] († не позднее 659), прп. (пам. зап. 1 окт.); мирское имя - Алловин. Происходил из знатной семьи в Брабанте (совр. Вост. Бельгия), был женат на дочери гр. Адилиона, имел от этого брака дочь Аглетруду. Вел беспорядочную и распутную жизнь, но после ранней смерти супруги раскаялся, отказался от второго брака и направился к «апостолу Бельгии» св. Аманду . Под его влиянием Алловин решил оставить мир и вступил в основанный св. Амандом (между 630 и 640) мон-рь на месте совр. г. Гент. Раздав свое имущество бедным, Б. Г. стал сподвижником св. Аманда в его миссионерском служении. Впосл., вернувшись в Гент, помогал аббату Флорберту, настоятелю местных мон-рей. Последние 3 года жизни Б. Г. провел в уединении, поселившись в отдельной келье около мон-ря. Похоронен в мон-ре Гента, к-рый с IX в. стал носить его имя. Перенесение мощей Б. Г. имело место в 1010 и 1058 гг. Наиболее ранним свидетельством о жизни Б. Г. является двустишие, составленное Алкуином для неизвестной церкви. С IX в. имя Б. Г. упоминается в мартирологах. Ок. 825 г. было написано первое житие, возможно в бытность Эйнгарда (биографа Карла Великого) аббатом в Генте. На основе этого жития чуть ранее 980 и ок. 1000 г. возникли новые редакции. Посвященный Б. Г. старейший храм города в 1559 г. стал кафедральным собором. Святой считается покровителем г. Гента. Ист.: ActaSS. Oct. T. 1. P. 229-251; Vita Bavonis//MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 534-545. Лит.: Van der Essen L. Bavon//DHGE. T. 7. Col. 14; B ö ing G. Bavo//LTK. Bd. 2. Sp. 76. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/77308.html

Он указывает на следующие Богоявления: 1) Сын Божий, как Ангел, явился Аврааму, обещал ему рождение Исаака и возвестил о предстоящей гибели Содома и Гоморры – Бы. 18 гл.; 2) явился Иакову в видении лествицы – Быт. гл. 28 и 31 (причем приводится параллельное место из Ос. 12:5 ); 3) являлся Моисею в купине – Исх. гл. 3 и 4 (здесь указывается на параллельное место – речь первомученика Стефана, находящуюся в Деян. гл. 7); 4) предводил израильтян в облачном столпе – Исх. 13:21; 5 ) являлся Иисусу Навину – Нав. 6:2; 6 ) являлся Гедеону – Суд. 6:12 и 13; 7) являлся Маною – Суд. гл. 13 и 8) являлся Захарии, который видел ангела и стоявших пред ним первосвященника Иисуса и сатану – Зах. 3:1 . Все эти места Писания и в таком же порядке приводятся у Феофана. Различие изложения последнего от изложения Аманда состоит главным образом 1) в том, что вместо указания на явление Бога Иакову в видении лествицы Феофан на стр. 527 указывает на явление Бога в борьбе с Иаковом, каковое явление Аманд приводит на стр. 206 в ряду доказательств божества Сына из наименования «Бог» и 2) в том, что указание на явление Сына в облачном столпе у Феофана предшествует указанию на явление Его Моисею в купине. 562 Все пять возражений, находящиеся в V-й гл. Феофана, приводятся у Аманда. Возражения эти следующие (будем передавать их в порядке Аманда): а) из Ин. 14:9 (I-e у Ам. и Феоф); b) из Ин. 14:10 (II-e у Ам. и Феоф.); c) из Ин. 16:15 (V-e у Ам. и Феоф.); d) из Ин. 10:30 ( у Aм. VI -е, у Феоф. IV) и e) из силлогизма: «Сила Вышняго есть сам Отец; Сын есть сила Вышняго, и Дух Святой естьттакже сила Вышняго; следовательно, Отец есть Сын и Дух Святой» (Ам. р. 235. а – предыдущий член второй посылки доказывается текстом – 1Кор. 1:2 и 4; последующий член той же посылки доказывается текстом – Лк. 1:35 ). Последнее возражение (у Aм. VIII -е, у Феоф. III-e) Феофан заимствует почти с буквальной точностью. Что касается ответом Феофана на указанные возражения, то нужно сказать, что сходством с Амандом представляют ответы на I-e, II-e и III-e возражения (по нумерации Феофана): из Аманда взяты – вторая мысль на I-e возражение, первая мысль ответа на II-e возражение и вторая мысль ответа на III-e возражение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

   001   002     003    004    005    006    007    008