– И ты теперь собираешься бросить его голову в Маас? – спросил старый лорд, присматриваясь более внимательно к этому ужасному трофею. – А то как же, – ответил Людовик Лесли. – Не годится отказывать умирающему в его последней просьбе, не то, говорят, его дух будет тревожить человека во сне. А я, признаться, люблю крепко спать по ночам. – Ну, уж на этот раз тебе придется понянчиться с духом, приятель, – сказал лорд Кроуфорд. – Клянусь Богом, эта голова стоит гораздо дороже, чем ты воображаешь. Ступай за мной… без возражений… Иди за мной! – Ну что же, идти так идти, – сказал Меченый. – Ведь, в сущности, я не давал ему обещания, потому что, по правде сказать, он был уже без головы, прежде чем успел договорить свою просьбу… И уж если я не испугался его живого, так, клянусь святым Мартином Турским, не испугаюсь и мертвого! К тому же мой приятель, веселый монах святого Мартина, не откажется одолжить мне пузырек святой воды. Когда в льежском соборе была отслужена торжественная обедня и в разгромленном городе водворилось сравнительное спокойствие, Людовик и Карл, окруженные своими вельможами, приготовились выслушать донесения о совершенных в этот день подвигах, с тем чтобы назначить каждому награду по заслугам. Первым был вызван тот, кто имел право требовать главный приз, то есть руку графини де Круа вместе с ее короной и графством. Каково же было всеобщее удивление, когда претендентов, к их собственному искреннему огорчению, явилась чуть ли не целая толпа, причем каждый был убежден, что он заслужил желанную награду. Во всем этом крылась какая-то тайна. Кревкер показал кабанью шкуру, совершенно такую, какую обыкновенно носил де ла Марк, Дюнуа – исковерканный щит с гербами Арденнского Вепря, и еще многие другие представили такие же доказательства того, что де ла Марк убит ими, епископ отомщен и они заслужили обещанную награду. Между пришедшими поднялись шумные споры, и Карл, внутренне каявшийся в своем опрометчивом обещании, бросившем на волю случая судьбу прелестнейшей и богатейшей из его подданных, начинал уже думать, что ему удастся благополучно отделаться от них, признав незаконными все их притязания, как вдруг сквозь толпу проложил себе путь Кроуфорд. Он тянул за собой неуклюжего и смущенного Людовика Лесли, упиравшегося, как дворовый пес, которого тащат на веревке.

http://azbyka.ru/fiction/kventin-dorvard...

Как раз в ту минуту, когда Гийом де ла Марк, продолжая отступать среди этого ада, поравнялся с дверью небольшой, очень почитаемой часовни, раздались новые оглушительные крики: «Франция! Франция!», «Бургундия! Бургундия!» Эти крики неслись с противоположного конца узенькой улицы и возвещали, что мятежникам отрезан последний путь к отступлению. – Конрад, – крикнул де ла Марк, – бери людей, ударь на тех молодцов и постарайся пробиться! Со мной кончено… Вепря затравили! Но во мне еще достаточно силы, чтобы отправить сначала в преисподнюю несколько человек из этих шотландских бродяг. Воин де ла Марка повиновался и с небольшой горстью уцелевших ландскнехтов бросился к противоположному концу улицы, чтобы попробовать прорваться сквозь ряды неприятеля. Возле де ла Марка осталось человек шесть верных людей, решивших умереть со своим господином. Они очутились лицом к лицу со стрелками, которых было только немногим побольше. – Вепрь, Вепрь! Эй вы, шотландские дворянчики, – прокричал бесстрашный разбойник, потрясая своей палицей, – кто из вас желает добыть графскую корону?.. Кто сразится с Вепрем Арденнским?.. Кажется, вы ее жаждете, молодой человек? Но, как и всякую награду, ее надо сперва заслужить! Квентин почти не мог расслышать слов, звучавших глухо под опущенным забралом, но не ошибся в значении жеста, сопровождавшего их. Он успел только крикнуть дяде и товарищам, чтобы они посторонились и не мешали честному бою. И вслед за тем де ла Марк, как тигр, одним прыжком бросился на него с поднятой палицей, рассчитывая усилить удар всей тяжестью своего тела. Но легкий на ногу и зоркий шотландец отскочил в сторону и увернулся от страшной палицы, которая, наверно, уложила бы его на месте. Затем они схватились, как волк с волкодавом; товарищи стояли кругом, наблюдая борьбу, но никто не посмел принять в ней участие, так как Меченый громогласно потребовал для Квентина честного поединка, говоря, что «будь его противник силен, как сам Уоллес, он и тогда бы не побоялся за своего племянника».

http://azbyka.ru/fiction/kventin-dorvard...

– Мне… мне наскучило быть вашим защитником… служить вам! Да я готов следовать за вами хоть на край света! Но вы-то сами в состоянии вынести все трудности предстоящего пути? Способны ли вы после всех ужасов вчерашней ночи… – Не напоминайте мне о них, – ответила графиня. – Они, как страшный сон, оставили во мне лишь смутное воспоминание… Спасся ли добрый епископ? – Я надеюсь, что он теперь на свободе, – ответил Квентин, делая знак Павийону, собиравшемуся было начать рассказ об ужасной смерти епископа. – Нельзя ли нам присоединиться к нему? Собрал ли он свое войско? – спросила графиня. – Теперь вся его надежда на небеса, – ответил Квентин, – но, куда бы вы ни вздумали направиться, я готов всюду сопровождать и охранять вас. – Мы еще всё это обсудим, – сказала Изабелла. И, помолчав немного, прибавила: – Я выбрала бы монастырь, но, боюсь, он будет недостаточной защитой против тех, кто преследует меня. – Гм, гм… Я бы вам не советовал скрываться в монастыре, по крайней мере в окрестностях Льежа, – заметил синдик. – Хотя Арденнский Вепрь, бесспорно, храбрый вождь, верный союзник и старый друг нашего города, но нрав у него крутой, и, по правде говоря, он в грош не ставит все эти святые обители да монастыри – и мужские, и женские. Люди говорят, будто десятка два монахинь, то есть бывших монахинь, повсюду следуют за ним в его походах… – Идите же и готовьтесь в путь, сеньор Дорвард, – сказала Изабелла, прерывая эти подробности. – Я вверяю себя вашей чести. Как только синдик и Квентин вышли из комнаты, Изабелла принялась расспрашивать Гертруду о дорогах и об опасностях, которые могут им встретиться в пути, и проявила при этом такую ясность ума и столько самообладания, что фламандка не могла удержаться от возгласа: – Я, право, дивлюсь вам, сударыня! Толкуют о твердости духа мужчин, но ваша твердость и самообладание мне кажутся просто невероятными! – Нужда научит всему, мой дружок. Нужда – мать смелости, – ответила графиня. – Не так давно я падала в обморок при виде капли крови или пустой царапины. С тех пор – я смело могу сказать – вокруг меня лились потоки крови, и я ни разу не только не лишилась чувств, но даже не растерялась… Не думайте, однако, что это было легко, – продолжала графиня, положив на плечо Гертруды свою дрожащую руку, хотя голос ее был по-прежнему тверд. – Мое сердце можно было бы теперь сравнить с крепостью, осажденной многочисленным неприятелем: спасение ее гарнизона зависит только от его собственной смелости и решительности. Будь мое положение менее опасно и не будь я уверена, что единственное для меня средство спастись от участи, худшей, чем смерть, – это сохранить твердость и самообладание, я бы бросилась к вам на шею, Гертруда, и облегчила бы свою наболевшую грудь таким потоком горьких слез, какой никогда еще не вырывался из растерзанного женского сердца.

http://azbyka.ru/fiction/kventin-dorvard...

Кроме того, как отметил священник Сергий Модель, «свою роль сыграл тот факт, что в монастыре в Гааге тоже используют новый календарь. Решение о переходе на новый стиль принимал в 1950-е годы игумен (с 1965 года – епископ) Иаков (Аккерсдейк) с благословения архиепископа Иоанна (Максимовича). После кончины владыки Иоанна (в 1966 году) у епископа Иакова возник конфликт со священноначалием РПЦЗ (отчасти из-за нового стиля). Поэтому владыка Иаков – после долгих колебаний – перешел в 1972 году в Московский Патриархат, с правом сохранения григорианского календаря. – Таким образом, отец Фома, перейдя на новый стиль, в какой-то мере выразил послушание своим наставникам, – подчеркнул отец Сергий. Как и в других обителях, труд является неотъемлемой частью повседневной жизни насельников первейзского монастыря. Монахи разводят коз, из козьего молока изготовляют вкусный и питательный сыр. В монастыре выращивают фрукты и овощи, пекут просфоры. Но, пожалуй, одно из наиважнейших деланий монашествующих – это просветительский труд. Особенно значимый для голландскоязычной части Европы. Именно здесь, в обители, ведется кропотливая работа по переводу книг и служб и по составлению новых служб на голландском языке. – Я могу переводить с греческого и многих европейских языков, но, к сожалению, не с церковнославянского, – сказал архимандрит Фома. – Мы переводим на голландский уже имеющиеся службы святым, а для тех святых (главным образом, местночтимых), что служб не имеют, составляем службы сами (сразу на голландском). В общей сложности мы перевели или составили службы более чем ста святым, среди которых преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, святой Патрик, просветитель Ирландии, святитель Иоанн Шанхайский, святые Ремакль Арденнский, Губерт Льежский, Ламберт Маастрихтский и многие другие. Церковь в Аякучо (Перу) Примечательно, что служение первейзского монастыря не замкнуто миссией перевода (важность которой, в любом случае, очевидна для всех). Обитель во Фландрии – это маяк Православия для коренных бельгийцев, особенно для людей ищущих. Обращение в православную веру здесь не редкость. Как объяснил архимандрит Фома, «некоторые бельгийцы приходят к нам потому, что они ищут истину. Другие – из числа болящих и опробовавших все методы лечения, прошедших через врачей, психиатров, католических священников… Они приходят и видят, что Православие дает им силу подняться. Я принимаю в Православие через миропомазание, предварительно требуя признания догматов Православной Церкви. Мы стремимся показать красоту Православия для всех».

http://pravoslavie.ru/32358.html

Святой Аарон († ок. 552; память 22 июня), вероятно, родился в Уэльсе, а позднее переехал в Бретань, где некоторое время вел отшельническую жизнь в месте, называемом сейчас Сент-Мало. Со временем к нему присоединились многочисленные ученики, среди которых был святой Мало, и святой Аарон стал их настоятелем. Впоследствии святой Мало стал первым епископом этой области, получившей от него свое название. Преподобный Боадин (память 11 января) родился в Ирландии, принял монашество и жил во Франции, ведя отшельническую жизнь. Очень почитаемым святым был Фредиано (Фригдиан) из Лукки († 588; память 18 марта). Он был ирландцем. Однажды отправился в паломничество в Рим, а затем решил остаться в Италии и вести тут отшельническую жизнь. Сначала святой Фредиано подвизался в полном уединении на горе Монте-Пизано, а в 566 году стал епископом Лукки. Святой восстановил большой кафедральный собор, который до этого был сожжен лангобардами. Предположительно, святой Фредиано построил церковь мученика Викентия в Лукке, которая впоследствии стала называться церковью святых Викентия и Фредиано. Отшельник и мученик Монон († 645; память 18 октября) родился в Шотландии. Вел отшельническую жизнь в Арденнских горах, где построил для себя келью и маленькую церковь. По преданию, святой Монон порицал местных жителей за нечестивую жизнь и за это был убит злодеями в местечке Нассонь в Бельгии. Другим интересным «святым-эмигрантом» был Трудперт из Мюнстердаля , отшельник и мученик († ок. 644; память 25 апреля). Святой Трудперт приехал в Германию, вероятно, из Ирландии. Он подвизался в Мюнстердале и позднее принял мученическую кончину. Со временем на том месте (в Шварцвальде) был выстроен известный монастырь святого Трудперта. Сейчас в Мюнстердале хранится древний крест-реликварий святого Трудперта, выполненный из золота и серебра. В нем находится частица Честного и Животворящего Креста Господня. Фрагмент декора собора святого Финбара в Корке (Ирландия) Перегрин Ирландский, отшельник Моденский († 643; память 1 августа) был ирландцем. Возвращаясь из паломничества на Святую землю, он остановился около Модены в Италии, где остался и вел отшельническую жизнь.

http://pravoslavie.ru/34541.html

Православная Европа. Статья 6 Бельгия: Православие в роли официальной Церкви. Часть 1 В свое время я ездил в Бельгию каждое воскресенье. В церковь. В голландском городе Маастрихте (где я учился в магистратуре местного университета) богослужения в православном приходе во имя святителей Иоанна Златоуста и Серватия совершались всего один раз в месяц. Да и то по субботам. Поэтому воскресным утром, когда на улицах было тихо и безлюдно, я спешил на железнодорожный вокзал. Оттуда начинался мой привычный путь до бельгийского города Льежа, расположенного недалеко от голландской границы. Неказистая с виду электричка, гордо именуемая «международной», добегала до пункта назначения всего за полчаса. А с льежского вокзала Гимэ можно было выбирать дальнейший путь, следуя в одну из русских церквей города. Да, был такой незабываемый период в моей жизни, когда приходилось ездить на литургии из одной европейской страны в другую. Но было это совсем не тягостно. Скорее наоборот: радостно и легко. И как-то по-особенному благодатно. Справка . Королевство Бельгия – небольшое европейское государство у побережья Северного моря. Площадь – 30,5 тыс. км 2 , население – 10,5 млн человек. Столица – Брюссель. Официальные языки – нидерландский (фламандский), французский и немецкий. Большинство верующих – католики. Бельгия по-своему уникальная страна. Вроде бы одно небольшое государство, но две его главные части – Валлония и Фландрия – имеют между собой мало общего. Фламандский (язык Фландрии) и французский (язык Валлонии) совсем не похожи друг на друга. Флегматичные фламандцы контрастируют с более живыми, открытыми валлонами. Меняется даже облик городов – от более аккуратных и строгих во фламандском регионе страны до менее презентабельных в ее валлонской части. Православное присутствие в Бельгии восходит к I веку от Рождества Христова, когда христианские миссионеры, исполняя свое высокое призвание, просвещали местных жителей истинами евангельской веры. В период неразделенной Церкви бельгийские земли подарили миру целую плеяду святых. Имена святителя Ламберта Льежского, святой Гертруды Нивельской, святого Ремакля, апостола Арденнского, и многих других близки и дороги сердцу православного христианина. И эти святые (подобно преподобному Сергию Радонежскому, преподобной Евфросинии Полоцкой, преподобному Антонию Печерскому, молящимся за славянские земли) предстоят пред Престолом Всевышнего, ходатайствуя за израненную, измученную грехом Европу.

http://pravoslavie.ru/30181.html

10 мая 1940 года немецкие войска без объявления войны вторглись в Бельгию. Бельгийская армия капитулировала 28 мая 1940 года, и началась вторая четырехлетняя немецкая оккупация. Король Леопольд III остался в Бельгии и превратился в германского пленника замка Лакен. Бельгийское правительство во главе с Юбером Пьерло эмигрировало в Лондон и сформировало там новый кабинет. Многие его члены так же, как и многие бельгийцы усомнились в заявлении короля о том, что он находится в Бельгии, чтобы защищать свой народ, смягчить жестокость нацистов, быть символом национального сопротивления и единства, и подвергали сомнению конституционность его действий. Поведение Леопольда III во время войны стало главной причиной послевоенного политического кризиса и фактически привело к отречению короля от престола. В сентябре 1944 года союзники заняли территорию Бельгии, изгнав немецкие оккупационные войска. Послевоенная Бельгия становится центром объединяющейся Европы, а Брюссель становится ее столицей. В нем расположены штаб-квартиры НАТО и ЕС . Религия Конституция Бельгии гарантирует свободу вероисповедания. Большинство верующих (около 70% населения) – католики . Официально признаны также ислам (250 тыс. человек), протестантизм (около 70 тыс.), иудаизм (35 тыс.), англиканство (40 тыс.), православие (20 тыс.). Церковь отделена от государства. Православие Согласно преданию, около 95 года на территорию Бельгии прибыл священномученик Лукиан – первый просветитель этих мест. Однако распространение и укоренение Христовой веры здесь осуществилось намного позднее – трудами многих святых, среди которых свт. Жери Брюссельский (+ 590), свт. Аманд Маастрихтский (+ 651), прп. Баво Гарлемский (+ 650), прп. Ремакль, " апостол Арденнский " (+ 675), свт. Ламберт Маастрихтский (+ 696) и другие. Церковь в этих краях подчинялась Римской кафедре , и в XI веке отпала от Православия . В последующие века вплоть до начала XIX столетия на территории Бельгии не было никакого присутствия Православной Церкви. В 1815 году русские полковые священники приезжали в поселения Альсенберг и Берсель, где во время битвы при Ватерлоо был расквартирован русский казачий полк, а в следующем году состоялось бракосочетание принца Вильгельма Оранжского (наследника трона Нидерландов, в которые тогда входила Бельгия) на сестре царя Александра I Анне Павловне. Русская принцесса устроила в Брюсселе первую за восемь веков православную часовню, которая исчезла после бельгийской революции 1830 года.

http://drevo-info.ru/articles/26406.html

В частности, успех катаров и вальденсов был вызван их внешним сходством с образом жизни апостолов и тем, что они буквально истолковывали текст Библии в противовес непонятной, сложной и запутанной богословской экзегетике. Поиски решения проблем, волновавших все слои западноевропейского общества, находили и другие формы выражения. Наряду с религиозными движениями за добровольную бедность в странах Европы активизировалась социально-религиозная борьба, участники которой, ссылаясь на «божественную справедливость», стремились к изменению феодальных порядков. В среде интеллектуалов тема бедности приобрела социальное звучание. Она перестала рассматриваться только как добродетель и обязательная составляющая христианской аскезы. Петр Кантор, Радульф Арденнский, Бертольд Регенсбургский видели в бедности признак неустроенности человеческой жизни, рассуждали о ее причинах и путях преодоления. В вв. еретические движения начали возникать и распространяться преимущественно в городах, поэтому наиболее многочисленными они были в регионах с наиболее их густой сетью в Северной и Средней Италии, Лангедоке, Северной Франции, Прирейнской Германии. Наиболее массовыми среди них являлись ереси катаров (альбигойцев) и вальденсов. В регионах более медленного развития городской жизни, в Англии, Германии, Чехии, Польше, Венгрии, Скандинавии, ереси стали распространяться позже, в XIVXV вв. В этот же период произошла их дифференциация на ереси бюргерские и крестьянско-плебейские. Сложные и зачастую противоречивые тенденции развития мирской, хозяйственной, жизни столь же неоднозначно проявились и в духовных исканиях западноевропейского общества. Стремление к обмирщению, десакрализации и секуляризации, если так можно выразиться, во внешней повседневной жизни вызывало протесты против всевластия церкви и её роскоши. Вместе с тем во внутренней, духовной, жизни происходившие изменения и ожидание грядущих перемен и даже катастроф усугубляли чувство греховности и раскаяния. Но желание обновления в душах и стремление к преобразованию, эти деятельные составные христианской этики и морали, способствовали распространению учения об установлении царствования Св. Духа и веры в существование светлого мира, отличного от этого. Святой Дух являлся надеждой на обновленную жизнь и новую церковь , о чем свидетельствуют воззрения иохимитов и таинство Утешения у катаров.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

В ответ на объявление всеобщей воинской повинности 31 авг.- 3 сент. 1942 г. прошла общенациональная забастовка, парализовавшая все сектора экономики. Нацистские власти жестко подавили сопротивление, казнив 21 его лидера; сотни человек были арестованы, отправлены в тюрьмы и концентрационные лагеря или высланы из страны. В 1943 г. эмиграционное правительство Л. подписало валютную, а в 1944 г.- также таможенную конвенцию с Бельгией и Нидерландами, положив начало экономическому союзу стран Бенилюкса. Союзнические войска освободили большую часть Л. в сент. 1944 г., однако в ходе Арденнской операции в дек. 1944 - янв. 1945 г. сев. районы страны были вновь захвачены и неск. недель удерживались герм. войсками. Л. был окончательно освобожден к февр. 1945 г. За время второй мировой войны погибло ок. 5,7 тыс. граждан Л., что соответствовало 2% населения страны в 1940 г. (в процентном отношении Л. находится на 3-м месте по количеству людских потерь после Советского Союза и Польши). До оккупации в Л. проживали от 3,4 до 4,2 тыс. евреев, в т. ч. беженцы из Германии. После войны в живых осталось ок. 1,5 тыс. чел., большей частью те, кто покинули страну в 1-ю ночь вторжения (10 мая 1940). Во время нем. оккупации католич. Церковь была вытеснена из общественной жизни Л.: нацистский режим вел антирелиг. пропаганду; отменялось религ. образование в школе; были запрещены деятельность христ. орг-ций, в т. ч. католич. орденов и братств, и традиц. церковные праздники, собиравшие множество верующих, такие как «Октав» и «Танцующая процессия». В янв. 1941 г. монахи монастыря в Клерво были изгнаны из обители оккупационными властями. Насельники смогли вернуться в разрушенный войной мон-рь лишь в 1945 г. В следующем году мон-рь потерял статус независимого территориального аббатства, каким он был провозглашен в 1937 г., и стал подчиняться Люксембургскому епископу. " Танцующая процессия " в Эхтернахе. Фотография. 2008 г. " Танцующая процессия " в Эхтернахе. Фотография. 2008 г. В 1948 г. Л. официально отказался от нейтралитета, чтобы на равных основаниях участвовать в международных и европ.

http://pravenc.ru/text/2561080.html

– Нет, нет, – ответил король, – мы не осмелимся – ты понимаешь? – не осмелимся оскорбить нашего любезного кузена, отослав их в Англию. Это навлекло бы на нас его неудовольствие, точно так же, как и пребывание их при нашем дворе. Нет, нет, мы можем только вверить их покровительству святой церкви. Все, что мы можем сделать для них, – это помочь им бежать под охраной небольшого отряда к епископу Льежскому, который на время поместит прекрасную Изабеллу под защиту какого-нибудь монастыря. – И если этот монастырь сможет защитить ее от Гийома де ла Марка, когда он узнает о благоприятных для него планах вашего величества, значит, я ошибаюсь в этом человеке. – Правда твоя, – сказал король. – Благодаря нашей тайной денежной помощи де ла Марку удалось собрать шайку таких отчаянных головорезов, что теперь он может не только держаться в своем лесу, но даже быть опасным соседом и для Бургундского герцога, и для епископа Льежского. Ему недостает только земель, которые он мог бы называть своими, а так как теперь ему представится удобный случай приобрести их при помощи брака, то я думаю, черт возьми, что нам едва ли придется объяснять ему, как в данном случае поступить. И тогда у герцога Бургундского окажется такая заноза в боку, что ее вряд ли сумеет вытащить самый искусный хирург. А когда Арденнский Вепрь, которого он изгнал из его владений, укрепится и захватит все земли, замки и титулы прекрасной графини, да еще, пожалуй, станет во главе мятежников Льежа – что, клянусь честью, очень возможно, – тогда мы посмотрим, будет ли наш любезный Карл думать о войне с Францией и не придется ли ему благословлять свою звезду, если Франция не объявит войну сама. Ну, как ты находишь мой план, Оливье? – Превосходным, – ответил Оливье, – за исключением того, что этот план отдает прелестную графиню в руки Дикому Вепрю Арденн. По чести говоря, будь у великого прево Тристана побольше внешнего лоска, даже он был бы более приличным мужем для нее. – Однако ты недавно предлагал ей в мужья цирюльника Оливье, – сказал Людовик. – Нет, милый друг, хоть Оливье и куманек Тристан – незаменимые советчики и исполнители, они не из того теста, из какого делают графов.

http://azbyka.ru/fiction/kventin-dorvard...

   001    002    003    004   005     006