Исполняя поручения Бойнебурга, Л. в 1668-1671 гг. создал значительное число заметок и небольших сочинений политического и религ. характера. Так, в 1669 г. в опубликованном под псевдонимом соч. «Пример политического доказательства по вопросу избрания короля Польши» (Specimen Demonstrationum Politicarum pro eligendo rege Polonorum; 1-e изд.- 1669; переизд.: Leibniz. SSB. R. 4. Bd. 1. S. 3-98) Л. последовательно рассматривал кандидатуры возможных претендентов на польский престол и путем логических рассуждений пытался обосновать, что наилучшим кандидатом является Филипп Вильгельм (1615-1690), пфальцграф Нойбурга, которого поддерживали Бойнебург и некоторые герм. князья. Хотя эта кандидатура была отклонена польск. дворянами, Л. приобрел известность как политический публицист, выступавший в защиту герм. интересов в Европе (ср.: Mates. 1986. P. 19-20). Важное значение имело еще одно политическое сочинение Л.- подготовленная для Бойнебурга и курфюрста Майнцского в 1670 г. пространная записка под названием «Соображения, каким образом в текущих обстоятельствах можно укрепить в Империи внешнюю и внутреннюю общественную безопасность и стабильность» (Bedencken welchergestalt Securitas publica interna et externa und Status praesens im Reich jezigen Umbständen nach auf festen Fuß zu stellen; 1-е изд.- 1838; переизд.: Leibniz. SSB. R. 4. Bd. 1. S. 131-214), в к-рой Л. указывал на опасность усиления Франции. Л. утверждал, что для предотвращения франц. угрозы герм. князья должны преодолеть политические и религ. разногласия и создать новый общегерм. союз, тайной целью которого будет сдерживание Франции. Л. полагал, что, если к этому союзу явно или тайно присоединятся Австрия, Голландия, Англия и Испания, Франция будет вынуждена отказаться от дальнейшей экспансии в Европе и обратит свою военную силу на завоевательные операции в Сев. Африке, что принесет пользу всем христ. гос-вам. Защищая интересы Майнцского курфюрста, Л. вместе с тем занял ярко выраженную патриотическую позицию, одним из первых осознав в качестве первостепенной политической задачи обеспечение единства раздробленной феодальной Германии перед лицом др. европ. гос-в (ср.: Погребысский. 2004. С. 60-64).

http://pravenc.ru/text/Лейбниц.html

Первым из мн. созданных в майнцский период сочинений, проектов и заметок, в которых рассматривалась правовая проблематика, стал опубликованный с посвящением курфюрсту трактат «Новый метод изучения и преподавания юриспруденции» (Nova methodus discendae docendaeque jurisprudentiae; 1-е изд.- 1667; переизд.: Leibniz. SSB. R. 6. Bd. 1. S. 259-364). В 1-й ч. Л. излагал общее учение о делении наук (в целом традиционного характера), а во 2-й ч. рассуждал о месте права в системе наук и о надлежащем методе его изучения. Занимаясь анализом действующего частного права Свящ. Римской империи и Майнцского курфюршества, в основе к-рого лежало традиц. рим. право, Л. в заметке «Принципы исправления свода законов» (Ratio corporis juris reconcinnandi; 1-e изд.- 1768; переизд.: Ibid. Bd. 2. S. 93-113) предложил общую программу упорядочения законов. Не ограничиваясь пересмотром рим. права, Л. объявил предельной целью законотворческой деятельности создание полной, ясной и рациональной системы законодательства (jurisprudentia rationalis), к-рая с течением времени должна быть усвоена не только всеми нем. княжествами, но и вообще всеми европ. христ. народами. Согласно Л., построение системы права невозможно без анализа естественного права, т. к. оно является базисом положительного права и в нем задается смысл базовых правовых понятий, в т. ч. понятия «справедливость». Опираясь на сочинения Г. Гроция (1583-1645), Гоббса и др. философов, рассматривавших проблематику философских оснований права, Л. предложил собственную теорию естественного права в ряде заметок, датируемых исследователями 1669-1671 гг. и объединяемых под общим названием «Элементы естественного права» (Elementa juris naturalis; текст см.: Ibid. Bd. 1. S. 431-485). Ввиду слабого интереса со стороны курфюрста Майнцского замысел реформирования законодательства не был осуществлен, однако важным результатом деятельности Л. в майнцский период стало формирование у него убеждения в возможности создания единой универсальной системы права, а также разработка отдельных тем и разделов философии права, ко многим из к-рых он неоднократно впосл. возвращался (подробнее см.: Grua. 1953; Busche. 2003).

http://pravenc.ru/text/Лейбниц.html

По словам Н. С. Суворова , «личность действительного автора подлога… не установлена наукой, хотя майнцский диакон Бенедикт Левита (если это не псевдоним) подозревается в авторстве или близкой соприкосновенности к составлению этого сборника» 141 . Лже-Исидоров сборник в течение многих веков признавался на Западе подлинным и составил там основу церковноправового строя. Грациан, составивший систематический кодекс западного церковного права – Декрет, черпал свои материалы из Лже-Исидорова сборника. Только в 15 в. стали высказываться сомнения по поводу подлинности некоторых декреталов, приписываемых первым папам. Первое печатное издание Лже-Исидорова сборника было подвергнуто уничтожающей критике реформаторским ученым Блонделем (1629). После этого и католическим авторам стало трудно доказывать его подлинность. В 18 в. братья Баллерини, католики, доказали неподлинность некоторых статей из сборника Лже-Исидора, которые еще продолжали тогда считаться подлинными. Ныне уже никто не сомневается в том, что компиляция Лже-Исидора переполнена фальсификатами, и общепринятым его названием стало «Сборник лже-декреталов Псевдо-Исидора» («Collectio falsorum decretorum Isidori Mercatori»). Однако в свое время сборник произвел настоящий переворот в праве Западной Церкви. Именно начиная с этого сборника декреталы Римских первосвященников стали по важности занимать первое место среди источников церковного права. При решении трудных вопросов определения Римских пап с этих пор получают решающее значение. Недаром В. Н. Бенешевич писал, что в области церковного права великий раскол произошел в 9 в., когда на Востоке появился Номоканон в редакции патриарха Фотия, а на Западе – сборник Лже-Исидора 142 . Несколько ранее появления Лже-Исидоровой компиляции, в 827 г., аббатом Ансегизом был составлен Сборник капитуляров франкских императоров Карла Великого, Людовика Благочестивого и Лотаря. Сборник состоит из четырех частей, две первые содержат законы императоров по церковным делам, две последние – по гражданским. Около середины 9 в. майнцский диакон Бенедикт Левита, возможный составитель «Лже-Исидоровых декреталов», составил три дополнительные книги капитуляров, якобы пропущенных аббатом Ансегизом. В действительности же это – лжекапитуляры, которые содержат в себе разнородный материал, почерпнутый из римского и германского обычного права, из Священного Писания и творений отцов Церкви, из канонических сборников, причем с фальсифицированными дополнениями и изменениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

По словам Н.С. Суворова, " личность действительного автора подлога… не установлена наукой, хотя майнцский дьякон Бенедикт Левита (если это не псевдоним) подозревается в авторстве или близкой соприкосновенности к составлению этого сборника " [ 2 ]. Лже-Исидоров сборник в течение многих веков признавался на Западе подлинным и являлся основой церковного права. Грициан, составивший систематический кодекс западного церковного права — " Декрет " , черпал свои материалы из Лже-Исидорова сборника. Только в XV веке стали высказываться сомнения по поводу подлинности некоторых декреталов, приписываемых первым папам. Первое печатное издание Лже-Исидорова сборника было подвергнуто уничтожающей критике реформаторским ученым Блонделем (1629 г.). После этого и католическим ученым стало трудно доказывать его подлинность. В XVIII веке братья Баллерини, католики, доказали неподлинность некоторых статей из сборника Лже-Исидора, которые еще продолжали считаться подлинными. Ныне уже никто не сомневается в том, что компиляция Лже-Исидора переполнена фальсификатами, и общепринятым его названием стало " Сборник лже-декреталов Псевдо-Исидора " (Collectio falsarum decretamm Isidori Mercatori). Однако в свое время сборник произвел целый переворот в праве Западной Церкви. Именно начиная с этого сборника декреталы Римских первосвященников стали по важности занимать первое место среди источников церковного права. При решении трудных вопросов определения Римских пап с этих пор получают решающее значение. Недаром В.Н. Бенешевич писал, что в области церковного права великий раскол произошел в IX веке, когда на Востоке появился " Номоканон " в редакции Патриарха Фотия, а на Западе — сборник Лже-Исидора [ 3 ]. Несколько ранее появления Лжс-Исидоровой компиляции, в 827 г., аббатом Ансегизом был составлен Сборник капитуляров Франкских императоров Карла Великого, Людовика Благочестивого и Лотаря. Сборник состоит из 4 частей, две первые содержат законы императоров по церковным делам, две последние — по гражданским. Около середины IX века майнцский дьякон Бенедикт Левита, возможный составитель " Лже-Исидоровых декреталов " , составил три дополнительные книги капитуляров, якобы пропущенных аббатом Ансегизом. В действительности же это — лжекапитуляры, которые содержат в себе разнородный материал, почерпнутый из римского и германского обычного права, из Священного писания и творений Отцов Церкви, из канонических сборников, причем с фальсифицированными дополнениями и изменениями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1475...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛЕЕ [нем. Klee] Генрих (20.04.1800, Мюнстермайфельд, близ Кобленца - 28.07.1840, Мюнхен), нем. католич. богослов. Род. в семье ремесленника. После того как семья переселилась сначала в Андернах, а затем в Майнц, К. поступил в епископскую гимназию для мальчиков. В 1817-1821 гг. учился в семинарии, изучал философию и богословие под рук. Ф. Л. Либерманна, одного из видных деятелей т. н. майнцского кружка, участники которого придерживались принципов неосхоластической богословской методологии и ультрамонтанистских взглядов политического католицизма (см. Ультрамонтанство ). С 1819 г. преподавал в епископской гимназии. Перевел на немецкий язык написанный Ж. де Местром в 1821 г. трактат «О галликанской Церкви» (De l " Église gallicane). 23 мая 1823 г. К. был рукоположен во пресвитера. Через год он получил звание профессора, до 1829 г. преподавал экзегезу Свящ. Писания, историю католич. Церкви и философию в семинарии Майнца. В 1825 г. защитил в Вюрцбурге диссертацию, посвященную критическому исследованию проблемы хилиазма в первые века христианства, и был удостоен докторской степени. Публикации майнцского периода привлекли к нему внимание видных нем. богословов: И. А. Мёлера , И. Дёллингера . Через Мёлера, рецензировавшего некоторые работы К., завязалось его сотрудничество с богословами тюбингенской католич. школы, к к-рой его иногда ошибочно причисляют (см., напр.: Schaller Ch. Die Kirche als Sakrament in der Tübinger Schule//Münchener theologische Zschr. 2001. Jg. 52. H. 2. S. 157-159). В 1829 г. К. получил сразу неск. приглашений занять университетскую кафедру: во Фрайбурге, в Мюнхене, Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) и Бонне. Выбрав Боннский ун-т, К. становится в нем профессором догматики и библейской экзегезы, к неудовольствию преподававшего там в то время на кафедре догматического богословия Г. Гермеса , а также его покровителя Кёльнского архиеп. Фердинанда Августа фон Шпигеля и многочисленных учеников и почитателей, не желавших присутствия на кафедре представителя др.

http://pravenc.ru/text/1841279.html

6. Время и место составления. – По общепринятому в настоящее время мнению, Лжеисидоровский сборник составлен в девятом столетии 1044 , вероятно, не раньше 847 г., ибо, как известно, в нем есть заимствования из сборника капитулярий Бенедикта Левиты, оконченного в 847 году. На отдельные декреталии указывает уже капитулярия Карла II, составленная в 857 году на собрании оптиматов (placitum) в Карязиаке (Epistola synodalis Caroli post synodum Carisiacum) 1045 . Первый след декреталий встречается еще в 553 году, в защите (Narratio) клириков, посвященных Эбоном, против Гинкмара и собора Суассонского 853 года, не призвавших этого посвящения 1046 . Несомненно, что Лжеисидоровским сборником в краткой редакции пользовались уже в 865 году и в полной редакции в 869 году 1047 . На основании формы, языка, источников, какими пользовался составитель, и по соображении с современными возникновению сборника церковными и политическими обстоятельствами полагают, что сборник составлен во франкском королевстве именно в Реймсской провинции 1048 . 7. Догадки об авторе. – Составление сборника различными исследователями приписывалось разным лицам, именно: Бенедикту Левите 1049 , Рикульфу архиепископу Майнцскому (787–813) 1050 , Отгару архиепископу Майнцскому (826–847) 1051 , Венилону (Wenilo) архиепископу Сенскому 1052 , Ротаду епископу Суассонскому 1053 , Эбону (Ево) Реймсскому 1054 , Вульфаду канонику 1055 , Альдриху епископу Манскому 1056 , Сервату Люпу (Lupus) аббату Ферриерскому 1057 и другим. Несомненно одно, что к капитуляриям Бенедикта и к партии Эбона и Ротада Лжеисидоровские декреталии имеют ближайшее отношение. Несомненно также, что подделка произведена по одному плану и, вероятно, в один прием, хотя может быть и не одним лицом 1058 . 8. Очевидность подлога. – Подложность декреталий всего очевиднее обнаруживается в массе анахронизмов. Так, папы первых веков рассуждают с лицами, жившими спустя долгое время после их смерти, например, Виктор (ум. 202 г.), с Феофилом Александрийским (ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Существенным отличием герм. И. Ц. стал более жесткий контроль императора над избранием епископов. До правления Генриха II механизмы избрания епископов в основном оставались традиционными. По отношению к «старым» еп-ствам, обладавшим привилегией свободных епископских выборов, Оттоны стремились закрепить за собой право на выдвижение кандидата. В королевских грамотах «новым» еп-ствам (основанным Оттоном I) упоминание о свободных выборах опускалось или же после описания свободных выборов епископа капитулом добавлялась формула «равно как по совету короля» (aequo consensu regis). В целом практика инвеституры и включение в королевскую капеллу каноников соборного капитула позволяли правителям осуществлять почти полный контроль над назначениями епископов. Однако ставить епископов сугубо по своей воле королю удавалось не всегда и не на всей территории державы. При Оттонах наиболее сильными были позиции королевской власти в архиеп-ствах Кёльн, Трир, Майнц, еп-ствах Вормс, Верден, Минден, Гамбург, Шпайер. Обычной была практика согласования с королем (императором) избираемого кандидата, после чего избранный епископ отправлялся ко двору, где проводилась церемония инвеституры, по его возвращении в еп-ство совершалось рукоположение. Такой порядок не исключал, однако, ни власти отдельных семейств над епископствами (напр., в Вормсе в 999-1065 епископами становились члены одного семейства), ни возможности особо влиятельных архиепископов ставить своих приближенных на кафедры подчиненных им еп-ств (так поступали Бруно Кёльнский, Виллигиз Майнцский (975-1011), Аннон Кёльнский (1056-1075) и др.). В хрониках неоднократно упоминаются попытки капитулов избрать епископа, неугодного правителю. Однако если Оттон I вынужден был смириться с избранием на Кёльнскую кафедру кандидата от капитула Герона (969-976), то Генрих II отказывался признавать избранных против его воли кандидатов и назначал вместо них угодных ему епископов или требовал переизбрания прежней кандидатуры, но как предложенной им. При Генрихе II частыми (всего ок. 50) становятся назначения епископов в обход процедуры избрания, причем как по воле монарха (в Трире в 1008; в Камбре в 1012; в Бремене в 1013), так и в связи с добровольным отказом капитула от права избрания (в Оснабрюке в 1003; в Бамберге в 1007; в Айхштетте в 1014). Назначение епископов королем в нек-рых случаях становилось причиной недовольства архиепископов: Майнцский архиеп. Арибо в письме Конраду II выразил протест против назначений епископов на кафедры его архиеп-ства без совета с ним (поводом стало назначение Азехона епископом Вормса в 1025). Однако открытое недовольство архиепископов скорее всего было редким, правитель в целом учитывал их интересы. Следует отметить, что назначения епископов не отменяли необходимости их формального избрания (норма церковного права о свободном избрании и рукоположении епископов была зафиксирована в т. ч. и в «Декрете» Бурхарда Вормсского - Burchardi Wormatiensis. Decretum. I 5-33//PL. 140. Col. 551-558).

http://pravenc.ru/text/389517.html

Авторство сборника приписывалось Мецскому еп. Ангильрамну (768-791): он якобы преподнес свой труд Римскому папе Адриану I. В действительности капитулярии Псевдо-Ангильрамна были составлены в сер. IX в., в них рассматриваются вопросы, связанные с судом над духовными лицами, прежде всего над епископами ( K é ry. 1999. P. 114-117). Также в сер. IX в. появился сборник капитуляриев Бенедикта Левиты, созданный якобы по указанию Майнцского архиеп. Отгара (826-847) на основе архивных материалов Майнцского архиепископства. По мнению Фурманна, эти сведения являются ложными, скорее всего свод был составлен в королевстве зап. франков после смерти архиеп. Отгара, но до издания Кьерзийского капитулярия 857 г. (MGH. Capit. T. 2. P. 289-291). Сборник представлен как дополнение к своду Ансегиза, но большинство включенных в него капитуляриев либо подложны, либо скомпилированы из фрагментов подлинных документов. Основной задачей составителя было создание юридических норм для защиты привилегий и имущества Церкви от притязаний светских властей и аристократии ( K é ry. 1999. P. 117-122). О Лжеисидоровых декреталиях было известно папе Николаю I (858-867), его преемник папа Адриан IV цитировал их в своих посланиях ( Fuhrmann. 1972-1974. Bd. 1. S. 273-280). Однако до папы Урбана II (1088-1099) Римские папы редко использовали эти документы, они получили известность в основном благодаря включению в канонические сборники. Так, в «Собрании, посвященном Ансельму» (кон. IX в.) фрагменты ложных декреталий составляют 507 параграфов из 1980, в Декрете Бурхарда, еп. Вормсского (нач. XI в.),- 141 из 1785 параграфов. В сборниках использовались преимущественно положения, относившиеся к процедурным вопросам и касавшиеся церковной иерархии и порядка проведения Соборов. Вопреки первоначальным намерениям создателей декреталий был усилен акцент на особых полномочиях Папского престола в ущерб прерогативам епископов. О востребованности Лжеисидоровых декреталий свидетельствует то обстоятельство, что их текст сохранился более чем в 100 рукописях.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГУТЕНБЕРГ [нем. Gutenberg] Иоганн (ок. 1400, Майнц - 3.02.1468, там же), нем. изобретатель европ. способа книгопечатания. Происходил из знатного городского рода г. Майнца - Генсфлейш. В 1420 г. семья Г. была изгнана из города в результате противостояния патрицианских родов и ремесленных цехов и обосновалась в Страсбурге, где Г. жил в 1434-1444 гг. В 30-х гг. XV в. занимался разными ремеслами - ювелирным делом, изготовлением зеркал, а также изданием ксилографических книг, печатаемых с деревянных досок. Вероятно, учился в ун-те; о полученном Г. специальном образовании ничего не известно. Ок. 1447 г. Г. вернулся в Майнц. В авг. 1450 г. заключил договор с богатым горожанином И. Фустом об оснащении печатной мастерской. В 1452 г. в качестве подмастерья к товариществу Г. и Фуста присоединился П. Шеффер из Гернсхайма, служивший в 1449 г. переписчиком (каллиграфом) в Парижском ун-те. Шеффер, талантливый рисовальщик, улучшил шрифт, сделав его красивее, изящнее, и усовершенствовал способ отливки букв, начав изготовление пунсонов из стали. Доходы от нового предприятия были невелики, что послужило причиной разрыва. По т. н. Хельмаспергеровскому нотариальному акту (от 6 нояб. 1455) предметом тяжбы Г. с Фустом из-за «книжного дела» ( Werk der B ü cher ) служили типография и готовый типографский набор т. н. 42-строчной Библии. Суд обязал Г. возвратить набранную книгу и инструменты Фусту, а мастерскую оставил за Г. Обе типографии продолжили работу в Майнце. Фуст и Шеффер без участия Г. издали Псалтирь (1457). Г. составил новое товарищество с К. Гумери. Боясь преследования кредиторов, Г. не ставил свое имя на печатавшихся книгах. В 1462 г. обе типографии, выпуская воззвания одной из сторон, приняли участие в междоусобной войне между архиеп. Майнцским Дитером фон Изенбургом, впавшим в немилость к папе Римскому Пию II , и гр. Нассау Адольфом, к-рому папа передал Майнцское архиеп-ство. После взятия города 28 окт. 1462 г. Адольфом, гр. Нассау, к-рого поддерживал Г., типография Фуста и Шеффера была разгромлена. По заключении мира (18 янв. 1465) в благодарность за поддержку новый архиепископ принял Г. на службу. С этого времени он жил в резиденции архиепископа в Эльтвилле близ Майнца, куда перевез и типографию. Г. похоронен в Майнце, на кладбище доминиканского мон-ря; место захоронения неизвестно.

http://pravenc.ru/text/168436.html

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Здравствуйте, скажите могу ли я быть сама крестной своей дочери? Везде отказывают. Как быть? С родственниками сложились сложные отношения, друзей близких и верующих нет. Почему я должна выискивать кого попало? Свою крестную даже не знаю, у старшего сына сестра с которой общения нет никакого, к чему эта профанация? Не могу из-за этого покрестить ребёнка.... Похожие вопросы 4 Ответа Сами быть крестной Вы не можете, но в виду исключительности ситуации покрестить можно и без крестной. Только об этом нужно говорить со священником лично, желательно с настоятелем храма. Светлана, возникает вопрос о Вашей воцерковлённости. Неужели в Вашем приходе не найти воспреемника? Если же Вы не воцерковлены, то для чего крестите ребёнка? Вообще-то в византийском брачном праве восприятие от купели своего ребенка было причиной для развода. Следовательно, родитель никак не может быть крестным (восприемником) для своего ребенка. Так как у Вас дочь, то восприемница нужна (минимум должен быть один восприемник того же пола, что и ребенок). То есть  вашей ситуации можно обойтись без крестного отца, но крестная мама должна быть. Какой выход? Подождать, поискать восприемницу. В конце концов, в средневековой Византии крестили после 3 лет. Может, Вам раньше исполнения этого возраста удастся решить вопрос. В конце концов, пригласить из другого города, оплатить ей проезд. Может, поговорить с настоятелем храма, он попросит кого-то из прихожанок в качестве крестной. В Православной энциклопедии сказано, что " случаи восприятия родителями своих детей от купели имели место в древней Церкви, но это встречало осуждение со стороны церковной власти и было воспрещено имп. св. Юстинианом I, еп. Римским св. Львом I Beлukuм, Майнцским Собором 813 г. В Номоканоне при Большом Требнике указывается, что восприемник своего ребенка разлучается со своей женой, матерью ребенка, поскольку они становятся кумовьями, т. е. приобретают духовное родство, которое выше родства плотского (Ст. 209) " . Это правило критикуется некоторыми авторитетными канонистами, однако нарушать его без особого разрешения епархиального архиерея, не стоит. Думаю, что решением Вашей проблемы могло бы стать сознательное вхождение в церковную общину, которое даёт возможность знакомства и дружбы с хорошими христианами, которые могли бы стать достойными кандидатами для восприемничества. Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 117  чел. Всего просмотров 5.6 млн. Всего вопросов 4033 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/mogu-byt-krestno...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010