А. Б. изображается как рим. солдат с мечом или крестом на миниатюре Альбановой Псалтири в Санкт-Годехарде (Хильдесхайм) и иллюстрированного жития XIII в., принадлежащего перу Матвея Парижского, мон. из Сент-Олбанса (Dublin, Trinity College E. I. 40), на витраже в Уорике (капелла Бошан, 1447). Трудно определить, А. Б. или Альбану Майнцскому († ок. 406) посвящены многие церкви во Франции и Германии. В Майнце патроциний св. Альбана Майнцского впервые упоминается в 756 г. Раскопки под Санкт-Альбаном в Майнце выявили, однако, достаточно крупное здание V в., построенное на античном кладбище, где христ. захоронения совершались уже в IV в. и продолжались в ср. века. Это может служить объяснением сведений IX в. из мартиролога Рабана Мавра (21 июня), а также сочинений X-XI вв. о мученической смерти А. Б. в Майнце от рук ариан. Не вполне ясно происхождение св. Альбина (Albinus, пам. зап. 22 июня), к-рого, согласно сообщению (ок. 984) о перенесении его мощей императрицей Феофано из Рима в Кёльн в мон-рь св. Пантелеимона (сер. XI в.), стали называть так по просьбе архиепископа Майнцского, дабы отличать от св. Альбана Майнцского. В этом сообщении и в позднейшей традиции Альбин отождествлялся с А. Б., указывалось также, что в Риме Альбина почитали отдельно как рим. мученика. Вероятно, совмещение Альбина Римского и А. Б. произошло в момент обретения мощей первого в Риме, когда для идентификации Альбина избрали созвучное имя и тот же день поминовения в Римском мартирологе. Ист.: BHL, N 210d - 211a; Beda Venerabilis. Historia ecclesiastica gentis Anglorum//Opera historica/Ed. J. E. King. L., 1979. Vol. 1; Translatio s. Albini//MGH. T. 15. Pt. 1. P. 686-688; Constans de Lyon. Vie de S. Germain de Auxerre/Ed. R. Borius. P., 1965. (SC; 112). P. 12-18, 27; Mayer W. Die Legende des hl. Albanus des Protomartyr Angliae in Texten vor Beda//Abhandl. der Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen. Philos.-hist. Kl. N. F. 1904. Bd. 8. Heft 1. Лит.: Levison W. St. Alban und St. Albans//Antiquity. 1941. Vol. 15. P. 337-359; Kracht H. J. Geschichte der Benediktinerabtei St. Pantaleon in Köln, 965-1250. Siegburg, 1975; Borig-Could S. Lives of the English Saints. S. l., 1990r. P. 5-11; Crusius I. Basilicae muros urbis ambiunt: Zum Kollegiatstift d. frühen u. hohen Mittelalters in deutschen Bischofsstädten//Stud. zum weltlichen Kollegiatstift in Deutschland. Gött., 1995. S. 9-34.

http://pravenc.ru/text/115636.html

Икона прп. Этельдреды Одна из приходских церквей города Питерборо посвящена святому Иоанну Крестителю. В этой церкви находится большое количество витражей, некоторым из которых 150 лет. Среди ранних святых, изображенных на них, Айдан Линдисфарнский (Aidan), Альбан Веруламский (Alban), Августин Кентерберийский (Augustine), Беда Досточтимый (Bede), Бега Копеландская (Bega), Вонифатий Майнцский (Boniface), Этельдреда Илийская, Георгий Победоносец, Гутлак и Пега (в южном приделе). Сохранилась настоящая «жемчужина» XII века под названием «Гутлаков свиток», изображающий жизнь святого Гутлака на 18-ти миниатюрах на пергаменте, две из которых изображают святую Пегу, плывущую к Гутлаку перед его упокоением и организующую открытие его мощей. Оригинал хранится в Британской библиотеке, но есть копии в Кроулендском аббатстве и церкви святой Пеги. Совсем недавно историк и прихожанка церкви святой Пеги Аврил Ламли Прайор обнаружила в ризнице храма предполагаемую бывшую келью позднесредневекового затворника (или затворницы) с маленьким смотровым окошком над престолом, через которое он мог наблюдать за совершением мессы. Это свидетельствует о том, что спустя много столетий после смерти Пеги безымянная подвижница стремилась подражать подвигу своей ранней предшественницы. Святая Вендреда Марчская О жизни святой Вендреды. Обращение короля Кнуда Витраж в церкви г. Марч. Слева направо св. Этельдреда, архангел Михаил и св. Вендреда (предоставила Dr Avril Lumley-Prior) Хотя о святой Вендреде (Wendreda, Wynthryth) сохранилось мало сведений, ее церковь в красивом торговом городке Марч (March) в Кембриджшире каждый год принимает множество туристов со всего мира. По преданию, Вендреда была родственницей преподобной Этельдреды Илийской и ее святых сестер, а также основательницей и первой игуменией монастыря на территории нынешнего города Марч в VII веке. Как и Или, в то время Марч был островком, окруженным болотами, изолированным, полузаросшим и опасным местом. Согласно устному преданию, святая Вендреда изучала целебные свойства трав и источников и использовала их для лечения больных людей, творя чудеса.

http://pravoslavie.ru/150533.html

Там св. Северин организовал помощь страдавшим от нападений Аттилы и гуннов. В этом монастыре он и преставился. Через шесть лет после его смерти монахам пришлось покинуть монастырь: они взяли мощи св. Северина и перенесли их в итальянский город Неаполь, где был построен монастырь Сан-Северино и где почитались его мощи.  Св. Крескент, по одному преданию, был спутником апостола Павла, а по другому – епископом Майнца. Св. Феонест († ок. 425; память 30 октября/12 ноября), по преданию, был епископом в городе Филиппы в Македонии, откуда он был изгнан арианами. Святого вместе с другими миссионерами (в числе которых был св. Альбан Майнцский) папа Римский отправил просвещать Германию. Но когда миссионеры прибыли в Майнц, им пришлось покинуть страну из-за натиска вандалов. На обратном пути св. Феонест принял мученическую кончину в городе Альтино в Италии. Во время нашествия гуннов св. Аурею (V в.; память 16/29 июня), епископу Майнца, пришлось покинуть свою епархию и удалиться вместе со своей сестрой св. Иустиной и другими. Когда они вернулись в Майнц, то были замучены в церкви во время литургии. Св. Максим († 378; память 18 ноября/1 декабря) был девятнадцатым епископом Майнца с 354 по 378 год. Ему пришлось много пострадать за православную веру от ариан.  Св. Эвергисл (VI в.; память 24 октября/6 ноября) был епископом Кельна в Германии. Возможно, он принимал участие в восстановлении дисциплины в женском монастыре в Париже. Согласно одному преданию, святой был замучен до смерти грабителями-язычниками. Св. Григорий Турский упоминает о св. Эвергисле.  Св. Гоар (ок. 500? – ок. 575, или ок. 585 – ок. 650; память 6/19 июля) родился в благородной семье в Аквитании. Он был рукоположен в пресвитера, но, желая служить Богу в безызвестности, переехал в Германию в местечко Обервезель близ Трира, где начал вести отшельническую жизнь. Однако слава о его святости распространилась по всей стране. К нему часто приходили странники и путешественники за духовным советом и наставлением. Однажды св. Гоара оклеветали в лицемерии и несоблюдении монашеских обетов.

http://pravoslavie.ru/65185.html

Тем временем Диоклетиан на востоке и Максимиан Геркулий на западе разоряли церкви и преследовали и убивали христиан в десятый раз после Нерона. Это гонение было более длительным и свирепым, чем все предыдущие, ибо продолжалось без перерывов десять лет, сопровождаясь сожжением церквей, гонениями невинных и казнями мучеников. Также и Британия стяжала тогда великую славу своими исповедниками Божьими. VII. Страсти святого Альбана и его соратников, которые пролили в то время кровь за Господа. Во время этого гонения пострадал святой Альбан . Фортунат в своей «Похвале девам», где он перечисляет блаженных мучеников, пришедших к Господу со всего света, говорит о нем: «славный Альбан, плодородной Британии житель» . Когда безбожные правители издали жестокие эдикты против христиан, Альбан, который тогда еще был язычником, дал приют некоему клирику , бежавшему от преследований. Когда он увидел, что этот клирик дни и ночи проводит в постоянных молитвах и бдениях, благодать Божия сошла на него, и он стал подражать своему гостю в вере и благочестии. Узнав вскоре истину о спасении, Альбан отверг мрак идолопоклонства и сделался искренним христианином. Когда упомянутый клирик уже прожил у него несколько дней, до нечестивого правителя той области дошли слухи, что в доме Альбана скрывается еще не преданный казни исповедник Христа, и он тут же велел своим воинам разыскать его. Когда они пришли к дому мученика, святой Альбан сам вышел к воинам вместо своего гостя, накинув на себя его одеяние, то есть плащ . В этом плаще его, крепко связав, повлекли на суд. Случилось так, что в тот час, когда привели Альбана, судья как раз возносил жертвы демонам . Увидев Альбана, он впал в ярость оттого, что его единоверец посмел предать себя воинам и подвергнуться великой опасности ради укрываемого им гостя. Он велел подвести Альбана к изображениям демонов, перед которыми стоял, и сказал ему: «Ты предпочел укрыть у себя мятежника вместо того, чтобы выдать его воинам, дабы он понес заслуженное наказание за хулу, возводимую им на богов; за это ты сам подвергнешься каре, которой он избежал, если отвергнешь обычаи нашей религии».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Тема нашего выступления – «Святой Альбан и спасение Европы». Конечно, мы не высказываем предположения, что один святой может спасти Европу. Но мы верим, что Европа может спастись благодаря Христу, действующему через сонм Своих святых, просиявших в европейских землях, потому что они исповедуют те же истины, что и святой Альбан. В первое воскресенье по Пятидесятнице мы празднуем как раз День всех святых, которые явились плодом действия Святого Духа, сошедшего в день Пятидесятницы. Британские острова имеют святого Альбана, в то время как Германия имеет святую Урсулу, Ирландия – святого Патрикия, Франция – святого Дионисия, Бельгия – святую Гертруду, Нидерланды и Люксембург – святого Виллиброрда, Дания – святого Ансгария, Швеция и Норвегия – двух святых Олафов, Чешские земли – святых Людмилу и Вячеслава, Швейцария – святого Маврикия с Фивейским легионом, Австрия – святого Северина, Венгрия – святого Мартина, Италия – апостолов Петра и Павла, Испания – святую Евлалию, Португалия – святого Мартина Брагского. Все вместе они провозглашают одно и то же: «Мы принадлежим Христу!». Несколько лет назад мы составили службу всем святым, в Западных землях просиявшим. Ниже предлагаем две стихиры на «Господи, воззвах» из этой службы. Они кратко суммируют наши мысли. Стихиры на «Господи, воззвах», глас 8-й Лет тысящу едину/свет Твой, Солнце Правды, от востока на запад пришедше,/земли Европейстии осияваше,/Креста знамение над теми творя,/прежде еже не покры я тьма/нощи Церкве Твоея лишения./Возстав же ныне,/обратимся и востечем/ко перваго нашего в Дусе Святе исповедания источнику,/в блистании востока веры Православныя,/яже от восток паки принесена бысть,//и тако паки Предвечнаго Христа светом осияни будем. Молите Господа Западных земель святии вси/покаяние и обращение нам даровати,/возставление же и воскресение./Люди же, Спаса и Духа не ведущия, научите/печали мipa оставляти,/гордыни надмевания и плоти мудрования./Да и мы, образ живота вашего во Святей Троице имуще,/веру Православную храняще верно,//прежде конца обрящем спасение.

http://pravoslavie.ru/104868.html

Секретарь посольства предложил просителю 2) обратиться с просьбой об Антиминсе и о проч. к архиепископу Венеции Венедикту Кралевичу, который присоединил Сент-Альбана к Восточной Православной Церкви. Последний отвечал: больше трудностей и меньше пользы — находиться под духовным управлением архиепископа Венеции, или какого-нибудь Восточного Патриарха. Русская Церковь находится в цветущем состоянии, а другая Православные местные Церкви ищут в Ней помощи и защиты, и одна Русская Церковь имеет в Париже свою капеллу и священников, что совершенно необходимо для руководства и примера устраняющейся Православной Церкви в Париже. Секретарь посольства продолжал: 3) наше духовное правительство не имеет обыкновения вмешиваться в дела чужих стран. Сент-Альбан отвечал: мое дело законное и не тайное; я имею на устроение моей церкви позволение префекта полиции, министра внутренних и министра иностранных дел, которые изъявили свое согласие с особенным удовольствием, желая выиграть расположение французов за свою веротерпимость. Вот ответ Сент-Альбана, который в заключение просил наше посольство не оставить его своей рекомендацией и объявил, что он посылает вторую просьбу к Г. Обер-Прокурору. Сколько мне известно положение дел нового Православного общества, оно состоит более, нежели из 50 членов — все благородных фамилий, 3, кажется, графов, 2 баронов, которые имеют силу в Палате Депутатов; кроме Французов, к Православному Парижскому обществу принадлежит один поляк, — полковник Какушки, и недавно приобретенное семейство евреев. Сент-Альбан принес с собой в нашу Церковь ревность римской пропаганды, которая с помощью Божией увенчается успехом; теперь готовы к нему присоединиться два римско-католических священника: один церкви Св. Магдалины Gietry, другой церкви Вознесения René, и еще один пастор лютеранский. Проповедник замечает у французов расположение к Православию и надеется приобрести множество членов; существующие собираются каждое Воскресенье в капеллу (Rue Montaigne 32), где слушают от Сент-Альбана изложение Православного вероучения.

http://azbyka.ru/fiction/parizhskie-pism...

И вот, когда он из преследователя истинной веры превратился в ее сподвижника, а прочие палачи медлили, не решаясь подобрать лежавший на земле меч, преподобнейший исповедник Божий в сопровождении толпы поднялся на холм. Холм этот, густо поросший дикими цветами всех видов, находился в пятистах шагах от арены. Он не был ни крутым, ни обрывистым, но сама природа снабдила его гладкими пологими склонами, плавно спускавшимися к равнине. Давно он готовил свою красу к тому, чтобы принять кровь блаженного мученика. Дойдя до вершины холма, святой Альбан попросил Господа ниспослать ему воду, и тотчас же неиссякаемый источник брызнул от самых его ног, чтобы все видели, что и вода служит мученику. Ведь не могло случиться, чтобы святой, не оставив воды в реке, пожелал бы ее появления на вершине холма, если бы не имел в этом нужды. Река же, выполнив свою службу, вернулась в прежнее русло, но осталась свидетельницей деяний святого. И на том самом месте славный мученик был обезглавлен и принял венец жизни, обещанный Богом любящим Его . Но тому, кто вознес нечестивую руку на шею благочестивого, не довелось порадоваться его смерти, ибо глаза его упали на землю вместе с головой блаженного мученика . В том месте был обезглавлен и воин, который по высшей воле отказался казнить святого исповедника Божьего. В этом случае ясно, что он, хоть и не омытый в водах крещения, омылся собственной кровью и сподобился войти в Царствие Небесное. Судья же, устрашенный необычными небесными знамениями, велел прекратить преследования и впредь выказывал уважение к тому, как святые встретили смерть, хоть и предполагал, что мог заставить их отречься от христианской веры. Блаженный Альбан пострадал в десятый день до июльских календ возле города Веруламий, который англы сейчас называют Верламакастир или Веклингакастир . Здесь, когда вернулись для христиан времена мира, была выстроена церковь дивной работы в память о его мученичестве. И по сей день в том месте исцеляются больные и не перестают совершаться всяческие чудеса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Вручитель этого письма о. диакон Судакевич, без сомнения, найдет в вас и в протоиерее всю готовность, для чести отечества нашего, образовать его голос и изучить правильному служению, к чему он мало имел здесь времени после своего рукоположения. Да и я имел мало досуга побеседовать с ним об этом предмете. Но остается вся надежда на вас, потому что вам уже известны все потребности ваших русских прихожан.» В свою очередь, прот. Васильев писал: Письмо 4. «Десятого сего генваря с искренней радостью и благодарностью я получил от о. диакона Судакевича письмо Вашего Пва, полное милостивого Вашего внимания ко мне и моим обстоятельствам. С готовностью и усердием действую и буду действовать по Вашим мыслям и желаниям: теперь добрый случай дает мне возможность исполнить одно желание Ваше — сообщать замечательные перемены в обстоятельствах Г. Альбана и его окружающих. Желая начать православное богослужение на французском языке, Г. Альбан справедливо счел нужным ближе и чаще видеть богослужение нашей посольской Церкви, следуя за ходом его по французскому переводу. В ноябре месяце он опускал редко нашу службу, четыре раза был в алтаре: жаль только, что он, вопреки моим советам, по своей французской легкости, хотел всегда дать своему делу всеобщую гласность и важность, — ходил к нам в Церковь и по городу в рясе греческой, немного искаженной,  с крестом на груди, имеющим большое сходство с нашим наперсным кабинетским, что русским казалось странным, а французам — совершенно новым. По образцу наших риз (он видел их секретно во всех подробностях) сделал себе священные одежды и пробрел другие необходимые вещи. Не имя возможности совершенно сблизиться с нашим напевом, он взял напев древней римской церкви, или, лучше сказать, греческий Дорический. Между тем Г. Альбан просил письмом Архиепископа Кралевича о позволении и пастырском благословении совершать литургию на антиминсе, который почти чудесно послан Божиим Промыслом. Архиепископ не отказал благочестивому желанию, но ответ его был слишком осторожен как по общности и обоюдности выражений (впрочем они уполномочивали совершенно на все), так особенно по отсутствию всякой официальности, — это маленькое, почти небрежное письмецо на итальянском языке.

http://azbyka.ru/fiction/parizhskie-pism...

Рейтинг: 9.9 Голосов: 278 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Имя нынешнего президента США – «Дональд» – гаэльского происхождения. В I тысячелетии это имя носили несколько королей Шотландии. В VIII в. на шотландской земле даже просиял православный святой по имени Дональд из Огилви (память 15/28 июля) на месте нынешней области Ангус. После смерти супруги св. Дональд превратил свой дом в отшельническое жилище, где подвизался вместе со своими девятью дочерьми, известными как «девять святых дев». После преставления св. Дональда они перешли жить в обитель Абернети, основанную в том же веке преподобной Мазотой Абернетской (память 23 декабря/5 января). Со временем «Дональд» стало популярным шотландским именем.  – Здесь и далее примеч. перев.  «I am called Alban and I worship and adore the true and living God, Who created all things».  9 марта 2017 г. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить в месяцеслов имена 15 святых, просиявших в пределах Запада до Великого раскола. Среди них – мученик Альбан (также Албан) Британский.  Греческое слово, означающее идеал политического и духовного единства христианской империи.  По-английски: «one’s self» – отсюда, кстати, произошло и название популярного сегодня «селфи» – запечатления себя на камеру, особенно встроенную в мобильные устройства. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ксения 9 июля 2017, 14:21 Спасибо большое! Братья и сёстры во Христе! нам живущим зарубежом особенно нужна такая информация! григорий 8 июля 2017, 14:02 Традиционно яркая и хорошая статья от одно из любимых авторов портала. Открыт взору ещё один кусочек древней истории. Вроде и почти ничего, всего несколько слов - но прогремели они в веках подобно грому. и, прочитав, хочется просто помолчать в тишине. подумать. вспомнить о легионе древних святых, которые малоизвестны нашему народу. А родные им народы сейчас забывают о них... Но история развивается по спирали. и над какой землёй был поднят некогда крест, остаётся осенённой его незримым светом...

http://pravoslavie.ru/104868.html

Вильгельма II). Во Фландрии епископы и аббаты вводили клюнийские «обычаи» в уже существовавших мон-рях, но передача монашеских обителей в юрисдикцию Клюни не практиковалась. Основными проводниками клюнийского влияния в этом регионе были монастыри Аншен (основан в 1079) и древнее аббатство Сен-Бертен; через них клюнийская реформа распространилась в аббатствах св. Ведаста (Сен-Ва) в Аррасе, св. Петра в Генте и св. Мартина в Турне, а также в мон-рях Сен-Корней в Компьене, Сен-Медар в Суасоне, Сен-Реми в Реймсе и др. Однако в Германии К. к. не смогла упрочить свои позиции подобным образом. В 70-х гг. XI в. был основан 1-й на нем. землях приорат - Рюэггисберг (совр. кантон Берн, Швейцария); ок. 1080 г. построен приорат Мюнхенвилер (там же). Основанный в 1083 г. монастырь Санкт-Альбан в Базеле вскоре стал клюнийским приоратом. С 70-х гг. XI в. в мон-рях Свящ. Римской империи распространялись клюнийские «обычаи», но герм. обители не включались в К. к. Наиболее значимыми мон-рями были Зигбург, Санкт-Блазиен и Хирзау, позднее движение за реформу поддержали ок. 200 герм. мон-рей, как старых, так и новых (К. Халлингер назвал это движение «младоклюнийской реформой»). Управление К. к. единолично осуществлял аббат Клюни, как правило избиравшийся монашеской общиной при жизни предыдущего настоятеля (иногда выборы сводились к одобрению монахами указанного настоятелем преемника). От кого и каким образом аббат получал инвеституру, в ранних источниках не говорится. Согласно «Хронологии клюнийских аббатов» (кон. XI в.), святые Бернон, Одон и Одилон получили посвящение от архиепископа Безансонского (вероятно, потому, что в его диоцезе находился монастырь Бом), св. Аймард - от епископа Отёнского, св. Майоль - от епископа Шалонского. В соответствии с бенедиктинским уставом (Reg. Ben. 65) аббату помогал приор (препозит); в Клюни существовала должность великого приора (prior maior) ( Udalric. Consuet. Cluniac. III 4, 6; Bernard. Ordo Cluniac. I 2, 3). Великий приор управлял мон-рем во время частых и длительных разъездов аббата.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

  001     002    003    004    005    006