Узнав об этом, мы с великой радостью воздели длани к небесам и возблагодарили Просветителя и Подателя всех благ Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который соединяет два в одно (ср.: Еф. 2:14 ). Вышеназванный святейший муж Бонифаций в своем письме просил нас утвердить ваши престолы Апостольской властью. Поэтому мы, Богу содействующую со рвением утверждаем властью святого первоверховного апостола Петра, которому дано связывать и разрешать грехи человеческие на земле и на небе (ср.: Мф. 16:19 ), Ваши епископские престолы и постановляем, чтобы они пребывали незыблемыми. Мы запрещаем, властью того же первоверховного апостола, кому бы то ни было из настоящего и будущих поколений выступать против поставления вас епископом, которое было совершено Божией милостью по нашему предписанию. Мы запрещаем также, согласно преданию священных канонов, кому бы то ни было, кроме того, кто будет в тех краях действовать по повелению нашего Апостольского престола, переводить или ставить нового епископа на то же место по отшествии Вашем из сего мира. Вы же не должны вторгаться в чужой диоцез или отнимать чужие церкви. Если кто (чему мы не верим) с наглостью посмеет действовать против этого нашего предписания, пусть знает, что он по вечному Божественному суду будет связан узами анафемы. Если же кто соблюдет апостольские заповеди и будет следовать правой и здравой вере, он получит благодать благословения. Впрочем, мы призываем Божественную милость утвердить и укрепить содеянное в вас Господом. Светлость Божией благодати и истинный мир да будет с духом вашим» святейший и возлюбленный брат наш. Старайтесь всеми силами о вере Христовой и ревнуйте о служении, чтобы удостоиться Вам сказать с избранным апостолом: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный ( 2Тим. 4:7–8 ). Приветствуем Вас в Господе и желаем здравия! Пребывайте в здравии! Издано в апрельские календы в двадцать четвертый год правления господина благочестивейшего августа Константина, Богом венчанного великого императора, во второй год по консульстве его, индикта одиннадцатого.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что же касается того священника, на которого жалуется народ, то, ежели нет надежных свидетелей, которые могут подтвердить истинность предъявленного обвинения, пусть всякий священник на основании своей присяги будет отпущен без осуждения, но он должен привести в качестве свидетелей своей чистоты и невиновности того, кому все известно и открыто, и так да пребывает в своем прежнем положении. Касательно человека, над которым епископом была совершена конфирмация 103 : да не повторяется над ним это действие. При принесении Бескровной Жертвы следует обращать внимание на то, что Господь наш Иисус Христос преподал Своим святым ученикам. А именно: Он взял одну чашу и дал ее им со словами: Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание ( 1Кор. 11:25 ). Этому отнюдь не сообразно, если на престол во время совершения мессы ставят две или три чаши. Ты вопрошал об идоложертвенных яствах, можно ли от них вкушать, если верующие осенят их знамением животворящего креста. В качестве ответа довольно будет того, что сказал блаженный апостол Павел: Если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести ( 1Кор. 10:28 ). Далее ты вопрошал, если отец или мать отдали своего сына или свою дочь уже в детские годы за монастырские стены для жительства по монашеским уставам, имеют ли они право по достижении зрелости выйти из монастыря и вступить в брак. Этого мы всячески избегаем, поскольку это грех , чтобы дети, посвященные родителями Богу, давали волю своим страстям. Далее ты говорил о том, что некоторые были крещены священниками, нарушившими обеты брака и недостойными, без вопрошания о своем исповедании. Здесь да держится твоя любовь древнего обычая Церкви, что кто был крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа, не может креститься еще раз; поскольку он получил сей дар благодати не во имя крестившего, но во имя Троицы. Это должно соблюдаться так, как говорит апостол: Один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф. 4:5 ). Все-таки мы заповедуем тебе таковым еще усерднее преподавать духовное наставление.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2006; Groth. 2007). В системе имперской Церкви центральное место занимала придворная королевская капелла, которую к сер. 40-х гг. X в. возглавляли 4 архиепископа: Фридрих Майнцский, Вигфрид Кёльнский (924-953), Руотберт (Роберт) Трирский (931-956) и Герольд Зальцбургский (939-955) (подробнее см.: Fleckenstein. 1966). Король осуществлял власть в сотрудничестве с аристократическими родами, однако не все знатные семьи его поддерживали. Церковные иерархи, принадлежавшие к враждебным О. знатным родам, оказывали ему сопротивление. В частности, столь влиятельный прелат, как архиеп. Фридрих Майнцский, участвовал в направленных против О. выступлениях в 938-939 гг. и в 941 г., за что его дважды помещали под арест в мон-ри, но оба раза он сохранял свою кафедру и, принеся покаяние, вскоре получал свободу. В 951 г., во время 1-го итал. похода О., архиепископ Майнцский был отправлен к папе Римскому Агапиту II для переговоров о возможности имп. коронации О. После неудачи переговоров отношения между королем и архиепископом стали еще более напряженными, чем ранее. В 953-954 гг., во время выступления швабского герц. Людольфа и лотарингского герц. Конрада Рыжего, архиеп. Фридрих Майнцский вновь поддержал мятежников, как и архиеп. Герольд Зальцбургский. Фридрих Майнцский в очередной раз получил прощение, а Герольд Зальцбургский в 955 г. был схвачен, ослеплен, низложен и отправлен в ссылку. Период 953-954 гг. стал рубежом в церковной политике О. Столкнувшись с сопротивлением прелатов, король стал назначать на важные церковные должности своих родственников и верных ему клириков, прежде всего состоявших в придворной капелле. В 953 г., после смерти архиепископа Кёльнского Вигфрида, на его место был назначен младший брат О.- Бруно. После кончины архиеп. Фридриха (954) Майнцскую кафедру занял внебрачный сын короля - Вильгельм. Т. о., во главе 2 из 3 главных архиеп-ств Восточнофранкского королевства были поставлены ближайшие родственники государя. С 954 г. архиеп. Бруно Кёльнский стал единственным архикапелланом придворной капеллы (Трирский архиепископ не упоминался в документах на данной должности с 950, архиепископы Фридрих Майнцский и Герольд Зальцбургский были лишены ее из-за конфликта с О.). После смерти Бруно Кёльнского (965) архикапелланом стал Майнцский архиеп. Вильгельм, внебрачный сын О.; впосл. продолжительное время должность архикапеллана оставалась закрепленной именно за Майнцскими архиепископами.

http://pravenc.ru/text/2581739.html

В период пребывания в Нюрнберге Л. сблизился с местным об-вом алхимиков, занимавшихся химическими опытами и поисками философского камня. В автобиографических заметках Л. об этом эпизоде его жизни ничего не сообщается; 1-е и наиболее подробное упоминание встречается в биографии Л., составленной его секретарем И. Г. фон Экхардтом (1664-1730) в 1717 г. (опубл. в 1779; см.: Eckhart. 1779. S. 137-140). Ссылаясь на устные воспоминания Л., Экхардт утверждает, что Л. для проникновения в об-во выбрал наиболее сложные места из доступных ему алхимических сочинений, смысла которых сам не понимал, и с помощью этой компиляции убедил алхимиков в глубине собственных познаний. Л. исполнял в об-ве обязанности секретаря, ведя протоколы опытов. Некоторый интерес к алхимическим опытам Л. проявлял и позднее, однако к алхимии в целом относился настороженно и иронично, считая, что научное знание в ней в большинстве случаев смешано с субъективным мистицизмом, а порой и с откровенным шарлатанством. В лит-ре нередко встречается утверждение, что члены кружка являлись розенкрейцерами , однако это лишь мнение позднейших биографов Л., объективные подтверждения которого совр. исследователям обнаружить не удалось (подробнее см.: Ross. 1974; ср.: Antognazza. 2009. P. 80). Вместе с тем, вслед. наличия в XVII в. тесных связей между алхимией и др. системами «тайного знания», нельзя исключать как того, что члены об-ва обсуждали отдельные концепции, возникшие в рамках розенкрейцерства, каббалистики, мистических религ. движений и т. п., так и того, что некоторые из этих концепций были восприняты Л. и в переосмысленном виде нашли отражение в его философских и теологических сочинениях. Хотя Л. впосл. сохранял ограниченный интерес к околонаучному эзотеризму и мистической теософии, он преимущественно рационализировал их содержание, стремясь выразить его с помощью строгого языка философии и науки (подробнее см. в сб. ст.: Leibniz, Mysticism and Religion. 1998). Л. при дворе курфюрста Майнцского (1667-1672) Осенью 1667 г. Л., покинув Нюрнберг, направился в Голландию, рассчитывая познакомиться с местными учеными и, возможно, найти покровителя среди князей или аристократов. Во время поездки во Франкфурте-на-Майне он повстречался с И. К. фон Бойнебургом (1622-1672), влиятельным советником курфюрста и архиеп. Майнцского Иоганна Филиппа фон Шёнборна (1605-1673). Восхищенный талантами Л. Бойнебург представил его курфюрсту и предложил остаться в Майнце. Вскоре Л. получил постоянное оплачиваемое место советника при дворе курфюрста, где его основной обязанностью стало участие в разработке концепции реформирования законодательства; в дополнение к этому Л. являлся личным помощником, библиотекарем и советником Бойнебурга, который привлекал его к работе над разного рода масштабными политическими и религиозными проектами (см.: Antognazza. 2009. P. 81-87: подробный анализ майнцского периода жизни Л. см.: Wiedeburg. 1962).

http://pravenc.ru/text/Лейбниц.html

В. Э. фон Кеттелер, еп. Майнца. Фотография. 2-я пол. XIX в. В. Э. фон Кеттелер, еп. Майнца. Фотография. 2-я пол. XIX в. 15 марта 1850 г. папа Римский Пий IX выбрал К. из кандидатов на кафедру Майнца, предложенных канониками майнцского капитула, и 20 мая того же года назначил его епископом Майнца. 25 июля рукоположение К. совершил Фрайбургский архиеп. Герман фон Викари. Вступив в управление еп-ством, К. осуществил ряд мер, направленных на ослабление контроля над церковной жизнью со стороны правительства герцогства Гессен, католические приходы которого входили в состав епископства Майнц. В 1851 г. он восстановил ДС в Майнце, упраздненную в 1830 г. правительством Гессена (вместо нее в Гиссенском ун-те был создан теологический фак-т, где клирики получали подготовку по гос. программам в духе иозефинизма ). К. перестал согласовывать с гос. властями кандидатуры настоятелей приходов и в 1851 г., не дожидаясь разрешения правительства, учредил в Майнцском еп-стве монашеские конгрегации братьев св. Иосифа и сестер Божественного Провидения. Для развития в епископстве образовательной и социально-благотворительной деятельности К. пригласил в Майнц неск. католических монашеских орденов и конгрегаций, в т. ч. капуцинов (с 1854) и иезуитов (с 1859), поддерживал издание католической литературы и прессы, открыл диоцезальную школу Пресв. Девы Марии (ныне лицей св. Виллигиза). Установив дружеские отношения с премьер-министром герц-ства Гессен Р. К. Ф. фон Дальвиком, в 1854 г. К. заключил с правительством соглашение, согласно которому католич. Церкви в герц-стве предоставлялась значительная автономия. Успехи К. в урегулировании государственно-церковных отношений и его социальная деятельность в Гессене способствовали росту его авторитета на общенемецком уровне. Защита церковных интересов и социально-политические выступления Майнцского епископа против либеральных и социалистических идей сближали его со сторонниками ультрамонтанства и интегризма . В 1864 г. К. поддержал выпуск папой Пием IX энциклики «Quanta cura» и ее приложения «Syllabus errorum» , где среди «заблуждений нашего времени» перечислялись различные социально-политические концепции (социализм, коммунизм, масонство, либерализм), однако не согласился с папской критикой либеральных принципов свободы совести. Выступая за национальное объединение Германии под эгидой протестант. Прусского королевства, К. полагал необходимым активное участие немецких католиков в социально-политической жизни единого гос-ва, что было возможно лишь в условиях религ. свободы и невмешательства герм. гос-ва в дела католической Церкви. Важную роль в процессе объединения Германии сыграло проведение по инициативе К. общенем. епископской конференции в 1867 г. в Фульде при гробнице св. Бонифация (с 1869 по наст. время проводится ежегодно).

http://pravenc.ru/text/1684287.html

Проф. Пав­лов находит, что “это было довольно далеко от Болгарии и едва ли могло сопровождаться каким-либо влиянием на юридический быт ея населения”. На майнцское архиепископство не для того и указано было, чтобы произво­дить из него какие-либо болгарские институты, а для того чтобы видеть, что синодальные суды вводились во всех областях и землях, доступных западно-католическому влиянию. Если майнцское архиепископство кажется проф. Пав­лову „довольно далекпм от Болгарии», то можно указать на страны и более близкие в Болгарии, напр., на Моравию, где в первой половнне XI в., действовали уже во всей силе синодальные суды и, вероятно. явились там вскоре по утверждении христианства Я, к сожалению, не имел возможности познакомиться с изданиями академика Ягича, как выше было упомянуто, но из прим. 3 на стр. 94 рецензии проф. Павлова видно, что г. Ягич видит в далматинских ротниках нечто подобное западным синодальным свидетелям. Это уж и очень близко от Болгарии! Что касается последнего соображения проф. Павлова, будто институт присяжных свидетелей или обвинителей в синодальных судах, возникшей в западной Европе во второй половине IX в., не мог сразу сделатьея популярным даже и в самой западной Европе, а тем более сделаться до­статочно известным в отдаленной Болгарии, то и это соображение не выдерживает критики. Почва для синодаль­ных судов с синодальными свидетелями была уже на­столько подготовлена каролингским законодательством о свидетелях и о непременной обязанности епископов лично посещать парохии и при этом „confirmare, docere, investigare et prohibere sortilegia et gentilitia», или, как иначе еще, „praedicare, confirmare, inquirere ас corrigere” что к семидесятым годам IX столетия синодальные свидете­ли могли уже сделаться именно популярным институтом в западной Европе. Замечательно. что аббат Регинон, которому принадлежит сборник канонический, под названием: „De synodalibus causis et disciplinis ecclesiasticis», и который наиболее обстоятельпым образом описал, в конце IX или в самом начале X всю обстанов­ку и круг ведомства синодальных судов с синодальными свидетелями, начинает свою вторую книгу с постанов­лений собора руанского 650 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Несколько иначе разворачивались события в Северной Германии. Здесь Реформацию возглавили высшие представители духовенства, которые и повели за собой покорную паству. Наиболее ярким примером такого «мутанта» может служить маркграф Альбрехт Бранденбургский-Ансбахский, двоюродный брат курфюрста Майнцского. Он приходился сыном Фридриху, маркграфу Ансбахскому (эта южногерманская земля входила в состав дома Гогенцоллернов) и братом курфюрсту Иоганну. Начавший свою карьеру кельнским каноником, он в 1511 году по рекомендации герцога Георга Саксонского был избран гроссмейстером Тевтонского ордена и в этом качестве не только возглавил рыцарский орден, но и стал принцем-регентом Пруссии, провозглашенной владением Святого престола. Пруссия, обращенная в христианство рыцарями за три века до этого, официально подчинялась Ордену, но фактически в ней распоряжались польские короли. Так, в середине XV века, когда городское дворянство подняло восстание против Ордена, оно обратилось за помощью именно к королю Польши. Рыцарям пришлось убраться из Западной Пруссии со столицей в Мариенбурге и оставить за собой только Восточную Пруссию, да и то под польским контролем. В качестве новой столицы гроссмейстер Ордена избрал город Кенигсберг. Таким образом, к 1511 году, выдвигая на должность гроссмейстера немецкого князя, дядю курфюрста Бранденбургского и двоюродного брата курфюрста Майнцского, в Ордене надеялись привлечь внимание императора к прусским землям и попытаться с его помощью освободить их из-под польского влияния. Однако ни голос крови, ни интересы нации не заставили императора обратить свой взор к Пруссии. Откуда было ему знать, что триста лет спустя по иронии судьбы именно прусскому королю придется восстанавливать великий германский рейх? Лютер, на которого работала широко разветвленная разведывательная сеть, прекрасно знал о настроениях гроссмейстера Тевтонского ордена, как знал он и о более чем прохладном отношении последнего к религии. Реформатор пригласил гроссмейстера к себе для переговоров, и Альбрехт приехал в Виттенберг.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

когда есть законный совершитель их, употреблено надлежаще вещество и соблюдены другие условия относительно их внешней стороны. Это показывает самое выражение rite, потому что ritus значит обряд, обычай, обыкновение, церемония. Очевидно, что определение майнцского собора направлено против протестантов, которые не имели у себя законных совершителей таинств и во многом другом отступили от правильного образа совершения их. Отцы собора говорят также, что благодать таинств подаётся в силу внутреннего в Божественного действия, а не по заслуге совершителя и не потому, чтобы силой подавать благодать обладали самые внешние вещи, употребляемые при таинствах. Но этим не исключаются схоластические теории об opus operatum. И в средние века признавалось, что благодать подаётся силой внутреннего божественного действия в таинствах, а не заслугой совершителя или самими внешними вещами, из которых слагается совершение таинств. Если бы в намерениях майнцского собора было исправить схоластические теории об opus operatum, то ему не было бы надобности вооружаться против такого учения, которого никто не проповедовал. Ему следовало бы только определить, насколько тесна связь между внутренним Божественным действием и внешними принадлежностями таинств, потому что учение схоластиков об opus operatum состояло собственно в том, что спасительные действия таинств они поставляли в безусловную и необходимую связь с внешней стороной таинств, так что для получения благодати не оставалось уже места личной вере и доброму внутреннему настроению приемлющих. Подобно майнцскому собору никаких существенных исправлений средневекового учения об opus operatum не сделали и тридентские отцы. В определениях тридентского собора говорится: «Если кто скажет, что таинства нового завета не содержат в себе благодати, соответствующей каждому из них, или – не сообщают этой благодати не полагающим препятствия... да будет анафема! Если кто скажет, что таинства нового завета не сообщают благодати ех opere operate, но что для получения благодати достаточно одной веры в Божественное обетование, да будет анафема» 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

ворот Рима, располагавшихся близ ц. Санта-Мария-дель-Пополо; через неск. дней К. покинул Рим. В число документов, врученных папой К., входили: 2 папских бреве - имп. Максимилиану I и герм. князьям, подтверждавшие полномочия К. как легата и его право вести переговоры о крестовом походе против турок (опубл.: Ibid. S. 122-124); бреве, дававшее К. полномочия легата на территории королевства Богемия, куда он должен был направиться после рейхстага с целью «приведения королевства к покорности Церкви», т. е. для обсуждения войны с турками и мер по борьбе с последователями Яна Гуса (ок. 1370-1415), сохранявшими сильное влияние в народе (см.: Ibid. S. 124); бреве, в к-ром папа сообщал имп. Максимилиану I, что посылает ему как защитнику христианства через К. освященные пилеум (головной убор) и меч (Ibid. S. 124-125); бреве о возведении Альберта (1490-1545), курфюрста Бранденбургского, архиеп. Магдебургского и Майнцского, в кардинальское достоинство (Ibid. S. 125). Прибыв к границам империи в нач. июня 1518 г., К. вынужден был задержаться близ г. Бриксен (Брессаноне) в замке местного епископа, т. к. император отказывался разрешить ему проезд в Аугсбург до тех пор, пока папа не назначит 2-го легата из числа герм. епископов. Уступив императору, папа Лев X задним числом издал бреве, в к-ром младшим легатом утверждался кард. Маттеус Ланг фон Велленбург (1469-1540), еп. Гурка, ближайший советник императора (Ibid. S. 102-107, 125). 7 июля 1518 г. К. был торжественно встречен в Аугсбурге императором и представителями герм. знати. На начавшихся вскоре заседаниях рейхстага К. выступал по меньшей мере 3 раза: 1 авг. 1518 г. он вручил императору пилеум и меч (текст речи см.: Vetera monumenta Poloniae et Lithuaniae/Ed. A. Theiner. R., 1861. T. 2. P. 388), а также объявил о возведении архиепископа Магдебургского и Майнцского в кардинальское достоинство (см.: Ibid. P. 388-389); 5 авг. от лица 2 легатов К. произнес речь, в к-рой были озвучены предложения папы касательно организации войны с турками (текст см.: Ulrichi Hutteni Opera/Ed.

http://pravenc.ru/text/1683993.html

Сопровождаемый своими учениками, в 753 году святитель Бонифаций отправился во Фрисландию. Зиму 753–754 годов, вероятно, он провел в Утрехте, где был весьма утешен встречей со своим земляком, епископом Уорчестерским Мильредом. Находясь в Утрехте, Бонифаций назначил на вдовствующую кафедру этого города хорепископа Эобана, а сам вместе со своими спутниками вскоре отправился с проповедью о Христе в отдаленные области Фрисландии, где еще не утвердилось франкское господство и христианство распространялось медленно из-за сильного сопротивления язычников и слабой поддержки государства. Эта миссия оказалась очень успешной и продвигалась вперед весьма быстрыми темпами. Весной 754 года святитель Бонифаций дошел со своей миссией до побережья Северного моря. Он велел своим спутникам разбить лагерь на реке Борн недалеко от селения Доккум. Собрав новообращенных фризов, большая часть которых, судя по всему, по древней традиции приняла Крещение в день Пятидесятницы, он объявил им, что 5 июня, в среду Первой седмицы по Пятидесятнице, они могут пройти конфирмацию. Но утром назначенного дня на месте, где должно было совершиться таинство, внезапно появилась вооруженная толпа язычников, жаждавших легкой добычи. Миссионеры схватились за оружие, готовясь дать отпор. Однако, как сообщает Виллибальд, архиепископ увещевал своих спутников принять мученическую кончину. Одна свидетельница, рассказ которой о кровавой расправе над Бонифацием и его спутниками включен в житие святителя IX века, сообщала, что он в момент, когда на него обрушился удар меча, только прикрыл голову книгой. Епископ Эобан и около пятидесяти других спутников Бонифация, среди них множество священников, диаконов и монахов, вместе со своим учителем также приняли мученическую смерть. На современников это событие произвело поистине огромное впечатление. Хотя почитание мучеников было весьма распространено во Франкской Церкви и до этого, тем не менее тогда уже представлялось, что эпоха мученичества в целом отошла в прошлое. «И вдруг в то время, когда христианство во Франкской империи, казалось, одержало уже полную победу, Бонифаций, архиепископ Майнцский: просветитель, миссионер, мученик в империи христианского короля архиепископ, который как минимум десятилетие был в самом центре церковно-политической жизни страны, будучи для многих камнем преткновения, и тем более находился уже в почтенном библейском возрасте, вместе с большим числом спутников претерпел мученическую кончину» 192 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010