«великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога» – см. комм. на 21, 2. 11 Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному.  «он имеет славу Божию» – то есть славится, живет, украшается не своей славой, но славой Божией – присутствием и действием Бога, Божественной Благодатью. Об этом читаем у пророков: «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою» (Ис. 60, 1). Об этом же мы поем на Пасху: «Слава бо Господня на тебе возсия…». «Светило его подобно драгоценнейшему камню» – под светилом (слово φωστρ означает «небесное светило», «звезда», а также «блеск», «сияние») следует понимать Самого Господа, просвещающего святых.  «яспису кристалловидному» – некоторые считали, что ясписом здесь назван алмаз (см. комм. на 4, 3).  Другое мнение, что яспис – это яшма. 179 179 Таково в наше время значение слова ασπις – яшма.  Яшму вряд ли можно назвать кристалловидной, то есть прозрачной, однако следует помнить, что речь здесь идет о небесной реальности, которая не соответствует нашим привычным представлениям. Например, далее, в ст. 21, тайнозритель повествует о золотой улице, прозрачной, как чистое стекло. 12 Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: 13 с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. 14 Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. «стена» – означает Промысл и заботу Бога. «двенадцать ворот» – число двенадцать означает соединение тварного и нетварного, создания и Создателя: 4 х 3=12 (см. во Введении «О символическом значении чисел»).  «двенадцать Ангелов» – привратники святого города. «имена двенадцати колен» – пророк Иезекииль видел город с именем «Господь там» таким же: с каждой стороны света по трое ворот, которые называются именами двенадцати колен (Иез. 48, 31–35). Упоминание двенадцати колен и двенадцати Апостолов означает, что в Будущий век войдет полнота святых и праведников, складывающаяся из ветхозаветной и новозаветной Церкви. Как для ветхозаветной Церкви основанием являются родоначальники колен, так для новозаветной основанием являются апостолы. 180

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

А чтобы ты еще лучше представил себе это, знай, что сатана до своего ниспадения из вышнего света и славы не был каким-нибудь незначительным творением Божиим, а был одним из прекраснейших, лучезарнейших, самым украшенным и избраннейшим созданием, из самых близких к Богу. Как говорит Священное Писание , он был сияющей денницей среди небесных умных чинов. Он был сыном зари незаходимой и небесным Херувимом, великолепно сияющим и украшенным Создателем своим, Богом. Об этом в Божественном Писании сказано символически устами святого пророка Иезекииля, который говорит царю Тирскому так: Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул, изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. И снова: Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то-, ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней ( Иез.28:13–14 ). Также и пророк Исаия называл сатану до его ниспадения звездой сияющей и сыном зари (см.: Ис.14:12 ). Видишь, брат Иоанн, какой славой, какой красотой и великолепием обладал диавол до того, как пал падением великим? Но почему же он ниспал из такового блаженства и красоты? В Священном Писании об этом излагается так: ты был без порока в день сотворения твоего, доколе неугнездилось в тебе беззаконие (ср.: Иез.28:15 ). И далее объясняется нам, что это за беззаконие было, угнездившееся в сатане: ты, говоривший в помысле своем: «Взойду на небо и воссяду на престоле моем превыше звезд Бога Сильного; устрою жилище мое на Святой Горе, на краю севера, взойду превыше облаков и буду подобен Всевышнему» (ср.: Ис.14:13–14 ). Затем приводится, что по причине высокоумия он ниспал с неба: как упал ты с небес, звезда сияющая, сын зари, как был низвержен на землю ты, укрощавший народы! (ср.: Ис.14:12 ). А затем, еще яснее показывая причину падения диавола, Божественное Писание говорит: от красоты твоей возгордилось сердце твое, от высокомерия твоего ты погубил мудрость твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/o-...

Алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем ( Лк. 1:53 ). Потому что до призвания, жаждавшие божественного слова язычники, после того как уверовали, – до сытости напитались божественными догматами. А обогатившиеся законом и пророками иудеи за неверие остаются духовно голодными, ходя как нищие, они утратили дарования, подаваемые свыше. Поэтому синагога как сказано у пророков: Я отпустил её и дал ей разводное письмо ( Иер. 3:8 ), – низринута из дома Божия, как прелюбодейца сочетавшаяся с чужими мужьями, то есть демонами. Получив разводное письмо, она не допускается к Божественным таинствам, поэтому пребывает в нищете. Мы своими очами можем убедиться, прочитав пророчество, написанное в книге Судей: Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти сухо, на всей земле были роса ( Суд. 6:40 ), то есть по всей подсолнечной роса христианской веры, а у иудеев – сушь, так как отлетела от них животворящая, орошающая и питающая души благодать. Но знай, что эти слова: алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил, ни с чем ( Лк. 1:53 ) имеют и иной смысл. Кающиеся в грехах обращаются к Всевышнему и получают пищу добродетели. Демоны же, прежде обогащавшиеся нашими грехами, утратят богатство, которое, как сказано у Исаии, возили они на ослах и верблюдах, потому что, расточая богатство грехов, мы заставляем демонов сетовать и рыдать, обращаясь к покаянию. 172. Ему же Ты говорил мне, что тебя занимает и буквальный смысл написанного, который ясен, но с большим любопытством вникаешь ты и в духовный смысл, желая истолковать Писание духовно. Поэтому под рогом спасения понимай бесстрастие, а под домом Давидовым – Церковь . И если ты принадлежишь к духовному Давидову дому – подвизайся в бесстрастии, совершенствуя душу. Это может происходить и среди мира, так же как было с Иосифом и Даниилом 95 . 173. Ему же И сейчас есть то, о чем сказано: Речные потоки веселят град Божий ( Пс. 45:5 ), под Божиим градом понимай Церковь , а реками, я бы назвал боголюбивых и блаженных Филимона и Никифора, которые оказываются приобретшими высочайшее бесстрастие и божественные знания, как сказано в Писании: там бдолах и камень оникс ( Быт. 2:12 ). Камень оникс – означает появляющуюся от подвижничества бледность лица, и ожесточение тела от суровой жизни, а бдолах – светлое и пламенеющее помышление духовного созерцания. Но выше их – дарованная Богом миру златоносная река – Иоанн, епископ Константинопольский. Он воистину алмаз – с юности прославленный светом благочестия. При успеянии и возрастании он высоко поднял пламя благодетельного учения, отлучённый от смертных и употреблённый в дело мужами, которые прежде были благомысленными и которых восхваляли за добродетель, а ныне порицают за леность, хотя они и пастыри. Их оплакивал Иеремия: Евшие сладкое истаивают на улицах; воспитанные на багрянице жмутся к навозу ( Плач. 4:5 ). 174. Кандидату Тевкру

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Бог непостижим в Своем могуществе. Он мог явить в творениях нечто большее, но совершил в них только то, что они способны вместить (25, 246). Не обвиняйте Божиего могущества, что природа не вмещает невозможное, виной тому не Создатель, а творение (25, 248). Если Бог хочет, вещества приобретают противоположные свойства. Преподобный Ефрем Сирин (28, 98). Всемогущество Божие познаем из создания мира и управления им, из чудес Его, сотворенных и творимых в мире. Не было ничего, но Бог сотворил великие и преславные дела, небо и землю и все, наполняющее их, и сотворил из ничего, без труда, единым словом: " Он сказал,- и сделалось; Он повелел,- и явилось (Не. 32, 9). В этом Его всемогущество. Та же всемогущая сила управляет созданным миром и хранит его. Святитель Тихон Задонский (104, 124). ГНЕВ БОЖИЙ " Господь, Бог твой, есть огнь поядающий. Бог ревнитель (Втор. 4, 24). " Иисус сказал народу: не возможете служить Господу (Богу), ибо Он Бог святый, Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и грехов ваших " (Нав. 24, 19). " Господь есть Бог ревнитель и мститель: мститель Господь ! страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих " (Наум. 1,2). " Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его " (Иер. 10, 10). Не тетива напрягает Божий лук, но карающая сила, которая иногда напряжена, а иногда ослаблена. Слово грозит грешнику тем, что готово ожидающее его наказание, если он будет во грехе, потому что уготованы сосуды смертные - силы, истребляющие врагов Божиих ... Как огонь страшен для сгорающих веществ, сжигает не алмаз, который не плавится, а хворост, так и стрелы Божий направлены на души, в которых собрано много вещества, требующего истребления. Потому те, которые имеют уже в себе предварительно разожженные стрелы диавола, приемлют на себя карающие стрелы Божий. Святитель Василий Великий (4, 181). Когда читаем о гневе или ярости Божией, мы должны представлять их не по подобию человеческого возмущения, но достойно Бога, Который чужд всякого возмущения. Под этим мы должны понимать, что Он-Судия и Отмститель за все неправедное в этом мире. Боясь воздания, мы должны опасаться делать что-нибудь против Его воли. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (53, 102).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

в крови ( Ис. 24, 6 ), сообразно с словом Апостола: плоть и кровь царства Божья не наследят ( 1Кор. 15, 50 ). «Горе тому, кто противоречит скудельнику своему, горе тому, кто говорит отцу: зачем ты зачал меня? и матери, зачем ты родила меня?» ( Ис. 45, 9. 10 ). Это относится к тем, кои говорят: зачем я таким создан, что не могу постоянно избегать греха, зачем я слеплен таким сосудом, что не могу оставаться твердым как алмаз, а при всяком прикосновении ломаюсь и разбиваюсь. Вси яко овцы заблудихом и Господь понес грехи всех нас ( Ис. 53, 6 ). Ибо воззрел Он, обозрел тщательно и не нашел никого, кто бы судил праведно, кто бы творил волю Его во всем. И вот мышца Его дала спасение и правда Его спасла всех, чтобы весь мир покорялся Богу и спасался Его милостию. Ибо мы были нечисты не немногие, а все. «Как одежда кровоточивой были все дела наши в законе» ( Ис.66, 6 ). Иерусалиму у Иезекииля Бог говорит: «ты был совершен в красоте Моей» ( Иез. 16, 14 ), то есть совершен не в твоих делах, не в твоем сознании и превозношении сердца, а в Моей красоте, которою Я одарил тебя щедротами своего милосердия. И насколько спасается он не своими заслугами, а Его милосердием, это выражает далее, говоря: воспомяну аз завет мой, иже с тобою в днех младенства твоего, и возставлю тебе завет вечный и помянеши пути твоя и устыдишься ( Иез. 66, 60 ). И еще: возставлю аз завет мой с тобою, и увеси, яко аз Господь: яко да помянеши и усрамишися, и не будет тебе ктому отверсты уст твоих от лица безчестия твоего, егда милостив буду тебе по всем, елика сотворила еси, глаголет Адонаи Господь (там же, 62). Вот очевидно божественным словом доказывается здесь сказанное в другом месте: «и очищая тебя не сделает невинным», – то есть, что и праведные, и после греха восстановленные в прежнее состояние не могут открыть уст и должны говорить с апостолами: иже несть достоин нарещися апостол, яко гоних церковь Божию ( 1Кор. 15, 9 ). Потом и в другом месте чрез того же пророка получившим Его милосердие Бог говорит: «и вспомните о путях ваших и всех злодеяниях ваших, которыми вы осквернились, и противно будет вам в глазах ваших от всех зол какия вы делали, и узнаете, что я Господь, когда благословлю вас ради имени моего, не по путям вашим злым и не по преступлениям вашим наихудшим» ( Иез. 20, 43. 44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

весь дом Израилев с крепким лбом и жестоким сердцем. Вот, Я сделал и твое лицо крепким против лица их, и твое чело крепким против их лба. Как алмаз, который крепче камня, сделал Я чело твое; не бойся их, и не страшись пред лицем их, ибо они мятежный дом ( Иез.2:3–6; 3:7–9 ). – Апостолы, по слову Христа, не боялись убивающих тело, души же не могущих убить ( Мф.10:28 ); терпя за благовествование Христово побои и заключения, они радовались тому, что за имя Господа Иисуса удостаивались принять бесчестие. И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе ( Деян.5:41:42 ). Апостол Павел писал Ефесянам: молитесь о мне, дабы мне дано было слово, устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно (6:18–20). Призвание в связи с духовной опытностью дает проповеднику энергию, настойчивость и неусыпность в служении слова. Непризванный проповедник не находит в себе энергии высказать то, что он знает – знает только из книг; совершенно обратное бывает с проповедни- —488— ком, опытно познавшим Христову истину и призванным к служению слова. Он говорит свободно, охотно, с увлечением. Завещание апостола своему ученику: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещавай со всяким долготерпением и назиданием ( 2Тим.4:2 ср. Деян.15:36 ; 1Фес.2:12; 4:1 ; 1Тим.4:16 ) – может быть понятно и исполнимо только для того, кто совершает благовествование Христово с внутренним расположением, добровольно. Какое различие между этой заповедуемой апостолом неусыпностью и той холодностью непризнанных проповедников, которая выбирает времена для благовествования Христа! V. Св. Григорий Двоеслов в объяснение того, почему пророк Иеремия уклонялся от «должности проповедника», пишет: «Иеремия, стараясь чрез созерцательную жизнь более и более утвердиться в любви к Богу, хотел было уклониться от этой должности; он опасался, чтобы чрез принятие на себя должности проповеднического служения не лишиться плодов безмолвного созерцания».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Врата рая Святой апостол Петр, мозаика баптистерия, Равенна (V век) Священное Писание сравнивает храм Божий с раем. В видении пророка Иезекииля райский сад растет на берегах реки, вытекающей из храма: " Из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника… У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание " (Иез 47. 1-12). Райские ризы похожи на облачения первосвященника: " Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото " (Иез 28. 13). О связи между храмом и раем упомянают книга Иисуса, сына Сирахова, Откровение Иоанна Богослова, а также апокрифические тексты и труды отцов Церкви. " Рай Едем есть святое святых и жилище Господа " (Книга юбилеев или Малое бытие, гл. 8). " Тайна рая изображена Моисеем, устроившим два святилища - святое и святое святых. Во внешнее святилище доступ был всегда свободен, а во внутреннее дозволялось входить единожды. Так, Бог заключил для Адама внутреннее рая, и отверз внешнее, чтобы довольствовался он внешним. Поелику Адаму не был дозволен вход во внутренний храм, то храм сей был охраняем, чтобы довольствовался Адам служением во внешнем храме, и как служит священник, принося кадило, так служил бы и он, соблюдая заповедь. Древо познания было для Адама образом двери, плод - завесою, закрывавшею храм. Насадивший древо познания поставил его посреди, чтобы отделяло оно и высшее и низшее, и святое и святое святых. Адам приступил, дерзнул войти, и пришел в ужас. Как царь Озия покрылся проказою, так обнажил себя Адам; и поелику поражен был подобно Озии, то спешил удалиться. Адам в нечистоте своей хотел войти во святое святых, которое любит только подобных ему; и поелику отваживался войти во внутреннее святилище, то не оставлен и во внешнем.

http://pravoslavie.ru/1456.html

Все творение Божие из начало было «хорошо весьма » ( Быт.1, 31 ). О жизни сатаны до его падения сказано: «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней» ( Иез.28:13–14 ). Св. Кирилл Иерусалимский учил: «согрешил же он не потому, чтобы от природы получил необходимую наклонность ко греху (иначе причина греха пала бы на того, кто таковым сотворил его); но, будучи сотворен добрым, от собственного произволения сделался дьяволом » («Оглас. Поу.»). Сатана как и другие духи, имея свободную волю, «по собственному произволу, чрез лишение добра, уклонились в грех» (Св. Василий Великий . «Против Евном.»). Св. Иоанн Дамаскин учит: что дьяволу «со стороны Бога была вверена охрана земли» («Т.И.П.В.» 4.18). Он являлся как бы ангелом хранителем этой планеты. Но как мы увидели из выше обозначенного текста («... обольщающий всю вселенную» – Отк.12:9 ), что его амбиций не ограничивались только Землею, он имел намерение завладеть и небом. Каково же было его разочарование, злость и зависть, когда в Раю, именно в лице Адама он (лукавый) потерял все и власть над планетой и возможность взойти на небеса. Здесь причина его сатаны конфликта не только с родом человеческим, но и со всем тварным миром. Пламенея любовью к Господу, дьявол стремился максимально приблизиться к своему Творцу. Особая миссия порученная ему от Бога делала его служение исключительным и уникальным, и он не устоял на сей высоте своего духовного призвания. Желая соединиться всецело с Ним в момент приближения своего к Создателю, он (сатана) богохульно помыслил себя, в красоте своей быть равным Богу, (стать равным) слиться с Ним. Об этом сказано: « От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор» ( Иез.28:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lyudi-po...

Грешник – друг зла, праведник – друг Бога. Для того чтобы увеличить количество друзей Бога и спасти душу ближнего грешника, вырвав его из армии служителей зла, так как враг Бога, противостоящий, не может быть другом людей. “Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить” (1Пет.5:8). Чтобы через любовь к врагу ближнему проявить любовь к Богу, Который повелевает исполнять заповедь любви ко всем ближним. Так как любя Бога, мы должны любить и тех, кого Он любит и делать то, что Он любит. А Господь любит весь мир людей и велит делать ближним нашим добро, даже если они грешники. Так как “кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?” (1Иоан.4:20). Любить врагов нужно потому, что Бог всем людям Отец, а мы, уподобляясь Богу, должны относиться ко всем людям, как к братьям. Если Бог любит мир людей, то и мы должны любить людей в мире. “Ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми” (2Кор.8:21). Потому что люди носят на себе образ Божий, являясь образом и подобием Божиим. Чтобы уважать и ценить образ Божий, нужно любить даже врагов, на которых этот образ имеется. Поэтому любить злодея и врага нужно потому, что он творение Божие, предназначенное на добро и для добра. И любовью своей ты можешь вернуть его на добрый путь. “И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его” (Быт.1:27). Даже если ближний – враг или злодей, он все равно достоин любви твоей, так как он является рабом Божьим, искупленным Святой кровью Спасителя. И за грешника пострадал Господь, не отказывая в Своей помощи никому. “Дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Иоан.3:16). Самый закоренелый грешник дороже и важнее всех прочих видимых тварей Божьих потому, что у него есть драгоценный дар – душа. Как алмаз в грязи имеет неприглядный вид, так и душа, загрязненная невежеством, необразованностью, безнравственностью, грехом и злом, страшна и неприглядна.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Действительно, они есть должники и Богу и человекам, и со своим долгом явятся на страшный суд Христов, и долг их, коварные замыслы их, и дела их представятся пред лицем их. Такие хитрецы и обманщики невыносимый вред делают обществу: всю верность, которая в обществе должна быть, от сердец человеческих отнимают. Люди, такими прелестниками обманутые, уже и добрым не верят и в заем не смеют давать. А какое от этого зло в обществе следует, сам видишь, христианин! Ты, когда в заем возьмешь, постарайся отдать все в свое время, чтобы взятое и не отданное в хищение тебе не засчиталось. Отдай все, что должен, чтобы без долга перед судом Христовым предстать; загладь же долг твой, пока он имеется на пути жизни твоей. Если же действительно в такую скудость прийдешь, что не имеешь, чем заплатить, как то в мире бывает, то приди со смирением к заимодавцу и объяви ему свою бедность и скудость и проси его, чтобы или потерпел, пока вернешь ему должное, или отпустил бы долг твой тебе, или иначе как–нибудь за долг твой дай ему удовлетворение. «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу... ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» ( Мф. 5:25, 26 ), говорит тебе Господь. Об обязанности продающих Многие, продавая товар свой, и совесть свою, и с совестью душу, и вечное свое спасение продают и покупают себе вечную погибель. Это те: а) которые продают гнилую вещь за здоровую и худую за добрую, как то: немощную скотину за здоровую, которую выкармливают, чтобы людям доброю показалась; б) которые продают одну вещь за другую, как то: куницу за соболя, хрусталь за алмаз и прочее; в) которые продают всякую вещь дешевую за дорогую, г) которые мешают воду в вино и песок или иное что тяжелое в соль, чтобы больше весила; д) сюда относятся и те продавцы бессовестные, которые за товар свой больше цены требуют, чем он стоит, потому что так замышляют в сердце своем покупателя обмануть.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010