«Огранить алмаз – значит отсечь лишнее. В этом смысл воздержания» Протоиерей Павел Адельгейм — о том, с чего начать подвиг покаяния 11 марта, 2019 Протоиерей Павел Адельгейм — о том, с чего начать подвиг покаяния “Тревожно будит душу свою кающийся грешник, великий подвижник Божий преподобный Андрей, святитель Критский. Нам ли не будить души свои умилительной его молитвой?” Проповедь протоиерея Павла Адельгейма в понедельник 1-й седмицы Великого поста. Понедельник 1-й седмицы. «Покаяния двери отверзи мне, Жизнодавче» Отворились двери покаяния. Мы вступаем в святые дни поста. На первой седмице читается в храме Великий канон – поэтическое творение святого Андрея, архиепископа Критского: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое начало положу нынешнему рыданию?» – вопрошает кающийся (начало Великого канона) . По-русски его вопрос означает: «Как мне оплакать грехи свои, с чего мне начать покаяние?» С воздержания. Этим словом Церковь называет самоограничение, обуздание своих желаний. Как всадник сдерживает уздой коня, христианин должен обуздать животные инстинкты. Человек соединил в себе два мира – землю и небо . «Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2,7). Тело человека принадлежит животному миру. Человек вынужден заботиться о пище, одежде, жилище. Но возникает опасность излишней заботы о насущных нуждах. Пища не только утоляет голод – она доставляет удовольствие. Мы любим вкусную пищу, вино, нарядную одежду, удобное жилище, развлечения. Каждый по-разному определяет свои потребности. Если их не ограничить, можно в них утонуть. Можно потратить на них силы, время и способности, предназначенные для духовной жизни. В излишних заботах можно отдать земле то, что принадлежит небу. Поэтому Церковь призывает к воздержанию. Величие человека не в том, что он принадлежит земле. Святой Григорий из Ниссы пишет: «Думали возвеличить человека, называя его «микрокосм» и не заметили, как наделили его свойствами мышей и лягушек» (свт. Григорий Нисский, «Об устроении человека»). Подлинное величие человека в том, что он несёт в себе образ Божий. Подобно зеркалу, человек может отразить в себе Бога. Священное Писание называет человека «причастником божеского естества» (см. 2 Пет. 1. 4.).

http://pravmir.ru/ogranit-almaz-znachit-...

Огранка алмазов Представим себе ситуацию: мальчик обладает великолепным голосом. Допустим, он поет в церковном хоре, что часто и бывало в истории. Просто маленький мальчик с прекрасным голосом. Петь в церкви его заставляет отчасти религиозность семейного уклада, отчасти - бедность. (За пение в хоре кое-что платят) И вот в один прекрасный день на воскресной мессе нежданно-негаданно оказывается музыкальный продюсер. Он восхищен услышанным. Он хочет немедленно видеть мальчика, а еще – его родителей и настоятеля собора. «Этот ребенок – гений. Я сделаю из него великого артиста. Ваша семья будет купаться в деньгах. Его, а вместе с ним и вас, ждет всемирная известность. Я забираю его сегодня же. Текст контракта уже составляет мой секретарь» И так далее, и так далее. Ребенок растерян, испуган. Он боится уезжать из дома. Родители тоже боятся его отпускать, но незнакомец так настойчив. Его слова так убедительны и соблазнительны. В конце концов контракт подписывается, жалкое бельишко укладывается в чемодан, раздаются в свою очередь строгие напутствия, всхлипывания матери, благословения патера, звуки поцелуев. Перед еще одной звездой открываются двери в соблазнительный и безучастный мир, готовый переварить бесчисленное количество сенсаций и новинок, забывая о них уже на следующее утро. Продюсер нашел алмаз, но алмаз требует огранки. Мальчик, скорее всего, знаком только с азами нотной грамоты. Его ждут серьезные занятия. Как бы ни был хорош голос, его нужно ставить, нужны уроки сольфеджио, нужно серьезное знакомство с кучей музыкальных дисциплин, большинство из которых мы даже по имени не знаем. Если просто по-быстрому «срубить» на юном даровании денег, то на долгую перспективу работать не получится. Кроме того мальчика ждет возрастная ломка голоса. Этот период надо терпеливо переждать, если в планы входит не только быстрая слава, но и долгосрочная перспектива концертной деятельности. Примеров подлинного благородства в таких ситуациях в истории гораздо меньше, чем примеров варварской эксплуатации юных талантов, с последующим выбрасыванием отработанного гения на свалку.

http://pravoslavie.ru/51331.html

138. Верный послушник Матери Божией В наше скудное верою и духом время как отрадно сознавать, что еще не совсем погас светоч духовной жизни на Руси, что еще не иссяк источник воды живой, текущей в жизнь вечную, в душах православных, что кое-где, – увы, как редко! – есть люди, духом живущие, Богу работающие, люди, в коих светится огонек благодатной жизни, искрится вера, как алмаз чистая и твердая, и они напоминают нам, что человек не есть животное, а есть носитель образа Божия, предназначенный к богоподобию, к жизни в Боге и с Богом в вечности. Когда встречаешь таких людей на жизненном пути, то невольно как-то исторгается из сердца вздох благодарности к Богу, что не укрылись от тебя сии Божии трудники, что ты не только был их современником, но отчасти и собеседником, слышал от них много поучительного, хотя по лености своей, слышал не во спасение души, а в суд себе и осуждение. И скорбью сжи­мается сердце, что вот – сии рабы Божии совершили уже свой жизненный путь и ушли в путь всея земли, в отечество небесное, самым отшествием своим поучая нас, своих ленивых современников, искать единого на потребу. Одного из таких смиренных светочей монашества Матерь Божия воззвала к Себе накануне Своего великого праздника – Успения, яко верного Своего послушника, всю жизнь свою Ей посвятившего, ради Ее земного жребия – святой горы Афонской – Отечество свое оставльшего, но, по Ее же указанию, за святое послушание, в иной Ее жребий, к пределам древ­ней Иверии, посланного, чтобы там, у подножия Кавказских гор, омываемого волнами моря Эвксинского, создать Новый Афон – пречудную обитель, в ответ миру на его многопытли­вый вопрос: на что монастыри? – и во славу Церкви Православной. Кто из русских иноков, внимающих судьбам русского иночества, не слышал имени отца Иерона как строителя новой обители – дщери старого Афона? Но и иноки не все знают, какой крепкий адамант деятельной веры был этот старец Божий. Теперь, когда он ушел к Богу, можно нечто поведать во славу Божию, не смущая его смирения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

     Имя и труды протоиерея Валентина Павловича Свенцицкого (1881–1931) - великого христианского проповедника ХХ века, богослова, философа, публициста, прозаика и драматурга, создателя первой в России христианской политической организации и Московского религиозно-философского общества памяти В. Соловьёва, участника Белого движения, настоятеля московского храма «Никола Большой Крест» на Ильинке – пока еще недостаточно известны широкой публике. Об особой актуальности его богатого наследия в наши дни рассказывает Кавказскому геополитическому клубу поэт, редактор Собрания сочинений и биограф В.П.Свенцицкого Сергей Валентинович Чертков. - В начале XX века российская общественно-политическая и духовная жизнь обогатилась множеством разнообразных талантов. Чем привлёк Вас именно В. П. Свенцицкий? - Тем, чего не находил среди всей мишуры посеребрённого века, - пророческим даром. Ведь пророк - не только и не столько предсказатель будущего, но тот, по определению историка Г. П. Федотова, кто «слушает волю Божию о целом народе или о Церкви и требует действия». Устами пророков к нам взывает глас Божий - назидает, стыдит и увещевает, открывая истину. Проповедь пророка есть мудрость - не интеллектуальный феномен (знание как таковое), а образ нравственного совершенства, согласование плотского с духовным, единство истины и блага, высшая правда. Вот такой алмаз я и нашёл: человека, который с дерзновенностью ветхозаветного пророка глаголет о должном устройстве человеческого общества, утверждает норму личной и общественной жизни, рисует икону бытия. Свенцицкий обличает ложь - правдой, противопоставляя тому, что есть, - то, что должно быть. Он открывает, какою должна быть земная жизнь человека. Обращаясь к пастырям, интеллигенции, трудящимся, власть имущим, бизнесменам, солдатам, каждому показывает, как достойно действовать на своём месте и строить свою жизнь согласно с верой. Это и есть правда о земле - все человеческие отношения, включая экономику и политику, надо привести в соответствие с Божиими заповедями. Он неустанно напоминает о прямом пути ко благу и клеймит гибельные уклонения. Фактически это работа совести. Так оно и должно быть, ибо истинный пророк - совесть народа.

http://pravoslavie.ru/110907.html

  разделы   рассылка  распечатать Максим Степаненко Шаг в нескончаемую пропасть ужаса Церковь и медицина о проблеме самоубийств Источник: Уфимские епархиальные ведомости, 2-3, 2006 С прискорбием приходится отмечать, что поток прошений на имя архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона с просьбой разрешить отпевание родственника-самоубийцу не иссекает... По словам заведующего епархиальной канцелярией о. Федора Галкина практически нет недели, когда бы такое прошение не приносили хоть один раз, чаще 2 – 3, в то и 5-6 человек в неделю, крещеных в Православии, но малоцерковных, накладывают на себя руки. Сложившаяся ситуация заставляет нас обратиться в этом миссионерском листке к такой ужасной теме, как самоубийство. Отношение Православной Церкви к самоубийству Добровольное лишение себя жизни, даже если оно представляет собой бегство от страданий, христианами всегда воспринималось, как тяжкий грех, который Церковь на земле уже не может отпустить, ибо всякий грех отпускается только при покаянии. Грех самоубийства складывается как из самого факта убийства (себя в данном случае), так и грехов неверия и маловерия (в основном губят себя безбожники, язычники и невоцерковленные люди), малодушия, грехов отчаяния и уныния, через которые самоубийца отказывается нести свой жизненный крест, усомнившись в спасительном Промысле Божием о каждом человеке. Усугубляет положение и то, что за самоубийцами могут тянуться и нераскаянные грехи блуда, не почитания родителей, занятия оккультизмом (гаданием, астрологией, магией и т.п.), воровства, лжи и т.п. Церковь учит, что у каждого христианина есть свой крест (всегда даваемый Богом посильно!), через который мужественно, уповая на Бога, мы получаем спасение: " ...Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною " (Мф.16:24). Мы воспринимаем это крест не как преднамеренное мучение " злого и несправедливого " Бога, как орудие нашего совершенства, как огонь, превращающий кусок руды в твердую сталь, как шлифовальный станок, превращающий тусклый бесформенный алмаз в сверкающий бриллиант. Вдумайтесь слова Священного Писания: " ...знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу " (Рим.8:28). Обратите внимание – " ВСЕ СОДЕЙСТВУЕТ КО БЛАГУ " , а " все " – значит и скорби.

http://religare.ru/2_35319.html

  Осторожно, рок! Богословие черного кожзаменителя. Антиаскетические опыты игумена Сергия Рыбко Протоиерей Владимир Переслегин   Если обновленцы 20-х годов Введенский и Красницкий воевали с Церковью извне, то современные нам обновленцы разрушают ее изнутри. Возмутительные заявления прежних обновленцев о «деканонизации святых буржуазного происхождения» только сплачивали православных вокруг Патриарха Тихона. Нынешние же заявления обновленцев повергают в шок и дезориентируют православных, так как распространяются радиостанцией «Радонеж», издательством имени Святителя Игнатия Брянчанинова и другими средствами информации, ассоциирующимися в сознании людей с Русской Православной Церковью. Игумен Сергий Рыбко, будучи служащим священником и настоятелем храмов, публично пропагандирует психоделическую музыку «Pink Floyd», рок-культуру считает совместимой с Церковью, " одним из путей, ведущих ко Христу " а борьбу с рок-музыкой объявляет соблазном молодых душ и отталкиванием их от Церкви. Он превозносит движение хиппи как «поиски духовных идеалов», во имя которых «люди объединялись между собой, протестуя против общества бездуховности и безбожия», печатает арии своей рок-оперы «Бесценный Алмаз», в которых Христос – «первый Хиппи, Который в Палестине был убит!» «Никакого противоречия между религией и рок-музыкой нет; вся моя жизнь об этом свидетельствует», - эгоцентрично и авторитетно заявляет игумен молодым людям с эстрады рок-концерта. 1) Потом эти провокационные заявления публикуются им в книге «Молодым сердцам Русской Земли» и повторяются в прямом эфире «Радонежа». Что сказать на это? Ваше высокопреподобие, о чем свидетельствует вся Ваша жизнь, говорить пока рано, об этом будет судить Бог, нам же это, равно как и Вам, не дано. Ваша же деятельность и высказывания свидетельствуют не об «отсутствии противоречий между религией и рок-музыкой», а о наличии неустранимых противоречий между Вашими представлениями о рок-музыке и реальной рок-музыкой. Вы – не единственный, кто сталкивался с нею.

http://moral.ru/rock_OVlad.htm

Абие - скоро, тотчас, внезапно, сразу, вдруг, немедля; " да возвратятся абие " - да будут немедля обращены назад. Авва - отец. Авель - имя 2-го сына Адама и Евы, убитого старшим своим братом Каином. Агаряне - потомки Измайловы, происшедшие от рабы Авраамовой Агари. Агиасма - святая вода, освященная церковию накануне праздника Богоявления (Крещения) Господня. Агнец - ягненок. Агнец Божий - так назван Иисус Христос, принесший Себя в жертву за грехи мира. Ад - место тьмы и мучений грешников, преисподняя. Адамант - твердый камень, алмаз. Это название в церковной литературе придается отцам и учителям церкви, прославившимся твердостью своей веры или характера. Адам - евр. - существо, подобное Богу. Имя первого человека, праотца. Аз - я, название первой буквы славянской азбуки. Акафист - неседальное хвалебное чтение или пение, т.е. такое, за которым не позволяется сидеть. Так называется чин молитв, в которых прославляется Иисус Христос, или Божия Матерь, или какой-нибудь святой. Аки - как, как будто. Акрида - род саранчи, кузнечики, которые будучи высушены на солнце, могут употребляться в пищу. Алавастр - узкогорлый сосуд из алебастра, в котором хорошо сохранялись драгоценные ароматы. В церковном употреблении алавастр назначался для хранения мира., Алектор - петух. О петухе упоминается почти у всех евангелистов, но только в связи с его пением. Выражение " пение петуха " употребляется в Евангелии для обозначения разделения времени. Алкати - голодать, сильно хотеть есть, испытывать голод. Аллилуйя - евр.- хвалите Бога, прославляйте Бога, хвала Богу. Алое - душистое дерево, имеющее благовонный запах. Иудеи помазывали мертвых маслами бальзамными и ароматами, и обвивали плащаницами, как видно у евангелиста Иоанна (19,40). Амаликитяне - могущественный кочевой народ, занимавший страну между Палестиной и Египтом. Аминь - истинно, истинно так, да будет так, верно. Аможе - куда. Анафема - означает отлучение человека от сообщества церковного и, следовательно, от общения веры и спасительных таинств.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2088...

Гари Р. Хабермас Древние свидетельства земной жизни Христа Скачать epub pdf Благодарность Я благодарен всем, кто внес свой вклад в создание этой книги. Грант Осборн из Международного университета «Тринити» и Уильям Лейн из университета «Сиэтл Пасифик» прочли большую часть рукописи и сделали полезные замечания, особенно в отношении библиографии. Спасибо также Эдвину Ямаучи из Университета Майами в Огайо и Расселу Файлу из университета «Либерти», оказавшим ценную помощь в поиске источников. Мои друзья из издательства «Колледж пресс», в частности Джон Хантер, Стив Кейбл, Рон Циммерман и Дэн Риз, заслуживают отдельной благодарности за тщательную работу над рукописью. Особо хочется отметить, как быстро и качественно они ее отредактировали. Это была не просто работа, а служение, за что я особенно признателен. И, как всегда, я благодарен своей семье за терпение в те долгие часы, пока я писал и редактировал книгу. Введение Иисус как историческая личность – тема, вызывающая сегодня немалый интерес и в научных кругах, и среди массовых читателей. В последние годы разные аспекты жизни, смерти и Воскресения Иисуса привлекают к себе гораздо больше внимания, чем прежде. Этот интерес характерен для богословов самых разных направлений. Количество книг, посвященных этой теме, впечатляет; сделать их обзор и дать им оценку – дело нелегкое. Тема Воскресения Иисуса занимает особое место. Она – точно алмаз, имеющий множество граней. С одной стороны, Воскресение лежит в самом центре христианского Евангелия. С другой стороны, из всех чудес, о которых говорится в Писании (и, раз на то пошло, в других «священных книгах») именно Воскресение находит наибольшее число убедительных подтверждений. С третьей стороны, Воскресение служит эмпирическим основанием христианского теизма. Наконец, в Новом Завете Воскресение – словно мост, по которому совершается переход почти ко всем главным доктринам христианской веры, которые, в свою очередь, имеют непосредственное отношение к практическим сторонам христианской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drevnie...

Жертвы хищников и хамов. Священник Павел Островский — о боли российских фигуристок И как спорт меняет подростков 18 февраля, 2022 И как спорт меняет подростков 15-летняя Камила Валиева столкнулась с давлением на Олимпиаде после скандала с допингом, а 17-летняя Александра Трусова восприняла серебро как поражение и не справилась с эмоциями. Почему стоит воздержаться от оценок и как большой спорт может повлиять на обычного подростка, рассуждает священник Павел Островский. То, что случилось с Камилой Валиевой, — печально. Шансов, что для ее состояния не будет никаких последствий, по сути, нет. Очевидно, что такой удар не проходит бесследно. Как христианин, очень надеюсь, что с Божией помощью последствий будет меньше. Мне кажется, все, что происходит в спорте, вообще мало отличается от того, что происходит в жизни. Там те же самые люди, которых мы видим на работе, дома, в зеркале. Понятно, что есть честные, есть лицемеры, есть те, кто желает добра и хоть какой-то справедливости, а есть те, кто ради своих целей готов идти на все. Апостол Павел говорит, что никакой хищник Царства Божия не наследует.  Хищник — это как раз человек, который ради своей цели готов уничтожать других. Такие встречаются везде, в спорте они тоже есть.   Та несправедливость с Валиевой, когда в нарушение многих норм было создано гигантское давление и многолетний тяжкий труд человека был выброшен на помойку, — печальна. Это работа хищников, а Валиева оказалась жертвой. Какую пользу мы можем из этого извлечь? Уже все давно сказано в Священном Писании. Во-первых, мы сами не должны быть хищниками. Апостол Павел говорит, что все, желающие жить благочестиво, будут гонимы. Поэтому человек, который старается, чтобы все было правильно, стремится к духовной и жизненной красоте, обычно потом получает. Наверное, такая судьба у Камилы Валиевой. Она правда показывает невероятный, просто космический уровень, который замечают все, даже далекие от фигурного катания, но Господь так устроил и попустил, чтобы с ней случилось людское зло. Очень надеюсь, что она, как алмаз, который проходит огранку, только ярче засияет.

http://pravmir.ru/zhertvy-hishhnikov-i-h...

Иностранцы о России. Камни-самоцветы, драгоценные металлы, меха, ювелирные изделия Мастерские Московского Кремля, 1598. Золото, драгоценные камни; чеканка, чернь. Вклад царицы Ирины Годуновой в Архангельский собор Московского Кремля Так же как все право и власть над подданными принадлежат в настоящее время князю, то все богатства стекаются к нему одному, так что московский Царь справедливо считается одним из богатейших правителей на свете. Рейтенфельс Яков — курляндский дворянин, XVII в. Трон Великого Князя возвышался над полом на две ступеньки, и его убранство очень выделялось своим блеском и великолепием. Вотканные драгоценные камни с удивительным искусством украшали его золотую одежду. Каждый палец украшали по два-три перстня с оправленными в них большими драгоценными камнями. Был у него и серебряный посох, отделанный золотом и драгоценными камнями. Мягкие сапоги, загнутые наподобие клюва, также украшены драгоценными камнями. На нем были две цепи, состоящие из чередующихся золотых шариков и больших драгоценных камней. Украшение головы московиты называют короной, на ней много золота, украшена она многочисленными драгоценными камнями, намного больше, чем тиара папы. Поссевино Антонио (1534—1611) — итальянский дипломат, посол папы Григория XII Главнейшая вещь (среди сокровищ) — это корона Его Величества, замкнутая наверху, прекрасной работы; по моему мнению, немногие могли бы улучшить отделку такого количества золота. Она была украшена и изобильно покрыта дорогими драгоценными камнями, между прочим был рубин, возвышавшийся над верхом короны, он был величиною с добрый боб, корона эта была подбита прекрасным черным соболем. Неизвестный английский автор — посетил Россию в XVI в. Золотой и Алмазный (приказ), в котором хранятся сокровища Царя, сосуды и украшения из золота и серебра и громадное количество драгоценных камней. Во время нашего пребывания в Москве Царь к этим сокровищам присоединил еще один алмаз необыкновенной величины, вывезенный из Восточной Тартарии, стоимость которого торговцы с трудом могли определить.

http://pravoslavie.ru/1791.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010