С 17 дек. 1926 г. обновленческую Семиреченскую кафедру занимал Георгий Крашенинников, с 11 нояб. 1927 г.- Капитон Лавров с титулом «Алма-Атинский и Джетысуйский», с нояб. 1928 г.- Мелхиседек Николаев, с дек. 1931 г.- Михаил Трубин, с 1934 г.- Михаил Орлов с титулом «Казахстанский», с 24 нояб. 1936 по 9 окт. 1937 г.- Вениамин Молчанов, в 1943-1944 гг.- Анатолий Синицын. В 1937 г. был закрыт последний обновленческий храм Алма-Аты - казачий Софийский собор, свящ. Матфей Шевченко из обновленчества перешел сначала в григорианский раскол , в 1937 г. принес покаяние правосл. еп. Тихону. В 1930 г. в Алма-Ате уже существовала григорианская община, к-рую окормлял сначала некий еп. Анатолий, затем Серафим (Павлов). При этой общине жил на покое митр. Туркестанский Иннокентий (Пустынский , расстрелян 10 дек. 1937). В 1933 г. еп. Серафим (Павлов) и активисты его прихода были арестованы и приговорены к заключению в Карагандинском лагере. В Алма-Ату тайно приезжал сосланный в Аулие-Ата (впосл. Джамбул, совр. Тараз) глава иосифлянского раскола митр. Иосиф (Петровых) , совершавший богослужения в катакомбных храмах Алма-Аты. Воскресенский собор в Семипалатинске. 1859 г. 1945-1991 гг. 5 июля 1945 г. постановлением Свящ. Синода была образована Алма-Атинская и Казахстанская епархия, в к-рую вошла территория бывш. Алма-Атинской и Туркестанской епархии и др. области Казахской ССР (за исключением Петропавловской и Семипалатинской областей, находившихся в составе Новосибирской епархии , в 1948 на территории Семипалатинской обл. была создана Семипалатинская епархия ). На Алма-Атинскую кафедру после возвращения из ссылки был назначен архиеп. исп. Николай (Могилевский) , много сделавший для возрождения церковной жизни в Казахстане. Архиеп. Николай почти ежедневно совершал богослужения, предпринимал частые и длительные поездки по епархии, освящал восстановленные и новопостроенные храмы, при нем число приходов увеличилось примерно до 40, была возвращена Никольская ц., ставшая при архиеп. Николае кафедральным собором.

http://pravenc.ru/text/76700.html

До середины 80-х гг. XX века на территории современного Восточного Казахстана действовало всего четыре православных прихода, и среди них Воскресенский собор Семипалатинска, входившие в состав Алма-Атинско-Казахстанской епархии. В 1991 году, в связи с увеличением числа приходов Русской Церкви в Казахстане, существующая здесь единственная епархия была разделена на три. В частности, выделилась Алма-Атинская и Семипалатинская епархия. В настоящее время создана новая церковная структура – Астанайская и Казахстанская Митрополия, объединившая существующие казахстанские епархии. В 2001 году была проведена большая работа по ремонту Воскресенского собора, в основном, коснувшаяся наружной части здания. Были построены административно-хозяйственные корпуса, здание воскресной школы, а также Всехсвятский крестильный храм. Территория возле храма значительно расширилась, а в связи с этим появилась новая церковная ограда, стилистически напоминающая прежнюю, разобранную в ходе ремонтных работ. Внутри ограды имеются зеленые насаждения, дорожки выложены брусчаткой. Воскресенский собор Семипалатинска – одно из красивейших православных церковных построек в Казахстане. В 2010 году ему исполнилось 150 лет.  Указом Президента Республики Казахстан от 21 июня 2007 года город Семипалатинск переименован в город Семей. Данная статья является фрагментом книги: Ларионов М.М. Православное зодчество Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск: Издательство Восточно-Казахстанского Фонда поддержки культуры и искусства, 2007. Воскресенская церковь построена на средства отставного казачьего урядника Митрофана Казакова, зданием каменная, крепкая, вместительна. Престолов в ней три: главный - во имя Воскресения Христова и в приделах: в южном – во имя св. Митрофана, первого епископа Воронежского, и в северном - во имя Архистратига Михаила. Чудотворных и местно чтимых икон в церкви нет. В приходе имеется четыре часовни. К Воскресенской церкви приписаны шесть казачьих поселков, находящихся от церкви в 16-52 верстах.

http://sobory.ru/article/?object=15389

Для владыки началась спокойная жизнь. Татарин имел связи и смог устроить так, что через некоторое время в Челкар приехала Вера Афанасьевна Фомушкина, его духовная дочь, которая также была сослана, но в другую местность. 10 октября 1944 года владыка направил в НКВД «усердную просьбу», в которой просил снять с него звание «вольного ссыльного», разрешить уехать в Россию «и там занять епископскую кафедру по назначению Патриаршего Синода». Постановлением Особого совещания при НКВД от 19 мая 1945 года владыка Николай был освобожден досрочно. 5 июля 1945 года постановлением Священного Синода была образована Алма-Атинская и Казахстанская епархия, управляющим которой был назначен архиепископ Николай (Могилевский). Владыка прибыл в Алма-Ату 26 октября 1945 года в день празднования Иверской иконы Божией Матери. Необыкновенная ревность была у Владыки к богослужениям, которые он совершал с максимальным для приходского храма приближением к монастырскому уставу. Служил он всегда благоговейно, никогда не спешил. А когда хор заторопит службу, он сейчас же выглянет из алтаря и спросит: «Кто тут на поезд спешит?» Всем станет стыдно, и хор сразу замедляет темп. В 1947 году ко дню Св. Пасхи архиепископ Николай был награжден крестом на клобук, с 1951 года одновременно управлял и Семипалатинской епархией. В феврале 1955 года, по случаю 35-летнего пребывания во епископстве, возведен в сан митрополита. Усердный молитвенник, особенно любил и почитал владыка Божию Матерь. К большому духовному утешению своей паствы, в праздник Успения Пресвятой Богородицы Владыка, впервые в Алма-Ате, стал совершать дивный чин погребения Плащаницы. Молитвенное настроение не покидало владыку и во все дни его болезни. В воскресение 23 октября 1955 года после последнего своего причащения Святых Христовых Таин, когда монахини в столовой запели было «Совет превечный…», владыка из спальни, напрягая голос, закричал им: «Матушки, матушки, на этом поставим точку. Теперь начнем чин погребения епископа». Пение прекратили, но слез удержать не могли. Особенно напряженно и громко молился владыка в ночь с 23 на 24 октября. Можно было расслышать слова: «Господи, не осуди мя по делом моим, но сотвори со мною по милости Твоей!» Много раз повторял с глубоким чувством: «Господи! Милости прошу, а не суда!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

Территория нынешней Павлодарской области входила в различные епархии Русской Православной Церкви: Тобольскую (до 1895 года), Омскую и Семипалатинскую (1895-1911), Омскую и Акмолинскую (1911-1913), Омскую и Павлодарскую (1913-1937), Среднеазиатскую (1938-1947), Семипалатинскую и Павлодарскую (1948-1955), Алма-Атинскую и Казахстанскую (1945-1991), Алма-Атинскую и Семипалатинскую (1991-1999), Астанайскую и Алма-Атинскую (1999-2010). Самостоятельная Павлодарская епархия была образована решением Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 6 октября 2010 года ( журнал 96 ) с последующим утверждением на Архиерейском Соборе в пределах Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей путем выделения из состава Алма-Атинской епархии. Синод постановил Преосвященному Павлодарскому иметь титул Павлодарский и Усть-Каменогорский. На этом же заседании Священного Синода (журнал 97) епископом Павлодарским и Усть-Каменогорским был избран архимандрит Варнава (Сафонов), наместник Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря Саранской епархии . 12 ноября 2010 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Варнавы (Сафонова) во епископа Павлодарского и Усть-Каменогорского. 14 ноября 2010 года в Храме Христа Спасителя Святейший Владыка возглавил хиротонию архимандрита Варнавы (Сафонова) во епископа Павлодарского и Усть-Каменогорского. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2-4 февраля 2011 года утвердил решение Священного Синода об образовании Павлодарской епархии (Определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 3). 5 октября 2011 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение выделить из состава Павлодарской епархии Усть-Каменогорскую епархию . Епархиальному архиерею Павлодарской епархии определено иметь титул «Павлодарский и Экибастузский». Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Сподвижником архиеп. Николая и настоятелем Никольского собора (1946-1957) был архим. Исаакий (Виноградов) . При архиеп. Николае (временно в 1951, окончательно в 1955) в состав Алма-Атинской епархии вошла территория упраздненной Семипалатинской епархии. В сент. 1960 г. к Алма-Атинской епархии была присоединена Петропавловская епархия (учреждена в 1957), правящий архиерей к-рой архиеп. Иосиф (Чернов) стал Алма-Атинским архипастырем. В 1961 г. в Алма-Атинской епархии было 85 приходов, 88 священников (из них 6 монашествующих), 17 диаконов; в 1970 г.- 46 приходов, 64 священника (из них 1 игумен и 1 иеромонах), 11 диаконов; в 1990 г.- 91 приход и 127 священнослужителей. 1991-2001 гг. К 1991 г. территория Алма-Атинской епархии включала в себя 19 областей, удаленность мн. регионов от епархиального центра более чем на 1,5 тыс. км отрицательно сказывалась на церковной жизни. Решением Свящ. Синода РПЦ от 31 янв. 1991 г. на территории Казахской ССР были образованы 3 самостоятельные епархии: Алматинская и Семипалатинская (с территорией совр. А. и А. е. без Астаны), Уральская и Гурьевская , Чимкентская и Акмолинская . К 1 янв. 1992 г. в Алматинской епархии существовал 41 приход, в клире епархии состояли 75 священнослужителей. В 90-х гг. ХХ в. епархии было возвращено большое число правосл. храмов, кроме того, развернулось интенсивное храмовое строительство: в кон. 90-х гг. на зап. окраине Алма-Аты завершилось строительство величественного храма в честь Рождества Христова в древнерус. стиле, в Караганде сооружен Введенский собор (1997) с комплексом прилегающих к нему построек, в Павлодаре - Преображенский собор (1998). В 1998 г. в Астане освящена закладка Успенского кафедрального собора. Введенский собор в Караганде. 1997 г. Введенский собор в Караганде. 1997 г. В составе епархиального управления А. и А. е. функционируют 4 отдела: миссионерский, молодежный, религ. и богословского образования, социального служения и взаимодействия с вооруженными силами и правоохранительными органами.

http://pravenc.ru/text/76700.html

Во 2-й пол. 30-х гг. XX в. разрушена Воскресенская ц. и разобран на кирпич Троицкий собор в Павлодаре. Были разрушены мн. др. храмы. К кон. 30-х гг. в Павлодарском Прииртышье не действовала ни одна церковь, не было зарегистрированных приходов. Омская кафедра вдовствовала с 1937 по 1946 г. В 30-х гг. ХХ в. Павлодарское Прииртышье стало местом ссылки большого числа осужденных священнослужителей, монашествующих и мирян. В 1937-1938 гг. многие из них были повторно арестованы и затем расстреляны. Среди прославленных Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. новомучеников и исповедников имена 24 чел., погибших на землях П. и Э. е. В 1948-1955 гг. территория П. и Э. е. входила в состав Семипалатинской и Павлодарской епархии, в 1955-1991 гг.- Алма-Атинской и Казахстанской епархии, в 1991-1999 гг.- Алматинской и Семипалатинской епархии, в 1999-2010 гг.- Астанайской и Алматинской епархии. В 1944 г., после обращения верующих к властям, в Павлодаре была зарегистрирована Христорождественская православная община с предоставлением ей молитвенного дома. В 1945 - нач. 50-х гг. приход и молитвенный дом во имя блгв. кн. Александра Невского действовали в с. Иртышск. В 1978 г. в Экибастузе (ныне Екибастуз) зарегистрирована община и приобретен молитвенный дом, к-рый 1 окт. того же года был освящен во имя прп. Серафима Саровского. В 90-х гг. XX в. в Павлодарском Прииртышье активизировались строительство храмов и открытие приходов. В 1999 г. в Павлодаре освятили Благовещенский собор, получивший статус кафедрального. Также в 90-х гг. XX в. построены и освящены храмы: во имя Живоначальной Троицы в с. Железинка, Трехсвятительский в с. Качиры (Кашыр, ныне Теренколь), во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, в пос. Солнечном; открылись молитвенные дома в г. Аксу, селах Актогай, Жамбыл (ныне Аккулынского р-на), Иртышск (ныне Ертис), Константиновка (Успенского р-на), Павлодарское, Успенка, Шарбакты, а также в пос. Ленинском. В 2000 г. освящен Иверско-Серафимовский собор в Экибастузе. В 2003 г. построены Воскресенская ц. в г. Аксу и Успенская ц. в с. Успенка. Храмостроительство продолжилось и после образования П. и Э. е.: в 2015 г. возведен Троицкий храм-часовня в с. Александровка на месте уничтоженной в 30-х гг. XX в. Троицкой ц., в 2017 г. завершено строительство храма во имя арх. Михаила в Павлодаре, в 2018 г. освящена Иоанно-Предтеченская ц. в с. Орловка Шарбактынского р-на. Завершается восстановление разрушенного храма во имя блгв. кн. Александра Невского в с. Ертис.

http://pravenc.ru/text/2578627.html

Материалы о жизни семиреченского епископа были собраны благодаря соборной помощи, которую оказывали разные люди: священник Николай Балашов (Новгородская епархия), иеромонах Стефан (Садо, С.-Петербургская Духовная Академия), многие годы собиравший материалы об Урмийской православной миссии; внучатая племянница епископа Пимена Н. Н. Хлебова (Череповец), П. Г. Резниковский (Ташкент), П. Н. Агафонов (Пермь) и десятки алмаатинцев. Среди них, в первую очередь, должно быть названо имя покойного краеведа профессора Н. П. Ивлева. Без его помощи многие важные документы, касающиеся служения епископа Пимена в городе Верном, остались бы для автора этой книги недоступными. Неизменную поддержку исследованию оказывал Высокопреосвященнейший Алексий (Кутепов), архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский. За содействие научной работе в Перми и Ташкенте автор благодарен Высокопреосвященнейшим архиепископам Пермскому и Соликамскому Афанасию (Кудюку) и Ташкентскому и Среднеазиатскому Владимиру (Икиму). Перелистывая вновь и вновь страницы проповедей епископа Пимена, который раз внимаешь их особенной интонации. Истины Святой Церкви будто бы открываются вновь во всей силе и свежести, исходя из уст этого человека, освященные его делами. Он доказал, что дороже этих истин не было для него ничего: «Счастье – в Боге, в единении с Ним. Нам необходимо постоянное чувство, которое размягчало бы наше сердце и направляло бы нашу мысль к Богу. Без него невозможно никакое благое изменение нашей жизни. Его, прежде всего, старались возбудить в себе наши благочестивые предки, приступая к какому-нибудь великому делу. Оно возвеличит и нас, жаждущих своего обновления и просвещения. Не замедлит наша победа, если мы будем правду творить и святиться еще и еще под покровом Церкви Православной. Аминь». 1 В 1921 г. город Верный был переименован в город Алма-Ата, ставший столицей Казахской ССР с 1929 г. (ныне Алматы). 2 Речь начальника Урмийской православной миссии архимандрита Пимена (Белоликова) при наречении его во епископа Салмасского 5 августа сего года//Прибавления к церковным ведомостям. 1916. 33 (13 августа). С. 810. (Далее при ссылке на этот источник указывается: Речь начальника Урмийской православной миссии...)

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АСТАНАЙСКАЯ И АЛМАТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Казахтанского Митрополичьего округа РПЦ. Первая самостоятельная епархия в Казахстане с центром в Алма-Ате учреждена в 1927 г., в 1927-1944 гг. епархия называлась Алма-Атинская и Туркестанская, в 1945-1991 гг.- Алма-Атинская и Казахстанская, в 1991-1999 гг.- Алматинская и Семипалатинская, с 1999 г.- А. и А. е. В 2003 г. епархия вошла в состав Казахстанского Митрополичьего округа . Епархия объединяет приходы и монастыри на территории городов Астана, Алма-Ата, а также Алма-Атинской области. Кафедральные города - Астана и Алма-Ата, кафедральные соборы - в честь Успения Пресвятой Богородицы (Астана), в честь Вознесения Господня (Алма-Ата). Правящий архиерей - митр. Александр (Могилёв) . А. и А. е. разделена на 8 благочиний: Алма-Атинский городской, Астанайский городской, Жаркентский, Илийский, Иссыкский, Отеген-Батырский, Талдыкорганский, , Узун-Агашский. К 2012 г. В А. и А. е. имелось 67 прихода, 4 мон-ря, 156 священнослужителей. 2-я пол. XIX - 1-я пол. XX в. Еп. Тихон (Шарапов) на горнем месте Введенской ц. в Алма-Ате. 1937 г. Еп. Тихон (Шарапов) на горнем месте Введенской ц. в Алма-Ате. 1937 г. В 1871-1916 гг. г. Верный (с 1921 Алма-Ата) был центром учрежденной в 1871 г. Туркестанской и Ташкентской епархии (см. Ташкентская и Узбекистанская епархия ). После перемещения в дек. 1916 г. кафедры в Ташкент Верный стал центром Семиреченского и Верненского вик-ства , в состав к-рого вошла территория Семиречья (Джетысу) на юго-востоке Казахстана. В 1927 г. вик-ство было преобразовано в самостоятельную Алма-Атинскую и Туркестанскую епархию, правящим архиереем к-рой митр. Сергий (Страгородский) назначил еп. Льва (Черепанова) , чьи полномочия не выходили за пределы Семиречья. За сопротивление закрытию храмов еп. Лев был арестован 15 июля 1929 г., 29 авг. приговорен к заключению в СЛОН. 1 окт. 1929 г. на Алма-Атинскую кафедру получил назначение сщмч.

http://pravenc.ru/text/76700.html

Архив Пн В Неделю 2-ю по Пасхе Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве и возглавил хиротонию архимандрита Игнатия (Сидоренко) во епископа Актюбинского и Кызылординского 1 мая 2022 г. 14:04 1 мая 2022 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, день Антипасхи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.  За Литургией была совершена хиротония архимандрита Игнатия (Сидоренко) во епископа Актюбинского и Кызылординского. Актюбинская епархия образована решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 марта 2022 г. ( журнал 6 ) в административных границах Актюбинской и Кызылординской областей Республики Казахстан, включая город Байконур, путем выделения из состава Уральской и  Чимкентской епархий, с кафедральным центром в городе Актобе. Епархия входит в состав  Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан . Епархиальному архиерею усвоен титул «Актюбинский и Кызылординский». Преосвященным Актюбинским и Кызылординским был избран клирик  Астанайской епархии игумен Игнатий (Сидоренко), возведенный 3 апреля с.г. в сан архимандрита.   За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Крутицкий и Коломенский Павел , Патриарший наместник Московской митрополии ; митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Уральский и Атырауский Антоний ; епископ Каскеленский Геннадий , викарий Астанайской епархии , управляющий делами Митрополичьего округа в Республике Казахстан, ректор Алма-Атинской духовной семинарии ; епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава ; епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан ; епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий ; епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион ; епископ Петропавловский и Булаевский Владимир ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; клирики Митрополичьего округа в Республике Казахстан; московское духовенство.

http://patriarchia.ru/db/text/5922476.ht...

Пожар в Петропавловском женском монастыре Павлодарской епархии полностью уничтожил старое монастырское здание 15 апреля 2021 г. 13:28 14 апреля 2021 года в Петропавловском женском монастыре в селе Павлодарское (Павлодарская область Казахстана) произошел пожар, сообщает сайт   Павлодарской епархии . В результате возгорания полностью уничтожено старое здание обители, в котором находились храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, трапезная, библиотека и монастырские кельи. Сооружение было построено в 1953 году.  Причины пожара устанавливаются. Сообщение в службу пожаротушения о возгорании было сделано в 21.40, но первое подразделение прибыло на место происшествия только через 40 минут после вызова. Как рассказали очевидцы, в прибывшей машине оказалось мало воды. Несмотря на усилия пожарных расчетов огонь полностью уничтожил здание. Пламя удалось ликвидировать только в третьем часу ночи. Никто из насельниц и сотрудников обители не пострадал. Епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава просит молиться за настоятельницу Петропавловского монастыря монахиню Серафиму (Болибок) и сестер обители.  Павлодарская епархия  обращается ко всем, кому дорог Петропавловский монастырь и кому небезразлична судьба христианских святынь, оказать поддержку в ликвидации последствий пожара и проведении восстановительных работ. Петропавловский женский монастырь находится в селе Павлодарское, которое расположено в 10 километрах от города Павлодара и с 1998 года входит в черту города. В 1999 году население села составляло 4633 человека; по данным переписи 2009 года в селе проживало 5319 человек. В марте 1997 года православные жители села Павлодарское обратились к архиепископу Алма-Атинскому и Семипалатинскому Алексию (Кутепову) с прошением об открытии церкви в селе. 31 марта было получено благословение на образование Петропавловского прихода, который 16 июля этого же года получил государственную регистрацию. Под храм сельские власти выделили здание бывшего детского сада, построенное в 1953 году. В здании был сделан ремонт, началось совершение богослужений.

http://patriarchia.ru/db/text/5798911.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010