«Трехнедельное мое пребывание в г. Алма-Ата осенью сего 44 года с целью проведения религиозно-патриотической работы, как Вам известно, за отсутствием православного храма, осталось безрезультатным. Между тем, будучи в Москве, я, вместе с прочими Епископами, слушал высокоталантливую речь уполномоченного по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме Союза ССР тов. Карпова, который особенно ярко отметил большую религиозно-патриотическую работу духовенства православной церкви. Горячее патриотическое чувство побуждает меня вторично прибыть в г. Алма-Ата с надеждой на этот раз восполнить совместные недочеты моей и местной советской власти в первую поездку. Я твердо храню в памяти Ваши уверения на тот счет, что в самом непродолжительном времени вместо указанного Москвой Троицкого храма будет открыт в г. Алма-Ата или Никольский храм, или даже Соборный. Поэтому льщу себя надеждой получить от Вас телеграфное приглашение на освящение в г. Алма-Ата православного храма, в котором я, надеюсь, успешно проведу религиозно-патриотическую работу. Кирилл, епископ Ташкентский и Среднеазиатский, 1944 год». 21 Поскольку Ташкентская и Среднеазиатская епархия была неимоверно велика по своей территории, в Священном Синоде выражались мнения о дроблении Казахстана на регионы, которые отошли бы к иным епархиям, а именно: Семипалатинская и Петропавловская области – к Новосибирской епархии, а Кустанайская область – к Свердловской епархии. Но епископом Ташкентским Кириллом, а так же уполномоченным по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме КазССР поднимался вопрос о необходимости образования самостоятельной епархии – Казахстанской с кафедрой в г. Алма-Ате, о чем епископом Кириллом был предоставлен рапорт Святейшему Патриарху Алексию, в котором говорилось: «Как известно Вашему Святейшеству, в состав Ташкентской и Среднеазиатской епархии входят 5 республик: Казахстанская, Киргизская, Узбекская, Таджикская и Туркменская. В каждой из этих республик имеются уполномоченные по делам Русской Православной Церкви при Совнаркомах, с которыми епархиальному епископу приходится согласовывать работу. Со стороны каждого из них при установлении епархиально-административного управления (организации благочиннических округов) отмечаются настойчивые требования в отношении сохранения республиканских границ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

Собор ап. Андрея Первозванного в Усть-Каменогорске. 2001–2007 гг. Архит. Ю. М. Трашков Собор ап. Андрея Первозванного в Усть-Каменогорске. 2001–2007 гг. Архит. Ю. М. Трашков Возрождение религ. жизни началось после изменения церковно-гос. отношений. В 1944 г. аппарат уполномоченного по делам РПЦ при Совнаркоме Казахской ССР возглавил В. В. Грязных, к-рого в 1946 г. сменил уполномоченный С. Р. Вохменин; при его посредничестве общинам РПЦ были возвращены Казанская ц. в Алма-Ате, Воскресенский собор в Семипалатинске, Михаило-Архангельский собор в Уральске и ряд др. храмов. 5 июля 1945 г. синодальным постановлением была возобновлена Алма-Атинская и Казахстанская епархия (см. ст. Астанайская и Алматинская епархия ), во главе которой был поставлен возвратившийся из ссылки архиеп. Николай (Могилёвский) . Параллельно с Алма-Атинской существовали также Семипалатинская и Петропавловская епархии, упраздненные соответственно в 1955 и 1960 гг. Т. о., в 1960-1991 гг. все приходы республики объединяла Алма-Атинская и Казахстанская епархия. На 1956 г. в К. насчитывалось 55 зарегистрированных общин РПЦ. Ситуация ухудшилась в период 1958-1964 гг., когда в условиях хрущевской волны антицерковных гонений 9 храмов были закрыты, в т. ч. и Михаило-Архангельский собор в Уральске. В 1968 г., по данным уполномоченного по делам религий при Совете Министров Казахской ССР, в республике оставалось 46 зарегистрированных общин РПЦ и 4 незарегистрированные, действовавшие подпольно. Отдельно учитывались нелегальные общины раскольнической Истинно православной церкви и Истинно православных христиан странствующих, разгромленные в 60-х гг. В 1978 г., впервые за несколько десятилетий, власти Казахской ССР зарегистрировали новообразованные общины РПЦ в городах Аягуз и Макинск; в 1979 г.- в городах Экибастуз и Атбасар, в 1981 г.- в городах Джезказган и Алексеевка, в 1982 г.- в городах Эмба, Хромтау и Андреевка, в 1983 г.- в городах Джетысай и Зыряновск. Однако в целом антирелиг. курс властей оставался прежним. Так, в 1984 г. по сфабрикованным обвинениям в совершении нелегальных служб был снят с регистрации и осужден свящ. Павел Бычков из райцентра Фёдоровка Кустанайской обл.

http://pravenc.ru/text/1319864.html

22. Ровенская и Острожская… 23. Сарненская и Полесская… 24. Симферопольская и Крымская 25. Сумская и Ахтырская. 26. Тернопольская и Кременецкая 27. Тульчинская и Брацлавская 28. Харьковская и Богодуховская 29. Херсонская и Таврическая. 30. Хмельницкая и Шепетовская (до 1993 г. – Хмельницкая и Каменец-Погдольская)… 31. Хустская и Виноградовская 32. Черкасская и Каневская 33. Черниговская и Нежинская 34. Черновицкая и Буковинская 23. 416–3 Белорусский Экзархат 1. Брестская и Кобринская 2. Витебская и Оршанская 3. Гомельская и Жлобинская (до 1992 г. – Гомельская и Мозырская) 4. Гродненская и Волковысская 5. Минская и Слуцкая (до 1992 г. – Минская и Гродненская; до 1989г. – Минская и Белорусская). 6. Могилевская и Мстиславская 7. Новогрудская и Лидская 8. Пинская и Лунинецкая (до 1990 г. – Пинская и Брестская). 9. Полоцкая и Глубокская (до 1992 г. – Полоцкая и Витебская) 10. Туровская и Мозырская 23.416–4 Православная Церковь в Казахстане 1. Асанайская и Алма-Атинская (до 1999 г. – Алма-Атинская и Семипалатинская; до 1991 г. – Алма-Атинская и Казахстанская). 2. Уральская Гурьевская 3. Чимкентская и Акмоленская 23. 416–5 Православная Церковь в Латвии 1. Рижская 23. 416–6 Православная Церковь в Литве 1. Виленская и Литовская 23. 416–7 Православная Церковь в Молдове. 1. Единецкая и Бричанская 2. Кагульская и Каушанская… 3. Кишеневская 4. Тираспольская и Дубоссарская 23. 416–8 Эстонская Апостольская Православная Церковь . 1. Таллинская 23. 416–9 Православная Церковь на территории Узбекистана, Киргизстана, Таджикистана и Туркменистана. 1. Ташкентская и Среднеазиатская 23. 417 Из жизни зарубежных учреждений Московского Патриархата 1. Западноевропейский Экзархат (до 1990 г. ) (Англия, Бельгия, Италия, Нидерланды, Франция, Швейцария)… 2. Среднеевропейский Экзархат (до 1990 г. ) (Австрия, ГДР, Западный Берлин, ФРГ) 3. Экзархат Центральной и Южной Америки (до 1990 г. ) 4. Православная Церковь в Австрии (до 1990 г. в составе Среднеевропейского Экзархата) а) Венская и Будапештская епархия (до 2000г. – Венская и Австрийская)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вениамин, епископ Талгарский, викарий Астанайской епархии (Рудый Георгий Анатольевич) Дата рождения: 17 июля 1959 г. Дата хиротонии: 30 апреля 2023 г. Дата пострига: 12 апреля 1992 г. День ангела: 13 августа Страна: Казахстан Биография: Родился 17 июля 1959 г. в г. Алма-Ате Казахской ССР. В 1976-1982 гг. учился на физическом факультете Казахского государственного университета, специальность — физик, преподаватель физики. В 1982-1986 гг. работал в Институте ядерной физики АН КазССР, занимал должность инженера. В 1986-1989 гг. работал наладчиком в УМИТ Треста «Казэлеваторстрой». 7 апреля 1990 г. рукоположен в сан диакона, 28 августа — в сан пресвитера. В 1990-1995 гг. проходил заочное обучение в  Московской духовной семинарии , в 2002 г. окончил Московскую духовную академию (заочно). 12 апреля 1992 г. архиепископом Алма-Атинским и Семипалатинским Алексием  пострижен в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина Петроградского. В 1990 г. — клирик собора апостолов Петра и Павла г. Петропавловска Северо-Казахстанской области КазССР. В 1990-2003 гг. исполнял послушание настоятеля храма блаженной Ксении Петербургской г. Капчагая. В 1998-2003 гг. преподавал в Алма-Атинском епархиальном духовном училище катехизис, Ветхий и Новый Заветы, с 2001 г. — общую церковную историю, историю Поместных Православных Церквей. В 2000-2003 гг. исполнял послушание благочинного 3-го Алма-Атинского церковного округа. В 2000 г. возведен в сан игумена. В 2003-2022 гг. — секретарь Чимкентской епархии . В 2016 г. возведен в сан архимандрита. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 марта 2023 г. ( журнал 4 ) избран викарием  Астанайской епархии  с титулом «Талгарский». Наречен во епископа 27 апреля 2023 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 30 апреля за Литургией в Храме Христа Спасителя. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Образование: 1995 г. — Московская духовная семинария (заочно). 2002 г. — Московская духовная академия (заочно). Епархия: Астанайская епархия (Викарный архиерей)   Научные труды, публикации: Слово архимандрита Вениамина (Рудого) при наречении во епископа Талгарского. Награды: Церковные: E-mail: mitropolia.kz@yandex.ru Web-caйm: http://mitropolia.kz Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6011336...

Алексий, митрополит Тульский и Ефремовский (Кутепов Андрей Николаевич) Дата рождения: 10 мая 1953 г. Дата хиротонии: 1 декабря 1988 г. Дата пострига: 7 сентября 1975 г. День ангела: 18 октября Страна: Россия Биография: Родился 10 мая 1953 г. в Москве в семье рабочего. В 1970 г. окончил среднюю школу и поступил на химический факультет МГПУ им. Ленина. В 1972 г., оставив институт, поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1975 г. 15 февраля 1975 г. рукоположен во диакона, 22 июня — во иерея, назначен настоятелем Знаменского кафедрального собора г. Иркутска, секретарем епископа Иркутского и Читинского Серапиона (Фадеева) и благочинным I и II Иркутских благочиний. 7 сентября 1975 г. в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество, на следующий день возведен в сан игумена, 20 ноября — в сан архимандрита. В 1979 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В мае 1980 г. назначен секретарем архиепископа Владимирского и Суздальского, настоятелем кафедрального Успенского собора г. Владимира и благочинным Владимирского и Муромского благочиний. 27 марта 1984 г. назначен наместником Троице-Сергиевой лавры. С 20 октября 1988 г. по 20 июля 1990 г. — председатель Хозяйственного управления Московского Патриархата . 1 декабря 1988 г. хиротонисан во епископа Зарайского, викария Московской епархии. 30 декабря 1988 г. возведен в сан архиепископа. 20 июля 1990 г. назначен на Алма-Атинскую и Казахстанскую кафедру , с 31 января 1991 г. — Алма-Атинский и Семипалатинский, с 31 марта 1999 г. — Астанайский и Алма-Атинский. Определением Священного Синода от 7 октября 2002 г. переведен на Тульскую и Белевскую кафедру. 20 апреля 2009 г. за Литургией в Успенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита. Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. ( журнал 94 ) утвержден в должности настоятеля (игумена) Богородичного Щегловского мужского монастыря г. Тулы и Введенского Макариевского мужского монастыря села Жабынь Белевского района Тульской области. Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. ( журнал 149 ) назначен главой Тульской митрополии с титулом «Тульский и Ефремовский». С 29 декабря 2021 г. по 24 марта 2022 г. — и.о. ректора Тульской духовной семинарии. Образование: 1975 г. — Московская духовная семинария. 1979 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия). Место работы: Тульская митрополия (Глава митрополии) Епархия: Тульская епархия (Правящий архиерей)   Награды: Церковные: Светские: E-mail: tula@mpatriarchia.ru Web-caйm: http://tulaeparhia.ru на Патриархия.ru «От Господа стопы человеку исправляются...» (Пс. 36:23) [Ihmepb " ю] Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245044...

До середины 80-х гг. XX века на территории современного Восточного Казахстана действовало всего четыре православных прихода, и среди них Воскресенский собор Семипалатинска, входившие в состав Алма-Атинско-Казахстанской епархии. В 1991 году, в связи с увеличением числа приходов Русской Церкви в Казахстане, существующая здесь единственная епархия была разделена на три. В частности, выделилась Алма-Атинская и Семипалатинская епархия. В настоящее время создана новая церковная структура – Астанайская и Казахстанская Митрополия, объединившая существующие казахстанские епархии. В 2001 году была проведена большая работа по ремонту Воскресенского собора, в основном, коснувшаяся наружной части здания. Были построены административно-хозяйственные корпуса, здание воскресной школы, а также Всехсвятский крестильный храм. Территория возле храма значительно расширилась, а в связи с этим появилась новая церковная ограда, стилистически напоминающая прежнюю, разобранную в ходе ремонтных работ. Внутри ограды имеются зеленые насаждения, дорожки выложены брусчаткой. Воскресенский собор Семипалатинска – одно из красивейших православных церковных построек в Казахстане. В 2010 году ему исполнилось 150 лет.  Указом Президента Республики Казахстан от 21 июня 2007 года город Семипалатинск переименован в город Семей. Данная статья является фрагментом книги: Ларионов М.М. Православное зодчество Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск: Издательство Восточно-Казахстанского Фонда поддержки культуры и искусства, 2007. Воскресенская церковь построена на средства отставного казачьего урядника Митрофана Казакова, зданием каменная, крепкая, вместительна. Престолов в ней три: главный - во имя Воскресения Христова и в приделах: в южном – во имя св. Митрофана, первого епископа Воронежского, и в северном - во имя Архистратига Михаила. Чудотворных и местно чтимых икон в церкви нет. В приходе имеется четыре часовни. К Воскресенской церкви приписаны шесть казачьих поселков, находящихся от церкви в 16-52 верстах.

http://sobory.ru/article/?object=15389

Для владыки началась спокойная жизнь. Татарин имел связи и смог устроить так, что через некоторое время в Челкар приехала Вера Афанасьевна Фомушкина, его духовная дочь, которая также была сослана, но в другую местность. 10 октября 1944 года владыка направил в НКВД «усердную просьбу», в которой просил снять с него звание «вольного ссыльного», разрешить уехать в Россию «и там занять епископскую кафедру по назначению Патриаршего Синода». Постановлением Особого совещания при НКВД от 19 мая 1945 года владыка Николай был освобожден досрочно. 5 июля 1945 года постановлением Священного Синода была образована Алма-Атинская и Казахстанская епархия, управляющим которой был назначен архиепископ Николай (Могилевский). Владыка прибыл в Алма-Ату 26 октября 1945 года в день празднования Иверской иконы Божией Матери. Необыкновенная ревность была у Владыки к богослужениям, которые он совершал с максимальным для приходского храма приближением к монастырскому уставу. Служил он всегда благоговейно, никогда не спешил. А когда хор заторопит службу, он сейчас же выглянет из алтаря и спросит: «Кто тут на поезд спешит?» Всем станет стыдно, и хор сразу замедляет темп. В 1947 году ко дню Св. Пасхи архиепископ Николай был награжден крестом на клобук, с 1951 года одновременно управлял и Семипалатинской епархией. В феврале 1955 года, по случаю 35-летнего пребывания во епископстве, возведен в сан митрополита. Усердный молитвенник, особенно любил и почитал владыка Божию Матерь. К большому духовному утешению своей паствы, в праздник Успения Пресвятой Богородицы Владыка, впервые в Алма-Ате, стал совершать дивный чин погребения Плащаницы. Молитвенное настроение не покидало владыку и во все дни его болезни. В воскресение 23 октября 1955 года после последнего своего причащения Святых Христовых Таин, когда монахини в столовой запели было «Совет превечный…», владыка из спальни, напрягая голос, закричал им: «Матушки, матушки, на этом поставим точку. Теперь начнем чин погребения епископа». Пение прекратили, но слез удержать не могли. Особенно напряженно и громко молился владыка в ночь с 23 на 24 октября. Можно было расслышать слова: «Господи, не осуди мя по делом моим, но сотвори со мною по милости Твоей!» Много раз повторял с глубоким чувством: «Господи! Милости прошу, а не суда!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

58 Вера Афанасьевна впоследствии приняла монашеский постриг с именем Варвара, а перед кончиной — схиму. Скончалась 30 июня 1974 г. в Киеве в Покровском монастыре. 62 В ее состав вошла вся территория Казахской ССР, кроме Петропавловской и Семипалатинской областей, которые оставались в составе Новосибирской епархии. В 1948 г. была выделена Семипалатинская епархия, в состав которой входили Семипалатинская, Павлодарская и Восточно-Казахстанская области. В 1950 г. они отошли к Алма-Атинской и Казахстанской епархии. С этого момента архиепископ Николай имел в своем окормлении весь Казахстан. 63 Священномученик Феофан (Ильменский) и иже с ним убиенные прославлены в лике местночтимых святых Пермской епархии 19 июня/2 июля 1998 г. Внесены в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в 2000 г. Деяние о канонизации священномученика Феофана (Ильменского) и иже с ним убиенных см.: Патерик новоканонизированных святых//Альфа и Омега. 2000. 3(25). С. 256 сл. 64 Жизнеописание священномученика Андроника см. в выпуске Патерика новоканонизированных святых в 1(39) “Альфы и Омеги” за 2004 г. 65 Священномученик Варлаам (Коноплев) и братия Белогорского Свято-Николаевского монастыря прославлены в лике местночтимых святых Пермской епархии 19 июня/2 июля 1998 г. Внесены в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в 2000 г. Деяние о канонизации священномученика Варлаама (Коноплева) и братии монастыря см.: Патерик новоканонизированных святых//Альфа и Омега. 2000. 3(25). С. 256 сл. 66 В Пермской губернии было значительное количество старообрядцев и Епархия вела среди них активную миссионерско-просветительскую работу. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Во 2-й пол. 30-х гг. XX в. разрушена Воскресенская ц. и разобран на кирпич Троицкий собор в Павлодаре. Были разрушены мн. др. храмы. К кон. 30-х гг. в Павлодарском Прииртышье не действовала ни одна церковь, не было зарегистрированных приходов. Омская кафедра вдовствовала с 1937 по 1946 г. В 30-х гг. ХХ в. Павлодарское Прииртышье стало местом ссылки большого числа осужденных священнослужителей, монашествующих и мирян. В 1937-1938 гг. многие из них были повторно арестованы и затем расстреляны. Среди прославленных Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. новомучеников и исповедников имена 24 чел., погибших на землях П. и Э. е. В 1948-1955 гг. территория П. и Э. е. входила в состав Семипалатинской и Павлодарской епархии, в 1955-1991 гг.- Алма-Атинской и Казахстанской епархии, в 1991-1999 гг.- Алматинской и Семипалатинской епархии, в 1999-2010 гг.- Астанайской и Алматинской епархии. В 1944 г., после обращения верующих к властям, в Павлодаре была зарегистрирована Христорождественская православная община с предоставлением ей молитвенного дома. В 1945 - нач. 50-х гг. приход и молитвенный дом во имя блгв. кн. Александра Невского действовали в с. Иртышск. В 1978 г. в Экибастузе (ныне Екибастуз) зарегистрирована община и приобретен молитвенный дом, к-рый 1 окт. того же года был освящен во имя прп. Серафима Саровского. В 90-х гг. XX в. в Павлодарском Прииртышье активизировались строительство храмов и открытие приходов. В 1999 г. в Павлодаре освятили Благовещенский собор, получивший статус кафедрального. Также в 90-х гг. XX в. построены и освящены храмы: во имя Живоначальной Троицы в с. Железинка, Трехсвятительский в с. Качиры (Кашыр, ныне Теренколь), во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, в пос. Солнечном; открылись молитвенные дома в г. Аксу, селах Актогай, Жамбыл (ныне Аккулынского р-на), Иртышск (ныне Ертис), Константиновка (Успенского р-на), Павлодарское, Успенка, Шарбакты, а также в пос. Ленинском. В 2000 г. освящен Иверско-Серафимовский собор в Экибастузе. В 2003 г. построены Воскресенская ц. в г. Аксу и Успенская ц. в с. Успенка. Храмостроительство продолжилось и после образования П. и Э. е.: в 2015 г. возведен Троицкий храм-часовня в с. Александровка на месте уничтоженной в 30-х гг. XX в. Троицкой ц., в 2017 г. завершено строительство храма во имя арх. Михаила в Павлодаре, в 2018 г. освящена Иоанно-Предтеченская ц. в с. Орловка Шарбактынского р-на. Завершается восстановление разрушенного храма во имя блгв. кн. Александра Невского в с. Ертис.

http://pravenc.ru/text/2578627.html

Материалы о жизни семиреченского епископа были собраны благодаря соборной помощи, которую оказывали разные люди: священник Николай Балашов (Новгородская епархия), иеромонах Стефан (Садо, С.-Петербургская Духовная Академия), многие годы собиравший материалы об Урмийской православной миссии; внучатая племянница епископа Пимена Н. Н. Хлебова (Череповец), П. Г. Резниковский (Ташкент), П. Н. Агафонов (Пермь) и десятки алмаатинцев. Среди них, в первую очередь, должно быть названо имя покойного краеведа профессора Н. П. Ивлева. Без его помощи многие важные документы, касающиеся служения епископа Пимена в городе Верном, остались бы для автора этой книги недоступными. Неизменную поддержку исследованию оказывал Высокопреосвященнейший Алексий (Кутепов), архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский. За содействие научной работе в Перми и Ташкенте автор благодарен Высокопреосвященнейшим архиепископам Пермскому и Соликамскому Афанасию (Кудюку) и Ташкентскому и Среднеазиатскому Владимиру (Икиму). Перелистывая вновь и вновь страницы проповедей епископа Пимена, который раз внимаешь их особенной интонации. Истины Святой Церкви будто бы открываются вновь во всей силе и свежести, исходя из уст этого человека, освященные его делами. Он доказал, что дороже этих истин не было для него ничего: «Счастье – в Боге, в единении с Ним. Нам необходимо постоянное чувство, которое размягчало бы наше сердце и направляло бы нашу мысль к Богу. Без него невозможно никакое благое изменение нашей жизни. Его, прежде всего, старались возбудить в себе наши благочестивые предки, приступая к какому-нибудь великому делу. Оно возвеличит и нас, жаждущих своего обновления и просвещения. Не замедлит наша победа, если мы будем правду творить и святиться еще и еще под покровом Церкви Православной. Аминь». 1 В 1921 г. город Верный был переименован в город Алма-Ата, ставший столицей Казахской ССР с 1929 г. (ныне Алматы). 2 Речь начальника Урмийской православной миссии архимандрита Пимена (Белоликова) при наречении его во епископа Салмасского 5 августа сего года//Прибавления к церковным ведомостям. 1916. 33 (13 августа). С. 810. (Далее при ссылке на этот источник указывается: Речь начальника Урмийской православной миссии...)

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010