В свободное время будущий священник, как только выдавалась свободная минута, посещал службы в храмах Архангельска. Зимой он много раз пешком переходил по льду Северную Двину. По окончании службы его уговаривали остаться в армии – работать в медицинской части, где ему довелось послужить санинструктором. Но он стремился только к преподобному Сергию, в лавру, откуда был призван, и никем иным себя не мыслил, кроме священника. Выбор пути По возвращении в Троице-Сергиеву лавру семинариста Алексия зачислили в третий класс МДС, где он продолжил свое духовное образование. «Поначалу, после трехлетнего перерыва, учиться было нелегко, но я начал усердно заниматься, – вспоминал батюшка Алексий. – За все время только один раз не выучил урок, понадеялся на то, что меня спрашивали накануне и теперь не спросят. Но меня спросили, а я был не готов. Преподаватель на это сказал: “В малом будь верен”». Эти слова семинарист Алексий запомнил на всю жизнь – они стали принципом его жизни, с которым он соизмерял в дальнейшем свои дела и поступки. К урокам же впредь он стал готовиться чрезвычайно добросовестно. Учился хорошо, много времени проводил в библиотеке и окончил МДС по первому разряду. По окончании семинарии в 1956 году он продолжил учебу – поступил в Московскую духовную академию (МДА). На одном курсе в академии с ним учились будущие священнослужители, многие из которых известны сегодня. Среди них – Святейший и Блаженнейший Католикос, Патриарх всея Грузии Илия II, архиепископ Анатолий (Кузнецов) и другие. Курс был очень дружным. На четвертом курсе Алексий Зотов представил курсовое сочинение под заглавием «Нравственное совершенствование христианина по творениям преподобного Феодора Студита/4-й том Добротолюбия/». Совет академии присвоил ему ученую степень кандидата богословия. Во время учебы в МДА в дни летних каникул Алексий ездил по святым местам. Уже тогда перед ним встал вопрос выбора дальнейшего пути. В одну из таких поездок он посетил Одессу, где познакомился со схиигуменом Кукшей (прославлен в лике преподобных). Прозорливый старец благословил его на монашеский путь. Вернувшись из поездки, он отправился к своему духовному отцу игумену Платону (Климову) – старцу Зосимо-Смоленской пустыни, и тот… благословил его на брак, но при этом наказал выполнять монашеское правило, которое сам же и назначил. Отец Платон считал, что в тот момент важнее было пополнять духовенство приходских храмов.

http://pravoslavie.ru/59402.html

Между тем отмена гражданских ограничений и стеснений для старообрядцев и иноверцев, идущая от самой Церкви, не только могла бы действовать к ослаблению вражды иначе мыслящих, но и способствовала бы к усилению самосознания внутри самой Церкви и восстановлению за ней в государстве того нравственного значения, которое, наприм., достаточно ярко обнаруживалось в деятельности известных московских святителей св. Алексия и Филиппа. Но – увы! – все эти соображения – уже одни мечты, и сделались они таковыми благодаря членам Особого Совещания, именующим себя верными сынами Церкви и опасавшимся совершить перед нею великий грех... Но не будем боле мечтать, – это очень тяжело, когда прошлого уже не воротишь. Итак, вопрос о церковной реформе оказался в распоряжении, известных нам по подготовлению закона 17-го апреля, членов Особого Совещания. При мысли об этом, люди, не подавленные бюрократической школой и считающее, что действия человека, особенно в делах важных, должны обусловливаться его убеждениями, а не приказаниями начальства или влияниями разных переменчивых течений, естественно, прежде всего спрашивали, каковы религиозные убеждения членов Совещания и их взгляды на задачи и дела Православной Церкви. И вот в этом отношении газеты с самого же начала передали очень тревожные сведения. По утверждению газет, председатель Совещания, гр. Ватте, при указании причин приступить к вопросу о Православной Церкви высказал, что «не надо забывать, что у нашего народа, у этой 120-миллионной массы есть только два сокровища, которыми он живёт: одно – это земля, и то небольшое, что он от нее получает, другое – его живая вера, которая облегчает тяжесть земной ноши, даёт ему силу мириться с горестью жизни. И страшно, как бы нам не лишить народ этого самого дорогого для него сокровища». 3 Таким образом, религиозная вера сопоставляется с благами мира и одно пополняет другое. Перенесение недостатка в земле и ее производительности облегчается существованием в душе народа веры, и вера даёт народу силу мириться с горестью жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Шутка ли, 42 года в авиации и 12 тысяч часов за штурвалом самолета – это целых 500 дней беспрерывного полета! Бабаскин был едва ли не единственным гендиректором в российской авиации, который регулярно сам садился за штурвал. Как он сам полушутливо говорил: «Из кабины самолета всё лучше видно». Так поступил Василий Викторович Бабаскин и когда осуществлял тот самый спецрейс для Святейшего Патриарха. Важный пассажир – В июле 1994 года, будучи в Ставрополе, я зашел к губернатору края Евгению Семеновичу Кузнецову, с которым меня связывали хорошие, уважительные отношения. У него в кабинете сидел начальник аэропорта Ставрополя, и они обсуждали вопрос, как доставить Святейшего Патриарха Алексия из Москвы в Ставрополь. Мой коллега предложил осуществить это на самолете Ан-24. Меня это сразу насторожило по многим причинам. Этот тип самолета летит на высоте 4–6 тысяч метров, где формируются грозовые облака и могут возникнуть опасные метеоявления. Кроме того, этот самолет шумливый, да и скорость невысока, так что полет из Москвы займет 3,5–4 часа. И уж совсем не по душе пришлась идея выделить для Патриарха и его сопровождения половину первых рядов, а вторую половину продать простым пассажирам, чтобы не оказаться в накладе. Я был не в восторге от такого предложения, считал недопустимым везти Патриарха на «шарабане». Это будет просто позор Ставрополью. Я счел недопустимым везти Святейшего Патриарха на «шарабане» Василий Викторович был даже внутренне возмущен таким планом, но вместо того, чтобы гневно раскритиковать его, действовал по принципу «возражая, предлагай» и выдвинул свой вариант решения этой задачи, важной для родного края и особенно его православного населения. Он обратился к губернатору: «Я предлагаю доставить Святейшего без посторонних пассажиров на новом самолете ТУ-154М, оборудованном первым классом». Сейчас такое предложение выглядит обыденным, а в тот момент авиапарки большинства компаний находились в плачевном состоянии. А «КавминводыАвиа» как раз в том же 1994 году был приобретен Ту-154М, собранный в Куйбышеве. В тот момент, когда все авиакомпании лихорадочно закупали «Боинги», приобретение именно российского авиалайнера можно было приравнять к подвигу. Это стало неоценимой и очень своевременной помощью отечественным авиастроителям, которые в эти годы были лишены государственной поддержки.

http://pravoslavie.ru/119486.html

3 место. Издательство «Политическая энциклопедия» РОССПЭН. «Патриарх Победы. Жизнь и церковное служение патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского)». Автор: Михаил Одинцов. Лучшая духовно-патриотическая книга 1 место. Издательство «Политическая энциклопедия» РОССПЭН. «Отечество в Великой войне 1941-1945 годов. Образы и тексты». Под общей редакцией кандидата исторических наук Андрея Сорокина, доктора исторических наук Андрея Шутова. 2 место. Издательство «Вече». «Последний год Грибоедова. Триумф. Любовь. Гибель». Автор: Сергей Дмитриев. Лучшая книга для детей и юношества 2 место. Издательство Сретенского монастыря. «Житие священномученика Илариона (Троицкого) для детей». Автор: Ирина Судакова. 2 место. Издательство «Сибирская Благозвонница». «Любимым детям». Составители — Елена Ерофеева и Людмила Чуткова. 3 место. Издательство «Даръ». «Один в поле воин». Автор: Екатерина Каликинская. Лучшее цифровое издание 1 место. Издательский дом «Союз». Аудиокнига «Владимир Тендряков. Собрание сочинений». Читают: Вениамин Смехов, Сергей Гармаш, Максим Суханов, Александр Клюквин, Михаил Горевой. 2 место. Издательский дом «Союз». Аудиокнига «Александр Сергеевич Пушкин. Собрание сочинений». Читают: Максим Пинскер, Александр Клюквин, Алексей Золотницкий.  2 место. Издательский дом «Союз». Аудиокнига «Николай Васильевич Гоголь. Собрание сочинений». Читают: Вениамин Смехов, Александр Клюквин, Алексей Кузнецов. 3 место. Издательство Курской областной библиотеки для слепых им. В.С. Алёхина. Аудиокнига «Святые земли Курской». Автор: священник Владислав Реутов, читает Нина Олешня. Присутствовавший на церемонии председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, чья книга «Иисус Христос. Жизнь и учение. Начало Евангелия» заняла первое место в номинации «Лучшая духовно-просветительская книга», сердечно поблагодарил за врученную награду и  рассказал об истории создании книги. По материалам Издательского Совета  и Службы коммуникации ОВЦС

http://patriarchia.ru/db/text/4658566.ht...

Прихожане села Леониха снова начали поиски подходящего участка для строительства, и к 2003 году здесь возвели храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Жителям Звездного городка пришлось ждать дольше всех. В 2007 году произошла знаменательная встреча, предрешившая исход дела, — командир отряда космонавтов Юрий Валентинович Лончаков познакомился с Анатолием Николаевичем Кузнецовым, будущим строителем храма. Оказалось, что братья Кузнецовы построили на свои средства четыре храма и должны были строить пятый, но в последний момент в Москве было принято решение строить каменную церковь вместо деревянной. И тогда из заготовленных материалов решили построить церковь в Звездном городке. Чертежи показали епископу Феогносту, он проект утвердил. В том же 2007 году руководитель ЦПК Василий Васильевич Циблиев дал добро на возведение храма в Звездном городке. Закладка храма 4 августа 2008 года насельник Лавры игумен Иов (Талац) совершил чин закладки храма. В фундамент будущей церкви заложили капсулу с грамотой, в которой указали дату основания храма, его посвящение, имя Святейшего Патриарха Алексия II, а также четырехугольный камень — «непоколебимое основание храма». Камень для этого специально привезли со Святой Земли, с горы Фавор, где преобразился Господь наш Иисус Христос. Василий Циблиев пошел на чрезвычайные меры — из соседнего кабинета он позвонил лично Патриарху Алексию II Когда о строительстве храма узнали в Министерстве обороны, к начальнику Центра В.В. Циблиеву приехали уполномоченные Министерством представители, готовые вынести постановление о запрете строительства и разборе уже воздвигнутой части храма. Ситуация казалась критической, и Василий Васильевич пошел на чрезвычайные меры — из соседнего кабинета он позвонил лично Патриарху Алексию II. Святейший попросил дать ему один час. Через час в кабинете начальника Центра раздался звонок министра обороны, который спрашивал с возмущением: «Зачем вы сталкиваете нас лбами с Патриархом? В нашем министерстве никто не против строительства». Обескураженные представители власти уехали ни с чем.

http://pravoslavie.ru/147808.html

Спасая свою душу, подвижник вынужден — быть может, против воли — спасать человечество. Замыкаясь от мира, он не смеет замкнуться от любви к твари — Симеон исцеляет даже дракона — прежде всего, к лицу человеческому, в котором запечатлелся Божественный Лик. И весь подвиг его жизни может быть рассматриваем как служение человечеству. «Угодно было Господу, — говорит сириец, — поставить его на столпе в эти дни, в последние времена, так как Он видел, что человечество как бы заснуло. Чрез муки своего слуги хотел Он разбудить мир, погруженный в глубокий сон». Но это уже не только общественно-церковное служение. Оно расширяется до пределов церковно-космических. Вторгаясь своей чудесной мощью в течение природы, повелевая его законами, Симеон, в глазах своего восторженного почитателя, — «мудрый кормчий, направляющий корабль вселенной», «искусный строитель, который своей молитвой держит тяжесть мироздания». — «Как балки здание, так, поистине, его молитвы поддерживали творение». Старец готов видеть в Симеоне второе Провидение. Введем в должные границы его окрыленную фантазией речь: Симеон служит творенью, Симеон любит людей. Начав с «первой и большей заповеди», возлюбив Бога превыше всего, он в этой любви находит источник любви к человеку ». Вот формула: любовь к Богу → любовь к человеку. «Патологический», «жестокий», радикальный аскетизм Симеона есть порыв любви к Богу, который в евангельской логике означает возгорание любви к человеку. В исследовании архиепископа Алексия (Кузнецова) о столпничестве как раз есть две главы об этих двух любовях: «аскетический экстаз, или самовосхищение в столпничестве» и «общественное служение святых столпников»: « Дух св. столпников постоянно порывался к своему источнику — Богу, небу, св. Духу. Он постоянно усиливался сбросить и стряхнуть с себя тяжесть плоти и земли и вознестись на небо. Они возвышались над землею, отделялись совершенно от ряда всех земных существ, становясь ангелоподобными, небесными. Такая жизнь уже теряет свойства земной жизни; это уже жизнь небесная, жизнь небожителей. Св. столпники достигали высшего совершенства — «вкушения» Бога. Такое состояние можно определить, как экстатическое. В жизни св. столпников оно вполне возможно и весьма характерно, так как экстаз столпнический не имеет в других видах подвижничества сходства. У иных из них замечалось просияние лица. Дух Святый в виде горящей свещи сходит. «Небо отверсто». «Неизреченное сияние». «Огненные пламена». Слух св. столпников воспринимал звуки невыразимо гармонической музыки. Пение ангелов. Они беседовали с невидимыми для других существами. Чувство обоняния св. столпников услаждалось неведомыми приятными запахами. Видение рая. Жития св. столпников переполнены описанием их экстатического состояния, которого они сподоблялись в состоянии «восторга», как замечают их жития ».

http://blog.predanie.ru/article/simeon-s...

21 янв. 1922 г. прот. Николай принял монашеский постриг с именем Георгий, 22 янв. возведен в сан архимандрита. Наречение его во епископа состоялось 11 февр. того же года, хиротонию на следующий день совершили Сарапульский еп. Алексий и Ижевский еп. Стефан (Бех) в Вознесенском кафедральном соборе Сарапула. 23 окт. 1923 г. Г. был осужден на 2 года лишения свободы за «антисоветскую деятельность», вскоре освобожден по амнистии. В связи с арестом и ссылкой еп. Алексия (Кузнецова) по его поручению со 2 авг. по 12 дек. 1924 г. Г. управлял сарапульскими городскими церквами и храмами 1, 2 и 3-го благочиннических округов Сарапульской епархии . С 6 авг. по 25 сент. 1924 г. Г. управлял также Малмыжским вик-ством Сарапульской епархии. 19 февр. 1925 г. Патриарх Московский и всея России св. Тихон назначил Г. епископом Малмыжским. С 1 марта по 25 апр. того же года по поручению вновь арестованного еп. Алексия (Кузнецова) Г. временно управлял Сарапульской епархией, в 1925 г. также окормлял приходы соседнего Уржумского вик-ства Вятской епархии из-за отсутствия в Вятской епархии правящего архиерея. 23 февр. 1926 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) назначил Г. временно управляющим Уржумским вик-ством. 16 сент. 1927 г. Г. был переведен на Курганское вик-ство Тобольской епархии. Назначение, возможно, было вызвано недоразумением между ним и вернувшимся из ссылки архиеп. Вятским и Слободским Павлом (Борисовским) по вопросу полномочий Г. в отношении Уржумского вик-ства и степени самостоятельности последнего (2-е письмо прот. Александра Серебреникова архиеп. Павлу - ГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 77. Д. 17. Л. 8). С 10 окт. 1928 по 1 марта 1929 г. по указу митр. Сергия Г. также временно управлял приходами Петропавловской и Акмолинской епархии . В связи с увеличением в Вятской губ. числа последователей священноисп. Виктора (Островидова) , не признававших полномочий Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (к кон. 1928 клирики ок. 135 приходов в крае (1/3) не поминали за богослужением митр.

http://pravenc.ru/text/164251.html

А. И. Кузнецов 321 «Аще не послушает тебя брат твой, повеждь Церкви» ( Мф. 18:17 ) В 1924 году я был трижды принят покойным Патриархом Тихоном. В то время мы, «тихоновцы», как тогда нас называли, сопротивлялись обновленчеству. Жалобы на их беззаконный захват православных храмов, с которыми мы, в частности я, обращались в правительственные органы, приводили нас сначала к Патриарху за советами и благословением его Святейшества. Патриарх внимательно читал материалы и давал наставления, куда обратиться и с кем говорить. Вот на таком деловом контакте состоялись два первые мои посещения Патриарха. Это было 31 мая и 17 июля. Третий раз я был на патриаршем приёме по случаю престольного праздника в Донском монастыре – 19 августа. Его Святейшество подарил мне тогда собственную фотографию с трогательной надписью и удостоил меня беседы, в ходе которой сказал мне: «Не худо было бы собирать материалы по обновленчеству. Вы человек молодой, энергичный и этим можете сослужить неоценимую службу истории нашей Церкви». Я почтительно поклонился. Преподавая мне при прощании благословение, патриарх вновь напомнил мне об этом: «Не забудьте, что это дело нужное и важное». Благословение патриарха воодушевило меня, в этом благословении я как бы почувствовал руку Божию. Мне казалось, что Само Провидение призывает меня быть не только свидетелем событий, происходивших на моих глазах, или участником в борьбе с непризванными неофитами, но и историком раскола, т. е. собирателем и хранителем всего достоверного, подлежащего нелицемерному суду истории. Обновленческий раскольничий лагерь существовал 24 года. Обновленчество возникло в дни патриарха Тихона– 12 мая 1922 года и окончилось в дни патриарха Алексия – в марте 1946 года. Хотя концом его можно считать сентябрь 1943 года, когда правительство открыто признало только одну Русскую Православную Церковь , возглавляемую патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием, разрешило созыв Собора, на котором был избран Патриарх. Именно с этого момента жалкие остатки обновленцев оказались на нелегальном положении, владея в Москве одним храмом преп.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

А потом я подумал: «А кто у нас в стране вообще знает что-либо о Международном Фонде славянской письменности и культуры? А помнят ли, что именно Международный Фонд официально создан в 1989 году по инициативе русских писателей Виталия Маслова, Василия Белова, Валентина Распутина, академиков Никиты Ильича Толстого и Олега Николаевича Трубачева, скульптора Вячеслава Михайлович Клыкова и других авторитетных и уважаемых людей, по благословению Патриарха Алексия II?» Думаю, что почти никто не знает и не помнит. А кто знает , как появился впервые после 1917 года в нашей стране Праздник День славянской письменности и культуры, отмечаемый 24 мая? Наверное, почти никто и не в курсе, что день 24 мая был объявлен «праздником славянской культуры и письменности» инициативной группой русских писателей – участников создания будущего Фонда, еще при СССР в 1985 году. А сам Праздник с 1986-го года начали отмечать в Мурманске в рамках традиционных литературных встреч «Дни Баренцева моря» русские писатели: В.С. Маслов, В.Смирнов, В. Тимофеев, О. Воронов, Б. Орлов, Н. Колычев, И. Козлов, В. Сорокожердьев, В.Санги, В. Крупин, Ю. Кузнецов, В. Устинов, Ю. Медведев , С.Шуртаков, В.Личутин, В.Бондаренко, И. Меркурьев, В. Шапошников, Г. Юшков, В. Шириков и другие. А потом каждый год центры торжеств переходили из города в город: Вологда, Великий Новгород, Киев, Минск, Смоленск, Владимир, Белгород, Кострома… И среди ярких участников перебывали практически все самобытные русские писатели-«почвенники», и прежде всего Василий Белов и Валентин Распутин. Загляните в Википедию, ознакомьтесь с хронологией празднования: «1986 год – в Мурманске прошёл первый праздник под названием «Праздник письменности»; 1987 год – Вологда; 1988 год – Великий Новгород; 1989 год – Киев; 1990 год – Минск; 1991 год – Смоленск; 1992 год – Москва ; 1993 год – Москва; 1994 год – Владимир; 1995 год – Белгород; 1996 год – Кострома; 1997 год – Орел; 1998 год – Ярославль; 1999 год – Псков; 2000 год – Рязань; 2001 год – Калуга; 2002 год – Новосибирск; 2003 год – Воронеж; 2004 год – Самара; 2005 год – Ростов-на-Дону, Новочеркасск; 2006 год – Ханты-Мансийск; 2008 год – Тверь; 2009 год – Саратов. С 2010 года основные торжества стали проходить в Москве и во всех городах России…».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/22/ka...

В храме устроены три придела: главный — в честь Казанской иконы Божией Матери; южный — во имя святителя Николая Чудотворца; северный (в подклете) — во имя преподобных Серафима Саровского и Алексия, человека Божия. Первый дубовый резной двухъярусный иконостас был устроен по рисункам М. В. Красовского. В 1922 году он был перенесён в Никольский придел. Иконы на Царских вратах, а также образа Спасителя и Божьей Матери исполнены в стиле открытого греческого письма. Центральный деревянный иконостас из морёного дуба был перевезён в 1922 году из церкви святителя Николая Чудотворца при Доме призрения малолетних детей сирот в память Николая и Елены Брусницыных на Косой линии. Оттуда же перенесены клиросы и большие иконы в киотах. Также из Никольского храма две картины Н. А. Кошелева, написанные им в 1898 году: «Божия Матерь — Всех скорбящих Радость» и «Благословение детей». Престол кипарисный на дубовой основе с мраморной отделкой был подарен к освящению храма А. А. Кузнецовым и М. М. Игнатьевым. При освящении П. И. Летуновским было пожертвовано двухъярусное бронзовое паникадило на 28 свечей с хрустальными цепями. После освящения в храме находилась икона Воскресения Христова с частицей камня Гроба Господня, присланная патриархом Иерусалимским Дамианом. У правого клироса центрального придела в киоте-поставце находится Казанская икона Божией Матери — родовой образ семьи Муравьёвых, из которой происходил преподобный Серафим Вырицкий. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время на храмовой территории располагаются: часовня, родник, трапезная, церковные лавки и небольшое кладбище. В 2001 году над могилой преподобного Серафима Вырицкого по проекту С. А. Павлова была выстроена деревянная часовня клетского типа. В часовне рядом с преподобных могила его бывшей до монашества супруги — схимонахини Серафимы (Муравьёвой) (1872—1945). Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Икона Пресвятой Богородицы " Казанская " - 21 июля, 4 ноября

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Казанс...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010