Спасая свою душу, подвижник вынужден — быть может, против воли — спасать человечество. Замыкаясь от мира, он не смеет замкнуться от любви к твари — Симеон исцеляет даже дракона — прежде всего, к лицу человеческому, в котором запечатлелся Божественный Лик. И весь подвиг его жизни может быть рассматриваем как служение человечеству. «Угодно было Господу, — говорит сириец, — поставить его на столпе в эти дни, в последние времена, так как Он видел, что человечество как бы заснуло. Чрез муки своего слуги хотел Он разбудить мир, погруженный в глубокий сон». Но это уже не только общественно-церковное служение. Оно расширяется до пределов церковно-космических. Вторгаясь своей чудесной мощью в течение природы, повелевая его законами, Симеон, в глазах своего восторженного почитателя, — «мудрый кормчий, направляющий корабль вселенной», «искусный строитель, который своей молитвой держит тяжесть мироздания». — «Как балки здание, так, поистине, его молитвы поддерживали творение». Старец готов видеть в Симеоне второе Провидение. Введем в должные границы его окрыленную фантазией речь: Симеон служит творенью, Симеон любит людей. Начав с «первой и большей заповеди», возлюбив Бога превыше всего, он в этой любви находит источник любви к человеку ». Вот формула: любовь к Богу → любовь к человеку. «Патологический», «жестокий», радикальный аскетизм Симеона есть порыв любви к Богу, который в евангельской логике означает возгорание любви к человеку. В исследовании архиепископа Алексия (Кузнецова) о столпничестве как раз есть две главы об этих двух любовях: «аскетический экстаз, или самовосхищение в столпничестве» и «общественное служение святых столпников»: « Дух св. столпников постоянно порывался к своему источнику — Богу, небу, св. Духу. Он постоянно усиливался сбросить и стряхнуть с себя тяжесть плоти и земли и вознестись на небо. Они возвышались над землею, отделялись совершенно от ряда всех земных существ, становясь ангелоподобными, небесными. Такая жизнь уже теряет свойства земной жизни; это уже жизнь небесная, жизнь небожителей. Св. столпники достигали высшего совершенства — «вкушения» Бога. Такое состояние можно определить, как экстатическое. В жизни св. столпников оно вполне возможно и весьма характерно, так как экстаз столпнический не имеет в других видах подвижничества сходства. У иных из них замечалось просияние лица. Дух Святый в виде горящей свещи сходит. «Небо отверсто». «Неизреченное сияние». «Огненные пламена». Слух св. столпников воспринимал звуки невыразимо гармонической музыки. Пение ангелов. Они беседовали с невидимыми для других существами. Чувство обоняния св. столпников услаждалось неведомыми приятными запахами. Видение рая. Жития св. столпников переполнены описанием их экстатического состояния, которого они сподоблялись в состоянии «восторга», как замечают их жития ».

http://blog.predanie.ru/article/simeon-s...

Слава Богу, в нашем окружении много примеров счастливых, крепких семей, у многих из которых «глаза любовью светятся». Безусловно, мы безмерно благодарны нашим замечательным родителям, их примеру и душевным силам, вложенным в наше воспитание; духовным наставникам, их благословениям и молитвам; нашим друзьям и близким людям. Но вдохновляли нас тогда и сейчас, конечно, примеры святых. Это трудно передать словами, но даже при скудости житийной информации очень много открывается в понимании любви святых через молитвенное обращение к ним. В период активной работы над книгой мы молились Богу, Богородице и нашим любимым святым – покровителям семьи: Кириллу и Марию Радонежским, Петру и Февронии Муромским, царственным страстотерпцам Николаю и Александре. Примеры современных семей, которых мы часто вспоминаем дома, – это многодетные семьи отца Алексия и Анны Кузнецовых и отца Андрея и Ольги Юревичей. В обеих семьях семеро детей, в их отношениях царит настоящая любовь, и они несут очень важное служение (Анна Юрьевна Кузнецова – уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка). – Помимо историй и мыслей известных людей в вашей книге мы находим большое количество данных статистики, современных исследований. Согласно этим данным, меняется ли к лучшему современная картина семьи? Много ли положительных изменений в последнее время? – К сожалению, общая картина не выглядит радужной. Помимо того, что браки создаются поздно (29–31 год) при раннем начале половых отношений (13–14 лет), на каждые 100 браков в среднем приходится 65 разводов, порядка 80% которых происходят по решению суда (когда в семье есть маленькие дети). Рука об руку идут распространенность неустойчивых союзов-сожительств, воспитываемые в неполных семьях дети (около 30%), большое количество детоубийств-абортов и бесплодия в парах. Большинство этих проблем – следствие образа жизни и поведения людей, что в свою очередь имеет причиной кризис ценности семьи. Из положительного: очень хорошо, что сейчас, в том числе по инициативам Президента, по ряду моментов уделяется повышенное внимание поддержке семьям с детьми. Этого, конечно, пока недостаточно, но и то, что есть, очень важно, особенно в отношении многодетных семей.

http://pravoslavie.ru/138788.html

В докладе «Роль церковного правосознания через призму парных категорий " культура — антикультура " » Ю.В. Ерохина проанализировала парные категории «культура — антикультура» в контексте праксеологического и аксиологического подходов на основании эмпирических фактов и корреляции с церковным правосознанием. Доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры исторических наук и архивоведения Московского государственного лингвистического университета, председатель редакционной коллегии журнала «Палеоросия», действительный член Барсовского общества П.И. Гайденко поделился своими замечаниями о современных исследованиях церковного права применительно к реалиям Древней Руси XI-XIII вв. В докладе было обращено внимание на целый комплекс проблем, привлекших в последние годы внимание ученых в области изучения церковно-правовых реалий домонгольской Руси. В работе чтений приняли участие представители Казанской духовной семинарии. Первый проректор семинарии доцент кафедры литургико-канонических дисциплин иерей Никита Кузнецов представил доклад «Теологическая теория права в современном правопонимании». Проректор по учебной работе Казанской духовной семинарии диакон Андрей Зотин осветил некоторые аспекты современных дискуссий о возможности восстановления чина диаконисс в Православной Церкви. На чтениях был также представлен доклад руководителя магистерского профиля «Литургика» Московской духовной академии иеромонаха Далмата (Юдина) «Формирование традиции молитв " на сон грядущим " в Русской Церкви (по источникам XIII-XVIII вв.)». В докладе рассматриваются несколько значимых этапов становления традиции этих молитв — от начального, отразившегося в наиболее древнем источнике (древнерусский Часослов первой половины XIII в.) до закрепления традиции в изданиях Московского Печатного двора конца XVII начала XVIII в. Общецерковный статус традиция получила благодаря авторитету святителей Московских Алексия и Киприана во второй половине XIV начале XV в. Кроме состава молитв, внимание уделяется также тому, кем они использовались: хотя изначально традиция выходит из монашеской среды, однако уже с этапа общецерковного ее распространения в Русской Церкви широко использовалась и в среде образованных мирян.

http://radonezh.ru/2022/12/01/iii-yustin...

12 мая 1944 года согласно распоряжению митрополита Алексия Симанского) о. Анатолий назначается настоятелем Казанского собора г. Луги, а 8 июня 1944 года - благочинным VI Лужского благочиннического округа (в который кроме Оредежского, Лужского, Уторгошского, Струго-Краснененского и Плюсского входил еще и Батецкий район). Одновременно отец Анатолий получил уполномочие произвести на местах обследование церквей и приходов бывшего Лужского благочиннического округа. Отчет о. Анатолия Голубева об обследовании храмов, который он направил 14 октября 1944 года архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию (Чукову), управляющему Лениградской епархией, представляет несомненную ценность. Приведем некоторые выдержки из этого отчета о. Анатолия: " Больших трудностей стоило собрать все эти сведения о состоянии церквей. Сообщения по жел. дорогам не было. Если удавалось проехать в товарных составах, то приходилось сутками выжидать состава воинских частей поезда. Не было у меня гражданского пропуска, дающего право передвигаться из района в район по благочинию. Попадая в поезда, я видел только разрушенные, разбитые, взорванные и сожженные немцами храмы, села, деревни. На несколько километров не было никакого жилья. Возвращаться много раз приходилось пешком, делая до 60 км. Переписка почтой задерживалась на недели и месяцы. Многие священнослужители, служившие при оккупации, уехали или увезены немцами. Заказные письма возвращались " за неимением адресата " . Священнослужители, как-то: игумен Иосаф (Романников), священник Л. Кудринский, священник Н. Телятников, прот. Л. Кушников, свящ. Л. Кузнецов, прот. Д. Осьминский, свящ. Д. Белов, свящ. С. Веселов, свящ. И. Трифонов и др. или увезены немцами или уехали добровольно. Нет сведений о священниках Н. Егорове и Г. Городецком. Умерли священники Л. Заблоцкий и Н. Воробьев. Долго не отвечали на письма священники Д. Бойцев, Колчев, а от священника Б. Фессака только недавно получил сведения о взносах на оборону страны. Состояние церквей по районам следующее: в г.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=178...

В свободное время будущий священник, как только выдавалась свободная минута, посещал службы в храмах Архангельска. Зимой он много раз пешком переходил по льду Северную Двину. По окончании службы его уговаривали остаться в армии – работать в медицинской части, где ему довелось послужить санинструктором. Но он стремился только к преподобному Сергию, в лавру, откуда был призван, и никем иным себя не мыслил, кроме священника. Выбор пути По возвращении в Троице-Сергиеву лавру семинариста Алексия зачислили в третий класс МДС, где он продолжил свое духовное образование. «Поначалу, после трехлетнего перерыва, учиться было нелегко, но я начал усердно заниматься, – вспоминал батюшка Алексий. – За все время только один раз не выучил урок, понадеялся на то, что меня спрашивали накануне и теперь не спросят. Но меня спросили, а я был не готов. Преподаватель на это сказал: “В малом будь верен”». Эти слова семинарист Алексий запомнил на всю жизнь – они стали принципом его жизни, с которым он соизмерял в дальнейшем свои дела и поступки. К урокам же впредь он стал готовиться чрезвычайно добросовестно. Учился хорошо, много времени проводил в библиотеке и окончил МДС по первому разряду. По окончании семинарии в 1956 году он продолжил учебу – поступил в Московскую духовную академию (МДА). На одном курсе в академии с ним учились будущие священнослужители, многие из которых известны сегодня. Среди них – Святейший и Блаженнейший Католикос, Патриарх всея Грузии Илия II, архиепископ Анатолий (Кузнецов) и другие. Курс был очень дружным. На четвертом курсе Алексий Зотов представил курсовое сочинение под заглавием «Нравственное совершенствование христианина по творениям преподобного Феодора Студита/4-й том Добротолюбия/». Совет академии присвоил ему ученую степень кандидата богословия. Во время учебы в МДА в дни летних каникул Алексий ездил по святым местам. Уже тогда перед ним встал вопрос выбора дальнейшего пути. В одну из таких поездок он посетил Одессу, где познакомился со схиигуменом Кукшей (прославлен в лике преподобных). Прозорливый старец благословил его на монашеский путь. Вернувшись из поездки, он отправился к своему духовному отцу игумену Платону (Климову) – старцу Зосимо-Смоленской пустыни, и тот… благословил его на брак, но при этом наказал выполнять монашеское правило, которое сам же и назначил. Отец Платон считал, что в тот момент важнее было пополнять духовенство приходских храмов.

http://pravoslavie.ru/59402.html

3 января я был в облисполкоме, познакомился с секретарем А. В. Кузнецовым, исполняющим обязанности уполномоченного по делам цер­ковным; а он познакомил меня со всей «головкой»– заместителем председателя Сотниковым, Трушко и др. Беседовали о Москве, о приеме Патриарха в Кремле, об английских гостях и пр[оч]. Сегодня я снова был в исполкоме. Снес свои отношения по поводу ходатайств верующих об открытии храмов в Балашове, Ртищеве, Петровске и Пугачеве и свое отношение о помещении для курсов в связи с помещением для меня и о библиотеке. Кузнецов обещал созвониться со мной в конце недели. Показал мне предложение из центра, указывающее им поторопиться с выбором уполномоченного и начать действия. Это, очевидно, побудит их поскорее рассмотреть поставленные вопросы, из которых вопрос о курсах меня особенно беспокоит, главным образом из-за кадров преподавателей и помещения слушателей. Вообще, заботы с организацией курсов будет много: дом, оборудование, обзаведение инвентарем спальным, столовым, учебным, прислугой, наблюдение и проч. т. п., не говоря уж о кадрах, учебниках, программах и т. п. 14 января . Арх[иепископ] Алексий пишет, что на сессии (8 дек[абря]) занимались больше вопросами приема обновленцев, причем Святейший высказал пожелание (устно), чтобы прием был возможно более легкий . Арх[иепископа] Луку переводят поближе к Москве, м[ожет] б[ыть], во Владимир. Отец Борис хлопочет, чтобы в Крещение освящать воду на улице или даже на Волге. Едва ли разрешат. Поговорю... 16 января . Сегодня служил. Говорил слово. Получил сегодня письмо от… м[итрополита] Алексия Симанского… Пишет, что меня «недостает» в Москве, так как вопрос об институте и курсах не двигается... Сессия прошла под флагом приема обновленцев. Приняты: московский архиеп[ископ] Андрей Расторгуев– протоиереем, еп[ископ] Сергий Ларин– иеромонахом в Новосибирск… Борису хочется съездить в Москву по хозяйственным церковным делам. Я послал Колчицкому телеграмму о предполагаемой командировке Бориса и просил разрешения Святейшего. Колчицкий телеграммой сообщил, что указ об Астрахани будто бы послан; посылает вторично.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Между тем отмена гражданских ограничений и стеснений для старообрядцев и иноверцев, идущая от самой Церкви, не только могла бы действовать к ослаблению вражды иначе мыслящих, но и способствовала бы к усилению самосознания внутри самой Церкви и восстановлению за ней в государстве того нравственного значения, которое, наприм., достаточно ярко обнаруживалось в деятельности известных московских святителей св. Алексия и Филиппа. Но – увы! – все эти соображения – уже одни мечты, и сделались они таковыми благодаря членам Особого Совещания, именующим себя верными сынами Церкви и опасавшимся совершить перед нею великий грех... Но не будем боле мечтать, – это очень тяжело, когда прошлого уже не воротишь. Итак, вопрос о церковной реформе оказался в распоряжении, известных нам по подготовлению закона 17-го апреля, членов Особого Совещания. При мысли об этом, люди, не подавленные бюрократической школой и считающее, что действия человека, особенно в делах важных, должны обусловливаться его убеждениями, а не приказаниями начальства или влияниями разных переменчивых течений, естественно, прежде всего спрашивали, каковы религиозные убеждения членов Совещания и их взгляды на задачи и дела Православной Церкви. И вот в этом отношении газеты с самого же начала передали очень тревожные сведения. По утверждению газет, председатель Совещания, гр. Ватте, при указании причин приступить к вопросу о Православной Церкви высказал, что «не надо забывать, что у нашего народа, у этой 120-миллионной массы есть только два сокровища, которыми он живёт: одно – это земля, и то небольшое, что он от нее получает, другое – его живая вера, которая облегчает тяжесть земной ноши, даёт ему силу мириться с горестью жизни. И страшно, как бы нам не лишить народ этого самого дорогого для него сокровища». 3 Таким образом, религиозная вера сопоставляется с благами мира и одно пополняет другое. Перенесение недостатка в земле и ее производительности облегчается существованием в душе народа веры, и вера даёт народу силу мириться с горестью жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Вот какова бывает природа у человека! И это у человека самого простого, немудреного, который, кроме своей деревни и райцентра ничего не видел и имел «за плечами» всего лишь школу-семилетку, где учился самым рядовым образом. Таков был наш народ в своем идеале, таков он был и есть на самом деле, когда живет своей, а не навязанной ему жизнью». В 1946 году Михаил Ефимович похоронил жену, оставившую малолетнего сына, и через два года вновь женился (по благословению духовника: «чтобы у вашего сына мать была»). Тогда же в 1946 году Михаил Ефимович был приглашен Московской Патриархией к участию в создании сени над ракой Святителя Алексия, Митрополита Московского, в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове. Сень, под которой и ныне покоятся мощи Святителя Алексия, выполнена по проекту М.Е. Губонина. С этого времени Михаил Ефимович много работал над реставрацией и росписью храмов в Москве и других городах страны (соборы в Астрахани, Туле др. крупных городах). В Астрахани он познакомился и сразу сблизился с еще одним выдающимся современником – юристом Аркадием Ильичем Кузнецовым, в молодости встречавшимся с Св. Патриархом Тихоном. Великолепный профессионал, окончивший юридический факультет Императорского Московского университета, замечательный знаток русской литературы (в особенности Пушкина и Достоевского), А.И. Кузнецов был издавно известен в церковных кругах. Все дела в судах, которые вел А.И.Кузнецов решались в пользу Церкви. М.Е.Губонин и А.И.Кузнецов буквально «нашли друг друга», обмениваясь церковно-историческими сведениями. Приезжая в Москву, А.И. Кузнецов всегда посещал Донской монастырь, могилу Святителя Тихона, и дом М.Е. Губонина. По инициативе Михаила Ефимовича А.И.Кузнецов создал яркие воспоминания о встречах с Патриархом Тихоном, о его времени. В середине 1960-х годов М.Е. Губонина пригласил на работу Председатель Издательского отдела Московской Патриархии епископ (впоследствии митрополит) Волоколамский Питирим (Нечаев). Михаил Ефимович оформлял Православный церковный календарь, Журнал Московской Патриархии, выполнял и другие художественные работы по заказу Московской Патриархии.

http://pravmir.ru/me-gubonin-xudozhnik-i...

Закрыть Анна Кузнецова против поправок Елены Мизулиной Значит против запрета на содомские браки и на огульное вмешательство в дела семьи! 12.09.2020 4152 Время на чтение 3 минуты 11 сентября в День Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна сторонники традиционных нравственных ценностей в России получили внезапный удар ниже пояса. Случившееся буквально ошеломляет своей неожиданностью. Поправки в Семейный кодекс, которые подготовили шесть членов Совета Федерации под руководством сенатора Елены Мизулиной при активном участии всех крупнейших родительских организаций России и Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Русской Православной Церкви, обрели противника в лице детского омбудсмена Анны Кузнецовой, супруги православного священника Алексия Кузнецова. Уполномоченный по правам ребёнка в РФ дала отрицательное заключение на законопроект, предусматривающий запрет на однополые браки и браки между людьми, сменившими пол, а также запрет на усыновление детей такими парами. Документ провозглашает защиту традиционных семейных ценностей, которые были закреплены в недавно принятых поправках к Конституции РФ, включая защиту семей от необоснованного вмешательства и изъятия детей органами опеки. Ответ аппарата Кузнецовой на запрос агентства РБК предоставил юрист Максим Оленичев, работающий с ЛГБТ-группой «Выход»: «Таким образом, Анна Кузнецова дала отрицательные отзывы на законопроекты, которые запрещают в Семейном кодексе РФ однополые браки, пересматривают концепции лишения родительских прав и ограничения родительских прав, порядка отобрания ребенка», – пояснил юрист . ЛГБТ-организация «Выход» – автономная НКО, действующая при поддержке международных фондов и выступающая за принятие российским обществом ЛГБТ как естественной нормы. Борется за «права» содомитов, лесбиянок, бисексуалов и трансвеститов всех мастей. Понятно, когда против поправок в Семейный кодекс, предложенных группой Мизулиной, выступают агенты влияния типа Оксаны Пушкино й, которая назвала эти поправки «мракобесными» и «фашистскими». Подробно и образно об этом в статье Петра Акопова «Кто называет фашистскими поправки в Семейный кодекс?»

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/12/an...

В третьем ярусе, в средине Воскресение Христово, по правую сторону: апостолы Петр и Иаков, Матфея и Варфоломея, Иуды и Симона, святого Владимира и мученицы Варвары; по левую сторону: апостолов Павла и Филиппа, Фомы, Иакова, Иоанна Богослова, Андрея Первозванного, святой Марии Магдалины и Дмитрия царевича. В четвертом ярусе, в средине, святая Троица; по правую сторону, иконы: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа московских чудотворцев; по левую сторону пророков: Моисея и Илии, преподобных Изосима и Сав[в]атияСоловецких чудотворцев. На самом верху икона Спасителя, а над ним Святой Крест. На правом клиросе киот, на коем изображено три святителя Вселенских: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. На левой клиросной киоти изображения святителей Казанских: Гурия, Варсонофия и Германа. За правым клиросом вновь сооружена плащаница. В алтаре престол и жертвенник имеют длину, вышину и ширину определенных правилами церковными. Всех окон вверху 6, внизу 4, в алтаре 3. По сторонам 2 двери. Сосуды церковные, дарохранительница, евангелие и крест ещё не куплены, но к освящению будут готовы. Вообще весь храм к освящению совершенно готов». Долгожданное освящение Петропавловской церкви с. Кузнецово состоялось 21 июля 1880 года. Из сведений акта освящения храма можно подробнее узнать о данном событии: «Тысяча восемь сот, восемь десятого года, июля 20-го и двадцать первого дня. Во исполнение резолюции его высокопреосвященства высокопреосвященнейшего Сергия, архиепископа Казанского и Свияжского, последовавшей от 10-го июля за на прошение священника с. Кузнецово Михаила Крестникова следующего содержания: освящение храма поручить благочинному и выдать антиминс для сего священника, освящение храма совершено в следующем порядке: по прибытии в означенное село местного благочинного, о. протоиерея Троицкой г. Козьмодемьянска церкви Михаила Рождественского, местным настоятелем церкви священником Михаилом Иоанновичем Крестниковым в 6 часов вечера началось всенощное бдение, на литию и величание выходил о.

http://sobory.ru/article/?object=05484

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010