Теперь Александру Николаевичу слово. Александр Сокуров: Добрый день. Я в сложном положении, потому что на этом месте должен быть не я, а господин Познер, он заболел, и Николай (Солодников – Ред.) меня попросил приехать. И поскольку я отношусь к нему с огромным уважением, почтением, не мог отказать ему. Может быть, если я буду немножко не соответствовать уровню, то Христа ради, простите меня за это. В этой всей истории и в этой проблематике для меня есть одна очень серьезная проблема. И эта проблема – то, что веру туда, где жил этот народ принесла власть. Понимаете, да, в чем акцент? Это мне очень напоминает, когда мы крестим младенца, или когда мы крестим мальчика или девочку, невразумительных еще, не вразумленных, не разумеющих людей. Что это такое, вера? Как это? Что с этим? Как с этим жить? Мы даже не совсем понимаем, есть ли душа по-настоящему у этого живого существа. От тела отделилась, она внутри, как сама по себе, или это еще растение, как это бывает с маленькими человечками и маленькими живыми существами? И мне кажется, что с этого волевого решения во многом пошла история России в какую-то сторону, в которой мы натолкнулись на очень много проблем, столкнулись с очень многими нерешенными и не решаемыми вопросами. И в дальнейшем это будут вопросы, на которые мы не сможем ответить, потому что этот шаг был совершен вот таким волевым способом. Красиво? Красиво. Церковная служба красива? Красива. Пение людей красиво? Красиво, зачаровывает. Но Бог ли это, и о том ли это? Не зря вопросы эстетики и этики – одни из самых больных вопросов в риторике среди священнослужителей. В каком-то смысле эта проблема является болезненной для всей цивилизации мировой, по крайней мере – Старого Света, во взаимоотношениях католической и православной Церкви, которые лично для меня кажутся большой-большой трагедией. Нам нужно объединять духовные усилия, а мы на разных квартирах, что называется. Причем противоречия, которые существуют между католической Церковью и православной Церковью, мешают нам жить одним гуманитарным миром, в котором мы все, что называется, Божьи дети. А за счет того, что с самого начала этот шаг имел такой волевой характер – пришли к народу и сказали: «Народ, батюшка, вот вам вот это, берите это, это лучше». Почему? Поэтому лучше, поэтому лучше. И потом с этой процедурой все же связывался какой-то период насилия, потому что, конечно, язычники не сдавали свои позиции, потому что очень многие из них были блестящими, уникальными, выдающимися по-своему личностями. Может быть, не великими, не возвышенными, но личностями, потому что иногда язычество дает такой шанс человеку – быть индивидуальным, потому что это немножко даже сложнее, чем религия, которая окружает нас сегодня.

http://pravmir.ru/disput-protoierey-alek...

Он не только священнослужитель, но и редкостный служитель пред вверенным ему народом, отдающий ему все свое время и все свои силы. Это человек хоть и требовательный, но мягкий и осторожный в своих суждениях о людях, умеющий подойти ко всякой взволнованной, скорбной душе. Будучи занят внутренним строительством общин, он все же находит применение и своим внешним силам, участвуя в общем хозяйственном труде. Всю же отчетность по колхозу принял на себя муж Марии Николаевны – Вячеслав Платонович Шафалович, человек тоже весьма религиозный и церковный, всего себя отдающий делу о. Понтия и его последовательниц – сестер Корецких. Была прекрасная погода, когда я вторично посетил колхоз трех сестер. Сопровождал меня о. митрофорный протоиерей Лев Савицкий. Только-только мы выбрались из ЗИМа, как к нам поспешила старшая из сестер Корецких – Мария Николаевна. Пошли по направлению к ее дому. Дорога вела чрез длинную тенистую аллею, обсаженную двумя рядами столетних буков. Кое-где стояли скамьи. Казалось, что я вступил в одно из дворянских гнезд, столь лирически описанное И.С. Тургеневым. Хотелось посидеть на каждой из скамеек, хотелось остаться одному, чтобы предаться размышлениям о прошлом, таившем столько красоты. Ведь так жили не только гоголевские помещики, так жили и А.С. Пушкин, и А.А. Фет, и Н. А. Некрасов , и И.С. Тургенев, так жили И.А. Гончаров и М.Е. Салтыков-Щедрин. А уж их-то нельзя обвинить в жестокости. Нет, так жили и живут все интеллигенты прошлого и нынешнего века: люди искусств и науки, общественные деятели… Так называемые кулаки никогда так не жили, потому что стремились утилизировать каждый уголок своей земли, отнюдь не заботясь о красоте. Поэтому не следует удивляться тому, что уголок МеречьМихново, уголок трех сестер Корецких, так красив и уютен. Да, красив и уютен и весьма значителен по тому укладу жизни, каковой заложен был батюшкой о. Понтием и поныне поддерживается его преданными последователями. Поистине отрадно, что такой уголок находится вблизи Вильнюса, и если захочется хотя бы на час, на два отрешиться от городской суеты, всегда можно обрести внутренний покой, преодолев тридцать километров, отделяющих Меречь-Михново от столицы Литвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Отчасти, как мы увидим ниже, ежегодное причащение осознавалось как норма и на раннем этапе советского периода. «Эмансипация» практики 1917 г. принес практике причащения прежде всего эмансипацию, освобождение от связки с приписанными ей государственно-контрольными функциями. Об аналогичном процессе применительно к Таинству Исповеди говорит Н.Б. Киценко . Таинства снова начинали восприниматься сами по себе, а не как удостоверение в гражданской благонадежности. Для кого-то это означало отказ от участия в Таинстве. Для кого-то делало возможным, хотя еще не необходимым, пересмотр его регулярности. «Предельность» существования верующих в советское время Действительно необходимым более частое причащение делало иное обстоятельство. Верующие в советской России оказались перед лицом гонений и смерти, от голода или от репрессии. Эта «предельность» их существования стала поводом к более частому причащению и - к ослаблению требований относительно подготовки к Таинству. Протопресвитер Георгий Шавельский свидетельствует о том, что ему пришлось наблюдать в двух столицах в конце 1917 и в 1918 г.: «Гонения с мучениями и постоянными внезапными арестами и казнями верующих до высших пределов обострили в последних религиозное чувство, потребовались особые целонощные богослужения, за которыми каждый из присутствующих стремился принести исповедание грехов и приобщиться Тела и Крови Христовой, чтобы очищенным и укреплённым встретить грядущий день, в который его могут ждать мучения и смерть. Ввиду множества таких желающих о частной исповеди не могло быть речи» . Существуют свидетельства о том, что о. Алексий Мечев во время голода 1921-1922 гг. причащал своих прихожан на каждой Литургии, на которой они могли присутствовать . Протоиерей Борис Николаев описывает массовое причащение во время «чистки» Пскова от неблагонадежных элементов в апреле 1935 г.: «...народ валил валом: в те дни проводилась кампания массовой этапной высылки, и все спешили поговеть, отправляясь навсегда на чужбину. В Благовещенье мы причастили 800 человек, а в Вербное 1100» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Бывшие обновленцы «патриархией держатся на подозрении. В них видят часто агентов КГБ, людей неустойчивых». Вернувшихся эмигрантов «очень ценят, но бояться их выдвигать на видные места..., остатки старой гвардии синодской церкви старой России». Основную массу уже составляли архиереи нового поставления из вдовых протоиереев, монахов, архимандритов. «Здесь производится строгий выбор и в подавляющем большинстве они изрядные фанатики. Правда, с точки зрения образованности – это все люди невысокого полета. Но для укрепления костяка церкви – подбора нового, фанатически преданного церкви духовенства, эти архиереи делают очень много». Иерархи делились на две основные партии – григорьевцев, сторонников митрополита Ленинградского Григория и николаевцев – по имени митрополита Крутицкого, «между которыми лавировал патриарх». Причем Алексий доверял «едва ли не больше всех других» Владыке Григорию. Основным настроением в церковном центре было якобы желание продержаться еще несколько лет, «а там история покажет» 1010 . Рассматриваемый в параграфе временной промежуток делится на два этапа государственно-церковных отношений. В 1945 – первой половине 1948 гг. в основном продолжались и даже на первых порах получали дальнейшее развитие тенденции, зародившиеся осенью 1943 г. Правительство сделало ряд существенных уступок в пользу Церкви. Но все эти уступки в значительной степени объяснялись заинтересованностью государства в тех или иных международных акциях Московской Патриархии и зачастую предшествовали им. Осенью 1948 г. произошел перелом, государственные органы избрали новую тактику: вместо жесткого контролирования допущеного расширения влияния Церкви – повсеместное вытеснение ее на периферию общественной жизни. Здесь сказались не только внешнеполитические обстоятельства, но и начало курса на общее ужесточение репрессий против всякого инакомыслия. Большая часть партино-советского актива сохраняла приверженность в идеологической работе антирелигиозным стереотипам и догмам 1930-х гг. Линия на потепление государственно-церковных отношений воспринималась ими как вредная для ВКП(б).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Идеологи «церковной реформы» отчетливо представляли себе, что «перестройка церковного управления» может оказаться делом «сложным и деликатным». Решение было найдено быстро: «Для того чтобы не вызвать осложнений в отношениях между Церковью и государством, многие мероприятия проводить церковными руками», – говорилось в постановлении об отстранения священнослужителей от хозяйственных дел в приходах. В результате реформы приходского управления сложилась ненормальная ситуация. Настоятели приходов были лишены возможности вмешиваться в хозяйственные дела общин. Они оказались в положении наемных лиц у церковного совета, состоявшего из мирян, причем зачастую нерелигиозных. «С этой перестройкой, – вспоминал один из священников, – я, как настоятель, превратился в половую тряпку, которой можно лишь подтереть пол. Не имею права ничем распоряжаться, и даже как и когда мне служить, указывают порой неверующие лица из церковного совета». А один из архиереев писал в своем отчете в патриархию: «Духовенство оказалось в подчинении у старост, которые нередко творили полный произвол. Старосты возомнили себя «князьками» Церкви. Без их согласия священник или епископ не мог принять на работу или уволить даже уборщицу в храме. На собрание же, избиравшее церковный совет, духовенство не допускалось. Решать, какой быть церковной общине, мог атеист, а священник не имел на это права...» Патриарх Алексий I тяжело переживал перемены, происходившие в церковно-государственных отношениях. Его волновало то, что «под видом научно-атеистической пропаганды имеют место факты физического уничтожения Православной Церкви и религии вообще». Единственный выход из создавшейся ситуации Святейший Патриарх видел в том, что «умный настоятель, благоговейный совершитель богослужений и, что весьма важно, человек безукоризненной жизни всегда сумеет сохранить свой авторитет в приходе. И будут прислушиваться к его мнению, а он будет спокоен, что заботы хозяйственные уже не лежат на нем и что он может всецело отдаться духовному руководству своих пасомых». Эти слова наставления дали силу противостоять той лавине «церковной реформы», которая была направлена в первую очередь на изменение всего строя церковной жизни и уничтожение порядка приходского управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Одна из крупнейших в епархии приходских богаделен, рассчитанная на 12 мужчин и 12 женщин, находилась при ст. Окуловка Николаевской железной дороги (освящена 7 янв. 1908). Каменное здание построено приходским попечительством под председательством И. А. Соина, к-рый внес 4933 р.- 2/3 истраченной суммы ( Н. Из ст. Окуловки Ник. ж. д.//Новгородские ЕВ. 1908. 4. С. 116-117). В период первой мировой войны в Новгороде было открыто 2 лазарета на средства новгородских мон-рей и приходов: в бывш. доме гр. Орловой-Чесменской близ Юрьева мон-ря и в Арсениевском епархиальном доме. В лазаретах велась духовно-просветительная работа, помимо проповедей и богослужений шло обучение грамоте, арифметике, проводились религиозно-нравственные чтения, а в епархиальном доме даже играли на фисгармонии (Новгородские ЕВ. 1914. 44. С. 1423). Кухню и столовую этих лазаретов обслуживали монахини новгородских мон-рей, они же шили одежду для раненых. В Кирилловом Белозерском мон-ре отвели помещение для приема беженцев (в гостинице) и подготовили одно из зданий под лазарет на 20 чел. Созданный в начале войны Епархиальный комитет по призрению больных и раненых воинов с 1916 г. возглавлял еп. Тихвинский Алексий (Симанский). Н. и С. е. оказывала большую помощь защитникам родины и их семьям, отправляя пожертвования на их нужды. Напр., староста Тихвинского собора выдал из средств собора 75 р. в пользу Красного Креста и такую же сумму - в пользу местных семейств запасных солдат; приходское попечительство ольховской Казанской ц. Череповецкого у. пожертвовало 50 р. семьям ушедших на войну и 200 р.- в Череповецкий Комитет Красного Креста; Любытинская ц. Боровичского у. пожертвовала 500 р. в пользу Красного Креста и 100 р.- Новгородскому епархиальному комитету (Новгородские ЕВ. 1914. 37. С. 1180-1181). На Рождество и Пасху из Новгорода отправляли праздничные подарки вместе с поздравлениями и благопожеланиями владыки. А. А. Гаврилова, А. К. Галкин, А. П. П. Святыни и крестные ходы в XVII - нач. XX в. В XVII в. на территории епархии подвизались более 40 подвижников, из них 25 - выходцы из Соловецкого мон-ря, 7 - из Кожеезерского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

3) От состоящего при Государе Наследнике Цесаревиче, Оттона Рихтера от 20-го ч. 411): «Милостивый государь, Алексий Петрович! Препровожденный вашим превосходительством при отношении от 18-го текущего марта за 1724, экземпляр изданной викарием, Московской епархии, епископом Можайским Саввою книги, под заглавием: «Палеографические снимки с греческих и славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки», – мною получен и представлен Государю Наследнику Цесаревичу. Его Императорское Высочество, приняв благосклонно эту книгу, поручить мне изволил: просить вас, милостивый государь, передать издателю искреннюю благодарность Его Высочества за этот замечательный труд. —60— 1863 г. Выполняя сим таковую волю Государя Наследника Цесаревича, покорнейшие прошу ваше превосходительство принять уверение в совершенном моем к вам почтении и преданности». 4) От секретаря Ее Высочества, Великой Княгини Марии Николаевны А. Рейнгардта от 26-го числа 129): «Милостивый государь, Алексей Петрович! Препровожденный при почтеннейшем отношении вашего превосходительства 18-го сего марта за 1725, экземпляр изданной викарием Московской епархии епископом Можайским Саввою книги, под названием: «Палеографические снимки с греческих и славянских рукописей, Московской Синодальной библиотеки» – я имела счастье представить Государыне Великой княгине. Ее Императорское Высочество, с особенным вниманием рассмотрев это замечательное археологическое появление (sic!) и оценив вполне тщательный и научный труд издателя – поручить мне изволила просить ваше превосходительство передать ему полную Ее Высочества признательность за подношение, в котором Ее Высочество надеется найти, при чтении более подробном рассмотрении, истинное удовольствие. Пользуюсь случаем покорно просить вас, милостивый государь, принять уверение совершенного почтения и преданности». 15-го ч. писал мне из Петербурга состоящий при обер-прокуроре Св. Синода Т.П. Филиппов: «С чувством глубочайшей признательности за ваш драгоценный подарок и за еще более для меня драгоценную память вашу о мне, принимаюсь я за перо. Как мне горько, что различные служебные обстоятельства вот уже три года не пускают меня из Питера хоть бы одним глазком взглянуть на родную Москву и отвести душу в беседе с дорогими и многоуважаемыми знакомыми, к числу которых я осмеливаюсь относить и ваше преосвященство. Быть может если только не встретится каких-либо неожиданных препятствий, на Святой неделе исполнится мое давнее желание, и я буду иметь случай лично повторить вашему преосвященству слова моей сердечной благодарности, которые теперь вверяю бумаге».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

14.04.2024 17:08:18 Священник Алексий Бачурин. про публикацию « Владимир Михайлович Лавров: 130 лет Никите Хрущеву - личность в недавней истории. » Благодарю Вас за эту передачу. 13.04.2024 14:21:17 Игорь про публикацию « Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям с вооруженными силами и правоохранительными органами подверг критике сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» » Вообще-то этот сериал спонсировало государство через " Институт развития Интернета " с целью показать молодёжи как делать не надо. Так что не понимаю и не принимаю претензий Владыки. 13.04.2024 12:56:45 Ольга про публикацию « Древнерусская литература как Библия русского народа: Беседа Главного редактора Радио " Радонеж " Н. Бульчука с ведущей цикла писательницей С. Н. Кайдаш-Лакшиной. » Спасибо большое за такие интересные передачи! Светлане Николаевне - здравия на долгие годы! 12.04.2024 21:23:58 Анастасия про публикацию « Время и вечность: шедевры музея имени Андрея Рублева. Аудиоэкскурсию по выставке «Сотворение мира» ведет ее куратор Жанна Белик. Ведущая цикла — Елена Смирнова. » Невероятно интересная выставка! Собраны шедевры. Кроме того, есть редкие изводы икон, но я и представить не могла, что по радио услышу комментарии самого куратора. И что может быть интереснее темы " Сотворение мира " )) спасибо большое! Захотелось еще раз сходить! 10.04.2024 22:34:00 Всеволод про публикацию « О псевдогуманизме и необходимости жить по законам военного времени » Нет, Виктор Александрович, гуманизм не ложный. Эти негодные убийцы - не нелюди, они скверные люди, достойные наказания после соответствующих судебных процедур. За них тоже умер Христос. Если спецназовцы перестарались при их поимке - по мне так молодцы, что насмерть не убили; в таком деле лучше немного перестараться, чем недостараться; но " форсированный допрос " - это, называя вещи своим языком, пытка; опыт американцев, более поднаторевших в этом деле в последние десятилетия, показывает, что истязуемый даёт любые показания - что люди ходят на руках и люди ходят на боках, а настоящего толку от него мало; а если всё же вырвется на свободу, как некоторые из узников Гуантанамо, делается злейшим врагом издевавшегося над ним режима. Не дай Бог Вам по ошибке оказаться в роли допрашиваемого таким образом.

http://radonezh.ru/comments

— Брак — это нечто естественное для человека, а монашество — это сверхъестественное. В человеке может быть сверхъестественная способность глубочайшим образом познавать Бога и оставаться при этом одному, но это свойство какого-то очень небольшого количества людей, которые имеют, как говорят, ангельское призвание. — Вы говорили, что любовь — это соединение, познание. Так происходит в любви мужчины и женщины. А как это происходит в дружбе? — Это тоже очень близкие отношения, и хотя они не идут через плотское соединение, они всё равно идут через познание другого. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15 , 13). Сам Христос говорит о том, что дружба — это сторона любви. Христос Своих учеников называет всё время друзьями — это очень важно, что у Христа есть друзья. И отношения дружбы могут быть величайшими. Любовь многообразна, мы просто говорим о любви супружеской как об особенной любви — не единственной, а особенной, которую можно сравнить с тайной Церкви. — В продолжение вопроса: возможна ли дружба между мужчиной и женщиной? — Возможна дружба между мужчиной и женщиной, между мужчиной и мужчиной, между женщиной и женщиной, между двумя мужчинами и двумя женщинами и так далее. — Я как психолог вижу порой христианские семьи, где очень напряженная атмосфера: люди давно вместе, между ними нет особо никакой любви, но они живут, потому что у них есть дети, потому что они христиане и они венчаны. Понимаю, что это вопрос очень непростой, но как с этим быть? — Только не любят они друг друга, а так христиане, конечно… Я не знаю, как ответить на этот вопрос. У Льва Николаевича Толстого написано, что все семьи счастливы одинаково, а несчастны по-разному. И все люди по-разному приходят к тому состоянию, когда любви, как им кажется, нет. Была ли эта любовь? Хранили ли люди эту любовь, берегли ли ее, умножали ли ее или просто пользовались этой любовью как неким прекрасным горючим, которое будоражило кровь, наполняло жизнь яркими красками, а потом закончилось, и всё потухло? Здесь еще важно понимать, что любовь — это не чувство, это свойство. И это не чувство Бога к нам — это Он Сам.

http://pravmir.ru/protoierey-aleksiy-umi...

Нашла продолжение и школьная традиция ИППО. В Вифлееме на участке, подаренном Обществу городским муниципалитетом, построен российский Культурно-образовательный центр, открытый Президентом РФ В. В. Путиным в год 130-летнего юбилея Общества, в 2012 г. Чуть позже, 1 сентября 2014 г., мне выпала честь там же, в Вифлееме, перерезать красную ленточку первой русской школы XXI в. в Палестине. Интегральной частью духовного возрождения России стало развитие православного паломничества как специфической формы международной и межцивилизационной «народной дипломатии». Помню, Святейший Патриарх Алексий II когда-то писал: бывает и так, что люди в буквальном смысле слова приходят к Богу, используя пути и тропы православного паломничества. С этой точки зрения, Палестинское Общество всегда считало одной из важнейших своих задач – помогать людям прийти к Богу. Поэтому ИППО с самого начала ставило вопрос о создании своего путеводителя по Святой Земле. Иначе, писал В. Н. Хитрово , «за недостатком русских источников, паломники поневоле принуждены обращаться к западной литературе, которая почерпает свои сведения из двух источников: католических, не могущих относиться беспристрастно к источникам православным, и протестантских, относящихся в большинстве случаев недоверчиво и к тем, и к другим». Сегодня слова ученого звучат не менее актуально. Посмотрите путеводители, изданные в Израиле, которыми вынуждены пользоваться наши паломники. Сколько в них ошибок и искажений, не говоря уже о качестве перевода! Между тем, уровень как религиозной, так и исторической осведомленности – один из вернейших показателей культуры, духовной консолидированности общества, а значит и его жизнестойкости, и творческого потенциала. Поэтому, когда мы задумывали создание нового «Путеводителя по Святой Земле» от имени Палестинского Общества, нам, прежде всего, хотелось, чтобы он получился православным, но в то же время историческим, т. е. содержащим сведения и других религиозных традиций, но главное – включал в наибольшей степени материал по истории нашей Русской Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010