АНТОНИЙ, митрополит Сурожский: Большую роль в борьбе с наркоманией и алкоголизмом играет поддержка других людей. Здесь, на Западе, больным людям помогает организация АА, в основе которой лежит анонимность, больные поддерживают друг друга. В широком обществе человеку стыдно обсуждать эту проблему, он ее скрывает. Среди таких же, как он человек может в открытую сказать: «Да, я пью» или «Я принимаю те или иные наркотики». И то, что он может это открыть, дает ему силу встретиться лицом к лицу с этой проблемой и получить необходимую помощь. Потому что в Содружестве АА есть такие люди, которые уже могут сказать: «И я был рабом, а теперь я свободен. Я стараюсь справиться с этой бедой и вижу, что можно победить». Как только человек почувствует, что возможно победить — он уже может надеяться. И еще один важный момент, который должно уяснить общество. Поскольку это болезнь — больных нельзя отвергать. Я скажу, что я себя долго презирал за то, что с годами я все меньше и меньше могу работать. И ожидал, что люди меня будут презирать за это. Оказывается, нет: поддерживают, помогают не смущаться тем, что во время службы я сажусь. Нельзя презирать. От этого будет только погибель. Потому что теряется надежда, а с надеждой теряются вдохновение и сила. АЛЕКСИЙ, епископ Орехово-Зуевский: Если алкоголик или наркоман уже сформировался как больной, то я не знаю более действенного метода борьбы с этой бедой, нежели Содружество АА. В Программе учат человека бороться со своими страстями, обнаруживать в себе гордыню и избавляться от нее, а саможаление заменять безжалостностью к себе. ПРОЦЕНКО Евгений Николаевич, психолог: Как общество может бороться с этой бедой? Вопрос, мне кажется, очень тесно связан с возможностью помощи конкретному человеку. Если не думать о том, как решить эту проблему в обществе, то не будет возможности решить ее и у себя лично, или у своего родственника, или у своего пациента. Единственно эффективным и адекватным подходом к решению этого вопроса на уровне общества, я считаю, является миннесотская модель — это попытка решения проблемы химической зависимости на государственном уровне, которая была предпринята в Соединенных Штатах.

http://azbyka.ru/zdorovie/sladkij-plod-g...

(Извлечение из отчета, СПБ., 1871, стр. 262 – 264). Комитет состоял из следующих лиц: От духовного ведомства: главный священник армии и флотов прот. Богословский, члены духовных консисторий: Петербургской – прот. Содальский, Московской – прот. Рождественский, Киевской – прот. Лебединцев, проф. Киевского университета прот. Фаворов; профессора церковного законоведения: Моск. Дух. Академии Лавров и С.-Петербургской Барсов и юрисконсульт при обер-прокуроре Св. Синода Степанов. От II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии: старший чиновник Отделения Маркус и состоящий при нем действ. стат. сов. Любимов. От Министерства Юстиции: правитель канцелярии Министерства Бурлаков, прокурор С.-Петербургского окружного суда Баженов, товарищ председателя того же суда Сабуров и председатель С.-Петербургского столичного съезда мировых судей Неклюдов. От Министерства Народного Просвещения: профессора С.-Петербургского университета – гражданского права Пахман и уголовного права Чебышев-Дмитриев. Делопроизводителями комитета были назначены: состоящий при департаменте Министерства Юстиции Матвеев и секретарь С.-Петербургской духовной кансистории Камчатов. Комитет начал свои заседания с 30 апреля 1870 г. и имел в течение этого года 23 заседания. Письмо 7. Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейший и Достопочтеннейший Отец Ректор! Напутствуемый благословением и благожеланием Вашего Высокопреподобия, благополучно прибыл я в Петербург в 5 часов вечера в воскресенье 25 апреля и, поклонившись общему покровителю нашему Св. Благоверному князю Александру, отправился на Троицкое Подворье ко Владыке 58 . Принят милостиво и узнал от Владыки, что Иван Николаевич 59 прибыл в субботу утром и в воскресенье уже служил со Владыкою на подворье, и что мы не опоздали, и даже можно было бы требовать нас не столь экстренно и поспешно. Комитет о цензуре 60 еще не кончил своих дел, и преосвящ. Макарий мог открыть наш комитет только 30 апреля. На подворье узнал я, что Владыка получил Высочайшее разрешение отправиться в епархию с 15 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В делах наших – без перемен. Прося себе благословения Вашего Высокопреподобия и молитв, с совершеннейшим почтением и преданностию имею честь быть Вашего Высокопреподобия смиренный послушник э.-о. профессор Александр Лавров. 5 марта 1872. С.-Петербург. Новый переулок, д. 3, кв. 3. Письмо 30. Представлял я рукописание грех моих 179 Властям нашим и неожиданно необыкновенно милостиво был принят всеми. Наш Владыка необыкновенно был милостив, также Петербургский, Литовский. А Киевский Владыка благословил образом и приказал мне написать к нему письмо, в котором обозначить брошюрке хотя какую-нибудь маленькую цену. Я возразил было, что для продажи нет этих брошюр. Но он заметил: «ничего, можно будет напечатать. Нужно это как можно больше распространить. На письме я сделаю резолюцию и сдам в консисторию». Я исполнил волю Владыки и в письме к нему назначил цену брошюры 30 коп. и с пересылкою (пересылка под бандер. 8 коп.), а местом откуда требовать – редакцию Твор. Св. Отцев. – Простите, если я что-нибудь погрешил при исполнении этого приказания. – Некоторым преосвященным – напр., бывшим моим ректорам семинарским и академическим я послал брошюру – без писем и без обозначения от кого. Так посоветовал мне Иван Николаевич. Письмо 31. Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейший и Достопочтеннейший Отец Ректор! С сердечным сокрушением услышал я о постигшей Вас скорби 180 . Казалось, крепость сил обещала еще немалые годы приснопамятной матушке Вашей. Но Божии призвания от мира сего в новый совершаются и в крепости сил и во всех возрастах, ежеминутно напоминая нам, что и мы живущие оставшии во время потребно восхищени будем. Но будем ли всегда с Господом, о чем молимся для отшедших присных наших? Да упокоит Господь Бог душу усопшия новопреставленныя рабы Своея Ольги! В нашей юдоли плача, из которой восхищаются наши присныя, – многое плачевное и немногое соответствующее нашим желаниям. Соответственно нашим желаниям разрешен Св. Синодом вопрос об отсрочке представления нашею Академиею докторских диссертаций. Доклад был в четверг (16-го) и возражений со стороны членов Св. Синода не было: срок продолжен еще на год. – Дело о Евгении Евстигнеевиче 181 будет доложено в следующий четверг.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

59 Рождественский, протоиерей и член Московской духовной консистории († 1894 г.), бывший также, как уже и упомянуто, членом комитета для преобразования духовно-судебной части. Он держался одинаковых с А.Ф. Лавровым взглядов на предполагавшуюся церковно-судебную реформу. А.Ф. постоянно упоминает о нем в своих письмах к А.В. Горскому, называя его то Иваном Николаевичем, то отцом протоиереем. 60 Шестидесятые годы были вообще временем усиленных реформ и преобразований. Отголоски этих реформ не могли не доходить и до духовного ведомства и здесь производили соответствующую реакцию. Так явились: духовно-учебная реформа и проекты реформ духовно-судебной и духовно-цензурной. 6 апреля 1865 г. последовал указ, которым значительно ослаблялись строгость действовавших дотоле цензурных постановлений и устанавливались для печати довольно большие облегчения (главным образом отмена в большинстве случаев предварительной цензуры). Цензурное управление сосредоточивалось в учрежденном при министерстве Внутренних Дел Главном Управлении по делам печати. Следствием этой реформы явилась мысль об облегчении строгости и духовной цензуры. Обер-прокурор Св. Синода гр. Д.А. Толстой во всеподданнейшем отчете по ведомству православного исповедания за 1870 г. весьма определенно развивал мысль, что духовная цензура не может и не должна оставаться в прежнем положении и что устав о духовной цензуре, изданный еще в 1828 г., «во многом требует соответствующих времени и обстоятельствам изменений»; тем более, что по новому (30 ноября 1869 г.) академическому уставу цензура духовных книг, прежде принадлежавшая Академиям, «изъята из ведения высших духовно-учебных установлений как предмет сторонний для их ученой и учебной деятельности». (Извлечение из отчета, СПБ, 1871, стр. 264 – 272). Поэтому и ввиду того, что по Высочайшему повелению 2 ноября 1869 г. была учреждена, под председательством статс-секретаря князя Урусова, новая комиссия для пересмотра действующих постановлений о цензуре и печати, Св. Синод признал «необходимым и благовременным» подвергнуть пересмотру устав духовной цензуры, для чего в январе 1870 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Джованна Паравичини : Я думаю, что пора нам как-то заключить наш разговор, очень интересный. Я думаю, что книга, как вы увидели, как вы могли почувствовать, услышать, это очень интересно. Но мне кажется, что как раз заключение о том, что говорил отец Алексий, говоря о том, что абсолютная красота – это Христос, и то, что сказал сейчас Александр Николаевич… То есть что есть вещи гораздо более важные, о которых тоже как-то искусство размышляет. Это правда. И я просто хочу закончить одной цитатой, одним эпизодом жизни митрополита Антония, который всегда меня как-то провожает. Именно его вера, абсолютная вера в то, что Бог верит в человека. То есть когда он беседовал, уже будучи в Советском Союзе, с каким-то советским чиновником, который ему сказал: «Зачем вы? Как вы сюда? – и сказал: – Я в Бога не верю». И митрополит ответил: «Но есть одна вещь гораздо более важная – Бог верит в человека». Именно на этом как-то всё основывается: и наша возможность размышлять, ошибаться и всё-таки как-то продолжить это восхождение, о котором сегодня шла речь. Спасибо вам всем большое. Всего доброго. И спасибо огромное. Фото: Ефим Эрихман Видео: Виктор Аромштам Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 30 декабря, 2015 1 марта, 2015 19 июня, 2018 18 марта, 2024 13 марта, 2024 27 февраля, 2024 21 февраля, 2024 16 февраля, 2024 14 января, 2024 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/vladyika-antoniy-bog-v...

(Виноградов Александр Николаевич, 5.11.1845, с. Чамерово Весьегонского у. Тверской губ. -1919, Оптина пуст. ), иером., миссионер и китаевед. Род. в семье священника. В 1859-1865 гг. учился в С.-Петербургской ДС; после ее окончания в 1867-1868 гг. посещал занятия в СПбДА, но полного курса не окончил. Состоял учителем рисования при Ярославской ДС с 1868 по 1873 г., слушал лекции в Демидовском юридическом лицее, к-рый окончил в 1871 г. В 1874 г. был принят на службу в канцелярию военного прокурора С.-Петербургского окружного суда. Посещая семинары в Археологическом ин-те Н. В. Калачова в 1878-1881 гг., одновременно занимался в имп. Академии художеств , где успешно прошел программу обучения в объеме 2 курсов. В мае 1880 г. принял монашество и был рукоположен во иеромонаха. В 1881 г. прибыл в Пекин, где в составе Русской духовной миссии в Китае занимался миссионерской деятельностью до 1887 г. В связи с тяжелой болезнью по разрешению Святейшего Синода досрочно вернулся в Россию, продолжил службу в Киево-Печерской лавре , а затем с окт. 1888 г. на Киевском подворье в С.-Петербурге. После публикации ряда серьезных научных трудов, в т. ч. посвященных Китаю, вновь был направлен в Пекин, где в составе духовной миссии с 1896 по 1898 г. продолжал интенсивно заниматься миссионерской деятельностью и научными изысканиями. Из-за тяжелого психического заболевания отозван в Россию с назначением в число монашествующих Оптиной пуст. В пустыни прошла его оставшаяся жизнь, посвященная подготовке к печати собранных в Китае материалов, а также благотворительной деятельности, особенно в пользу Красного Креста (в период восстания ихэтуаней 1898-1901 и русско-япон. войны 1904-1905). В 1904 г. предпринял попытку покинуть мон-рь, но его прошение о снятии сана и расстрижении было отклонено Святейшим Синодом. Ни одна из его работ, написанных в Оптиной пуст., не напечатана. В период гражданской войны А. умер от голода. Место захоронения неизвестно. Оставшиеся после его смерти рукописи и материалы личного архива хранятся в ОР РГБ (Ф. 52).

http://pravenc.ru/text/64650.html

Бывшие обновленцы «патриархией держатся на подозрении. В них видят часто агентов КГБ, людей неустойчивых». Вернувшихся эмигрантов «очень ценят, но боятся их выдвигать на видные места... как остатки старой гвардии синодской церкви старой России». Основную массу уже составляли архиереи нового поставления из вдовых протоиереев, монахов, архимандритов. «Здесь производится строгий выбор и в подавляющем большинстве они изрядные фанатики. Правда, с точки зрения образованности – это все люди невысокого полета. Но для укрепления костяка церкви – подбора нового, фанатически преданного церкви духовенства, эти архиереи делают очень много». Иерархи делились на две основные партии – григорьевцев, сторонников митрополита Ленинградского Григория, и николаевцев – по имени митрополита Крутицкого, «между которыми лавировал патриарх» . Причем Алексий доверял «едва ли не больше всех других» Владыке Григорию. Основным настроением в церковном центре было якобы желание продержаться еще несколько лет, «а там история покажет» 954 . Рассматриваемый в этой части нашей работы временной промежуток делится на два этапа государственно-церковных отношений. В 1945 – первой половине 1948 гг. в основном продолжались и даже на первых порах получали дальнейшее развитие тенденции, зародившиеся осенью 1943 г. Правительство сделало ряд существенных уступок в пользу Церкви. Но все эти уступки в значительной степени объяснялись заинтересованностью государства в тех или иных международных акциях Московской Патриархии и зачастую предшествовали им. Осенью 1948 г. произошел перелом, государственные органы избрали новую тактику: вместо жесткого контроля влияния Церкви – повсеместное вытеснение ее на периферию общественной жизни. Здесь сказались не только внешнеполитические обстоятельства, но и начало курса на общее ужесточение репрессий против всякого инакомыслия. Большая часть партийно-советского актива сохраняла приверженность в идеологической работе антирелигиозным стереотипам и догмам 1930-х гг. Линия на потепление государственно-церковных отношений воспринималась ими как вредная для ВКП(б).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Составитель игумен Дамаскин (Орловский) 28 Слово Высокопреосвященного Владимира, митрополита Московского и Коломенского, произнесенное на молебне пред началом нравственно-религиозных чтений для рабочих города Москвы. М., 1902. С. 8–9, 12–14. 29 Юношам! Речь Высокопреосвященнейшего митрополита Московского и Коломенского Владимира, произнесенная 30 декабря 1910 года на собрании Кружка в Епархиальном доме. М.. 1911. С. 7, 9, 11. 49 Алексий (Баженов; 1872-?), обновленческий митрополит. 8 декабря 1913 года хиротонисан во епископа Николаевского, третьего викария Одесской епархии. В 1914 году назначен вторым викарием той же епархии. В 1917 году назначен епископом Елисаветградским, первым викарием Одесской епархии. В 1921 году назначен епископом Тираспольским и временно управляющим Одесской епархией. 26 июня 1921 года устранен Патриархом Тихоном от управления Одесской епархией. В начале 1922 года уволен с должности первого викария Одесской епархии. С момента зарождения обновленчества перешел в обновленческий раскол и с возведением в сан архиепископа назначен управляющим Одесской епархией (обновленческой). В 1923 году перемещен на Казанскую кафедру. Был участником второго обновленческого так называемого «Всероссийского Поместного Священного Собора» 1923 года, на котором позорно подписал постановление о лишении сана и монашества Святейшего Патриарха Тихона. С 1924 года в сане митрополита. Ставил перед Патриархом Тихоном вопрос о покаянии при условии, если тот оставит за ним сан митрополита. В 1933 году назначен обновленцами митрополитом Симферопольским и Крымским. 9 февраля 1938 года уволен на покой. Дальнейших сведений о нем не имеется. Очевидно, умер без покаяния. 53 Акт освидетельствования тела митрополита Киевского Владимира, убиенного 25 января 1918 года (произведено 26 января 1918 года): «Тело митрополита Владимира оказалось при освидетельствовании в умеренно окоченелом состоянии; руки полусогнуты и сложены на туловище, причем пальцы правой руки сложены для крестного знамения; правая нога полусогнута в колене, а левая выпрямлена; на тело надето нижнее белье.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Теперь я понимаю, что есть только многоточие... И обязательно будет продолжение. Вспомнить поименно До выхода на пенсию Алевтина Телепина работала библиотекарем в местном техникуме и всегда интересовалась богатой историей Верхнекамья. Став прихожанкой Покровского храма в Кирсе, начала собирать информацию о жизни прихода в прежние времена, ходила в гости к бабушкам за рассказами. От них она узнала, что на окраине города есть захоронение погибших здесь во время Гражданской войны белогвардейцев, но оно никак не обозначено. Всем известен только памятник сложившим здесь голову бойцам Красной армии. Алевтина Николаевна задалась вопросом: почему память погибших белогвардейцев не увековечена? — Я обратилась с этим же вопросом к священнику нашего храма отцу Анатолию Баталову. И он благословил меня самой установить поклонный крест. Оказалось, что это не так просто: надо было найти деньги, мастеров, людей, которые помогут установить. Но Господь все устроил. Этот крест мы поставили в 2012 году, и он стал первым в здешних местах памятным знаком, рассказывающим о погибших здесь и не похороненных должным образом соотечественниках. Спустя пять лет в поселке Лесной, который был центром Вятлага, по благословению епископа Уржумского и Омутнинского Леонида (ныне епископ Тарусский, викарий Калужской епархии ) наш приход установил первый крест жертвам этого трагического места. Тему новомучеников Вятской земли одним из первых поднял Павел Ожегин, старший советник юстиции, который в 1990-е годы занимался пересмотром дел незаконно репрессированных советской властью жителей Кировской области. Особое внимание он обращал на пострадавших за веру священно- и церковнослужителей и мирян, о которых часто писал в «Вятском епархиальном вестнике». Его дело продолжил протоиерей Алексий Сухих, почетный житель города Вятские Поляны, краевед, автор серии книг памяти вятских новомучеников «Вспомним поименно». После трагической гибели отца Алексия в 2010 году владыка Леонид не дал прерваться этой серии, им были опубликованы первые сведения именно о вятлагских мучениках.

http://patriarchia.ru/db/text/5958866.ht...

За месяцы, прошедшие со дня смерти мужа, кстати, я ни от одного священника не услышала этих «православных утешений». Наоборот, все отцы говорили мне о том, как тяжело, как трудно. Как они думали, что знают что-то о смерти, а оказалось, что знают мало. Что мир стал черно-белым. Что скорбь. Ни одного «наконец-то у вас ангел личный появился» я не услышала. Об этом, наверное, может сказать только сам человек, прошедший через скорбь. Мне рассказывали, как матушка Наталия Николаевна Соколова, похоронившая за год двоих прекраснейших сыновей —  протоиерея Феодора и владыку Сергия, сказала: «Я детей рожала для Царствия Небесного. Вот двое уже там». Но это только она сама могла сказать. Время лечит? Наверное, со временем эта рана с мясом через всю душу немного затягивается. Я пока это не знаю. Но в первые дни после трагедии все рядом, все стараются помочь и посочувствовать. А вот потом – у всех продолжается своя жизнь – а как иначе? И как-то кажется, что и самый острый период горя уже прошел. Нет. Первые недели не самые трудные. Как мне сказал мудрый человек, переживший потерю, через сорок дней только понемногу понимаешь, какое место в твоей жизни и душе занимал ушедший. Через месяц перестает казаться, что сейчас проснешься и все будет по-старому. Что это просто командировка. Ты осознаешь, что сюда – не вернется, что тут уже не будет. Вот в это время и нужна поддержка, присутствие, внимание, работа. И просто тот, кто будет тебя слушать. Утешить не получится. Утешить человека можно, но только если вернуть его потерю и воскресить умершего. И еще может утешить Господь. Очень верно сказал протоиерей Алексий Уминский : «Человек, который переживает этот момент и который действительно находит у Бога ответ, он настолько становится умным и опытным, что ему никто никакого совета дать не может. Он и так все знает. Ему не надо ничего говорить, он сам все прекрасно знает. Поэтому этот человек в советах не нуждается. Тяжело тем людям, которые в такой момент не хотят слушать Бога и ищут объяснения, обвинения, самообвинения. И тогда это тяжело, потому что это самоубийство. Утешить человека, не утешенного Богом, невозможно.

http://pravmir.ru/chto-skazat-cheloveku-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010