Автор вышеупомянутой статьи из журнала «Приходское чтение» называет три причины упадка церковного пения, а именно: композиторов, исполнителей и литературу. Обобщая приведенные выше высказывания и его, и двух наших видных иерархов относительно исполнителей – мы должны здесь отметить, что наш церковный Устав не знает деления певцов на «грамотеев» и малограмотных, сильных и слабых, «благородных» – правых и «худородных» – левых. Более того, ему чужды понятия «дьячок» и «псаломщик», сложившиеся позднее у нас на Руси. Обязанности современного псаломщика Устав поручает самому старейшему в обители лицу – игумену, а в его отсутствие – экклесиарху или первому певцу правого клироса: на долю чтеца остается только Трисвятое гл.7, 15]. Студийский Устав предписывает на всенощном бдении в неделю Ваий, при пении «Господи воззвах» менять хоры: правые певцы должны идти на левый, а левые – на правый клирос 829]. Таким образом, с точки зрения церковного Устава не может быть и речи о каком-либо подразделении хоров на «классические» и «народные», «интеллигентные» и «простые», как это наблюдается у нас в практике соборных и приходских храмов. Они должны быть едиными устами Единой Церкви, десницей и шуйцей единого тела, однако суетный мир и здесь внес свою «поправку». Касаясь произведений церковных композиторов, автор статьи «Где причины» распределяет эти произведения по группам и высказывает пожелание, чтобы высшая церковная власть «составила и распубликовала списки композиций, желательных на церковном клиросе». Такое же пожелание высказал в своей речи и сам Святейший Патриарх Алексий (Симанский). Через год после выступления Его Святейшества профессор Ленинградской духовной академии Л.Н.Парийский высказал на страницах Журнала Московской Патриархии свое мнение, но пояснил, что составление списка дозволенных композиций – дело практически бесполезное, так как произведений этих существует в настоящее время «бесчисленное множество». Произведения следует рассматривать независимо от имени их авторов, «ибо, – продолжает профессор, – у одного и того же автора могут быть произведения и применимые, и недопустимые. В качестве критериев, определяющих церковность мелодий, профессор назвал церковный Устав, древние распевы и слуховое восприятие. «Католическим пением, – продолжает автор, – также нельзя пользоваться в наших храмах, как нельзя пользоваться католическими ризами и сосудами» 1949, 58]. Судя по последним словам автора, можно полагать, что он держится господствующего мнения, по которому в современном расстройстве нашего церковного нения вся вина возлагается на отрицательное влияние инославного Запада. Но едва ли можно согласиться с этим автором полностью. Как уже говорилось, западное влияние не является здесь главной причиной, поэтому и хронологический отбор произведений сам по себе ничего не даст. Демественный распев

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

И. Вознесенского , С.В. Смоленского, В.М. Металлова, А.М.Покровского, Д.В. Аллеманова, А.А. Игнатьева и многих других исследователей. В начале текущего столетия вопросам церковного пения был посвящен и специальный православно-церковный журнал «Хоровое и регентское дело» (1909–1916), а также старообрядческий журнал «Церковное пение», в котором сотрудничали и наши видные ученые – такие, например, как С.В. Смоленский. О нуждах церковного пения неоднократно высказывались выдающиеся иерархи Русской Православной Церкви: митрополит Московский  Филарет (Дроздов) ,  Арсений (Стадницкий) , митрополит Новгородский и его ученик Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский. -Ред.). Из журнальных публикаций послевоенного времени можно указать на статьи профессора Ленинградской Духовной Академии Л.Н. Парийского (ЖМП, 1949, 11) и протоиерея Н. Трубецкого (ЖМП, 1959, 10–12). Нет возможности перечислить всего, что было написано за это время по вопросам церковного пения вообще и русского в особенности. Естественно, возникает вопрос: стоит ли снова обращаться к этой теме? Да, стоит. И стоит не потому только, что всякая наука в своем развитии беспредельна. Занятые историко-археологическими изысканиями и музыкально-теоретическими положениями, исследователи трудились, как выразился один из них, «над внешней стороной» церковного пения: их, главным образом, интересовала сторона вещественная, материальная, а духовной стороной они занимались или мимоходом, или вовсе обходили ее Наши церковно-музыкальные специалисты не сказали нам о пении самого главного – того, что Спаситель назвал единым на потребу ( Лк. 10:42 ), и не сказали этого не потому только, что не тем были заняты, а потому, что если бы и захотели, то не смогли бы сказать. Чтобы стать на правильный путь в этом отношении, необходимо прежде всего поставить вопрос: для какой цели создано наше церковное пение и для чего оно существует? В самом ответе на этот вопрос мы получим все необходимое, всю нашу «программу». Мы рассматриваем православное церковное пение как «словесную службу», то есть словесно-мелодическую часть нашего богослужения, и именно с этой стороны оно нам прежде всего дорого. Все прочее, касающееся нашего пения, имеет для нас значение второстепенное, и постольку, поскольку оно служит высшей цели – «единому на потребу». Поэтому, минуя музыкально-теоретические и археологические проблемы в области исследования нашего предмета, мы должны обратить все внимание на его богослужебную сторону, значение которой на сегодняшний день недостаточно раскрыто исследователями. Исторический элемент может нас интересовать примерно в той же мере, в какой он фигурирует в Священном Писании и святоотеческих творениях, то есть только в тех случаях, когда это необходимо для высшей цели. Итак, рассматривая наше церковное пение как средство богообщения, в свете Откровения и церковного учения, мы должны решить следующие проблемы:

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Лет через 10 Бармен впервые попал на Исповедь и вскоре стал алтарником в одном из московских храмов. Еще где-то через 5 лет поступил в Николо-Угрешскую семинарию. Один из преподавателей за его острословие нарёк его поручиком Ржевским. По окончании семинарии, в 2007-м году, его рукоположили во священники… В 2017-м году он отошёл ко Господу в результате ДТП… Рейтинг: 9.9 Голосов: 722 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Виктор 30 октября 2022, 18:39 Елена: " Красиво написано, жаль что придумано " . А как же последний абзац: " Лет через 10 Бармен впервые попал на Исповедь и вскоре стал алтарником в одном из московских храмов. Еще где-то через 5 лет поступил в Николо-Угрешскую семинарию. Один из преподавателей за его острословие нарёк его поручиком Ржевским. По окончании семинарии, в 2007-м году, его рукоположили во священники… В 2017-м году он отошёл ко Господу в результате ДТП… " ? Наверное, батюшка Алексий Тимаков за основу взял чью-то реальную историю. Тамара 27 октября 2022, 02:07 Хорошее начало и такой же конец!!! Главное, что человек пришел к Богу , да ещё стал священником!! Слава Богу за всё!!! Анастасия 23 февраля 2022, 18:20 Ну прямо платоновский диалог! Елена 24 мая 2020, 20:35 Красиво написано, жаль что придумано Иулия 20 мая 2020, 21:30 Как поразителен Промысел Божий в жизни этого человека. Постучал Бог в его сердце и оно постепенно открылось. Слава Богу! Интересный рассказ. В старых традициях, философский. Для размышляющего, ищущего человека. СпасиБо! евгений 20 мая 2020, 16:03 прекрасное философское эссе,батюшка. Спасибо++++++++++++++ Александр 20 мая 2020, 14:54 Интересный рассказ. Только комсомолец слишком уж продвинутый получился. Олег Николаевич (Мариуполь) 20 мая 2020, 08:36 Прекрасный рассказ!А старик как опытный шахматист разыграл партию и подвел бармена к единственно правильному выбору!Вот это дар слова! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях

http://pravoslavie.ru/130767.html

Получив донесение исправника, губернатор передал его на заключение губернского Правления. Рассмотрев в заседании своём 19-го марта 1867 года донесение исправника, Правление постановило: „об обнаружившемся в с. с. Основе, Игнатовке и Ряснополье расколе» и непринятии против него мер местным духовенством уведомить для зависящих распоряжений Его Преосвященство, архиепископа Херсонского и Одесского Димитрия, „одесскому же исправнику поставив на вид отступление его от буквального предписания 30 апреля 1866 г. за 86 и особенно наставления Министра В. Дел по делам о расколе, предписать дать настоящему делу совершенно правильное направление» 83 . Наставление Министра В. Дел, о котором упоминает Херсонское губернское Правление, имеет в виду исключительно раскол старообрядцев, с которым ничего общего штунда не имеет 84 . Очевидно, что понятия Херсонского губернского Правления о различии между сектою и расколом были слишком смутны, чтобы не сказать более. Вся вина исправника З-ского заключалась в том, что штунду он не признал расколом старообрядчества и не применил к ней известных пунктов Министерства Вн. Дел, относящегося всецело к раскольникам, за что и подвергся выговору со стороны губернского Правления. Впоследствии мы увидим, какие печальные для дела борьбы со штундой результаты имело это заключение губернского Правления, насколько оно ослабило энергию полицейских властей, вынудив их чисто формально относиться к распространению секты штундистов. Подобная же участь постигла донесение о появлении штунды и исправника ананьевского уезда, позволившего себе посмотреть на штунду не глазами губернского Правления и отнестись к ней не как к расколу старообрядчества, но как к секте „новой и опасной». 14 июля 1867 г. за 2289 ананьевский исправник доносил херсонскому губернатору: „в стане вверенного мне уезда в хуторе Николаевском, имения землевладельца полковника Козаринова, из православных христиан образовалась секта, именуемая штундовою, которая, противясь догматам православной церкви, намеревалась проникнуть в соседние сёла и хутора.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Ингуле перекрещивание вновь присоединяющихся к расколу анабаптистов, совместно с сотским и понятыми, а также с приглашённым старостою смежной д. Богдановки и крестьянами отправились на хутор к дому Флика, где оказалось в сборе много сектантов, посреди коих прусско – подданный Вильгельм Шульц что-то проповедовал. По отправлении Шульца, как личности неизвестной, в Богдановскую сельскую расправу, Дикгаут с названными понятыми, с целью дознать, не скрывается ли ещё какой пришлец у не бывшего на указанном сборище Франца Линовского, отправились к дому последнего, но как только они подходили, дочь Линовского Доротея 21 года, заперла наружные двери на замок и на требование отворить не повиновалась. Тогда один из понятых Генрих Клейн подошёл к окну посмотреть, кто в доме заперт, но в то же время из-за дома выбежал сын Ф. Линовского, Франц – 22-х лет, ударил по затылку Клейна и оборвал на нем рубаху; начал бранить старосту и понятых, вследствие чего и был связан. Тогда, по приказанию Ф. Линовского (отца), бывшего запертым в избе, Доротея отперла двери и за исключением него в доме никого не оказалось. После этого Дикгаут, освободив Франца Линовского (сына), отправился в Богдановскую расправу для составления о происшедшем акта, но туда скоро прибыли: Вильгельм Вагнер, Иоаганн Мотис, Лоренц Пудвиль и др., где позволили себе бранить обоих старост, говоря, что хутор принадлежит им в собственность и никто не имеет права воспрепятствовать им делать там, что угодно; при этом В. Вагнер ударил по лицу Г. Клейна. В первых числах прошлого июня (1872 г.) приехал к Линовскому какой-то неизвестный немец – анабаптист, который вместе с В. Шульцем 11 и 13 го ч. ч. совершили перекрещивание в анабаптизм поселян Н. Данцига (приводятся имена и фамилии перекрещённых) в числе шестнадцати душ, а затем тот же неизвестный вместе с Шульцем отвезены были Линовским в Николаев. Франц Линовский заявил, что приезжавший и совершивший перекрещивание немец – анабаптист был К. Ондра. Он – житель одной из западных губерний, но какой именно – не известно; хорошо им – анабаптистам известен: он давно уже в с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

По произведенному дознанию, основателем этой секты оказался причислившийся в ананьевские мещане Адам Антонов Выйсеровский, а распространителями другие 15 человек, поименованные в представляемом при сем списке. При осмотре их домов у каждого найдено св. Евангелие; но подозрительного или соблазнительного, кроме псалмов, не пропущенных цензурою, при сем представляемых, ничего не оказалось. Затем при дальнейших расспросах оказалось, что заблуждение их состоит в следующем: 1) в непризнании св. мощей и богохулении, 2) порицании всех святых, 3) в хулении и непризнании икон на том основании, что Бог в свящ. Писании повелевает „не сотвори себе кумира», 4) в отступлении от православной церкви и всех её обрядов и 5) в непризнании знамения св. креста. Сектанты эти собирались в доме упомянутого Выйсеровского, как основателя и учредителя её, у которого сверх того преподавалось учение 4-м мальчикам и 2-м девочкам бессрочно – отпускным рядовым Львом Поповым, без разрешения Училищного Совета, в духе противном истинам православной церкви и на началах этой секты. Донося о всем вышеизложенном на благоусмотрение вашего превосходительства, долгом считаю доложить, что поступки последователей секты, как существующей в противность мнению Государственного Совета, Высочайше утверждённому 27-го марта 1867 г. (пункт 3-й), по распоряжению моему преданы судебному следователю 2-го уч. ананьевского уезда, вместе со всеми виновными для производства, формального следствия и затем подвержения их ответственности, определённой тем же Высочайшим повелением; приняты также строгие меры к предупреждению распространения секты в соседние селения, воспрещены всякие сборища в доме Выйсеровского и всякое публичное оказательство секты и наконец рядовому Попову воспрещено учение с передачей его самого судебному следователю» 85 . Губернатор и это последнее донесение передал на заключение губернского Правления, которое от 30 июня 1867 г. за 79 отвечало ананьевскому исправнику: „возвращая представленные при рапорте вашем от 14 июля приложения (брошюры, псалмы и пр.), губернское Правление даёт вам знать, что приведенное в рапорте за 2289 Высочайше утверждённое мнение Государственного Совета не относится до дел веры и в отношении образовавшейся в хуторе Николаевском секты штундовой следует поступить согласно §11 наставления».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Что такое – прийти к закоренелым преступникам и начинать их учить жизни? Один сотрудник как-то сказал, что нужно читать заключенным Евангелие, и они все поймут, изменятся. Но я что-то сомневаюсь, будет ли этого достаточно. Вряд ли они сразу все поймут… Не поймут и не прослезятся. Я родом из Ростовской области, там есть замечательные священники: протоиерей Тимофей, иереи Андрей и Алексий – они занимаются тюремным служением в Ростовской епархии. Как оценить их деятельность? Там нет красивых картинок, моментальной положительной статистики, потому что в этой сфере они не так давно. Но то, что практически ежедневно они приходят в следственный изолятор или колонию и работают с осужденным, – подвиг. Отец Андрей предложил недавно создать общий отряд верующих – чтобы заключенные разных вероисповеданий могли общаться. Думаю, это прекрасная идея. У нас много замечательных примеров тюремного служения, помощи осужденным, о которых хотелось бы рассказать отдельно. Крайне интересна и поучительна в этом отношении удивительная история инокини Ф., которая меня просто потрясла. Но об этом мы поговорим в следующий раз. Рейтинг: 10 Голосов: 10 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Родион Николаевич Юрьев 26 октября 2012, 06:48 К сожалению, не всегда и с пенитарциарными учреждениями удаётся договориться. Несколько лет назад мы ездили в детскую колонию под Питером, два раза нас пустили, а потом - запретили. И это деятельность тоже не для всех, во всяком случае, не для всех мирян. Как только останешься один на один с заключённым, разговор начинается не о Боге или о душе, а о том, нельзя ли посылочку принести, жалобу в европейский суд написать и прочее. И говорят всегда очень убедительно, со слезами, так что женщинам лучше и не слушать, начинают жалеть и всё такое. Александр 25 октября 2012, 09:07 " Я не хочу " - не является гордыней. Кто то вам предложит выпить яду - а вы им в ответ - Я не хочу, где ж гордыня? Хорошо было бы разобраться где эта грань между христианством и навязыаемой многими умами философией. Кафолик 24 октября 2012, 13:54 После 20-го века,ада наш народ не боится уже на генетическом уровне,а любовь оскудела до крайности... Если в тюрьмах и являются ее подвижники-самородки,то современное общество устроено прямо противоположно. Куды бедному крестьянину податься... Необходимо религиозное гос-во,где признавая возможность атеистов или агностиков на их убеждения - приоритет во всех областях отдается верующим. Необходимо возрождение ответственно-покаянного духа перед Богом,Его крестной Жертвой,как высшего проявления любви. Акцент делать на скоротечности земной жизни и призрачности земных благ. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/56944.html

Мне, как это было типично для советских граждан, представлялось, что священники люди малообразованные, и чему мне, кандидату наук, у них учиться? Но батюшка и сам оказался кандидатом богословия, окончившим Московскую духовную академию, где он потом преподавал, прошедшим армию и школу иподиаконства у патриарха Пимена. Он отвечал мне на многие сложные вопросы, которые долгое время ставили меня в тупик.      Удивительно, но, начав читать духовную литературу, я стал лучше понимать и физическую химию, которая была областью моей профессиональной деятельности. А в семейной и общественной жизни батюшка постигал такие глубины, что это порой вызывало у меня трепет и благоговение. Он видел, что меня ждало за углом жизненных ситуаций. Он никогда не приписывал себе прозорливость, но явно обладал даже в молодые годы духовной рассудительностью. Говорил: «Если приходите ко мне как к Геннадию Николаевичу, то и получите совет от Геннадия Николаевича, а если приходите к отцу Геннадию, помолившись усердно Богу, то я могу сказать то, что и сам не знал и не ведал, а просто озвучивая то, что Господь хочет до вас донести». Он духовно прозревал за горизонты, туманные для нас Ни одно серьезное дело мы не предпринимали без совета с батюшкой. Шли к нему со своим в и дением ситуации, за благословением, а уходили озадаченные, с совершенно неожиданным решением вопроса, принимая это осознано, с полным доверием отцу Геннадию. Он никогда не настаивал, но умел раздвинуть рамки, так как духовно прозревал за горизонты, туманные для нас. Только один раз за все 36 лет нашего общения он проявил настойчивость, даже категоричность. Это были 1990-е годы, о науке никто и не вспоминал, больше думали о торговле, хлебе насущном. А я в то время возглавлял частный научно-технический центр, который довольно успешно существовал, несмотря на преобладающую в стране разруху. И вот отец Геннадий стал уверенно рекомендовать мне защищать докторскую диссертацию: «А то, – говорит, – просто погибнешь». Погибать не хотелось, но сделать что-либо в тот момент было невозможно: моя работа имела гриф «секретности», и у нее было много маститых противников с солидными учеными званиями. Но, по молитвам батюшки, мне неожиданно позвонили из института и, сообщив о снятии грифа, предложили вернуться, чтобы как раз продолжить научные изыскания! Недавние оппоненты стали помощниками в работе над монографией. В результате я защитил докторскую диссертацию и получил в дальнейшем звание профессора. Диплом доктора наук мне вручили 4 ноября, в день празднования осенней Казанской иконы Божией Матери. В нашем храме тогда был престольный праздник, служил Патриарх Алексий II, и батюшка не только меня поздравил, но и представил Святейшему. Долгое время было непонятно, для чего мне этот высокий статус доктора наук? Но в последние годы становится все более очевидно то, что отец Геннадий прозревал еще тогда: степень спасает от многих жизненных перипетий и защищает научное направление работы.

http://pravoslavie.ru/106332.html

3. О канонизации На всё Воля Божия. Если Господь решит прославить, прославит. И никто не вякнет. Так было и с императором Николаем II. По-видимому, время для прославления Ивана Грозного и Распутина ещё не пришло. Не надо забывать и того, что канонизация Святых здесь на земле, не добавляет им святости и, по сути, лишь констатация уже свершившегося факта. 2. Ответ на 1, Владимир Николаев: Покойный протоиерей Димитрий Смирнов постоянно публично говорил, что Царь Иван Грозный никогда не будет канонизирован в РПЦ МП. Правда ? это также подтверждал и покойный Патриарх Алексий-2 Редигер--Иван Грозный не будет причислен к лику святых. 1. Покойный протоиерей Димитрий Смирнов постоянно публично говорил, что Царь Иван Грозный никогда не будет канонизирован в РПЦ МП. Правда ? Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Что на данный момент можно узнать о смерти Евгения Кунгурова В Коми у женщины отобрали пенсии из-за езды к покойному мужу Пропавшего студента в Перми нашли мертвым в лесу: подробности Под Курганом объявили принудительную эвакуацию: детали Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/13/li...

Для наглядности приведу отрывок из той статьи. Выступая за «истинность» останков, и критикуя противников этой точки зрения, Елена Николаевна говорит следующее: «“ А уж тем-более ориентироваться на такого человека как Бойко-Великий, потому что он вообще не принадлежит к Русской Православной Церкви, а принадлежит к раскольничьей ветви зарубежной церкви и имеющий часть адептов в России. Поэтому понимаете у всех свои интересы… И в свое время часть зарубежной комиссии, это еще в 1990 годы, она делала все, чтобы не признать [останки екатеринбургские подлинными]”. В скобках отметим, что, видимо, по мнению Е.Н., внештатным членом этой не очень разъясненной “части зарубежной комиссии” был и наш покойный Патриарх Алексий II. Слова о том, что Бойко-Великий, не принадлежит к Русской Православной Церкви, а принадлежит к раскольничьей ветви зарубежной церкви, являются, по меньшей мере, грубой ошибкой, вообще все сказанное Чавчавадзе… Не хочу вдаваться в дальнейшие подробности изложения специфической системы аргументации сторонников “поросенковой” подлинности. Кого интересуют детали – легко их найдёт» (см.: О «царских останках» и системе аргументации в защиту их адекватности . РНЛ. 15.07.2022). И вот год спустя – вновь такая же − «зеркально» − аргументация в защиту тех же «останков»! Утешает, что не только меня «подводит под статью» пусть церковную, «старший следователь-криминалист в отставке». В таком же стиле он дискутирует, например, с Вениамином Васильевичем Алексеевым, академиком Российской академии наук (1997), членом-корреспондентом АН СССР (1990), доктором исторических наук, профессором (1979). Приведу лишь две цитаты из ответа В.В. Алексеева В.Н. Соловьёву « Не богохульствуйте, господин Соловьёв! » [РНЛ. 17.08.2020]: «Познакомившись со статьей бывшего следователя по изучению обстоятельств гибели Царской семьи В.Н. Соловьёва под названием “Не прикасайтеся помазанным Моим…”, наполненной скандалами, клеветой, оскорблением чести и достоинства многих людей, в том числе и меня, намеревался ответить в стиле “каков вопрос − таков ответ”, но немного задержался.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/21/ch...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010