Однажды, когда заболел отец Илия, старец сказал игумену: «Батюшка, благословите мне умереть за отца Илию, я уже пожил, а он молодой, он нужен». На это отец Герман ответил: «Не умничай». Отец Алексий желал, чтобы в нем было хоть 1/4 того духовного, что было на батюшке Германе. У старца был обычай делать генеральную исповедь, то есть расспрашивать о грехах с семилетнего возраста. Многие не понимали, что то или иное есть грех , а батюшка все тонкости, все изгибы разберет. Спрашивает, бывало: «Не грешны ли в этом?» – «Нет». – «А вот это, а вот это?» И прижмет так, что человек увидит, что он творил грех, совсем не считая то грехом, – у старца был особый дар напоминать грехи. Отец Алексий учил и других духовников, обращавшихся к нему за советами, быть очень тщательными в деле исповеди. Если же кто стесняется задавать вопросы о плотских грехах, то старец говорил: «Тогда лучше не задавать, чтобы не соблазниться». Некоторые горделивые расстраивались от вопросов старца, но после чувствовали пользу. Старец так говорил им: «Мой долг спросить и наставить – ваше дело принять как от Самого Бога и раскаяться». Людям, которые не сразу открывали свои грехи, он говорил: «Во грехе гнить хотите? Не желаете исцеления?» Когда, наконец, грехи после увещания были открыты, старец говорил: «Ну вот, ведь не съел же я вас”». Старец умел с такой любовью и уважением подойти к кающемуся грешнику, что это его обращение буквально располагало выискивать грязь и нести ее к ногам старца. Какое бывало после такой у него исповеди облегчение, какая радость в душе! Старец так говорил о духовнике: «Духовник – это баня, которая все моет от грязи, а сама в болоте стоит». Он Илье Николаевичу не раз говорил, что и он, слушая какие-нибудь тяжелые грехи на исповеди, что называется, и виду бы не показывал, что ужасается, слушая о таких вещах! Тут надо много любви и снисхождения иметь, чтобы грешник не впал в отчаяние. Одной монахине он так сказал: «Та есть испытанная монахиня, которая считает, что она хуже всех и недостойна жить на земле, а кто мнит о себе что- то, та хуже мирянки. Кто завидует да спорит, та только по одежде монахиня, а на самом деле не монахиня, а балаболка».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В самом конце 1980-х годов возникла патриотическая организация «Товарищество русских художников». Заседало оно в разных местах. Чаще всего в журнале «Молодая гвардия», Союзе писателей, в мастерской Клыкова. Главной задачей ставилось объединение русских патриотов и борьба с разрушительными силами. Ведущую роль в ней играл Сергей Артамонович Лыкошин, секретарь Союза писателей России, в 1989 году кандидат в депутаты от патриотических сил. Кроме Лыкошина запомнились выступления его друга Эдуарда Федоровича Володина (1932–2002), доктора философских наук, участника многих патриотических организаций. В начале 1990-х они выступили с инициативой создания организации, которая могла бы объединить большую часть русских патриотов, – ассоциации «Объединенный совет России». Я эту ассоциацию тоже посещал, но ничего конструктивного не припоминаю. Деятельность ее парализовалась группой провокаторов, явно внедренных в наши ряды. К сожалению, встречи в рамках этих организаций нередко заканчивались шумными застольями. В то же время мне удалось побывать на заседании «тайной» организации «Общество волхвов». Его возглавлял очень интересный человек, специалист по немецкой философии, Виктор Николаевич Безверхий. В России он считался главным язычником, идеологом ведизма. Для меня все это было неприемлемо. Но сам Безверхий был мне интересен. У него тоже был интерес ко мне. Он хотел вовлечь меня в свою ересь. Тайное общество волхвов превратилось в Союз венедов (т.е. в Союз славян-язычников). Главной целью их стало создание языческой конфессии, воинственно враждебной Православию. Разрабатывались даже специальные ритуалы и «службы». В середине 90-х я снова встретил Безверхова на заседании Рабочего совещания русских националистов в Петербурге. Эту организацию основал тоже он. Но в этот раз кроме язычников в нее входило большое количество других организаций – от монархистов до национал-большевиков. Всех объединял антисионизм, борьба против сионистского лобби в России. Радостным патриотическим праздником были для нас мероприятия, проводимые Международным фондом славянской письменности и культуры. Фонд был организован в 1989 году, большую роль в его создании сыграл В.М. Клыков, ставший руководителем, и ведущие русские писатели В. Распутин, В. Белов, В.Н. Крупин. В учреждении Фонда впервые приняло участие русское духовенство, и в частности митрополиты Питирим и Алексий (будущий патриарх). Впервые в истории послереволюционной России духовенство вошло в состав руководства Фонда, избранного на конференции. Помню, как мы радовались этому событию, а митрополит Алексий, как бы читая наши сокровенные мысли, сказал, что для «возвышения русского человека необходимы конкретные дела по приобщению к прошлому и истокам церковнославянской культуры».

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

Нет, конечно, об этом можно забыть – что Ему, Богу-то будет, Он же Бог, подумаешь. Но ведь это же не историческая ситуация, это не факт истории или даже миф какой-то, который когда-то 2000 лет назад произошел на Голгофе. Это не значит, что Христос сегодня не распят, это же не значит, что сегодня Христос не приходит в нашу смерть, это не значит, что Христос сегодня не сходит в ад. Для кого-то это может совершенно ничего не значить, конечно, но тогда мы говорим о чем-то другом, не о христианстве, не о вере, не об отношениях человека и Бога. Я иногда спрашиваю людей, которые приходят ко мне креститься: «А Бог это Кто или Что?» – и многие не могут ответить. Люди приходят уверенные, что они верующие. Я спрашиваю: почему вы хотите креститься? «Я верю в Бога, поэтому и хочу креститься». «А почему креститься?» «Ну, как почему, я хочу быть православным». «А что значит быть православным?» И тут – Александр Николаевич не хуже меня знает, что значит быть православным, – «а это значит быть русским». Это значит в этой традиции жить, это значит, что наши дедушки и бабушки были православными. Это значит, что «наши жены – пушки заряжены» и так далее и тому подобное. Фото: Открытая библиотека Александр Сокуров: Сербы не православные? Протоиерей Алексий Уминский: Да нет же, сербы так же отвечают на вопрос, когда они идут креститься: хочу быть сербом. То же самое в Болгарии, Греции, всё то же самое, одинаково все происходит. Потому что православие на сегодняшний день, исторически, это мы должны признать, на самом деле забыло о самом себе. Вы правильно сказали, что это ортодоксальная вера — простая, убежденная, абсолютно такая поверхностная вера бабушек, дедушек, глупых попов и злых церковников. Но это Христос, это прекрасный Христос, это Он, который приходит даровать свободу, только свобода не очень нужна. Об этом нам Достоевский замечательно всё рассказал. На примере Великого Инквизитора, всё у него написано «от сих до сих», что такое православие, и что не православие. Кто такой Ферапонт, и кто такой Зосима.

http://pravmir.ru/disput-protoierey-alek...

Отец Алексий тем временем вкладывал в протянутые руки иконочки, крестики, благословлял солдат, а солдаты передавали батюшке свои военные билеты и просили, чтобы на последней странице документа он сделал запись: «Благословляю на ратный труд». Из-за большого числа солдат и офицеров я так и не смог в тот день поговорить с отцом Алексием… Конечно, служению отца Алексия способствовала не только помощь и поддержка командира дивизии, но и забота, которую проявлял о батюшке командующий Приволжским военным округом генерал-полковник Анатолий Ипатович Сергеев. — Служение отца Алексия исполнено большого смысла,- говорит генерал-полковник Сергеев. — Батюшка конкретно возрождает лучшие традиции русской армии — веру в Бога и верность присяге, готовность к самопожертвованию за други своя, преданность Отчизне. Важно и другое — своим трудом батюшка вносит вклад в укрепление боеготовности дивизии. Будущее нашей армии, считаю, просто немыслимо без православия. … Недавно я встретил в Самаре генерал-майора Виктора Николаевича Кузнецова. Он, в частности, рассказал, что ввиду организационно-штатных мероприятий в дивизии, которая преобразована в военную базу, должность полкового священника была сокращена. Отец Алексий, безупречно выполнив свой священнический долг, уехал к месту постоянного проживания — в Нижегородскую область. Олег Бедула, полковник запаса. Самарская епархия. Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 21 января, 2021 13 января, 2021 22 марта, 2024 24 октября, 2023 22 декабря, 2022 7 июня, 2022 30 марта, 2022 23 февраля, 2022 29 сентября, 2021 21 января, 2021 13 января, 2021 22 марта, 2024 24 октября, 2023 Лучшие материалы Показать еще

http://pravmir.ru/sluzhu-bogu-armii-i-na...

Патриарх Алексий встретился с создателями телепроекта " Улица твоей судьбы " Москва, 31 марта 2005 г. Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru 30 марта в Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия с создателями телевизионного проекта «Улица твоей судьбы» («Поезд милосердия»), сообщает Седмица.Ru .   Во встрече приняли участие архиепископ Истринский Арсений, главный редактор Главной редакции общественно-политических программ ТВЦ, руководитель программы «Улица твоей судьбы» Игорь Олегович Елеференко, главный режиссер проекта Игорь Борисович Исаков, заместитель председателя Московской городской думы Андрей Николаевич Метельский и президент Фонда ВДВ «Боевое братство» Александр Алексеевич Макеев.   В ходе встречи обсуждались вопросы сотрудничества ТВЦ с Русской Православной Церковью. Создатели телепрограммы рассказали Патриарху Алексию о планах работы над проектом и испросили Первосвятительского благословения на свои труды. Игорь Олегович Елеференко передал Его Святейшеству кассету с записью первого выпуска программы.   Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru Телевизионный проект ТВЦ «Улица твоей судьбы» («Поезд милосердия») представляет собой цикл общественно-политических программ, направленных на привлечение внимания российского общества к наиболее острым социальным явлениям и на мобилизацию материальных ресурсов для оказания адресной и конкретной помощи нуждающимся.   Главные гости студии — люди, ежедневно совершающие гражданский подвиг. Это врачи, спасающие жизни людей, офицеры и солдаты, защищающие достоинство и территориальную целостность России на Северном Кавказе, спасатели МЧС, рискующие жизнью во время природных и техногенных катастроф, учителя сельских школ и другие. Все они — неизвестные герои России, о которых, к сожалению, так редко вспоминают в нашей повседневной жизни.   Телевизионный проект ТВЦ «Улица твоей судьбы» призван возродить на телевидении утраченные за последние годы традиции доброты и сострадания, напомнить россиянам, что в погоне за материальным благополучием мы не имеем морального права утратить духовные ценности.   31 марта 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/13134.html

Я даже не знала хорошенько, о чем ему говорить на первой моей исповеди. Вид старца был благолепен: довольно высокого роста, с большими еще тогда волнистыми и совершенно белыми волосами, с глубокими ясными голубыми большими глазами, которые смотрели, казалось, прямо в глубь твоей души. Старец поразил меня своей аскетической наружностью. У нас были свои большие переживания в связи с нашим совершившимся браком и этим первым говением вместе в пустыни, а еще и отец Алексий только что вышел из первого своего затвора, о котором мечтал, к которому стремился столько лет. Батюшка очень одобрил наш приезд и говение. «За то, что первые дни после брака вы посвятили пребыванию в монастыре и говению, вас Господь благословит и никогда не оставит», – говорил нам старец. Это он мне повторял и потом несколько раз. Когда я увидела старца в первый раз, ему было тогда 62 года. Я задавала себе вопрос: почему старец не потребовал у меня исповеди с семи лет, и, думается мне, потому, что по своей прозорливости он знал, что я уже принесла такую исповедь своему духовнику в Москве еще будучи невестой. Исповедь та всю мою душу перевернула, однако потом много раз мне всплывали забытые мною грехи, и их я, конечно, открывала старцу на последующих исповедях. В первый раз удостоилась я святого причастия в Зосимовой пустыни 10 февраля 1908 г., а в этот же день через 25 лет мне принесли известие о кончине моего дорогого супруга Ильи Николаевича. Прожив в пустыни почти четверо суток, причем мы простаивали с начала до конца все длинные уставные богослужения, мы разом заложили как бы фундамент и дали направление нашей новой жизни. Наша жизнь стала неразрывно связана с пустынью и дорогим, родным теперь старцем отцом Алексием, который взял нас под свое руководство. Ничего мы не делали, ничего не решали без его благословения. Это было нам особенно удобно первые годы, когда мы жили в Сергиевом Посаде, так близко от пустыни. И ездили мы часто, то вместе, то порознь. Старец нежно любил нас, мне он нахваливал Илью Николаевича, предсказывал, что я буду женой протоиерея, ему он хвалил меня. Этим приемом старец еще более укреплял наше счастье. Он не велел нам ходить в гости, так как у Ильи Николаевича были серьезные занятия, да и принимать гостей накладно, а у нас были очень ограниченные средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Побывав у старца в прошлое воскресенье, я в понедельник ответил на Ваше письмо. По моему расчету, оно должно было дойти до Вас сегодня (письма до Москвы ходят около 5–6 дней). Однако на случай его утраты повторяю его содержание. Вследствие особо сложившихся обстоятельств Вы должны принять Николо-Толмачевский приход без колебаний и рассуждений, за послушание Вашему верховному покровителю митрополиту Кириллу. При этом представлялся бы даже неуместным Ваш благородный порыв в пользу отца П. (он тогда был совсем без прихода и очень бедствовал), так как за состоявшимся единогласным избранием Вас приходом о. П. поставлен был бы в неловкое положение. Бояться нечего, все остальное приложится. Старец неоднократно повторял мне, что по инструкции он никаких советов никому давать не вправе, и потому просил меня ответить Вам от себя, что я ему и обещал исполнить, прибавив для его успокоения, что я даже и совета у него не спрашиваю, повергаю лишь на его благовоззрение проект того ответа, который я от себя предлагаю Вам дать. Выслушав меня, старец сказал: «Да, мы не расходимся во взглядах, Бог Вас благословит написать такой ответ”. Эту записочку вручаю Дарьюшке. Простите и благословите». Перед поступлением в Толмачи мой Илья Николаевич к Пасхе получил в награду камилавку, но нигде не мог ее найти себе, тем более что и голова-то у него была большая. Выручил его отец Алексий, который, когда Илья Николаевич приезжал к нему весной 1919 г., сам надел ему на голову свою камилавку (она ему уже стала не нужна по принятии схимы), и таким образом Толмачи, когда отец Илья был туда определен, увидали ту самую камилавку, которую носил их любимый благоговейный отец диакон в то время, когда был пресвитером Успенского собора и потом иеромонахом Зосимовой пустыни. Камилавка эта мною хранится до сего дня. Когда отец Илья подавал прошение епархиальному начальству о назначении его на место настоятеля Николо-Толмачевского храма, он указывал как на главную причину своей просьбы на желание послужить на месте молитвенных подвигов епископа Виссариона, протоиерея Д.Ф.Касицына и старца Алексия, хотя и считал себя недостойным их преемником. Можно себе представить, с каким радостным чувством оставлял мой Илья Николаевич свое насиженное гнездышко – уютное и теплое и переходил на новое, совсем ему незнакомое, но овеянное молитвами святых его предшественников, и особенно родного нашего старца – отца Алексия. Становясь толмачевским батюшкой, он таким образом становился продолжателем дела своего отца и учителя. Вот по этой-то причине его не остановили никакие трудности предстоящей жизни в малолюдном, бедном приходе, затерянном в одном из маленьких переулочков Замоскворечья.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После всех ужасов военного лихолетья во мне зародилась мысль: видимо, Богу угодно, чтобы я смог еще и еще быть полезен людям. И если Господь продлевает мою жизнь, то и я должен быть благодарен Ему – Создателю всяческого Бытия. Посещая храм, я молился, благодарил и просил Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он помог мне полностью посвятить себя служению Ему. По настоянию моей родительницы Евдокии Николаевны и по своему убеждению я поступил в Московскую Духовную семинарию, а затем Академию, которую закончил в 1963 году со степенью кандидата богословия. За время учебы я также работал шофером, помогая Академии и монастырю в обслуживании профессуры, ректора, наместника, а также эконома Троице-Сергиевой Лавры. Трудновато было, но легче, чем на фронте. Свободного времени не было ни минуты. Приходилось много читать духовной литературы, готовиться к экзаменам, писать сочинения, рефераты. Много было интересного и много встреч с замечательными людьми: духовными пастырями, профессурой, архиереями и Святейшими Патриархами, председателями Отдела внешних церковных связей, где я трудился потом в течение 22-х лет. Но сейчас я хочу сказать об уникальной личности, которая, как яркая звезда, вспыхнула на церковном небосклоне; казалось бы, вспышка – только миг, но миг этот продолжался в моем видении 50 лет. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) – благороднейший интеллигент, молитвенник Земли Российской. В его движениях и разговоре наблюдалась степенность, в общении – теплота, никаких резких высказываний и лишних слов. Его большие глаза пронизывали человека насквозь. Он был доверителен и требовал к себе того же. Мне приходилось наблюдать его встречу с императором Эфиопии Хайле Селассие – как он чисто говорил по-французски! У такой личности, как Святейший Патриарх Алексий I, можно было поучиться многому, самое главное – выдержке и смирению. Несколько раз Господь удостоил меня побывать с Патриархом в узком кругу, когда мы выезжали в лес на прогулки. Однажды, когда все разошлись, мы со Святейшим остались вдвоем. Он сидел в автомашине с открытыми дверями, попросил меня подойти к нему и начал расспрашивать: кто я, чем занимаюсь? Я сказал, что учусь в семинарии и помогаю, когда такая возможность представляется, в качестве шофера. «Это хорошо, – ответил он. – Молодец». Вот этот яркий эпизод мне запал в душу на всю жизнь. Если этот благородный человек так ведет себя в быту, то как он ведет себя во время богослужения? Много прошло незаурядных личностей перед моими глазами, но такого благородства я больше не встречал.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТРИФИЛЬЕВ АЛЕКСЕЙ КИРИЛЛОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Алексий Кириллович Трифильев ( 1872 - не ранее 1931), протоиерей Родился в 1872 году в селе Большая Каракуба (Аргин) Мариупольского уезда Екатеринославской губернии (ныне Раздольное Старобешевский район Донецкой области) в семье священника Кирилла Трифильева . В 1894 году окончил курс Екатеринославской духовной семинарии по II разряду . Есть сведения также об окончании им университета. Вступил в брак с Верой Андреевной. В семье родились дочери 1897 и 1901 г.р., сын Леонид (18 ноября 1908). 14 сентября 1894 года рукоположен во священника и был определён в родное село . Работал законоучителем земского училища, был председателем Николаевского миссионерского комитета. В августе 1897 года стал настоятелем храма вмч. Димитрия Солунского вместо отца , ушедшего за штат. Вел публицистическую деятельность. Печатался в Екатеринославских епархиальных ведомостях. Поддерживал октябристов, а затем - русских националистов, указывал в печати, что православным пастырям должна быть чужда " уродливость крайне правых и крайне левых партий " . Отец Алексий позже так написал о своем служении в селе: " Село Б.Каракуба – моя родина, где протекали лучшие годы (25 лет) службы церкви и народу. Застаю его глухим селом, через 25 лет мне удалось превратить в культурный оазис. Оно имело две школы, агрономическое училище, музыкально-драматическое общество, которое ставило спектакли и давало концерты, имея прекрасный оркестр военно-духовой музыки, врачебный пункт и др., просветительно-благотворительные учреждения. За такую деятельность я стал преследоваться как защитник сельской бедноты. Социальные отношения при моем поступлении были таковы, что все село находилось в кабальной зависимости от группы кулаков (30 – 50 чел.), которые выбирая из себя администрацию (старшин, старост), делали что хотели. Вот против этих кулаков я и повел беспощадную борьбу. Вокруг меня сразу же объединилась беднота, и путем выступления в печати, хождения по правительственным учреждениям Мариуполя и Екатеринослава мы победили, и объдинившаяся и раскрепощенная беднота стала выбирать лиц администрации из своей среды... и управлять селом по своему усмотрению

http://drevo-info.ru/articles/13678929.h...

В Сергиевом Посаде жил друг моего батюшки, молодой священник с женой, тоже учившийся в Духовной академии: старец позволял нам обмениваться визитами с ним только один раз в год, и мы это так и делали. К родным в Москву мы ездили на каникулы, а после старец благословлял нам ходить к родным один раз в две недели. Запрет ходить в гости распространялся лишь на время учения батюшки в академии, так как по окончании ее отец Алексий даже приказывал нам принимать у себя прихожан и самим к ним ходить, находя, что это общение пастыря со своими духовными детьми необходимо. Уйдя в полузатвор на время, сначала только до Пасхи, старец больше уже не выходил из него. Только 29 ноября 1909 г. во время приезда в пустынь наместника лавры отца Товии на совместном совещании трех старцев: отца Германа, отца Алексия и отца Товии – было решено, что отцу Алексию мало двух дней в неделю для приема им духовных детей, и был прибавлен еще один день – пятница. Об этом постановлении подробно написано в приложенных правилах для безмолвнической жизни старца, которые у меня помещены в Дополнениях 1 и 2. При огромном стечении народа, какой все больше и больше осаждал батюшку, ему, конечно, необходимо было духовно поддерживать свои силы, и эту поддержку он и находил в тишине своей кельи и в многочасовой неразвлеченной молитве к Богу в продолжение пяти дней недели. Летом 1909 г. состоялся монашеский съезд в Сергиевой лавре, и наш старец был избран в члены этого съезда. Его голос там имел большое значение, с его духовным опытом считались, и все с почтением прислушивались ко всем его словам. Мы жили тогда с Ильей Николаевичем в Курилове у его отца и с интересом встречали каждую газету, так как там печатались все отчеты о заседаниях монашеского съезда. Просмотрела все записи Ильи Николаевича о монашеском съезде и, к большому моему огорчению, нашла очень мало, что можно разобрать и понять: все записано полуфразами и намеками. Выпишу только понятное. Разбирался на съезде вопрос о старчестве. Мнения были разные. Некоторые говорили, что старцем может быть игумен, не имеющий сана, как, например, отец Онуфрий Параклитский. Отец Алексий, не отрицая, что старцем может быть и не имеющий священного сана, находил, что иеромонаху старцем быть лучше, так как в этом случае, если и будет открыт старцу смертный грех , ему не придется отсылать послушника к духовнику за разрешением, а это сложно. Съезд вполне согласился с этим взглядом отца Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010