«…Нельзя жить истинной и достойной жизнью здесь, не готовясь к смерти, т.е. не имея постоянно мысли о смерти, о жизни вечной. Смерть, самое страшное для человека, верующему не страшна, как не страшны для крылатого существа все бездны, пропасти и падения…» священник Александр Ельчанинов Отрывки из дневника Избранное житие Праведный Алексий Гневушев, Бортсурманский, пресвитер Советы психолога У вас могут появиться «псевдосуицидальные» мысли – не желание самоубиться, а именно желание смерти как таковой. При этом нет соблазна или намерения сделать что-то с собой, например, выброситься из окна или удавиться, но нет и страха умереть. Это желание, чтобы смерть пришла сама собой, например, фантазии о том, что хорошо бы сильно заболеть, или чтобы кирпич упал, или машина переехала, дав возможность умереть и уйти за усопшим. Такие мысли могут время от времени появляться еще много месяцев после смерти близкого, в течение года и дольше. Не позволяйте себе увязнуть в размышлениях, связанных с возможностями смерти. Останавливайте подобные мысли. Стихотворение дня Из бездны Вечности, из глубины творенья… , Майков Аполлон День 28й Христианское учение о смерти Одна из распространенных в Церкви молитв об усопших имеет своим содержанием следующее: «Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих, родителей моих (имена), и всех сродников по плоти: и прости их вся согрешения вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благих и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение». Как следует из текста молитвы, Церковь допускает христианина молиться о всех его сродниках по плоти, среди которых, понятное дело, могут быть даже лютые грешники, чьи биографии молящемуся попросту неизвестны. Заметим, что в очень широком значении слова, все люди – родственники, как произошедшие от одного «корня». Молитвы дня Кафизма 26 Вопрос священнику Вопрос: Можно ли молиться об упокоении не только близких, но и малознакомых и даже незнакомых людей? Ответ: Можно. И Церковь постоянно это делает, совершая молитвы обо всех своих членах, как живых, так и усопших. Это поминание совершается каждый раз во время Божественной литургии. Также в церковном календаре есть несколько родительских суббот – особых дней, когда возносятся молитвы о «всех праотцах, отцах, братьях и сестрах». Подав записку с именами своих близких, и не очень близких, а, может быть, и совершенно посторонних людей, мы принимаем участие в этой соборной церковной молитве.

http://azbyka.ru/death/plan-na-40-dnej/?...

В России, в свое время воспринявшей византийские идеалы монастырского старчества, совершенную законченность учению о быте придал прп. Иосиф Волоцкий . Он смотрел на мир глазами иконописца, желая упорядочить его и придать ему структурную симметричность и красоту, являющую собой отражение Божественного совершенства точно так же, как это видим мы на иконе. Христос для него есть Бог Устав. Мирской быт здесь питается монастырским и не имеет самостоятельной значимости: мир – несовершенный слепок монастыря 58 . Этим взглядам соответствовал и свой тип пастыря: «То себе, чадо мое, веждь, яко Бог тако не спросит церковныя службы, яко спросит учения и паствы детей духовных» 59 . Учительность же подразумевала знание канонов по преимуществу 60 , иными словами, требовала умения наладить быт. Потому и раскол был трагедией уставного благочестия столько же, сколько и трагедией древнерусского пастырства. Окончательно меняется ситуация после реформ Петра. В «Правде воли монаршей» Феофан Прокопович утверждает, что народ отказался от своей воли в пользу императора и всю власть над собою, в том числе и право «перемены обычаев» 61 , передал ему. Духовный регламент резко ограничивает власть духовника. Традиционный быт разрушен и сохраняется только у крестьян и низшего духовенства. Монастырям, по замечанию свт. Игнатия, «нанесен смертельный удар». В такое-то время и в таких условиях русское приходское священство – нищее, немощное, необразованное – призывается к святости, а вместе с тем и к разрешению насущных проблем церковной жизни, не разрешенных «монашеским богословием» 62 в рамках антиномического единства Империи и Пустыни. Творения и жизнь о. Понтия Рупышева убедительно свидетельствуют о том, что призвание это в конечном счете явилось не тщетным. 1 Алексий Бортсурманский – Гнеушев Алексей (1762–1848), св. прав. Из семьи священника. Окончил Нижегородскую духовную семинарию (1784). Иерей (1797), служил в церкви родного села Бортсурманы (ныне в Нижегородской обл.). Подвижник, по его молитвам совершались исцеления. Память 21 апреля – Примеч. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Конечно, вина священника, сбившего в Петрозаводске женщину, очевидна. Алкогольное опьянение, несоблюдение скоростного режима, грубое нарушение ПДД. Сбил он ее прямо на пешеходном переходе. Я сам несколько раз просмотрел эти видеозаписи. Жуткие кадры. Никакого оправдания этому поступку нет и быть не может. Это убийство, хотя и невольное. Но те, кто знаком с историей Церкви и жизнью Церкви не из досужих статей и телепередач, прекрасно знает, что Церковь никогда не занималась лакировкой действительности. Не прятала голову в песок. Наоборот, открыто и прямо рассказывала людям правду жизни. Те, кто пытается россказнями о недостойных священниках очернить Церковь, и те, кто эти пасквили слушает и внимает им, видимо, никогда не читали не только церковной литературы, но даже Евангелия. С духовенством и жизнью Церкви они также незнакомы. В патериках можно найти всё: и вершины духа, и описания глубин падений некоторых подвижников В духовной литературе есть такой жанр – патерики. Это краткие непридуманные рассказы из жизни подвижников, священников и монахов. Некоторые из них относятся к самым древним, первым векам монашества. Эти книги всегда были любимым назидательным чтением у православных людей наравне с житиями святых и творениями святых отцов. Так вот, в патериках жизнь монастырей, монахов изложена как она есть, без всяких прикрас. В патериках можно найти всё: и вершины духа, и описания глубин падений некоторых подвижников. Эти тексты говорят о немощи человека, о грехах сребролюбия, пьянства, гордости, жестокости и блуда. Но описывается и восстание, покаяние и перерождение души этих грешников. Кстати, там не всегда бывают описаны случаи покаяния и исправления. Иногда грехопадения героев патериков – это просто эпизод, который дается в назидание. Жития святых также очень правдивая книга – это не благочестивый лубок, а истинные биографии живых людей. Приведу только один пример, а таких примеров немало. Святой праведный Алексий Бортсурманский В XIX веке в Нижегородской губернии в селе Бортсурманы служил батюшка.

http://pravoslavie.ru/88575.html

Да, вот высылаю Вам книги нашего батюшки. Может быть, чем-нибудь Вам пригодятся. Простите меня, прошу Ваших святых молитв за нас грешных: Алексия, Елену, мл. Музу, Елисавету, мл. Иулианию. Обуховы, г. Волгоград, 22 августа 2002 г. Я, Русеева Галина, была с крестным ходом в селе Бортсурманы 28 июня 2001 года. У меня была согнута спина. Побыв на службе, приложилась к мощам святого праведного Алексия и полежав у могилки его, моя спина выровнялась. Благодарю Господа Бога, который исцелил мою спину по молитвам святого праведного Алексия Бортсурманского. Более двух месяцев я страдал от кожной аллергии. Сильно чесалось всё тело, был нестерпимый зуд, расчёсывался до крови, даже невозможно было спать. Перепробовал много лекарств, таблеток, мазей, микстур. Пробовал и наружное средство: чистотел заваривал в кастрюле и натирался. Но все эти средства лишь ослабевали зуд, а ранки и сыпь не проходили. Но одна благочестивая женщина дала мне святого маслица-елея от мощей святого праведного отца нашего Алексия Бортсурманского, лежащего в селе Бортсурманы Нижегородской епархии. В течении всего нескольких дней я мазал всё тело этим маслицем и читал кроме положенных молитв, молитву и тропарь батюшке Алексею. И вот у меня давно уже всё нормализовалось: зуд прошёл, сыпь исчезла. Слава Богу за всё. Дивен Бог во святых своих. Святый праведный отче наш Алексие Бортсурманский моли Бога о нас! 02.06.2003. 607600 Нижегородская область, Богородский район, дер. Берёзовка, ул. Комсомольская, д. 19 кв. 4, тел. 57–167 Петров Роман Владимирович (25 лет). После приёма земельки от святых мощей Алексия Бортсурманского перестал болеть желудок (лекарства перед этим не помогали). Раньше не мог переносить шум и разговоры людей сидящих около меня. Так же после приема земельки стал все терпеть и слушать. Болящий Анатолий, с. Спасское, Нижегородской обл. Р. Б. Надежда (80 лет) из Пильны по молитвам св. Алексия излечилась от недуга. Болели ноги, спина, не могла ходить. Св. Алексий помог ей подняться, по милости Божией живёт в здравии и по сей день.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Священномученик Михаил (Воскресенский) 6 мин., 06.09.2019 Когда-то село Бортсурманы, находящееся ныне в Нижегородской епархии, называлось Никольским. Ho c XVIII beka, как повествует предание, прилепилась к его жителям кличка: басурманы. В те времена управляющий имением помещика был человек жестокий. И вот два брата сговорились его убить. Управляющего почитали в селе колдуном, и кто-то сказал братьям, что убить колдуна можно только в пасхальную ночь, между заутреней и обедней, и не чем иным, как задней осью колеса телеги. И сговорились они совершить это дело в ближайшую Пасху. На добрым делом находишься, а худое само при дороге лежит. Пришла светозарная пасхальная ночь. Братья притаились на паперти и ждали выхода управляющего. И только он вышел — ударили его в темноте. В смертельном страхе управляющий бросился бежать. Братья догнали его и убили. Священник Михаил Воскресенский с семьей Мигом разнеслась весть по селу. Перед обедней, когда все крестьяне собрались в храме, барин их укорил: «Басурманы! В светлое Христово Воскресение, когда мы говорим “Христос воскрес”, вы человека убили… Басурманин — и тот того не сделает, что вы сделали!..» С той поры и стало село так называться, но смягченно, как бы и не о том — Бортсурманы. Говорят, впрочем, что жители его некогда занимались бортничеством — отсюда и название. Здесь затеплился и запылал пламенем божественной любви и благодати подвижник веры и благочестия святой праведный Алексий Бортсурманский, священник построенной при нем в 1789 году тщанием помещика Петра Петровича Пазухина Успенской церкви. Здесь в 1918 году мученически окончил свои дни священник Михаил Воскресенский. Священномученик Михаил родился в 1883 году в селе Теплый Стан в семье станового пристава Григория Дмитриевича Воскресенского. Дед отца Михаила священник Димитрий был настоятелем храма в селе Порецком и преподавал Закон Божий в школе. Здесь учился будущий тесть отца Михаила, Иван Данилович. Однажды, уже после смерти, отец Димитрий явился ему. Иван Данилович почел это явление за особое предзнаменование, и когда много лет спустя внук отца Димитрия — Михаил — попросил в жены его дочь Марию, он без раздумий согласился.

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-mihai...

ВЫКСА. Иверский Выксунский женский монастырь: «Выксунская-Иверская» икона Божией Матери. С. БОРТСУРМАНЫ, Пильненского района. Успенский храм: мощи прав. Алексий Бортсурманский (XIX в.). Источник во имя Святой Троицы (Канерга) Святой источник в честь мученицы Татианы (Арзамас) Святой источник в честь равноапостольных царя Константина и царицы Елены (Хрипуново) Святой источник Тихона Амафунтского (Саконы) Святой источник князя Владимира (Сартаково) Святой источник святителя Николая Мирликийского (Саконы) Святой источник Иоанна Предтечи (Марьевка) Святой источник у деревни Марьевка Никола-ключ Монастыри Нижегородской области [ править править код ] Все монастыри Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь [ править править код ] Монастырь возник во второй половине XVIII века: около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семёновна Мельгунова († 13 июня 1789), ставшая насельницей Флоровского монастыря и вскоре начавшая странствовать по России в поисках места для основания новой обители. В 1760 году она оказалась, по пути в Саровский монастырь, вблизи Дивеева в деревне Осиновка. В 1773—1774 годах матушкой Александрой в Дивееве возле первой в селе деревянной Стефановской церкви на собственные средства был устроен фундамент Казанской церкви. Освящение церкви состоялось в начале 1780 года строителем Саровской пустыни Пахомием. В Казанской церкви были 2 придела: во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. Адрес: 607320, Нижегородская область, с. Дивеево, ул. Советская; Телефон: (83134) 4-26-90 (настоятельница), 3-00-15 (канцелярия), 3-00-11 (факс); Подробнее... Свято-Успенская Флорищева мужская пустынь [ править править код ] Пустынь в честь мучеников Флора и Лавра возникла в 1650-е гг. в глухом бору над р. Лух к северу от Гороховца. В 1677 г. царь Феодор Михайлович присутствовал здесь при закладке Успенского собора. Все здания монастыря Гороховца возведены в 1677-1713 гг. В 1713 г. в обители постригся Борис Алексеевич Голицын, воспитатель Петра I.

http://azbyka.ru/palomnik/Нижегородская_...

С особым благоговением почитаются народом церковным подвижники XVIII и XIX веков: митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич; 1697-1772) – ревностный святитель Церкви, принявший мученическую смерть за Христа и Его Церковь, почитаемый народом Божиим за смиренное перенесение скорбей и нестяжательность; епископ Пензенский Иннокентий (Смирнов; 1784-1819) – праведник, почитаемый за аскетическое житие и чудеса, совершаемые по его молитвенному предстательству; архимандрит Макарий (Глухарев; 1792-1847) – почитаемый за праведное житие, равноапостольные труды по переводу Священного Писания на алтайский язык и распространению на Алтае веры Христовой; священник Алексий (Гнеушев; 1762-1848), Бортсурманский, – подвижник и аскет Нижегородской епархии, за праведность удостоенный Богом дара исцеления и прозорливости, сподобившийся многих видений и откровений. Множество чудес творил он при жизни и до сего времени творятся им чудеса. Народ почитает его скорым помощником и ходатаем пред Богом и великое множество людей с теплой верой и любовью ходят молиться на его могилу; игумен Кизилташского монастыря Парфений (1816-1867) – память о его трудах на благо Церкви, его добродетелях и мученической смерти от крымских татар-мусульман и поныне бережно хранится в Крымской епархии. Освященный Юбилейный Архиерейский Собор, рассмотрев подвиг сих подвижников веры и благочестия, удостоверившись в их благочестивом житии, народном почитании, в жертвенном свидетельстве веры Христовой, а также рассмотрев: – праведную жизнь, исполненную смирения и благодатных даров Святого Духа, непрекращающееся народное почитание, чудеса и молитвенный подвиг преподобного Иова Анзерского († 1720), в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1993 году); – свидетельства о чудесах, широком народном почитании в епархиях Русской Православной Церкви преподобных Оптинских старцев (причисление их к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году)

http://sedmitza.ru/lib/text/429379/

Не попусти же меня, раба Твоего, иерея, уйти из храма сего посрамленным, да не посмеется надо мною, служителем Твоим, враг рода человеческого, что я, по немощи своей, прервал требу сию. Внемли стенанию и плачу народа Твоего, внемли страданиям родительского сердца, внемли моему старческому иерейскому прошению. Не отнимай от нас отрока, Тобою нам данного во исправление, для вразумления, для прославления имени Твоего Святаго. Не Ты ли, Господи, сказал, что дашь нам все, о чем мы с верою будем просить Тебя. Не Ты ли, Милосердный, сказал нам: просите, и дастся вам. Воскреси же отрока сего, ибо Ты все можешь. по смирению, а не по гордости дерзаю.». Вдруг в храме раздался пронзительный крик. Оглянувшись, батюшка увидел, что мальчик сидит в гробу и смотрит по сторонам. Господь воскресил ребенка. Бог этому священнику даровал нетление мощей, от них происходит множество чудес и исцелений. Мощи святого угодника Божия покоятся в Успенском храме села Бортсур-маны. В 2000 году отец Алексий Бортсурманский прославлен Русской Православной Церковью как святой. Память его определено праздновать 4 мая по новому стилю. 13 В момент совершения Таинства священник обмакивает кисточку в сосуд с миром и помазывает крестообразно лоб, глаза, ноздри, губы, уши, грудь, руки и ноги человека и при каждом помазании возглашает: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Чело, или лоб, помазывается миром для освящения ума (запечатления имени Божиего в сознании), чтобы вложить новый интеллект, устремленный к Богу; глаза – чтобы появились новые органы зрения, способные видеть правду Божию и присутствие Его даже в самых незначительных вещах; ноздри и уста – для нового обоняния, чтобы чувствовать благоухание Духа Божия к людям и благоухание людей во Христе к Богу, нового вкуса, чтобы ощутить вкус радости встречи с Богом, и нового слова, чтобы славить и воспевать Господа; уши – для нового слуха («в слышание веры»); грудь – чтобы вложить человеку новое сердце, открытое Богу; руки – чтобы творить ими дела, угодные Богу; ноги – чтобы ходить по путям Божиих заповедей. Читать далее Источник: М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. - 384 с. ISBN 978-5-4279-0021-8 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Она есть у всех миссионеров Епархии Русской Православной Церкви. Синодальный совет ее рассылал с обращением к архиереям. Это не просто частная инициатива, но благословленное церковное дело. Если что-то хочется сделать в храме, то в первую очередь нужно связаться со священником, который в непосредственной близости с этим храмом или с миссионером епархии. Рассказать, что хотите помолиться, получить благословение, потому что храм - это же не просто здание, это часть Церкви, и молитва в храме соборная, даже если совершается мирским чином, все равно часть жизни Церкви.  Пасхальный чин можно совершать в любое время на протяжении Светлой Седмицы. Накануне можно прибраться, проверить маршрут крестного хода. Можно ознакомиться с чином крестного хода, на сайте у нас тоже есть. Выучите мелодии пасхальных песнопений. На сайте тоже найдете. Чтоб молиться не вдвоем, можно нам сообщить, и мы разошлем информацию. Тогда смогут присоединиться и другие люди. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреде них». Сейчас есть технологии, которые помогают людям объединяться. Вероятно, они помогают нехорошему, ну, а тут эти технологии будут работать на доброе дело. Это нужно и важно. По возможности нужно оповестить местных жителей, разместить информацию на своей страничке в соцсетях. Если нет возможности зайти в храм, можно просто молиться снаружи. Чтоб начать новую историю жизни храма и воодушевить, можно сделать фотографию или видеосъемку и прислать нам. Мы потом расскажем на телеканале «Спас». Это дело, чтоб почувствовать, что жива Русская земля, что живы души русских людей, что не зря пролита кровь новомучеников. А. Арендаренко:- Возможно, это новая жизнь храма. Знаем много случаев, когда просто с молитв начиналась и ширилось. Недавно у нас прошла передача с Александриной Вигилянской, которая нашла в Нижегородской области храм своих предков. Там клуб был, пустота. А сейчас храм служит, они восстанавливают соседний храм. Один человек приехал, изумился, кинул клич и создан фонд памяти святого праведного Алексея Бортсурманского.

http://radonezh.ru/2021/05/09/v-efire-pr...

Московская городская епархия приступила к изданию сборников житий новомучеников. Был издан сборник житий " Новомученики и исповедники Московского Северо-Восточного викариатства " . Готовится к публикации сборник житий " Новомученики и исповедники Московского Восточного викариатства " . В рамках Московской областной епархии готовится издание духовного наследия священномученика Пимена (Белоликова), епископа Верненского, издаются сборники житий новомучеников, чья жизнь была связана с конкретными благочиниями Московской областной епархии. Одним из существенных элементов канонизации и почитания святых является наличие их икон. Учитывая большое число прославленных новомучеников и добиваясь узнаваемости каждого в иконописном изображении, Архиерейский Собор в 2011 году поручил Синодальной комиссии по канонизации святых продумать возможность наименования каждого новомученика, в котором бы содержалось упоминание о месте его подвига, занимаемой кафедре или фамилия. Что касается архипастырей, то они именуются по занимаемой кафедре, и здесь все достаточно определенно. Но что касается остальных, то обилие одинаковых имен и священного сана не позволяло отличать их друг от друга. В Русской Церкви при именовании преподобных отличительным признаком было название места или монастыря, в котором подвизался подвижник. Так по месту подвигов названы преподобные Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Серафим Саровский, святые праведные Алексий Бортсурманский и Иоанн Кронштадтский. Следует, однако, заметить, что подвиг каждого из них совершался в определенном географическом месте или монастыре. Причем, именование подвижника было усвоено церковным сознанием еще при его жизни или сразу после его кончины, чего мы не можем сказать о новомучениках. Подавляющее большинство из них в условиях гонений не имели постоянного места служения и даже жительства, перемещаясь по всей стране. Исключение составляют единицы, такие, как блаженная мученица Матрона Анемнясевская, прожившая всю свою жизнь в одном месте и названная по месту, в котором жила. Поэтому были избраны для различения новомучеников их фамилии, что к этому времени прочно вошло и в гражданский обиход. И потому недопустимо, когда современные настоятели приходов или иконописцы произвольно дают новомученикам имена по наименованию тех мест, где новомученики некоторое время служили. В результате подобного рода произвольных действий мы снова можем лишиться возможности отличить одного новомученика от другого.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5537310...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010