Так было и с отцом Алексием. Бедных и неимущих он наделял, чем мог. Часть денег, которые получал от богатых почитателей, отдавал на украшение Бортсурманской церкви, но большую часть, по слову Божию, раздавал неимущим. Поскольку все священники тогда, в том числе и священники-монахи (кстати, вплоть до 1961 года, до богоборческих хрущёвских нововведений) были на «кружке», то есть получали на руки пожертвования за исправление треб и иных богослужений, а не зарплату, как теперь, отец Алексий имел возможность с неимущих и бедных за исполнение треб и служб церковных деньги не брать. Более того, благодаря этой самой «кружке» имел возможность бедным раздавать холсты, чулки, другие необходимые вещи, от своих трудов – лапти, которые плёл обыкновенно после обедни, сидя на лавочке перед окном своей кельи. Частенько крестьяне, которых постигало бедствие (пожар или падёж скота) находили у себя неизвестно кем подкинутые деньги, которые помогали им заново отстроиться и поправить хозяйство. Никто не знал, откуда приходила эта чудесная помощь, пока однажды не увидели, как отец Алексий, подобно святителю Николаю Чудотворцу, тайком подкладывал деньги одному погоревшему мужику. Такое поведение, конечно, не могло не привлечь к доброму пастырю простых и отзывчивых народных сердец. До выхода за штат отцу Алексию много приходилось ездить по приходу для исполнения треб, и ездил он ко всем с великой радостью и готовностью. А вот в гости ходить не любил, поскольку не любил проводить время в праздности и в пустых разговорах. Поэтому от приглашений всяких постоянно отказывался. Бывал лишь, да и то в самых крайних случаях, у своей внучки, супруги отца Павла Вигилянского, у сына Льва, бездетного священника соседнего села, да у помещика села Бортсурманы Д. С. Пазухина, которого любил и уважал. Семейство Пазухиных в свою очередь глубоко почитали отца Алексия за его многотрудную праведную жизнь. Уважали и почитали его и многие другие помещики, не только из ближайшей округи, но и из соседних губерний – ездили к нему, писали ему письма, испрашивали благословения на те или иные дела, просили совета, святых молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прибыв с группой помощников в назначенное время вечером, отец Дамаскин обговорил со всеми план действий на следующий день. Утром 17 августа я (настоятель храма), игумен Дамаскин, отец Максим (секретарь Синодальной комиссии по канонизации) со своими помощниками (12 человек), ещё один священник из села Спасского, прихожане, отслужили молебен перед началом всякого дела и панихиду, со страхом приступили к заветной могилке. Всё происходящее фиксировала на кинокамеру приехавшая с игуменом Дамаскиным Медведева Галина Павловна, впоследствии снявшая документальный фильм «Святой праведный Алексий Бортсурманский». Могила отца Алексия находилась за главным алтарём Бортсурманского храма. Могила всегда была ухожена. Даже когда были особо сильные гонения на веру, и могилу богоборческие власти буквально сравнивали с землёй, на следующий же день могильный холмик снова возвышался на своём месте. Захоронение даже пытались разорить, останки перезахоронить и скрыть от верующих, но поговаривали, что вроде непосредственные исполнители таких указов вовремя одумывались и, обманывая своё начальство, имитировали результаты своей работы. В связи с этим было сомнение, находятся ли святые мощи на своём месте, поэтому прошение правящему архиерею подавалось именно на исследование захоронения. День был пасмурным, временами накрапывал дождик. С самого начала работы игумен Дамаскин начал читать Святое Евангелие, и читалось оно посменно до самого завершения работы для того, чтобы Господь сглаживал возникающие искушения – а их, по уверению игумена Дамаскина, не раз обретавшего мощи, будет много. И действительно скоро стали подходить сельчане, которые в храм не ходили, а потому не были подготовлены к обретению, и возмущаться, что, мол, столько лет отец Алексий пролежал в земле, и не надо бы его беспокоить. Другие стали говорить, что отца Алексия хотят у них забрать и увезти в Москву, а их оставить сиротами. Страсти накалялись. Одна женщина, не разобравшись в слухах, позвонила в районный центр, в Пильну, в милицию, сообщив, что в Бортсурманы понаехали «чёерные бородатые люди с золотыми цепями на иномарках с чужими номерами и раскапывают могилы около церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Накануне позвонил отец Андрей и, приглашая, между прочим, сказал, что, как правило, паломничество к батюшкиной могилке сопряжено с различными непредвиденными обстоятельствами. И это оказалось правдой. Хорошо помню ужасную, со стороны села Спасского, через поле, дорогу, куда мы зачем-то заехали, наши плутания, переживания, страхи, поспеем ли, туда ли едем, не подведёт ли машина... Но никакие трудности, конечно, не могли идти в сравнение с той пасхальной радостью, которую пережил я тогда и после Всенощного бдения, вычитывая вечером правило в уютной, очень тесной каморке маленького, недавно купленного домика тогда ещё бездетных отца Андрея и матушки Елены, и особенно после Литургии, крестного хода и панихиды на могилке Вортсурманского праведника. Было ясное майское небо над нами (как, впрочем, и во все последующие годы), играющее, как на Пасху, солнце, торжественные возгласы «Христос воскресе» (практически, всегда торжества проходили и поныне проходят в дни последования Святой Пасхи) и не менее радостные отклики молящихся «Воистину воскресе». И, пожалуй, только теперь я понимаю, почему преподобный Серафим Саровский считал отца Алексия своим сотаинником по благодати: оба – отцы пасхальной радости! На службах обоих среди лета или в начале оного, или в конце поют «Пасху»... И если ко всему этому вспомнить, что пока во всей истории Русской Православной церкви отец Алексий единственный прославленный в чине Всероссийски чтимых святых простой сельский батюшка, обременённый к тому же и немалым семейством, то невольно начинаешь разделять удивление преподобного Серафима Саровского , поставившего Бортсурманского праведника по святости жизни «выше многих монахов». И теперь, сидя в ПАЗике, неторопливо и нудно тащившем нас на край географии Нижегородской области, глядя на «эти бедные селенья, эту скудную природу», на этот «край родной долготерпенья», я думал о том, что если бы не отец Алексий, и о Бортсурманах можно было бы сказать то же, что и о всех сёлах нашего многострадального Отечества – Богом забытые.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

26 . Преподобный Серафим – обличитель раскола М., 1904. 64 с. 27 . Священник Иван Звездинский. Служба преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму. Саровскому чудотворцу. М., 1904. 48 с. 28 . Нилус С. А. Великое в малом. 2-е издание. Царское село. 1905.418 с. 29 . Щегольков Н. М. Арзамасский Воскресенский собор. История его и описание в двух частях с видом собора. Арзамас. 1909. 30 . Поселянин Е. Н. Преподобный отец Серафим Саровский . Его жизнь, подвиги и чудеса по его молитве. М., 1911. 172 с. 31 . Подвижник веры и благочестия о. Алексий Бортсурманский, М., 1913. 32 . Ильин В. Н. Преподобный Серафим Саровский . Париж. 1925.216. 33 . Архиепископ Вениамин (Федченков ). Преподобный Серафим Саровский Откровение о цели христианской жизни. По записи Н. А. Мотовилова и с приложением его же рассказа: Есть ли адские муки? Париж, 1933. 34. Архиепископ Вениамин (Федченков) . Житие преподобного Серафима. Саровского чудотворца. Париж, 1935. 80 с. 35 . Архимандрит Серафим (Чичагов). Дивеевская Летопись. Издание Братства преп. Германа Aляckuhckoro.Plamina, California. 1978. 36 . Преподобный Серафим Саровский . Житие. Беседа с Мотовиловым. Париж, 1953. 80 с. 37 . Рошко В. Преподобный Серафим: Саров и Дивеево. М., 1994. 38 . Нилус С. А. Великое в малом: Записки православного. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992. 336 с. 39 . Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1996. 242 с. 40 . Серафимово послушание. Жизнь и труды Н. А. Мотовилова. М., 1996. 256 с. 41 . Митрополит Вениамин (Федченков) . Всемирный светильник преподобный Серафим Саровский . М., 1996. 352 с. 42 . Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. М., 1999. С. 123 – 126. 43 . Протоиереи Всеволод Рошко. Преподобный Серафим: Саров и Дивеево. Исследования и материалы. М., 2001. 160 с. 44 . Степашкин В. Преподобный Серафим Саровский : предания и факты. Саров. 2002. 148 с. 45 . Преподобный Серафим. Царь и Народ. Чудо прославления. Саров-Дивеево. 1903 год. М., 2003. 256 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

     В наших святцах очень мало мирян. Святых, имею в виду, мирян. Монахи есть, князья есть, есть юродивые, мирян не хватает. По закону подражания (а это очень важный психологический закон) мирянину некому подражать. В случае стремления к святости ему словно говорят: иди в монахи или юродствуй – иначе святость и ты живете на разных церковных полюсах. Для Церкви сегодня это один из важнейших вопросов. Конечно, святые миряне в Церкви были всегда. Только вместо святцев попадали они в светскую литературу. Например, «Живые мощи» Тургенева или «Матренин двор» Солженицына. Это как бы главы из нового патерика, точнее – из «митерикона», поскольку речь в них идет о святых женщинах. Незаметные труженики, терпеливые страдальцы, все те, по чьей жизни можно приблизиться к деятельному изучению Евангелия. Вот их-то и не хватает. В истории живописи, скажем, долго кисти художника удостаивались цари, военачальники, батальные сцены и натюрморты. Потом что-то изменилось в сознании художников, и на полотнах ожили балерины, официантки, «едоки картофеля» и работники портовых доков. Они были, конечно, в жизни и раньше. Но кисть художника не бралась за них, потому что общественное сознание лишало их достоинства героя картины. Дело изменили фламандцы, потом импрессионисты, потом все остальные. И вот маленький человек стал интересен. Он, рыбак, или она, молочница, – в них разглядели ту красоту и глубину образа, которые раньше признавались только за инфантами или благородными барышнями на конной прогулке. Чего-то подобного ждет Церковь. Ждет того изменения сознания, при котором мы увидим неподдельную святость, не обязательно облаченную в схиму или носящую железный колпак юродивого. Так уже было недавно в отношении священства. Священников на Руси были сотни тысяч, но смиренный наш народ даже не ждал от них святости. Ждал треб и Таинств, но не личной святости. Пока не засиял яркой свечой на церковной свещнице Иоанн из Кронштадта. Это было удивительно. Как? Живет в миру! Женат. Не схимник, не столпник, а при этом огненно-свят и чудотворен. С тех пор люди получили возможность искать святости не только в монастыре, но и на мирском приходе. Жизнь священников, надо сказать, усложнилась. Требования к ним значительно повысились. Если один смог, то, значит, не только он один может. И потом был праведный Алексий Московский, канонизация Алексия Бортсурманского… Святость и иерейство стали рифмоваться без натяжки. А пушкинский «поп – толоконный лоб» стал, чем и был, – карикатурой. Вот нечто подобное должно совершиться и в отношении обычного мирянина.

http://pravoslavie.ru/121548.html

Архив Пн Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 800-летия Нижнего Новгорода 30 июля 2021 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил поздравление участникам торжеств, посвященных 800-летию со дня основания Нижнего Новгорода. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Георгию, митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Губернатору Нижегородской области Г.С. Никитину Мэру Нижнего Новгорода Ю.В. Шалабаеву Организаторам, участникам и гостям торжеств, посвященных 800-летию Нижнего Новгорода Ваше Высокопреосвященство! Уважаемые Глеб Сергеевич и Юрий Владимирович! Преосвященные владыки! Дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас и поздравляю со знаменательной датой — 800-летием основания Нижнего Новгорода. Этому городу, расположенному на живописном берегу Волги и обязанному своим появлением в начале XIII в. святому благоверному князю Георгию Всеволодовичу, суждено было занять совершенно особое место в жизни нашей страны, а порою даже — играть решающую роль в ответственные и драматические моменты ее непростой истории. Благодарная Россия всегда будет помнить подвиг и героизм нижегородцев, в лихолетье Смутного времени поднявшихся на защиту Отечества. Именно здесь, под стенами Нижнего Новгорода, под предводительством земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского было собрано народное ополчение, благодаря которому в 1612 году Москва была освобождена от иностранных захватчиков. Будучи крупным экономическим центром, Нижний Новгород внес огромный вклад в промышленное развитие России. Здесь, на предприятиях региона, ковалась и победа в Великой Отечественной войне. Трудолюбие, смекалка, горячая вера, беззаветная любовь к родной стране и национальной культуре — все эти качества формируют неповторимый облик жителей Нижнего, как в народе с почтением называют ваш город. Нельзя не сказать и о важнейшем духовном значении региона, ведь эти земли стали местом подвигов целого сонма угодников Божиих, среди которых яркими звездами на небосклоне святости сияют преподобный Серафим Саровский и Макарий Желтоводский, праведный Алексий Бортсурманский и многие дивеевские насельницы. Здесь же родился и будущий Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) , в тяжелейшие годы гонений на веру взявший на себя ответственность за всю Русскую Церковь.

http://patriarchia.ru/db/text/5833048.ht...

Церковь была построена в 1791 году. Удобный и добротный Успенский храм стал памятником русского классицизма конца XVIII века и просуществовал около 150 лет. Адрес: Россия, Нижегородская область, Большеболдинский район, с. Большое Болдино, ул. Пушкинская, 6 Телефон: +7 (83138) 2-22-04 Подробнее... Храм Успения Пресвятой Богородицы (Бортсурманы) [ править править код ] Первые упоминания о храме относятся к 1742 г. В храме три придела. Главный в честь Успения Божией Матери, второй - в честь святителя Николая Мирликийского Чудотворца, третий - в честь святого Иоанна Златоуста (недействующий). В Успенском храме служил святой праведный Алексий Бортсурманский (1762-1848 гг.). Он был современником преподобного Серафима Саровского. Когда к преподобному Серафиму приходили люди из Курмышского уезда, он смиренно отправлял их обратно, уверяя, что у них есть свой усердный молитвенник, не ниже его: " Сей человек, своими молитвами подобен свече, возженной пред Престолом Божьим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов " . Адрес: Россия, Нижегородская область, Пильнинский район, с. Бортсурманы, ул. Нагорная, д. 26. Телефон: +7 (902) 684-07-76 Подробнее... Церковь в честь святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена (Нижний Новгород) [ править править код ] Храм во имя святителей Московских находится на территории подворья Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря в Нижнем Новгороде, которое открылось в 1997 году. Район Крестовоздвиженской площади (современная площадь Лядова) и улицы Полевой (современная улица Горького) начал активно застраиваться с середины XIX столетия. Жители вновь застроенной части города стали настойчиво требовать от духовных властей возведения в этом районе храма, ибо ближайшей оставалась одна Покровская церковь, куда из-за глубоких оврагов и бурных проток в весенне-осеннее время добраться было непросто. Желание прихожан поддержал епископ Иеремия (1851 — 1857), в свою очередь обратившийся к военному губернатору Ф. В. Анненкову с просьбой об определении места строительства для нового храма. Церковь решили строить на пересечении Канатной и Немецкой улиц. Епископ же Иеремия определил посвящение будущего храма с тем, «чтобы местность сия и храм на ней Господень были посвящены имени празднуемых здесь Первопрестольников Российских, хранителей апостольских преданий, православия наставников и заступников любезнейшаго Отечества нашего Петра, Алексия и Ионы».

http://azbyka.ru/palomnik/Нижегородская_...

В Москве открылась фотовыставка священника Игоря Палкина «Потомки и наследники святых» Москва, 25 апреля 2024 г. 23 апреля 2024 года в галерее ВХУТЕМАС при Московском архитектурном институте (МАРХИ) открылась выставка руководителя фотослужбы Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, клирика храма мученицы Татианы при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова священника Игоря Палкина «Потомки и наследники святых», сообщает Патриархия.ru . На открытии выставки выступили ректор МАРХИ Д.О. Швидковский, заместитель управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Зеленоградский Савва, ректор Литературного института имени А.М. Горького А.Н. Варламов, священник Игорь Палкин. Ведущим мероприятия стал настоятель храма мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский, чья фотография также представлена в экспозиции. Святой праведный Алексий Бортсурманский (1762-1848) является прямым предком отца Владимира в седьмом колене. Посетители выставки могут увидеть более 50 фоторабот отца Игоря — портреты духовенства, монашествующих и мирян. «Порой современному человеку слова " Святая Русь " кажутся былинными, неактуальными, устаревшими. Церковь же представляется чем-то земным. Кому-то — политической партией, а кому-то — обществом любителей старины. Для меня же Церковь в первую очередь — духовная семья, в которой все мы — братья и сестры разных возрастов и званий — собраны общей верой вокруг Христа. Ожидание встречи с Ним в вечности — главный камертон для души верующего человека», — подчеркнул священник Игорь Палкин в обращении к посетителям выставки. «Многие из героев моих фотографий в прямом смысле слова потомки святых или приняли веру от своих родителей. Другие же самостоятельно пришли в храм уже в зрелом возрасте. Но все мы в равной степени наследники русских святых. А выставка — собирательный портрет Русской Церкви, какой я вижу Ее изнутри», — добавил отец Игорь. 24 апреля на телеканале «Спас» вышел репортаж об открытии выставки. В комментарии корреспонденту телеканала автор фотографий сказал: «Можно быть потомком и лишиться наследства, а можно быть наследником, не будучи потомком. Собственно, об этом моя выставка: среди нас много тех, кто не потомок в прямом смысле слова, но наследник по милости Божией».

http://pravoslavie.ru/159831.html

Сейчас я занимался и занимаюсь очень интересной работой – составляю роспись русских святых в хронологическом порядке, раньше хотел включить местного происхождения, сословия и занятия, но это потом оставил за отсутствием справочных средств, но и то, что у меня выходит, получается очень интересным и поучительным, одновременно я и читаю жития только русских святых. Очень интересно, как меняются характеры святых и постепенно уменьшается в них благодать и вместе с ней и дерзновение и чудотворная сила. XI и XII века по силе благодати и по силе и по дерзновению совершаемых чудес совершенно равняются первым векам христианства, хотя в русском переводе, синодальном, по духу совершенно Сытинские издания и безобразно составлены все жития, иногда совершенно не только не православно, но прямо еретично, но вы все-таки почитайте жития св. Алимпия, Агапита, постройку Киево-Печер[ской] лавры, Антония и Феодосия Печ[ерских], хотя они, конечно, не дадут и малой части того настроения, кот[орое] получаешь от чтения Четьи-миней свт. Димитрия Ростовского . Я думаю, удивительно интересно почитать Печерский Патерик, у меня был один том, но я его никогда не раскрывал. Пишу вам, Маруся 254 , Оля и Вера, вместе, так как на три больших письма у меня не хватило бы материала, а Лилишке пишу отдельно по адресу: Сивцев Вражек, 27, кв. 3. Тот ее адрес или нет? Судя по ее письмам, она не получает моих. Ах да, главное я не написал: в случае болезни я бы рекомендовал молиться печерским чудотворцам: Агапию и Агапиту, правда, прочтите их жития. Ну, Христос со всеми вами. Да хранит вас Пречистая Божия Матерь и Ник[олай] Угодник. Любящий Алексей. Д. 61. Листы без номера. 250 Алексий (Гнеушев), праведный, Бортсурманский чудотворец (1762 – 1848), святой русской Православной Церкви. Причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г. 253 Лиля – Елизавета Ал[ександровна] Пазухина – сестра Алек[сея] Алек[андровича]. – Примеч. Н. А. Пазухиной. 254 Маруся – Мария Александровна Пазухина – старшая сестра Ал[ексея] Алек[еандровича]. – Примеч. Н. А. Пазухиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

К 1948 г. в Горьковской обл. были зарегистрированы 46 храмов, 2 епископа, 58 священников, 18 диаконов и 13 псаломщиков; в Марийской АССР имели регистрацию 16 общин, 19 священников, 2 диакона и 14 псаломщиков. В нач. 1948 г. был открыт храм в с. Пахотный Усад Починковского р-на, вскоре ставший местом массового паломничества. 25 июня 1948 г. Совет по делам РПЦ принял постановление об открытии храмов в городах Лукоянов и Павлово, в с. Тубанаевка Спасского р-на, были зарегистрированы их общины. Однако постановление реализовано не было из-за ужесточения гос. политики в отношении Церкви. В нач. 1949 г. было решено «приостановить выполнением» постановление Совета, впосл. оно было отменено. Три общины, оставшиеся без церквей, сняли с регистрации. Возобновились аресты и высылки священников. В 1948 г. был арестован и осужден свящ. Алексий Нагоринов из с. Куршакова Мари-Турекского р-на Марийской АССР. В 1949 г. по обвинению в антисоветской пропаганде арестовали диак. Александра Соболева из с. Нов. Ключищи Кстовского р-на. Были высланы неск. заштатных клириков, окормлявших нелегальные общины. Давлению и преследованиям подвергались и представители духовенства, осужденные в 20-30-х гг. XX в. по «антисоветским» статьям. К нач. 1949 г. к этой категории относились 32 чел. из 69 клириков, зарегистрированных в Горьковской обл. В 1948 г. был снят с регистрации настоятель Карповского прихода в Горьком прот. Левитский. Уполномоченный отменил регистрацию в Горьковской обл. вернувшегося в 1951 г. из заключения свящ. Датского и добился лишения его прописки. В 1947-1948 гг. власти обратили внимание на то, что заштатный свящ. Димитрий Веденеев служил без регистрации на дому в с. Бортсурманы Курмышского (ныне Пильнинского) р-на; священник совершал панихиды и молебны на могиле прав. Алексия Бортсурманского , похороненного напротив алтаря закрытой Успенской ц. В 1950 г. Курмышский райисполком принял решение перенести почитаемые останки на сельское кладбище. Однако уполномоченный настаивал на сносе могилы потому, что «сборища и молебствия верующих на могиле будут вносить дезорганизацию в работу колхоза» (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 763. Л. 11). Ходатайство архиеп. Корнилия о перенесении останков на кладбище было оставлено без удовлетворения, в 1951 г. могила прав. Алексия была уничтожена. В нач. 50-х гг. заштатный свящ. Д. Веденеев был выдворен из Горьковской обл. В 1953 г. по требованию уполномоченного был уволен за штат благочинный 1-го (Горьковского) округа прот. Иоанн Магницкий, служивший настоятелем Печёрского прихода в Горьком. Он обвинялся в том, что совершал нелегальные богослужения в частных домах в пригородах Горького. В том же году уволен с должности настоятеля горьковской кафедральной Троицкой ц. прот. Иоанн Бандулевич, на его место назначен прот. Георгий Молев.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010