Облеченный высоким саном митрополита Всероссийской Церкви и наименованием от Константинопольского патриарха Каллиста πρτιμ ος – пречестный 1562 , святитель Алексий еще более подвизался для блага Церкви словом и примером своей жизни. Своим пребыванием в Москве святитель Алексий возвысил и утвердил первенство ее перед прочими отечественными городами, особенпо по смерти великого князя Иоанна, когда на время великокняжеский престол в 1360 году перешел в род князей суздальских и когда святитель Алексий не соглашался переехать из Москвы во Владимир. Подобно св. Петру митрополиту, Алексий в духе кротости терпел и преодолел притязания Феодорита, поставленного Болгарским патриархом, и другого – Романа, рукоиоложенного патриархом Константинопольским, – обоих на Всероссийскую митрополию, и желавших предвосхитить сан первосвятительства Всероссийского у св. Алексия. Для прекращения этого нестроения, повинуясь молению многих православыых, Алексий двукратно отправлялся в Констангинополь. Когда после вторичного путешествия в Царьград святитель Алексий возвращался в Россию, восстала на море сильная буря, так что все бывшие на корабле опасались за жизнь свою, молились о спасении, святитель произнес обет: «Если спасутся от потопления, соорудить церковь во имя того святого, которому будут праздновать в тот день, когда приплывут и пристанут к берегу». Бог услышал молитвы плывших, и корабль благополучно достиг берега в день Нерукотворенного Образа Спасителя, 16 августа. С чрезвычайною радостию иринят был в Москве великим князем и всеми православными возвратившийся архипастырь. Утвердившись в митрополии, святитель много заботился о благочестии своей паствы и для сего писал окружное послание ко всем сословиям, убеждая православных к исполнению христианских обязанностей; был учителем и миротворцем князей, которые ссорились между собою за свои отчины 1563 ; питателем вдов, отцом сирот, помощником скорбных, утешителем плачущих, для всех пастырем и наставником 1564 , светильником и примером веры и благочестия, особенно во время страшной губительной язвы, называемой черною смертию, которая в XIV веке опустошала Азию и Европу и двукратно постигла Москву и Россию. Своим благочестием и добродетелями святитель Алексий стяжал такую любовь, что великий князь Симеон Данилович пред смертию своею заповедал братьям своим слушать во всем отца их, владыку Алексия; свои мирные договоры князья обыкновенно писали: «По благословению отца нашего, митрополита всея Руси».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Прп. Алексий род. 23 сент. 1852 г., в день зачатия св. Иоанна Предтечи, в с. Накалакеви (Сенакский у. Кутаисской губ.) в благочестивой дворянской семье Левана Шушании и Елены Шавдии. По местной мегрельской традиции мальчику дали 2 имени - Иоанн (в честь св. Иоанна Предтечи) и Алексий ( Макалатия. 1941. С. 276; Шушания. Церк. мыслитель. 2006. С. 20). Он отличался особой одаренностью, в 7-летнем возрасте поступил в школу, но вследствие тяжелой болезни был вынужден оставить учебу. Отец забрал его в столицу Мегрелии Зугдиди, где занимался торговлей. В 1868 г. отец скончался, перед кончиной просил 16-летнего сына позаботиться о матери, 4 младших сестрах (Фато, Софии, Саломии, Пелагии) и брате Виссарионе. В 1869 г. юноша отправился в К-поль, где вел торговые дела его дядя Ислам Шушания, человек благочестивый и образованный, знавший вост. языки и имевший богатую б-ку, состоявшую из рукописных и печатных книг духовного содержания, которые с увлечением читал прп. Алексий. Мировоззрение его значительно изменилось, спустя год он дал обет посвятить себя Господу: практически не выходил на улицу, проводил время за чтением Свящ. Писания и других книг, соблюдал строгий пост. Есть сведения, что прп. Алексий до или после поездки к дяде в К-поль совершил паломничество в Иерусалим. Вернувшись с Исламом на родину ок. 1870 г., он объявил семье о своем решении ( Шушания. Церк. мыслитель. 2006. С. 16-21). Известно, что юноша проходил 2-летнее обучение в ДУ при монастыре Мартвили - возможно, между 1870 и 1873 гг. ( Шио (Муджири). Алексий Монах. 2015. С. 157). В 1873 г. прп. Алексий посетил сестру Софию в мон-ре Теклати, она сшила ему подрясник из грубой ткани, в который он облачился. Семья преподобного (мать Елена Шавдия, сестры София и Саломия, брат Виссарион) стала вести практически монашеский образ жизни; юноша устроил в доме кельи, одна из них была предназначена для общей молитвы. Прп. Алексий (в 1873-1875 он жил дома с семьей) вел строгий аскетический образ жизни: спал сидя, посещал беспризорных, а также страдающих заразными заболеваниями и смертельно больных, хоронил одиноких, помогал сестрам мон-ря Теклати в тяжелой физической работе (носил дрова, воду, мешки с мукой, строительные материалы). Чтобы стяжать добродетель терпения, взялся ухаживать за больным, кормил его и мыл ему ноги, затем пил эту воду. Спустя 3 года стал посещать тюрьму, просить милостыню и на эти деньги покупал еду и подарки заключенным. Подвижническая деятельность прп. Алексия привлекала много приверженцев, следом за ним они ходили по селам, принимали монашество.

http://pravenc.ru/text/2562970.html

Вскоре по возвращении из отдалённого и трудного путешествия в Царьград, св. Алексий должен был предпринять путь в Орду по вызову хана Чанибека. Жена хана Тайдула разболелась и лишилась зрения. Испытав понапрасну разные средства к излечению, она решилась обратиться к благодатной помощи святителя Алексия, святая жизнь которого известна была и среди улусов татарских. И Чанибек написал письмо к великому князю Иоанну Иоанновичу, прося его выслать в Орду архиерея Божия. За неисполнение своей просьбы хан грозил разорить землю русскую. Смутился св. Алексий, узнав требование хана, но, возложив всю надежду на Бога, поспешил в Орду. Пред отъездом он удостоился видеть одобрительное для себя знамение: во время молебна свеча у раки св. чудотворца Петра зажглась сама собою. Исцелилась Тайдула от болезни после того, как святитель помолился над нею и окропил её святой водой. Едва св. Алексий возвратился в Москву, как снова должен был идти в Орду ходатайствовать за благо земли русской. Новый хан, свирепый Бардибек, потребовал от всех русских князей новой дани и собирался на них войной. Устрашившись, князья и умоляли первосвятителя умилостивить Бардибека. Не отказался св. Алексий исполнить просьбу князей, отправился к грозному властелину, укротил его гнев и получил от него новый ярлык, подтверждавший права русской Церкви. Торжественно встретила Москва своего первосвятителя, и со слезами радости благодарил его великий князь за избавление России от великой беды. Митрополит Алексий у раки святителя Петра Среди этих великих подвигов св. Алексий не оставлял и обычных пастырских обязанностей. Он заботился о построении церквей и монастырей, учил народ истинам веры и нравственности. Памятниками пастырской учительности святителя остались его послания. В окружном послании ко всей пастве св. Алексий, указав на свою обязанность учить паству, предлагает наставления о взаимной любви по слову Божию, о страхе Божием, о правом суде, об уважении к пастырям Церкви, о покаянии и милостыне, о хождении в церковь и о важности церковной молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   19 лютого 2007 р. 12:03 Трезвое время. Святейший Патриарх Алексий II о Великом посте и духовной рассеянности. У православных христиан начался Великий пост. «Это благоприятное время для покаяния, молитвенного обращения к Богу и духовного осмысления своей жизни», — сказал в интервью «Российской Газете» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 19 2007 р. 17:17 Святейший Патриарх Алексий: «Духовное возрождение России — это задача и Церкви, и власти, и всего народа» В преддверии праздника Богоявления Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы корреспондента «Российской газеты». 17 2007 р. 16:07 Святейший Патриарх Алексий:«Московский Патриархат всегда стремится развивать братские отношения равноправного сотрудничества со всеми Поместными Церквами» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы шеф-корреспондента греческих СМИ в Москве Афанасию Циолиас-Авгериносу. 9 2007 р. 13:14 Интервью Святейшего Патриарха Алексия интернет-порталу «Православная книга России» «Сегодня, когда многие интересуются Православием, через литературу необходимо больше говорить об истории и культуре Православного мира». Накануне светлого праздника Рождества Христова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы руководителя проекта «Православная книга России». 5 2007 р. 20:43 Встреча Святейшего Патриарха Алексия с представителями российских и зарубежных СМИ 5 января, в преддверии праздника Рождества Христова, в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке состоялась традиционная встреча Предстоятеля Русской Церкви с журналистами крупнейших российских информагентств, а также российских и зарубежных радиостанций и телеканалов.

http://patriarchia.ru/ua/patriarch/38016...

По природе молчаливый, он остался молчаливым на всю жизнь. Двадцать лет прожил он в Богоявленском монастыре, где было много добрых иноков. Тогдашний Московский митрополит Феогност часто беседовал с ним. Чтила Алексия и великокняжеская семья, знавшая его с детства. В течение двенадцати лет он был наместником и помощником святителя Феогноста. В это время Алексий изучил греческий язык и исправил славянский перевод Нового Завета по греческому подлиннику. Святитель Феогност указал на Алексия, как на своего преемника. Святитель Алексий митрополит памятен не только святостью своей жизни, но и трудами государственными. Он продолжал дело своего великого предшественника – первого Московского митрополита Петра, стараясь возвысить значение Москвы и сплотить вокруг нее разрозненную русскую силу. В Орде святитель Алексий вынес тяжкую борьбу за права духовенства, которое хан хотел обложить данью. Несмотря на все угрозы и истязания язычников, он добился того, что хан подтвердил завет, данный прежними ханами святителю Петру, о свободе церкви Российской от дани. Особенно много потрудился он в дни малолетства великого князя Димитрия Иоанновича, который за победоносную битву с татарами на Куликовом поле, на берегах Дона, заслужил себе имя Донского. Уважаемый в Орде, святитель Алексий своими поездками в нее покоил и хранил Русскую Землю и дал ей возможность потихоньку собраться с силами для борьбы с Мамаем. Святитель Алексий памятен своими поучениями к духовенству и к пастве и духовным общением с преподобным Сергием Радонежским. Он убеждал игумена быть своим преемником, но Преподобный по смирению отклонил это предложение. Еще при жизни отца Димитрия Иоанновича, великого князя Иоанна Иоанновича Кроткого, состоялась достопамятная поездка святителя Алексия в Орду, где он даровал чудесное прозрение ослепшей ханше Тайдуле. … … По Москве шло большое движение. Народ валом валил в Кремль, где в Успенском соборе должны были служить напутственный молебен. Митрополит Алексий, по вызову хана, отправлялся в Орду. Все в городе знали о том, что великий князь получил от хана Джанибека грамоту. В грамоте этой хан писал:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Возможно, что епископ Алексий, как простодушный человек, принимал какие-нибудь подарки от иоаннитов, не замечая за последними худых намерений и сам не имел при этом никакой корыстной цели. А на благотворительность в целях прикрытия самих себя сектанты, как известно, очень способны. Умозаключения Илиодора о корыстолюбии епископа Алексия не соответствуют действительности. То же самое можно сказать и относительно утверждения Илиодора о тесной связи епископа Алексия с Распутиным. Еще неизвестно, действительно ли он назвал Распутина «Божьим старцем», а главной причиной его назначения на Карталинскую кафедру в качестве Экзарха, как нам кажется, была его преданность к «царствующему дому», которая особенно видна из его проповеди , произнесенной по случаю манифеста 1905 года. Период, в который был назначен епископ Алексий Экзархом Грузии, был периодом революционного брожения в Грузии. Вот туда-то и нужно было, по мысли «царствующего дома», назначить такого иерарха, который отличался бы преданностью государственной власти и имел незаурядные способности. Таким то иерархом и явился епископ Алексий, который и был назначен в сане архиепископа на кафедру Карталинскую в качестве Экзарха Грузии. Будучи епископом Тобольским, Преосв.Алексий, подобно своему предшественнику архиепископу Антонию, трудился для прославления святителя Иоанна Максимовича . Он всенародно молился, да сподобит Господь Тобольск и Россию петь не «Вечную память», а «Величаем тя, святителю отче Иоанн». Это предсказание Преосвященного Алексия через несколько лет исполнилось. На жизнь епископа Алексия два раза делались покушения: один раз стреляли в окно его спальни, а другой раз пытались поджечь тот дом, где он остановился на ночлег во время объезда епархии.· На кафедре Экзарха Грузии архиепископ Алексий пробыл меньше года, в последнее время своей жизни он страдал болезнью почек и горловой чахоткой, которые и привели его к преждевременной смерти. Скончался 20.V.1914 года. Отпевание совершал Преосвященный Ереванский Пимен. Погребен на своей родине в Вятской губернии .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  Вопрос номера. Зачем мне исповедь :   «Зачем мне исповедь, если не в чем каяться?» Письмо читательницы/ Ирина , Санкт-Петербург. Рисунок Наталии Кондратовой//Фома. - – март 2017. – С.16-17. – (рубрика « Вопрос номера. Зачем мне исповедь »).   Инструкция по экстренной помощи безгрешным. Известный духовник о христианах-одиночках и их проблемах с исповедью. Беседа с протоиереем Игорем Фоминым , настоятелем храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, председателем комиссии по миссионерству и катехизации г. Москвы. Беседовала Валерия Михайлова //Фома. - – март 2017. – С.18-25. – (рубрика « Вопрос номера. Зачем мне исповедь »).   Отвечает Александр Ткаченко . Такой нестрашный грех. Почему мы не умеем видеть то, что нас убивает? //Фома. - – март 2017. – С.26-28. – (рубрика « Вопрос номера. Зачем мне исповедь »).   На врезках к материалам рубрики – истории из жизни святых, проясняющие тему. Рисунки Наталии Кондратовой//Фома. - – март 2017. – С.19,20,22-23,24,27. - (рубрика « Вопрос номера. Зачем мне исповедь »). Подборка включает заметки:   Праведный Антоний Муромский и камешки . – С.19;   Покаяние преподобного Амвросия Оптинского. – С.20;   Блаженный Августин и груши. – С.22-23;   Авва Зенон и огурец. – С.24;   «Найдется ли в пустыне человек, превзошедший меня?» [Преподобный Зосима Палестинский (460-560)…]. – С.27.   Патриарх Кирилл. Почему даже апостол считал себя «первым грешником»? Из слова после Литургии в Храме Христа Спасителя, 3 февраля 2013 года. Заголовок дан редакцией//Фома. - – март 2017. – С.29. – (рубрика « Вопрос номера. Зачем мне исповедь »).   ВЕРА (раздел) – С.30-53.   Школа «Фомы». Именины:   Алексий. [Иллюстрированная информация: Значение имени. Алексий – имя греческого происхождения, переводится как «защищать», «отражать», «предотвращать»; Дни памяти : 30 марта - день памяти преподобного Алексия, человека Божьего; Преподобный Алексий, человек Божий (конец IV - начало V вв.) . [О нем]. Подготовил Тихон Сысоев ; Другие известные святые с именем Алексий : Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси чудотворец (между 1292-1305-1378), Святой праведный Алексий Московский (Мечёв) (1859-1923), Священномученик Алексий (Нечаев) (1875-1937); Интересные факты ]. Ил.: Преставление святого Алексия. Книжная миниатюра и др.//Фома. - – март 2017. – С.30-31. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-167-...

Уже будучи священником, отец Алексий, услышав о смерти отца Георгия, пришел на отпевание, со слезами благодарности и любви провожал его до могилы, к удивлению тех, кто знал отношение к нему почившего. Потом отец Алексий говорил: когда люди указывают на недостатки, которые мы сами за собой не замечаем, они помогают нам бороться со своим»яшкой». Два у нас врага:«окаяшка»и»яшка» — батюшка называл так самолюбие, человеческое»я», тотчас заявляющее о своих правах, когда его кто волей или неволей задевает и ущемляет.«Таких людей надо любить как благодетелей», — учил он в дальнейшем своих духовных детей. В 1884 году Алексий Мечёв женился на дочери псаломщика восемнадцатилетней Анне Петровне Молчановой. В том же году, 18 ноября, был рукоположен епископом Можайским Мисаилом во диакона. Сделавшись служителем алтаря, диакон Алексий испытывал пламенную ревность о Господе, а внешне проявлял величайшую простоту, смирение и кротость. Брак его был счастливым. Анна любила мужа и сочувствовала ему во всем. Но она страдала тяжелым заболеванием сердца, и здоровье ее стало предметом его постоянных забот. В жене отец Алексий видел друга и первого помощника на своем пути ко Христу, он дорожил дружескими замечаниями жены и слушал их так, как иной слушает своего старца; тотчас стремился исправлять замеченные ею недостатки. В семье родились дети: Александра (1888), Анна (1890), Алексей (1891), умерший на первом году жизни, Сергей (1892) и Ольга (1896). 19 марта 1893 года диакон Алексий Мечёв был рукоположен епископом Нестором, управляющим московским Новоспасским монастырем, во священника к церкви Николая Чудотворца в Кленниках Сретенского сорока. Хиротония состоялась в Заиконоспасском монастыре. Церковь Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке была маленькой, и приход ее был очень мал. В непосредственной близости высились большие, хорошо посещаемые храмы. Став настоятелем одноштатной церкви Святителя Николая, отец Алексий ввел в своем храме ежедневное богослужение, в то время как обычно в малых московских храмах оно совершалось лишь два–три раза в седмицу.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Весной 1926 г., на Благовещенье, епископ Алексий вернулся в Ленинград. Заместитель местоблюстителя митрополит Сергий назначил его управляющим Новгородской епархией с титулом архиепископа Тихвинского, позже Хутынского. Митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) находился тогда в Ташкенте. Раскольники не преуспели в Новгородской епархии; в Новгороде им принадлежал лишь один храм – Знаменский собор. Митрополит Сергий включил архиепископа Алексия в учрежденный им в 1927 г. Временный Патриарший Синод. Архиепископ Алексий участвовал в составлении знаменитой «Декларации 1927 года». 18 мая 1932 г. архиепископ Алексий вместе с двумя другими членами Синода был возведен в сан митрополита с титулом Старорусского. В конце года в связи с тем, что после кончины митрополита Ташкентского Никандра (Феноменова) проживавший более десяти лет в Ташкенте в ссылке митрополит Арсений был назначен на Ташкентскую кафедру, митрополит Алексий стал титуловаться по имени епархии, которой он управлял уже в течение шести лет, а в 1933 г., после ухода на покой митрополита Ленинградского Серафима (Чичагова) , митрополит Алексий был переведен на Ленинградскую кафедру. Ленинград был главным оплотом обновленчества; в этом городе прочную опору имели и иосифляне, не поминавшие за богослужением имени митрополита Сергия. Новому митрополиту пришлось много потрудиться над охранением канонического строя церковной жизни в своей особенно сложной епархии. Все время, свободное от административных попечений, митрополит Алексий посвящал богослужениям в городских церквах. По воспоминаниям современников, он часто служил в маленьких окраинных церквах по священническому чину. Обновленческий лжемитрополит Николай (Платонов), впоследствии ренегат и пропагандист атеизма, часто выступал с наглыми личными нападками на православного митрополита; но его старания вызвать владыку на спор оставались тщетными. Своим необычайно высоким авторитетом у паствы митрополит Алексий был обязан в значительной мере совершенному отсутствию желания искать популярности, льстить народу, заискивать перед ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

2, столб. 44), св. Алексий был утвержден в сане «митрополита Киевского и всея России» и воротился в Москву, уже не застав в живых ни Феогноста, ни Симеона Иоанновича. В сане Владыки Всероссийского св. Алексий продолжал ревностно служить великому делу собирания Руси. В предсмертном завещании Симеон Иоаннович заповедал своим братьям: «слушали бы есте отца нашего Владыки Олексея» (Собрание Госуд. Грам. и Догов. т. 1 стр. 38, Горский, стр. 91, прим. б). Этому завету следовал преемник Симеона, его брат Иоанн Иоаннович, княживший 6 лет. После его смерти великокняжеский престол от Московского князя перешел к Суздальскому князю Димитрию, а Москва осталась за 12-летним сыном Иоанна Иоанновича Димитрием, впоследствии Донским, которого Иоанн Иоаннович, умирая, поручил попечению и руководству св. Алексия (Русс. Ист. Библ. т. VI. Прил. 33, столб. 198) и которого сам св. Алексий называет «своим сыном» в духовном завещании. Несмотря на то, что великокняжеский престол перешел к Суздальскому князю, св. Алексий не пожелал возвратить во Владимир митрополичье местопребывание, но остался в Москве, при юном Димитрии, чем уже неизмеримо возвышал Москву и её князя над всеми другими русскими княжествами и князьями. А чрез два года малолетний Димитрий, по внушению Совета бояр, где участвовал и духовный руководитель Димитрия, св. Алексий, объявил себя соперником Суздальского Великого князя Димитрия и, по содействию св. Алексия и Московских бояр, получил в Орде Великое Княжение. До самой смерти своей св. Алексий был постоянным руководителем Димитрия в деле возвышения Москвы, как над русскими княжествами, так и над Литовским и Польским, и в деятельной подготовке Руси к свержению татарского ига. Таким радетелем возвышения Москвы и великим печальником всей земли русской св. Алексий является в качестве посредника при договоре Великого Князя Московского с Владимиром Андреевичем Серпуховским (Собр. Грам. и Догов. 1, 27. Горский, стр. 114, прим. ф). Он принимает деятельное участие в умиротворении братьев Димитрия (бывшего Великого Князя Суздальского) и Бориса, враждовавших из-за Нижегородской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010