Также в распоряжении ГПУ оказался донос псаломщика джизакской церкви Степана Сладкова, отправленный им в ТЕУ (Туркестанское Епархиальное Управление (обновленческое)): «Высланные четыре священника — Александр Маков, Александр Пурлевский, Василий Куприянов и Алексей Бенеманский ведут упорную агитацию против обновленческой церкви, служат всенощные и литургии отдельно, в церковь к нам не ходят, за служением поминают открыто во всеуслышание Патриарха Тихона; ввиду их агитации прихожане совершенно не стали посещать богослужение, также благодаря им весь церковный совет не признал обновленческую церковь. Кроме того, склонили в свою сторону священника о. Смирнова, который богослужение ведет по старому стилю и поминает также Святейшего Патриарха и т. д., тем доказывает, что он также не признает обновленческую церковь. Является необходимость — вышеозначенных священников разогнать поодиночке, так, чтобы они совершенно не имели возможности сплотиться и образовать вокруг себя целое общество и забрать церковь нашу в свои руки через тех именно лиц, которым сдана церковь по договору в бесплатное пользование». В 1924 году в результате доносов обновленцев отец Алексий и другие православные священники были переправлены из Джизака в г. Пенджикент. «Устранить из Твери Алексея Бенеманского»… Икона священномученика Алексия Бенеманского. Источник: www.pravicon.ru В 1926 году отец Алексий был освобожден из ссылки и вернулся в Тверь, к семье. Он снова стал служить в Скорбященском храме, был возведен в сан протоиерея. Он активно занимался просветительской работой на приходе, при храме организовал библиотеку духовной литературы. На момент возвращения отца Алексия в Тверь большинство городских приходов были захвачены обновленцами. В 1926 году обновленцы готовились к проведению собственного «Собора», в связи с чем в ГПУ опять стали поступать жалобы на «мешающего» живоцерковникам отца Алексия: Так, уполномоченный обновленческого движения по Твери, бывший одновременно осведомителем ГПУ, докладывал: «В настоящее время всех противников соввласти информирует возвратившийся из ссылки протоиерей Алексей Бенеманский, который, по-видимому, имеет секретные инструкции епископа Петра Зверева, так как находились с этим епископом в ссылке недалеко друг от друга…

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-al...

17 мая 1921 г. патриарх Тихон назначил П. на Пензенскую кафедру для противодействия раскольничьей деятельности лишенного сана бывш. архиеп. Владимира ( Путяты ). Однако вскоре П. был арестован в Н. Новгороде по обвинению в «разжигании религиозного фанатизма в политических целях», и 25 июня указ о назначении на Пензенскую кафедру был отменен. После ареста П. местные рабочие объявили 3-дневную забастовку в поддержку владыки. Власти пообещали рабочим, что отпустят архиерея, но вместо этого отправили его в Москву в ВЧК. П. находился в Лубянской тюрьме, затем его перевели в Бутырскую, а позже - в Таганскую тюрьму, где он тяжело заболел. Чуть позже П. перевезли в Петроград. Там в тюрьме он пробыл до 4 янв. 1922 г. и после освобождения уехал в Москву. Получил назначение епископом Старицким, викарием Тверской епархии. В Твери поселился в Жёлтиковом мон-ре и принялся за восстановление уставного богослужения. Возобновил в приходах обычай паломничеств к местным святыням. Весной 1922 г. организовал посильную помощь голодающему населению Поволжья. В отсутствие Тверского и Кашинского архиеп. Серафима (Александрова ; впосл. митрополит) П. фактически управлял Тверской епархией. После ареста в мае 1922 г. патриарха Тихона и появления обновленчества П. отказался признать обновленческое Высшее церковное управление и запретил в служении священников, присоединившихся к обновленчеству, предав факт запрета широкой огласке. 19 сент. 1922 г. П. составил воззвание к тверской пастве, в к-ром изъяснял сущность обновленческого движения и отношение к нему правосл. Церкви. Власти запретили распространять воззвание, а П. было решено привлечь к ответственности. 24 нояб. 1922 г. П. арестовали в Твери. Вместе с ним были арестованы протоиереи Василий Куприянов и сщмч. Алексий Бенеманский , казначей новоторжского во имя святых мучеников Бориса и Глеба мужского монастыря иером. Вениамин (Троицкий ; впосл. епископ), секретарь епископа Александр Преображенский и мирянин Алексей Соколов. 30 нояб. арестованные были отправлены в Москву и заключены в Бутырскую тюрьму. В дек. им было предъявлено обвинение в распространении воззвания П. под заглавием «Возлюбленным о Господе верным чадам Церкви Тверской», направленного «явно против всякого обновленческого движения в церкви и в поддержку контрреволюционной политики Тихона».

http://pravenc.ru/text/2580154.html

Таким вниманием мы были очень тронуты... Для перевозки вещей на вокзал взяли ломовика, которые здесь иные, чем у нас... По улицам нас сопровождала толпа благочестивых граждан и гражданок, и это не простая любезность, а необходимость, и вот почему. На вокзале здесь идет большое воровство. Вокзал битком набит народом, буквально негде яблоку упасть. Чужие люди, чужая речь как-то сразу выбили нас из колеи, мы не знали, что делать, как ориентироваться. И вот все наши провожатые тесным кольцом окружают наши вещи. Находят нам место в вагоне и сразу же переносят в него все наши вещи. Все это совершается как-то сказочно, и в то время, как на платформе идет суета, ругань за место и прочее, мы сидим в вагоне, окруженные милыми, добрыми лицами, так ласково нас ободряющими, благословляющими, дающими нам письма к самаркандцам». Домашние писали на это о. Алексею, что чрезвычайно обрадованы отношением к ссыльным. В ответном письме сыну Виктору, которому было тогда шестнадцать лет, о. Алексей писал: «Ты пишешь, что вас обрадовало отношение к нам верующих Ташкента; ты заметь, что это верующие, а верующие, говоря по существу, иначе относиться не могут, ибо они последователи Того, Кто сказал: «Любите даже врагов», а ведь мы свои, и даже больше, страдаем за церковное дело; если б ты взял в руки жития святых, особенно времен гонения святых и мученичества, то ты поразился бы сходством с нашими днями, и там мучеников встречали с любовью. Конечно, я далек от мысли сравнивать себя со святыми, я скорее подчеркиваю доброе христианское настроение среди наших современников и очень хочу, чтобы и ты был добрым христианином, а посему, дорогой мой, будь особенно ласков со всеми – и дома, и в школе, и по улицам». Осенью 1937 года о. Алексей был арестован – уже в четвертый раз. Несмотря на ужасные условия тогдашнего следствия, разрешавшего применять пытки, дабы принудить обвиняемого к самооговору, священник держался с огромным мужеством и достоинством. Протоиерей Алексей Бенеманский был расстрелян 4 декабря 1937 года.

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/773-...

Священник Алексий Бенеманский, тверская тюрьма, 1922 год. Фото: pravicon.ru Из тюрьмы отец Алексий писал жене Ольге Алексеевне: «Чаще пиши. Денег, пожалуйста, пока не шлите: костюмов шить я не собираюсь, если я написал о рясе и подряснике, то это вышло так, к слову. Подрясник я перешил на рубашку, почему и писал тебе. Какие костюмы я буду носить, духовные или светские, пока не знаю, думаю, что те и другие. Я радуюсь тому, что тебя не бросают прихожане. Если живете сейчас, то будете жить и потом, только каждый день молитесь: „Хлеб наш насущный даждь нам днесь“». Комиссия по административным ссылкам приговорила отца Алексия к двум годам поселения в Туркестане. Отец Алексий был отправлен в г. Джизак Самаркандской области. Дома остались жена и пятеро детей… «А если бы они голодовали, то не вздумали бы заниматься агитацией» В ссылке отец Алексий поступил на государственную службу — стал работать письмоводителем в местной ирригационной конторе («облводхозе»). Официально ему, как и всему ссыльному духовенству, было запрещено служить в храме. Однако вместе с тремя другими сосланными священниками — отцом Александром Маковым, отцом Василием Куприяновым и отцом Александром Пурлевским — он продолжал тайно совершать богослужения, поминая Святейшего Патриарха Тихона . Постепенно верующие из джизакской православной общины узнали о ссыльных священниках, стали обращаться к ним за духовными советами. В результате идеи обновленчества становились в городке все менее и менее популярны, и местный приходской совет отказался войти в состав «Живой церкви». Тогда местные живоцерковники, желающие захватить здание храма в Джизаке, попытались расправиться с «антисоветскими» священниками при помощи ГПУ. Осведомители из числа обновленцев стали следить за отцом Алексием и его друзьями и фиксировать каждое их «антисоветское» высказывание. В результате в ГПУ один за другим стали поступать рапорты «благонамеренных» живоцерковников о «деструктивной» деятельности отца Алексия и других «тихоновских» священников в Джизаке:

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-al...

Первые годы священнического служения отца Алексия прошли в Тверском Христорождественском женском монастыре. Там он и встретил революцию. Известно, что советскую власть отец Алексий воспринял резко критически. Несмотря на запрет, наложенный большевиками на религиозное образование детей, он продолжал по понедельникам и средам преподавать детям Закон Божий. Когда монастырь был закрыт властями, отец Алексий перешел служить в соседний Скорбященский храм. Там в 1920 году он был впервые арестован красноармейцами и отправлен на принудительные тыловые работы. «Лучше пострадать, чем покривить душой» Епископ Петр Зверев. Фото: drevo-info.ru Когда летом 1922 года в Русской Церкви начался обновленческий раскол, Тверская епархия стала одним из эпицентров трагических событий. В это время отец Алексий стал ближайшим помощником священномученика Петра (Зверева) , епископа Старицкого, викария Тверской епархии (скончался в 1929 году в Соловецком лагере особого назначения, в 2000 году причислен к лику новомучеников и исповедников Российских). После ареста Тверского архиепископа Серафима (Александрова) владыка Петр стал во главе Тверской епархии. Владыка Петр решительно осудил обновленчество, и 19 сентября выпустил воззвание к пастве, предостерегающее верующих и священнослужителей от раскола. Текст воззвания гласил, что обновленчество «по происхождению своему — явление раскольническое, а по существу своему — сектантское. ВЦУ — самозваное учреждение и не может иметь нравственной силы над теми, кто не с ними… С ними нам, как с еретиками, не подобает входить ни в какое общение. Лучше пострадать, чем покривить душой». Эти слова отец Алексий в той или иной форме произносил всю жизнь. По благословению епископа Петра отец Алексий много проповедовал, убеждая священников, уклонившихся в обновленчество, принести покаяние. 24 ноября 1922 года за распространение воззвания епископа Петра, призывавшего противостоять обновленчеству, отец Алексий был арестован. Вместе с ним по тому же делу были арестованы епископ Петр, священник Владимирской церкви и член епархиального совета Василий Куприянов, казначей Новоторжского Борисоглебского монастыря иеромонах Вениамин Троицкий и миряне — директор училища слепых и член епархиального совета Алексей Соколов и секретарь епископа Александр Преображенский. Всех их переправили в Бутырскую тюрьму в Москве.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-al...

Если не будут приняты самые решительные меры по отношению к лицам, указанным в настоящем и предыдущих докладах, то работа съезда будет сведена к нулю в лучшем случае, а в худшем может быть сорван даже самый съезд. Если устранить из Твери Алексея Бенеманского, то среди прихожан не будет волнений… Тяжелая необходимость заставляет указать на необходимость этой меры…» Впрочем, власти не всегда прислушивались к советам обновленческих активистов, рассчитывая на то, что и без помощи ГПУ «живоцерковники» и «тихоновцы» взаимно истребят друг друга в междоусобной борьбе… «Народный суд» В 1929 году, на волне очередной антицерковной компании, отец Алексий был снова арестован. На этот раз «народный суд» возбудил против отца Алексия дело по обвинению в «сокрытии от описи церковных ценностей». Накануне ареста отец Алексий, предчувствуя опасность, обратился с амвона к верующим и сказал, что обвинение, воздвигнутое против него, ложно, и представители власти при обысках у него и у членов церковной общины ничего не нашли. Священник объявил, в какой день и час и где будет происходить суд и пригласил всех верующих присутствовать на нем. «Многие пришли на суд, что было неприятно властям, так как создалась атмосфера сочувствия обвиняемому», — сообщает автор жития отца Алексия, игумен Дамаскин (Орловский). После суда в газетах была опубликована заметка: «Во время проверки церковного имущества в Скорбященской церкви некоторые церковные предметы… налицо не оказались. Произведенным следствием установлено, что священник этой церкви Бенеманский, будучи в то время председателем церковного совета, при участии руководителей совета… скрыл это имущество… На суде священник Бенеманский, а также и его соучастники отрицали предъявленное им обвинение… Нарсуд… приговорил Бенеманского к трем месяцам лишения свободы с конфискацией имущества на двести рублей. Срок лишения свободы ему заменен принудительными работами…» «Антисоветские сборища» Впрочем, «принудительными работами» власти не ограничились. Вскоре, 15 марта 1932 года подверглись аресту сразу восемь человек с различных православных приходов г. Твери, четверо священнослужителей и четверо мирян: священники Василий Куприянов, Алексей Бенеманский, Никандр Троицкий, Квинтилиан Вершинский и миряне Евгения Доможирова, Мария Архарова, Мария Троицкая, Мария Мацнева. Чуть позже, 26 апреля власти арестовали еще двух человек -старосту храма Рождества в Рыбаках Александра Болотова, а еще через две недели еще двух — иеродиакона Парфения Березовского и священника Василия Владимирского. Все они были близкими знакомыми. В вину им было поставлено проведение «антисоветских сборищ»…

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-al...

Протоиерей Алексий Бенеманский, тверская тюрьма, 1932 год. Фото: pravicon.ru «Виновным себя в предъявленном обвинении не признаю, так как не считаю, что бывшие у нас коллективные собеседования носили политический характер. Эти беседы больше трактовали положение Церкви и тяжелые условия церковнослужителей. Проповеди я говорил, но антисоветских выпадов я в них не допускал», — заявил на допросе отец Алексий. Впрочем, следователи были иного мнения и обвинение для девяти арестантов сочли доказанным. 9 июля 1932 года «тройка» ОГПУ приговорила священников Алексея Бенеманского, Василия Куприянова, Квинтилиана Вершинского, Василия Владимирского, иеродиакона Парфения Березовского и мирян Александра Болотова, Марию Мацневу, Марию Троицкую и Евгению Доможирову к высылке в Казахстан на три года. Хотя ссылка была административным наказанием, в приговоре специально оговаривалось, что ссыльные должны следовать на место ссылки по этапу,-то есть, проходя через все тюрьмы южного направления. Пересылочные тюрьмы сами по себе были нечеловеческим испытанием, и одна из ссыльных, Евгения Доможирова, 18 января 1933 года скончалась по пути, в Алма-Атинской тюрьме… «Контрреволюционно-монархическая группа» В 1935 году отец Алексий был освобожден и ссылки. Он снова вернулся в Тверь, к семье. Дети были уже взрослые — старшей дочери было 29 лет, сыну — 16 лет… На этот раз он не смог вернуться на свой приход: Горсовет отказался дать ему документ о регистрации, и отцу Алексию пришлось выйти за штат. Священномученик Фаддей (Успенский), фото из заключения. Фото: www.fond.ru В 1937 году последовал четвертый — последний — арест. На этот раз отца Алексия арестовали за связь с  архиепископом Тверским Фаддеем (убит зимой 1937/38 гг., в 1997 году причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских). Священномученик Фаддей был близок отцу Алексию по взглядам на церковно-политические вопросы, он так же решительно осуждал обновленчество и компромиссы с богоборческой властью, так же был убежденным монархистом… На этом основании чекисты составили дело о «контрреволюционной фашистско-монархической организации», возглавляемой архиепископом. Отца Алексия обвинили в том, что он являлся членом этой организации и в рамках ее занимался организацией «подпольного монастыря»(!).

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-al...

Хотя отдельные священники находились в воинских частях до марта 1918 года, все же рано или поздно всем им пришлось перейти на приходское и на архиерейское служение и пострадать в новом качестве. Так, в период красного террора в 1918 году был расстрелян как заложник настоятель военного Адмиралтейского собора в Санкт-Петербурге священномученик протоиерей Алексий Ставровский. В том же году было убито еще несколько бывших военных пастырей. Это герой русско-японской войны священномученик протоиерей Сергий Флоринский, а также священномученики протоиерей Алексий Сабуров, иерей Николай Пробатов и иерей Стефан Хитров. Преподобномученик Иоасаф (Шахов) Немало новомучеников из бывших военных пастырей пострадало и в годы сталинских репрессий. В 1929 году, например, в Соловецком лагере умер священномученик архиепископ Воронежский Петр (Зверев). В 1937 году погибли священномученики – епископ Тульский Онисим (Пылаев), епископ Бежецкий Аркадий (Остальский), епископ Екатеринбургский Аркадий (Ершов), епископ Екатеринославский Макарий (Кармазин), протоиерей Василий Ягодин, а также преподобномученик, бывший афонский насельник игумен Гавриил (Владимиров). В 1938 году сонм новомучеников – военных пастырей пополнился еще рядом имен. В этом году богоборцами были убиты священномученики – епископ Белгородский Антоний (Панкеев), иерей Александр Саульский, иерей Илия Бенеманский, иерей Павел Иванов, преподобномученик иеромонах Иоасаф (Шахов). Некоторые бывшие военные пастыри хотя и избежали казни, тем не менее претерпели страдания. К таким исповедникам Православия относится, например, святитель Иона (Покровский), епископ Ханькоусский – ученик оптинских старцев и преподобного Гавриила Седмиозерского. В июне 1917 года будущий архиерей был назначен проповедником во 2-ю армию. После октябрьского переворота иеромонах Иона выехал в Казань, а оттуда в Пермь. Здесь в 1918 году будущий иерарх был арестован безбожниками, жестоко избит и отправлен в Тюмень, где был освобожден войсками 1-й Сибирской стрелковой дивизии. После освобождения иеромонах Иона продолжил служение военного священника, теперь уже в Белой армии. В 1920 году игумен Иона эмигрировал, в 1922 году был рукоположен во епископа. Умерший в 1925 году, епископ Иона был причислен к лику святых Русской Православной Церковью за границей в 1996 году .

http://pravoslavie.ru/44668.html

Архиепископ Алексий (Бельковский) был арестован осенью 1937 года, когда ему было девяносто пять лет. Он не мог выйти из дома по приказу сотрудников НКВД, и они вынесли его сами на простыне. После короткого пребывания в тюрьме архиепископ Алексий в ноябре 1937 года скончался и был погребен на городском кладбище. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Алексий Бенеманский (память 22 ноября по старому стилю) С вященномученик Алексий Константинович Бенеманский родился 6 января 1881 года в селе Баранья Гора Новоторжского уезда Тверской губернии в семье священника Константина Бенеманского. После окончания Духовной Семинарии он работал учителем начальной школы в Торжке. В 1904 году Алексей Константинович был рукоположен в сан священника и служил в Тверском Христорождественском женском монастыре. Несмотря на запрет со стороны властей, стал преподавать Закон Божий в монастыре по понедельникам и средам. После того как закрыли монастырь, он перешёл служить в храм иконы Скорбящей Божией Матери. Летом 1919 года отец Алексий был избран членом епархиального совета. Во время гражданской войны в 1920 году его арестовали и отправили на тыловые работы. В 1922 году большевики начали компанию по изъятию церковных ценностей, а осенью того же года отца Алексия снова арестовали и комиссия НКВД приговорила его к двум годам ссылки в Туркестан. Дома оставались жена и пятеро детей. В ссылке отец Алексий и ещё три ссыльных священника деятельно разоблачали обновленцев, служили отдельно за богослужением, открыто поминали Святейшего Патриарха Тихона. В 1924 году советское правительство приняло решение освободить духовенство и мирян, осуждённых по процессам об изъятии церковных ценностей. В конце 1926 года отец Алексий вернулся в Тверь, и здесь будущий священномученик продолжил борьбу с обновленцами, которые как раз в это время снова активизировались и даже, при поддержке властей, начали подготовку к обновленческому Собору.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Будучи настоятелем Скорбященской церкви, отец Алексий организовал при ней библиотеку, понимая, насколько важны духовное просвещение и духовные книги. 2 (15) марта 1932 года батюшку снова арестовали. 13 (26) марта отца Алексия вызвали на допрос. Следователь задавал вопросы так, чтобы ответы священника совпадали с заранее составленным обвинением в создании контрреволюционной организации и деятельности её против соввласти. Отец Алексий в своих ответах старался держаться строго церковного русла. Виновным себя в предъявленных обвинениях не признавал. В июле 1932 года его приговорили к высылке в Казахстан на три года. По окончании ссылки он вернулся домой в Тверь. Горсовет отказался дать ему документ о регистрации, и отцу Алексию пришлось выйти за штат. В 1937 году батюшку арестовали в четвёртый раз. В качестве обвинения выдвигалось участие в»контрреволюционной фашистскомонархической организации», возглавляемой священномучеником Фаддеем, архиепископом Тверским. Виновным себя батюшка не признал. Официально обвинительное заключение гласило, что отец Алексий»являясь активным участником контрреволюционной церковномонархической группы, проводил вербовку новых участников в эту группу и давал задание отдельным членам контрреволюционной группы на сбор средств среди верующих на организуемый им тайный монастырь в городе Калинине. Проводил среди населения активную контрреволюционную фашистскую агитацию»(сохранена орфография подлинника). 21 ноября (4 декабря н. ст.) 1937 года по приговору Тройки НКВД протоиерей Алексий Бенеманский был расстрелян. Мучители тайно похоронили тело священномученика. Место его захоронения неизвестно. 6 (19 н. ст.) сентября 1999 года канонизован как местночтимый святой Тверской епархии. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Блаженный Алексий Елнатский, Христа ради юродивый (память 12 сентября по старому стилю) Б лаженный Алексий Елнатский (Ворошин Алексей Иванович), Христа ради юродивый, родился в начале 1900–х годов в деревне Каурчиха Юрьевецкого уезда Костромской губернии в семье церковного старосты.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010