Прот. Дмитрий Смирнов: От имени Церкви может выступать какой-то священник. Нести полную ахинею. Прот. Алексий Уминский: Совершенно верно. Но тем не менее… Прот. Дмитрий Смирнов: Иногда оккультную. Прот. Алексий Уминский: В том числе, да. Я, кстати, видел потрясающие пассажи одного священника из Архангельский епархии (Владыка специально показывал просто специально газеточку), где он рассказывает о традициях празднования Пасхи. О том, что на Пасху обязательно надо качаться на качелях, чтобы больше денег накачать (смеется). И там еще чего-то, там много другого, вполне безобидного. Там никого… Прот. Дмитрий Смирнов: Вот видите, другое дело! Прот. Алексий Уминский: Никого колами не… (смеется) Прот. Дмитрий Смирнов: Вот видите, то рубить… Нарубить, а теперь так, как они, покачаться. Качать… Прот. Алексий Уминский: Вот эту ситуацию этот архиерей – замечательный, правящий – взял под свой контроль и батюшка этот там, случаем, не будет говорить таких вещей. Ему указано на несовместимость сана, слов священника и подобного. Прот. Дмитрий Смирнов: Нет, ну, слава Богу, и, конечно, архиерей и епископы — как правило, они с этим борются. О том, что достаточно, — ну, понятно, что нет, и такое явление… такого рода явления продолжают… Но тут вот еще что, ну, как бы, мне не нравится изнутри: ну, Церковь не выступает против репертуара и режиссуры театров, например. Кроме каких-то там… ну, когда зрители уже кидают помидоры. Прот. Алексий Уминский: Но эта тема для зрителей, прежде всего, конечно. Прот. Дмитрий Смирнов: А зрители… У нас, понимаете, как это: до сих пор большинство людей как мы с Вами, определенная часть этого общества… Но, я знаю очень хорошо и близко одну писательницу. Она все время стоит в позе обучения патриарха, епископата, Церкви. Хотя, приходит на исповедь, исповедуется. Вот как это? Прот. Алексий Уминский: А вот так же, как… Прот. Дмитрий Смирнов: Вот это странно… Прот. Алексий Уминский: Как «В ожидании Годо», отец Дмитрий. Вот есть «В ожидании Годо» с одной стороны, а есть – с другой. Люди-то, они и там, и там примерно одинаковые. Вопрос только в том, что мы внутри нашего общества не всегда имеем возможность такого перевоспитания или… Плохое слово – перевоспитание. Того, чтобы люди как-то почувствовали в Церкви, что, в общем, главный – Христос. Не их идеи, не их какие-то амбиции, политические, либеральные, взгляды на мир… Или их какая-то любовь одеваться в красивые, прекрасные одежды, ходить с хоругвями, понимаете, а Христос! И вот это проблема, большая, для всех, между прочим, поэтому не надо удивляться.

http://pravmir.ru/dialog-pod-chasami-pro...

Однажды Алексий, как обычно, шел на занятия и вдруг увидел знакомую повозку. Сердце его встрепенулось. Это же из Нежитина! Но зачем она приехала, ведь до каникул еще далеко? Значит, что-то случилось. И предчувствие не подвело мальчика. Оказалось, что возница приехал за Алексием и привез печальную новость – умер Андрей Федорович. 18-летнего Алексия посвятили в чтеца (псаломщика) с правом носить богослужебное облачение – стихарь Это событие полностью переменило жизнь Алексия. Он вынужден был оставить учебу в Макарьеве, вернуться в Нежитино и занять место отца. 6 июня 1896 года восемнадцатилетнего Алексия посвятили в чтеца (псаломщика) с правом носить богослужебное облачение – стихарь. Узорная вязь славянских слов всегда вызывала трепет в его душе. Молитвословия Алексий читал внятно и неспешно, понимая, что исполняет дело Божие. К службам всегда готовился заблаговременно, обращая внимание на произношение слов, ударение, на содержание, чтобы читать правильно и осмысленно. Мама Надежда Семеновна радовалась за сына. – Отец был бы тобой доволен, – говорила она. – Только не гордись. За все Бога благодари. Эти слова Алексий Молчанов пронесет по всей жизни. Материнский наказ он помнил и в горести, и в радости. Вспоминал Алексий эти слова, когда вел под венец красавицу Варю, дочку священника Димитрия Предтеческого из села Пучеж. Их первую встречу молодой псаломщик не забудет никогда. Они с отцом Димитрием освящали колодец. Алексий читал молитвословия, а когда поднял глаза, то встретился взглядом с милой девушкой. Так он впервые увидел свою Вареньку и понял, что всей душою полюбил ее. Два влюбленных верующих сердца мечтали о счастье, о семье, о том, что их любовь никогда не прервется. Родители благословили их на брак, и в таинстве Венчания Алексий и Варвара пообещали хранить верность Богу и друг другу. Отец Алексий будет помнить этот день всю жизнь: сельская церковь, белая риза священника, его благодатная молитва, венчальные свечи, обручальные кольца, блеск в глазах невесты, чувство счастья и спокойствия.

http://pravoslavie.ru/157396.html

Бывали преп. Алексию явления из загробного мира и раньше этого случая. Когда он был ещё ризничим Великой церкви Лавры, в лаврской типографии работал хороший наборщик – молодой человек по имени Иоанн (день Ангела 24 июня). О. Алексий, как духовник Иоанна, советовал ему в Петров пост поговеть, поисповедаться и ко дню Ангела приобщиться. Иоанн не послушался, а дал обещание о. Алексию поговеть в Успенский пост. Но не пришлось ему исполнить своего обещания. Вскорости после дня своего Ангела он пошёл на Днепр купаться и там утонул. О. Алексий помолился за него после смерти, а потом и забыл о нём. Через некоторое время, в воскресенье после утрени, о. Алексий, зашедши к себе в келлию, сел отдохнуть. Вдруг слышится стук, открывается дверь, и в комнату, где сидел старец, входит Иоанн. О. Алексий вскочил со стула, на котором сидел. «Разреши меня,– обратился Иоанн к батюшке,– а то я связан: соблудил и, не покаявшись, утонул». О. Алексий сейчас же накинул епитрахиль и прочитал над Иоанном разрешительную молитву. Видение исчезло. Через некоторое время, по молитвам о. Алексия, который хотел узнать, имело ли значение разрешение, снова явился Иоанн и сказал, что теперь ему легче. 14. Помощь прозорливостью ОТЕЦ АЛЕКСИЙ предвидел будущее, видел настоящее душевное настроение людей, постигал их прошедшую жизнь. Но свою прозорливость батюшка не проявлял бесцельно, при всяком удобном и неудобном случае. Прозорливость свою преп. Алексий обнаруживал большею частию тогда, когда хотел поддержать слабого человека или вразумить заблудшего, или обличить грешника, или предупредить об опасности... 1 . Семейство К-ых, состоящее из отца, матери и нескольких детей, прогуливаясь по Голосеевскому лесу, зашло в пустынь. Набожная мать предложила мужу и детям зайти к о. Алексию за благословением и наставлением. Батюшка, выйдя из келлии, сказал им: «Идите чай пить». Все отправились в монастырскую гостиницу. Уселись за стол. Вдруг приходит о. Алексий и ставит пред матерью семейства банку варенья, говорит: «Ешь сама, но мужу не давай, ешь сама».

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

15 июля 1957 г. священник Алексий Ридигер был переведен в университетский г. Тарту и назначен настоятелем Успенского собора. Здесь он нашел совершенно иную среду, нежели в Йыхви. «Я застал,- рассказывал Патриарх Алексий,- и в приходе, и в приходском совете старую юрьевскую университетскую интеллигенцию. Общение с ними у меня оставило очень яркие воспоминания» (ЖМП. 1990. 9. С. 13). Вспоминая о 50-х годах, Святейший Патриарх говорил, что ему «довелось начать свое церковное служение в то время, когда за веру уже не расстреливали, но сколько пришлось пережить, отстаивая интересы Церкви, будет судить Бог и история» (Там же. С. 40). Успенский собор находился в тяжелом состоянии, требовал срочного и большого ремонта - грибок разъедал деревянные части здания, в приделе во имя святителя Николая во время богослужения провалился пол. Средств на ремонт не было, и тогда о. Алексий решил поехать в Москву, в Патриархию, и попросить о финансовой помощи. Секретарь Патриарха Алексия I Д. А. Остапов, расспросив о. Алексия, представил его Патриарху и доложил о просьбе, Святейший Патриарх распорядился помочь инициативному священнику. Испросив благословение на ремонт собора у своего правящего архиерея епископа Иоанна (Алексеева), отец Алексий получил выделенные деньги. Так произошла первая встреча Патриарха Алексия I со священником Алексием Ридигером, через нескольких лет ставшим управляющим делами Московской Патриархии и главным помощником Патриарха. 17 авг. 1958 г. о. Алексий был возведен в сан протоиерея, 30 марта 1959 г. назначен благочинным Тарту-Вильяндиского округа Таллинской епархии, включавшего в себя 32 русских и эстонских прихода. Протоиерей Алексий совершал богослужения на церковнославянском языке, в эстонских приходах - на эстонском, которым он владеет свободно. По воспоминаниям Патриарха Алексия, «не было никакого напряжения между русскими и эстонскими приходами, тем более между священнослужителями». В Эстонии священнослужители были очень бедны, их доходы были значительно меньше, нежели в России или на Украине. Многие из них вынуждены были помимо служения на приходе работать на светских предприятиях, часто на тяжелых работах, например, кочегарами, совхозными рабочими, почтальонами. И хотя священников не хватало, крайне трудно было обеспечить клирикам хотя бы минимум материального благополучия. Впоследствии, уже став иерархом Русской Православной Церкви, владыка Алексий сумел помочь эстонскому духовенству, установив священнослужителям пенсии с более раннего, нежели прежде, возраста. В это время протоиерей Алексий начал собирать материал для своей будущей докторской диссертации «История Православия в Эстонии», работа над которой шла в течение нескольких десятилетий.

http://patriarchia.ru/db/text/500166.htm...

В марте 1913 года последовал указ Синода «О бытии ректору Новгородской духовной семинарии архимандриту Алексию епископом Тихвинским, вторым викарием Новгородской епархии». В 1913–1921 годах епископ Алексий (Симанский) находился практически безвыездно в Новгородской епархии и фактически управлял ею, поскольку правящий архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) большую часть времени пребывал в Санкт-Петербурге. Владыка Алексий (Симанский) писал: «По всему видно, что святая Церковь наша вступает в полосу тягчайших бедствий и злостраданий и что нам, архипастырям и пастырям, предстоит много скорбей, и лишений, и страданий, быть может. Тому, кто верует, что, по слову Божию, Церковь Христова неодолима и что нынешняя, земная жизнь каждого человека есть лишь скорбная и неизбежная малая частица вечного бытия, можно этим утешаться и надо только просить у Господа до конца остаться Ему верным и не изнемочь под тяжестью креста». Получив из Москвы от обновленческого руководства ультимативное требование: или немедленно признать власть ВЦУ, или покинуть Петроградскую епархию, владыка Алексий в связи с возникшей для него невозможностью продолжать управление епархией 24 июня 1922 года сложил с себя эти обязанности. В октябре того же года он был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», осужден и выслан на три года в Казахстан. В марте 1926 года владыка Алексий (Симанский) вернулся в Ленинград, где продолжил борьбу с обновленчеством. В конце 1927 года епископ Алексий (Симанский) приехал к духовнику Александро-Невской лавры преподобному Серафиму Вырицкому за советом и молитвой. Он опасался очередного ареста и спрашивал совета, не уехать ли ему за границу, дабы его не расстреляли. Отец Серафим ответил пророчески: «Владыко! А на кого вы Русскую Православную Церковь оставите? Ведь вам ее пасти! Не бойтесь, Сама Матерь Божия защитит вас. Будет много тяжких искушений, но все, с Божией помощью, управится». И владыка Алексий навсегда оставил мысли об отъезде за границу. В 1933 году, после ухода на покой митрополита Ленинградского священномученика Серафима (Чичагова), митрополит Алексий (Симанский) был переведен на Ленинградскую кафедру с сохранением управления Новгородской епархией.

http://pravoslavie.ru/100504.html

Игумен Алексий (Тюрин) 30 марта 2021 г. 17:00 Игумен Алексий (Тюрин) 08.08.1975 — 09.12.2020 9 декабря 2020 года на 46-м году жизни в результате тяжелой болезни отошел ко Господу наместник Свенского Успенского мужского монастыря Брянской епархии игумен Алексий (Тюрин). Игумен Алексий (в миру — Александр Иванович Тюрин) родился 8 августа 1975 года в городе Брянске в семье рабочих. Его родители Ольга Александровна и Иван Васильевич трудились на Брянском фосфоритном заводе. В семье много читали, и сын по примеру отца полюбил книгу. От матери же научился терпению. В школьные годы вдохновлялся житием преподобного Сергия Радонежского и, впервые посетив Свенский Успенский монастырь (тогда еще там размещался филиал краеведческого музея), загорелся желанием стать монахом и поселиться здесь. Родители не стали препятствовать уходу сына в монастырь в столь раннем возрасте, но не оставили его и сами отправились во славу Божию трудиться в обители, которая обзавелась своим хозяйством, огородами и нуждалась в помощниках. «Благодаря благословению родителей, их терпению и смирению я до сего времени совершаю путь покаяния в монастыре», — говорил в одном из интервью игумен Алексий. Духовное же возрастание будущего пастыря происходило под чутким наставлением наместника архимандрита Никодима, преемника старцев Псково-Печерского монастыря, где он подвизался еще в советские годы. Первым послушанием для юного подвижника в Свенской обители стал скотный двор. Городского мальчишку отправили доить коров. И так хорошо получалось, что наместник часто приводил его в пример братии за чистоту и опрятность. «Если человек на скотном дворе справляется с бессловесными животными, то тогда его можно ставить и пасти словесное стадо. Если же ему и там терпения не хватает, то нельзя его допускать до управления людьми», — вспоминал игумен Алексий. Основным его послушанием стало регентство на клиросе. «На хоре при нем было тесно, пели все желающие и иногда даже не вмещались, — вспоминает насельник Свенской обители иеродиакон Никодим (Борисов). В дальнейшем отец Алексий приложил серьезные усилия к созданию профессионального монастырского хора, из которого затем сформировался архиерейский хор.

http://e-vestnik.ru/obituaries/igumen_al...

В качестве главы делегации Русской Православной Церкви участвовал в богословских собеседованиях с делегацией Евангелической Церкви в Германии «Aphoльдcxaйh-II» (ФРГ, 1962), в богословских собеседованиях с делегацией Союза Евангелических Церквей в ГДР «Зaropck-V» (Троице-Сергиева лавра, 1984), в богословских собеседованиях с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии в Ленинграде и Пюхтицком монастыре (1989). Более четверти века архиепископ и митрополит Алексий посвящал свои труды деятельности Конференции Европейских Церквей (КЕЦ). С 1964 года он один из президентов (членов президиума) КЕЦ; на последующих генеральных ассамблеях переизбирался президентом. С 1971 года митрополит Алексий — вице-председатель Президиума и Совещательного комитета КЕЦ. 26 марта 1987 года избран председателем Президиума и Совещательного комитета КЕЦ. На VIII Генеральной ассамблее КЕЦ на Крите в 1979 году митрополит Алексий был основным докладчиком на тему «В силе Святого Духа — служить миру». С 1972 года митрополит Алексий — член Совместного комитета КЕЦ и Совета Епископских Конференций Европы (СЕКЕ) Римско-Католической Церкви. 15-21 мая 1989 года в Базеле, Швейцария, митрополит Алексий был сопредседателем I Европейской экуменической ассамблеи на тему «Мир и справедливость», организованной КЕЦ и СЕКЕ. В сентябре 1992 года, на Х Генеральной ассамблее КЕЦ, истек срок полномочий Патриарха Алексия II в качестве председателя КЕЦ. Его Святейшество выступил на II Европейской экуменической ассамблее в Граце (Австрия) в 1997 году. Митрополит Алексий был инициатором и председателем четырех семинаров Церквей Советского Союза — членов КЕЦ и Церквей, поддерживающих сотрудничество с этой региональной христианской организацией. Семинары проходили в Успенском Пюхтицком женском монастыре в 1982, 1984, 1986 и 1989 годах. Митрополит Алексий принимал активное участие в работе международных и отечественных миротворческих общественных организаций. С 1963 года — член правления Советского фонда мира, участник учредительного собрания общества «Родина», на котором избран членом совета общества 15 декабря 1975 года; переизбирался 27 мая 1981 и 10 декабря 1987 года.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197931...

В составе делегации Русской Православной Церкви участвовал в работе III Ассамблеи Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Нью-Дели (1961); избирался членом Центрального комитета ВСЦ (1961-1968); был президентом Всемирной конференции " Церковь и общество " (Женева, Швейцария, 1966); членом комиссии " Вера и устройство " ВСЦ (1964 - 1968). В качестве главы делегации Русской Православной Церкви участвовал в богословских собеседованиях с делегацией Евангелической Церкви в Германии " Aphoльдcxaйh-II " (ФРГ, 1962), в богословских собеседованиях с делегацией Союза Евангелических Церквей в ГДР " Зaropck-V " (Троице-Сергиева Лавра, 1984), в богословских собеседованиях с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии в Ленинграде и Пюхтицком монастыре (1989). Более четверти века митрополит Алексий посвящал свои труды деятельности Конференции Европейских Церквей (КЕЦ). С 1964 года митрополит Алексий - один из президентов (членов президиума) КЕЦ; на последующих генеральных ассамблеях переизбирался президентом. С 1971 года митрополит Алексий - вице-председатель Президиума и Совещательного комитета КЕЦ. 26 марта 1987 года избран председателем Президиума и Совещательного комитета КЕЦ. На VIII Генеральной ассамблее КЕЦ на Крите в 1979 году митрополит Алексий был основным докладчиком на тему " В силе Святого Духа - служить миру " . С 1972 года митрополит Алексий - член Совместного комитета КЕЦ и Совета Епископских Конференций Европы (СЕКЕ) Римско-Католической Церкви. 15-21 мая 1989 года в Базеле, Швейцария, митрополит Алексий был сопредседателем I Европейской экуменической ассамблеи на тему " Мир и справедливость " , организованной КЕЦ и СЕКЕ. В сентябре 1992 года, на Х Генеральной ассамблее КЕЦ, истек срок полномочий Патриарха Алексия II в качестве председателя КЕЦ. Его Святейшество выступил на II Европейской экуменической ассамблее в Граце (Австрия) в 1997 году. Митрополит Алексий был инициатором и председателем четырех семинаров Церквей Советского Союза - членов КЕЦ и Церквей, поддерживающих сотрудничество с этой региональной христианской организацией. Семинары проходили в Успенском Пюхтицком женском монастыре в 1982, 1984, 1986 и 1989 годах.

http://lib.cerkov.ru/authors/787

В связи с новыми обязанностями, заместителя председателя ОВЦС владыка Алексий по собственной просьбе был освобожден от управления Рижской епархией. С самого начала архипастырского служения владыка Алексий сочетал руководство епархиальной жизнью с участием в высшем управлении РПЦ: 14 ноября 1961 г. он был назначен заместителем председателя ОВЦС - архиепископа Ярославского Никодима (Ротова) и сразу же в составе делегации РПЦ был направлен Священным Синодом на первое Всеправославное совещание на о. Родос, потом в Нью-Дели для участия в III ассамблее ВСЦ. Патриарх Алексий вспоминал об этом времени: «Мне приходилось часто бывать у Святейшего Патриарха и на приемах послов, и на приемах высоких делегаций, и я часто встречался с Патриархом Алексием I. К Святейшему Патриарху Алексию я всегда испытывал глубокое уважение. Ему пришлось пережить и нелегкие 20-30-е годы, и хрущевские гонения на Церковь, когда закрывали храмы, а он зачастую был бессилен что-либо сделать. Но и Святейший Патриарх Алексий с самого начала моей деятельности в качестве епархиального архиерея и заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений относился ко мне с огромным доверием. Это было для меня тем более важным, что для меня вообще-то и само мое назначение заместителем председателя Отдела было совершенно неожиданным. Я никакие усилия к этому не предпринимал». На III ассамблее ВСЦ в Нью-Дели в 1961 г. епископ Алексий был избран членом ЦК ВСЦ, в дальнейшем он принимал деятельное участие во многих межцерковных, экуменических, миротворческих форумах; часто возглавлял делегации Русской Церкви, участвовал в богословских конференциях, собеседованиях, диалогах. В 1964 г. владыка Алексий был избран президентом КЕЦ и с тех пор неизменно переизбирался на эту должность, в 1987 г. стал председателем президиума и совещательного комитета этой организации. 23 июня 1964 г. указом Святейшего Патриарха Алексия I епископ Таллинский Алексий (Ридигер) был возведен в сан архиепископа. 22 дек. 1964 г. определением Святейшего Патриарха и Священного Синода архиепископ Алексий был назначен управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Синода.

http://patriarchia.ru/db/text/500166.htm...

4 июня 1895 года отец Феодор был рукоположен во пресвитера и определен в штат Кремлевского Успенского собора – главного кафедрального собора России. Отец Феодор пел в хоре священнослужителей. Он пользовался в соборе всеобщей любовью и уважением; уже через два года по принятии им священнического сана единогласно был избран духовником соборного причта, а еще через год, незадолго до ухода в монастырь, был награжден камилавкой. Батюшка давно тяготился мирской суетой и стремился уйти в монастырь, но его удерживал долг перед домочадцами. В 1897 году скончалась теща, получила хорошее место свояченица, сын Михаил кончил Московское Императорское Техническое училище и женился. Путь в монастырь был открыт. 30 ноября 1898 года пресвитер Успенского собора отец Феодор Соловьев принимает в Зосимовой пустыни монашеский постриг с именем Алексий (в честь Московского святителя Алексия) от руки игумена Германа. Отец Герман, принимая в свою обитель всеми уважаемого отца Феодора, очень опасался, что у него появятся ростки гордости и самомнения, и начал смирять отца Алексия, поэтому первое время тому жилось нелегко. Обращались с ним сурово, ставили во время службы ниже братии, облачения давали самые плохие. Приходилось терпеть и на клиросе, где регентом хора был иеромонах Нафанаил, бывший артист оперы, окончивший консерваторию и синодальное училище, хороший музыкант, но сложный и беспокойный человек. Преподобный Алексий Зосимовский Игумен Герман сразу стал духовным отцом иеромонаха Алексия. Он скоро узнал высокие духовные качества инока, его искреннее смирение, понял его светлую душу. По благословению игумена Германа отец Алексий вел уроки по Закону Божию. Когда уроки заканчивались, отец Алексий после ужина читал братии творения святых Отцов и делал это до своего ухода в полузатвор. Кроме того, по праздникам он говорил поучения народу. Его проповеди были простые и понятные, но со временем он прекратил проповедовать, находя, что это может возбудить в нем тщеславие. В то время он жил в северо-восточной холодной угловой башне. В 1906 году Великим постом, постоянно осаждаемый исповедниками, он стал изнемогать, тяжко захворал воспалением легких и мог умереть. Обращаясь к одному из иноков, он тихо сказал: “Молись, я надеюсь на Бога, ради ваших святых молитв Господь дарует мне здоровье”. После этого отец Алексий стал поправляться. Летом 1906 года отец Алексий перебрался в небольшую избушку, расходы по постройке которой взял на себя его сын Михаил.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010