Онисим (Фестинатов), архиепископ Будущий архиепископ Онисим (в миру Сергей Николаевич Фестинатов) родился 21 апреля 1890 г. в с. Булгаково Владимирской губ. (ныне Ивановской обл.) в семье священника. В 1910 г. окончил Владимирскую духовную семинарию, преподавал в церковноприходских школах, был помощником епархиального миссионера. 1 августа 1913 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Николаем (Налимовым) был рукоположен во диакона, а 6 августа того же года – во иерея к Спасской церкви г. Владимира. С 1930 г. перемещен в с. Заястребье Владимирской обл. Отец Сергий хорошо знал епископа Афанасия как борца с обновленчеством, ревностного и заботливого архипастыря. С 1943 г. о. Сергий назначен благочинным церквей Сабинского, Селивановского и Гусь-Хрустального р-нов. 17 марта 1943 г. собранием ворующих Владимира избран на должность настоятеля владимирского Успенского собора и вскоре указом митрополита Сергия (Страгородского) утвержден в этой должности. 25 августа того же года митрополит Алексий (Симанский) постриг о. Сергия в монашество с именем Онисим. 27 августа 1944 г. В Московском Патриаршем кафедральном соборе была совершена хиротония архимандрита Онисима во епископа Владимирского и Суздальского. В 1944–1946 гг. епископ Онисим был временно управляющим Ивановской епархией. С этого времени епископ Афанасий постоянно посылает в письмах из лагеря «братский привет» «Владимирскому Владыке». Вскоре по вступлении на патриаршество Патриарха Алексия, в феврале или марте 1945 г., Владыка Афанасий именно через епископа Онисима обратился к Святейшему Патриарху с письмом, в котором просил его возбудить ходатайство перед правительственными органами о замене заключения в лагерях заключением в одной из московских тюрем с предоставлением возможности работать там с богослужебными книгами под руководством и наблюдением Патриарха. Хотя ответа на свое прошение Владыка не получил, этот шаг являлся одним из наиболее ранних свидетельств о восстановлении общения епископа Афанасия с Московской Патриархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 Патриарх Пимен — биография Будущий Патриарх Пимен родился 10/23 июля 1910 года в семье механика Михаила Карповича и Пелагии Афанасьевны Извековых в окрестностях подмосковного уездного города Богородска (в 1930 году переименован в Ногинск). При крещении получил имя в честь преподобного Сергия Радонежского. Имя великого печальника земли Русской для младенца Извекова, как и для его тезки, более чем за тридцать лет до него родившегося в аристократической семье Симанских, стало судьбоносным: обоих родители в детстве привозили в Троице-Сергиеву Лавру, оба в юности ощутили призвание к иночеству и приняли монашеский постриг в лаврских скитах, обоих поставил Господь у кормила церковного корабля, обоим судил сораспинаться Христу на Голгофе патриаршества и обоих удостоил быть соучастниками радости торжества Православия — быть соработниками Богу в восстановлении иноческой жизни в родной стране. Если будущий Патриарх Алексий (Симанский) сформировался как личность и получил опыт пастырского служения задолго до 1917 года, то вся сознательная жизнь будущего патриарха Пимена протекала уже при советской власти. Духовной закваской, определившей глубокую религиозность Сергия Извекова и выбор им жизненного пути, стала православная традиция провинциального города и родной семьи. В Богоявленский собор г. Богородска, прихожанами которого были Извековы, часто приносили для поклонения чтимые святыни из других мест: из Николаевской Верлюковской пустыни — икону “Лобзание Христа Иудой”, из Троицкой Лавры — образ преподобного Сергия, из Звенигородского Саввина монастыря — икону преподобного Саввы Сторожевского, из Бронниц — Иерусалимскую икону Богоматери. В семье Извековых особо чтился Владимирский образ Божией Матери, перед которым всегда теплилась лампадка и усердно молилась о своем сыне Пелагия Афанасьевна. Благоговение перед святыней и теплую любовь к Божией Матери будущий Патриарх пронес через всю жизнь, и интронизация его совершалась именно в день празднования Владимирской иконы Богоматери 3 июня (н. ст.) 1971 г.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-p...

Ответ доктора исторических наук М. В. Шкаровского на статью протоиерея Сергия Окунева. Часть II (Окончание. См. начало статьи .  ) Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский) Особенно тяжелые обвинения в статье протоиерея Сергия Окунева выдвинуты против митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского), который якобы в дни блокады устраивал роскошные застолья на втором этаже Никольского собора. Это утверждение опровергается как архивными документами, так и свидетельствами очевидцев, некоторые из которых еще живы. С лета 1941 г. митрополит жил в небольшой квартире на хорах третьего этажа собора. В 2005 г. иподиакон владыки в период блокады Константин Федоров воспоминал, что во время войны митрополит не имел личного транспорта, но старался служить во всех действовавших в городе храмах, голодал, как и все. Проживавшие в северном пригороде Ленинграда Парголово и имевшие свой огород Константин с сестрой Галиной, носили овощи владыке в собор. «Резиденция митрополита состояла из кабинета и кухни на хорах Николо-Богоявленского кафедрального собора, перегороженных занавеской. Диакон Павел Маслов, и иподиаконы  часто оставались ночевать на хорах собора за клиросом, а Костю, как самого маленького, владыка  иногда укладывал  на свой диван в кабинете, накрывая  подрясником, подбитым мехом колонка с красивыми кисточками, а сам при этом ложился спать в ванной, накрытой досками. Сестра митрополита, жившая с ним,  А. В. Погожева,  спала в кухне, где было тепло, т.к. дровами топили плиту. В войну собор, как и другие храмы, в целом, не отапливался». Двери квартиры митрополита были открыты для всех посетителей. По воспоминаниям протоиерея Николая Ломакина: «Очень многим владыка из личных средств оказывал материальную помощь, немалым лишая себя, по-христиански делился пищей. Желая молитвенно утешить и духовно ободрить пасомых… он нередко сам отпевал усопших от истощения мирян, невзирая при этом на лица, и обставлял эти погребения особенно торжественно». Московский протоиерей Борис Пономарев (принявший сан после войны), который около трех лет служил в частях Ленинградского фронта, вспоминал: «В 1942 г.

http://pravoslavie.ru/474.html

Отец Иоанн (Крестьянкин): фотолетопись служения Богу и людям 5 февраля 2006 года, в день памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, ко Господу отошел архимандрит Иоанн (Крестьянкин) , приснопоминаемый старец и исповедник православной веры. Неисчислимое множество людей искали встречи с Батюшкой, чтобы узнать через него волю Божию, получить совет и благодатное утешение. Но и сейчас, спустя 17 лет после его отшествия ко Господу, множество людей всё так же руководствуются и возрастают в своей духовной жизни советами, проповедями и письмами старца, словно написаны они не 40, 30 или 20 лет назад, а в наше неспокойное и полное соблазнов и нестроений время. Исследованию эпистолярного и гомилетического наследия отца Иоанна можно посвятить – и многие посвящают этому – всю жизнь, находя новые и новые драгоценные изречения и мысли, но иногда достаточно просто взглянуть в его светлое, по-детски чистое лицо, чтобы повторить вслед за ним: «Промысл Божий зрит всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой». Родной дом, юность, рукоположение в священный сан, первые приходы, ссылка в лагерь (1910–1967) vk fb tw ok @ g+ lj Ваня Крестьянкин vk fb tw ok @ g+ lj Выписка из метрической книги о родившихся в 1910 г. vk fb tw ok @ g+ lj Михаил Дмитриевич Крестьянкин (1860-1912), отец Ивана, со своей первой супругой Евдокией Васильевной, 1889 vk fb tw ok @ g+ lj Елизавета Илларионовна Крестьянкина (1872-1936), мама Ивана vk fb tw ok @ g+ lj Орел, родная Воскресенская улица, 1903 vk fb tw ok @ g+ lj Иван Крестьянкин. Юношеские годы vk fb tw ok @ g+ lj С другом Владимиром Родиным. 1930-е гг. vk fb tw ok @ g+ lj Иван Крестьянкин. Курорт Хоста, 1940 vk fb tw ok @ g+ lj Ставленническая грамота Патриарха Алексия I (Симанского) о рукоположении диакона Иоанна Крестьянкина в иереи vk fb tw ok @ g+ lj Иерей Иоанн Крестьянкин. Фотография, сделанная вскоре после рукоположение во иерея, 1946 vk fb tw ok @ g+ lj Иерей Иоанн Крестьянкин. Москва, 1946 vk fb tw ok @ g+ lj Иерей Иоанн Крестьянкин. Москва, 1946

http://pravoslavie.ru/150818.html

ПЕРСОНАЛИИ АЛЕКСЕЙ (ДЕХТЕРЕВ), епископ В сане архимандрита служил в Александрии, возглавлял хам Александра Невского, принадлежащий Русской Православной Церкви Московского Патриархата, устроенный, в результате договоренности между патриархом Александрийским Христофором II (Данилидис) и патриархом Московским Алексием (Симанским) во время визита последнего в Египет в 1945. Архим. Алексий в августе 1948г. был арестован арабской полицией, до мая 1949 находился в тюрьме, затем был выслан в СССР. В своих воспоминаниях он писал о тех сложных процессах, которые раздирали единство русской колонии. Виной всему были политические пристрастия и взгляды русских эмигрантов. Так, священник вспоминал: " Огромную роль в обвинении меня сыграла реакционная группа нашей русской колонии - все сплошь " карловчане " . Начальник ее - полковник Скорятин - одновременно является чиновником Египетского Министерства внутренних дел и докладчиком по русским делам. Многие русские реакционеры-карлавчане служат в египетской полиции тайными и явными агентами. Это они, по указке всесильного Скорятина, пишут ему на нас клеветнические доносы, по которым и составляются " весьма убедительные " доклады в Министерство внутренних дел. Только благодаря этим докладам я преследовался в течение четырех лет: были арестованы и мои помощники - члены церковного совета и помещены в Абукирском концентрационном лагере " . Из Москвы Дехтерев был направлен в Чехословакию. В 1950 г. он рукоположен в епископы г. Пряшева, где при поддержке коммунистического правительства была восстановлена Православная Церковь из бывших униатов. В 1955 г. переведен в Вильнюс. Умер в 1959. Сочинения: Дехтерев Алексий, архимандрит. Мой путь на Родину. -//Журнал Московской Патриархии. - М., 1949, N10. - с.60-61. Источники: Шарки. Русские в Египте. -//Русская Мысль. - Париж, 1954, N637. - с.2. АЛЕКСИНСКИЙ ИВАН ПАВЛОВИЧ Род. 1871., выдающийся хирург, педагог, доктор медицины, депутат I Государственной Думы. В 1920 г. эвакуировался из Крыма. С 1921 г. был членом Президиума Русского парламентского комитета, также, трудился в Главном управлении Российского Красного Креста, возглавлял Общество русских врачей им. Мечникова во Франции. Лечил генерал-лейтенанта барона П.Н. Врангеля во время смертельной болезни в 1928 г. Переехал в Касабланку, Марокко. В 1935 г. избран Председателем церковной общины при церкви Успения Божией Матери, принимал активное участие в организации приходской жизни, устройстве храма, занимался общественной работой, был членом приходского Благотворительного комитета. Из архивных документов, известно о том, что церковный актив в Касабланке 31 июля 1937 г. обсуждал вопросы, связанные с деятельностью Благотворительного комитета, вице-председателем собрания был проф. И.П. Алексинский. Проживал проф. скромно, редко появлялся в научных кругах и в обществе, скончался он 26 августа 1945, погребен на европейском кладбище в Касабланке.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/402/...

Песнопения Литургии исполнял хор собора под управлением регента Ю. Хохряковой. Гостем праздника стал генеральный консул Российской Федерации в Усть-Каменогорске М.Ю. Королев. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Святого Православия и сохранении Церкви Христовой от разделений и расколов, возглашалось особое прошение об избавлении Казахстана от морового поветрия и читалась молитва об избавлении Казахстана от губительной эпидемии. На заупокойной ектении прозвучали молитвы о приснопамятных казахстанских иерархах, о почивших священнослужителях и монашествующих, подвизавшихся в Восточном Казахстане; были помянуты все «в годину лютых гонений от безбожников умученные и убиенные, от голода, холода, ран, болезней и непосильных работ скончавшиеся, и все православные христиане, в земле Казахстанской в вере и благочестии пожившие», а также почивший настоятель Воскресенского собора протоиерей Феодор Проскурин и мама епископа Амфилохия — новопреставленная раба Божия Валентина. Заупокойные молитвы возносились о приснопамятном рабе Божием Феодоре Достоевском, родителях его Михаиле и Марии, супруге Анне. Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Иоанн Толмачев. В завершение Литургии духовенство совершило славление Светлому Христову Воскресению и Мирликийскому архипастырю. Владыка митрополит произнес возглас «Христос воскресе!» на разных языках — древних и современных. Было провозглашено многолетие Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, главе, архипастырям, духовенству и пастве Казахстанского митрополичьего округа , лидеру нации, президенту, властям, воинству и всему народу Казахстана. Митрополит Александр поздравил архипастырей, духовенство и прихожан с пасхальными торжествами и с принесением на землю Рудного Алтая ковчега с мощами святителя Николая Чудотворца и произнес проповедь. Владыка митрополит поблагодарил епископа Амфилохия за радость общей молитвы в старинном соборе Семипалатинска. В дар кафедральному храму глава Митрополичьего округа передал икону Крещения Господня и портрет приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского), который, будучи епископом Ямбургским, посещал город Семипалатинск, пребывая в Каркаралинской ссылке с 1922 по 1926 гг.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5812838...

Пн Великая Отечественная война и Русская Православная Церковь на страницах «Журнала Московской Патриархии» в 1943-1945 годах 10 травня 2023 р. 14:38 В статье аспиранта Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия  А.А. Копылова представлен анализ материалов «Журнала Московской Патриархии» за 1943-1945 гг., посвященных Великой Отечественной войне и позиции Русской Православной Церкви по отношению к ней. Выделены четыре основных блока материалов: официальная хроника войны, освещение военных событий и положения Церкви в условиях военных действий; послания к верующему населению на территориях, охваченных боевыми действиями; статьи по тому или иному вопросу, связанному с войной. Большое значение имеет не только освещение хроники, но и поддержка в условиях продолжавшейся войны, которую оказывали верующим патриарх Сергий (Страгородский) , митрополит (с февраля 1945 г. — патриарх) Алексий (Симанский) , митрополит Николай (Ярушевич) . Великая Отечественная война — одна из наиболее трагических страниц в истории нашего государства. Русская Православная Церковь с первых дней войны испытывала вместе с народом все ее тяготы и лишения. Однако именно в военные годы происходит изменение конфессиональной политики советского государства, о чем свидетельствует встреча И.В. Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), состоявшаяся 4 сентября 1943 г. На этой встрече церкви было разрешено избрать своего предстоятеля, открыть богословско-пастырские курсы, а также возобновить издание «Журнала Московской Патриархии» (далее — ЖМП), который станет единственным в СССР журналом, освещавшим жизнь Русской Православной Церкви. 12 сентября 1943 г. вышел первый выпуск, а всего за 1943 г. было подготовлено четыре номера. В дальнейшем журнал выпускался ежемесячно, однако с неоднократными задержками. Эти и другие сведения об истории ЖМП и публикациях в нем содержатся в статье Е.С. Полищука, который описывает и анализирует основные особенности Различные виды публикаций ЖМП, посвященных вопросам региональной истории, духовного образования и т.д., рассматривают в своих статьях М.Г. В.Г. Ю.В. А.А.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6025691...

Поместный Собор 1971 г.: вопросы и размышления… Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 27 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 История добывает для юности разум стариков. За последние двадцать лет написано много работ, освещающих различные недоступные ранее для читателей периоды церковной истории ХХ века. Но есть события, которые еще ждут своего исследователя. К этим важным вехам государственно-церковной истории следует отнести 70-е годы прошлого столетия, наполненные масштабными событиями: это — и дарование автокефалии Православной Церкви в Америке, и укрепление позиций Православия в Японии, и, конечно, Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года. Одним из бесценных источников для осмысления этого события являются воспоминания владыки Василия (Кривошеина) о Соборе, участником которого он был 1 . Данная статья, написанная по материалам ГАРФа (Госу­дарст­вен­ный архив Российской Федерации) и РГАНИ (Российс­кий Государственный архив новейшей истории), освещает иные стороны этого важнейшего события в истории Церкви двадцатого столетия. 17 апреля 1970 года на 93-м году жизни почил Святейший Патриарх Алексий (Симанский), один из выдающихся архиереев ХХ столетия. Власть в лице А. Н. Косыгина выразила свое соболезнование. Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), ставший Местоблюстителем Патриаршего Престола, пытался выразить слова благодарности советскому правительству через газету “Известия” и для этого обратился в Совет по делам религий при Совете Министров СССР, который, в свою очередь, написал докладную записку в ЦК КПСС. Переписка продолжалась с 8 по 20 мая 1970 г. Митрополиту в публичной благодарности отказали, разрешив только “направить Председателю Совета Министров СССР товарищу А. Н. Косыгину телеграмму, в которой он выразил благодарность за выраженное правительством соболезнование по случаю кончины патриарха Алексия” 2 . Я специально привожу этот пример в начале повествования, ибо нам, живущим сегодня в иных условиях, трудно себе представить такое, а еще сложнее понять…

http://pravmir.ru/pomestnyiy-sobor-1971-...

Преподобный Серафим Вырицкий (1866–1949) Монашество преподобный Серафим (в миру Василий Николаевич Муравьев) принял в 1920 году одновременно со своей женой, поступившей в Воскресенский Новодевичий монастырь в Петрограде. До принятия монашества Василий Николаевич был преуспевающим купцом, торговал пушниной с Англией, Францией, Данией, Германией, Австрией. Его духовным отцом и наставником был знаменитый старец Гефсиманского скита преподобный Варнава. Отцу Серафиму пришлось пройти множество послушаний, и наконец он был назначен духовником Александро-Невской лавры. Перед этим он принял великую схиму. В Александро-Невскую лавру, за наставлением и советом к старцу, потянулись люди. Часто в келью, где он принимал, тянулась длинная очередь. С отцом Серафимом советовались будущие новомученики святитель Серафим (Чичагов) , епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев) и епископ Колпинский Серафим (Протопопов), епископ Петергофский Николай (Ярушевич) , впоследствии митрополит Крутицкий и Коломенский. Архиепископу Хутынскому Алексию (Симанскому) старец предсказал будущее патриаршество. «Бог сподобил меня быть келейницей у отца Серафима в то время, когда он был духовником Александро-Невской лавры, – вспоминает монахиня Вероника (Котляревская). – Много светлого и много тяжелого переживала я в эти годы. Надо было уметь поговорить со всеми приходящими и очень внимательно следить, чтобы благословение батюшки было передано в точности. В его келию стучались непривычные гости: профессора, люди искусства и литературы. Интеллигенция, так долго стоявшая вдали от Православия, теперь упорно стремилась к Церкви. Пришел раз к ранней обедне старик – профессор, известный специалист. Красивое, умное лицо, седые волосы и борода. Смиренно опустился он на колени перед иконой Спасителя и простоял так всю обедню, низко опустив голову. Только изредка, чтобы никто не видел, смахивал потихоньку набегавшие слезы. Отец Серафим принимал несчетное количество посетителей. Иногда он буквально падал с ног от усталости. Мне было жаль его, и я пыталась уговорить приходивших в поздний час к дверям его келии перенести встречу на другой день, но батюшка уже звал их к себе. Чаще всего он ничего не спрашивал, а прямо передавал, как надо поступать и что делать, словно наперед знал, о чем с ним будут говорить. Сколько человеческого горя и страдания проходило перед нами! Были здесь и бесноватые, и больные, жаждавшие исцелений, и другие, со сложными запросами внутренней духовной жизни – интеллигентные и простые, нищие и богатые, старики и юноши. Людской поток неудержимо проносился перед смиренным иеросхимонахом, который раскрывал свое чуткое сердце чужим скорбям и радостям, словно собственным. Худенький, среднего роста, с небольшой седой бородой и ясными голубыми глазами, он был очень живописен в полной схиме, точно сошел со старинной новгородской иконы. „Ведь что такое мое послушание? – говорил он. – Я, словно хранилище, куда люди все свое горе складывают...“

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» ( 54  голоса:  4.3 из  5) Отец Серафим обладал несомненным пророческим даром. Об этом красноречиво говорят многие живые свидетельства, опубликованные на страницах этой книги. Некоторые из пророчеств великого старца уже исполнились. Предсказание старцем в 1927 году патриаршего служения архиепископу Хутынскому Алексию (Симанскому) и приближающихся жестоких гонений; пророчества подвижника о грядущей Великой Отечественной войне и победе в ней нашего оружия; предвидение отцом Серафимом кончины протоиерея Алексия Кибардина через пятнадцать лет после собственной, а также точное прозрение судеб многих людей ныне стали неоспоримыми фактами. Глубоко пророческими являются строки написанного старцем в 1939 году стихотворения «Пройдет гроза над Русскою землею…» В годы кровавых гонений, когда казалось, что Церковь обречена на скорое и полное уничтожение, отец Серафим говорит о ее грядущем возрождении — о возобновлении запрещенного тогда колокольного звона, об открытии разоренных храмов Божиих и святых обителей. Батюшка неустанно напоминал своим многочисленным посетителям об обетовании Божием о неодолимости Церкви вратами адовыми. Рассказывал отец Серафим о возрождении конкретных обителей — Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Дивеева и других. Примечательно, что, предсказывая восстановление Александро-Невской Лавры , старец говорил о том, что вначале государство вернет Церкви как приходской храм Свято-Троицкий собор, а уже затем, через много лет, всю Лавру передадут монашествующим. Предсказывал также батюшка, что со временем будет основан монастырь и в Вырице, а Ленинград будет вновь переименован в Санкт-Петербург. Говорил отец Серафим, что придет время, когда в Москве, Петербурге и ряде других городов России будут действовать православные радиостанции, в передачах которых можно будет услышать душеполезные назидания, молитвы и церковные песнопения… «Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества, — говорил батюшка, — с одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен. Мы, слава Богу, не доживем, но тогда же из Казанского собора пойдет крестный ход в Александро-Невскую Лавру».

http://azbyka.ru/apokalipsis/prepodobnyj...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010