М.Б. Данилушкин Глава 13. Жизнь, деятельность и личность Патриарха Алексия Личность третьего после Святейшего Тихона Патриарха Русской Православной Церкви до сих пор не может получить однозначной оценки. Что же это был за человек и какова его действительная роль? Попробуем дать ответ на этот вопрос. 497 Сергей Владимирович Симанский, будущий Патриарх Алексий, по отцу происходил из старинного дворянского рода. Он родился 27 Октября 1877 г. в Москве. Дед его был сенатором, а отец имел придворное звание камергера. Семья Симанских отличалась религиозностью. В детстве он часто прислуживал в алтаре, участвовал в чтении и пении. Желание посвятить себя служению в Церкви появилось в нём рано и по мере его возрастания становилось всё сильнее. Сергей Владимирович получил прекрасное светское образование. В 1888 г. он поступил в первый гимназический класс Лазаревского института восточных языков, а затем перешёл в Николаевский лицей, который окончил с серебряной медалью. Далее он намеревался идти в Духовную Академию, но, следуя просьбам родителей, поступил сначала в Императорский Московский университет. Он окончил юридический факультет в 1899 году со степенью кандидата за сочинение «Комбатанты и некомбатанты во время войны», написанное им по кафедре международного права. Некоторое время после этого он находился на службе в Самонийском гренадёрском полку. И вот, наконец, исполняется его заветное желание: осенью 1900 г. Сергей Владимирович Симанский становится студентом I курса Московской Духовной Академии. Там юноша с увлечением слушал лекции известных учёных: В. Ключевского и других. Занятия в Академии укрепили его желание полностью посвятить жизнь Богу. 9 Февраля 1902 г., будучи студентом II курса, он принял монашеский постриг с именем Алексий. В том же году его рукоположили в сан иеродиакона, а в следующем – в сан иеромонаха. В 1904 г. иеромонах Алексий закончил Академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета (Дроздова) ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лекарство от склероза За богослужением в Николо Богоявленском кафедральном соборе в дни блокады Службу ведет митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский) За последние годы мы успели отвыкнуть от советской пропаганды и даже почти забыли, что это такое. К счастью, от склероза нас спасает западная печать, которая время от времени выдает продукты, сделанные в полном соответствии с советским ГОСТом. В этих публикациях брэнд «классового врага» используется по многократно обкатанной схеме. Характерно, что исполнителями часто становятся наши бывшие соотечественники, хорошо запомнившие уроки обществоведения в стране побеждающего коммунизма. Одним из таких прилежных учеников стал некий священник Сергей Окунев, опубликовавший свою статью , посвященную блокадному Ленинграду, в « Западно-Европейском вестнике » и целом ряде интернет-сайтов. Редакция упомянутого издания даже совершенно серьезно настаивает, что актуальность этой статьи не простая, а прямо-таки «вечная». Смысл данного опуса заключается в следующем: пока народ в блокадном Ленинграде голодал и умирал, попы и архиереи пировали и бесились с жиру. «Неплохо живя в блокадном Ленинграде, ни один священник не пожелал разделить участь своих прихожан», – утверждает автор. «Ни один из них не умер с голоду», – переживает  отец Окунев. Почти с эпическим размахом он живописует «сказочные богатства» духовенства, будто бы виденные им самим: «На стенах висели дорогие картины, шкафы ломились от дорогой посуды, с потолка спускались тяжелые хрустальные люстры дворцового происхождения, а в углу висели старинные иконы в дорогих окладах». Или еще: «Они жили в роскошных, охраняемых дачах и особняках, кормились и одевались в особых закрытых магазинах и столовых, отдыхали в закрытых курортах и пансионатах, ездили на казенных автомобилях». Статья явно не рассчитана хоть на какую-то достоверность – это просто нагромождение фантазий и видений, призванное загипнотизировать читателя. Разве будешь убеждать автора в том, что митрополит Алексий (Симанский), будущий патриарх, падал в голодные обмороки, но не покидал Ленинграда, хотя у него была такая возможность, а его келейник инок Евлогий и вовсе скончался от голода? Что из 55 ленинградских священнослужителей от голода умер каждый третий – 18, кроме того, погибли сотни церковнослужителей, певчих и членов приходских советов? Что всю страшную блокадную зиму 1941/42 г. храмы помогали нуждающимся деньгами, сохранившимися с довоенных времен дровами, маслом для освещения, выделяли фанеру, чтобы заменить ею выбитые взрывной волной стекла, доски для сколачивания гробов умершим родственникам, делали из железных листов печи для обогрева квартир? Что репрессии духовенства продолжались и в период блокады – во второй половине 1941 и в 1942 г. – были арестованы как минимум пять священнослужителей?

http://pravoslavie.ru/506.html

Речь при пострижении в монашество студента 2-го курса Московский Духовной Академии Сергия Симанского, в иночестве Алексия, 9 февраля 1902 года Источник   Взирая на тебя, возлюбленный о Господе брат, одушевлённого неизъяснимым восторгом и высокою духовною радостью о Христе Иисусе, для Которого ты ныне распялся миру, и я, послуживший тебе в исполнении твоего давнего желания, разделяю эту святую радость, потому что воистину доброе и блаженное дело ты избрал. Правда, желание твое исполнилось несколько позже, чем ты предполагал. Но я медлил не потому, что сомневался в искренности твоих чувств, а – чтобы дать тебе возможность испытать свою юность, укрепиться в своем настроении, тем более, что и происхождение твое, и образование в светских школах 1 , по-видимому, указывали тебе не на этот тесный путь отречения от мира, а именно – на жизнь в нем, со всеми так называемыми мирскими благами. Моему мысленному взору предносился образ богатого евангельского юноши, который, в порыве духовного восторга и в желании наследовать жизнь вечную, сначала решился, по-видимому, вступить на путь подвига нравственного совершенствования, обусловленного исполнением заповедей Закона, считая по своей юношеской самонадеянности это делом слишком легким. Но когда Господь разъяснил ему трудность этого пути, потребовал самим делом доказать это, вступить на путь самоотречения и смирения, отказаться от мнимого богатства своих сил и от своей самонадеянности, то, как замечает евангелист, отъиде юноша скорбя ( Мф. 19:22 ). Убедившись в твоей твердой решимости всецело предать себя на служение Господу, я почел теперь благовременным исполнить твое желание иноческого жития. И ты только что исповедал пред Богом и церковью решимость отринуть мир с его преходящею похотью ( 1Ин. 2:17 ) и стремиться к сокровищам одной духовной жизни. Приветствую тебя со вступлением на этот самый тесный путь спасительного крестоношения. Спасение – вожделенная цель всякого христианина, и Господь призывает нас к нему различными путями.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Вопрос распределения компетенции при проведении церковной политики на Востоке с самого начала не получил достаточной ясности. В этой сфере существовала определенная, временами довольно жесткая конкуренция. Приказом Гитлера о полицейской безопасности новых занятых восточных территорий от 17 июля 1941 г. рейхсфюреру СС и шефу германской полиции Г. Гиммлеру было поручено ведение ими в своей области. Таким образом, РСХА и входивший в его состав «церковный» реферат развернули свою деятельность на территории СССР. Если представители этого ведомства и делали при своей явной враждебности очень редкие и малозначительные уступки s пользу Русской Церкви, то только в крайнем случае, под давлением международного, пропагандистского или военного факторов. Самый ранний циркуляр о религиозной политике на Востоке после начала агрессии относится ко 2 июля 1941 г. Он исходил от шефа РСХА Гейдриха и еще не содержал личных директив Гитлера. Указ был принят в самом начале войны с СССР, и РСХА представлялось необходимым, используя различные методы, закрепиться на занятых территориях. Поэтому внешне он вполне лоялен к православию, хотя уже в этом документе говорится о необходимости содействия раздроблению Церкви. 16 августа Гейдрих издал новый обширный приказ на основе июльских директив Гитлера. В нем уже категорически запрещалось какое-либо содействие религиозной жизни и говорилось об особо осторожной позиции к Московской Патриархии, вплоть до ареста ее главы митр, Сергия. Новый подобный приказ от 15 октября запрещал открытие богословских факультетов и семинарий и подчеркивал необходимость предотвращать оживление церковной жизни. Массовое стихийное возрождение Русской Церкви начало вызывать тревогу у части германского руководства, и постепенно в РСХА приступили к разработке более долгосрочных планов религиозной политики на Востоке, предполагавших замену православия «новой религией» в нацистском духе. Об этом, в частности, говорится в публикуемом секретном приказе от 31 октября 1941 г. Из указаний шефа полиции и СД Р. Гейдриха старшим полицай фюрерам о сфере их деятельности на оккупированной территории СССР

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарх Алексий I (Симанский)      Книга посвящена Алексию I (Симанскому; 1877–1970), Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. Он прожил долгую и трудную жизнь. Был предстоятелем нашей Церкви в течение 25 лет (1945–1970). На его долю выпало возрождать Русскую Православную Церковь в послевоенные годы. Мудрая позиция Патриарха Алексия I, его исключительно высокий в глазах всего общества авторитет сыграли важнейшую роль в деле сохранения и последующего возрождения церковной жизни в России. Святейший Патриарх Алексий говорил: «Русский народ не верит громким словам иного пастыря-проповедника, словам, в которых не слышно голоса Священного Писания и святых отцов, но в которых обильно рассыпаны земные слова земных художников слова. Речи таких проповедников не проникают в сердце русского православного человека. Он ищет у пастыря разъяснения слова Божия, ждет, чтобы в проповеди своей указал ему путь, по которому ему надлежит идти; и тогда такому пастырю открывается его сердце». Таким пастырем был и сам Святейший Патриарх Алексий I. Его архиерейское служение проходило в чрезвычайно сложное время. Россию потрясали трагические события: Первая мировая война, падение самодержавия, революция 1917 года, расколы и нестроения в Церкви двадцатых годов, гонения на Церковь, Великая Отечественная война. Первоиерарх Русской Церкви, всегда разделявший с народом все его испытания, нес бремя великих забот и полагал свою душу за паству, вверенную ему Господом. Святейший Патриарх Алексий I (в миру Сергей Владимирович Симанский) родился 27 октября 1877 года в Москве. Род Симанских принадлежал к псковскому дворянству. На внутреннюю атмосферу дома Симанских оказывало большое влияние то, что бабушкой будущего патриарха по материнской линии была игумения Леонида (Озерова), духовная дочь преподобного Амвросия Оптинского, настоятельница Московского Новодевичьего монастыря. В гостях у деда Сергея Симанского, Андрея Владимировича, бывал святой праведный Иоанн Кронштадтский. В 1900 году Сергей Симанский поступил в Московскую духовную академию, в 1902 году епископ Арсений (Стадницкий) совершил над Сергеем постриг и нарек его Алексием в честь святителя Алексия, митрополита Московского, в 1903 году епископ Арсений рукоположил своего ученика во иеромонаха.

http://pravoslavie.ru/100504.html

Остров. Симанский Спасо-Казанский монастырь. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Спасо-Казанский монастырь, общежительный, при селе Екатерининском, близ города Острова. Учрежден в 1907 году из женской общины, существовавшей с 1897 года. При нем школа, богадельня и гомеопатическая лечебница. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Монастырь основан в kohцe XIX века священником Павлом Владимировичем Симанским, братом деда Патриарха Московского и Всея Руси Алексея I. П.В. Симанский пожелал основать монастырь в своем имении, для этого он отдал земли, храм и пожертвовал средства для организации женской обители в 1896 году. Спасский храм выглядел, по словам и свидетельствам современников, величественно и красиво. Здесь хранилось много ценных икон. 17 августа 1897 году в торжественной обстановке состоялось освящение нового женского монастыря. Чин освящения совершил епископ Псковский Антоний в присутствии святого праведного Иоанна Кронштадтского и будущего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I. При монастыре были организованы: богадельная, церковно-приходская школа, школа рукоделия для девочек, гомеопатическая лечебница и общество трезвости. Обитель активно занималась благотворительностью. В начале XX века в монастыре начали строить Казанский собор с двумя приделами: во имя равноапостольного великого князя Владимира, во имя святого великомученика Павла. Однако построить храм не успели, началась Октябрьская революция. В первые годы после революции монастырь был закрыт для верующих людей. Недостроенный храм разобрали по кирпичику местные жители для своих нужд. 13 октября 2003 года была создана община прихода храма Казанской Божией Матери с целью возрождения женского монастыря. Собирать сестер и восстанавливать монастырь была направлена монахиня Маркелла (Павлова) по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия. В 2005 году был построен храм во имя святого праведного Иоанна Кронштадского. 14 июня 2005 года был официально зарегистрирован в городе Острове женский монастырь во главе с настоятельницей матушкой Маркеллой. Построена заново церковь Спаса нерукотворного Образа. С момента открытия монастыря, благодаря пожертвованиям, возведены монастырские стены, восстановлены Святые врата, корпуса для музея Патриарха Алексия I, две трапезные, класс пения, ризничная, художественная мастерская, восстановлен сестринский корпус и монастырский подвал.

http://sobory.ru/article/?object=08254

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Указатель имен А Абакумов Алексий Григорьевич (1869–1941), протоиерей; уклонился в обновленчество Авраамий (Чурилин Адриан Алексеевич; 1867– расстрелян 1937), епископ Агафангел, св. (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854–1928), митрополит-исповедник Агрономов Александр Иванович , протоиерей Азиатский Алексий Михайлович (1866 – убит 1918 или 1919), протоиерей Айзенштадт Моисей Григорьевич, раввин Акимов Василий Александрович (1864–1942), протоиерей Аксенов Леонид Дмитриевич (1876-?) Александр (Витоль Адам Александрович; 1876–1942), епископ Александр II Николаевич (1818 – убит 1881), император Всероссийский в 1855–1881 Александра Феодоровна (1872 – расстреляна 1918), императрица Всероссийская в 1894–1917, страстотерпица Александров Григорий Д., конторщик Ижорских заводов Александров Димитрий Александрович (1868-?), протоиерей, миссионер Алексеев А, священник Алексий (Баженов Димитрий Владимирович; 1872-?), епископ; уклонился в обновленчество Алексий (Житецкий Алексей Григорьевич; † 1924), епископ Алексий ( Кузнецов Николай Николаевич; 1875 – расстрелян 1938), архиепископ Алексий (Молчанов Алексей Васильевич; 1853–1914), архиепископ Алексий (Ридигер Алексей Михайлович, род. 1929), Патриарх Московский и всея Руси с 1990 Алексий (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970), Патриарх Московский и всея Руси в 1945–1970 Алексий, св. (Соловьев Феодор Алексеевич; 1846–1928), иеросхимонах Алтаев Ал. (настоящая фамилия – Ямщикова Маргарита Владимировна; 1872–1959), писательница Альбинский Иоанн Иванович (1863–1935), протоиерей; уклонился в обновленчество Амвросий (Сергеев), архимандрит Анастасий (Александров Александр Иванович ; 1861–1918), епископ Ангелина (Мамонтова), игумения Ангелина (Сергеева Анна Семеновна; 1867–1927), игумения Андреев Иоанн Васильевич, диакон Андреев Иоанн Иванович (1898–1968), священник Андреев Федор Константинович (1887–1929), профессор; впоследствии – протоиерей Андрей (Ухтомский Александр Алексеевич ; 1872 – расстрелян 1937), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Приложения 1. Численность населения России и СССР, в том числе православных Год Численность населения В том числе православных Около 14 000 000 Около 19 000 000 Около 41 000 000 Около 74 000 000 Около 53 000 000 82 172 022 Около 59 000 000 128 924 289 Около 89 000 000 163 778 800 99 166 662 Около 178 400 000 136 800 000 (СССР) Около 90 000 000 170 600 000 Около 90 000 000 191 700 000 Около 90 000 000 170 000 000 Около 80 000 000 192 000 000 Около 90 000 000 208 800 000 Около 100 000 000 290 000 000 (СССР) Около 100 000 000 150 000 000 (Россия) 145 000 000 70 000 000 (Россия) 2. Количество церквей и часовен Год Церквей Часовен 28 560 (приходов) 23 213 (приходов) Около 100 (РСФСР) Около 10 000 10 451 (приходов) 8 314 (приходов) 7 523 (приходов) Около 7 300 Около 11 000 Более 20 000 Около 25 000 (16 195 без Украины) 3. Численность духовенства Год Священников Диаконов Церковнослужителей 124 923 101 040 113 961 115 619 102 682 107 906 4. Духовные школы Год Академий Семинарий Духовных училищ Студентов академий Семинаристов Учеников духовных училищ Преподавателей академий семинарий духовных училищ Около 6 000 Около 400 Около 1 500 5. Монастыри и монашество Год Мужских монастырей Женских монастырей Монахов Послушников Монахинь Послушниц 6. Святейшие Патриархи Московские и всея Руси 1. Святитель Тихон (Беллавин) 1917–1925. 2. Сергий (Страгородский) 1943–1944. 3. Алексий I (Симанский) 1945–1970. 4. Пимен (Извеков) 1971–1990. 5. Алексий II (Ридигер) с 1990 г. 7. Местоблюстители патриаршего престола 1. Митрополит Стефан (Яворский) 1700–1721. 2. Священномученик митрополит Петр (Полянский) 1925–1936. 3. Митрополит Сергий (Страгородский) 1936–1943. 4. Митрополит Алексий (Симанский) 1944–1945. 5. Митрополит Пимен (Извеков) 1970–1971. 6. Митрополит Филарет (Денисенко) 1990 (анафематствован в 1997 г.). 9. Архиереи важнейших епархий а) митрополиты Новгородские (первенствующие в Синоде с 1722 по 1775 гг.) 1. Иов 1697–1716 . 2. Феодосий (Яновский) 1721–1725 (архиепископ). 3. Феофан (Прокопович) 1725–1736 (архиепископ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Алексий (Симанский Сергий Владимирович), Патриарх Московский и всея Руси Ввиду того, что жизнь и деятельность Свят.Патриарха Алексия широко освещена на страницах журнала Московской Патриархии, в нашем Каталоге мы ограничимся только указанием основных моментов жизни и деятельности Первосвятителя и перечислением его литературных трудов. Родился 27.ΧΙ.1877 года. День Ангела 12 февраля. Первоначальное образование получил в Московском Николаевском Лицее. Ι.Χ.1899 по окончании юридического факультета Московского университета он поступил в Московскую Духовную Академию, где епископом Арсением (Стадницким) , 9.II.1902 года был пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. В 1903 году рукоположен во иеромонаха. В 1904 году окончил Академию со степенью кандидата богословия и 16.VIII. назначен инспектором Псковской Духовной Семинарии. 16.IX.1906 назначен ректором Тульской Духовной Семинарии с возведением в сан архимандрита. С 22.ΧII.1911 – ректор Новгородской Духовной Семинарии и настоятель Антониева монастыря в Новгороде. 28.IV.1913 хиротонисан во епископа Тихвинского, вик.Новгородской епархии. Хиротония совершена в Новгороде Вселенским Патриархом Григорием IV в сослужении пяти русских архиереев: архп.Новгородского Арсения, еп.Никона, еп.Псковского и Порховского Евсевия, еп.Кирилловского Иоанникия и еп.Гдовского Вениамина. С 1921 года – епископ Ямбургский, вик.Петроградской епархии. В 1926 году возведен в сан архиепископа Хутынского и назначен управляющим Новгородской епархией. С июля 1927 года – постоянный член Врем.Патр.Свящ.Синода. 18.V.1932 возведен в сан митрополита Старорусского с предоставлением ему права ношения белого клобука и креста на митре. С II.VIII.1933 – митрополит Новгородский. С 5.Χ.1933 – митрополит Ленинградский. В 1938 году награжден правом ношения двух панагий. 4.VII.1943 награжден предношением креста за богослужением. С 1943 года – митрополит Ленинградский и Новгородский. С сентября 1948 года является постоянным членом Св.Синода. Весь период блокады безотлучно находился в Ленинграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Новгородская епархия (1967–1978) Упразднение епархии В Новгороде после 1917 г. митрополит был лишён своих вековых покоев в Новгородском кремле. В феврале-мае 1919 г. в Новгородской епархии было произведено «вскрытие мощей». В «официальном списке», составленном властями, значились: князь Мстислав Удалой, князь Владимир, Анна, жена Ярослава, Иоанн Новгородский, Иаков Боровический, епископ Никита, князь Феодор 179 . В 1920 г. в Новгороде был упразднён епархиальный совет. Был судебный процесс; в качестве обвиняемых – члены совета: прот. К. Яковцевский, Н. Соколов; свящ. В. Вихров, В.Н. Фиников; временно управляющий епархией епископ Алексий (Симанский), Новгородский митрополит Арсений. Митрополит Арсений Новгородский, викарный епископ Алексий (Симанский) и другие приговорены к пяти годам условно 180 . В обвинительном акте, среди прочих, был пункт: «Издание от имени совета духовного органа «Новгородские епархиальные ведомости», в которых усматриваются признаки злостной критики советского строительства» 181 . В июле 1923 г. последовало разъяснение новгородского прокурора: «Торжественное поминовение на ектении, во время великого входа и т. п. заведомых контрреволюционеров, как например, бывшего Патриарха Тихона, находившегося под судом, именование его «Господином нашим» и проч. уже выходит за рамки простой молитвы и является публичным изъявлением хвалы заведомым врагам советской власти... ... Служители культа, которые будут продолжать такое поминовение... как лица социально опасные на основании декрета ВЦИК от 18 августа 1922 г. будут представляться в особую комиссию при НКВД для высылки в административном порядке с заключением на три года в лагерь принудительных работ» 182 . В 1925 г. митрополит Арсений был сослан в Бухару; в 1927 г. был арестован Иосиф (Невский), епископ Валдайский, викарий Новгородской епархии. В Новгородском уезде изобрели неповторимую форму давления на неугодных. В церкви Десятинского монастыря чекисты устроили резиденцию Губчека и через тонкую перегородку – помещение для арестованных 183 . И арестованные священнослужители должны были слушать круглые сутки бетховенскую «симфонию пыток»: «Через страдания – к радости».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010