Глава 8. Эпоха издательского отдела Московской Патриархии (1943–1988) Обстоятельства церковной жизни в ближайшие после Собора годы были причиной того, что «Доклад об упорядочении богослужения» не получил широкой огласки и меры, указуемые им, не были осуществлены. Ныне по благословению нашего Святейшего патриарха при Московской патриархии учреждена постоянная богослужебно- календарная комиссия, чем полагается начало проведению в жизнь тех мероприятий по упорядочению богослужения, которые намечались на Соборе 1917–1918 гг. И я не могу считать случайным то обстоятельство, что Господь судил первым возглавить нашу Комиссию именно мне, бывшему членом Священного Собора 1917–1918 года, принимавшему деятельное участие в работах Богослужебного отдела Собора. Из доклада еп. Афанасия (Сахарова) на первом заседании Календарно-богослужебной комиссии (3 января 1957 г.) 8.1. Изменение государственной политики: от разъединения к объединению Поворотной датой в истории Русской Православной церкви оказалось 4 сентября 1943 г. Встречей Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским) , Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) был обозначен поворот в государственной политике СССР по отношению к Церкви. Если раньше власть, стремясь ослабить Церковь , поощряла существование борющихся церковных группировок, то теперь выбор был сделан в пользу Московской патриархии. Централизация религиозных организаций на территории СССР отвечала новым интересам властей. Уже в 1943 г. восстанавливается каноническое общение с Грузинской церковью. В течение нескольких лет под омофор Московской патриархии перешли все обновленческие приходы. 343 В 1946 г. Львовский Собор упраздняет унию и греко-католики также присоединяются к Русской Православной церкви. После избрания Алексия I произошло объединение патриаршей церкви со значительной частью «непоминающих». Здесь не место разбирать вопрос о том, в какой мере центростремительные тенденции явились результатом внутреннего развития Церкви, а в какой инспирировались властями. 344 Для нашей темы достаточно констатировать сам факт этой централизации.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Девятьсот дней в аду Духовенство Ленинградской епархии, награжденное медалями ’За оборону Ленинграда’ вместе со своим митрополитом Алексием (Симанским). Октябрь 1943. Фото из музейной экспозиции Успенской церкви на Малой Охте, Санкт-Петербург. К началу Великой Отечественной войны советское руководство под влиянием внешнеполитических обстоятельств вынуждено было отказаться от идеи полного уничтожения Русской Православной Церкви в стране. Перспектива надвигавшейся войны заставила правительственные органы по-иному оценить роль Церкви внутри страны и на международной арене. Однако ее положение оставалось трагичным, множество запретов затрудняло ее деятельность, сотни священников томились в тюрьмах и лагерях. К концу 1930-х гг. в Советском Союзе на свободе оставалось всего 4 правящих православных архиерея. В одной из крупнейших епархий страны, Ленинградской, к 1941 г. уцелел лишь 21 православный храм, были закрыты монастыри и духовные учебные заведения, отсутствовала церковная печать. К этим трудностям прибавились и суровые тяготы войны и блокадного города. Ленинградскую епархию в тот период возглавлял известный церковный деятель митрополит Алексий (Симанский), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. В самом городе и северных пригородах, оказавшихся в кольце блокады, в его ведении находились Никольский кафедральный и Князь-Владимирский соборы, а также церкви: Никольская Большеохтинская, Волковская кладбищенская св. Иова, Димитриевская Коломяжская и Спасо-Парголовская. К обновленческому течению принадлежали Спасо-Преображенский собор и церкви на Серафимовском кладбище и в поселке Лисий Нос, которыми управлял протопресвитер Алексий Абакумов. Кроме того, в городе оставался один действующий иосифлянский храм - Троицкий в Лесном, где служил иеромонах Павел (Лигор). Общее количество православных священнослужителей в Ленинграде не превышало 25 человек. " Церковь зовет к защите Родины " С первых дней войны Русская Православная Церковь посвятила себя защите Родины. Уже 22 июня 1941 г. Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) обратился с посланием к верующим. Оно зачитывалось в храмах Ленинграда, и люди уходили на фронт как на подвиг, имея благословение Церкви. Глава епархии митрополит Алексий 26 июля написал свое обращение к духовенству и верующим " Церковь зовет к защите Родины " . Особенную известность получила его проповедь, произнесенная 10 августа. В ней говорилось прежде всего о патриотизме и религиозности русского человека. Авторитет и влияние Ленинградского митрополита в это время были настолько велики, что 12 октября 1941 г. Патриарший Местоблюститель в своем завещательном распоряжении именно его назначил своим преемником.

http://pravoslavie.ru/4874.html

ЖМП 10 октябрь 2021 /  1 ноября 2021 г. 19:00 «Журналу Московской Патриархии» — 90 ЛИСТАЯ ПОДШИВКИ, ВСПОМИНАЕМ НАШИХ ГЛАВНЫХ РЕДАКТОРОВ Многие десятилетия «Журнал Московской Патриархии» был единственным религиозным изданием в Советском Союзе. В этом году исполняется 90 лет со дня выхода первого номера этого уникального издания. О том, как появился официальный печатный орган Русской Православной Церкви, как развивался все эти годы и как живет сегодня, наш рассказ.  PDF-bepcuя. В марте 1930 года будущий Патриарх Московский и всея Руси владыка Сергий (в то время — митрополит Нижегородский, Заместитель Патриаршего Местоблюстителя) обратился к властям с просьбой разрешить издавать небольшой (до одного печатного листа) журнал, где публиковались бы распоряжения священноначалия, церковная хроника и календарь. Такое разрешение было получено, и с 1931 года начал выходить «Журнал Московской Патриархии» — орган Русской Православной Церкви, который издается по сей день, продолжая выполнять функцию официального периодического печатного СМИ. Первый цикл издания продлился лишь пять лет. Журнал представлял собой скромную тоненькую книжечку с количеством страниц около десятка и выходил всего несколько раз в год. Но и в таком виде журнал выглядел белой вороной среди всего корпуса прессы Страны Советов, власть которой стремилась к тотальной идеологической монополии. Поэтому неудивительно, что в 1935 году журнал вынужден был прекратить свое существование на долгих восемь лет, в течение которых государство не разрешало Церкви заниматься какой бы то ни было издательской деятельностью. Этот запрет был снят лишь во время Великой Отечественной войны. Четвертого сентября 1943 года состоялась историческая встреча Председателя Совета Народных Комиссаров СССР Иосифа Сталина с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским), митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Симанским) и митрополитом Киевским и Галицким Николаем (Ярушевичем) .  Глава советского правительства высказал одобрение патриотической деятельности духовенства и верующих Православной Церкви в дни Великой Отечественной войны. Во время этой беседы было принято решение о созыве в ближайшее время Собора епископов для избрания Патриарха Московского и всея Руси и образования Священного Синода, а также об учреждении богословских школ для подготовки образованных кадров духовенства и об издании печатного церковного органа.

http://e-vestnik.ru/history/zhurnalu_mos...

Закрыть itemscope itemtype="" > Воитель, предстоятель, дипломат 20.10.2015 466 Время на чтение 10 минут Время сейчас такое: люди полагают, что свобода мнений - это возможность говорить и писать всё что угодно. Клеймить исторических деятелей, героев, иерархов, даже святых. Некоторым это доставляет удовольствие - унизить высокостоящего, закидать грязью чистого и тем как бы сравняться с ними. Люди забыли об ответственности за свои слова; мыслят лозунгами, стереотипами. Даже приговорами. Митрополит Николай (в миру - Борис Дорофеевич Ярушевич) - из тех, кому доставалось и достаётся со всех сторон. Его, борца с обновленчеством, главу Петроградской автокефалии после ареста его соратника - епископа Алексия (Симанского), обвиняли и в раздорах с Патриархом Алексием I, и в симпатиях к Сталину, и в сотрудничестве с органами, в соглашательстве... Обвинители далеки от понимания исторических обстоятельств и времени, в которое выпало нести тяжкое служение нашим первоиерархам. Ведь период от 1917 года до крушения СССР явил настоящий подвиг духовности нашей Церкви. С одной стороны, этот подвиг слагали новомученики за веру, принявшие смерть от рук богоборческой власти. С другой - «бескровные мученики», принявшие на себя клевету и поношения, тяготы общения с представителями властей, зачастую буквально одержимых сатанинской идеей искоренения православной веры. Благодаря и тем, и другим, за веру жизнь свою положившим и всеми силами спасавшим жизни чадам Христовым, до сих пор не погибла наша Церковь. Отношения между Церковью и властью не были простыми никогда - ни при князьях и царях, ни при советских руководителях страны, ни сейчас. Однако православная церковь, следуя византийскому принципу «симфонии», всегда стремилась к гармонизации и в конечном счёте - подчинению Церкви государственной власти. Для православного верующего отрицание государственной власти, при которой он живёт, нежелательно: ведь власть даётся от Бога. И, если дана нам была коммунистическая атеистическая власть, значит, нашему народу следовало пройти муки искупления грехов, претерпеть все испытания, тяготы, пытки и смерть...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Личное дело Об исповеднике веры Иване Павлове 21.02.2020 1175 Время на чтение 6 минут Летом 2019 г., накануне 100-летнего юбилея архимандрита Кирилла (Павлова), сотрудники Центрального архива Минобороны РФ обнаружили пакет уникальных документов военного времени: личное дело кандидата в члены ВКП(б) красноармейца Ивана Дмитриевича Павлова (имя отца Кирилла до пострига). Документы проливают свет на некоторые неизвестные ранее детали боевого пути всероссийского старца в годы Великой Отечественной войны. Автобиография Ивана Павлова Годом ранее в архиве Троице-Сергиевой Лавры была обнаружена редкая видеозапись отца Кирилла, сделанная в 90-е гг. XX века в Свято-Даниловском монастыре. В неформальной обстановке, за чашкой чая старец не без юмора вспоминает о том, как в годы войны был «половинным» партийцем – кандидатом в члены партии. И как затем, найдя в полуразрушенном сталинградском доме Евангелие, он никогда больше с ним не расставался. Когда истек кандидатский срок – он отказался стать коммунистом, назвав себя верующим христианином. Известно, что политическую работу в Сталинграде курировал Н.С. Хрущев, отличавшийся партийным усердием и негативным отношением к Церкви: фронтовые газеты периода Сталинградской битвы пестрят сообщениями о вступлении в партию солдат и офицеров – «прямо в разгар боя, в минуты наивысшего напряжения». Хрестоматийная фраза «если умру – считайте меня коммунистом» возникла в годы войны. Церковь была все еще гонима: известная встреча Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), после которой в отношениях начнется «оттепель», состоится только в сентябре 1943 г. Анкета вступающего в кандидаты члена ВКП(б) Ивана Дмитриевича Павлова от 06.02.1943 Отказ вступить в партию и назвать себя христианином в условиях гонений на Церковь, да еще в военное время, когда изменников Родины казнили без суда и следствия, означало почти верную гибель. Защитник легендарного Дома Павлова Илья Воронов после войны рассказывал киножурналу «Летописец России» о том, как сотрудничая с Особым отделом, был свидетелем расстрела на месте бойца, который всего лишь начал роптать на то, что их бросили защищать «развалины».

http://ruskline.ru/opp/2020/02/21/lichno...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения церкви Божией. Часть 5 Слова на Рождество Христово 1943, 1934 и 1954 годов; страницы дневника военных лет 10.01.2011 1201 Время на чтение 33 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Краткое повествование о служении владыки Григория в предвоенные и военные годы предваряет его патриотическое Слово на праздник Рождества Христова, произнесенное в Свято-Троицком соборе прифронтового Саратова накануне Сталинградской битвы. Слова в день этого праздника в другие годы жизни владыки расскажут о Великой Тайне Рождества Христова. Старцы-архиереи хиротонии 1942 года: «...отдать последние силы на дело Божие» «Препояшьте, муж, чресла и выходите на делание... Господь же да вразумит Вас и укрепит и скажет Вам путь в оньже идти к Вашему спасению и к общей пользе, - писал митрополит Сергий (Страгородский) в письме от 10 декабря 1941 года из Ульяновска, куда была эвакуирована Московская Патриархия, вдовому прот. Н.К. Чукову, с 1935 года находившемуся в ссылке в Саратове, - ...я разумею архиерейство и, конечно, с принятием монашества. Буду ждать от Вас ответа, и хотелось бы утвердительного; но, да будет во всем воля Божия, а не наша...». 10 марта 1935 г. настоятель Никольского собора в Ленинг раде митрофорный протоиерей Н.Чуков в пятый раз, начиная с 1918 г., был арестован («...имеет широкие связи, главным образом среди духовенства тихоновского течения, антисоветски настроен»), и 29 марта 1935 г. постановлением ОСО при НКВД СССР приговорен к административной высылке в Саратов на 5 лет. Он подал Ленинградскому митр. Алексию (Симанскому) прошение о выходе за штат, и 6 апреля 1935 г. вместе с матушкой Валентиной Дмитриевной, которая также была выслана, прибыл в Саратов. В течение года, пытаясь найти на работу, он много ходил по разным учреждениям: просился в университет на любую техническую работу в канцелярию, на должность корректора в типографию, секретаря 3-й медицинской клиники, думал о кафедре латинского языка в Медицинском институте или фельдшерской школе, но с «билетом», вместо паспорта, который был выдан ему из НКВД, везде встречал отказ. Ссыльные регулярно должны были отмечаться в местном отделе НКВД. На месяц о. Николаю удалось устроиться в Университетской библиотеке.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Григорий (Чуков): открытие храмов в Ленинградской епархии в 1945-1948 гг. 27.11.2015 784 Время на чтение 22 минут Галкин А.К. В статье, посвященной 60-летию кончины митрополита Ленинг радского и Новгородского Григория (Чукова), церковный историк, автор и соавтор ряда статей в Православной Энциклопедии Александр Константинович Галкин повествует об участии этого выдающегося иерарха в открытии православных храмов в Ленинграде и Ленинградской области в последние месяцы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. Автор сопровождает текст собственными современными фотографиями открытых храмов. В сентябре 1941 г., когда началась осада Ленинграда, на блокированной территории богослужения совершались в 11 храмах, семь из которых были патриаршими, три - обновленческими и один иосифлянским. Салют 27 января 1944 г. по случаю полного снятия блокады церковный Ленинград встречал с 10 действующими храмами, но «единым стадом с единым архипастырем», митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Симанским). Два обновленческих храма - на Серафимовском кладбище и в Лисьем Носу к лету 1942 г. оказались без клира, и власти позволили митрополиту Алексию вступить в управление ими. Два других воссоединения (общины иосифлянской Троице-Лесновской церкви и клира и общины обновленческого Спасо-Преображенского собора) произошли много месяцев спустя - и лишь после сентябрьского 1943 г. приема Сталиным трех митрополитов Московской Патриархии. Когда в августе-сентябре 1941 г. замыкалось блокадное кольцо, внутри него действовал еще один патриарший храм - Князь-Владимирский в Усть-Ижоре. Почему в нем прекратились богослужения и куда делось его имущество - неизвестно. С освобождением города от блокады и районов области от немецко-фашистских захватчиков, Ленинградскому правящему архиерею предстояла большая работа. С одной стороны, требовалось сохранить от вторичного закрытия храмы, открытые в условиях оккупации на территории, православное население которой временно принял под свой омофор митрополит Виленский и Литовский, патриарший экзарх Латвии и Эстонии Сергий (Воскресенский).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Молитва за Победу Архиепископ Саратовский и Сталинградский Григорий (Чуков): страницы военного дневника 05.05.2010 473 Время на чтение 22 минут В преддверии 65-летия Победы наш журнал рассказывает об архиепископе Саратовском и Сталинградском Григории (до пострижения — протоиерее Николае Чукове) и публикует фрагменты его дневников военной поры. Путь архиепископа Григория — это путь скорбный и подвижнический. Чем больше узнаешь об этом человеке, тем больше удивляешься его мужеству и твердости в вере. Месяцы его архиерейства в Саратове совпали с месяцами, днями, часами Великого Перелома в Великой Войне. И совершено не случайно этот перелом совпал с переломом духовным. Когда читаешь дневники Саратовского и Сталинградского владыки — это становится особенно ясно. Призыв на служение «Препояшьте, муж, чресла и выходите на делание…Господь же да вразумит Вас и укрепит и скажет Вам путь в оньже идти к Вашему спасению и к общей пользе», - писал митрополит Сергий (Страгородский) в письме от 10 декабря 1941 года из Ульяновска, куда была эвакуирована Московская Патриархия, вдовому протоиерею Николаю Чукову, с 1935 года пребывавшему в ссылке в Саратове, - «…я разумею архиерейство и, конечно, с принятием монашества. Буду ждать от Вас ответа, и хотелось бы утвердительного; но да будет во всем воля Божия, а не наша»… 10 марта 1935 г. настоятель Никольского собора в Ленинг раде митрофорный протоиерей Николай Чуков в пятый раз, начиная с 1918 г., был арестован: «...имеет широкие связи, главным образом среди духовенства тихоновского течения, антисоветски настроен», и 29 марта 1935 г. постановлением ОСО при НКВД СССР приговорен к административной высылке в Саратов на 5 лет. Он подал Ленинградскому митрополиту Алексию (Симанскому) прошение о выходе за штат, и 6 апреля 1935 г. вместе с матушкой Валентиной Дмитриевной, которая также была выслана, прибыл в Саратов. В течение года, пытаясь найти на работу, он много ходил по разным учреждениям. Просился в университет на любую техническую работу в канцелярию, на должность корректора в типографию, секретаря 3-й медицинской клиники, думал о кафедре латинского языка в Медицинском институте или фельдшерской школе, но с «билетом», вместо паспорта, который был выдан ему из НКВД, везде встречал отказ. Ссыльные регулярно должны были отмечаться в местном отделе НКВД. На месяц о. Николаю удалось устроиться в Университетской библиотеке, а матушка нашла лишь временную работу пианистки в кино при Доме крестьянина. Невозможность найти постоянную работу послужила одной из причин ее отъезда. Она стремилась к детям в Ленинград.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Настроить нас на покаяние» Николай Сергеевич Георгиевский о великопостном пении в храмах 16.03.2021 779 Время на чтение 12 минут Источник: Православие и современность Николай Сергеевич Георгиевский Николай Сергеевич Георгиевский († 2019) – выдающийся регент и композитор, верный служитель Церкви Божией и хранитель традиций предков, основатель и первый регент Патриаршего хора кафедрального собора храма Христа Спасителя. Мы представляем читателям одну из бесед с Николаем Сергеевичем, которую записали при его жизни «во дни печальные Великого поста». Это время – одно из самых значимых и любимых многими православными людьми, когда душа отрешается от всего земного и суетного, молитвами церковных чтений и песнопений пытается воспарить к Богу, осознать свои грехи и неправды. И это время, когда особенно раскрывается сокровищница нашей Церкви: ее Предания, ее уставные богослужения, пронизанные воистину небесными звуками вдохновеннейших песнопений, созданных гением наших церковных песнотворцев. И всякий раз хочется впитать, вобрать в себя все лучшее, что нам предлагает Святая Церковь в эти дни, осознать, осмыслить все происходящее в храме и в церковном уставе. А начать, конечно, следует, как с камертона, с Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского, сопровождающего нас в первые четыре дня первой седмицы Великого поста. Николаю Сергеевичу есть что припомнить – и не только из этого благодатного периода церковного года. Ведь его семья принадлежала близкому кругу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского). И время, и персоналии той эпохи – теперь уже история. Но история учит. И нас она учит в первую очередь примерами из жизни. Или, лучше сказать, нас учат ее современники. Таким был приснопамятный Николай Сергеевич Георгиевский. Прежде и сейчас – Как-то мы беседовали с вами, Николай Сергеевич, о том, что представляет собой Великий пост и как вы проводили его в детстве. А как вы сегодня проводите Великий пост, что он для вас значит?

http://ruskline.ru/opp/2021/03/16/nastro...

Закрыть itemscope itemtype="" > Оболганный Первоиерарх Диакон Владимир Василик о подвиге Патриарха Сергия 04.09.2010 2768 Время на чтение 4 минуты «Святейший Патриарх Сергий - до сих пор знамя пререкаемое, в особенности для зарубежной части Русской Православной Церкви. Многие упрекают его в небытной ереси сергианства, которая якобы состоит в его чрезмерной уступчивости и угождении властям. Но если внимательно посмотреть на то, что делал Святейший Патриарх Сергий, то он делал ровно то же, что делали константинопольские Патриархи по отношению к турецким султанам и русские митрополиты по отношению к татарским ханам, а именно: внешняя лояльность при неприятии идеологических взглядов и чужой веры. Собственно говоря, в его знаменитой декларации 1927 года нет ничего противного догматам Православной веры и церковному учению о взаимоотношении Церкви и государства. Да, в свое время она вызвала возражения, выразившиеся в послании соловецкого епископата (1927), предпринятого по инициативе Илариона, епископа Верейского. Ее авторы справедливо упирали на тяжелое положение Русской Православной Церкви под советской властью. При этом отметим, что авторы и подписанты этого послания не отошли от молитвенного общения с местоблюстителем Сергием. Считая его позицию чрезмерно уступчивой, они, все-таки, сохраняли с ним молитвенное и каноническое единение», - заявил в интервью " Русской народной линии " доцент Санкт-Петербургского университета, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик , рассуждая о значении исторической встречи митрополита Сергия с И.В.Сталиным и избрания митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Как известно, 4 сентября 1943 года, вместе с митрополитами Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), митрополит Сергий (Страгородский) был принят председателем СНК СССР И.В.Сталиным. На встрече присутствовали также Вячеслав Молотов и полковник ГБ Георгий Карпов, будущий председатель Совета по делам Русской Православной Церкви. Митрополиты, по приглашению Сталина, изложили свои пожелания, в числе которых было проведение собора и избрание Патриарха. Сталин заверил, что правительство СССР окажет всяческое содействие. 8 сентября 1943 года в новом здании Патриархии в Чистом переулке состоялся Собор епископов, который избрал Патриархом Московским и всея Руси Блаженнейшего митрополита Сергия. Собор проходил в бывшей резиденции германского посла, в особняке по адресу: Чистый переулок, дом 5, который был предоставлен в распоряжение Патриархии. 12 сентября 1943 года состоялась интронизация новоизбранного Патриарха в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/04/obo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010