Л.К. Александрова-Чукова, протоирей Сергий Звонарев Проблематика высшего управления Русской Православной Церкви по дневникам протоиерея Н. К. Чукова 1925–1930 гг. Источник Скачать epub pdf Содержание Нестроения в Петроградской (Ленинградской) епархии после процесса 1922 г. и позиция протоиерея Н. К. Чукова Высшее церковное управление после кончины Святейшего Патриарха Тихона 1925–1930 гг. – Из Дневника протоиерея Н. К. Чукова     В последние десятилетия свет увидели несколько публикаций дневников протоиерея Н. К. Чукова (митрополита Григория) 1 , относящихся к разным аспектам его многосторонней деятельности. Настоящая подборка дневников посвящена вопросам канонической преемственности высшей церковной власти в 1925–1930 гг.Она начинается днем кончины свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России(† 7 апреля 1925 г.), после которой уже имевшиеся ранее нестроения в Церкви, связанные с революцией, «большевицким походом на Церковь » и обновленческим расколом, усугубились вынужденной необходимостью передачи высшей церковной власти на основании актов и завещаний, поскольку Поместного собора Всероссийской Церкви, намеченного на 1921 г., советская власть провести не разрешила. Дневник охватывает период жизни и служения протоиерея Николая между третьим и четвертым его арестами.     Нестроения в Петроградской (Ленинградской) епархии после процесса 1922 г. и позиция протоиерея Н. К. Чукова 30 ноября 1923 г. настоятель Казанского собора и бывший ректор Богословского института в Петрограде протоиерей Н. К. Чуков вместе с другими осужденными на Петроградском процессе 1922 г. был освобожден и оказался без места, так как собор захватили живоцерковники, а корпорация института во избежание подобного же захвата в мае 1923 г. приняла решение о его закрытии. В 1924 г. протоиерей был назначен настоятелем Николо-Богоявленского собора, а в 1925 г. возглавил Высшие богословские курсы в Ленинграде 2 . После расстрела митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) в 1922 г. северная кафедра вдовствовала четыре года. За это время Петроградской (Ленинградской) епархией временно управляли викарии, в частности, в мае-июне 1922 г. 3 епископ Ямбургский Алексий (Симанский) 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Лавра и академия: к 70-летнему юбилею первой литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры Источник Аннотация Возрождение Троице-Сергиевой Лавры в 1946 г. обычно рассматривается изолированно от возвращения московской духовной академии в Лавру в 1948 г. Однако, в данной статье сделана попытка представить возрождение Лавры и Московской духовной академии в ней как единый процесс, осуществлявшийся в качестве специальной стратегии Русской Православной Церкви, по замыслу и благословению Святейшего патриарха Алексия I (Симанского). В силу разных исторических причин и неблагоприятных обстоятельств возвращение Академии задерживалось и осуществилось, в конце концов, лишь в 1948 году. 1946 год, ставший годом возобновления богослужебной жизни в обители преподобного Сергия, застал Академию в предверии переезда в Новодевичьем монастыре в Москве. В данной статье, на основе архива Академии, собраны всевозможные свидетельства, подчеркивающие глубокую любовь Академии к Лавре и подлинное желание вернуться в нее – как в идеальное место для молитвенных, учебных и ученых трудов. В 2016 г. наступает 70-летний юбилей со времени первой службы в Лавре, заставляющий переосмыслить взаимоотношения Лавры и Академии на первоначальном этапе послевоенного становления. Этот юбилей оказывается очередной важной объединяющей вехой после масштабного празднования 700-летия со дня рождения основателя ТСЛ преподобного Сергия и 200-летия пребывания Академии в Лавре, отмечавшегося в 2014 году. 19 апреля 2016 года в Троице-Сергиевой Лавре состоялся съезд игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви под председательством Высокопреосвященнейшего владыки Феогноста, архиепископа Сергиево-Посадского, председателя комиссии по монастырям и монашествующим. Заседания проходили в новом актовом зале Московской духовной академии, по Промыслу Божию, именно накануне юбилея: семьдесят лет назад, на Великую Субботу 1946 года, в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры была отслужена первая после возрождения монастыря Литургия. На этом заседании рассматривались вопросы истории – возрождение Лавры и Академии, исторически располагавшейся в Лавре с 1814 г., но после Октябрьской революции вынужденной с 1919 года скитаться по Москве до полного прекращения своей деятельности в 1927 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

М.И. Одинцов Глава VI. На московской кафедре. 1934–1941 годы Блаженнейший первоиерарх Русской церкви Видимым признанием авторитета и особенного положения митрополита Сергия стало решение, принятое на расширенном заседании Патриаршего синода 27 апреля 1934 года, о переводе его с Нижегородской кафедры на Московскую кафедру, вдовствующую после кончины патриарха Тихона, и присвоении титула «Блаженнейший» и права ношения двух панагий. 2 мая 1934 года Сергий впервые в своем новом качестве возглавил службу в кафедральном Богоявленском соборе в Дорогомилове 145 . По русской традиции нового правящего московского владыку хлебом-солью встречали многочисленное приходское духовенство, тысячи и тысячи верующих. В торжественном богослужении в день возведения митрополита Сергия на Московскую кафедру архипастырю сослужили более ста епископов, священников и диаконов. Поздравительные телеграммы пришли не только из епархий, расположенных в СССР, но и от правящих епископов и прихожан далеких Японии, Америки, Литвы. В поднесенном Сергию адресе, зачитанном митрополитом Ленинградским Алексием (Симанским), отмечалось: «Всеблагому Промыслу Божию угодно было судьбы Русской православной церкви вручить Вашему мудрому отеческому окормлению. Уже девятый год, подчиняясь нелицемерно этой Божественной Воле, Вы несете ответственное послушание по управлению Русской православной церковью. И это послушание Вы несете как истинный христианин, являя всем образец христианской любви и смирения. И это мудрое руководство кораблем церковным, безграничная любовь Ваша к Матери-Церкви, братское любовное отношение к соепископам-братьям и отеческое ко всем чадам Церкви соделали Вас в общецерковном сознании Первым епископом страны» 146 . Тем самым митрополит Сергий признавался правящим первоиерархом Русской церкви. Его резиденцией стал небольшой дом в Бауманском (бывший Девкин) переулке. Тогда это была восточная окраина старинной городской местности – села Елохова. Здесь еще сохранились небольшие одноэтажные дома с уютными двориками, палисадниками и кустами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

М.И.Одинцов Письмо 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18     «Видно не испили мы до дна всю чашу положенных нам испытаний». Письма епископа Ямбургского Алексия (Симанского)  митрополиту Новгородскому Арсению (Стадницкому) .  1921–1922 гг. Работа в архивах время от времени дарит исследователям приятные неожиданности. Разыскивая материалы, относящиеся к жизни патриарха Алексия (Симанского), и готовя на их основе историческую повесть о нем 1 , я обратился к личному фонду митрополита Арсения (Стадницкого) . Фонд этот лишь в последние 5–6 лет стал доступен для историков, многие десятилетия до этого находясь в архиве НКВД-МВД, затем в Государственном архиве РФ (ГА РФ) под грифом «совершенно секретно». Он состоит из более пятисот архивных дел, содержащих в себе около 10 тысяч документов. Здесь многие сотни писем государственных, общественных, церковных деятелей, представителей мира науки и культуры России конца XIX – начала XX в. митрополиту Арсению. Среди них обнаружились и несколько сот писем Алексия Симанского. Переписка между этими церковными деятелями продолжалась более двух десятилетий, начавшись в тот момент, когда Сергей Симанский учился в Московской духовной академии и вплоть до его служения на кафедре епископа Ямбургского, викария Петроградской епархии. К публикации отобраны письма 1921–1922 гг., наиболее сложного периода в истории Советской России (окончание Гражданской войны, нэп, голод в Поволжье) и в истории взаимоотношений Советского государства и Русской православной церкви в связи с изъятием церковных ценностей из культовых зданий и молитвенных помещений 2 . Письма представляют собой ценнейший источник по истории Русской православной церкви послереволюционного времени, раскрывают обстоятельства и условия, в которых приходилось жить церковным деятелям, руководителям православных общин, наиболее активным верующим. Их значимость возрастает и оттого, что епископ Алексий писал их, заведомо зная, что они не будут подвергаться цензуре, поскольку передавались адресату из рук в руки через различных доверенных лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1943 г. заседал 8 сентября 1943 г., первый Собор РПЦ после 1918 г. Собору предшествовала встреча Местоблюстителя Патриаршего Престола Московского митр. Сергия (Страгородского) , Ленинградского митр. Алексия (Симанского) и Киевского митр. Николая (Ярушевича) с И. В. Сталиным . В кон. авг. 1943 г. гражданская власть предложила митр. Сергию возвратиться в Москву из Ульяновска, куда митр. Сергий был эвакуирован в окт. 1941 г. 4 сент. митр. Сергию позвонил представитель Совнаркома полковник НКВД Г. Г. Карпов , сообщивший о желании правительства принять высших иерархов РПЦ. Митр. Сергий выразил пожелание, чтобы визит состоялся безотлагательно. Позже Карпов записал содержание своей беседы со Сталиным, предварявшей звонок митр. Сергию, и вопросы, к-рые задавал ему Сталин: «а) Что из себя представляет митрополит Сергий (возраст, физическое состояние, его авторитет в Церкви, его отношение к властям); б) краткая характеристика митрополитов Алексия и Николая; в) когда и как был избран в Патриархи Тихон; г) какие связи Русская Православная Церковь имеет за границей; д) кто является Патриархами Вселенским, Иерусалимским и другими; е) что я знаю о руководстве Православных Церквей Болгарии, Югославии и Румынии; ж) в каких материальных условиях находятся сейчас митрополиты Сергий, Алексий и Николай; з) количество приходов православной Церкви в СССР и количество епископата» (МЦВ. 1994. 6 (103)). Получив ответы Карпова, Сталин сказал, что нужно создать специальный орган, к-рый бы осуществлял связь с руководством РПЦ (7 окт. 1943 вышло Постановление СНК, в к-ром было утверждено «Положение о Совете по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР»). Заседание Архиерейского Собора РПЦ. 8 сентября 1943 г. Москва Заседание Архиерейского Собора РПЦ. 8 сентября 1943 г. Москва Вечером 4 сент. в Кремле состоялась беседа 3 митрополитов со Сталиным, В. М. Молотовым и Карповым о взаимоотношениях Церкви и гос-ва.

http://pravenc.ru/text/76500.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОН Никон (Фомичёв), архиеп. Пермский и Соликамский. Фотография. Нач. 80-х гг. XX в. Никон (Фомичёв), архиеп. Пермский и Соликамский. Фотография. Нач. 80-х гг. XX в. (Фомичёв Николай Васильевич; 9.05.1910, С.-Петербург - 13.04.1995, там же), архиеп. Пермский и Соликамский. Род. в семье служащего. С детства прислуживал в храме подворья Троицкого Творожковского мон-ря и в Феодоровском соборе на Полтавской ул. в Петрограде. С 1923 г. входил в нелегальное Александро-Невское братство, был иподиаконом архиеп. Гавриила (Воеводина) (до нач. 1932). С 1928 г., по окончании 9 классов 102-й трудовой школы работал на одном из заводов Ленинграда. В 1931 г. поступил в Ленинградский ин-т инженеров железнодорожного транспорта. После разгрома в февр. 1932 г. Александро-Невского братства отошел от церковной деятельности. В 1936 г. окончил железнодорожный институт по специальности «инженер-энергетик», работал на Октябрьской железной дороге, затем в областной структуре эксплуатации электросетей «Ленэнерго». Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. служил на военном ремонтно-восстановительном поезде на Ленинградском фронте. Был награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В 1944 г. обратился с прошением к Ленинградскому митр. Алексию (Симанскому; с янв. 1945 патриарх Московский и всея Руси Алексий I ) рукоположить его в священный сан. 17 июня 1945 г. он был рукоположен управляющим Ленинградской епархией архиеп. Псковским Григорием (Чуковым ; с сент. 1945 митрополит Ленинградский) во диакона к Спасо-Преображенскому собору Ленинграда, 12 мая 1946 г.- во иерея и определен священником к одной из сельских церквей Сланцевского р-на Ленинградской обл. Вскоре после приезда в село был арестован за проведение службы в якобы еще официально закрытой церкви. Через несколько дней освобожден, получил разрешение служить в храме. В 1946 г.

http://pravenc.ru/text/2577565.html

Митрополит Феодосий (Процюк) ЖМП 8 август 2016 /  16 августа 2016 г. 14:50 Митрополит Феодосий (Процюк) Митрополит Феодосий (Процюк) 07.01.1927–28.05.2016 28 мая в отошел ко Господу бывший управляющий Омской епархией митрополит Феодосий (Процюк).         Будущий митрополит Феодосий (в миру Игорь Иванович Процюк) родился 7 января 1927 года в селе Топульно Рожищенского района Волынской области в семье священника. Начальное образование он получил в школах сел Згораны и Городно Любомльского района Волынской области. В 1943 году, завершив обучение в Горховской гимназии, Игорь Процюк сдал экзамен на псаломщика на пастырско-богословских курсах при Почаевской лавре и был определен псаломщиком Свято-Дмитровского храма города Дружкополя Волынской епархии. Через год принят под юрисдикцию Московской Патриархии и определен иподиаконом в Троицком кафедральном соборе Луцка. В 1945 году в качестве келейника епископа Волынского и Ровенского Николая (Чуфаровского) он был на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, который избрал Патриарха Алексия I (Симанского). 24 марта 1945 года Игорь Процюк был рукоположен во диакона, а 1 апреля во иерея. В течение двух лет отец Игорь служил в Симеоновском храме в деревне Сельцо, а также помогал настоятелю Свято-Дмитровского храма Дружкополя иерею Иоанну Процюку (своему отцу). В последующие годы служил в храмах Волынской и Хмельницкой епархий. Еще в 1951 году отец Игорь поступает сразу в третий класс заочного сектора Ленинградской духовной семинарии, через год успешно оканчивает семинарию и продолжает образование уже в Ленинградской духовной академии, не прерывая пастырского служения. В 1956 году после окончания духовной академии он возводится в сан протоиерея. С 1959 года — кандидат богословия. Эту степень пастырь получил за сочинение «Святой Ефрем Сирин как экзегет Священного Писания Ветхого Завета». 3 ноября 1979 года, уже будучи архиепископом, владыка Феодосий был удостоен степени магистра богословия, за сочинение «Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 год (по материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархий)». Этот труд не потерял своей актуальности до сих пор: в 2004 году он был издан в Москве издательством Крутицкого подворья.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

На 2013 год пришлись юбилеи событий исключительно высокой значимости в истории Церкви и истории России. Исполнилось ровно 17 столетий со времени издания Миланского эдикта, прошло 25 лет после празднования тысячелетия Крещения Руси, 400 лет назад в Москве состоялся Земский собор, избравший на царство Михаила Романова и в связи с этим 100 лет назад, в последний мирный год в истории нашей страны, после которого начинался «не календарный, настоящий XX век», ставший огненным испытанием для России, праздновалось трехсотлетие династии Романовых. Среди этих дат не должен потеряться еще один юбилей — 70-летие Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося в 1943 г. Это событие не равнозначно изданию эдикта святым императором Константином о свободе христианского исповедания или Крещению Руси, но в истории Русской Церкви XX века Собор имел колоссальное значение.      До него в течение 18 лет восстановленный в 1917 г. Патриарший Престол оставался вакантным — Русскую Церковь возглавлял Патриарший Местоблюститель, а некоторое время, с конца 1925 г., после ареста священномученика Петра, до 1936 г., когда поступила ложная информация о его кончине, — Заместитель Местоблюстителя. Соборы не созывались, Временный Патриарший Синод в 1935 г. прекратил свое существование. Текущее церковное управление осуществлялось единолично Местоблюстителем, и лишь изредка созывались совещания, в которых участвовало по несколько епископов, имевших возможность приехать в Ульяновск (Симбирск), куда в начале Великой Отечественной войны была эвакуирована Патриархия в лице Местоблюстителя митрополита Сергия и нескольких его помощников. Как известно, Собору предшествовала состоявшаяся 4 сентября 1943 г. встреча митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского), будущего Патриарха, и Николая (Ярушевича), в ту пору занимавшего Киевскую кафедру, но находившегося в Москве, с И. В. Сталиным, В. М. Молотовым и только что назначенным на учрежденную тогда должность председателя Совета по делам Русской Православной Церкви Г.

http://pravoslavie.ru/63924.html

На всех нужна одна Победа: Русская Православная Церковь и начало Великой Отечественной войны О патриотической работе церковного руководства в начале войны упоминают не часто, и для многих прихожан эта страница церковной истории остается неизвестной. 22 июня, 2010 О патриотической работе церковного руководства в начале войны упоминают не часто, и для многих прихожан эта страница церковной истории остается неизвестной. В последнее время нередко приходится сталкиваться с мнением о том, что Русская Православная Церковь, будучи в Советском Союзе гонимой, не прикладывала никаких усилий для победы и даже прямо или косвенно поддерживала германских агрессоров. Не только антиклерикалы, но и верующие требуют во имя исторической справедливости тему участия Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне не поднимать. Насколько правомерен такой подход? 22 июня во всех храмах Русской Православной Церкви по сложившейся традиции служат панихиды по воинам и мирным жителям России, погибшим в Великой Отечественной войне. В своих обращениях к верующим в этот день пастыри часто напоминают людям о «вождех и воинех за веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада почивших, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, в блокаду скончавшихся и всех для Победы потрудившихся». О народном героизме, в свою очередь, вспоминают обычно 9 мая. А вот о патриотической работе церковного руководства в начале войны упоминают не часто, и для многих прихожан эта страница церковной истории остается неизвестной. В советской школе на уроках истории об этом умалчивалось, в современных российских учебных пособиях церковно-патриотический сюжет хотя и упоминается, но учителя, как правило, в силу опять-таки своего советского образования по привычке не уделяют ему внимания. Это особенно прискорбно, поскольку вся Русская Церковь, подчинявшаяся патриаршему местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому), с редкой по тем временам решимостью выступила с осуждением германской агрессии против СССР. Быстрота реакции и объем работы на благо армии и тыла, которую осуществило тогда церковное руководство, поражает ещё более, если вспомнить о катастрофическом положении самой Русской Церкви. К началу войны в СССР в живых и на свободе оставалось всего лишь 4 правящих архиерея: сам патриарший местоблюститель митрополит Сергий, а также митрополиты Сергий (Воскресенский) , Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич) , которые не исключали возможности и своего собственного ареста, что ставило Церковь в СССР на грань полного и окончательного уничтожения.

http://pravmir.ru/na-vsex-nuzhna-odna-po...

О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова Содержание Предисловие Археографическое предисловие Раздел 1. Документы церкви 1. Обращение митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского) пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви 2. Обращение церковной общины Князь-Владимирского собора в Ленинградский Совет депутатов трудящихся (Ленсовет) о желании открыть на средства общины лазарет для раненых и больных воинов 3. Список священнослужителей и действующих храмов Русской Православной Церкви в г. Ленинграде, I составленный митрополитом Алексием (Симанским) 4. Объявление Епархиального управления о проведении богослужения в церквях г. Могилева 5. Послание Патриаршего местоблюстителя Сергия, митрополита Московского и Коломенского к верующим г. Москвы 6. Телеграмма митрополита Ленинградского Алексия И. В. Сталину о внесении Ленинградской епархией 500 000 руб. на постройку танковой колонны имени Димитрия Донского 7. Обращение Патриаршего местоблюстителя митрополита Московского и Коломенского Сергия к верующим в связи с поддержкой фашистов православными епископами Прибалтики 8. Определение Патриаршего местоблюстителя, главы Православной Церкви в СССР Сергия митрополита Московского и Коломенского «По делу митрополита Сергия Воскресенского с другими» 9. Рапорт священника Димитриевской церкви Г. Бенигсена начальнику Псковской Православной миссии освобожденных областей России протоиерею Кириллу Зайцу об открытии приюта для сирот, детского сада, церковной школы и ведении им радиопередач на религиозные темы и обращение протоиерея Кирилла Зайца к экзарху Сергию (Воскресенскому) с просьбой передать благословление прихожанам и священнику Димитриевского прихода за их начинания 10. Письмо митрополита Ленинградского и Псковского Алексия председателю исполкома Ленсовета П. С. Попкову с просьбой разрешить издание документального сборника по истории Ленинградской епархии в годы войны 11. Письмо председателя церковного совета Хомутовской церкви Щелковского района Московской области А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010